АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия истории

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

1. Основные точки зрения на исторический процесс, подходы.
2. Формационный подход Маркса, Энгельса, Ленина.
3. Цивилизационный подход Тойнби.
4. Культурологический подход Шпенглера.

5. Иные подходы к историческому процессу.


1. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты); те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, - к данной категории относится большинство философов.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):

 

Ø формационный подход;

Ø цивилизационный подход;

Ø культурологический подход.

Ø

Имеются также и иные подходы.
2. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. Л. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно – экономическая формация.
Общественно – экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно – экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В целом К. Марксом было выведено пять общественно – экономических формаций:

Ø -первобытнообщинная;

Ø -рабовладельческая;
-феодальная;

Ø -капиталистическая;

Ø -коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико – экономический тип общества – «азиатский способ производства».

Первобытнообщинная формация характеризуется:

Ø Примитивными формами организации труда;

Ø Отсутствием частной собственности – общей собственностью на средства и результаты труда;

Ø Равенством и личной свободой;

Ø Отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;

Ø Слабой общественной организацией –отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

«Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока, расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:

Ø Ирригационное земледелие как основу экономики;

Ø Отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);

Ø Государственную собственность на землю и средства производства;

Ø Массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства;

Ø Наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно – экономическая формация:

Ø Возникла частная собственность на средства производства,в том числе «живые», «говорящие» - рабов;

Ø Социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;

Ø Государство и публичная власть.

Феодальная общественно – экономическая формация основывалась на:

Ø Крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов;

 

Ø Труде свободных, но зависимых экономически от феодалов крестьян;

Ø Особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.

При капиталистической общественно – экономической формации:

Ø Основную роль в экономике начинает играть промышленность;

Ø Усложняются средства производства- механизация, объединение труда;

Ø Промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

Ø Основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая формация,по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

Ø Отсутствием частной собственности на средства производства;

Ø Государственной собственностью на средства производства;

Ø Трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

Ø Справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

Ø Высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет достоинства и недостатки. Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – не учет других факторов, излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.

 

3. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби(1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в

истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации.
К основным цивилизациям относятся:

Ø шумерская;

Ø вавилонская;

Ø минойская;

Ø эллинская;

Ø китайская;

Ø индусская;

Ø исламская;

Ø христианская;

Ø некоторые другие цивилизации.

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

Ø Творческого меньшинства;

Ø Инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, что - бы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

Ø Зарождение;

Ø Рост;

Ø Надлом;

Ø Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

4. Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880-1936).

Центральное понятие данного подхода - культура. Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура – автономна, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» у

Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Всего Шпенглером было выделено восемь культур:

Ø Индийская;

Ø Китайская;

Ø Вавилонская;

Ø Египетская;

Ø Античная;

Ø Арабская;

Ø Русская;

Ø Западноевропейская.

Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине 20-х веков.

5. Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход.

Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный прощесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:

Ø Восточный – осознает себя и свободен только один человек – правитель, все остальные – его рабы;

Ø Античный – осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей – «верхушка»;

Ø Осознают себя и свободны все.

Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое распространение. Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества:

Ø Традиционную;

Ø Доиндустриальную;

Ø Индустриальную.

 

На базе данной классификации получила широкое распространение среди современных западных философов точка зрения о том, что человечество в своем историческом развитии прошло стадии:

Ø Традиционного;

Ø Доиндустриального (аграрного);

Ø Индустриального;

Ø Постиндустриального общества.

 

52. Формационный и цивилизационный подходы к типологизации истории общества.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)