|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общественная мысль в России второй четверти XIX вЭффект жестокого подавления восстания декабристов значительно повлиял на развитие общественной мысли; она развивалась до 1840-х гг. не в радикальном (революционном) направлении, а в более нейтральном, философско-историческом: осмысление путей развития Европы и России. Не дремало и III отделение: участь кружка братьев Критских постигла и подобные ему, в том числе кружок Н.П.Сунгурова (1831г.), «Общество 11-го нумера» В.Г.Белинского (1832 г.). Кружок А.И.Герцена и М.П.Огарева, состоявший из студентов Московского университета, распался в 1834 г. после высылки А.И.Герцена в Пермь, а Н.П.Огарева – в Пензенскую губернию (на вечеринке студентов кто-то спел песенку «дерзостного» содержания, кто-то разбил бюст императора, а кто-то … донес). Но во всех этих обществах велись лишь общие рассуждения, о какой-либо тайной организации не было и речи. Дольше всех (1831–1837гг.) просуществовал философский кружок Н.В.Станкевича (Москва), объединивший общественных деятелей будущего, занявших впоследствии противоположные позиции (А.И.Герцена и М.А.Бакунина, К.С.Аксакова и М.Н.Каткова, Ю.Ф.Самарина и Т.Н.Грановского). Большой общественный резонанс вызвало опубликованное в 1836 г. в журнале «Телескоп» «Философическое письмо» П.Я.Чаадаева, выдающегося мыслителя, участника войны 1812 года, друга А.С.Пушкина и многих декабристов. Он критически оценивал российскую действительность: «Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили». Причины этого бедственного состояния России П.Я.Чаадаев видел в отрыве страны от остальной Европы. Впоследствии мыслитель пересмотрел свои взгляды и увидел в изоляции России и в ее отставании от Европы положительные стороны: можно учиться и на чужих ошибках, не допуская в будущем своих. По личному распоряжению Николая I, П.Я.Чаадаев был объявлен сумасшедшим и помещен под домашний арест. Журнал «Телескоп» закрыли, цензора, пропустившего «Философическое письмо», отстранили от должности, а редактор угодил в ссылку. Но мысли П.Я.Чаадаева не были забыты: косвенным образом они породили длящийся уже третий век спор, расколовший русскую интеллигенцию на западников и славянофилов. Началось все в 1839 г. с появления записки А.С.Хомякова «О старом и новом», распространявшейся в московских светских и литературных салонах. Единомышленники А.С.Хомякова (братья И.В. и П.В.Кириевские, братья К.С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, И.Д.Беляев) получили прозвище славянофилы (буквально – «любящие славян»). Их объединила идея о глубоком отличии России от Западной Европы, которая отягощена борьбой за власть и социальной враждой. Гармоничный уклад России нарушил своими реформами Петр I, принесший в страну чуждые явления с Запада, насадивший бюрократизм, разорвавший связь между самодержавием и народом, дворянством и крестьянством. Между тем, русскому народу суждено объединить славянские народы и стать наследником «дряхлеющего» Запада. Благодаря православию и духу общинности в России нет внутренней борьбы, сословия могут мирно жить друг с другом. Для достижения гармоничного развития необходимо ликвидировать крепостное право и дать народу свободу слова, совести и чести, вернуть Земские соборы и управлять по принципу: «Сила власти – царю, сила мнения – народу». Совсем иначе видели будущее России западники Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин, В.Г.Белинский. Они исходили из мысли о единстве исторического развития человечества, а следовательно, единстве пути России и Запада. Идеалом для них была Англия с ее конституционной монархией, частной собственностью и демократическими свободами. Безусловно осуждая крепостное право, они призывали к ликвидации крестьянской общины, против чего активно выступали славянофилы. Петр I начал европеизацию, Екатерина II «раскрепостила» дворянство и городские сословия, теперь пришло время и для крестьян. Государственная власть, укрепившаяся в борьбе с пережитками феодальной раздробленности, при Петре I достигла апогея своего могущества – значит, пора дать обществу демократические свободы. Но параллельно с идеями западников и славянофилов в обществе с 1840-х гг. получают свое распространение идеи социализма: мечты о новом общественном строе, основанном на ликвидации частной собственности и прекращении эксплуатации человека человеком. В 1845–1849 гг. в Санкт-Петербурге действовал кружок М.В.Буташевича-Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. Члены кружка (чиновники, литераторы, офицеры, студенты) знакомились с произведениями французских социалистов А.Сен-Симона, Ш.Фурье, выступали за республиканское правление, освобождение крестьян с землей без выкупа, свободу книгопечатания и суд присяжных. Дело не дошло до создания тайной организации, но власти отреагировали крайне жестоко. По приговору суда в 1849 году 21 человек, в том числе и молодой писатель Ф.М.Достоевский, были приговорены к расстрелу, замененному после инсценировки казни каторгой. На российской почве, благодаря А.И.Герцену, «вырос» и свой, «русский» социализм. Бывший западник, покинувший Россию в 1847г., вскоре разочаровался в мнимых успехах буржуазного общества Западной Европы. А.И.Герцен видел жестокое подавление рабочих восстаний 1848–1849 гг., нищету и беспросветность жизни европейского пролетариата, алчность и беспринципность буржуазии. Российское общество, по его мнению, заслуживало лучшей судьбы. В крестьянской общине А.И.Герцен увидел зародыш социалистического будущего. Он считал, что достаточно распространить общинные порядки на горожан, и Россия сможет «перескочить» через капитализм и оказаться в «светлом социалистическом будущем». Для пропаганды своих идей А.И.Герцен и его друг Н.П.Огарев основали в Лондоне Вольную русскую типографию (1853г.) Примерно в то же время в Европе объявился М.А.Бакунин, будущий теоретик иного социализма – «анархического». Он принимал активное участие в революциях в 1848–1849 гг., был схвачен и приговорен в Австрии и Саксонии к смертной казни, замененной пожизненным заключением. В 1851 г. М.А.Бакунин был выдан русским властям и, проведя 6 лет в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, переведен Александром II в Сибирь. Но «анархист» бежал через Японию и США и вновь появился в Европе.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |