|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История и философия наукии философия духа 315 1. Детерминистское понимание при a) Аристотелевская система четырех материя (316); идея (316); движущая причина и цель (318) b) Критика и разрушение системы че двойственность цели (319); сведение идеи и движителя к единству цели (320); сведение материи к форме (идее) в возможности (322) c) Механическая и детерминирующая 2. Трудности детерминизма 325 a) Механика частиц и механика волн 326 оптика частиц (326); оптика волн (329); двусмысленность экспериментов (334) b) От классической механики к соот с) Вероятностный индетерминизм 338 требование абсолютной детерминации (338); необходимость как случайность (339); статистика и вероятность (340) 3. В поисках новых объяснительных a) Новый телеологизм 342 b) Значение натурализма 344 механицизм и целенаправленность (344); целенаправленность субъективная и объективная (346); природное действие и человеческое действие (347) c) От материи к духу 350 орган и орудие, организм и машина (350); кибернетическое регулирование (351); целенаправленность и случайность (353) Необходимость и детерминированность (354) математическая необходимость (354); необходимость в физике и механике (355); отличие необходимости от детерминированности (356) Глава 10. Сознание 358 1. Метафизические теории сознания _ a) Душа, мышление и сознание _ душа как мыслящая субстанция (358); сознание и память (359); непосредственное и рефлективное сознание (360) b) Два аспекта психической непрерыв c) Лейбницевская концепция малых пер прерывность в сознании (363); "порог" и незаметный прогресс (364); малые перцепции (365) Выражение (367)
Связь души и тела (367) 2. Противоречие сознания и бессозна a) Метафизическое определение лич индивидуальность монад (369); от индивидуальной реальности к рефлективной индивидуальности (370); сознание и реальное тождество (371) b) Психоаналитические наблюдения оговорки (371); сны (372); неврозы (372) c) Психоаналитическая теория соотношения сознания и бессознательного 373 метафизические аспекты психоанализа (373); противоречие психоаналитических понятий: цензура, бессознательность, сексуальность (374); топологическое объяснение психоанализа (376) 3. Психический аппарат и сознание 378 a) Система рефлексов — рефлекс: обусловленность, раздражение, торможение (378); экспериментальная патология (379); психоанализ и рефлексология (380) b) Топология "Я" 382 различные виды реакций (382); различные модальности сознания (383); сновидения и неврозы как язык, как симптом и как символ (384) c) Душа и "Я" 385 Глава И. Язык 390 1. Язык как природный феномен 391 a) Общение между животными ~~~ b) От общения между животными c) Значение 393 информация и значение (393); истина и значение (395); подражание (396) 2. Язык как произвольный знак 397 a) Миметизм и язык — b) Произвольные элементы в членораз c) От произвольности к условности 399 3. Символическая функция языка 400 a) Возникновение языка — истоки языка лежат не в соглашении (400); но в сигналах и имитационных знаках (401); структура (401) b) От символа к знаку 403 анализ языка (403); язык жестов (403); письменность и речь (404) c) Язык и мысль 407 разделение областей значения в языке (407); язык символов (410); знак и смысл (411) Глава 12. Труд 413 1. Природа труда — a) Специфика человеческого труда — b) Общество и потребности людей 415 c) Обмен 416 стоимость отличается от цены (418); в труде — исток стоимости (419); фетишизация денег (421) 2. Противоестественный труд 421 a) Богатство 422 потребительная стоимость и меновая стоимость (422); экономический обмен (422); хрематистический обмен (423) b) Отчужденный труд 424 естественная заработная плата (424); заработная плата и прибыль (425); потребительная стоимость и меновая стоимость рабочей силы (427) c) Эксплуатируемый труд 428 рабочий день (428); развитие разделения труда (428); механизация (430)
3. Предназначение труда 430 a) Противоречия машинного произ история машин (431); ухудшение положения (деградация) трудящихся (432); перемещение и освобождение (эмансипация) рабочей силы (433) b) Судьба капитализма 434 противоречия капитализма (434); империализм (435); государство (436) c) Условия прогресса 438 капитализм и социализм (438); капитализм как революционная форма производства (439); противоречия прогресса (442) Глава 13. Свобода 445 1. Определения свободы — a) Смысл свободы ~~ b) Абсолютная свобода 447 c) Детерминированная свобода 449 основание разума (449); безразличия не существует (449); неосознаваемая детерминированность (450) 2. Противоречия свободы 451 a) Противоречие свободы и детерми свобода и механизм (451); миф о свободе выбора (453); характер феноменальный и ноуменальный (по Канту) (454) b) Софизмы ответственности 454 вменяемость ответственности (454); никто не является злодеем добровольно (456); неведение и поступок (456) c) Злосчастие поступка 457 поступок и его последствия (457); политическая ответственность (459); объективная и субъективная виновность (460) 3. Диалектика свободы 461 Цели и средства (463) воля (463); сознательное решение (463); выбор (465) Свобода и детерминированность (466) детерминированность целью (466); детерминированность свободы собственными поступками (466); порок и проступок (468) b) Аспекты свободы и ее становление 468 непосредственная свобода (468); свобода пустоты (469); детерминированная свобода (470) c) Воля как право и как закон 471 договор (472); общая воля и воля меньшинства (473); законность (474) Всеобщая воля (476) как закон (476); в государстве (476); в моральном сознании (478) Глава 14. История 480 1. Различные формы историографии 481 a) Первоначальная история — b) Объективная история 483 c) Переход к философии истории 484 2. Противоречия исторической необхо a) Необходимость и случайность — b) Законы истории 486 c) Необходимое зло 488 3. Смысл истории 490 a) Границы исторической случайности — частная случайность и общая необходимость целого (490); историческое предвидение (492); уроки истории (492) b) Двусмысленности прогресса 494 c) Зло 497 метафизическое оправдание (497); зло как результат свободы (497); счастье (500)
Глава 15. Бог 501 1. Кантовская критика доказательств a) Невозможность доказательства, b) Невозможность доказательства, основанного на случайности мира 503 c) Невозможность онтологического 2. Границы кантовской критики 506 a) Природа доказательства в рацио b) Переход от мира к Богу 507 форма и материя в мире (507); несовершенный порядок в мире (508); от случайного к безусловной необходимости (509) c) Переход от сущности Бога к его понятие и бытие (510); формулировка доказательств Ансельма Кентерберий-ского (511); бытие возможное и бытие необходимое (511) 3. Абсолютное доказательство 513 a) Формальный недостаток доказа предпосылка понятия Бога (513); возможность понятия бесконечного совершенства (514); тождество конечного и бесконечного (515) b) От конечного к бесконечному 516 форма и содержание доказательств (516); аффирмативная бесконечность (517); конечное не обладает бытием (517) c) Восхождение мысли к Богу 519 момент отрицания (519); чистое понятие случайности (520); абсолютная необходимость (521) УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 524 Мишель Гурина ФИЛОСОФИЯ Заведующий редакцией Μ. Μ. Беляев Ответственный редактор И. И. Рощина Редактор Т. И. Аверьянова Художественный редактор О. Н. Зайцева Технический редактор Т. А. Новикова ЛР№ 010273 от 10.12.97. Сдано в набор 29.07.97. Подписано в печать 22.12.97. Формат 70 χ 100 Ά«· Бумага офсетная № 1. Гарнитура "Тайме". Печать офсетная. Усл. печ. л. 44,2. Уч.-изд. л. 53,09. Тираж 30000 (1—5000) экз. Заказ № 3216. Электронный оригинал-макет подготовлен в издательстве. Российский государственный информационно-издательский Центр "Республика" Государственного комитета Российской Федерации по печати. Издательство "Республика". 125811, ГСП, Москва, А-47, Миусская пл., 7. Полиграфическая фирма "Красный пролетарий". 103473, Москва, Краснопролетарская, 16. ИЗДАТЕЛЬСТВО "РЕСПУБЛИКА" • в серии "БИБЛИОТЕКА ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ" выпустило в свет: Кропоткин П. А. Этика (1991) Лосский Н. О. Условия абсолютного добра (1991) Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность (1992) Бердяев Н. А. О назначении человека (1993) Кьеркегор С. Страх и трепет (1993) Толстой л. Н. Путь жизни (1993) Фромм Э. Психоанализ и этика (1993) Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса (1994) Лосский Н. О. Бог и мировое зло (1994) Рерих Н. К. О вечном... (1994) Карлейль Т. Теперь и прежде (1994) Римские стоики: Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий (1995) Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство (1995) Соловьев В. С. Оправдание добра (1995) Булгаков С. Н. Тихие думы (1996) Смит А. Теория нравственных чувств (1997) Бубер м. Хасидские предания (1997) Прудон П. Ж. Что такое собственность? (1998) готовит к выпуску: Мандевиль Б. Басня О Пчелах (пер. с фр.) Мур Дж. Этика (пер. с англ.) Торо Г. Высшие законы (пер. с англ.) ИЗДАТЕЛЬСТВО "РЕСПУБЛИКА" в серии "МЫСЛИТЕЛИ XX ВЕКА" выпустило в свет: Камю А. Бунтующий человек (1990) Розанов В. В. Уединенное (1990) Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура (1991) Ясперс К. Смысл и назначение истории (1991, 2-е изд. 1994) Ильенков Э. В. Философия и культура (1991) Сорокин П. А. Человек, цивилизация и общество (1991) Фромм Э. Душа человека (1992) Франк С. Л. Духовные основы жизни (1992) Ильин И. А. Путь к очевидности (1993) Хайдеггер М. Время и бытие (1993) Белый А. Символизм как миропонимание (1994) Булгаков С. Н. Свет не вечерний (1994) Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности (1994) Бердяев Н. А. Философия свободного духа (1994) Трубецкой E. H. Смысл жизни (1994) Леви-Строс К. Первобытное мышление (1994) Иванов Вяч. И. Родное и вселенское (1994) Бубер М. Два образа веры (1995) Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря (1995) Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция (1995) Хюбнер К. Истина мифа (1996) Швейцер А. Жизнь и мысли (1997) Франк С. Л. Реальность и человек (1997) Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа (1997) Струве П. Б. Patriotica. Политика. Культура. Религия. Социализм (1997) Джеймс У. Воля к вере (1997) готовит к выпуску: Мунье Э. Манифест персонализма (пер. с фр.) Райх В. Характероанализ (пер. с нем. и англ.) ИЗДАТЕЛЬСТВО "РЕСПУБЛИКА" π редета вляет §£*·· Бертран Рассел МУДРОСТЬ ЗАПАДА Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами Пер. с англ. — М.: Республика, iggS- — 479 с· "Мудрость Запада" — последнее крупное произведение замечательного английского философа Бертрана Рассела (1872—i97°)> которое можно считать его философским завещанием. Сам автор весьма скромно оценил его значение. "Эта книга, — пишет он, — вышла не для того, чтобы учить читателя истории; скорее, она напоминает об истории время от времени, чтобы обстановка, в которой развивались философские взгляды, не была забыта". В действительности же перед читателем — прекрасно изложенная краткая история европейской духовной культуры, в которую изящно вплетен анализ философских учений, начиная с античных и кончая современными. Издание содержит большое количество разнообразного иллюстративного материала, который помогает читателю усвоить содержание книги. На русский язык книга переведена впервые. Книги издательства "Республика" Вы можете заказать по почте. Каталог изданий и необходимую информацию Вы получите, прислав в издательство запрос и конверт с маркой для ответа. Наш адрес: 125811, ГСП, Москва, А-47, Миусская пл., 7. История и философия науки
Рекомендовано Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусства» в качестве учебного пособия для аспирантов и соискателей высших учебных заведений по специальностям социально-гуманитарного цикла
Санкт-Петербург
УДК 001 ББК И213:Ю25 И 895
История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей гуманитарных специальностей. СПб, 2011
Автор-составитель В.И.Смирнов
Данное учебное пособие разработано на основе Программы кандидатских экзаменов по курсу «История и философия науки», одобренной ВАК и утвержденной приказом Минобразования РФ от 17.02.2004, № 697. Издание адресовано аспирантам и соискателям гуманитарных специальностей.
© Санкт-Петербургский государственный академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина
Содержание Предисловие…………………………………………………………………4 Введение………………………………………………..…………………….9 Часть 1. Наука в жизни общества……………….………………...10 Глава 1. Наука как предмет философского осмысления….………………10 Глава 2. Наука в историческом измерении…………………….………….22 Глава 3. Наука как социокультурный феномен………………….………..52 Часть 2. Наука как мировоззрение………………………………..62 Глава 1. Научная картина мира…………………………………………….62 Глава 2. Особенности естественных, гуманитарных и технических наук (сравнительный анализ)……………………..85 Часть 3. Философские основания научного познания…………..87 Глава 1. Понятие сознания как совокупности знаний……………………87 Глава 2. Основы общей теории познания…………………………………93 Глава 3. Основания познания в гуманитарных науках…………….……129 Часть 4. Методы и формы научного познания…………………140 Глава 1. Эмпирический уровень научного познания……………….…...141 Глава 2. Язык науки………………………………………………………..163 Глава 3. Понимание.………………………………….……………..……..176 Глава 4. Объяснение……………………………………………………….186 Глава 5. Понятие гипотезы………………………………………………..194 Глава 6. Научное предвидение (прогноз)………………………………..199 Глава 7. Обоснование в науке…………………………………………….208 Глава 8. Понятие теории…………………………………………………..217 Глава 9. Традиции и новации в науке…………………………………….229 Часть 5. Роль техники в научном исследовании………………..241 Заключение…………………………………………………………………251 Литература………………………………………………………………….255
«Метод обретения знания непременно предполагает познание пути его достижения, и подлинное знание не может стать таковым без осознания процесса его достижения: путь к науке сам уже есть наука» Гегель Г. Сочинения: В 14 т. М.; Л., 1929–1959. Т. 4. с.50.
Предисловие Формой целостного решения проблем философии науки выступают глобальные исследовательские программы развития науки – система теоретических принципов и положений, направленных на объяснение основных закономерностей процесса развития научного знания в его историческом, логическом, теоретико-методологическом аспектах и способных предсказывать ранее неизвестные научные факты и явления, предвосхищать возникновение новых теоретических представлений и их систем, решать системно обоснованным образом весь спектр проблем философии науки. Среди основных глобальных исследовательских программ развития научного познания выделяются позитивистская, конвенциональная, аналитическая, программа критического и посткритического рационализма, феноменологическая. Приведем их краткую характеристику. Позитивистская исследовательская программа развития науки (О.Конт, Г.Спенсер, Дж. С.Милль, Э.Мах). Новая философия (позитивизм) противопоставляется метафизике, философия рассматривается как строгая система, обобщающая результаты различных наук и только в этом позитивном значении имеющая право на существование. Общими направлениями научного познания объявляются эмпиризм и индуктивизм, которые объединяет вера в единообразие природы. Вводится некоторый психологизм в познавательные процессы. Утверждаются строгий детерминизм, возможность примирения науки и религии, подчеркиваются антикаузализм, антиметафизичность как основа всех идей позитивизма. Конвенциальная исследовательская программа развития науки (А.Пуанкаре, П.Дюгем). Здесь утверждается необходимость соглашений (конвенций) между учеными в качестве основы научных теорий. Эти соглашения (конвенции) обусловлены соображениями удобства и простоты и не связаны непосредственно с критериями истинности. Понятие объективности сводится к представлению об общезначимости, из которого вытекает требование интерсубъективности соглашений (конвенций). Методологическая направленность конвенциализма усматривается прежде всего в антропологизме. Считается, что конвенциональные элементы неустранимы из корпуса науки. Развитие науки рассматривается как дискретный процесс, а научное сообщество – как совокупность различных группировок, не вникающих в доводы оппонентов. Обосновывается, что процесс познания есть процесс прогрессивной адаптации к среде, а всякое познание есть психологическое переживание, биологически полезное для человека. Устанавливается принцип экономии мышления. В качестве критерия научности теории определяется принцип ее фальсифицируемости, (опровергаемости). В противоположность индуктивизму выдвигается гипотетико-дедуктивная программа научного исследования. Обосновывается принцип фаллибилизма (подверженности ошибкам). Рост научного знания рассматривается как частный случай общего мирового эволюционного процесса. Отвергается кумулятивистский принцип линейности науки, но утверждается, что критицизм в общем смысле является собой умение рефлектировать в режиме отрицательной обратной связи, учитывая исходные предпосылки. Аналитическая исследовательская программа развития науки (М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат, К.