АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение Пифагора

Читайте также:
  1. B. обучение образам правого полушария
  2. II. получение наслаждения
  3. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности
  4. III. Современное традиционное обучение (ТО)
  5. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  6. А) Первичное обучение
  7. Аристократическое учение о государстве и праве Ф. Ницше.
  8. Атомистическое учение Демокрита
  9. Атомно-молекулярное учение
  10. Б) Обучение на рабочем месте.
  11. Безвозмездное получение основных средств.
  12. Бета-излучение изотропных источников

Древнегреческого философа, математика и мистика Пифагора Самосского считают основателем науки о числах. Он является примером человека, который знал две стороны чисел - математическую и нумерологическую. Его имя окружено легендами. Он умер на закате славы, в изгнании. Существует несколько версий его биографии. По одной из них, Пифагор родился около 590 г. до н. э. И имя ему дал Дельфийский оракул, предсказавший его рождение.

Будущие родители Пифагора жили на острове Самос. Однажды они решили посетить город Дельфы, который был самым известным местом паломничества во всей Греции. Там Дельфийский оракул предсказал им, что у них родится мальчик, который станет очень знаменитым человеком, чья слава сохранится на века. Предсказатель посоветовал им покинуть Самос, поскольку там назревал политический кризис, и переехать в Финикию, город высокой культуры и искусства. Предсказатель также отметил, что ребенок будет необычным - он будет обладать неземной мудростью. Родители последовали совету предсказателя.

Когда Пифагору исполнился год, родители повезли его в Ливан, чтобы он получил благословение верховного жреца этой страны. Приехав оттуда, они решили вернуться на Самос. Родители стремились развить сверхъестественные способности сына, они нанимали для него частных учителей и посылали в лучшие школы. В раннем детстве его отдали в один из храмов, где он рос в исключительно духовном окружении. Там Пифагор научился медитации и полюбил звезды. Ему приписывают идею о том что, мир сферичен. О его юности известно мало, но есть сведения, что он завоевывал призы на Олимпийских играх, был высоким, красивым энергичным и нравился всем.

Когда Пифагору исполнилось 20 лет, он покинул Грецию, чтобы приобрести знания в других странах. Его учителя посоветовали ему посетить Египет, потому что именно там процветали нумерология и астрология. Правда, в Египте Пифагора встретили без особого энтузиазма. Ему предстояло пройти ряд испытаний на выносливость, смекалку и сообразительность, чтобы показать, на что он способен. После того как он справился со всеми испытаниями, ему позволили изучать таинственные науки, знания, которые до этого момента могли приобретать только египтяне.

Он учился в Египте около 20 лет. После того как Вавилон покорил Египет, египетским жрецам было приказано отправиться в этот город, и Пифагор последовал за ними. В Вавилоне он продолжал углублять свои знания, беря уроки у халдейских жрецов. В конце концов Пифагор поселился в Кротоне (греческой колонии в Южной Италии) и основал там школу мудрости, ставшую центром культуры того времени. Считается, что он передавал свое учение тайно и никому из учеников не разрешал записывать изложенные в школе идеи. Насколько известно, никто не нарушил данного правила до самой его смерти, и по этой причине многое из наследия Пифагора утрачено для современного мира.

Когда Пифагор открыл свою школу, ему было уже за пятьдесят. Он хотел научить людей тому, во что сам глубоко верил: нужно заботиться о здоровье тела и души. В его школе преподавались такие предметы, как философия, этика, социология, музыка, искусство, гигиена, наука о правильном питании, энергетическая медицина, наука о травах. Кроме того, ученикам этой школы прививали моральные ценности, вырабатывали у них стремление к самосовершенствованию как физическому, так и духовному. Пифагор стремился воспитать из своих учеников культурных и эрудированных во всех отношениях людей, которые к тому же обладали хорошей физической подготовкой и духовной мудростью. Поэтому они без труда могли учить своих сограждан, совершенствуя их умственные и духовные способности.

В возрасте примерно 60 лет Пифагор женился на Феано, одной из своих учениц. У них родились трое детей (два сына и дочь), и все они стали последователями своего отца.

Пифагор принимал большое участие в политической жизни Кротона. По его инициативе был создан аристократический правящий орган - Совет трехсот. Пифагор сам возглавлял его в течение примерно 25 лет. Постепенно Совет трехсот распространил свое влияние и на соседние города. Через 30 лет пребывания Пифагора в Кротоне власти начали плести против него интриги; вспыхнуло восстание против правления аристократической партии. Не исключено, что поводом послужил отказ Пифагора принять в свою школу некоего богатого, но недостойного гражданина, а тот из мести спровоцировал бунт. После восстания начались гонения на пифагорейцев. По приказу властей школа Пифагора была разрушена.

О смерти Пифагора известно мало, существует как минимум три версии ухода великого ученого. Несомненно одно - это случилось из-за преследования пифагорейцев. По сохранившимся данным, Пифагор прожил около 100 лет. Воспоминания о Пифагоре дошли до нас благодаря тем немногим его ученикам, которым удалось бежать из Италии в Грецию.

