|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 4. Происшествие в Гайдсвилле
До сих пор мы сталкивались с отдельными и не связанными между собой проявлениями психических сил. Наконец настало время рассказать о случае, который послужил толчком к новому и, пожалуй, самому мощному всплеску спиритического движения. Правда, обстановка происшествия была самой скудной, действующие лица — бедными, место — самое отдалённое и причина — корыстной. Однако в повседневной суете нашей жизни одни довольствуются констатацией факта, что телеграфная связь существует, других интересует, дошла ли телеграмма до места назначения, и лишь немногие озабочены содержанием этой телеграммы. Говорят, что первое сообщение, полученное Трансатлантической кабельной компанией, было всего лишь технической пробой, сделанной рядовым телеграфистом. Теперь телеграфом пользуются короли и президенты. Так же бедный дух убитого лавочника в Гайдсвилле смог «пробить брешь», через которую «хлынул поток духов». Последствия этого нельзя охарактеризовать однозначно, так как по ту сторону завесы есть приверженцы и добра, и зла, и те, кто составляют между ними середину. Свойства компаньонов, которых вы привлекаете к себе из мира иного, полностью зависят от того, каковы вы сами и каковы движущие вами побуждения. Гайдсвилль — типичная маленькая деревушка в штате Нью–Йорк, население которой трудно назвать высокообразованным — как, впрочем, и население остальных маленьких американских городков того времени, — подверженное влиянию предрассудков и не восприимчивое к новым идеям. Эта деревушка находилась в двадцати милях от Рочестера — городка, застроенного преимущественно деревянными домами самого убогого вида. Всё произошло в доме, который вряд ли мог соответствовать требованиям жителя любого из графств Англии. Но именно здесь случилось событие, явившееся, по мнению многих, самым важным из всех, которыми Америка потрясла мир. В доме поселилась семья почтенного фермера–методиста по фамилии Фокс. По странному стечению обстоятельств апостола квакеров звали Джордж Фокс. С родителями проживали дочери: Маргарет четырнадцати лет и Кейт одиннадцати лет. Ещё одна дочь — Леа, о которой пойдёт речь ниже, жила в Рочестере, где преподавала музыку. Небольшой домик к тому времени уже успел привлечь к себе внимание, о чём сохранились некоторые свидетельства, которые автор использовал в своём повествовании. Чтобы не перегружать рассказ подробными выдержками, все эти первоисточники помещены автором в Приложении. Вернёмся же ко времени заселения дома семьёй Фокс. Она въехала в этот дом 11 декабря 1847 года. За восемнадцать месяцев до этого прежний владелец был разбужен однажды ночью стуком в дверь. Открыв дверь, он никого не обнаружил и снова лёг в постель. Однако стук повторился. Прежний хозяин так и не смог установить причину этого явления, повторявшегося неоднократно. Истории с постукиванием в дверь случались в других местах и раньше. Например, в 1661 году в Англии, в доме мистера Момпессона, в Тедуорте.[50]О подобном стуке в дверь писал и Меланктон — это случилось в 1520 году в Оппенгейме (Германия). В приходе Эпуорт в 1716 году стуки настолько замучили служителей церкви, что они были вынуждены оставлять на ночь двери открытыми. До середины марта 1848 года семья Фокс жила спокойно. Но с этой даты явления пошли по нарастающей. Иногда раздавались лишь отдельные постукивания, временами складывалось впечатление, что в доме передвигают мебель. Дети были так напуганы, что отказывались спать отдельно от родителей. Их кровати начинали подрагивать каждый раз, когда раздавался стук. Муж и жена пытались подсторожить таинственного гостя, прячась за дверями. Все попытки оказались напрасными; кто–то упорно продолжал стучать в двери. Наконец, 31 марта, когда дети уже лежали в кроватях, начался знакомый стук. Малышка Кейт, шутя, стала щёлкать пальцами. Стук продолжался в такт её щелчкам. Эта маленькая, бедно обставленная спальня, освещённая бликами свечей, тревожные лица полуодетых взрослых и детей, напряжённо прислушивающихся к проявлениям «нечистой силы», достойна кисти художника. Ибо никакие дворцы с их роскошными залами не смогли сыграть той роли, которую отвела история убогой комнатёнке и её обитателям. Итак, спиритический телеграф заработал: человечеству оставалось только установить, как можно было бы использовать в будущем этот способ общения. В мире существовало достаточное количество сил необъяснимой природы, но именно в Гайдсвилле открылась новая возможность установить связь с этими силами, чтобы выяснить природу и мотивы их проявлений. Госпожа Фокс была поражена происходящим и решила произвести дальнейшее исследование. Она задала серию вопросов, предложив, в частности, «неведомому существу» сосчитать до десяти. Раздалось десять ударов. Потом она спросила о количестве и возрасте её детей. В ответ послышалось семь ударов — действительно, она родила семь детей, один из них умер в младенчестве; для каждого из них было получено соответствующее их возрасту количество ударов. Затем, она пригласила свою соседку, миссис Редфильд, которая также получила ответы на свои вопросы, и все они оказались правильными. Факт этот привлёк внимание соседей, которые в большом количестве приходили послушать то и дело повторявшийся странный стук, но причина его оставалась невыясненной. Назначили комиссию из самых уважаемых в городе лиц, чтобы исследовать этот случай со всей серьёзностью, на которую только способны янки. Комиссия провела ночь 31 марта в доме, задавая вопросы и фиксируя ответы невидимого существа. Комиссия выяснила следующее: «оно» было духом лавочника, проживавшего в доме пять лет назад, до того момента, когда его убили из–за денег. На момент смерти ему исполнился тридцать один год. Тот, кто задавал вопросы, находился в центре комнаты. Казалось, что глухие удары шли из глубины погреба. Вот где находилась его могила! Один из соседей Фоксов — Дуслер — оказался первым, кто догадался перевести стук в слова, используя соответствие количества ударов определённым буквам алфавита. Следуя его шифру, установили имя убитого лавочника — Чарльз Б.Розма. Идея расшифровки посланий была использована спустя четыре месяца Айзеком Постом, квакером из Рочестера. Таково краткое описание событий, случившихся в Гайдсвилле 31 марта и привлёкших внимание сотен людей. Начиная со 2 апреля того же года стук стал повторяться и в дневное время. События ночи 31 марта 1848 года — это лишь начало. Всё наше повествование можно назвать памятником в честь этих событий. Однако предоставим слово непосредственным свидетелям этой истории. Их показания записаны уже через четыре дня после начала работы комиссии. Показания миссис Фокс: «В первую ночь, когда нас разбудил стук, мы поднялись с постели, зажгли свечи и осмотрели весь дом. Всё это время удары продолжались. Звук был не очень громкий, но он вызывал сотрясение ножек кроватей и стульев. Мы все чувствовали постоянную вибрацию, лёжа в кроватях и стоя на полу. Это продолжалось до тех пор, пока мы не заснули. Я не спала до 12 часов ночи. 30 марта мы не спали уже всю ночь. Шум раздавался по всему дому. Мой муж встал с внешней стороны двери, а я — с внутренней, но удары не прекращались. Шаги слышались сначала в чулане, затем на лестнице в погреб. Мы не знали отдыха, я подумала, что домом завладела нечистая сила. Раньше я часто слышала о подобных случаях, но никогда с ними не сталкивалась. Вечером в пятницу 31 марта 1848 года мы легли спать очень рано и отдохнуть, не думая об этих звуках. Мой муж всегда был свидетелем этих явлений, слышал стук и пытался обнаружить его источник. Мы рано отошли ко сну, было очень темно, и я чувствовала себя совершенно разбитой. Всё повторилось вновь, как обычно. Дети спали в соседней комнате. Услышав стук, они решили в ответ пощёлкать пальцами. Моя младшая дочь Кейт сказала: «Мистер Топотун, делай как я!» и стала хлопать в ладоши. В ответ раздалось равное количество ударов. Затем Маргарет поддержала игру, попросив невидимое существо посчитать с ней: «Раз, два, три!». Раздалось соответственное число ударов. Маргарет напугалась, а Кейт сказала мне с детской непосредственностью: «О, мама, я знаю, кто это. Ведь завтра же 1 апреля — день обманщиков. Кто–то просто пытается подшутить над нами.» Я решила устроить проверку этому шутнику и задала ряд вопросов, на которые не мог ответить незнакомый человек. Я попросила определить возраст моих детей. Мой собеседник отреагировал незамедлительно: раздались удары. Я услышала правильное число ударов, соответствующее возрасту моих шести детей, причём после длительной паузы раздалось три удара, которые указывали на возраст моего покойного седьмого ребёнка. Затем я спросила: «Может ли человеческое существо производить этот стук и отвечать так точно на мои вопросы?», но не получила никакого ответа. Я спросила: «Ты дух? Если да, то стукни дважды.» Последовало два удара. Затем: «Ты дух убитого? Стукни два раза.» Незамедлительно раздались два удара, от которых задрожал весь дом. «Ты был убит в нашем доме?». Последовал утвердительный ответ. «Жив ли ещё твой убийца?» — два удара. Я продолжила свои вопросы далее и узнала, что это был дух мужчины в возрасте тридцати одного года, убитого в этом доме и зарытого в погребе; его семья состояла из жены и пяти детей: двух сыновей и трёх дочерей, все были живы к моменту его гибели, но жена его уже умерла. Я спросила: «Будешь ли ты продолжать стучать, если я позову своих соседей?». В знак одобрения раздались два удара. Мой муж позвал миссис Редфильд, нашу ближайшую соседку. Она очень разумная женщина. Девочки сбились вместе, сидя на кровати и дрожа от ужаса. Я была спокойна, как сейчас. Миссис Редфильд пришла тотчас (это было в половине восьмого), думая, что её позвали присмотреть за детьми. Когда она увидела их в таком испуге, потерявшими дар речи, то поняла, что случилось что–то серьёзное. Я задала духу несколько вопросов о миссис Редфильд. Он точно определил её возраст, тогда она позвала своего мужа, и всё повторилось вновь. Затем мистер Редфильд позвал мистера Дуслера с женой и ещё кое–кого. Мистер Дуслер привёл супругов Хайд и Джувелл. Мистер Дуслер задал много вопросов духу. Затем я позвала ещё нескольких соседей и спросила духа, не узнаёт ли он среди них своего убийцу, но он не ответил. Мистер Дуслер спросил: «Ты был убит?» — ответ утвердительный. «Можно ли наказать твоего убийцу?» — нет ответа. «Он уже осуждён?» — тишина. Затем он сказал: «Если твоего убийцу нельзя наказать, то подтверди это хлопками.» Тут же последовало два удара. Действуя тем же методом, мистер Дуслер выяснил, что убийство произошло в спальне в восточной части дома пять лет назад, что убийца пришёл во вторник ночью, в 12 часов, перерезал убитому горло мясницким ножом, затем бросил тело в погреб и зарыл через день после убийства на глубину 10 футов.[51]Убийство было совершено из–за денег. «Сколько денег у тебя было: одна сотня?». Нет ответа. «Две сотни?» и так далее, пока мы не остановились на сумме в 500 долларов. Многие приходили и задавали разные вопросы духу, некоторые оставались на ночь. Я с детьми покинула дом, а муж с мистером Редфильдом остались на всю ночь. В субботу дом был переполнен людьми. Говорят, что в доме находилось около 300 человек. Обычно в течение дня в доме стояла тишина, шум возникал только вечером, но в субботу утром вдруг раздался шум, который не прекращался весь день. Субботней ночью 1 апреля люди начали копать грунт в погребе; они копали, пока не наткнулись на воду, затем стали её выкачивать. В воскресенье было тихо, весь вечер и всю ночь никто не стучал. Стивен Б.Смит с женой (моей дочерью Мэри) и мой сын Дэвид С.Фокс с женой ночевали в доме. До вчерашнего дня я не слышала никаких шумов. Вчера в течение дня я «разговаривала» с духом и получила ответы на свои вопросы. Сегодня шум повторился несколько раз. Я не верю в заколдованные дома, населённые привидениями. Мне очень жаль, что наш дом вызвал столько волнений. Нам не повезло, что мы поселились в этом доме, но я настаиваю на том, чтобы были установлены истинные причины происшедшего. Я не могу сказать с точностью, сколько раз возникали эти удары, могу сказать только, что неоднократно слышала их. Стук повторился снова сегодня утром, 4 апреля. Мои дети также слышали его. Я подтверждаю правильность моих показаний; могу поклясться в их подлинности, если это потребуется в дальнейшем. Подпись: Маргарет Фокс.» Показания Джона Д.Фокса: «Я ознакомлен с показаниями моей жены — Маргарет Фокс — и подтверждаю их правдивость. Я слышал хлопки и удары в ответ на заданные ею вопросы. Так же я слышал вопросы других свидетелей, на которые были получены ответы аналогичным образом. Я не знаю никаких способов доказательства того, что эти силы имеют сверхъестественную природу. Мы тщательно и неоднократно осмотрели все укромные уголки нашего дома с целью обнаружения кого–либо, кто мог бы спрятаться и производить этот шум. К сожалению, мы не обнаружили ничего, что могло бы раскрыть эту тайну. Это принесло нам много беспокойства и тревог. Люди толпами посещали наш дом, что мешало нам заниматься повседневными делами, и я надеюсь, что всё происходящее, по естественным или сверхъестественным причинам, вскоре получит своё объяснение. Как только осядет вода в погребе, мы продолжим раскопки, и если тело будет найдено, то у меня не останется никаких сомнений в сверхъестественной природе происходящего. Подпись: Джон Д.Фокс.» Для расследования и сбора информации по этому происшествию жители соседних домов образовали комиссию, работа которой могла бы послужить примером для многих современных исследователей. Комиссия не только собрала и записала впечатления всех, кто имел отношение к случившемуся, но и издала свои записи в виде отдельной брошюры уже через месяц после начала событий. Автор долгое время тщетно пытался ознакомиться с брошюрой «Описание таинственных шумов, услышанных в доме мистера Джона Д.Фокса», опубликованной в Канандайго, штат Нью–Йорк. К радости своей, автор получил в подарок её факсимильное издание, и теперь он твёрдо убеждён, что факт продолжения жизни после смерти тела и возможности общения с умершими окончательно доказан во мнении всякого, кто в состоянии оценить улики, появившиеся в день публикации этого документа. Показания мистера Дуслера, председателя комиссии, имели большое значение для исследования природы шума и вибрации, которые он наблюдал в отсутствие девочек и госпожи Фокс, и навсегда сняли с них подозрение в фальсификации. Как мы уже знаем, миссис Фокс в своих свидетельских показаниях писала: «Я с детьми покинула дом.» Приведём часть свидетельских показаний мистера Дуслера: «Я живу в нескольких шагах от дома семьи Фокс. Впервые я услышал о шуме в их доме неделю назад, вечером 31 марта, в пятницу. Миссис Редфильд зашла к нам и стала уговаривать мою жену и меня пойти к Фоксам. Она так настаивала, что я согласился… Это было около девяти вечера. В доме кроме нас было ещё человек двенадцать–четырнадцать, некоторые из них боялись пройти в комнату. Я же вошёл и сел на кровать. Мистер Фокс задал вопрос, и я услышал постукивание, — так они, по всей видимости, переговаривались. Я почувствовал, как кровать задрожала подо мной.» Его честь Роберт Дэйл–Оуэн, член конгресса Соединённых Штатов, бывший представитель С.Ш.А. в Неаполе записал свои впечатления от разговора с миссис Фокс и её дочерьми — Маргарет и Кэтрин. Вот описание ночи 31 марта 1848 года: «Родители переставили детские кровати в свою спальню и настрого запретили дочерям «разговаривать» с духами, если оне услышат стук. Но как только мать уложила детей спать и решила сама отойти ко сну, раздался их крик: «Вот они опять!». Мать успокоила детей и снова легла. Тем временем звуки становились всё громче и отчётливее. Дети поднялись с кроватей, миссис Фокс позвала мужа. Ночь была ветреная, и мистер Фокс подумал, что это хлопают ставни. Он несколько раз проверил, закрыты ли оне. Кейт заметила, что каждый раз после того, как отец проверял ставни, стук возобновлялся. Будучи живым и шаловливым ребёнком, Кейт стала прищёлкивать пальцами, поддразнивая духа: «Давай, старичок Топотун, делай как я!». Дух незамедлительно откликнулся. Это было только начало. Трудно было предугадать, чем это окончится!.. Мистера Момпессона и его дочь — ровесницу Кейт — в своё время тоже преследовали звуки, по его словам они «раздавались в ответ на стук или возглас». Но любопытство малышки Момпессон не имело таких последствий, как у маленькой Кейт. Она продолжала щёлкать пальцами до тех пор, пока не получила ответ. Да! Наконец–то можно уверенно сказать, что она получила ответ! Девочка позвала мать: «Мама, ты только посмотри!» — сказала она и начала щёлкать пальцами: стук продолжался в такт этим звукам.»[52] Летом 1848 года мистер Дэвид Фокс с помощью мистера Генри Буша и мистера Лаймэна Грэнджера из Рочестера приступили к раскопкам в погребе. На глубине пяти футов они обнаружили дощатую обшивку, затем раскопали слой древесного угля и негашёной извести и, наконец, наткнулись на человеческие волосы и кости, являвшиеся, по заключению экспертов, человеческими останками. Дальнейшие исследования доказали, что в погребе дома Фоксов был зарыт труп человека. Сообщение об этом, опубликованное 23 ноября 1904 года в «Бостон джорнэл», не имеющем никакого отношения к Спиритизму, приводится ниже: «Рочестер, штат Нью–Йорк, 22 ноября 1904 года. Скелет мужчины, который издавал звуки, впервые услышанные сёстрами Фокс в 1848 году, обнаружен в доме, некогда принадлежавшем их семье. Находка рассеяла тень сомнения в правдивости рассказов сестёр об их общении с духами. Сёстры Фокс первыми вступили в контакт с духом убитого в их доме человека, который поведал историю своего убийства и указал собственную могилу в подполе дома. Были проведены повторные раскопки, которые подтвердили правдивость показаний сестёр. Останки обнаружили школьники, игравшие в подвале дома, где сёстры Фокс впервые услышали таинственный стук и известного под названием «Дом привидений». Уильям Х.Хайд, уважаемый гражданин Клайда, владелец дома, сам произвёл раскопки и обнаружил скелет в проломе деревянных перегородок погреба, засыпанный землёй. Без всяких сомнений это был скелет легендарного лавочника, убитого в этом доме и похороненного в его подвале. Мистер Хайд известил об этом родственников сестёр Фокс и послал описание в Национальный Орден спиритов, многие из членов которого в своё время совершали паломничество в «Дом привидений». Находка скелета полностью соответствует показаниям Маргарет Фокс, сделанным 11 апреля 1848г.». Вместе с костями была обнаружена жестянка, в которой лавочник хранил деньги. Сейчас она хранится в Лилидейле — штаб–квартире спиритов, куда был перевезён из Гайдсвилля старый «Дом привидений». Эти изыскания навсегда разрешили все сомнения в достоверности как факта совершённого в доме Фоксов убийства, так и того, что все подробности убийства были выяснены посредством психических сил. Если бы кто–то захотел восстановить все подробности преступления, ему было бы достаточно проанализировать результаты этих раскопок. Ясно одно, что изначально тело зарывали в страшной спешке в самом центре погреба. Позже преступник испугался того, что место было чересчур доступным. Он снова выкопал тело или его основные части и перезахоронил останки под деревянной обшивкой стены, чтобы никто не мог на них наткнуться. Однако и эта работа делалась поспешно или при плохом освещении, таким образом сохранились явные улики преступления. Существуют ли ещё какие–либо доказательства преступления? Для выяснения этого нам следует обратиться к показаниям Лукреции Пулвер, которая работала прислугой в доме при супругах Белл, владевших домом за четыре года до семьи Фокс. Однажды хозяева Лукреции отпустили её домой… «Я хотела сделать кое–какие покупки в лавке, но у меня не было с собой денег. Лавочник сказал, что зайдёт к нам домой на следующий день и занесёт мои покупки. Но после той встречи я никогда его больше не видела. Три дня спустя хозяева прислали за мной, и я вернулась к ним в дом. Я уверена, что тому лавочнику, с которым я встречалась, было лет тридцать. Я слышала, как он рассказывал о своей семье миссис Белл: он уже давно был их поставщиком, и она не раз встречалась с ним и раньше. Однажды вечером через неделю после нашей встречи миссис Белл снова послала меня к лавочнику, чтобы он починил входную дверь. Когда я проходила над погребом, то споткнулась и упала. Мне показалось, что пол в том месте был неровный, как будто из него выпала половица. Я поднялась наверх, и миссис Белл спросила меня, почему я вскрикнула. Когда я рассказала ей о том, что упала и вскрикнула от испуга, она рассмеялась и сказала, что в подвале нет никого, кроме крыс. Через несколько дней после этого случая мистер Белл решил перенести в подвал всякий хлам и работал там допоздна. Миссис Белл сказала, что он засыпал там крысиные норы. Вскоре миссис Белл дала мне напёрсток, который она купила у лавочника. Через три месяца после этого она сказала, что лавочник приходил снова, и показала мне другой напёрсток, купленный у него. Она показывала мне и другие вещи, купленные у лавочника…» Следует отметить, что мистер Лейп в 1847 году заявил, что явственно видел призрак в доме. Это был призрак мужчины среднего роста, в серых брюках, чёрном сюртуке и чёрной кепке. Лукреция Пулвер уверяла, что лавочник при жизни носил чёрный сюртук и светлые штаны. С другой стороны, следует признать, что мистер Белл, который был хозяином дома в то время, не имел за собой дурной славы. Любой охотно согласится с тем, что обвинение, полностью основанное на доказательствах, полученных от психических сил, можно посчитать несправедливым и недостоверным. Однако разница состояла в том, что доказательства и улики преступления уже были изучены, и над владельцем дома сгустились тучи. Свидетельские показания Лукреции Пулвер оказались чрезвычайно важными для ведения следствия. Во всей этой истории особый интерес представляют два вопроса. Во–первых, человека по имени Чарльз Б.Розма никто не знал, хотя общественности были известны все подробности случившегося. То время славилось своей объективностью, но мы, с позиций нашего Учения, можем в полной мере представить себе, как трудно бывает порой установить настоящее имя. Имя по сравнению с истинной идеей — всего лишь условность. Каждый практикующий спирит получает сообщения, часто совпадающие с истиной, но содержащие ошибочные имена. Возможно, фамилия того человека была Росс или Розмер, и эта ошибка мешала установить личность погибшего. И ещё одна неувязка: он не мог не знать о перезахоронении его тела из погреба в обшивку стены, где его и обнаружили в конечном итоге. Мы в состоянии лишь отметить этот факт, не предпринимая попыток объяснить его. Теперь предположим, что сёстры Фокс служили медиумами, от которых и исходила сила. Как тогда объяснить то, что оне были вынуждены покинуть дом? Мы можем ответить только одно: будущее должно было доказать нам, что именно оне и являлись действительным источником силы. Тем не менее психическая сила проникла в дом, который находился в её распоряжении до тех пор, пока девочки не покинули его. Семья Фокс была серьёзно встревожена вмешательством потусторонней силы. Миссис Фокс за неделю стала седой, волнуясь, в первую очередь, за будущность собственных детей. Ей пришлось отправить дочерей в Рочестер. Но в доме их брата — мистера Дэвида Фокса, куда переехала Маргарет, и в доме их сестры Леа, в замужестве миссис Фиш, где остановилась Кейт, отмечались те же проявления силы. Были предприняты все усилия для того, чтобы скрыть это от общества. Но, как известно, всё тайное рано или поздно становится явным, и миссис Фиш, учительница музыки, не смогла продолжать свои занятия, так как сотни людей толпились в её доме в надежде стать свидетелями нового чуда. Необходимо констатировать тот факт, что независимо от того, имели ли эти силы характер эпидемии или передавались по наследству, все оне имели общий источник. Так, миссис Леа Фиш — старшая сестра Фокс — получала сообщения в виде слабых ударов. Но психические силы не ограничились одной лишь семьёй Фокс. Подобно облаку, оне опустились с небес, проявившись в людях, наиболее подверженных их воздействию. Похожие звуки раздавались в доме его преподобия А.Х.Джарвиса — священника Методистской церкви[53]в Рочестере. Сильные проявления сил наблюдались в семье дьякона Хейла из соседнего с Рочестером городка под названием Греция. Чуть позже миссис Сара Тэмлин и миссис Бенедикт из Оберна развили в себе удивительные медиумические способности. Мистер Кэпрон — первый историк движения признавал в миссис Тэмлин самого достоверного медиума из всех им ранее встреченных. Он говорил, что хотя звуки, раздававшиеся в её присутствии, не были такими громкими, как в доме Фокса, но сообщения, полученные миссис Тэмлин, в равной степени заслуживали доверия. Очень скоро стало очевидным, что силы, так недолго пробывшие в доме Фокса, полностью овладели девочками. Напрасно семья вместе со своими друзьями из Методистской церкви молила Господа об успокоении. Тщетными были все попытки изгнать злые силы путём заклинаний священников различных конфессий. Находясь по ту сторону мира, силы прерывали эти «религиозные упражнения» громкими хлопками каждый раз, когда священник произносил «Аминь» — и не более того. Однако существовала опасность слепого повиновения психическим силам и фанатичной веры в них, что и проявилось несколько месяцев спустя. В соседнем с Рочестером городке при странных обстоятельствах исчез мужчина. Энтузиасты–спириты получили сообщение о смерти этого человека. Немедленно начали поиски трупа, протралили городской канал. Жену пропавшего привлекли к поискам и опознанию. Это чуть не стоило бедной женщине жизни. Через пару месяцев пропавший вернулся. Оказалось, что он бежал в Канаду, спасаясь от кредиторов. Можно себе представить, каким ударом стал этот факт для ещё не окрепшего Учения. Публика тогда не понимала, да и сейчас ей трудно понять, что смерть не вызывает никаких изменений в человеческой душе. В мире ином достаточно озорных, злокозненных существ, и поэтому каждый исследователь должен не забывать об этом и опираться в каждом конкретном случае только на собственный опыт. «Испытай духа, только так узнаешь его.» В том же году в том же районе истинность этой новой философии со всеми её ограничениями и опасными моментами проявилась со всей очевидностью. Эта опасность до сих пор подстерегает нас. Человек глупый, высокомерный, напыщенный и самоуверенный всегда будет оставаться мишенью для разного рода напастей. Ни один исследователь не защищён от хитростей и обмана, поколебавших однажды и веру самого автора. Он пребывал в недоумении до тех пор, пока не получил доказательства того, что это был всего лишь преподнесённый ему урок — достаточно жестокий и необычный, в котором бестелесные умы (духи, — Й.Р.) выступили в роли шутников, но ведь и ум, заключённый в человеческое тело, также порой находит удовольствие в глупых шутках подобного рода. В настоящее время движение ширится и продолжает развиваться в более важном направлении. Убитый лавочник не замедлил призвать к ответу виновного. История этого человека была открытием нового метода, мириады развоплощённых умов стояли за его спиной. Айзек Пост разработал метод, позволяющий расшифровывать удары, что пролило свет на полученные сообщения. Этот метод подвергся всестороннему изучению целой группой мыслителей и изобретателей, среди которых особо выделялся Бенджамин Франклин[54]: глубокое знание законов природы электричества позволило ему отважиться на изучение его связи со спиритическими явлениями. Так или иначе, но фигура Розма выпала из поля зрения специалистов. Стук теперь исходил от умерших друзей тех исследователей, которые проявляли самый серьёзный интерес к этому феномену и со всей почтительностью внимали сообщениям покойных друзей. Они постоянно сообщали из загробного мира о том, что живы и здоровы. Сообщения проверялись множеством материальных опытов, которые убеждали новых последователей движения в подлинности Учения. Если мы спросим о методах работы и закономерностях, управляющих ими, то ответы останутся неизменными: методы и закономерности связаны с человеческим и духовным магнетизмом; те, кто был щедро одарён этими физическими способностями, являлись медиумами. Их дар не всегда зависел от их морального облика или интеллекта, но гармоничная личность гарантировала получение хороших результатов. За семьдесят с лишним лет мы продвинулись не слишком далеко, и все эти годы основной закон гармонии постоянно нарушался: отрицательные или беспорядочные результаты, полученные на так называемых контрольных сеансах, давали их участникам основание считать, что они опровергли философию. Но они не подозревали, что таким образом лишний раз подтверждали её истины. В первых своих сообщениях сёстры Фокс уверяли окружающих в том, что «эти проявления не замыкались на них лично: они, несомненно, должны были охватить весь мир». Это предсказание вскоре начало сбываться: активизировались новые спиритические силы, включающие как видимые глазу, так и звуковые эффекты, бесконтактные проявления, затронувшие многих людей, не имевших никакого отношения к семье Фокс. За невероятно короткий промежуток времени движение охватило северные и восточные штаты страны, принимая порой эксцентричные формы или фанатичный оттенок, но не утрачивая при этом достоверности. Конечно, существовала опасность мошенничества, но серьёзному исследователю, свободному от всяких предрассудков, ничего не стоило разоблачить обман. Прервём ненадолго экскурс в историю распространения движения и продолжим рассказ о новых кружках в Рочестере. Сообщения духов побудили небольшую группу первых последователей Учения продемонстрировать обществу свои психические силы на открытом собрании в Рочестере: мероприятие это наводило ужас на двух скромных деревенских девочек и их друзей. По всем признакам бестелесные проводники в противовес своим земным доверенным лицам решили приостановить развитие движения и оставить их в полном одиночестве, лишив своего внимания на несколько недель. По прошествии двух недель сообщение было восстановлено. Но последователи движения были наказаны и получили возможность подумать. Они поклялись безоговорочно отдать самих себя в руки потусторонних сил, обещав бросить вызов всем противникам, если возникнет такая необходимость. Однако это оказалось нелёгким делом. Несколько священников, среди которых был и священник Методистской церкви его преподобие А.Х.Джарвис, обратились к группе единомышленников за помощью, но большинство отреклось от своих проповедников, и толпа стремительно сплотилась в малодушной травле «еретиков». 14 ноября 1849 года спириты провели своё первое собрание в Коринфском зале — самом просторном зале Рочестера. Аудитория, к чести своей, слушала со вниманием толкование фактов из уст мистера Кэпрона, ведущего спикера из Оберна. Был избран комитет из пяти уважаемых горожан для проверки дела и последующего доклада, который, судя по всему, заранее был обречён на провал: газета «Рочестер демократ» даже заготовила передовицу с названием: «Разоблачение стукачей–обманщиков». Но редактору пришлось умерить свой пыл: комитет сообщил, что зафиксированные удары признаны неоспоримым фактом, хотя и не вся полученная информация оказалась правильной. Вот и весь ответ на корректные и некорректные вопросы. Комитет добавил, что удары доносились со стороны стен и дверей, на расстоянии от девочек, вызывая при этом ощутимую вибрацию. «Представители комитета полностью отвергли все предположения о фальсификации этих звуков.» Аудитория приняла доклад неодобрительно. Организовали второй комитет, который состоял из противников выводов предыдущего. Следующее исследование проводилось в офисе адвоката. Кейт по некоторым причинам там не была: присутствовали только миссис Фиш и Маргарет. Тем не менее стук раздался как и прежде. Приглашённый доктор Лэнгуорти проверил возможность использования чревовещания. Окончательный доклад содержал следующие выводы: «Присутствующие слышали явственные звуки, проведённая проверка показала, что они не были вызваны какими–либо механизмами или чревовещанием; источник звуков установить не удалось.» И снова аудитория приняла решение создать комитет, снова были выбраны депутаты из числа наиболее стойких оппонентов, один из которых поклялся в том, что если он не установит источник мошенничества, то бросится вниз головой с водопада Дженесси–Ривер. Доскональность проверок граничила с жестокостью. Женщины — члены комитета — раздели и осмотрели испуганных девочек, которые горько оплакивали несчастье, свалившееся на их бедные головы. Затем их платья были плотно привязаны к лодыжкам. Девочек полностью «звукоизолировали». Комитет поспешил доложить, что «когда оне стояли ногами на подушках, а их платья были плотно привязаны к лодыжкам носовыми платками, члены комиссии услышали стук, исходящий от стен и пола». Далее комиссия подтвердила, что девочки точно и ясно ответили на все заданные вопросы. Всё то время, которое общество проявляло интерес к движению, оно как будто развлекалось, но после серии докладов, придавших происходящему серьёзную окраску, город захлестнула волна ненависти. Ажиотаж достиг такого размаха, что потребовалось вмешательство авторитетного квакера мистера Уиллетса. Он посетил четвёртое общественное собрание, на котором заявил следующее: «Толпа негодяев, которая намеревается линчевать девочек, сможет позволить себе подобное варварство только переступив через мой труп.» Назревал позорный скандал, и девочек пришлось тайком вывести из здания через чёрный ход. Невозможно было ожидать объективности от толпы, погрязшей в невежестве. В то время, как впрочем и сейчас, разум среднего гражданина занят исключительно сиюминутными проблемами, в нём нет места для размышлений о серьёзных предметах и глубоких истинах. Но Её Величество Судьба не любит суеты: движение продолжало неспешно развиваться. Многие считали выводы прежних комиссий окончательными. Действительно, ну как ещё можно было перепроверить все полученные данные? В то же время, это «крепкое, новое, забродившее вино» начало разрывать изнутри старые мехи, в которые его поместили по воле общественности. Тогда как многие благоразумные, серьёзные — в том числе и религиозные — деятели держались в тени, некоторые самозванцы возомнили себя проводниками высших идей аж со времён Алостолов, утверждая повсюду, что на них снизошло благословение Святого Духа. Одно из таких обществ фанатиков называло себя «Апостольским кружком». Их крайние суждения представляли собой неплохой материал для врагов нового движения. Основная масса истинных спиритов с негодованием отвернулась от самозванцев, но не смогла приостановить их деятельность. Были зафиксированы многие сверхъестественные явления, призванные помочь ослабевшему духу тех, кто был утомлён выходками фанатиков. Об одном таком случае сохранились убедительные свидетельства: 20 февраля 1850 года два исследователя из Рочестера, находившиеся в разных комнатах, одновременно получили одинаковое известие, предположительно от одной и той же силы, называющей себя Бенджамин. Вот это продублированное сообщение: «В ХIХ веке грядут большие изменения. Вещи, которые в настоящий момент кажутся вам тёмными и таинственными, примут чёткие и ясные очертания. Тайны будут раскрыты, и мир узнает правду.» Надо отметить, однако, что к настоящему времени Новое Откровение недостаточно полно изучено, и вместе с тем приходится признать, что за некоторыми исключениями предсказания духов не отличаются точностью, когда затрагивают элемент времени. Наиболее часто задают следующий вопрос: «Какую цель преследовало это странное движение?» Губернатор Толмэдж, сенатор Соединённых Штатов, был одним из новых последователей Учения. Он дважды задавал этот вопрос в разное время разным медиумам. Полученные ответы были почти идентичны. Первый медиум сказал: «Создание гармоничного сообщества людей и убеждение скептиков в бессмертии души.» Второй ответил так: «Объединение человечества и убеждение скептиков в бессмертии души.» Разумеется, эти цели нельзя считать проявлением каких–то амбиций и оне не заслуживают тех яростных нападок погрязших в косности священников и менее прогрессивной части их паствы, от которых немало пострадали спириты прошлого и современности. Первая половина определения основных целей нового движения особенно важна; возможно, что окончательным результатом движения станет создание новой объединённой религии. Эта конечная цель настолько весома и самодостаточна, что можно будет, наконец, пренебречь игрой слов, отличающей одну конфессию от другой. Хочется надеяться, что это движение выйдет за границы Христианства и сломает барьеры, разделяющие человечество. Время от времени предпринимались попытки разоблачения психических явлений. В феврале 1851 года доктора Остин Флинт, Чарльз А.Ли и доктор К.Б.Ковентри из университета в Буффало опубликовали сообщение,[55]доказывавшее, к их общему удовлетворению, что тот стук, который окружающие могли услышать в присутствии сестёр Фокс, был вызван ни чем иным, как щёлканьем коленных суставов. В прессе появился ответ миссис Фиш и Маргарет Фокс, адресованный трём докторам: «Не желая более терпеть обвинений в мошенничестве, мы просим назначить ещё одно справедливое расследование, при условии, что оно будет производиться в присутствии свидетелей: трёх женщин и троих мужчин. Мы можем заверить общественность в том, что наша семья более всех заинтересована в расследовании причин таинственных явлений. Если они получат «анатомические» или «физиологические» объяснения, то пусть весь мир станет свидетелем действий исследователей и «мошенников». Если наше предложение заинтересует общественность, мы готовы выполнить его как можно скорее, в удобное для всех участников время. Энн Л.Фиш, Маргарет Фокс» Исследование состоялось, но результаты его оказались неутешительными. В приложении к сообщению докторов, опубликованном в «Нью–Йорк трибьюн», редактор Горас Грили писал: «Как вы уже могли прочесть на страницах нашей газеты, доктора предположили, что «стук» имел несомненную физическую природу, и его первопричина крылась в вышеуказанных леди. Короче говоря, эти леди оказались «рочестерскими мошенницами». Однако оне представлены в отчёте докторов как истицы. Поэтому им следует выбрать других людей в качестве присяжных и репортёров… Вполне возможно, что мы вскоре получим новую версию происходящего.» В поддержку сестёр Фокс стало поступать множество свидетельств, «разоблачение» профессоров удвоило интерес общественности к таинственным явлениям. Интересны показания миссис Норман Калвер от 17 апреля 1851 года по делу Кейт Фокс. Она утверждала, что Кейт выдала свой секрет источника стука, из чего следовало, что явления были целиком сфабрикованы. В ответ мистер Кэпрон опубликовал разгромное письмо, доказав, что в тот день, когда Кейт, якобы, призналась миссис Калвер в своих секретах, она находилась в своём доме, что в 70 милях от дома Калвер. Миссис Фокс и три её дочери открыли публичные заседания весной 1850 года в Нью–Йорке, в отеле «Барнам», куда стали стекаться толпы любопытных посетителей. Пресса единодушно осудила их. Ярким исключением из этой армии обвинителей был упомянутый выше Горас Грили. По собственной инициативе он публиковал в своей газете статьи, отмеченные несомненным пониманием проблемы. Ссылки на некоторые из них можно найти в Приложении. После возвращения в Рочестер семья Фокс предприняла турне по западным штатам и нанесла повторный визит в Нью–Йорк, где снова вызвала интерес публики. Похоже, что оне выполняли духовный наказ о провозглашении миру истинного Учения. Так началась новая эра, которой посвящено наше повествование. Когда читаешь детальное описание некоторых американских заседаний, то начинаешь понимать, что значит могущество разума. Поразительно, как люди, ослеплённые своими предрассудками, могли столь доверчиво считать новое Учение обманом и мошенничеством. Но время сохранило для нас образцы подлинного нравственного мужества, которого многим недоставало с тех пор, как реакционные силы в науке и религии объединились для травли нового Учения. Так, на одном из заседаний 1850 года в Нью–Йорке за одним столом собрались преподобный доктор Хоукс, доктор Дж.У.Фрэнсис, доктор Марси, поэт квакеров Уиллис, поэт Брайант, Бигелоу из «Ивнинг пост» и генерал Лаймен. Они тщательно изучили отчёты, продемонстрировав полное доверие к изложенным в них фактам: «Манеры и поведение этих леди (сестёр Фокс, — Е.К.) были таковы, что мы отметаем всякие подозрения против них.» С тех пор мир сильно изменился: добывается больше угля и железа, развивается промышленность, изобретены страшные орудия войны. Но можем ли мы сказать, что мир в такой же степени продвинулся в спиритическом Учении и стал более почтительно относиться к тайнам невидимого мира? Под руководством философии материализма человечество движется по ложному пути. Чем дальше, тем всё более и более ясно, что путь этот — путь страданий, и человечество должно приступить к постижению этих тайн или погибнуть.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |