|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возникновение и развитие психики в филогенезеЕсли обратиться к структуре деятельности, появляющейся на данном этапе, то мы видим, что начинают обособляться виды активности, в которых предмет (изготовление копья) и мотив (утоление голода) не совпадают между собой. Такой структурный компонент деятельности А.Н. Леонтьев называет «действием». Действие направляется не напрямую на мотив, побудивший его деятельность, а на отличающуюся от мотива цель. Причем, как уже отмечалось, в человеческом обществе происходит разделение обязанностей (особенно это важно для трудовой деятельности). Деятельность становится социально «разделенной», а это требует отражения не только своих целей в их отношении к мотивам (что доступно уже для высших приматов, находящихся на интеллектуальной стадии), но и представления о целях действий и мотивах других людей — участников совместной деятельности. С возникновением целенаправленного действия, таким образом, складывается объективная необходимость и возможность сознания. Другим важнейшим фактором, участвующим в формировании сознания, является язык. Причем язык человека коренным образом отличается от коммуникативных сигналов животных. Человеческий язык — истинный носитель сознания. Сам термин сознание включает в себя две составляющих: со — знание, т.е. совместное, общественное, универсальное для всех знание. Слово языка несет в себе не просто предметное значение, но обобщенное предметное значение. Произнося слово, люди должны быть уверены, что имеют в виду одно и то же и понимают друг друга. Таким образом, «сознание обязано своим возникновением происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются от живой целостности человеческой деятельности и идеализируются в форме языковых значений», — пишет А.Н. Леонтьев. Конечно, зачаточное сознание первобытного человека несопоставимо с сознанием человека современного. Развиваясь и совершенствуясь, сознание достигает формы самосознания, в котором происходит осознание человеком самого себя, своих качеств и свойств, потребностей, целей и ценностей. 3.1.4. Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл Сознание имеет сложное строение. Представления о структуре души как конфигурации разнородных сущностей восходят к античности. Вспомним хотя бы миф о вознице Платона или трехкомпо-
нентную теорию души Аристотеля (см. гл. 2). По А.Н. Леонтьеву, следует говорить о трех, различных по своему функциональному значению образующих сознания. Первая из них — это чувственная ткань сознания. Чувственная ткань сознания заключает в себе чувственные впечатления, чувственные образы. Основная функция чувственной ткани сознания заключается в создании «чувства реальности» внешнего мира: благодаря ей мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его. А.Н. Леонтьев при работе.в госпитале во время Великой Отечественной войны с ранеными минерами, которые потеряли кисти рук и зрение, заметил, что они, утратив визуальную и осязательную образность внешнего мира, переживали странное состояние — «утрату связи с реальностью». Чувственная ткань — необходимая, но во многом второстепенная образующая сознания. Например, несмотря на то, что слепые люди лишены визуальной составляющей чувственной ткани сознания, их сознание равноценно, равноправно сознанию зрячего. Люди, страдающие дефектом цветового зрения — дальтонизмом, видят мир лишенным ряда цветов и, соответственно, располагают чувственной тканью сознания, отличной от обычной, что, однако, не оказывает фатального влияния на их картину мира. Второй образующей сознания является значение. Совокупность значений включает в себя не только значения слов языка, но и значения событий, состояний и т.д. В универсальных значениях, с которыми оперирует сознание, в свернутой форме представлен весь опыт культуры, важные для всех людей («общественные») свойства предметов. Однако при одной и той же предметной отнесенности значения слов достаточно сильно различаются для разных людей. Эти различия коренятся, в первую очередь, в несовпадении культурного опыта. Кроме того, значения не существуют изолированно, а объединяются в сложные системы. За счет того или иного положения в системе индивидуальных значений слова приобретают коннотации, т.е. Дополнительные значения, которые не зафиксированы в словарях. Например, слово «немец» еще долго после окончания Второй мировой войны для жителей СССР было тесно связано с понятиями «враг», «плохой человек». Генезис, строение и функционирование конкретных систем значений изучает психосемантика. С помощью метода построения субъективных семантических пространств специалисты в данной области выясняют, какова картина мира у отдельных людей или представителей определенных социальных групп. Поясним техно- Глава 3. Психика и организм 3.2. Научение логик) выявления структуры семантического пространства на примере конкретного исследования (В.Ф. Петренко, 1997). В данном исследовании испытуемым студентам предъявлялся список сказочных героев. Каждого из героев следовало оценить по 54 шкалам (например, сказать, какой Карлсон: хороший или плохой, болтун или молчун, мудрый или глупый, дружелюбный или враждебный, веселый или грустный, контактный или замкнутый и т.д.). Поскольку ряд ответов показывали высокую корреляцию между собой (так, например, если кого-то из героев оценивали как «хорошего», то велика была вероятность, что его также оценят как «контактного»), группы шкал объединяли в факторы (подробнее о принципах факторного анализа*см. гл. 10). Таким образом, каждый из сказочных персонажей получал свои координаты в семантическом пространстве личностных качеств. Рассмотрим пространство, сформированное двумя факторами, которым были присвоены названия «сила личности» и «артистизм — стереотипность поведения». В фактор «сила личности» вошли 17 шкал, а в фактор «артистизм» вошли 6 шкал. Рис. 11. Размещение сказочных персонажей в семантическом пространстве (Ф1, Ф2) личностных качеств (адаптировано из Петренко В.Ф., 1997) Если проанализировать полученное пространство, станет видно, что испытуемые воспринимают Незнайку, Буратино и Карлсона как сильных личностей с высоким уровнем артистизма. Причем Карлсон — вне конкуренции по обоим параметрам. Айболит — сильная личность, но при этом обычный человек, в поведении которого нет ничего «особенного». Мальвина и Ослик Иа-Иа — слабые, нерешительные существа, стереотипные в своем поведении. Семантические пространства позволяют увидеть, насколько психологически «близки» или «далеки» друг от друга объекты, которые подверглись испытанию. Так, например, Карлсон и Буратино воспринимаются похожими друг на друга и кардинально отличающимися от ослика Иа-Иа и Мальвины (рис. 11). Аналогичный прием можно использовать для выяснения отношения, например, к политическим деятелям или партиям, размещая их в семантическом пространстве добродетелей и пороков. Третьей образующей сознания является личностный смысл. Личностный смысл, в отличие от универсального значения «для всех», фиксирует, что то или иное событие значит для человека лично, как оно относится к его системе мотивов. Например, одно дело рассуждать о росте преступности и соглашаться с тем, что нужно принимать меры по ее искоренению, и совсем другое — стать жертвой уличного ограбления. Одно и то же понятие «преступление» в первом случае будет иметь универсальное беспристрастное значение, а во втором окрасится субъективным личностным смыслом. Личностный смысл задает пристрастность сознанию и делает его «моим», поскольку личностные смыслы отражают опыт индивидуальной деятельности. Таким образом, как пишет А.Н. Леонтьев: «Сознание выступает перед нами как движение, связывающее сложнейшие моменты: реальность мира, представленную в чувственной ткани, опыт человечества, отраженный в значении, и пристрастность существования каждого из нас, заключающуюся в обретении личностного смысла — значения для индивидуальной жизни». 3.2. Научение Как уже было изложено, возникновение и развитие психики связано с прижизненным овладением все более сложными и разноплановыми способами деятельности. Психика необходима живым существам для того, чтобы успешно справляться с требованиями Изменчивой среды, а на высших ступенях развития и формировать ее (создание культуры). Поэтому центральной проблемой психологии с самого начала ее существования и до сегодняшнего дня является проблема научения. В основе научения могут лежать различные механизмы. По степени активности организма в процессе Глава 3. Психика и организм 3.2. Научение научения выделяют реактивное научение, при котором организм непроизвольно реагирует на внешние воздействия, и оперантное научение, когда организм сам инициирует активное взаимодействие со средой. По акценту на изменениях во внешнем поведении или во внутренней картине мира можно различать поведенческое и когнитивное научение. Формой реактивного научения в рамках инстинктивного поведения является импринтинг, т.е. мгновенное и необратимое запечат-ление некоторых свойств среды, по отношению к которым разворачивается поведение. Например, многие животные в первые часы после рождения запечатлевают образы родителей, братьев и сестер, место обитания (см. подробно гл. 4). Примером реактивного научения является также классический условный рефлекс, открытый в 1903 г. русским физиологом И.П. Павловым (1849—1936). Механизмом формирования классического условного рефлекса является образование ассоциации между специфическим стимулом, вызывающим безусловную реакцию, и непосредственно предшествующим ему во времени нейтральным (условным) стимулом. К открытию условного рефлекса И.П. Павлова подтолкнуло наблюдение за подопытными собаками, которые принимали участие в его опытах над процессами пищеварения. Собаки были прооперированы таким образом, что протоки слюнных желез у них были выведены на внешнюю сторону морды. Павлов заметил, что слюна у собак выделяется не только в тот момент, когда пища попадает им в пасть (безусловный слюноотделительный рефлекс), но и когда они просто видели кусок мяса или даже слышали звон миски. И.П. Павлов предложил схему образования условного рефлекса, изображенную на рис. 12. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |