|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ (1613–1676)Царь Михаил Федорович. 11 июля 1613 г. первый русский царь из династии Романовых Михаил (1613—1645) венчался на царство. Молодому царю в условиях разорения страны требовалась поддержка. Первые 10 лет правления Земские соборы заседали почти беспрерывно. Поначалу значительную роль в управлении государством играли мать царя и его родственники с материнской стороны — бояре Салтыковы, пользовавшиеся уважением современников. В 1619 г. из польского плена возвратился после Деулинского перемирия отец Михаила. В Москве Филарет был провозглашен Патриархом Московским и всея Руси и великим государем. До своей смерти в 1633 г. он, умный и властный политик, помогал сыну править страной. Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности, а во внешней политике — возвращение потерянных в годы Смуты земель и дальнейшее расширение территории страны. Смоленская война 1632 — 1634 гг. В 1632 г. Земский собор принял решение вернуть Смоленск, утерянный после Смуты. Задачу облегчали смерть польского короля Сигизмунда III и выборы нового монарха. 30-тысячное русское войско при 150 пушках осадило Смоленск. Осада завершилась крупной неудачей. Правда, и новый польский король Владислав не сумел развить успех. Воевода Б. И. Шеин, возглавлявший безуспешную восьмимесячную осаду Смоленска и сдавший знамена, обоз и пушки, был казнен. В 1634 г. неподалеку от г. Вязьмы на реке Поляновке был подписан мирный договор. За Польшей оставались Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли. Владислав, занявший польский трон, отказался от русского престола, на который он был приглашен Семибоярщиной в период Смуты, признал Михаила Федоровича царем. «Азовское сидение». В 1637 г. донские казаки по собственной инициативе захватили турецкую крепость Азов в устье Дона. Казаки обратились к царю с просьбой принять Азов под свою власть. Земский собор 1642 г. единства по этому поводу не высказал. Было ясно, что России придется вести трудную войну с Турцией и Крымом, а сил для этого нет. Казаки вынуждены были оставить Азов. Царь Алексей Михайлович. Сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович (1645—1676) часто именуется ошибочно «Тишайшим». В разное время к числу его приближенных относились воспитатель царя боярин Б. И. Морозов, князь Н. И. Одоевский, патриарх Никон, А. Л. Ордин-Нащокин и А. С. Матвеев, в последние годы отец первой жены царя И. Д. Милославский. Новый царь был человеком начитанным, отличался крепким здоровьем и веселым нравом, набожностью, был примерным семьянином, любил роскошь и обряды. Однако был вспыльчив и «подвижен на гнев», хотя быстро отходил. Ему нравились пышные выезды, охота. Он даже написал сочинение о правилах соколиной охоты — «Урядник сокольничья пути», высоко оцениваемое специалистами и как практическое руководство, и как литературное произведение. Городские бунты середины века. В середине XVII в. выросло налоги. Казна испытывала особую потребность в деньгах в связи с активной внешней политикой (войны со Швецией, Речью Посполитой). По образному выражению В. О. Ключевского, «рать заела казну». Правительство царя Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г. цену на соль в 4 раза. Однако увеличение налога на соль не привело к пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана. Налог на соль был отменен уже в следующем 1647 г.; было решено взыскать недоимки за три последних года. Вся сумма налога падала на население «черных» слобод, что вызывало недовольство горожан. В 1648 г. оно вылилось в открытый бунт в Москве. В начале июня 1648 г. Алексею Михайловичу, возвращавшемуся с богомолья, была подана челобитная от московского населения с требованиями наказать ряд представителей царской администрации. Поскольку требования не были удовлетворены бунтовщики начали громить купеческие и боярские дома. Было убито несколько крупных сановников. Царь вынужден был выслать боярина Б. И. Морозова, возглавлявшего правительство, из Москвы. «Соляной бунт» удалось подавить при помощи стрельцов. За двадцатилетие (с 1630 по 1650 гг.) бунты прошли в 30 русских городах: Великом Устюге, Новгороде, Воронеже, Курске, Владимире, Пскове, сибирских городах. Соборное уложение 1649 г. «Боязни ради и междоусобий от всех черных людей», как писал впоследствии патриарх Никон, был