Гемпель, К.Гедель, С.Клини, Э.Нагель, П.Супес). Происходит отказ от анализа содержательных основоположений науки, наблюдается стремление к унификации при помощи символической логики с опорой на язык физики, к очищению от «псевдонаучных утверждений» и двусмысленности обыденного языка. Осуществляется переход к нормативному (на базе языка физики) пониманию развития научного знания. Законы науки интерпретируются не как законы природы, а как законы языка. Обосновывается модель роста научного знания, в основу которой кладутся так называемые протокольные предложения. Научная деятельность понимается как установление новых протокольных предложений и изобретение способов их объединения и обобщения. Утверждается, что любое непротиворечивое суждение может быть выбрано в качестве исходного, протокольного по соглашению с другими учеными и что подобный выбор есть личное дело ученых (объединение конвенциализма и логического позитивизма). Согласно данной программе теоретические термины не могут быть сведены к терминам наблюдения и никакая их комбинация не может исчерпать возможностей теоретических положений. Предложена теория дедуктивно-номологического объяснения. Утверждается структурное равенство объяснения и предсказания. Сформулирована теорема о неполноте достаточно богатых непротиворечивых формальных систем. Установлена принципиальная невозможность полной формализации научного знания. Обосновывается формула «объект – язык – речевая деятельность – субъект – язык». Язык является необходимым посредником научного познания. Став многовековой исторической реальностью, он образует вместилище традиций, привычек, памяти народа. Выражая свои мысли словами, над которыми люди не властны, используя словесные формы, изменения которых господствуют над ними, люди полагают, что речь повинуется им, в то время как они сами подчиняются требованиям языка. Критический рационализм как исследовательская программа развития науки (К.Поппер). Утверждается, что рационализм выступает характеристикой научного знания и способом поведения ученых в исследовательском процессе. Подвергается критике аналитическая программа исследования науки. В качестве центральной выдвигается проблема роста научного знания. Посткритический рационализм как исследовательская программа развития науки (Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд, М.Фуко, М.Полани, Дж. Холтон, С.Тулмин, Г.Фоллмер, Ч.Куайн, А.Осборн, Г.Я.Буш). Предпринята попытка преодолеть ложный идеал деперсонифицированного научного знания, ошибочно отождествляемого с объективностью. Вводится представление о личностном знании как интеллектуальной самоотдаче, страстном вкладе познающего. Обосновывается, что в развитии научного знания формы будущих состояний возникают как побочные продукты взаимодействий, происходящих за рамками самого явления или на его периферии. Познавательный аппарат человека интерпретируется как механизм адаптации, развитый в процессе биологической эволюции. Предложена теория генетической эпистемологии. Констатируются гипотетический характер знания, присутствие в нем индетерминистических элементов, его непредсказуемость, открытость будущему, подчеркивается особая роль креативности. Научное сообщество рассматривается не как единая структура, а как «гранулированная среда» консолидированных научных групп, коллективно создающих новый элемент знания и утверждающих его в борьбе и компромиссах с другими аналогичными группами («гранулами»). Показано, что развитие науки представляет собой чередование периодов господства принятой парадигмы (этапов «нормальной науки») и периодов распада парадигмы (этапов «научной революции»). Утверждается, что научные революции – это не только смена парадигм, но и замещение элементов дисциплинарной матрицы, исследовательской техники, методов и теоретических допущений, трансформация всего набора эпистимологических ценностей, научной картины мира, теории и метода. Доказывается, что эмпирически нейтральный язык наблюдения невозможен: ученые данной эпохи видят мир сквозь призму господствующей парадигмы, и не факты определяют теорию, а теория выбирает те или иные факты, которые могут войти в ее осмысленный опыт. Обосновывается идея конкуренции научно-исследовательских программ. Структура исследовательских программ включает в себя жесткое ядро, фундаментальные допущения, «правила положительной и отрицательной эвристики». Выдвигается принцип пролиферации (размножения) теорий. Активно разрабатывается тезис об онтологической относительности. Утверждается, что разработка безотказно работающих правил творчества (эвристики как раздела методологии) принципиально неосуществима. Феноменологическая исследовательская программа (Э.Гуссерль). Отчетливо осознается недостаточность познавательных моделей для постижения сути вещей, утверждается целесообразность возврата к самим целостным, первозданным (естественным) предметностям. Выдвигается требование неучета познавательных установок в созерцании (требование приема эпохэ). Предлагается феноменологическое понимание предметности, являющейся в психическом. Формулируется представление о сознании как потоке переживаний, каждое из которых интенционально, наделено «имманентной временностью» – единством актуальных переживаний, воспоминаний, воображений, где сложным образом перемешано прошлое, настоящее, будущее. Вводится понятие феноменологической редукции, обозначающее выделение инвариантного в вариациях феноменологических переживаний на фоне имманентной временности. Хотелось бы также указать на важность результатов, полученых отечественными философами науки: В.С.Степиным, П.П.Гайденко, В.А.Лекторским, В.В.Ильиным, В.Т.Алексеевым, И.В.Кузнецовым, О.П.Бранским, А.А.Ракитовым, М.С.Бургиным и В.И.Кузнецовым, Е.А.Мамчур, И.А.Акчуриным, Т.Г.Лешкевич, В.С.Швыревым, В.К. Батуриным, и др. В их исследованиях показано, что философия обладает определенной избыточностью по отношению к запросам науки каждой конкретной эпохи, поэтому философские основания науки не тождественны общему массиву философских знаний. В истории естествознания вычленяются три типа устойчивых структур философских оснований науки: классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность. Обосновывается социокультурная обусловленность научного знания. Качественно изменено понимание субъекта и объекта познания: утверждается, что подлинным субъектом выступает не изолированный индивид, а в его лице целое общество; подлинным объектом познания выступает такая физическая реальность, которая является продуктом исторического развития человеческой практики. Наука характеризуется как функционирующая система, состоящая из проблем, теорий, методов, факторов, воздействующих на процесс научного познания, и предполагающая развитие прежде всего теории. Развитие научного знания рассматривается как процесс самоорганизации, обладающий нелинейным характером. Среди исторически развивающихся систем научного знания выделяются природные комплексы, в которые в качестве необходимого компонента включен сам человек, при этом «человекоразмерные» комплексы (медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, системы человек – машина и др.) позволяют непосредственно учесть и исследовать гуманистические ценности, аксиологические факторы, этические проблемы. В тело постнеклассической науки органично вводится этический компонент, и это связано с выходом за рамки науки, с созданием новой формы общественного сознания – постнауки. Показана взаимосвязь исторических типов рациональности и субъект-объектных отношений. Обосновывается, что необходимо вернуть природе понятия цели и смысла, поднять рациональность до уровня Разума. Выдвигается идея о том, что научное открытие, рост научного знания являются побочным продуктом (поризмом) рутинной деятельности ученого. Выявляется тесная связь познавательного и ценностного компонентов науки с деятельностью человека, единство методологических и мировоззренческих функций диалектики. Формулируется тезис об этической природе процедур аргументации и доказательства. Исследуется существо гносеологических поисков, ориентированных на три основные программы: эмпиризм (индуктивизм, фактуализм), рационализм (дедуктивизм, аксиоматизм), интуитивизм (априоризм, упование на озарение). Показано, что для классического этапа развития теории познания характерны критицизм, фундаментализм и нормативизм, субъектоцентризм, наукоцентризм, а в рамках неклассического этапа (современной теории познания) отмеченные выше познавательные традиции заменяются на противоположные: посткритицизм, отказ от фундаментализма, субъектоцентризма и наукоцентризма. Доказано, что познание фундировано предметно-вещным типом человеческой деятельности и, будучи совокупностью интенциональных актов, всегда целеориентированно и избирательно. Выделение и различение объектов познания поддерживается полем преференциальных дорефлективных структур, составляющих почву мыследеятельности в теории и практике. Знание есть симбиоз формализма и интерпретации, причем научное творчество не в последнюю очередь есть словотворчество. Настоящее учебное пособие никоим образом не претендует на роль глобальной исследовательской программы. Не может оно и являться продолжением какой-либо из названных программ, хотя бы в силу того, что в них не учтена в полной мере особенность гуманитарного знания. Наша задача более скромная – дать описание: исторического развития науки; современного состояния науки; методов и форм научного познания применительно к гуманитарному знанию. Данная работа не претендует на полную авторскую аутентичность. Для ее написания автор использовал материал из множества книг (порою заимствуя тексты и перенося, в том или ином объеме, их в эту книгу). Автору принадлежит идея и способ ее развоплощения.
Введение Сегодня нет такого предмета мысли или практического отношения, которые в той или иной степени не касались бы науки. Действительно, все сферы жизни современного человека – от рождения до смерти – не обходятся без оценки или рекомендации науки. Иначе говоря, наука столь многомерное явление, что требует пристального и многоаспектного к себе внимания. Что же представляет собой этот загадочный феномен по имени Наука? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо систематически его рассмотреть. Такое рассмотрение начало формироваться в период становления науки как социального института в XVII-XVIII вв. Рефлексия о науке постепенно выросла в философию науки. Философия науки рассматривает науку и изнутри, и как бы со стороны. Являясь наиболее динамичной формой общественного сознания и социальным институтом, наука как предмет философской рефлексии влечет за собой изменение взглядов и представлений о себе. Динамика развития этих изменений сама становится предметом познавательного интереса философии науки. История философских взглядов на феномен науки настолько переплелась с историей самой науки, что представляет особый предмет исследования. Более того, философемы, выстраиваемые вокруг науки в тот или иной период, сами, составляя корпус истории философии, в свое время были настолько самодостаточны, что влияли на ход развития науки. Понимание роли и места науки в жизни людей представляет собой сложный процесс, который не завершен и в наши дни. В 20-е годы ХХ века возникла новая научная дисциплина, получившая название «науковедение». Она призвана была раскрыть сущность и особенности науки, механизм ее развития и применения, а также общие закономерности развития и функционирования науки как системы знания и особого социального института. Первое, на что обратили внимание науковеды, - это то, что латинское слово «scientia», вначале обозначающее «знание», с определенного времени стало обозначать науку и в этом значении вошло в некоторые европейские языки. Но все дело в том, что не всякое знание является наукой. В связи с этим возникла проблема различения знаний в науке и вне науки. Сюда следует добавить и проблему познания, где также имеет место различение научного и вненаучного знания. Некоторые авторы, в том числе и авторы учебников по науковедению, убеждены, что только в науке получение знаний является главной целью. Как мы увидим в дальнейших рассуждениях, такое различение является явным заблуждением. Но тогда возникает настоятельная потребность в четком определении границ научности, а, следовательно, в указании параметрических характеристик самого научного знания. Осознание того, что представляет собой научное знание, каков тип того отношения человека к действительности, субъекта к объекту, на котором основывается наука как форма сознания, — эти кардинальные вопросы самосознания науки являются предметом философского анализа, и только философия способна их ставить и решать. С этой точки зрения, философия является формой самосознания науки, причем необходимой формой.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.032 сек.) |