Пифагор положил начало таким наукам, как нумерология, математика, астрология, астрономия. Он ввел в оборот слово «философия» и объяснил его значение. Он поощрял вегетарианство, правильное питание и личную гигиену. Он выступал за равенство между мужчинами, женщинами и людьми всех рас, за социальные реформы. Пифагор оставил своим ученикам десять заповедей:

· отклоняйся от дорог исхоженных, используй нехоженые пути;

· будь хозяином своему языку прежде всех других вещей, следуя при этом богам;

· дует ветер - поклоняйся шуму;

· помогай человеку в поднятии тяжести, но не помогай в сложении ее;

· выйдя из дома своего - не возвращайся;

· не говори о делах учения без Света;

· корми петуха, но не приноси его в жертву, поскольку он посвящен Солнцу и Луне;

· не позволяй ласточкам селиться в твоем доме;

· не протягивай охотно свою правую руку никому;

· поднявшись с постели, сгладь отпечатки тела.

На первый взгляд, этот свод правил напоминает мистическое руководство, но слова Пифагора нельзя понимать буквально, в прямом смысле. За каждым из изречений стоит скрытый тайный смысл, а какой - пусть каждый решит для себя сам. Пифагор считал, что соблюдение этих правил приведет человека к мудрости богов.

Основная философская направленность Пифагора состояла в философии числа. Числа у пифагорейцев вначале вообще не отличались от вещей и, следовательно, были просто числовым образом. При этом под числовым образом понимались не только физические вещи, но и вообще все существующее, например добро или добродетель. Затем они стали трактоваться как сущности, принципы и причины вещей.

Пифагорейцы, предавшись математическим занятиям, считали числа началами всего, так как в числах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и первичные элементы всех математических начал. Изначально пифагорейцы формируют сугубо конкретное физическое понимание числа: числа - особые протяженные вещи, из которых составляются предметы чувственного мира. Они - начало и элемент всего сущего.

Логическая основа этого представления - геометрическое понимание чисел: единица - это точка, две точки определяют прямую линию, три точки - плоскость. Отсюда представления о треугольниках, квадратах, прямоугольниках. Треугольник есть первоисточник рождения и сотворения различных видов вещей. Квадрат несет в себе образ Божественной природы; эта фигура символизирует высокое достоинство, ибо прямые углы придают целостность, а количество сторон способно устоять перед силой.

Главный пифагорейский символ - звезда, образованная диагоналями правильного пятиугольника. Именно звездчатый пятиугольник наиболее распространен в живой природе (цветы незабудки, гвоздики, колокольчика, вишни, яблони и т. д.) и принципиально невозможен в кристаллических решетках неживой природы. Симметрию пятого порядка называют симметрией жизни. Это своеобразный защитный механизм живой природы против кристаллизации, против окаменения, за сохранение живой индивидуальности. И именно эту геометрическую фигуру пифагорейцы выбрали в качестве символа здоровья и жизни. Пифагорейская звезда (пентаграмма) была тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга.

Из множества чисел священным для них было число 36. Это сумма кубов первых натуральных чисел (1³ + 2³ + 3³) - символ мира и трехмерного пространства. Число 36 состоит из единицы, а без единицы нет ни одного числа, и она символизирует «ед.» - единство бытия и мира. Также оно состоит из двойки, которая символизирует принципиальную полярность во Вселенной: свет - тьма, добро - зло и т. д. Оно состоит из тройки, совершеннейшего из чисел, ибо это число имеет начало, середину и конец. Кроме того, в числе 36 возможны удивительные превращения, например: 36 = 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8.

Можно сделать вывод, что числа у пифагорейцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которым предполагал ось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности. Физические, этические, социальные и религиозные понятия получили математическую окраску. Особое значение пифагорейцы приписывали числам в деле познания. Все познаваемое имеет число, ибо без него невозможно ничего ни понять, ни познать.

Идеология пифагорейства включает три главных Компонента: религиозно-мифологически-магический, научный, связанный с развитием математики, и философский. Последний аспект демонстрирует стремление найти «начало» всего сущего и с его помощью объяснить мир, человека и его место во Вселенной. Однако ведущая материальная тенденция сменилась идеалистической, которая опиралась на важнейшее открытие, связанное с развитием математического знания: обнаружение возможности выявления упорядоченных и численно выразимых количественных отношений всего сущего.

Раскрывавшаяся пифагорейцами числовая закономерность сущего - протяженный мир тел, математические закономерности движения небесных тел, законы музыкальной гармонии, закон прекрасного устройства человеческого тела и другие открытия - предстали как торжество разума, которым человек обязан божеству. К сожалению, за тысячу лет античной традиции реальные и вызывающие глубокое уважение к личности Пифагора сведения перемешались со множеством легенд, сказок и небылиц.

Пифагор был, видимо, первым, кто открыл человечеству могущество абстрактного знания. Он показал, что именно разум, а не органы чувств приносит человеку истинное знание. Вот почему он советовал своим ученикам переходить от изучения физических объектов к изучению абстрактных математических объектов. Так математика стала у Пифагора орудием познания мира. Так родился знаменитый пифагорейский тезис: «Все есть число». Так в недрах пифагорейского союза зародилась нумерология.

Пифагорейцы считали возможным при помощи математики достигнуть очищения и соединения с божеством. Математика была одной из составных частей их религии. «Бог - это единство, а мир - множество, и состоит он из противоположностей. То, что приводит противоположности к единству и соединяет все в космос, и есть гармония. Гармония является Божественной и заключается в числовых отношениях. Кто до конца изучит эту Божественную числовую гармонию, сам станет Божественным и бессмертным». Таков был пифагорейский союз - любимое детище великого мудреца.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)