созван Земский собор. Его заседания проходили в 1648—1649 гг. и завершились принятием Соборного уложения царя Алексея Михайловича. Это был крупнейший Земский собор в истории России. В нем участвовали 340 человек. Соборное уложение состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Отпечатанное тиражом в 2 тыс. экземпляров, оно явилось первым русским законодательным памятником, изданным типографским способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г. Оно было переведено почти на все европейские языки. В первых грех главах Уложения творилось о преступлениях против церкви и царской власти. Критика церкви и богохульство карались сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни. Тех, кто «будет приходить скопом и заговором, и учнут кого грабить или побивать», предписывалось «казнить смертно безо всякой пощады». Человек, обнаживший в присутствии царя оружие, наказывался отсечением руки. Соборное уложение регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. Оно предусматривало обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. Подобную сделку требовалось зарегистрировать в Поместном приказе. Соборное уложение ограничивало рост церковного землевладения. Важным разделом Соборного уложения была глава XI «Суд о крестьянах»: вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Черносошным и дворцовым крестьянам также запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску. Глава XIX Соборного уложения «О посадских людях» внесла изменения в жизнь города. Были упразднены «белые» слободы, их население включалось в посад. Все городское население должно было нести тягло в пользу государя. Под страхом смертной казни запрещались переход из одного посада в другой и даже женитьба на женщинах из другого посада, т. е. население посада закреплялось за определенным городом. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов и в торговых рядах. Задачи внешней политики. К середине XVII в. Россия, восстановив экономику, могла сосредоточить внимание на решении задач внешней политики. На северо-западе первоочередной заботой было возвращение выхода к Балтийскому морю. На западе стояла задача возвратить потерянные в период Смуты Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли. Решение этой проблемы обострилось в связи с борьбой жителей Малой и Белой Руси (Малороссии и Белоруссии), входивших в состав Речи Посполитой, за воссоединение с Россией. На юге России постоянно приходилось отражать непрекращающиеся набеги крымского хана — вассала могущественной Турции. Крымчаки пленили и продали в рабство только за первую половину XVII в. 150—200 тыс. человек. Малороссия (Украина) и Россия накануне освободительной борьбы 1648 — 1654 гг. По Люблинской унии (1569), объединившей Польшу и Литву в единое государство — Речь Посполитую, в нее также были включены Белоруссия, большая часть Украины. Крепостное право в Польше юридически оформилось еще в середине XVI в. (1557). Как отмечали современники, положение польских крестьян было самым тяжелым в Европе. После объединения с Литвой польские магнаты перенесли крепостнические порядки на украинские и белорусские земли. Подвластных крестьян польские паны именовали не иначе как быдло (скот). Усиленно насаждались польские порядки и традиции. В 1596 г. в Бресте была заключена уния (союз) между православной и католической церквами, по которой православные обряды на Украине и в Белоруссии сохранялись, но главой объединенной церкви провозглашался римский папа. Наряду с униатской церковью была создана православная митрополия. В 1620 г. патриарх Иерусалимский Феофан прибыл на Украину и поставил там православных священников. Киевским и Галицким православным митрополитом был Петр Могила (1632—1646), внесший большой вклад в развитие культуры и образования на Малой Руси. Центром борьбы за сохранение русского национального самосознания стали братства — просветительные общественные организации, возникшие во Львове, Луцке, Киеве и других городах. В 1632 г. Петр Могила основал Киево-Могилянскую коллегию (с 1701 г. — Академия) при Киево-Печерской лавре — первое высшее учебное заведение на Украине. Социальные и национальные противоречия, усиленные религиозными гонениями, вызвали массовые выступления населения Украины и Белоруссии, которые проходили на всем протяжении второй половины XVI — начала