|
|||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мышление. Виды и механизмы
Если вернуться к схеме организации познавательных процессов, то можно увидеть, что мышление замыкает их иерархию. Это не только высший, но и иной уровень познания. Результатом предшествующих уровней познания (ощущения, восприятия, представления) является наглядный образ — отражение объективной реальности той или иной степени адекватности. Результатом процесса мышления является формирование понятия такой языковой структуры, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление изучается многими науками, каждая выделяет свой аспект. Философия изучает соотношение материи и мышления. Социология проводит анализ исторического развития в зависимости от социальных структур общества. Кибернетика изучает мышление как информационный процесс. Формальная логика рассматривает основные формы мышления: суждения, умозаключения. Схоластика (средневековый реализм) постигает природу вещей через постижение значения имени вещей. В основе этого типа реализма лежит обособление каждой идеи, имени и оформление ее как сущности. Мышление — оперирование идеями, выстраиваемыми в иерархические сочетания. Психология изучает механизмы реализации мыслительных актов, в том числе мозговые, и понимает мышление как познавательную деятельность. Несмотря на то, что мышление — это качественно иной процесс по сравнению с перцепцией, он не может быть оторван от предшествующих психических процессов — должен существовать «мостик» от непосредственного и конкретного отражения к отражению опосредованному. Таким переходом является допонятийное мышление, свойственное детям и встречающееся на более поздних этапах развития. Особенности допонятийного мышления наиболее полно были изучены психологом Жаном Пиаже. Он выделил следующие особенности разных видов мышления:
Мы видим, что в допонятийном мышлении отсутствует сформированность логических структур и имеет место недостаточный опыт взаимодействия с вещами и явлениями. Ж. Пиаже считал, что развитие мышления есть результат развития системы операций, т. е. развитие логики ведет к познанию вещей. В соответствии с другой точкой зрения продвижение в познании вещей и отношений, приобретение практического опыта способствуют изменению и развитию самого мышления. Из анализа соотношений допонятийного и понятийного мышления вытекает основной принцип организации процесса мышления — это обратимый перевод пространственно-предметных психических структур или наглядных образов на символический оперативный язык речевых сигналов. Процесс мышления имеет место только тогда, когда под словесным понятием кроется конкретное образное содержание, в противном случае мы имеем дело с демагогией: с другой стороны, возникающие в голове образы могут стать основой мыслительного акта, если они получают символическое (словесное или формально-знаковое) оформление. Внезапно возникающее понимание иногда называют интуицией. В отличие от мышления интуицию нельзя назвать процессом, так как возникновение интуитивного решения недоступно сознательному наблюдению. Как писал известный психофизиолог П. В. Симонов, «интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимы доказательства». Поиск доказательств и осуществляется с помощью мышления. Такое понимание процесса мышления подтверждается современными знаниями и о мозговых механизмах психики. По всей вероятности, наибольший вклад в наши знания о механизмах мышления внесло изучение функциональной асимметрии коры головного мозга. Наличие специализации полушарий мозга было установлено еще в XIX в., когда физиологи обнаружили в левом полушарии зоны, ответственные за речь — ее воспроизведение и различение. Эти зоны были названы по именам исследователей, их изучавших. Зона Брока отвечает за произнесение слов, а зона Вернике — за понимание. С тех пор функционирование левого полушария тесно связывалось с речью, и оно считалось ведущим, осуществляющим мыслительные процессы, а правому полушарию отводилась подчиненная роль: осуществлять энергетическую подпитку левого. Однако в 70-е годы нашего столетия были сделаны открытия, которые заставили отказаться от гипотезы доминантного и подчиненного полушарий. Нейрофизиологи Роджер Сперри и Газзанига, проводя эксперименты по расщеплению мозга, изучили раздельную работу полушарий и показали, что оба полушария участвуют в познавательной деятельности, но каждое осуществляет ее по-разному. Если человеку необходимо решить какую-то задачу, он выбирает определенную стратегию. Например, чтобы запомнить пару слов «кабан — чемодан» можно несколько раз в уме повторить их, при этом будет активизировано левое полушарие, а можно мысленно представить себе свинью, несущую чемодан, произойдет активизации правого полушария. Левое полушарие мозга осуществляет локальную обработку информации, связанной со словесными структурами, производит рациональное осмысление деятельности; в процессе решения задачи осуществляет дискретный перебор гипотез. Правое полушарие мозга осуществляет глобальную обработку информации и определяет вероятность каждой гипотезы. Это бессознательный процесс, связанный с пространственными представлениями и эмоциональной мотивацией. Таким образом, каждое полушарие говорит на своем языке, и только при совместной их работе осуществляется целостный процесс мышления. Каждый человек имеет свои особенности как в физическом развитии, так и в развитии мозговых структур. В зависимости от того, какое полушарие лучше развито (левое или правое), человеку будет присущ тот или иной стиль мышления: либо с опорой на формально-логические операции, либо — на пространственные отношения. Кроме того, в каждый период общественного развития отдается предпочтение тем или иным познавательным механизмам, и формируется (через воспитание и обучение) определенный стиль мышления. Одной из наиболее актуальных психологических проблем является разработка способов активизации мышления. Можно рекомендовать несколько таких способов: 1. На стадии постановки задачи рекомендуется попробовать ее переформулировать или выразить в графической форме, что позволит активизировать резервные возможности мозга, а также представить проблему в окружении другой группы факторов. 2. В процессе решения задачи следует использовать как можно большее количество непроизвольных ассоциаций, так как неизвестно, в чем заключается правильный ответ. Для порождения ассоциаций используются наводящие вопросы. 3. Создание оптимальной мотивации — еще одно из условий оптимизации мышления. Содержание мотива может быть различным: от жизненной необходимости до интеллектуального удовольствия от самого процесса. Если в основе мотивации лежит собственный интерес, то стремление к преодолению трудностей будет сильнее и длительнее. Одной из особенностей лаборатории Резерфорда было то, что ученики работали над своими собственными задачами. Даже если Резерфорд видел, что задача безнадежна, он не вмешивался, так как собственное решение учит человека мыслить. Мотивация должна быть устойчивой (это позволяет переключать другие проблемы и вновь возвращаться к первой) и достаточно сильной, но не слишком, так как слишком сильная мотивация отнимает у человека право на ошибку и лишает его свободы. 4. Снижение критичности по отношению к собственному решению также может повысить продуктивность мышления. Один из наиболее действенных способов выработки новых идей — это метод «мозговой атаки». Суть его заключается в запрете на критику выдвигаемых идей. Речь Речь относится к поздним психическим процессам. Она достигает высших показателей к 30-40-м годам и держится на этом уровне довольно долго, иногда до конца физической жизни, в зависимости от социальной активности человека, его профессионального статуса, веера коммуникативных связей. Речь — это специфически человеческий способ формулирования мыслей с помощью языковых средств. Будучи орудием мышления, речь в соединении с ним представляет собой речемыслительный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Через понятия, через значения слов люди общаются, понимают друг друга, создают систему знаний и передают эти знания следующим поколениям. Речь пользуется разнообразными языковыми средствами, закрепленными правилами на соответствующих языковых ярусах: фонетическом, лексическом, грамматическом, семантическом, фразеологическом. Язык — это система словесных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для целей коммуникации, закрепления и передачи общественно-исторического опыта, формирования мыслей. Если язык — это потенциально существующая знаковая система, из которой каждый пользующийся ею берет то, что он может освоить с большим или меньшим приближением к норме, то речь каждого человека — это сугубо личное его действие, где наиболее полно проявляется он сам со своими переживаниями, личностными особенностями, интеллектом, уровнем культуры, потребностями в общении. Речь всегда конкретна, она всегда связана с конкретным человеком, конкретной ситуацией, конкретным временем. Язык как систему надо изучать, осваивать на протяжении длительного времени с помощью учебников, справочников, словарей, по классическим литературным и научным произведениям. Естественный способ овладения данной языковой структурой — через общение с другими носителями этого же языка — информантами, усвоение норм языка через систематическую коррекцию своих ошибок окружающими. Язык, усвоенный ребенком с раннего детства таким естественным способом, называется материнским — mother longue — и доминирует в последующей жизни человека. До сих пор идея лингвистической относительности занимает умы философов, лингвистов, психологов. Эта идея состоит в том, что, усваивая те или иные языковые правила, человек тем самым усваивает и способ познания мира, членения его на специфические сегменты. У человека формируется тот или иной образ, картина мира, которая определяет стиль его поведения, мышления, способы действия. Еще в 30-х годах нашего века американские этнографы и лингвисты Э. Сепир и Б. Уорф высказали предположение, что язык определяет жизнь самого человеческого сообщества. Так, если в языке племени навахо, одного из индейских племен Северной Америки, очень много глаголов с разнообразными оттенками, то это племя скорее всего ведет бродячий образ жизни, кочуя от одного пастбища к другому. Если же в языке много конкретных существительных (типа эскимосских обозначений ряда вариантов снега — «снег, который выпал вчера», «снег, который начал таять», «снег с плотной верхней коркой» при отсутствии общего названия «снег») и отсутствуют абстракции, то мышление данного народа недостаточно абстрактно, и вся жизнь его связана с конкретными ситуациями. Гипотеза Сепира-Уорфа, вызвав к жизни до сих пор не затихающую дискуссию, обогатила целый ряд наук очень ценными фактами, подтверждающими громадную роль языка в развитии всего общества и каждого его члена. К сожалению, авторы гипотезы не столь глубоко и подробно остановились на другой стороне этого процесса: влиянии самого общества и его образа жизни на язык. Русские психологи Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и другие на примере исследований языков Средней Азии, проведенных в те же годы, показали, что этот процесс двухсторонний. Не только язык влияет на общество, но и образ жизни, контактность, интеллект влияют на язык. Если у узбекских женщин-вышивальщиц при обозначении цветов шелка преобладали конкретные термины — цвет утреннего неба, цвет хлопка, то у женщин, вступивших в общественную жизнь, снявших с себя чадру и занявших другой социальный статус, в обозначении цвета преобладают более абстрактные слова: лиловый, темно-зеленый, бледно-голубой. Языковые системы связаны с жизнью всего общества в целом и могут развиваться с развитием этого общества, устаревать и даже умирать. Так, предтечей современного русского языка являлись старославянский и древнерусский языки. Чтобы язык был живым, стойким, на нем должно говорить как можно больше людей. Это — основной социолингвистический критерий живучести языка. Диапазон здесь очень широкий — от языков мирового общения, универсальных, которые имеют самое большое количество информантов (английский, немецкий, французский, испанский, русский), до так называемых одноаульных языков Северного Кавказа, где в каждом ауле своя специфическая система словесных знаков. Вообще, языков столько, сколько народов. Этнографический принцип при классификации языков привел к тому, что сейчас в мире насчитывается около 4550 различных языков, многие из которых даже не описаны (языки народов Африки, Латинской Америки, Крайнего Севера). Языки могут быть родственными и далекими друг от друга, это зависит от развития общества и расселения человечества по земному шару. Географические особенности приводят к появлению диалектов. Языки могут приобретать характер замкнутых систем для избранных членов общества, тогда они становятся просто непонятными для непосвященных (блатные языки, «арго»). В зависимости от степени приближения к языковой норме можно говорить о литературном и разговорном, просторечном языках. Языки народов мира различаются по всем ярусам. Например, в языках может быть разное количество речевых звуков (фонем) в зависимости от того, какие артикуляционные органы человека участвуют в их создании и последующем использовании. Фонетические системы разных языков могут содержать от 15 до 65 фонем. В русском языке 41 фонема — он относится к фонетически богатым. В языках может быть и разное количество лексем, слов, отражающих номинативные возможности. В русском языке, в соответствии с данными последних словарей, около 100000 лексем, предусматривающих широкие возможности для обозначения различных предметов и явлений действительности. Впрочем, такого большого количества обычно не требуется, в среднем человек использует 14-15 тысяч слов. Языки характеризует и разнообразная грамматическая типология, «привязывающая» носителей данного языка к тем или иным склонениям, спряжениям, падежам, родам, видам. Русским информантам, жалующимся на трудности падежных окончаний, стоит вспомнить о дагестанских языках, где 16 падежей. Наиболее подвижная часть языка — лексика, она же носит зачастую и международный характер; некоторые слова просто перекочевывают из одного языка в другой без перевода. Это особенно заметно в наше время, когда слова типа «маркетинг», «презентация», «импичмент», «инвестиция» входят в разряд самых частых. На наших глазах меняются улицы с обозначением разнообразных «шопов» (магазинов) и «дансингов» (танцевальных залов). Уже сейчас лингвисты бьют тревогу, поскольку при таком резком размывании границ наносится существенный ущерб национальному своеобразию русского языка. С одной стороны, национальное своеобразие языка придает ему уникальность, обогащает мировое сообщество, с другой, — возникают сложности с общением, приводящие к невостребованности накопленных знаний и изолированности народа. Усилия многих специалистов направлены на создание универсальных языков общения типа «эсперанто», конструирование средств быстродействующего машинного перевода. Но все же наиболее распространенным вариантом остается перевод с одного языка на другой квалифицированными переводчиками. Думается, что наилучший выход состоит в самостоятельном овладении более чем одной языковой системой. Би- и полилингвизм обеспечивают независимость в самых различных ситуациях, делают человека более мобильным и интеллектуально развитым. В зависимости от обстоятельств можно ориентировать себя на разные степени полилингвизма — от свободного полного до ограниченного каким-то одним видом деятельности, например, чтением специальной литературы. Овладение второй и более лингвистическими системами представляет собой достаточно серьезный труд, связанный со значительным интеллектуальным и эмоциональным напряжением. В педагогике и психологии обучения иностранным языкам разработаны и рекламируются различные методы, позволяющие сделать этот процесс более успешным: метод погружения в языковую стихию, суггестологический, игровой, аудиовизуальный, эмоциональный, субсенсорный и т. д. Ни один из перечисленных методов не приводит к хорошим результатам без высокой активности обучающегося, его сильной внутренней мотивации и работоспособности. Большую роль в скорости и полноте обучения играют индивидуально-психологические особенности, прежде всего возраст (чем раньше изучают иностранные языки, тем легче проходит обучение), личностные особенности (экстраверты обычно быстрее овладевают необходимыми навыками, чем интроверты; тревожные обычно скептически относятся к своим результатам и растягивают процесс обучения, им к тому же нужна постоянная обратная положительная связь с преподавателем). Существуют и специальные лингвистические способности, связанные с особенностями внимания, памяти, дифференциальной слуховой чувствительностью, скоростью ассоциативных реакций. При плохом знании лингвистической системы общающиеся вынуждены обращаться к системам невербальным — наднациональным. К ним прежде всего относятся жесты и мимика. Жестовые языки могут стать структурированными, обобщенными по отношению к определенным явлениям. Таковы языки глухонемых, движения и позы регулировщиков уличного движения, в какой-то степени — язык танца. Определенная система есть и в мимике. Поднятые вверх брови означают удивление, улыбка — дружелюбное отношение к партнеру общения, вертикальные морщины на лбу, грозный взгляд соответствуют недовольству, раздражению. Таким образом в сочетании с движениями головы, рук, всей позы можно достаточно хорошо объяснить партнеру свои намерения и оценить ситуацию. Невербальные средства коммуникации являются не только вынужденной мерой, к которой прибегают партнеры при плохом знании лингвистических систем. Эти средства ценны и сами по себе, они зачастую лучше и тоньше передают даже ту информацию, те сведения, которые партнеры хотели бы скрыть от других. Не случайно в практике подготовки менеджеров японские психологи советуют самое большое внимание уделять анализу невербальных средств коммуникации: выражению лица, глубине наклона, фиксации взгляда, отсутствию улыбки. Популярным средством невербальной коммуникации является и универсальное рисуночное письмо — пиктография (от слова «пикто» — рисую). Пиктографией пользуются работники транспортных служб, особенно наземных. Очень популярна пиктография на всех международных встречах, спортивных играх, фестивалях искусств. Часто пользуются пиктографией и в сугубо прикладных целях, например, для быстрой ориентации в медицинском учреждении обозначения различных кабинетов нередко заменяют соответствующими рисунками-символами. Сравнивая различные знаковые системы, как по форме выражения, так и по плану содержания, специалисты пришли к выводу о несомненном приоритете вербальных знаковых систем. Их даже называют знаками знаков, так как они достигают максимальной степени обобщенности, универсальности, пластичности, помехоустойчивости, понятности, трансформируемости из одной модальности в другую, например, из устной звуковой в зрительную. Язык действительно является «важнейшим средством человеческого общения» и при его отсутствии или недостаточности все остальные знаки не смогут достичь высоких результатов, а зона субъективного личного смысла знака может оказаться гораздо больше общепринятой и общепонятной зон. Вспомните старинную притчу о строительстве Вавилонской башни! Ведь ее так и не смогли достроить из-за отсутствия единого языка общения. Понятия языка и народа, нации, этноса чрезвычайно тесно связаны между собой. Это комплекс проблем происхождения и развития человеческого общества, национального самоопределения, духовной культуры. Не случайно в наше время в каждой из бывших республик Советского Союза вопросы государственного регулирования с помощью национального языка занимают такое большое место: какой язык может считаться государственным, на каком языке вести обучение в школах, высших учебных заведениях, на каком языке должны работать пресса, радио, телевидение. Из тезауруса (от греч. сокровище) языковых знаков каждый носитель языка или просто каждый пользующийся языком может взять то, что ему доступно, нужно или уместно для данного момента и данной ситуации. Чтобы это стало физически возможным, нужны определенные предпосылки, связанные с деятельностью других сенсорных систем и мозговых механизмов. С речью связан прежде всего слух. Потеря слуха с детства или приобретенная с возрастом тугоухость и глухота приводят к различным дефектам речи, и самый страшный из них — глухонемота. Если человек не слышит звуки, слова, фразы, интонемы-эталоны, он не в состоянии создать свою речевую продукцию, понятную для других. Возникает угроза взаимонепонимания, и избавиться от нее можно только с помощью специального обучения вплоть до обучения языку жестов, использования аппаратов «видимая речь» (visual spech), широкого применения средств сурдопедагогики и сурдотехники, использования слухового протезирования. При частичной глухоте также возникает немало трудностей при восприятии и понимании речи на различных расстояниях между говорящими, при различных голосовых усилиях и в различных по тишине помещениях. Общение становится неестественным, затрудненным. Плохо слышащие обычно осознают свой дефект и сами избегают контактов, становятся более замкнутыми и подозрительными. Состояние речевого слуха можно проверить по следующей таблице, связывающей расстояние, с которого воспринимается речь, и процент потери слуха (табл. 2). Таблица 2 Пересчет расстояния, с которого воспринимается разговорная речь, на процент потери слуха (по Быстшановской, 1968)
Через слух ребенок усваивает звуковые эталоны, он начинает ориентироваться сначала в обществе близких людей, ближайшего окружения, затем его речевые контакты становятся все более частыми и разнообразными. Вторая система, связанная с речью — это органы дыхания во всем их многообразии: от легких до ротовой и носовой полостей. Дыхание — это энергетика речи. Речь образуется на фазе выдоха, и чем больше эта фаза, тем больше шансов на достаточно длинную и разборчивую речевую продукцию. У взрослого человека речь и дыхание соотнесены между собой достаточно гибко и синхронно, собственно, мы уже не осуществляем контроль над этой связью, она происходит автоматически. Контроль приходится восстанавливать при нарушении, казалось бы, естественных актов дыхания, например, при быстрой ходьбе, взволнованном учащенном дыхании, астматических или простудных явлениях. Очевидно, вы сами убеждались, что в таких ситуациях у вас буквально перехватывает горло, речь становится невозможной, дефектной, отрывочной, непонятной. Для совершенствования речевого дыхания и придания голосу и речи звучности, плавности, длительности существуют различные тренировочные упражнения типа гимнастических, но для комплекса дыхательных, речевых и голосовых мышц. Например, рекомендуется читать на одном цикле дыхания длинные отрывки типа гекзаметров Гомера, постепенно увеличивая нагрузки и удлиняя сами задания (см., например, упражнения из учебника для театральных училищ). Очень важно во время речи экономно расходовать запас воздуха, идущего из легких. Для этого надо развивать умение пользоваться нижнебрюшным дыханием, идущим из нижних отделов легких, затем переходить к среднебрюшному, и, наконец, к верхнему ключичному дыханию. В таком случае воздух расходуется экономно, и сила речевых звуков остается неизменной на всем протяжении речевого процесса. Третья система, на которой строится речь, — это движения, прежде всего артикуляционные, которые И. П. Павлов назвал основным, базальным компонентом второй сигнальной системы. Артикуляционные движения — это движения активных артикуляционных органов, расположенных в ротовой полости. Вообще артикуляционный речеобразующий тракт представляет собой последовательность физиологических органов от голосовых связок в верхней части гортани до губ. Активные артикуляционные органы — это голосовые связки, язык, нижняя челюсть, губы, мягкое небо. Если эти органы лишены подвижности, то речь как продукт вообще невозможна. Каждый может вспомнить, легко ли ему говорить после уколов новокаина у зубного врача: язык неподвижен, любое движение челюсти вызывает затруднения, вы просто стараетесь в это время не говорить. При врожденных заболеваниях типа расщелины твердого неба, короткой уздечки языка, заячьей губы или приобретенных дефектах, речь обычно малопонятна, смазанна, нечленораздельна, либо полностью отсутствует. Артикуляционные движения носят не произвольный характер, а соответствуют произносительным нормам данного языка. При изучении иностранных языков прежде всего обращают внимание на правильное расположение артикуляционных органов, только тогда можно получить адекватный фонетический образ. Исправлением речевых дефектов (картавости, шепелявости, гнусавости) занимаются дефектологи-логопеды с помощью специальных тренировочных упражнений. Другой особенностью артикуляционных движений является их скорость и быстрота перехода от одной артикуляционной позиции к другой. Скорость артикуляционных движений, или скорость речи, представляет собой довольно большое поле зависимостей. Это — и темперамент говорящего, отражение особенностей его нервной системы, и степень владения данной языковой системой (на иностранных языках мы говорим значительно медленнее), и привлекательность темы, и особенности интеллекта (считается, что между интеллектом и скоростью речи наблюдается прямая зависимость). Обычно выделяют три скорости речи: медленную — 4-5 звуков в секунду, среднюю — 7-8 звуков и высокую — 10-11 звуков. В какой-то степени скорость речи можно тренировать с помощью чтения во все более убыстряющемся темпе скороговорок и фиксации результатов на специальных приборах — измерителях темпоральных характеристик речи. Для некоторых профессий (телефонистки, диспетчеры, спортивные комментаторы) показатели скорости речи имеют важное значение и должны быть учтены при приеме на работу. Зрительная система по отношению к развитию речи носит факультативный характер и почти не участвует в овладении речью. Слепые дети учатся говорить так же, как зрячие. При всей важности перечисленных систем все же ведущую, управляющую, роль в организации всего речевого процесса играют мозговые механизмы, в основном сосредоточенные в левом полушарии головного мозга, так называемом речевом полушарии. Еще И. П. Павлов разделял всех людей на два типа в зависимости от того, какое полушарие головного мозга доминирует в каждом конкретном случае; второсигнальные мыслители или первосигнальные художники, люди искусства. В этом разделении участвуют в основном природные склонности, но определенную роль играют и среда, и методы обучения. В левом полушарии сосредоточены ведущие речевые центры, связанные с восприятием и пониманием речи и возможностями ее моторного осуществления. Это — центр речи Вернике (немецкий нейрохирург Вернике впервые выделил этот центр) и моторный центр речи Брока (французский хирург Брока впервые описал феномен повреждения этого центра). В первом случае нарушаются сенсорные характеристики, человек не понимает обращенной к нему речи, во втором случае нарушается способность говорить, что довольно часто бывает во время левосторонних инсультов. Нарушения речи центрального происхождения называются афазиями, причем выделяют различные варианты афазий: сенсорные, моторные, динамические и т. д. Кроме корковых отделов левого полушария в организации речи большую роль играют задние отделы, выполняющие функции хранения информации, и верхний ствол мозга, обеспечивающий тонус коры. Дискоординация в работе центральных и периферических отделов приводит к нарушениям всего речевого процесса, иногда необратимым или совершенно необъяснимым. К таким тяжелым нарушениям прежде всего можно отнести заикание — бич цивилизованного общества. Заикание относится к логоневрозам и обычно соответствует в своем развитии определенным стадиям в жизненном цикле человека. Например, замечено, что заикаются чаще мальчики, особенно в ответственные для них периоды: поступление в школу, половое созревание, начало трудовой деятельности или службы в армии. Такое функциональное заикание лучше поддается коррекции с помощью различных логопедических приемов и медикаментозного воздействия, чем органическое заикание, связанное с глубинными нарушениями речевых механизмов. Среди других речевых расстройств можно упомянуть различные фобии (боязнь сцены, боязнь заговорить в обществе), неуправляемое многословие, так называемая логоррея — словесный понос, синдром Корсакова, характерный для алкоголиков и старческого слабоумия, когда забываются те или иные слова, наименования; резкое обеднение речи, характерное для умственных расстройств типа имбецильности; алогичность, вычурность и претенциозность речи шизофреников, так называемый ассоциативный бред и т. д. Речь у человека в различные периоды его развития выполняет определенные функции, и по тому, как они выполняются, можно судить о полноте, степени использования языковой системы, способностях индивида, его эмоциональных состояниях. Первая, самая стойкая и жизнеспособная функция речи — экспрессивная. Она проявляется даже не столько в речи, сколько в голосе и ритмической организации высказывания. Экспрессивная функция речи отражает отношение индивида к событиям действительности, его оценку, а также эмоциональные состояния, иногда — личностные особенности. Экспрессивная функция выражается, как уже указывалось, прежде всего через голос и темп высказывания. В голосе выделяются такие параметры, как громкость, частотные изменения, наличие паралингвистических признаков типа учащенного дыхания, хрипов, сдавленности. Голос человека, находящегося в озлобленном состоянии, будет звучать гораздо громче и более высокочастотно, иногда доходя до визга и фальцета. При этом увеличивается темп речи, доходящей до нечленораздельных скороговорок. В диалогах это будет быстрая беспорядочная смена реплик ссорящихся, идущих часто одновременно. В состоянии печали и грусти голос тихий, частота его понижается, речь медленная, в диалогах часто возникают паузы. Иногда вопрос вообще остается без ответа, грустный партнер уходит от контакта. Изменяются также лексика, семантика, грамматика. Слова оказываются более простыми, даже примитивными, частыми и повторяющимися. Увеличивается количество ошибок произношения, грамматических, в употреблении слов. Очень много незаконченных фраз, недописанных слов, не доведенных до конца мыслей. Большую роль в регулировании экспрессивной функции играет самоконтроль, наблюдение за самим собой, своим голосом, поведением, мимикой. Эксперименты показали, что в случае тихого и медленного разговора на тему, вызывающую злость, отмечается понижение кровяного давления и уменьшение сердечной реактивности. Если на ту же тему говорить быстро и громко, то у испытуемых, особенно у мужчин, отмечаются значительно более высокие давление и сердечная реактивность. Иначе говоря, происходит как бы подталкивание эмоционального явления со стороны экспрессивного поведения. Сдержанность в проявлении речевых эмоций является показателем самообладания взрослого человека. То, что простительно ребенку — плач, крики, топание ногами, мимические конвульсии, выглядит крайне отрицательно у взрослых. Для людей некоторых профессий саморегулирование экспрессивной функции является профессионально важным качеством, например, для работников сферы обслуживания, дипломатов, педагогов. Экспрессивная функция речи объединяет человека с миром животных, пользующихся голосовой связью. Многие наблюдали, наверное, изменения в голосе животных — от нежного до злого и тоскливого. Кстати, экспрессивная функция присутствует уже в первом крике новорожденного. Этому крику соответствует интонема недовольства и требования. Сказанное выше ни в коем случае не означает поощрения однообразия речи по ее интонационным характеристикам. Чем богаче представлена в речи конкретного человека эмоциональная сфера, тем живее и ярче его речь. Здесь кстати очень ярко проявляется национальное своеобразие: сравните, например, итальянскую речь с речью норвежца! Однако крайности в проявлении эмоциональных состояний обычно не соответствуют культурным нормам. Впрочем, в некоторых случаях, сейчас все более редких, создаются особые социальные группы, которые должны показать максимальный уровень эмоциональности, чтобы другие члены общества сильнее ощутили сопереживание: плакальщицы на похоронах (на северо-востоке России это и по сей день встречающиеся ритуалы), служители различных культовых обрядов. Собственно, даже клоуны в цирке своей речью и поведением выполняют такую же роль, но с целью создать у зрителя хорошее настроение, дать ему возможность посмеяться. Другой важной функцией речи является сигнификативная (от англ. significate — обозначаю). Общение между людьми становится возможным, когда все общающиеся пользуются одними и теми же словесными знаками и вкладывают в них одинаковый смысл. Общественная одинаковость знаков делает возможным адекватное общение с эффектом взаимного понимания. Однако (и в этом заслуга Л. С. Выготского) значение словесного знака — не застывший в одних границах комплекс признаков, а развивающаяся сфера: от простого и наиболее сильного к сложному и скрытому, от ребенка к взрослому, от низкого интеллекта к высокому. Такое развитие дает возможность совершенствовать саму систему знаков и самому носителю языка углублять и совершенствовать свои представления о знаках. В плане психодиагностики при оценке степени владения языком (своим или иностранным) проверяют именно эту сигнификативную функцию, так как она обеспечивает весь речевой процесс. Это — разнообразные прямые и косвенные методы изучения значений слов, среди которых довольно большое место занимают и психофизиологические методы, когда выводы о степени владения словесными знаками делаются на основе объективных психофизиологических показателей: давления крови, кожно-гальванической реакции, плетизмографических и слюнных рефлексов и т. п. Психофизиологические методы очень популярны в судебной криминалистической экспертизе. Они широко используются в так называемых детекторах лжи. Интеллектуальная функция речи дает возможность осуществить главнейшую функцию — быть орудием мышления, подчинять себе все виды и формы мышления, переходить от подсознательных невербализованных процессов к осознанным логически соразмеренным и соотнесенным. Именно в этом плане С. Л. Рубинштейн говорил о том, что речь коррелирует не только с мышлением, но и с сознанием в целом. Собственно, оценка интеллектуальной функции — это оценка вашего умения формировать и формулировать мысли, сопоставлять их в логической последовательности, делать их доступными для других. Важными показателями действенности этой функции в речи являются умение точно, быстро и немногословно описать сложившуюся ситуацию, передать в достаточно компактной форме свои соображения партнерам по коммуникации, быстро уловить мысль собеседника, сориентироваться в литературе и сделать обобщающие выводы, предвосхитить дальнейшее развитие речевой темы. Проявления интеллектуальной функции в речи особенно важны для работников умственного творческого труда, для ситуаций коллективного решения сложных вопросов, вообще, для людей, взявших на себя функции управления и контроля. Так, в Японии при подготовке менеджеров едва ли не самые трудные тренировочные занятия состоят в умении изложить свои мысли на все уменьшающемся листке бумаги, причем переход на следующий этап тренинга возможен только после строгой экспертной оценки успешности выполнения предыдущего задания. Некоторые задания требуют не только толкового изложения информации, но и художественного ее оформления. Так, в качестве задания было предложено составление маршрута на гору Фудзияму для начинающих туристских групп с одновременным описанием красоты этой излюбленной японской святыни. В одном из ответов, признанном удачным, кроме маршрута содержалось только две лаконичные строчки:
«О, Фудзияма! Фудзияма, о!» (цит. по Цветову В. Тринадцатый камень сада Роёндзи. М., 1990). Коммуникативная функция речи вбирает в себя все предшествующие, поскольку речь вообще имеет смысл только в реальном или воображаемом общении. Здесь очень большой комплекс проблем: соотношение вербальных и невербальных средств общения, использование паралингвистических способов, прежде всего пространства и времени, разработка и оценка разных стилей общения — от дружеского по горизонтали, с людьми вашего же положения и возраста, до официального по вертикали — с начальниками, преподавателями, людьми, зависимыми от вас по положению, общение в эмоционально нейтральных или положительных ситуациях и общение в конфликтных условиях, масштабы общения — от двух участников диалога до дискуссии со многими участниками, прямое общение — лицом к лицу и общение, опосредованное техническими средствами связи. В любом случае в речевом общении задействованы не менее двух участников, и чтобы общение было эффективным, привело к решению вопроса, создало дружелюбную атмосферу, наметило пути дальнейшей работы, каждый участник общения должен быть активным и заинтересованным членом его. Заповедью всех видов и форм общения является децентрическая направленность его, умение посмотреть на проблему глазами партнера. Образно говоря, диалог — это танец вдвоем, и чтобы он получился гармоничным и приятным, надо чувствовать партнера по общению. Иногда пользуются даже специальными приемами, позволяющими партнеру, особенно более робкому и зависимому, чувствовать себя более уверенно, раскованно. К таким приемам относятся цитирование некоторых высказываний партнера, уступка ему в некоторых вопросах, несущественных для дела, создание ему особо комфортных условий, например, предоставление слова в благоприятные по времени периоды. Очень важным условием успешного речевого общения является объективность, адекватность при оценивании реплик партнера. Недопустимо интерпретировать их в соответствии со своей установкой. Безусловно, при цивилизованных формах общения недопустимо какое бы то ни было физическое или психическое насилие: угрозы, запугивания, ультимативный тон, агрессивность. Сейчас разработаны разнообразные программы тренингов по общению, позволяющие проводить личное самоусовершенствование и налаживать систему конструктивных диалогов. Ответив на следующие вопросы, попробуйте оценить свои способности к речевому общению, обратите внимание на содержание вопросов и проанализируйте свое поведение в аналогичных случаях. Предполагается три типа ответов: «да», «нет», «иногда».
1. 1. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? 2. 2. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время)? 3. 3. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 1000 рублей, которые занял несколько месяцев назад? 4. 4. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? 5. 5. Вас приводит в ужас любая очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе театра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения? 6. 6. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций? 7. 7. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устном? 8. 8. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки? 9. 9. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо собрании?
Подсчитайте свои результаты: «да»—2 балла, «иногда»—1, «нет» — 0. Если вы набрали 16 баллов, вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда. На вас трудно положиться в деле, где нужно общение в речевой форме. Старайтесь стать общительнее, раскованнее! От 11 до 16 баллов — вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому, наверное, у вас мало друзей. От 7 до 10 баллов. Нормальная коммуникабельность. 3 — 7 баллов — общительность бьет из вас ключом. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях и всюду чувствуете себя в своей тарелке. Менее трех баллов — ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность. Разнообразие функций рождает разнообразие видов речи. Это — внешняя и внутренняя речь, письменная и устная, активная и пассивная (в зависимости от того, сам субъект создает речевую продукцию или воспринимает речевую информацию), взволнованная и спокойная, выразительная и монотонная, быстрая, торопливая и спокойная, медленная, правильная, культурная и неправильная, некультурная, речь на родном и речь на иностранном языках, интересная и скучная, официальная и дружеская, монологическая и диалогическая, вежливая и нахальная, учтивая и бесцеремонная. В различных жизненных ситуациях человек может использовать самые различные, уместные для данной ситуации виды речи. Иногда в целях лучшей приспособляемости к той или иной социальной группе он может даже перейти на использование обычно не характерных для него видов. Например, профессор, желая быстрее войти в контакт со студенческой аудиторией, использует в своей речи типичную молодежную лексику: «тусовка», «достал», «железно», но обычно это мало помогает. В речи как ни в каком другом психическом процессе очень ярко проявляется сам человек со своими индивидуально-психологическими и личностными особенностями, способами мышления и общения, темпераментом и интеллектом. Недаром еще древние греки говорили: «Заговори, чтобы я тебя увидел». В этой связи особенно хочется подчеркнуть необходимость воспитывать у себя самого навыки культурной речи. По трактату Цицерона о красноречии, культурная речь — это прежде всего правильная речь, причем правильность понимается как соответствие утвержденным в данном языке нормам произношения, правописания, каллиграфии, грамматики, семантики. Правильной речи обучаются в школах, на курсах, самостоятельно (при чтении лучших образцов литературы и слушании радио, артистов, лекторов). Среди школ и других учебных заведений есть даже своеобразная конкуренция по степени приближения к эталону. Сколько гордости звучит в комплиментах типа «Настоящее оксфордское произношение». Но правильность речи — это только основа ее. Речь должна быть уместной, и это качество неразрывно связано с этикой поведения, культурным багажом человека, национальными традициями, ситуацией. Например, для японского студента уместны низкие поклоны преподавателю и упоминание о себе самом как о маленьком зависимом человеке (своеобразное нарочитое самоуничижение), тогда как преподаватель называется почтительными именами мудрого, всезнающего и такого занятого сэнсэя. Конечно, в нашей действительности подобное поведение вызовет в лучшем случае недоумение. Одним из основных признаков культуры речи является точное использование словесных знаков. Если содержание словесного знака вам недостаточно хорошо знакомо, вы сомневаетесь в правильности его употребления, лучше использовать другой, более знакомый знак, а не щеголять якобы своей эрудицией. Особенно важно это сейчас при засилии иностранных заимствований: «чартер», «холдинговая компания», «брифинг», «презентация» и т. д. Очень важными показателями культуры речи являются ее выразительность и разнообразие средств всех уровней. Такая речь редко бывает импровизацией, над нею работают, сравнивая разные средства, выбирая лучшие, репетируя. Речи на торжественных собраниях, проповеди, выступления на съездах обычно готовят заранее, добиваясь их более полного воздействия на аудиторию. Но и в обычной ежедневной речи эти показатели свидетельствуют о высоком интеллекте информанта, его хорошей осведомленности в обсуждаемом вопросе, раскованности и свободе выражения, хорошем знании языка. Вспомните Эллочку-людоедку с ее «универсальным», на все случаи жизни словесным багажом: «парниша», «красота», «хамишь». В психолингвистике есть специальный показатель — коэффициент словарного разнообразия, определяющий соотношение разных и вообще всех используемых информантом слов. Он вычисляется по формуле К = n / , где п — количество разных знаменательных слов в тексте, отрывке разговора (в таком случае это будет фонотекст), а N — число всех слов. Проверьте по своей речевой продукции этот показатель. Среднее значение его для студенческой выборки, по нашим данным, составляет от 8 до 11, 12 относительных единиц. У И. С. Тургенева он близок к 20, у Эллочки — около единицы. Канцелярская речь с обилием штампов, военная лексика, речь малообразованных людей, людей, не знающих данного языка, характеризуются однообразием средств и бедностью лексики. В детской речи это тревожный показатель: если ребенок использует мало разных слов и конструкций, обычно это свидетельствует о задержке умственного развития. Наконец, речь должна быть логичной и последовательной, соответствовать логике мышления. Если речь сумбурна, сбивчива, противоречива, если в ней не прослеживаются этапы мышления, то такая речь свидетельствует в лучшем случае о неподготовленности субъекта, его плохой ориентации в проблеме, неуверенности в себе, плохом состоянии здоровья. Например, при высокой температуре обычно наблюдаются скачки не связанных между собой мыслей. Рассмотрим некоторые основные виды речи более подробно. Представим себе 4 вида речи (или речевой деятельности), различающихся по использованию сенсорных модальностей зрения и слуха, с одной стороны, и по степени активности субъекта речевой деятельности, с другой. В таком случае мы выделяем слушание и говорение, связанные с акустической формой проявления и использованием артикуляционного аппарата и слуха, а также зрение и письмо, связанные со зрительным анализатором, моторикой рук (чаще всего правой руки) и также с активным и пассивным использованием. Основой для развития всех видов речи является процесс слушания и понимания звучащей речи, обозначаемый термином «аудирование». Аудирование может быть частичным, неполным, удовлетворительным и отличным. Это зависит от многих факторов: степени знакомства с языковой системой, интересности и важности темы, наличия помех в окружающей среде, индивидуально-психологических и личностных возможностей аудитора, развития у него некоторых важных для аудирования психических процессов, прежде всего внимания и памяти. Первые три фактора интерпретируются однозначно: чем лучше аудитор знает язык, чем интереснее для него тема, чем тише и комфортнее окружающая среда, тем лучше будут результаты аудирования. Все исследования по оптимизации этих факторов подтверждают эту прямую зависимость (см., например, более подробные сведения в кн.: Звуки и речь в системе управления и контроля. Л., 1982). Остальные показатели более разнородны. Например, существенно влияет на результаты возраст (от детей, особенно младшего школьного возраста, не стоит требовать хороших результатов в течение длительного периода). Гораздо лучше слушают интроверты, особенно женщины. Они же лучше выдерживают влияние внешних помех. Поскольку аудирование по однообразию информации может вызвать монотонию, то для ее преодоления целесообразно рассчитывать на аудиторов с сильной нервной системой. Очень влияют на аудирование свойства внимания и памяти, причем не общие, а именно в звуковой модальности. Это проверяется по специальным каверзным заданиям типа «Если ваша фамилия начинается с согласной буквы, то поставьте галочку на первой строчке, если с гласной, то поставьте галочку на последней строчке». Когда такие относительно легкие задания предъявляются друг за другом, можно в результате оценить общую эффективность и устойчивость внимания. Вообще, аудирование более напряженный и интеллектуальный процесс, чем чтение, а тем более просмотр телевизионных программ. При аудировании надо быть более сосредоточенным, активным, здесь больше нагрузки на слуховую память и слуховое мышление. В педагогических целях в некоторых учебных заведениях, например в колледжах Англии, в учебные группы на аудирование попадают самые успевающие студенты, все остальные занимаются с помощью письменной литературы. Аудирование занимает самое важное место среди всех видов речевой деятельности: большую часть своего речевого времени (около 45%) мы слушаем других. Попробуйте проверить свои особенности аудирования. На следующие 10 вопросов отвечайте двумя вариантами: «да» (чаще всего «да») и «нет» (чаще всего «нет»).
1. 1. Легко ли я отвлекаюсь, когда слушаю? 2. 2. Слушаю ли я, если мне не интересно? 3. 3. Слушаю ли я, если мне надоело? 4. 4. Не слушаю ли я просто из вежливости? 5. 5. Может быть, я не слушаю, а обдумываю свой ответ? 6. 6. Замечаю ли я ошибки в речи партнера? 7. 7. Не спешу ли я принять решение до того, как пойму проблему? 8. 8. Прекращаю ли я слушать, когда появляются трудности? 9. 9. Занимаю ли я негативную позицию по отношению к говорящему? 10. 10. Не возникает ли у меня непреодолимого желания прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему?
В этом тесте вы получаете по одному баллу за ответы «да» на 2-й и 3-й вопросы и ответы «нет» на все остальные. Если вы получили от 8 до 10 баллов, вы хороший слушатель, внимательно относящийся к своему собеседнику, умеющий сдерживать свои эмоции и быть настойчивым, от 5 до 8 баллов — средние показатели, ниже 5 — неудовлетворительное слушание. Экспериментально было подсчитано, что примерно 8 человек из 10 слушают с большими потерями информации. На деле получается совсем не так просто: «Я сказал то, что хотел, он понял то, что я сказал». И «Я могу сказать не так и не то, что хотел, и вы поймете совсем не то, что я хотел вам передать». Потери составляют 70-80%, если учесть к тому же, что «помогает» потерять информацию и память. Поэтому хороший слушатель — это всегда доброжелательный, внимательный к своему собеседнику, к его речи, и прежде всего к содержанию речи, а не ее внешним особенностям, умеющий понимать подтекст и чужую точку зрения, активно поддерживающий говорящего выражением своего лица, мимикой, своей речью, не перебивающий собеседника и не торопящийся навесить на него ярлык. Попробуйте вспомнить, охотно ли разговаривают с вами, а также, кто больше говорит во время разговора — вы, ваш собеседник или примерно оба поровну. Однако самый показательный для речи вид — это говорение, или «порождение речевого высказывания». В этом виде активной речи с ориентацией на слуховую модальность проявляются многие, если не все, индивидуально-психологические и личностные особенности говорящего. Это настолько важный вид речи, что есть даже выражение, бытующее в среде бизнесменов: твоя речь — твоя судьба. Говорение занимает 30% речевого времени и вместе со слушанием (аудированием) на три четверти представляет собой весь речевой процесс. С психофизиологической стороны отмечаются, как было указано раньше, скорость и четкость артикуляции, сила и глубина голоса, частотно-высотные свойства речи и различные виды модуляции. Есть достаточно много интересных работ, связывающих эти характеристики с различными эмоциональными состояниями говорящего, его социальным статусом, характерологическими особенностями и профессиональными занятиями. Например, человек, говорящий всегда тихо, обычно отличается робостью, неуверенностью в себе, даже трусливостью, интровертированностью. Речь флегматика обычно всегда замедленная, в отличие от поспешной речи сангвиника. В речи, по данным радиоопросов, хорошо распознаются профессии актера, судьи, священника. Менторским тоном зачастую характеризуется речь педагогов, особенно школьных. Очень важна активная речь — говорение — с точки зрения выполнения интеллектуальной функции. Это — умение излагать точно и логично свои мысли, подбирать такие слова и выражения, которые наверняка будут понятны собеседнику, делать паузы для обдумывания, проверять, хорошо ли вас поняли. Вдобавок к всему вы не высокомерны, дружелюбны по отношению к собеседнику, не избегаете его взгляда в разговоре. Проверьте, насколько охотно вас слушают в гостях, когда собирается 5-6 человек. Если вас вообще не слушают и вы редко являетесь инициатором разговора, задайте себе вопрос о том, так ли вы говорите. В диалогической речи очень важно чувствовать собеседника, стараться поровну делить с ним разговор и вообще вести его для того, чтобы решить какую-то проблему, обменяться мнениями, помочь друг другу. Речь — продукт социального развития, она необходима для общения, но одно дело — общаться со своим знакомым, другое — с малознакомыми людьми и тем более — выступать перед большим обществом (так называемая публичная речь). При разговоре с малознакомыми людьми и в официальных условиях, например, при разговоре начальника с подчиненным, надо стремиться сохранять вежливость, корректность, дружелюбие, во избежание конфликтов — применять лингвистическую «косметику», сглаживая слишком острые углы и избегая ненужных обобщений и язвительных выпадов (типа «Вы никогда не отличались особым умом» или «Что-что, а завалить дело вам всегда удается лучше других»). Запомните, что такие реплики, особенно из уст начальника, очень быстро помогут вам нажить врагов. Нелицеприятный разговор ведите только с глазу на глаз. Зато не упускайте возможности как можно шире распространить хвалебный отзыв. Хвалите в присутствии других людей, а еще лучше — когда самого «виновника» в это время не будет рядом, ему обязательно передадут и не один раз. В инструкции для руководителей заводов Форда говорится: «Терпение и вежливость — краеугольные камни работы руководителя. Терпение и вежливость!» Большим затруднением для многих оказывается публичная речь, которая требует от выступающего большой сосредоточенности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, профессиональной компетентности. Карнеги считает, что именно публичная речь — основное средство карьеры и самоутверждения. Неудачи в публичных выступлениях, особенно систематические, могут поселить в Вас чувство неполноценности, тревогу и страх. Всего этого можно благополучно избежать, если с помощью постоянных тренировок приучить себя к контакту с аудиторией. В преодолении страхов помогает аутотренинг, самоубеждение в том, что в профессиональном плане Вы хорошо владеете материалом, может быть, даже лучше всех в аудитории. Старайтесь поддерживать зрительный контакт с аудиторией, вводите в речь элементы, привлекающие внимание: интересные и доступные примеры, шутки, небольшие отступления (типа своих личных впечатлений), но главное — держите логику мысли. Очень важно произвести хорошее впечатление на слушателей в первые минуты выступления. От этого зависит, будут ли вас слушать дальше или сразу же поставят на вас крест. Ни в коем случае не демонстрируйте свои слабости: не извиняйтесь заранее за свою некомпетентность или плохую речь, эти извинения обернутся против вас. Старайтесь подключать паралингвистические признаки: позу (не стойте, как истукан и не качайтесь, как маятник), жестикуляцию (она должна быть умеренной и только выше пояса), взгляд (не упирайтесь им в потолок или в конспект). Корректность и культура внешнего облика — тоже настраивают аудиторию в вашу пользу. Никогда не приводите себя в порядок перед слушателями, это создает неловкость для всех (не причесывайтесь, не расстегивайтесь и не застегивайтесь, не поправляйте галстук и пр.). Естественность и непринужденность вовсе не тождественны бесцеремонности. Четко держите хронометраж и используйте каждую минуту отпущенного времени. Конечно, ваша речь должна быть достаточно громкой и четкой. Все это составляет предмет специальной науки — риторики, которая, к сожалению, не включается в программу обучения. Из зрительных модальностей речи более распространена пассивная форма — чтение. Естественно, чтение может быть разным — от легкого до профессионального на родном и иностранных языках. С возрастанием трудности текста усиливаются умственные затраты, эмоциональные нагрузки. Очень важными показателями эффективности чтения являются скорость и усвоение прочитанного материала. Скорость чтения рассчитывается по количеству прочитанных слов в минуту и может быть низкой — 200, средней — 250-300, быстрой — 300-450, и сверхбыстрой — 650 слов/мин. Конечно, надо стараться развивать у себя навыки быстрого чтения, так как они позволят быстрее усваивать информацию, а, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром. Можно порекомендовать ряд технических приемов, способствующих ускорению чтения: читать не каждое слово, а сразу все предложение и вообще стараться схватить взглядом как можно больше текстового материала, не проговаривать читаемые слова, на это уходит время, стараться не возвращаться взглядом к прочитанному, регрессии тоже требуют времени. Вообще, при скоростном чтении глаза не переходят от строчки к строчке, а держатся посередине страницы с небольшими отклонениями влево и вправо. Конечно, большую роль играет практика, поэтому надо сделать своей постоянной привычкой чтение как профессиональной литературы, так и газет, журналов, в том числе на иностранных языках. Очень интересные исследования проводят сейчас в библиотеках, анализируя, какую литературу предпочитают читать разные читатели: по выбору литературы можно судить о направленности интересов, интеллектуальных особенностях, способах адаптации к жизни. Так, например, по последним исследованиям, очень популярными являются литературные произведения типа «женских романов», так как они позволяют уйтиот непонятной и тревожной действительности, окунуться в мир гармонии и финансового благополучия. Это — своего рода бегство от действительности как способ психологической защиты. Чтение литературы, особенно профессиональной, предполагает запоминание прочитанного, и лучший мнемонический способ для этого — конспектирование. Культура конспектирования, как и культура чтения, состоит прежде всего в отказе от поэлементного, пословного или пофразового конспектирования, что не только невозможно чисто физически (скорость письма во много раз меньше скорости мысли), но и неэффективно. Записывать надо ведущие аргументы и суждения, можно использовать при этом сокращенные способы, подобные принятым в стенографии. При конспектировании надо всегда оставлять пространство, например, поля для синхронного или последующего рецензирования прочитанного, для своих замечаний. Очень помогают при последующей работе над конспектом «цветные» выделения наиболее важных положений, обведение их рамочкой, подчеркивание и т. п. К сожалению, в учебной практике российской школы отсутствует такой важный предмет, как каллиграфия — умение красиво и четко писать. После нескольких занятий по прописям дети остаются наедине со своими особенностями, вкусами, пристрастиями, и в результате мало кто из окончивших школу может похвастаться разборчивым красивым почерком. А ведь почерк, и в целом письменная речь, какое бы малое место они не занимали в общей структуре (всего 9%), могут дать очень подробные психологические сведения об авторе. Существует наука графология, или психографология, которая по особенностям почерка помогает определить психологические свойства личности. Конечно, приходится принимать во внимание два обстоятельства: уровень подготовленности к письменной речи на данном языке и эмоциогенные условия написания текста. В первом случае надо говорить о наличии определенной практики (например, бесполезно пытаться оценивать почерк младшего школьника, так как он еще в стадии становления и развития). Обычно стабилизация почерка заканчивается к 22-24 годам. Во втором случае — и это уже предмет размышления для криминалистов — оцениваются изменения почерка при различных состояниях возбуждения, депрессии и т. д. Криминалисты же занимаются вопросами идентификации почерка, особенно идентификацией подписей. Особенности письменной речи начинаются с пространственного использования: расположения слов и фраз на листе бумаги. При нормальном, рациональном использовании строчки расположены на небольшом расстоянии друг от друга (2-3 мм) слева и справа — небольшие поля (4 мм), пробелы вверху и внизу страницы — до 4 мм. Строчки ровные, не налезающие друг на друга. Если строчки слишком плотные, буквально «слипаются друг с другом», полей и вообще промежутков нет, то можно говорить о преувеличенной расчетливости и даже скупости. Если же полей и промежутков слишком много, то скорее всего пишущий относится к разряду бесшабашных «широких» натур с не очень высокой организованностью. Если строчки «ползут» вверх, то можно считать, что запасы нейропсихической энергии большие, а сам пишущий обладает высокой, даже завышенной самооценкой. Если же строчки сползают по краям вниз, то это свидетельствует об утомляемости нервной системы, недостаточности ее и о тенденции к заниженной самооценке. Пробелы в конце строк, оставленные как бы из боязни перенести слово, могут быть показателями каких-то фобий, тревог. Если почерк вообще неразборчив или мало разборчив, буквы написаны нечетко, слова недописаны, то причиной этого может быть эмоциональная неустойчивость, слабость эмоционально-волевой регуляции. И, наоборот, четкий красивый разборчивый почерк с четко расставленными знаками препинания и точками в буквах «е», «й» свидетельствует об исполнительности, аккуратности, пунктуальности, склонности к художественному творчеству. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.037 сек.) |