|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
К главе 25: Автоматическое письмо мистера Уэйлза
Мистер Уэйлз пишет автору: «Я не думаю, что можно найти какую–либо связь между тем, что я читаю, и достигнутыми мною результатами. Совершенно определённо могу сказать, что я не читал ничего из того, что Вы опубликовали на эту тему. Я сознательно не читал «Рэймонда» и книги, подобные этой повести, для того чтобы не испортить своих собственных результатов. «Протоколы» Общества психических исследований, которые я читал в то время, как Вы знаете, никоим образом не касались того, что было бы связано с состоянием «жизни после смерти». Так или иначе в разное время я получил результаты (как можно видеть из моих записок), подтверждающие, что при устойчивых условиях существования после смерти, они (духи, — Е.К.) имеют тела, не видимые нашему глазу. Духовные тела, как и человеческие тела в земном мире, имеют определённую плотность. Они подобны по своим очертаниям реальным телам, но гораздо красивее. Духи не имеют возраста, не чувствуют боли, не стремятся к богатству и не страдают от бедности; они носят одежду и принимают пищу, но не спят (хотя и упоминают о похожем состоянии, которое они называют «лежать в оцепенении»; подобное состояние, которое не раз испытывал и я сам, отдалённо напоминает бодрствование под гипнозом). После непродолжительного периода, более короткого, чем земная жизнь, они переходят в следующую стадию существования, в которой приобретают схожие мысли, вкусы и чувства, притягивающие их друг к другу. Встречаются среди них и женатые пары, причём это не обязательно супруги, воссоединившиеся после смерти, поскольку любовь между мужчиной и женщиной возможна и здесь. Но она свободна от противоречий, которые зачастую мешают реализовать семейное счастье, настраивая супругов друг против друга. Сразу же после смерти люди переходят в полубессознательное расслабленное состояние, длительность которого у каждого индивидуума разная. Они не понимают, что такое телесная боль, но испытывают время от времени некоторое «умственное беспокойство». «Болезненная смерть» — понятие для них абсолютно неведомое. Религиозные вероучения ничего не говорят о жизни после смерти. На самом же деле она неизмеримо счастливее земной. Я не получал никаких слов, близких по значению слову «работа» в загробном мире, но говорят, что духи одержимы разнообразными интересами. Возможно, что там существует иной взгляд на этот процесс: если мы воспринимаем слово «работа» только в одном смысле: «работать, чтобы жить», то все жизненные потребности духов удовлетворяются сами собой неким мистическим образом. Я никогда не получал синонима понятия «временное наказание», но я выяснил, что люди начинают там новую жизнь, направленную на интеллектуальное и моральное совершенствование, которого они не смогли достичь в земной жизни. Высшее счастье для них — это помощь тем, кто прибыл в загробный мир, обладая низкими моральными качествами, и кому не сразу удаётся в полной мере оценить своё новое состояние и насладиться им.» 1926г.
[1]«Нужно стремиться лишь к тому, чтобы мыслить и говорить согласно истине, без всякого желания привить наши вкусы и убеждения другим: предприятие сие и без того грандиозно.» Ж.Лабрюйер. (франц.)
[2]Полный текст её выйдет в нашем переводе в московском издательстве «Ренессанс» в конце 1991 года. (Й.Р.)
[3]Здесь необходимо отметить, что в своей пьесе «Плоды просвещения», в каковой Толстой задался целью нещадно высмеять Спиритизм, он на самом деле высмеял всего лишь собственные упрощённо–поверхностные о нём представления. Печальный и назидательный казус, когда великий ум, возомнившись, считает себя в праве издеваться над тем, с чем едва знаком понаслышке. (Й.Р.)
[4]Именно поэтому Эпиктет имел обыкновение говорить, что земной человек — это слабая душа, обременённая трупом. (Й.Р.)
[5]«Modern American Spiritualism: A Twenty Year's Record» by Emma Hardinge Britten.
[6]«Nineteenth Century Miracles» by Emma Hardinge Britten.
[7]«Man's Survival After Death» by Charles L.Tweedale.
[8]«The Facts of Psychic Science and Philosophy» by Campbell&Holms.
[9]Адам Смит (1723–1790) - шотландский экономист и философ. (Е.К. — здесь и далее: Елена Кулагина)
[10]Унитарная церковь — религиозное движение, отвергавшее догмат Троицы и учение о грехопадении, а также его таинства. Унитарии преследовались как католиками, так и ортодоксальными протестантами. В XVII веке они обосновались в Великобритании, а с первой половины ХIХ века центр движения переместился в С.Ш.А. (Е.К.)
[11]Кристофер Полхем (1661–1751) - шведский изобретатель и инженер, чьи многочисленные разработки внесли важный вклад в прогресс технических наук. Родился на острове Готланд. Его семья носила фамилию Полхаммар. Полхем поменял фамилию в 1716 году после того, как получил звание пэра. Окончил университет Упсалы, работал горным инженером. С середины 1690–х читал лекции по инженерному делу во многих европейских университетах. Полхем работал над созданием собственных проектов оборудования для сельского хозяйства, кораблестроения, горной и текстильной промышленности. Начал работу по проектированию канала, соединяющего Гётеборг с Балтийским морем, опубликовал множество научных работ. С 1735 года президент вновь образованной Королевской Академии наук. Умер в Стокгольме. (Е.К.)
[12]Непонятно, о каком Браге идёт речь; во всяком случае это не может быть Тихо Браге, живший столетием раньше - (1546–1601) - выдающийся датский учёный, один из создателей современной астрономии, задолго до изобретения телескопа проводивший точнейшие астрономические наблюдения. (Й.Р.)
[13]Более подробно это описано в «Записках о Спиритизме» Конан–Дойля, в статье «Медиумичество, силы зла и кружки духовного спасения». (Й.Р.)
[14]Emanuel Swedenborg: «Heaven and Hell»; «The New Jerusalem».
[15]Шейкеры (или трясуны) - американская секта, члены которой практиковали жизнь в общинах и соблюдали обет безбрачия. Движение шейкеров (или трясунов) зародилось в Англии в 1747 году. В С.Ш.А. первая секта появилась в 1776 году. Пик расцвета секты приходится на 1840–60–е годы. Шейкеры вели независимый образ жизни, их собрания сопровождались своеобразными церемониями, танцами, возгласами; часто члены общины впадали в состояние транса, что, по их убеждению, являлось сошествием Святого Духа и доказательством его существования. (Й.Р.)
[16]Томас Карлейль (1795–1881) - английский философ и историк, пропагандировал немецкую идеалистическую философию и романтизм, близкий к пантеизму. История общества, согласно его учению, — это биографии великих людей. Карлейль — сторонник исторического круговорота теорий. Конан–Дойль необычайно высоко ценил его идеи и творчество. (Й.Р.)
[17]Сторонники Национального соглашения, правили Шотландией с 1638 по 1651 год. Во время Реставрации ковенанторами называли тех, кто противостоял епископату и некоторым догматам шотландской церкви и подвергался за это гонениям со стороны англичан за свои религиозно–националистические выступления. Голландия поставляла сторонникам движения деньги и оружие. Современные историки сравнивают шотландских ковенанторов с IRA (Ирландской освободительной армией). (Е.К.)
[18]Один из трёх законодательных актов, регулирующих систему выборов в Британии. Первый из них принят правящей партией вигов в марте 1831 года и отменён месяц спустя победившей партией тори. (Е.К.)
[19]Английские полицейские, направлявшиеся правительством в Шотландию для поддержания порядка. Со стороны шотландских ковенанторов возникло противостояние, подобное партизанской войне, развернувшейся в вересковых зарослях Шотландии. (Е.К.)
[20]Река в Шотландии.
[21]Речь идёт о Первой Мировой войне (1914–18 гг.) (Е.К.)
[22]Амвросий Медиоланский (340–397) - епископ, который способствовал введению в западноевропейскую певческую практику восточных музыкальных форм. Амвросианские гимны («Те Dеum», «Deus creator omnium») написаны на стихотворные формы античной поэзии. Названное его именем амвросианское пение — пение Миланской (Медиоланской) церкви — древнейший вид хорового искусства в Христианской церкви. Наиболее ранние его произведения относятся к ХI–ХII векам. (Е.К.)
[23]«Narrative of Facts Characterising the Supernatural Manifestations, in Members of Mr.Irving Congregation, and other Individuals, in England and Scotland, and formerly in the Writer Himself» by Robert Baxter.
[24]Одна из поздних форм древнеиранской дуалистической религии, создание которой приписывается пророку Зороастру (Заратустре). Главное её содержание — учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра и зла. Потомки приверженцев Зороастра бежали из Персии в Индию в Х веке от преследований мусульман и образовали коммуны в Бомбее и его окрестностях. Как и зороастризму, парсизму присущи идеи о загробном воздаянии, последнем суде и воскресении мёртвых, о рождении Девой грядущего Спасителя, оказавшие большое влияние на Христианство и Иудаизм. (Е.К.)
[25]Роберт Оуэн (1771–1858) - английский социалист–утопист, последователь рационализма, атеист. (Е.К.)
[26]В 1832 году шотландским священником Эдвардом Ирвингом и членом Британского парламента Генри Драммондом была основана религиозная секта ирвингитов. Члены этой секты верили во второе пришествие Христа. Собираясь возродить ранние церковные апостольские организации, секта частично следовала общекатолической церковной практике. Её влияние было достаточно сильным вплоть до конца ХIХ века. (Е.К.)
[27]Апполион (греческая калька древнееврейского слова «аваддон (абаддон)» — уничтожение, прекращение бытия («Кн.Иова», 28, 22; «Книга Притчей Соломоновых» 15, 11). В «Откровении Св.Иоанна» (9, 11) - имя ангела бездны. (Е.К.)
[28]Роберт Баньян (1628–1688) - английский пуританский писатель, служил в парламентской армии, впоследствии стал баптистским проповедником. После Реставрации осуждён за отправление баптистских религиозных служб, провёл 12 лет в заключении. Автор книги о Спиритизме «Эра милосердия». (Е.К.)
[29]Представители крайнего крыла протестантского движения в Англии в ХVI–ХVII веках. (Е.К.)
[30]От англ. quakers (букв. — «трясущиеся»); самоназвание — Общество друзей. Секта нонконформистов, образованная в Англии Джорджем Фоксом, принявшим сан священника в 1647 году. Отвергала формальные обряды в богослужении. Подвергалась гонениям. В настоящее время секта действует в С.Ш.А., Великобритании и странах Восточной Африки. (Е.К.)
[31]Сокращенное название Королевского госпиталя в Бетлеме, основанного в 1247 году; первая психиатрическая больница в Англии. (Е.К.)
[32]«The Sacred Roll», «Holy Wisdom».
[33]Морган, сэр Генри (1635–1688) - пират из Уэльса. Один из первых колонистов на Ямайке, принимавший участие в борьбе с испанскими завоевателями острова. Назначен губернатором Ямайки. (Е.К.)
[34]«People from the Other World» by Henry Olcott.
[35]«Modern American Spiritualism» by Emma Hardinge Britten.
[36]«The Magic Staff» by Andrew Jackson Davis.
[37]Мормоны — «Святые последнего дня», члены религиозной секты, основанной в С.Ш.А. в первой половине ХIХ века Джоном Смитом. (Й.Р.)
[38]Месмерист, т.е. гипнотизёр. Слово происходит от имени Франца Антона Месмера (1733–1815) - австрийского медика, доктора медицины, использававшего свой магнетический дар для лечения больных. (Й.Р.)
[39]Гален (Galenus Claudius, 129 — 199 после Р.Х.) - древнеримский философ и врач греческого происхождения. (Е.К.)
[40]«Harmonial Philosophy» by A.J.Davis.
[41]«Great Harmonia» by A.J.Davis.
[42]Именно это направление, называемое «реаниматологическим», возродилось во второй половине ХХ века, вновь привлекая внимание человечества к проблеме бессмертия. Его главные выразители: Э.Кюблер–Росс, Р.Моуди, Дж.Ритчи, М.Сабом и др. (Й.Р.)
[43]«From Matter to Spirit», by Mrs.de Morgan, 1863.
[44]«Principles of Nature» by A.J.Davis.
[45]«Nature's Divine Revelations» by A.J.Davis.
[46]Надо сказать, что в своём замечательном труде наш автор не упомянул ещё одного достойного исследователя Спиритизма — И.Г.Юнга–Штиллинга. Его взгляды на предмет представляют собой как бы связующее звено между Сведенборгом и Дэвисом, а оттуда напрямую ведут к Аллану Кардеку. Главную работу Юнга–Штиллинга — «Теорию Духоведения» («Die Theorie der Geisterkunde») - мы рассчитываем в дальнейшем перевести на русский язык. (Й.Р.)
[47]«The Philosophy of Spiritual Intercourse» by A.J.Davis.
[48]«Retrogression in Art» by E.W.Cook.
[49]Summerland (англ.) - «Страна вечного лета».
[50]«Saducismus Triumphatus» by Rev.Joseph Granvil.
[51]1 фут = 0,30 м.
[52]«Footfalls on the Boundary of Another World», by Robert Dale Owen, 1860, p.287.
[53]Протестантская церковь, действующая главным образом в С.Ш.А. и Великобритании. Возникла в XVIII веке, отделившись от Англиканской церкви и требуя последовательного методичного соблюдения религиозных предписаний. (Е.К.)
[54]Бенджамин Франклин (1706–1790) - американский учёный–энциклопедист, представитель американского Просвещения, публицист, идеолог национально–освободительного движения. Один из авторов Декларации независимости С.Ш.А. (1776г.). Как естествоиспытатель известен главным образом своими трудами по электричеству. Эндрю Джексон Дэвис утверждал, что неоднократно общался с духом Б.Франклина, который в качестве объяснения природы сообщений с потусторонним миром предложил открытый им метод электрических колебаний. (Е.К.)
[55]«Modern Spiritualism», by E.W.Capron, pp. 310–313.
[56]«Autobiography», by E.Hardinge Britten, p.40.
[57]«The Love Letters of Dr.Elisha Kane».
[58]Гретна–Грин — деревушка на границе Англии и Шотландии, известная тем, что там для вступления в брак не требовалось никаких предварительных формальностей. (Е.К.)
[59]«The Spiritual Magazine», 1871, pp. 525–26.
[60]Лондонское диалектическое общество образовано в 1867 году под председательством Джона Леббока. Ставило основной целью предоставление своим членам возможности неограниченного обмена идеями. Обществом была организована комиссия для выяснения природы спиритических явлений. (Е.К.)
[61]«The Spiritualist», Vol. VIII, p.299.
[62]1 дюйм = 2,5 см.
[63]«Light», 1884, p.170.
[64]Бутлеров Александр Михайлович (1828–1886) - химик–органик, академик Петербургской Академии наук (1871), приверженец Спиритизма. (Е.К.)
[65]Аксаков Александр Николаевич (1832–1903) - переводчик, автор сочинений по спиритизму и магнетизму. (Е.К.)
[66]«Light», 1884, p.39.
[67]«The Spiritualist», Vol. IV, p.138; Vol. VII, p.66.
[68]«Light», 1882, p.239–40.
[69]Джон Уэсли (1703–1791) - основатель методизма. Священник Англиканской церкви, Уэсли руководил небольшой группой верующих (1729–35) в Оксфорде, именовавших себя методистами. Джон Уэсли тем не менее относил себя к последователям Англиканской церкви, выделяя методизм в отдельную секту. С 1784 года работал в Америке. (Е.К.)
[70]«Light», 1888, p.619.
[71]«The Missing Link in Modern Spiritualism», by Leah Underhill, Knox&Co, New York, 1885.
[72]причины причин (лат.)
[73]Шарль Рише (1850–1935), французский физиолог и иммунолог, лауреат Нобелевской премии (1913), автор книг по оккультизму. (Е.К.)
[74]См. главу XIV.
[75]У.Дж.Кроуфорд — внештатный лектор Королевского университета в Белфасте. Читал лекции по механике и инженерному делу. Увлекался экспериментальными исследованиями в области психики. Проводил серии опытов с известными медиумами. Умер в 1921 году. (Е.К.)
[76]Жюльетт Биссон — вдова известного французского общественного деятеля Адольфа Биссона, который входил в состав комиссии по изучению сеансов известных итальянских медиумов, посетивших Париж в ноябре 1898 года. (Е.К.)
[77]Шренк–Нотцинг — немецкий учёный. Проводил первые исследования эктоплазмы в 1908–13гг., работал вместе с мадам Биссон. Ими написана совместная книга — «Явления материализации» («Phenomena of Materialization»). (Е.К.)
[78]Аэндорская волшебница — библейский персонаж, предсказательница будущего, способная вызывать души мёртвых («1–я Книга Царств», 28, 19). Более подробно Конан–Дойль говорит о ней в статье «Аэндорская ведьма»: см. «Записки о Спиритизме». (Й.Р.)
[79]Религиозная секта баптистов, веривших во Второе Пришествие Христа. (Е.К.)
[80]Персонажи известного рассказа английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда». (1886). (Е.К.)
[81]Альфред Теннисон (1809–1892), Роберт Браунинг (1812–1898) - английские поэты; Генри Уодсуорт Лонгфелло (1807–1882) - американский поэт. (Е.К.)
[82]«Spiritualism», by John W.Edmonds, George T.Dexter, M.D., New York, 1853, p.36.
[83]Аллан Кардек по аналогичному поводу упоминает двух находчивых чудаков, учёных медиков, господ Жобара и Шиффа, давших, по их мнению, решительное объяснение этого феномена. Причина сего явления, утверждали они, заключалась «в произвольном или невольном сжимании сухой жилы малоберцового мускула». Кардек («Книга Медиумов», пргф.41) даёт весьма поучительный разбор этой «теории». (Й.Р.)
[84]Здесь: Толедо — город в С.Ш.А. на северо–западе штата Огайо.
[85]Оскар Уайльд по аналогичному поводу говорит: «В старые времена существовала пытка. Теперь у нас есть печать. Это, конечно, прогресс. Но всё же печать неблагородна, лжива и безнравственна.» (Примеч.Й.Р.)
[86]Редактор издания «The Spiritual Telegraph» («Спиритический телеграф»).
[87]1 фунт = 0,409 кг.
[88]«Experimental Investigation of the Spirit Manifestations» by Robert Hare, N.Y., 1855.
[89]«Modern Spiritualism», by E.W.Capron, pp. 359–363.
[90]Ibidem, p.375.
[91]Ibidem, p.197.
[92]«Experimental Investigation of the Spirit Manifestations» by Robert Hare, p.54.
[93]Жан Луи Агассис (1807–1873) - швейцарский естествоиспытатель. С 1846 года жил в США. Выступал против дарвинизма, отстаивая неизменность видов. (Е.К.)
[94]«Faiths, Facts and Frauds of Religious History» by Emma Hardinge Britten.
[95]Министр юстиции.
[96]«The Healing of the Nations».
[97]Церковный суд инквизиции над женщинами, обвиняемыми в ведовстве. Происходил в городе Салем — столице штата Орегон. После варварских пыток «ведьм» сжигали на костре. (Е.К.)
[98]Конституция С.Ш.А. того времени законодательно утверждала существование рабства, но Линкольн пришёл к заключению, что главнокомандующий армией мог отменить его на время военных действий (речь идёт о Гражданской войне 1861–1865 годов). Предварительный проект Декларации от 22 сентября 1862 года получил поддержку военного командования. Декларация от 1 января 1863 года разрешала приём чернокожего населения С.Ш.А. в ряды армии. (Е.К.)
[99]Даниэль Уэбстер (1792–1852) - американский государственный деятель и дипломат. (Е.К.)
[100]В чём, спрашивается, причина этого? Дух Истины в своё время сказал по поводу сему: «Вы говорите о перевоплощении и удивляетесь, что это учение не было проповедано в некоторых странах. Но подумайте же, что в стране, где господствует предрассудок цвета кожи, где невольничество вкоренилось в обычай, Спиритизм отвергли бы, если б он объявил перевоплощение, потому что идея о том, что тот, кто теперь господин, может сделаться невольником, и наоборот, показалась бы идеей ужасной.» Слова Духа Истины сбылись: нигде произведения Аллана Кардека, а стало быть, и собственно Спиритизм (спиритизм с большой буквы) не пользовались таким невниманием, как в Соединённых Штатах. (Й.Р.)
[101]В таком отношении толпы (а пресса — лишь её рупор) нет на самом деле ничего удивительного. Оскар Уайльд в своём замечательном эссе «Душа Человека» говорит о стремлении толпы к диктату в искусстве и о давлении, которая она постоянно стремится оказать на художника. Аналогичное мы имеем и здесь, только в данном случае толпа оказывает давление на учёных и философов, а также на медиумов — этих специфических артистов затронутой области. Всё, что не согласно с плебейской жизненной установкой, не согласно с ценностями милыми невежественному большинству, — а Спиритизм в лучшем своём проявлении является идеологией именно благородного и просвещённого меньшинства — вызывает ярость толпы, которая естественным образом выражается в поношениях и оскорблениях, а порой и в попытках физической расправы, что мы ещё не раз увидим на этих страницах. (Й.Р.)
[102]Джордж Элиот (1819–1880, настоящее имя — Мэри Энн Эванс), — английская писательница. (Е.К.)
[103]«Memoir of Augustus de Morgan», pр.221–222.
[104]«The Night Side of Nature» by Mrs.Crowe.
[105]Автор книги «Прямые и окольные пути» (Colley Grattan, «High Ways and Bye Ways»). (Е.К.)
[106]Автор книги «Видения и звуки» (Henry Spicer, «Sights and Sounds»). (Е.К.)
[107]Секуляризация — освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве. (Е.К.)
[108]Джеймс Брэйд (1795–1860) - шотландский врач, который предложил термин «гипноз» и впервые использовал гипноз в клинической практике в 1840 году. Карпентер — современник Брэйда и Фарадея, врач–физиолог, открыл принцип идеомоторики, названный его именем, утверждающий, что «направление движения определяется представлением об известном движении». Майкл Фарадей (1791–1867) - английский химик и физик, создатель учения об электромагнитном поле; руководимый идеей о единстве сил природы, исследовал химические действия электрического тока, раскрыл связи между электричеством и магнетизмом, магнетизмом и светом; был очень религиозным человеком. (Е.К.)
[109]British National Association of Spiritualists
[110]«On Miracles and Modern Spiritualism» by Alfred Russel Wallace, 1875.
[111]«Spiritualism and Science». — «The Times», December 26, 1872.
[112]British Association for Advancement of Science. Далее — Британское объединение.
[113]«The Spiritualist», April 11, 1879, р.170.
[114]«The Psychological Review», vol.II, р.546.
[115]Society for Psychical Research (S.P.R.)
[116]Anima Mundi — вселенская душа (лат.)
[117]Все эти и другие нелепые теории нашли подробное рассмотрение с последующим опровержением в «Книге Медиумов» Аллана Кардека. См. в ней в первой части главу IV под названием «Системы или попытки объяснения спиритических явлений». (Й.Р.)
[118]Следует иметь в виду, что в русской спиритической литературе, издававшейся до октября 1917 года, его фамилия ошибочно писалась как «Юм», что по–английски было бы «Hume», тогда как английское «Home» правильно передавать через русское «Хоум» или в архаичных формах как «Гоум» и даже «Гом». (Й.Р.)
[119]Истинный оккультист понимает, что колпак мага сродни колпаку шута. И точно так же мантия пророка — не более, чем театральный реквизит, назначение которого воздействовать на детское воображение, которым однако в полную меру всё ещё наделено и большинство взрослых. (Й.Р.)
[120]«Incidents in my Life» by Daniel Dunglas Home.
[121]«Home Life of David Brewster» by Mrs.Gordon, 1869.
[122]Эдуард Бульвер–Литтон (1803–1873) - лорд, английский писатель и политический деятель, изначально либерал, позже придерживался консервативных взглядов. (Е.К.)
[123]«Stranger than Fiction» by Robert Bell.
[124]«Historical Mysteries» by Andrew Lang, p.236.
[125]Уильям Мейкпис Теккерей (1811–1863) - английский писатель, автор романа «Ярмарка тщеславия» (1848). (Е.К.)
[126]Никодим в христианском предании — тайный ученик Иисуса Христа из числа фарисеев и «начальников иудейских». Ему Христос сообщил о необходимости перевоплощения как средства совершенствования души: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится вновь, не может увидеть Царствия Божия… Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться вновь.» (Й.Р.)
[127]«Light and Shadows of Spiritualism» by D.D.Home.
[128]«Transcendental Physics» by Friedrich Zoellner (English translation).
[129]Члены нонконформистской ассоциации автономных церквей. Придерживались доктрин Кальвина и признавали право на участие в делах Церкви всех верующих. Первая независимая конгрегация была организована Робертом Брауном (1580г.). (Е.К.)
[130]Первое соборное послание апостола Павла к коринфянам («Новый Завет»). В своём послании апостол Павел излагает догматическое учение о воскресении мёртвых. (Е.К.)
[131]«Researches in the Phenomena of Spiritualism» by W.Crookes, and S.P.R. «Proceedings», Vol. VI, p.98.
[132]«A Biography of the Brothers Davenport» by T.L.Nickols, M.D., London, 1864. «Supramundane Facts in the Life of Rev.J.B.Ferguson, LL.D.» by T.L.Nickols, M.D., London, 1865. «Spiritual Experiences: Including Seven Months with the Brothers Davenport» by Robert Cooper, London, 1867.
[133]«Шкаф» или «кабинет» — специальное устройство, похожее на шкаф, закрывавшееся дверцами или занавесками, куда помещался медиум во время сеансов материализации. (Е.К.)
[134]«Spiritual Magazine», 1868, p.321.
[135]т.е. Шекспира (ред.).
[136]«A Magician Among the Spirits» by Houdini.
[137]Спинтарископ — устройство, демонстрирующее выделение альфа–лучей под воздействием радия. (Е.К.)
[138]«Трубка Крукса» — запаянная вакуумная трубка, используемая в рентгенологии. (Е.К.)
[139]«Quarterly Journal of Science».
[140]«Life of Sir William Crookes» by E.E.Fournier d'Albe, 1923.
[141]«The Spiritualist», 1874, р.270.
[142]«The Spiritualist», July 17, 1874, р.29.
[143]«Researches in the Phenomena of Spiritualism» by William Crookes.
[144]«There Is No Death» by Florence Maryatt, p.143.
[145]«Phenomena of Materialization» by Dr.Schrenck Notzing, (English translation).
[146]«Researches in the Phenomena of Spiritualism» by William Crookes, p.10.
[147]Назван по имени медиума мисс Кэтлин Голайер. Доктор Кроуфорд провёл с ней в 1914–20 годах серию экспериментов, результаты которых отражены в его трудах: «The Reality of Psychic Phenomena» (1917), «Experiments in Psychical Science» (1919) и «The Psychic Structures at the Goligher Cirle» (1921). (Е.К.)
[148]Марджери — псевдоним миссис Крэндон, известного медиума. См. гл. XXII. (Е.К.)
[149]«Researches in the Phenomena of Spiritualism», p.95.
[150]Ibidem, p.86.
[151]Angelo Brofferio, «Fuer den Spiritismus», Leipzig, 1894, p.319, (German translation).
[152]«The International Psychic Gazette», December, 1917, pp. 61–62. Леон Дени в книге «После смерти» по этому же поводу сообщает: «Утверждали, будто потом сэр Крукс отказался от этих слов. Однако У.Стед писал по этому поводу в «Нью–Йорк америкэн»: «Лондон, 7 Февраля 1909. Я видел сэра Вильяма Крукса в «Гоуст–Клубе», где он обедал, и он уполномочил меня сказать следующее: «Со времени начала моих опытов в области спиритуализма, опытов, которыми я занимаюсь вот уже тридцать лет, я не вижу никакой причины изменять моё прежнее мнение.» (Й.Р.)
[153]Это точно так же истинно и в наши дни, и, разумеется, в редакции не только лондонской газеты. Мы, имея большой опыт общения на данную тему с московскими редакциями, имеем полное право сказать это. (Й.Р.)
[154]«Old Diary Leaves» by Henry Olcott.
[155]«New York Daily Graphic», October–November, 1874.
[156]«People from the Other World» by Henry Olcott.
[157]Блаватская Елена Петровна (1831–1891) - в девичестве фон Ган–Роттерштерн. Дочь полковника, родилась в городе Екатеринославе. Путешествовала по Европе, Америке, Индии и Египту. Во время кочевой жизни развила способности медиума. В 1875 году вместе с полковником Олкоттом основала в Нью–Йорке Теософическое общество (вскоре центр его переместился в Индию, в Адьяр, где существует и поныне). Основы своей теории она изложила в трудах: «Разоблачённая Изида» (1877), «Тайная доктрина» (1887) и «Ключ к теософии» (1889). Была уличена мистером Ходсоном в шарлатанстве. Ходсон нанёс сокрушительный удар по теосоофии; многие из теософических обществ распались. (Е.К.)
[158]Теософия (греч. theos — бог и sophia — мудрость, знание; дословно богопознание) - учение Е.П.Блаватской, претендовавшее на то, чтобы «научными» методами познать божественную мудрость, сделать её достоянием личности и, в конечном счёте, обеспечить человеку райское блаженство после смерти. Добиться этого, выявив скрытые духовные силы, могут якобы только теософы, обладающие тайными знаниями (оккультизмом). Теософия объединяла в себе элементы различных западных и восточных религий (буддизм, индуизм). (Е.К.)
[159]Simulacrum — подобие, видимость; тень (мертвеца), привидение. (лат).
[160]«People from the Other World» by Henry Olcott, p.460 и далее.
[161]«Buccaneers» by Howard Pyle, p.178.
[162]«The Spiritualist», Vol. IX, p.2.
[163]«The Spiritualist», Vol. IX, p.2.
[164]Фридрих Цолльнер (1834–1882) - профессор физики и астрономии в Лейпцигском университете. (Е.К.)
[165]«Metapsychical Phenomena» by J.Maxwell, p.405.
[166]«Spiritualism. A Popular History from 1847» by Joseph McCabe, p.161.
[167]«The Widow's Mite», p.276.
[168]«Transcendental Physics» by F.Zoellner, pp. 34–35, (English translation).
[169]«Rustlings in the Golden City» by James Curtis.
[170]Один из шести штатов Австралии.
[171]Только представьте себе, какая надобна виртуозная, умопомрачительная ловкость, далеко выходящая за возможности самого изощрённого фокусника и иллюзиониста, для того, чтобы писать пространные сообщения на грифельной доске, держа её под столом у себя на коленях, а сам стол для перемещения грифеля по доске двигая ногами. Мы положительно отказываемся понимать ту бездну глупости, которую продемонстрировали изобретатели подобного способа писания, равно как и ту пропасть легковерия, какую обнаружили люди, способные внять подобным экспликациям. (Й.Р.)
[172]«Spiritualism, Bottom Facts» by Truesdell.
[173]«Spook Swindles».
[174]«Light», 1886, p.433.
[175]Нонконформисты — протестанты, которые не подчинялись доктринам официальной английской церкви. Секты нонконформистов: конгрегаторы, баптисты, пресвитериане и методисты. Многие пресвитериане и баптисты в XVIII веке примкнули к унитариям. (Е.К.)
[176]«Banner of Light», December 15, 1881,
[177]S.P.R. «Proceedings» («Протоколы» Общества психических исследований), Vol. IV, р.38.
[178]Чезаре Ломброзо (1835–1909) - итальянский психиатр и криминалист. (Е.К.)
[179]В русской «Библии» сказано: единодушно вместе. (Й.Р.)
[180]Чарльз Брэдлаф (1833–1891) - английский радикальный политический и общественный деятель, атеист и республиканец. (Е.К.)
[181]Томас Генри Гексли (1825–1895) - английский учёный–биолог, последователь учения Дарвина. (Е.К.)
[182]Это обстоятельство является предметом уже другого разбора, и в данном отчёте неуместно. (Й.Р.)
[183]Сегодня число приверженцев Спиритизма ещё больше, хотя, к сожалению, приходится признать, что они сильно разобщены, как организационно, так и идеологически. К ним же следует причислить так наз. «теософов» — последователей Блаватской и Рерихов, поскольку их направление — не более чем спиритическое сектантство, а саму теософию можно образно уподобить большой ветке, отрезанной от ствола спиритического древа. Это объективный взгляд на вещи, но, разумеется, сами теософы с этим никак не согласятся и будут крайне возмущены. (Й.Р.)
[184]«Confessions of the Truth Seeker» by Thomas Shorter.
[185]«The Spiritual Magazine», 1872, pp. 3–15.
[186]«Light», 1887, p.391.
[187]Супруги Кюри: Пьер (1859–1906) - французский физик; Мария (Склодовская–Кюри; 1867–1934) - по национальности полька, с 1891 работала во Франции, физик и химик. Супруги Кюри — создатели учения о радиоактивности, лауреаты Нобелевской премии (1903). (Е.К.)
[188]Gustave Geley, «L'Ectoplasme et la Clairvoyance», 1924, p.402.
[189]«Light», 1909, p.356.
[190]«Journal of the Society for Psychical Research (S.P.R.)», Vol. VI, November 1894, pp. 334, 360.
[191]«Journal of the Society for Psychical Research (S.P.R.)».
[192]на первый взгляд (лат.)
[193]«Eusapia Palladino and Her Phenomena» by Hereward Carrington, 1909.
[194]«Annals of Psychical Science», 1908, p.181.
[195]«Annals of Psychichal Science», Vol. VI, p.164, September, 1907.
[196]«Eusapia Palladino and Her Phenomena» by Hereward Carrington, 1909, pp. 250–51.
[197]«After Death — What?» by Cesare Lombroso, 1909.
[198]«The Salem Seer» by George C.Bartlett.
[199]Нибуорт — Нибуорт–Хауз поместье лорда Бульвер–Литтона в Хатфордшире, на юго–востоке Англии. (Е.К.)
[200]«The Strange Story» by Edward G.Bulwer Lytton.
[201]Публий Вергилий Марон (70 — 19 до Р.Х.) - римский поэт, автор героического эпоса «Энеида» о странствующем троянце Энее и известного сборника пастушеских песен «Буколики» (42–38 до Р.Х.). Луиш ди Камоэнс (Камоинш) (1524/1525 — 1580) - португальский поэт эпохи Возрождения. Мигель Сервантес де Сааведра (1547–1616) - испанский писатель, автор знаменитого роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605–1615). (Е.К.)
[202]Предполагается, что их появление связано с мысленной концентрацией фанатиков на язвах на теле распятого Христа. (Е.К.)
[203]«Psychological Review», Vol. I, p.224.
[204]D'Esperance, «Shadow Land».
[205]«The Magic Stuff» by A.J.Davis.
[206]«The Beginnings of Seership» by Vincent Turvey.
[207]Эманация — истечение, исхождение чего–либо от некоего иного (лат. emanatio). (Е.К.)
[208]«A Case of Partial Dematerialization» by Alexander Aksakoff.
[209]«Angelic Revelations» by William Oxley.
[210]D'Esperance, «Shadow Land», p.328.
[211]«Mediums and Daybreak», 1893, p.46.
[212]«A Case of Partial Dematerialization» by Alexander Aksakoff, p.181.
[213]«Twixt Two Worlds» by J.S.Farmer.
[214]«Prejudices of Mankind» by Lazar Hellenbach, (English translation).
[215]медиумическое привидение (франц.)
[216]«The Spiritualist», May 12, 1876, p.221.
[217]«The Spiritualist», February 23, 1877, p.96.
[218]Не стоит путать такую «психографию» с психографией как автоматическим письмом — подобное значение этого слова гораздо употребительнее. У Конан–Дойля же речь идёт о «непосредственном писании, происходящем без участия руки медиума», и оно называется пневматографией. (Й.Р.)
[219]«Journal of S.P.R.», June, 1886, pp. 282–324.
[220]«Light», 1886, p.309.
[221]«S.P.R. Proceedings», Vol. IV, pp. 416–487.
[222]«Mediums and Daybreak», 1878, pp. 698, 730; «The Spiritualist», 1879, Vol. XIV, pp. 83, 135.
[223]«Light», 1886, p.324.
[224]То же самое справедливо и в отношении самого Конан–Дойля, который в своих посмертных сообщениях также возвестил о некоторых изменениях во взглядах. (См. его «Посмертное послание человечеству».) Большинство его сообщений также «содержат подтверждения уже известных истин», тогда как некоторые другие вызывают недоумение, поскольку принятие излагаемых им там положений отбросило бы спиритическую науку далеко назад. (Й.Р.)
[225]M.A.Oxon: «Spirit Teachings», 1883; «Higher Aspects of Spiritualism», 1880.
[226]«What am I?» by Sergeant Cox.
[227]«Modern Mystics and Modern Magic» by Arthur Lillie, p.72.
[228]«Spirit Teachings» by M.A.Oxon, 1883.
[229]«The Controls of Stainton Moses» by A.W.Trethewy, 1923.
[230]M.A.Oxon: «Spirit Identity», 1879; «Psychography», 2nd edition 1882.
[231]«S.P.R. Proceedings», Vol. IX, p.245–353; Vol. XI, pp. 34–113.
[232]В этой главе в ряде случаев полное название Общества психических исследований заменено общепринятой аббревиатурой О.П.И. (Е.К.)
[233]Psychological Society of Great Britain.
[234]«Twenty Years of Psychical Research» by Edward T.Bennett, 1904, pp. 21–22.
[235]Имеется в виду Британская национальная ассоциация спиритов. (Е.К.)
[236]«Light», 1883, p.54.
[237]способ (со)существования (лат.)
[238]«The Survival of Man» by Sir Oliver Lodge, 1909, p.6.
[239]Любопытны заявления Оскара Уайльда, сделанные по данному поводу в 1923 году. На одном из длинной серии сеансов его дух, по случаю присутствия в тот вечер г–на Э.Дж.Дингуолла, бывшего тогда одним из руководителей О.П.И. написал весьма занимательную речь. Подробности см. в Приложении, «Феномен автоматического письма. Беседы с Оскаром Уайльдом». (Й.Р.)
[240]«H.P.Blavatsky and the Masters of Wisdom» by A.Besant.
[241]Саул (Савл) - еврейское имя Павла — первопрестольного апостола, не знавшего Христа в его земной жизни и не находившегося в числе двенадцати апостолов, но почитаемого наравне с апостолом Петром. Первоначально активный участник гонений на христиан, он ослеп после явления ему света и голоса Господня. По молитве христианина Анании исцелился от слепоты, принял крещение и стал проповедником Христианства. (Е.К.)
[242]«Light», 1901, p.523.
[243]«S.P.R. Proceedings», Vol. VI, p.509, цитируется по статье M.Sage, «Mrs.Piper and the S.P.R.».
[244]В нашем распоряжении имеется русский текст книги Ричарда Ходсона «О некоторых феноменах транса», посвящённой анализу этих случаев. Нам хотелось бы надеяться, что со временем удастся издать и эту книгу. (Й.Р.)
[245]Dr.Hodgson's Report — «S.P.R. Proceedings», Vol. XIII, pp. 284–582.
[246]«Mrs.Piper and the S.P.R.» by M.Sage, p.98.
[247]«The Psychic Riddle» by I.Funk, p.38.
[248]Агностик (от греч. agnostos — непознаваемый) - человек, отрицающий познаваемость объективного мира. (Е.К.)
[249]«S.P.R. Proceedings», Vol. XXI, p.375.
[250]«Thirty Years of Psychical Research» by Charles Richet, (English translation).
[251]Еврипид (ок.480–406 гг. до Р.Х.) - греческий поэт–драматург. (Е.К.)
[252]«Hercules Furens» — драма Сенеки о Геркулесе (Сенека Люций Анней, ок. 4г. до Р.Х. — 65г. после Р.Х., — римский философ–стоик). (Е.К.)
[253]Уолтер Сэвидж Лэндор (1775–1864) - английгкий поэт и эссеист, автор книги «Воображаемые беседы литераторов и государственных мужей»; Вергилий (70 — 19 гг. до Р.Х.) - римский поэт; Гораций (65 — 8 гг. до Р.Х.) - римский поэт. (Е.К.)
[254]Славься, вечный Рим (лат.)
[255]«S.P.R. Proceedings», Vol. XXV, p.54.
[256]Фукидид (455 — 400гг. до Р.Х.) - грек, афинский историк, автор «Истории [Пелопоннесских войн]», резко отрицательно относился к милитаристской политике родных Афин. (Й.Р.)
[257]Кэнонгейт — город, на месте которого был основан Кембридж. (Е.К.)
[258]Надо сказать, что к концу жизни Конан–Дойль окончательно разочаровался в О.П.И. Это обстоятельство и вынудило его(тогда старейшего члена Общества) незадолго перед смертью выйти из О.П.И. и призвать всех других серьёзных изыскателей последовать его примеру — факт красноречивый и дающий пищу для размышлений. Подробнее об этом смотрите в «Записках о Спиритизме: «Отречение от Общества Психических Исследований». (Й.Р.)
[259]«Essays from Unseen» by G.B.Ermacora, (English translation).
[260]«Materialized Apparitions» by E.A.Brackett, p.106.
[261]«Beginnings of Seership» by Vincent Turvey, p.55.
[262]«Shadow Land» by E.d'Esperance, 1897, p.229.
[263]«The Spiritualist», 1873, p.83.
[264]«Shadow Land» by E.d'Esperance, 1897, pp. 254–55.
[265]«Life and Experience» by E.Dawson Rogers, p.58.
[266]«Annals of Psychical Science», Vol. II, p.305.
[267]«The Spiritualist», 1873, pp. 82–83.
[268]«Materialized Apparitions» by E.A.Brackett.
[269]«Annals of Psychical Science», Vol. II, p.273.
[270]«Annals of Psychical Science», Vol. II, p.288.
[271]Как уже говорилось выше, Марта Беро и Ева К. — псевдонимы Евы Каррьер. (Е.К.)
[272]«Thirty Years of Psychical Research» by Ch.Richet, p.508.
[273]Mme Juliette Bisson, «Les Phenomenes dits de Materialisation».
[274]«Phenomena of Materialisation» by Schrenck Notzing, (English translation).
[275]«From the Unconscious to the Conscious» by Gustave Geley, (English translation).
[276]Похожие «перчатки» можно увидеть в Психологическом колледже, расположенном в доме 59 по Холланд–парк или в Психическом музее на Виктория–стрит, Эбби–Хауз, в Вестминстере. (А.К.Д.)
[277]W.J.Crawford: «The Reality of Psychic Phenomena», 1917; «Experiments in Psychical Science», 1919; «The Psychic Structures at the Goliger Circle», 1921.
[278]«The Psychic Structures at the Goliger Circle» by W.J.Crawford, 1921, p.19.
[279]«S.P.R. Proceedings», Vol. XXXII, pp. 209–343.
[280]Скорее всего, имеется в виду Генри Вон (1622–1695) поэт–метафизик из Уэльса, который опубликовал несколько томов стихов и прозы на метафизические и религиозные темы. Известен своими мистическими взглядами на природу. (Е.К.)
[281]Не считая тех случаев, когда он видел настоящие материализованные лица и фигуры. (А.К.Д.)
[282]«Margery» by Malcolm Bird.
[283]«The Spiritualist», November 1, 1873.
[284]«On Miracles and Modern Spiritualism» by A.R.Wallace, 1901, р.198.
[285]«The Spiritual Magazine», 1862, р.562; 1863, pр.34–41.
[286]«Personal Experiences of William H.Mumler in Spirit Photography» by W.H.Mumler, Boston, 1875.
[287]«Chronicles of the Photographs of Spiritual Beings» by Georgiana Houghton, 1882, р.2.
[288]«On Miracles and Modern Spiritualism» by A.R.Wallace, 1901, pр.196–97.
[289]«British Journal of Photography», August, 1873.
[290]«Human Nature», 1875, р.152.
[291]«The Spiritualist», Vol. VI–VII (1875); «Human Nature», Vol. IX, p.334.
[292]Изобретённый в 1851 году англичанином Ф.Скотт–Арчером влажно–коллоидный процесс в фотографии был не менее сложен, чем дагерротип, но значительно дешевле последнего. В нём использовалась стеклянная пластинка, покрытая слоем коллоида — основой для светочувствительных кристаллов серебра. Она позволяла получить негатив, значительно улучшавший качество изображения. Пластинка обладала светочувствительностью только во влажном состоянии и поэтому должна была быть использована сразу после приготовления. В этом состояло одно из неудобств нового метода, не позволявшего использовать заранее заготовленные пластинки. (Е.К.)
[293]Маорийская война в Новой Зеландии (1840–1872) - война коренного населения этой страны (маори) против английских колонизаторов. (Е.К.)
[294]Город на юго–западе штата Калифорния (С.Ш.А.).
[295]«Photographing the Invisible» by James Coates, 1921; «The Veil Lifted» by Andrew Glendinning, 1894.
[296]«Human Nature», Vol. VIII, 1874–1875.
[297]«Human Nature», Vol. VIII, p.390.
[298]«Light», 1908, р.526; 1909, рp.290, 307, 329.
[299]«Light», 1920, р.190.
[300]«Journal of American Society for Psychical Research», March 1922, pр.132–147.
[301]Кенотаф (греч. kenotaphos) - буквально: пустая могила; монумет или мавзолей, воздвигнутый в честь кого–либо, кто не захоронен в этом месте. Кенотаф в Уайт–Холле в Лондоне воздвигнут в честь жертв первой мировой войны по проекту Эдвина Льютиенса. (Е.К.)
[302]«Psychic Science», July, 1925.
[303]Уже после того, как эти строки были написаны, автор решил проверить леди–медиума и дал ей собственные пластинки, которые он сам же пометил и проявил. Он получил при этом в восьми проведённых экспериментах шесть психических результатов. (А.К.Д.)
[304]«Proofs of the Truths of Spiritualism» by Dr.Henslow, р.218.
[305]Восковые (парафиновые) слепки с конечностей материализованных фигур можно было заполнить жидким гипсом и получить отливку, в точности повторяющую все линии и складки кожи. (Е.К.)
[306]См. «Голоса» Асборна Мура («The Voices» by Usborne Moore, 1913, p.433.).
[307]Странное утверждение, здесь как раз всё ясно: это два классических примера голосов, которые не «достигали ушей окружающих». (Й.Р.)
[308]«Journal of S.P.R.», Vol. III, 1887, p.131.
[309]О знаменитом «демоне» Сократа говорится во многих работах, Сократу посвящённых; немало упоминает о нём в своих диалогах и Платон, что всегда ставило критиков в крайне затруднительное положение. Но Вл.С.Соловьёв справедливо указывает, что для Сократа и Платона природа этого «демона» выражала некую основную истину, именно то, что «всякое дело внутреннего усовершенствования человека зависит не от людского произвола, не от преходящих добрых желаний, а от чего–то более важного и глубокого, чем мы не можем распоряжаться, а с чем должны сообразоваться. Есть более важный, чем мы сами хозяин в нашем внутреннем дому, — есть у всех, хотя явственно он говорит только таким исключительным людям как Сократ — для блага их собственного и чужого.» Леон Дени в своей книге «Правда о Жанне д'Арк» (которую, кстати сказать, Конан–Дойль перевёл на английский язык под названием «The Mystery of Joan of Arc») по поводу голосов Сократа пишет: «Так у Сократа был свой «демон», или дружественный гений… Голос этот звучал ему во всех обстоятельствах жизни. В «Феаге» Платона можно прочесть о том, как Тимарх мог бы избежать смерти, послушайся он голоса этого духа: «Не уходи», — советует ему Сократ, когда тот уходит с пира вместе с Филемоном, своим сообщником, коему одному только было известно Тимархово намеренье пойти убить Никия, — «не уходи: голос говорит мне, чтоб я тебя не отпускал.» Хотя и предупреждённый ещё дважды, Тимарх уходит, но ему не удаётся его предприятие и его приговаривают к смерти. В минуту казни он с опозданием признаёт, что ему следовало тогда послушаться голоса: «О, Клитомах!» — говорит он своему брату, — «я умираю за то, что не пожелал последовать совету Сократа.» Однажды голос предупредил мудреца, чтобы он не шёл дальше по той дороге, которою он следовал вместе со своими друзьями. Эти последние, однако, отказываются послушаться его; они продолжают свой путь и встречают какое–то войско, которое нападает на них и убивает их всех. Столь часто убеждаясь в справедливости даваемых ему этим голосом советов, Сократ имел все основания верить в него; он напоминал своим друзьям, что «предсказания, переданные мне им, ни разу не оказались неверны.» Напомним ещё также торжественное заявленье этого философа на суде, когда перед ним встаёт вопрос о жизни или смерти: «Этот пророческий голос, никогда не перестававший звучать мне всю мою жизнь, никогда, даже при самых незначительных обстоятельствах, не перестававший отвращать меня от всего, что могло бы причинить мне зло, сейчас вот он молчит, сейчас именно, когда со мной происходит нечто, что могут посчитать за худшее из зол. Отчего же это? Вероятно, оттого, что происходящее есть благо для меня. Мы, несомненно, заблуждаемся, полагая, будто смерть есть несчастье и зло.» (Примеч.Й.Р.)
[310]В названной книге Леона Дени как раз и «подобраны похожие слова для объяснения тех голосов, которые слышала Жанна д'Арк». (Й.Р.)
[311]Апокатастасис — рецидив, или ухудшение состояния. (Е.К.)
[312]Ноннус (род. в 410г.) - греческий поэт, автор мифологической эпопеи «Дионисиакес». (Е.К.)
[313]Имеется в виду «Дельфийский оракул» — говорящая статуя в храме Аполлона в греческом городе Дельфы. (Е.К.)
[314]«глас священный» (лат.)
[315]См. наше примечание в главе XVI. (Е.К.)
[316]«The Spiritual Magazine», 1872, p.45.
[317]«The Spiritualist», Vol. I, p.38.
[318]Отчёт о заседании Лондонского диалектического общества (1871) стр.201.
[319]«Journal of S.P.R.», Vol. IV, p.127.
[320]«The Voices» by Usborne Moore, 1913, pp. 324–25.
[321]«Startling Facts in Modern Spiritualism» by N.B.Wolfe.
[322]«Spiritual Notes», Vol. I, p.262, IV.
[323]«The Dead Have Never Died» by Edward C.Randall.
[324]«Glimpses of the Next State» by Usborne Moore.
[325]«Proceedings American S.P.R.», 1913, Vol. VII, pp. 570–788.
[326]«Proceedings American S.P.R.», 1913, Vol. VII, p.581.
[327]H.Dennis Bradley, «Towards the Stars», «The Wisdom of the Gods». Подводя итог своим многолетним исследованиям, Брэдли в частности пишет: «Доказательства тождественности, которые представили мне мои духовные друзья, гораздо более впечатляющи, нежели те, что представлены мне большинством завсегдатаев светских гостиных. Я с полной ответственностью утверждаю, что если Анни и Уоррен не являются живыми и реальными спиритуальными личностями, то тогда большое число личностей бесцветных и призрачных, с коими мне пришлось встречаться в местах светского общения, в театрах и клубах, либо также суть в свою очередь призраки умерших, либо суть не что иное, как неудачные фантазии воображения. СМЕРТИ НЕТ: я написал два толстых тома, чтоб доказать это, и мне удалось непосредственно, на деле установить регулярные отношения с духовным миром. И я должен сказать, что открытие это на много голов выше всех прочих открытий, так как оно знаменует собой крупный шаг на пути, ведущем к истинной науке о будущем!» Более подробно об опытах Г.Д.Брэдли см. в Приложении: «Феномен прямых голосов». (Примеч.Й.Р.)
[328]«Nature's Secrets» by William Denton, 1863.
[329]«Revue Metapsychique», juin, 1921.
[330]Gustave Geley, «L'Ectoplasme», p.278.
[331]Чтобы быть точными, необходимо отметить, что эту «собственную терминологию» г–н Кардек получил от духов, а не изобретал сам, как то имело место в англоязычных странах, спиритическая терминология в которых путанна и несовершенна. (Й.Р.)
[332]«Книга Духов» (франц.)
[333]Двадцать раз она переиздавалась только при жизни Кардека, во Франции, число же её последующих изданий как на французском, так и в переводах на все основные языки мира не поддаётся учёту и продолжается по сей день. (Й.Р.)
[334]Allan Kardec: «The Mediums Book», 1861; «The Gospel as Explained by Spirits», 1864; «Heaven and Hell», 1865; «Genesis», 1867, (English translations).
[335]Allan Kardec: «What is Spiritism?»; «Spiritism Reduced to its Simplest Expression», (English translations).
[336]Аллан Кардек воспитывался у знаменитого швейцарского педагога И.Г.Песталоцци (1746–1827) - создателя теории развивающего обучения, предусматривающего соединение обучения с производительным трудом. Впоследствии он изучал медицину, право и языки. (Е.К.)
[337]О характере деятельности этого общества и о том, как умело была организована его работа, можно судить по уставу общества, приведённому в «Книге Медиумов». (Й.Р.)
[338]«La Revue Spirite».
[339]Allan Kardec, «Le Livre des Esprits», 1856, (introduction). Дело в том, что в данном вопросе, к сожалению, царит некоторая путаница, и смысл приведённого английского пассажа толком передать нельзя, потому что мы не придерживаемся англоязычной терминологии Конан–Дойля. Мы, напротив, (как то и принято по–русски) следуем по этому поводу понятиям Кардека, как наиболее логичным и последовательным, и в русских переводах Конан–Дойля говорим о Спиритизме и спиритах, а не о спиритуализме и спиритуалистах, как то делает Конан–Дойль вместе со всеми англичанами и американцами. Следует отметить, что термин «спирит» для английского языка неприемлем, так как имеет место зрительная омонимия с английским словом «spirit» (спирит, что значит дух). Поэтому по–английски было бы правильно говорить не о спиритах, и не о спиритуалистах, а о спиритистах. Последний термин в английском языке используется исключительно в отношении последователей учения Кардека. (Й.Р.)
[340]Allan Kardec, «Le Livre des Esprits», 1856, (introduction).
[341]По английской терминологии они не спириты, а спиритуалисты. (Й.Р.)
[342]Умы, сформированные в традициях протестантского мировоззрения, не понимают идеи перевоплощения и её отвергают. Характерно, что даже после перехода, став духами, такие люди продолжают игнорировать закон реинкарнации — один из главнейших законов жизни. Поэтому и в посланиях духов, в странах протестантских, идея перевоплощения обыкновенно отрицается. В этом причина огромного превосходства французского спиритизма (или карденизма) над англо–американским спиритуализмом. (Й.Р.)
[343]«The Spiritual Magazine», 1876, p.35. Однако сравните такую позицию со мнением Г.Р.Хаггарда в Приложении. (Й.Р.)
[344]«The Spiritual Magazine», 1876, p.57.
[345]«The Spiritualist», Vol. VII (1875), pp. 74–75.
[346]«The Plurality of Existences» by Andre Pezzani, (English translation).
[347]Причина сего явления кроется в том, что через физических медиумов проявляются лишь низшие духи или духи недостаточно развитые, чьи познания и умственный кругозор не распространяются до столь широких пределов, где становится зримо перевоплощение. Через пишущих же медиумов имеют возможность сообщаться Высшие Духи, хотя, разумеется, они пользуются этой возможностью лишь в том случае, если обитатель этого мира, с которым им предлагается вступить в контакт, достоин их внимания. (Й.Р.)
[348]Тем не менее мы утверждаем, что спиритизм перестаёт быть заурядным спиритизмом и становится Спиритизмом с большой буквы лишь с момента осознания перевоплощения и множественности существований. (Й.Р.)
[349]«The Spiritualist», Vol. VII, p.165.
[350]См., например, его работу «Les Vies successives» («Жизни, вытекающие одна из другой»). Наиболее интересные места из неё мы приводим в нашем очерке «Регрессия и реинкарнация. Память прошлых жизней и множественность существований», имеющем то преимущество, что он написан по–русски. (Й.Р.)
[351]Кое–какие фрагменты его прозы мы представили в нашем Приложении, что было сделать необходимо. (Й.Р.)
[352]Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493–1541) - врач и естествоиспытатель эпохи Возрождения, родом из Швейцарии; Агриппа Генрих Корнелиус (1456–1535) - учёный, философ, основоположник учения о естественной магии; Иоханн Баптиста ван Гельмонт (1579–1644) - фламандский химик, исследовал процессы ферментации, интересовался медициной Парацельса; Якоб Бёме (1575–1624) - немецкий философ–пантеист, сохранивший тесную связь с теологией. (Е.К.)
[353]«Philosophy of Mysticism» by Carl du Prel, 2 Vols. 1889, transl.by Ch.C.Massey.
[354]«A Problem for Conjurers» by Carl du Prel, (English translation).
[355]«The Philsophy of the Unconscious» by Eduard von Hartmann, (English translation).
[356]«Spiritism» by Eduard von Hartmann, 1885, (English translation).
[357]«Light», 1885, p.404. Не следует путать адвоката Чарльза Карлтона Массея и поэта Джеральда Массея. Хотя они оба являлись спиритами, но не были связаны друг с другом. (А.К.Д.)
[358]«The Quest», July, 1924.
[359]Джузеппе Мадзини (1805–1872) - вождь республиканско–демократического крыла итальянского национально–освободительного движения Рисорджименто; считал участие в этом движении религиозным долгом каждого итальянца. (Е.К.)
[360]Джузеппе Гарибальди (1807–1882) - один из вождей Рисорджименто, национальный герой Италии, пытался вооружённой силой освободить Рим от власти пап, приветствовал Парижскую коммуну. (Е.К.)
[361]«Rivista di Studi Psichici»
[362]Angelo Brofferio, «Per lo Spiritismo», Milano, 1892.
[363]Джеймс Клерк Максвелл (1831–1879) - английский физик, создатель классической электродинамики; развивая идеи М.Фарадея, создал теорию электромагнитного поля, выдвинул электромагнитную теорию света. (Е.К.)
[364]«Annals of Psychical Science», Vol. II (1905), pp. 261–62.
[365]«Annals of Psychical Science», Vol. I (1905), pp. 75–129.
[366]Enrico Morselli, «Psicologia e Spiritismo», 2 Vols. Torino, 1908.
[367]«Annals of Psychical Science», Vol. VII (1908), p.376.
[368]Хелен Смит — медиум, о котором писал Флурнуа в своей книге «От Индии до планеты Марс». (Е.К.)
[369]«Annals of Psychical Science», Vol. V (1907), p.322.
[370]Они не понимают, что существуют законы. (франц.)
[371]Арроrt — принесение предметов (франц.). Отсюда же команда собаке: «Аппорт!» («Принеси!») - повелительное наклонение от глагола «apporter». Подробнее см. об этом любопытном явлении в «Книге Медиумов» Аллана Кардека, II часть, гл.5, NN 96–99, «Феномен приноса предметов». (Й.Р.)
[372]«The New Revelation» by Arthur Conan Doyle, 1919, p.53.
[373]«The Gate of Remembrance» by Bligh Bond. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.178 сек.) |