XVII в. В 30—40-е годы XVII в. наступил спад этой борьбы. Польские паны называли этот период «временем золотого покоя». Запорожская Сечь. Центром борьбы против поляков стала в 40—50-е годы XVII в. Запорожская Сечь. Ее ядром был остров Хортица (в настоящее время часть города Запорожья). Для защиты от набегов крымских татар здесь, за днепровскими порогами, казаки соорудили специальную систему укреплений из срубленных деревьев — «засеки» (отсюда и название этой территории). Здесь, в низовьях Днепра, сложилась своеобразная казацкая республика, свободное военное братство во главе с выборными кошевым и куренными атаманами. Речь Посполитая, желая привлечь казачество на свою сторону, стала составлять особые списки — реестры. Казак, записанный в реестр, назывался реестровым, считался на службе у польского короля и получал жалованье. В соответствии с установившимся порядком, во главе Запорожского войска стоял гетман. Богдан Хмельницкий. В 1648 г. гетманом Запорожской Сечи был избран Богдан Хмельницкий, получивший традиционные знаки власти: булаву, бунчук и войсковую печать. Отец Б. Хмельницкого был казацким старшиной. Хмельницкий получил хорошее образование в Киеве и Львове, знал польский, латинский, турецкий языки (последний он выучил в Турции, где два года был в плену). Б. Хмельницкий (ок. 1595—1657) рано проявил себя как талантливый руководитель. Запорожцы избрали его на должность войскового писаря (одну из важнейших в Запорожской Сечи). Он несколько раз участвовал в посольствах к польскому королю. Есть сведения о попытках польской шляхты убрать Хмельницкого с политической арены: один из шляхтичей пытался убить его ударом меча сзади, и только железный шлем спас Хмельницкого от гибели. Как и многие другие жители Украины, Б. Хмельницкий испытал на себе жестокость и несправедливость со стороны поляков. Так, шляхтич Чаплинский напал на хутор Хмельницкого, разграбил дом, сжег пасеку и гумно, засек до смерти его десятилетнего сына, увез его жену. В 1647 г. Хмельницкий открыто выступил против польского правительства. Б. Хмельницкий понимал, что борьба против Речи Посполитой потребует огромного напряжения сил, и с первых шагов своей деятельности выступил за объединение с Россией. Однако Россия тогда еще была недостаточно сильна, чтобы вступить в противоборство с Речью Посполитой. Поэтому на первых порах Россия ограничивалась оказанием Украине экономической помощи и дипломатической поддержки. В этих условиях Хмельницкий пошел на союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, обезопасив себя таким образом с юга и лишив польского короля возможного союзника. Зборовский мир (1649). Весной 1648 г. войско Б. Хмельницкого выступило из Запорожской Сечи. В битве при Желтых Водах его отряды уничтожили авангард польских войск. Вскоре в генеральном сражении у Корсуня были наголову разбиты и их основные силы. Войско Хмельницкого достигло Львова и Замостья. Однако недостаток боеприпасов и продовольствия, а также начавшаяся эпидемия чумы заставили Хмельницкого повернуть назад. В декабре 1648 г. его войска торжественно вступили в Киев. Объявив всеобщую мобилизацию шляхты, Речь Посполитая двинула свои войска против армии Б. Хмельницкого. Летом 1649 г. под Зборовом (Прикарпатье) Хмельницкий разбил польскую армию, которая спаслась от окончательной гибели лишь благодаря измене крымского хана. Польское правительство вынуждено было заключить Зборовский мир. По этому договору Речь Посполитая признавала Б. Хмельницкого гетманом Украины. Под его автономное правление передавались три воеводства: Киевское, Черниговское и Брацлавское, где запрещалось размещение польских войск. Реестр войск гетмана определялся в 40 тыс. человек. На должности в трех воеводствах могли назначаться только православные. Киевский митрополит стал заседать в сейме Речи Посполитой. Польские помещики получили право возвратиться на свои земли. Белоцерковский мир (1651). Зборовский мир оказался временным перемирием. В 1650 г. военные действия возобновились. К этому времени отчетливо обозначился новый подъем освободительной борьбы русского (украинского) народа. Летом 1651 г. превосходящие силы польских магнатов встретились с войсками Б. Хмельницкого под Берестечком (река Стырь на Волыни). Полякам удалось в очередной раз подкупить крымского хана. Тот вывел свои войска из сражения и задержал у себя Хмельницкого, который пытался убедить хана продолжить битву. Поражение под Берестечком и разгром отдельных восстаний карательными экспедициями вынудили Хмельницкого заключить под Белой Церковью мир на тяжелых условиях. По Белоцерковскому миру под властью Б. Хмельницкого оставалось только одно воеводство — Киевское. Реестр сокращался вдвое — до 20 тыс. человек. Как и ранее, польские шляхтичи имели право вернуться в свои поместья, на русских крестьян по-прежнему распространялось крепостное право. Усилилось бегство казаков и крестьян в московское порубежье. В верховьях Северского Донца и Оскола (Харьков, Сумы, Изюм, Ахтырка и др.) образовалась Слободская Украина. Переяславская рада (1654). Ответом на договор, заключенный под Белой Церковью, были массовые выступления, с особой силой прокатившиеся по Приднепровью. Не утвердила Белоцерковский мир и польская знать. Война возобновилась. Весной 1652 г. Хмельницкий наголову разбил польскую армию под Батогом (на реке Южный Буг). Однако требовалась помощь России, чтобы окончательно освободить Украину из-под власти Речи Посполитой. Решение об оказании помощи гетману было принято Земским собором 1653 г. 1 октября 1653 г. Польше была объявлена война. На Украину выехало посольство во главе с боярином Бутурлиным. В городе Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий) 8 января 1654 г. состоялась Рада (Совет). Украина была принята в состав Российского государства. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны. Царское правительство подтвердило сословные права малороссийского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. человек. Налоги должны были поступать уже в царскую казну. Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно освободило Малую Русь от национальных и религиозных гонений, спасло ее от опасности порабощения Польшей и Турцией, привело к ликвидации крепостнических отношений на Левобережье (крепостное право юридически введено в Малороссии только во второй половине XVIII в.). Воссоединение Левобережной Украины с Россией явилось важным фактором укрепления российской государственности. Благодаря ему России удалось вернуть Смоленские и Черниговские земли, что давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась благоприятная перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада. Русско-польская война 1654—1667 гг. и русско-шведская война 1656—1658 гг. Речь Посполитая не признала воссоединения Украины с Россией. Русско-польская война стала неизбежной. Война ознаменовалась успехом русских и украинских войск. Русские войска заняли Смоленск, Белоруссию, Литву; Б. Хмельницкий — Люблин, ряд городов в Галиции и на Волыни. Воспользовавшись неудачами Польши, Швеция начала против нее военные действия. Шведы взяли Варшаву и Краков. Польша стояла на краю гибели. В условиях «бескоролевья» после смерти короля Яна-Казимира Алексей Михайлович, рассчитывая на королевский престол, объявил войну Швеции (1656—1658). Было заключено русско-польское перемирие. Русские войска взяли Динабург (Двинск, Даугавпилс), Дерпт (Юрьев, Тарту), осадили Ригу, нанесли поражение шведам под Гдовом (1657). Однако все успехи России были перечеркнуты изменой украинского гетмана И. Выговского, сменившего умершего в 1657 г. Б. Хмельницкого. Выговский пошел на секретный союз с Польшей против России. В 1658 г. было заключено русско-шведское перемирие на три года, а в 1661 г. — Кардисский (близ Юрьева) мир. Россия возвращала завоеванные в ходе войны территории. Балтика оставалась за Швецией. Проблема выхода к Балтийскому морю оставалась важнейшей задачей внешней политики. Драматические события переживала Украина. Гетман Выговский в союзе с Польшей и Крымом разбил царские войска под Конотопом (1659). Население Украины не поддержало изменника. Новый гетман Юрий Хмельницкий заключил мир с Москвой, однако и он вскоре (1660) перешел на сторону короля. И вновь и Запорожье, и Левобережье Украины не поддержали антирусские действия. В 1662 г. Юрий Хмельницкий отказался от гетманства и постригся в монахи. Гетманом Левобережья стал запорожский кошевой атаман И. Брюховецкий, также добивавшийся отделения Украины от России (убит казаками в 1668 г.). На Правобережье был свой гетман — П. Дорошенко, который был готов поддаться турецкому султану, чтобы избавиться и от России, и от Польши. Эти годы на Украине стали временем разорения («руины») и усобиц. Изнурительная, затяжная русско-польская война завершилась в 1667 г. заключением Андрусовского (близ Смоленска) перемирия на 13 с половиной лет. Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину. Киев, расположенный на правом берегу Днепра, был передан России на два года (после завершения этого срока он так и не был возвращен). Запорожье переходило под совместный контроль России и Польши. Медный бунт 1662 г. Изнурительные войны, которые вела в середине XVII в. Россия, истощили казну. Болезненно ударила по экономике страны моровая язва 1654—1655 гг., унесшая десятки тысяч жизней. В поисках выхода из тяжелого финансового положения русское правительство взамен серебряной монеты по той же цене стало чеканить медную (1654). За восемь лет медных денег (в том числе и фальшивых) было выпущено так много, что они совершенно обесценились. Летом 1662 г. за один серебряный рубль давали восемь медных. Правительство собирало налоги серебром, тогда как население должно было продавать и покупать продукты на медные деньги. Жалованье также платили медными деньгами. Летом 1662 г. несколько тысяч москвичей двинулись в загородную резиденцию царя — село Коломенское. Царь Алексей Михайлович вышел на крыльцо Коломенского дворца и попытался успокоить толпу, потребовавшую выдать на расправу некоторых бояр. Как пишет современник событий, бунтовщики «били с царем по рукам» и «держали его за платье, за пуговицы». Пока шли переговоры, посланный царем боярин князь И. Н. Хованский скрытно привел в Коломенское верные правительству стрелецкие полки. Войдя в царскую резиденцию через задние хозяйственные ворота Коломенского, стрельцы нанесли бунтовщикам поражение. Правительство прекратило чеканку медных денег, которые вновь заменялись серебряными. Поход Василия Уса. Одним из основных районов, куда направлялись беглые крестьяне, был Дон. Здесь, на южной границе России, действовал принцип: «С Дона выдачи нет». Обороняя границы России, донские казаки часто предпринимали успешные походы (так называемые «походы за зипунами») против Крыма и Турции, возвращаясь с богатой добычей. В 1658—1660 гг. турки и крымские татары блокировали выход в Азовское и Черное моря: в устье Дона были сооружены две башни, перегородившие реку натянутыми между ними цепями. Объектом нападения казаков все чаще становилось побережье Каспия. В 1666 г. отряд в 500 казаков под предводительством атамана Василия Уса предпринял поход с Дона через Воронеж на Тулу. Казаки, желая на военной службе получить средства к существованию, шли в Москву, чтобы предложить правительству свои услуги в связи с войной России и Польши. В ходе движения в отряд вливались беглые крестьяне, а также посадский люд. Отряд Уса вырос до 3 тыс. человек. С большим трудом царские воеводы с помощью регулярных войск убедили Василия Уса отойти на Дон. Многие из участников похода Василия Уса впоследствии влились в войско Степана Разина. С. Т. Разин. Степан Тимофеевич Разин происходил из домовитого казачества. Как сообщает один из современников, «вид его (Разина. — Авт.)был величественный, осанка благородная, выражение лица гордое, роста он был высокого, лицо имел рябоватое. Он обладал способностью внушать страх и любовь». Разин имел богатую биографию. С казацким посольством он бывал в Москве. Дважды прошел через всю Россию от Дона до Соловецких островов в Белом море. Возглавлял отдельные казацкие походы. Не случайно о личности Разина были сложены многочисленные легенды, песни, сказания. В 1667 г. под руководством Разина голутвенные (неимущие) казаки, отправившись в поход за зипунами, захватили Яицкий городок (современный Уральск) и сделали его своим опорным пунктом. В 1668—1669 гг. они подвергли опустошительному набегу Каспийское побережье от Дербента до Баку, разбив флот персидского шахиншаха. С богатой добычей через Астрахань и Царицын Разин и его войско вернулись на Дон, обосновавшись в Кагальницком городке. Этот поход не выходил еще за рамки обычного казацкого похода за добычей. Бунт 1670 — 1671 гг. Весной 1670 г. Разин начал новый поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительственный характер. В нем приняли участие беглые крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди. Среди народа распространялись «прелестные (от слова "прельщать") письма» Разина, в которых излагались требования бунтовщиков: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей. Как писал один иностранец — современник событий, Разин «повсюду обещал уничтожение рабства, освобождение от ига… бояр или дворян…». Разин распространял слух, что вместе с ним на Москву идут якобы сын царя Алексея Михайловича — Алексей (умерший в 1670 г.) и опальный патриарх Никон. Весной 1670 г. Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспечить свой тыл, летом того же года разницы захватили Астрахань, городская чернь открыла бунтовщикам ворота города. Армия восставших двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара. Разинцы не щадили своих противников — пытки, жестокие казни, насилие «сопровождали» их действия во время походов. На время затянувшейся осады Симбирска приходится наивысший подъем движения. Бунт охватил огромную территорию — от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья. Осенью 1670 г. царь Алексей Михайлович произвел смотр дворянского ополчения, 30-тысячная армия двинулась на подавление бунта. В октябре 1670 г. осада Симбирска была снята, 20-тысячное войско Разина разбито. Казаки выдали Разина правительству. Летом 1671 г. Разин был казнен на Красной площади в Москве. Отдельные отряды бунтовщиков сражались с царскими войсками до осени 1671 г. Справившись с бунтом, правительство потребовало от казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; вскоре казаки впервые принесли общую для всех подданных присягу на верность царю. Казачество все больше внимания стало уделять хлебопашеству. Церковные реформы Никона. Расширение связей с Украиной и православными народами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг. В конце 40-х годов XVII в. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, выдающиеся деятели церкви нижегородцы Никон и Аввакум и др. Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов) совершил головокружительный путь на верх. Приняв монашеский постриг на далеких Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом (главой) Кожеозерского монастыря (район Каргополя). Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьей поддержкой он долго пользовался. Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря — родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским (как раз во время новгородского бунта 1650 г.) Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить Русскую Православную Церковь в центр мирового православия, властный и «крутой» патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Раскол. Реформы вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые опасались, что перемены в церкви подорвут ее авторитет. Произошел раскол в Русской Православной Церкви. Приверженцы старых порядков — старообрядцы — отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам — греческим или русским — унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься — двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по ходу солнца или против солнца и т. д. Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668—1676 гг. Сюда, в далекую обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стекались противники реформ. В 1676 г. царским войскам удалось проникнуть в монастырь. Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск (низовье Печоры) и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному крещению» — самосожжению в ответ на приход в мир «Никона-Aнтихриста». Трагически сложилась и судьба главного врага старообрядцев патриарха Никона. Добившись титула «великого государя», святейший патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстративно покинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор с участием Александрийского и Антиохийского патриархов, которые имели полномочия от двух других православных патриархов — Константинопольского и Иерусалимского, сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал знаменитый Ферапонтов монастырь под Вологдой. Уже после смерти Алексея Михайловича Никон возвратился из ссылки и умер (1681) неподалеку от Ярославля. Он похоронен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой (г. Истра), который сам и построил по тому же плану, что и иерусалимские святыни, — Москва виделась Никону истинным центром мирового христианства. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |