|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 8 (56)Обнаружение пустоты Мая 1973 года, Бомбей, Индия Вопросы: Как научиться жить с пустотой? Экзистенциальная трансформация неэкзистенциального эго? Является ли процесс трансформации тоже сновидением? Как узнать, является ли духовный поиск реальным? Первый вопрос: Если в медитации, когда временно отбрасывается «я» и внутри создается пустота, эта пустота не заполняется вхождением неизвестного, то ощущается разочарование. Как научиться жить с этой пустотой? Пустота - это неизвестность. Не ждите и не надейтесь, что что-то заполнит эту пустоту. Если вы ожидаете, надеетесь, желаете, то вы не пусты. Если вы ожидаете, что нечто, какая-то неизвестная сила, спустится на вас, то вы не пусты - есть только надежда, есть желание, есть страстное стремление к чему-то. Так что не желайте, чтобы что-либо наполнило вас. Просто будьте пустым. Ничего не ждите. Пустота - это неизвестность. Когда вы действительно пусты, неизвестное уже спустилось на вас. Это не означает, что сначала вы стали пустым, а затем в вас вошло неизвестное. Вы пусты, и неизвестное вошло. Между этими событиями нет ни единого мгновения промежутка. Пустота и неизвестное есть одно и то же. Сначала это является вам как пустота; это только внешнее проявление, потому что вы всегда были наполнены эго. Вы, в действительности, ощущаете отсутствие эго; вот почему вы ощущаете пустоту. Сначала исчезает эго, - но ощущение, что эго больше нет, порождает ощущение пустоты. Просто отсутствие... что-то было здесь, а теперь его нет. Эго ушло, но отсутствие эго ощущается. Сначала исчезнет эго, а затем исчезнет ощущение отсутствия эго. Только тогда вы действительно будете пустым. А быть действительно пустым значит быть действительно наполненным. Это внутреннее пространство, которое порождается отсутствием эго, и есть божественное. Божественное не приходит откуда-то извне; оно уже здесь. Поскольку вы наполнены эго, вы не можете осознать его, вы не можете увидеть его, вы не можете прикоснуться к нему. Туманный барьер эго мешает вам. Когда эго отбрасывается, барьер тоже отбрасывается. Завесы больше нет. Ничто не должно прийти; все, что должно было прийти, уже здесь. Запомните это: что ничего нового не должно войти в вас. Все, что возможно, уже здесь, уже задействовано. Так что проблема не в достижении, проблема в обнаружении. Сокровище здесь, но оно скрыто - вы должны обнаружить его. После того как Будда реализовался, его много раз спрашивали: «Что ты приобрел? Чего ты достиг?» Говорят, что Будда отвечал: «Я не достиг ничего. Скорее, наоборот. Я потерял самого себя. А то, чего я достиг, уже было здесь, так что я не могу сказать, что я достиг его. Я не осознавал этого, а теперь я стал осознающим. Но я не могу сказать, что я достиг этого. Скорее, наоборот, сейчас я удивляюсь, как могло случиться так, что я не знал этого раньше. А оно всегда было здесь, за углом - к нему нужно было только повернуться». Божественное не есть будущее, ваше божественное есть настоящее. Оно здесь и сейчас. В этот самый момент вы им и являетесь – не осознающий, не смотрящий в правильном направлении или не повернувшийся к нему, вот и все. Вот радиоприемник: волны приходят все время, но если приемник не настроен на конкретную волну, волны себя никак не проявляют. Вы настраиваете приемник, и наличие волн становится очевидным. Нужна настройка. Медитация является настройкой. Если вы настроены, то все то, что было неявным, становится явным. Но помните: не желайте, потому что желание не позволит вам быть пустым. А если вы не являетесь пустым, все становится невозможным, потому что нет пространства, в котором могла бы быть обнаружена ваша неявная природа. Чтобы она была обнаружена, необходимо пространство. И не спрашивайте, как жить с пустотой. Это не реальный вопрос. Просто будьте пустым. Вы еще не пустой. Если однажды вы узнаете, что такое пустота, то вы полюбите ее. Это экстаз. Это наиболее прекрасное переживание, возможное для ума, для человека, для сознания. Вы не будете спрашивать, как жить с пустотой. Вы спрашиваете это так, как если бы пустота была страданием. Эго так и считает. Эго всегда боится пустоты, поэтому вы спрашиваете, как жить с нею, как если бы это был какой-то враг. Пустота является вашим внутренним центром. Вся деятельность происходит на периферии; самый внутренний центр является просто нулем. Все явное находится на периферии; глубочайшее ядро вашего существа представляет собой неявный вакуум. Будда дал ему название - шуньята. Это означает ничто или пустоту. Это ваша природа, это ваше существо, из этого «ничто» происходит все, и все возвращается в него. Эта пустота является первоисточником. Не стремитесь заполнить ее, потому что, когда вы стараетесь заполнить ее, вы создаете все большее и большее эго - эго является усилием заполнить пустоту. И даже это желание, что сейчас на вас что-то должно спуститься - бог, божественное, божественная сила, какая-то неизвестная энергия, - тоже является мыслью. Все, что бы вы ни думали о Боге, богом не является; это является просто мыслью. Когда вы говорите о неизвестном, вы делаете его известным. Что вы знаете о неизвестном? Даже для того чтобы сказать, что оно является неизвестным, вы должны знать какое-то его качество - качество быть неизвестным. Ум не может постичь неизвестное. Даже неизвестное становится известным, и что бы ни говорил ум, это всего лишь разглагольствования, мыслительный процесс. Бог не является словом «бог». Мысль о Боге не есть Бог. И когда нет никаких мыслей, то только тогда вы ощутите и осознаете, что это такое. Ничего другого об этом сказать нельзя. На это можно только указать. А все указания являются ошибочными, потому что они не являются прямыми, непосредственными. Максимум того, что можно сказать - это то, что когда вас нет... А вас нет, когда нет никаких желаний, потому что вы существуете с желаниями. Желания являются пищей, благодаря которой вы существуете. Желания являются горючим. Когда нет никаких желаний, когда нет никаких стремлений, нет будущего и нет вас самих, то такая пустота является полнотой существования. В этой пустоте перед вами раскрывается все существование. Вы становитесь им. Так что не спрашивайте, как жить с пустотой. Сначала станьте пустым. Нет никакой необходимости спрашивать, как жить с нею. Она настолько наполнена блаженством - в ней глубочайшее блаженство. Когда вы спрашиваете, как жить с пустотой, вы, на самом деле, спрашиваете, как жить с самим собой. Но вы еще не знаете себя. Входите все больше и больше в это. При медитации вы иногда ощущаете что-то вроде пустоты, но это не реальная пустота. Я называю это разновидностью пустоты. Когда вы медитируете, то на какие-то мгновения, в течение нескольких секунд вы ощущаете себя так, как если бы мыслительный процесс прекратился. В начале медитации такие промежутки будут появляться. Но хотя вы и ощущаете себя так, как если бы мыслительный процесс прекратился, само это также является мыслительным процессом, очень тонким мыслительным процессом. Что вы делаете? Вы говорите внутри: «Мыслительный процесс прекратился». Но что есть эти слова? Это запустился вторичный мыслительный процесс. И вы говорите: «Это пустота». Вы говорите: «Сейчас что-то должно случиться». Что это? Снова запущен новый процесс движения мыслей. Когда бы это ни случилось вновь, не становитесь жертвой этого. Когда вы ощущаете, что на вас опускается тишина, не превращайте ее в слова, потому что вы разрушите ее. Ждите не чего-то конкретного, - просто ждите. Ничего не делайте. Не говорите: «Это пустота». В тот момент, когда вы скажете это, вы разрушите ее. Просто смотрите на нее, проникайте в нее, встречайтесь с ней, но ждите - не превращайте ее в слова. Через слова ум снова входит с другой стороны, и вы остаетесь обманутым. Будьте бдительным по отношению к этим проделкам ума. Сначала так и должно случаться, поэтому, когда бы это ни случилось вновь, просто ждите. Не попадайтесь в ловушку. Не говорите ничего - оставайтесь безмолвным. Тогда вы войдете, и тогда это будет не временно, потому что раз вы познали реальную пустоту, вы не можете потерять ее. Реальное не может быть утеряно; таково его свойство. Раз вы узнали внутреннее сокровище, раз вы вошли в контакт со своим глубочайшим ядром, то вы можете переходить к деятельности, тогда вы можете делать все, что угодно, тогда вы можете жить обычной мирской жизнью, но пустота с вами останется. Вы не сможете забыть ее. Она все время будет внутри. Будет слышна ее музыка. Что бы вы ни делали, все это будет только на периферии; внутри вы будете оставаться пустым. И если вы сможете оставаться пустым внутри, будучи активным только на периферии, то все, что бы вы ни делали, становится божественным, все, что бы вы ни делали, принимает свойства божественного, потому что теперь это не идет от вас. Теперь это идет непосредственно от первоначальной пустоты, из первоначального ничто. Тогда, если вы произносите слова, то слова эти не ваши. Вот что имел в виду Мухаммед, когда говорил: «Этот Коран говорился не мною. Он пришел ко мне, как если бы кто-то говорил при помощи меня». Это выходит из внутренней пустоты. Вот что имеют в виду индусы, когда говорят: «Веды написаны не человеком, это не человеческий документ, а божественный, рассказанный самим Богом». Имеются символические способы высказывания чего-либо, что является очень таинственным. А это является таинственным: когда вы глубоко пусты, все, что бы вы ни делали или говорили, идет не от вас - потому что вас нет. Это идет от пустоты. Это идет из глубочайшего источника существования. Это идет из того же самого источника, из которого пришло все это существование. Тогда вы входите в утробу, в саму утробу существования. Тогда ваши слова больше не ваши, ваши действия больше не ваши. Это так, как если бы вы были инструментом - инструментом целого. Если пустота ощущается лишь мгновение, если она приходит и уходит как вспышка, то она не является реальной. А если вы начинаете думать об этом, то даже это нереальное теряется. Не думать в подобный момент представляет собой большое мужество. Это величайший самоконтроль, который я знаю. Когда ум становится безмолвным, и вы опускаетесь в пустоту для того, чтобы не думать, требуется величайшее мужество, потому что все прошлое вашего ума будет отстаивать свои права. Весь его механизм будет кричать: «Теперь думай!» Неуловимыми способами, косвенными методами ваши воспоминания о прошлом будут заставлять вас думать - и если вы думаете, вы возвращаетесь назад. Если вы сможете оставаться безмолвным в этот момент, если вас не искусит механизм вашей памяти и вашего ума... Это просто Сатана - ваш собственный ум, который искушает вас. Всякий раз, когда вы попадаете в пустоту, ум искушает вас и создает что-то, о чем нужно думать - и если вы начинаете думать, вы отходите назад. Говорят, что когда один из величайших Учителей, Бодхидхарма, пришел в Китай, вокруг него собралось много учеников. Он был первым учителем дзэна. Один из учеников, который должен был стать его главным учеником, подошел к нему и сказал: «Теперь я стал полностью пустым». Бодхидхарма немедленно похлопал его по плечу и сказал: «Теперь иди и выбрось также и эту пустоту! Теперь ты наполнен пустотой - выбрось ее тоже. Только тогда ты действительно будешь пустым». Вы поняли? Вы можете быть наполненным идеей пустоты. Тогда она парит над вами, она становится облаком. Он сказал: «Выбрось и эту пустоту, а потом приходи ко мне». Если вы говорите, что вы пусты, то вы не пусты. Теперь приобрело значение это слово «пустота» и вы наполнены им. То же самое и я говорю вам: выбросьте и эту пустоту. Второй вопрос: Вы говорили о трансформации и мутации человеческого ума, о преобразовании бессознательного в сверхсознательное, о том, что духовность является экзистенциальным экспериментированием. Но вчера вечером Вы сказали, что эго является ложной сущностью, что в нем нет никакой реальности. Не означает ли это, что все духовное экспериментирование является экзистенциальной трансформацией неэкзистенциального эго? Нет. Духовная трансформация не является трансформацией эго; это растворение его. Вы не должны трансформировать эго, потому что как бы его не трансформировать, оно не перестанет быть эго. Оно может стать более возвышенным, более очищенным, более окультуренным, но эго останется эго. И чем более окультуренным оно становится, тем более оно ядовито. Чем более тонким оно является, тем больше оно держит вас, потому что тогда вы не в состоянии осознать это. Вы не осознаете даже такое большое эго. Когда оно станет тонким, вы не будете осознавать его; для этого не будет никакой возможности. Существуют способы очищения эго, но они не являются духовными. К таким методам относится мораль. Но между религией и моралью имеется разница. Мораль основывается на методах очищения эго; мораль существует на респектабельности. Поэтому мы говорим человеку: «Не делай этого. Не делай этого — ставкой является твоя репутация. Не делай этого - что скажут о тебе другие? Не делай этого - тебя не будут уважать. Делай это, и все будут уважать тебя». Вся мораль опирается на ваше эго, тонкое эго. Религия не является трансформацией эго, это трансценденция его. Вы просто отбрасываете эго. И вы расстаетесь с ним не потому, что оно плохое. Запомните это отличие. Мораль всегда говорит: «Расстаньтесь с тем, что неправильно, и делайте то, что правильно». Религия говорит: «Оставьте то, что является фальшивым» - не неправильным, а фальшивым. «Оставьте то, что является нереальным, войдите в реальное». В духовности имеет значение истинность, а не правильность. Потому что, правильное само по себе может быть фальшивым, а в фальшивом мире мы нуждаемся в фальшивом правильном в противовес неправильному. Духовность не является трансформацией эго, это его трансценденция. Вы выходите за пределы эго. И этот выход за пределы является, в действительности, пробуждением. Нужна глубокая бдительность, чтобы увидеть, существует эго или нет. Если оно существует, если оно является частью, реальной частью вашего существа, то вы не сможете выйти за его пределы. Если оно является фальшивым, то только тогда возможна трансценденция. Вы можете пробудиться ото сна, вы не можете пробудиться от реальности - не так ли? Вы можете выйти за пределы сновидения, но вы не можете выйти за пределы реальности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |