|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие бытияОбъектом философии является целостный мир (природный и социальный) как условие и предпосылка человеческой жизнедеятельности. Это положение принимается человеком без особых сомнений и рассуждений. Человек в определенном смысле убежден, что мир есть, что он имеется "здесь" и "теперь", он наличествует, и при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохранится как относительно стабильное целое. Мир был, есть и будет. Он есть бытие. Бытие рассматривается как целостность мира. Откуда берется это влечение к целостности мира, Универсуму, Космосу, лежащее в основе философии? Для Аристотеля все просто: "Все люди от природы стремятся к знанию", – так начинает он свой труд "Метафизика". Познавать – значит не довольствоваться проявлением вещей, но искать за ними сущность. Аристотель определяет важнейшую философскую проблему через отделение от "видеть". "Видеть" и "познать" – не одно и то же. "Видеть" – это с помощью глаз обозревать, что находится "здесь", а познавать – значит искать то, что не находится здесь, отрицать видимое как недостаточное и утверждать невидимое как существенное. С Аристотелем можно согласиться. Человек состоит из того, что у него есть, и того, "чего ему не хватает", то есть из несоответствия между потребностями в познании и теми "способностями", которые у него имеются. А человеческая жизнь имеет неотъемлемое свойство – постоянно обращаться к миру в его единстве: существовании природы, существовании человека, с прошлым и будущим. А это и есть обращение мыслью к своему бытию и бытию мира, как преходящему и непреходящему. Бытие и небытие. Мир есть постоянный круговорот превращения бытия в небытие. Реальное, видимое, вещное, движущееся бытие вытекает из невидимого, покоящегося небытия, и, исчерпав себя, опять погружается в него. Небытие выступает как отсутствие вещей и форм, но в нем как бы скрыто все возможное богатство мира, все нерожденное, неставшее, неоформленное. Быть – значит общаться с миром, обращаться к нему, действовать в нем, задумываться о нем. Отсюда два подхода к рассмотрению бытия уже в процессе становления философии. Один – рассмотрение бытия как непротиворечивость мышления о нем: если невозможно противоречие в мышлении, оно недопустимо и в бытии. Нельзя утверждать, что та же самая вещь и существует и не существует в одно и то же время. Другой подход – рассмотрение бытия "соответственно природе, какова она в действительности есть", то есть независимо от особенностей мышления. В вопросе соотношения бытия и небытия выкристаллизовывался основной вопрос будущей философии – соотношение мышления и бытия. Мышление то объявлялось результатом бытия – это путь к материализму, то, наоборот, доказывалось, что структура бытия вытекает из структуры самого мышления – это путь к идеализму. Уже в античную эпоху возникла мысль, что несмотря на всевозможные изменения, происходящие в мире вещей, в каждом из них должно быть и нечто устойчивое, что сохраняется при всех превращениях. Эта устойчивая основа получила название субстанция (сущность). Считалось, что, если различные тела, вещи могут возникать и исчезать, то субстанция несотворима и неуничтожима, она лишь изменяет формы своего бытия, переходит из одних состояний в другие. Она – причина самой себя и причина (основание) всех изменений. Понятие субстанции выражало убеждение в единстве мира. Оно требовало довольно высокой степени абстракции – выявления некоторого общего, сохраняющегося во всем многообразии вещей и явлений. Можно утверждать, что само возникновение философии как формы общественного сознания произошло как раз в ту историческую эпоху, когда отчетливо оформилась идея единства мира и существования некоторой субстанции как устойчивой основы всех предметов объективной реальности. Что такое эта первооснова? Учения, объясняющие сущность мира и его единство исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма. Но само понимание субстанции может быть различным: в качестве субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому различается монизм материалистический, идеалистический и религиозный. Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя существующими исходными началами – материальным и идеальным. Первое из них объединяет сферу телесно-предметной реальности, а второе – сферу духа. Удивительно, что в разных концах земного шара, независимо друг от друга мудрецы пришли не просто к сходным, а идентичным выводам, облеченным в натурфилософскую форму. В основе существования мира лежат начальные субстанции, стихии. Чаще всего их насчитывали четыре: огонь, воздух, земля, вода. Древние полагали, что именно из них складывается Вселенная, из них образованы все без исключения предметы и существа. Вот что сказано в древнекитайском трактате "Гуань-цзы" (VII в. до н.э.): " Вода – это кровь и жизненная сила земли. Она циркулирует по своим "кровяным сосудам". Поэтому говорится: "Вода – это всеобъемлющий материал". Откуда мы знаем, что именно так обстоит дело? Отвечаем: вода мягкая и чистая, она может смыть с человека грязь. В этом проявляется ее гуманность. На вид вода темная, на деле прозрачная. В этом проявляется ее совершенство... Когда сосуд уже наполнен водой, нельзя будет больше добавлять. В этом проявляется ее справедливость. Вода постоянно течет, а останавливается лишь там, где уже достигнута ровная поверхность. В этом проявляется ее честность. Люди стремятся к возвышению, только вода устремляется вниз. В этом проявляется ее скромность. Скромность является местом пребывания "дао" и средством в управлении страной". И далее – "именно вода является мерилом всех вещей, источником существования живого, положительного и отрицательного, успеха или неудачи. Вода собирается на небе и на земле, содержится во всех вещах, из нее рождается человек. Вода – это чудо". Совершенно очевидно, что вода не просто жидкость, а всеобщая основа, субстанция всего. На одном конце греческого мира в г. Милете, в VI в. до н.э. мудрец Фалес также говорил ученикам: "Все на свете создалось из воды". Его ученик Анаксимандр не соглашался с ним, усматривая первоначало не в каком-либо конкретном веществе, а в первовеществе – апейроне (что значит "беспредельное"). Другой древнегреческий философ Анаксимен полагал, что первоначалом всего является воздух. А в соседнем городе Эфесе философ Гераклит учил по-своему: "Все на свете создалось из огня". На другом конце греческого мира в городе Кротоне, философ Пифагор говорил ученикам совсем непохожее: "Все на свете создалось из числа. Единица – это точка, двойка – линия, тройка – плоскость, четверка – тело. Кроме того, двойка – женское число, тройка – число мужское, пятерка – число дружбы, десятка – мудрости и совершенства. Пирамида – знак огня, куб – земли, восьмигранник – воздуха, десятигранник – воды. Семь струн на лире, семь светил на небе, каждое из них звучит как струна и звуки их слагаются в музыку сфер". Странно? Странно. Но если подумать, мысль первых философов была удивительно разумна и последовательна в ответах на то, что само по себе неизвестно. Таким образом, согласно Пифагору, число – это мысль, отражающая количественную характеристику вещей и явлений объективного мира, но оторванная от него и возведенная в абсолют. И только благодаря организующей и определяющей силе числа мир и все конкретное в нем может "быть", может существовать. Значит, первейшей сущностью мира является число. Ответ на вопрос об основе и сущности бытия у Сократа похож на пифагорейский. Из его теории идей следует, что они имеют статус идеальных объектов. Причем, на первом месте среди идей, идеальных объектов, по Сократу, стоят этико-эстетические, такие как Добро, Благо, Прекрасное. Но они становятся творцами мира, обеспечивают его бытие, проявляющееся в реальных конкретных вещах и явлениях, когда они познаны, познана их сущность ("что такое добро", "что есть прекрасное"). Таким образом, бытие и знание о Добре, Прекрасном и т.п. тождественны. Сократ отмечает: "Быть и знать – одно и тоже. И добро и знание неразрывны с бытием. Плохой человек не может познать истину, так как он не владеет соответствующей основой существования, какой является Добро. Знающий человек не может быть злым, так как он благодаря своему знанию Добра стал частицей миростроительной силы". Идеальное понятие бытия в философии Платона превращается в объективно-идеалистическое учение. Согласно Платону, окружающий мир вещей надо рассматривать как мир теней. Идеи как бы присутствуют в вещах, вещи же выступают как подражание своим идеальным прототипам. На вершине мира идей находится идея высшего Блага. Идеи и есть истинное объективно существующее бытие, материя – небытие. Только благодаря первому, второе "рождает" мир чувственно воспринимаемых вещей и явлений. Если у Платона духовная основа мира выступает как царство неподвижных идей, то у Гегеля она рассматривается в непрерывном развитии. Гегелевская "абсолютная идея" сначала существует сама по себе как объективная данность и саморазвивается вне времени и пространства от таких простейших категорий, как "бытие" и "ничто", к категориям более сложным, порождая все богатство духовного мира. В нем нетрудно узнать мир человеческих понятий, оторванных от человеческого сознания и превращенных в абсолют. Следовательно, и у Гегеля природа оказывается своеобразной тенью, отбрасываемой идеей, а сущностью вещей объявляется скрытая якобы в их глубине духовная сущность. Сообразно этому взгляду понятие материи как общего в вещах становится ненужным. "Материализм, – писал Гегель, – признает истинно объективным материю как таковую. Но сама материя есть абстракция, которая как таковая не может быть воспринята нами. Поэтому можно сказать, что не существует вообще материи, ибо в том виде, в котором она существует, она всегда представляет собою нечто определенное, конкретное". Но если понятие "материя" фиксирует общее в вещах, а общее якобы может существовать только в мысли, значит, материя не существует в реальности. Несколько иным образом рассматривается понятие материи в философских школах, основанных на идеях Аристотеля. Аристотель не сомневался в объективном существовании реального мира, но материю считал пассивным началом, которое само по себе лишено всякой определенности. Материя, согласно ему, есть субстрат, из которого состоят все вещи. Но материя принимает вид определенных предметов только благодаря форме – действенному началу, имеющему духовный характер. Колеблясь между материализмом и идеализмом, Аристотель склонялся к тому, чтобы считать форму предшествующей материи; для него душа человека как форма тела предшествует последнему. По отношению ко всему миру "формой всех форм" выступает "первый двигатель", вероятно Бог. Таким образом, если у Платона или Гегеля вещи суть воплощение идеи, то у Аристотеля мир оказывается состоящим из двух начал, но активная, первейшая роль принадлежит при этом началу духовному. Близки к объективно идеалистическим воззрениям религиозные концепции. В них отмечается, что существа (живые и неживые) имеют свое бытие от Бога-отца. Но Бог-отец превышает сущность и силой и достоинством. Отсюда, и вечный для религиозно-философской концепции бытия вопрос: отождествить ли бога с бытием или поставить его выше бытия? И это притом, что все-таки главным ориентиром для теологов был и есть догмат: "Аз есмь Сущий". Но то, что было ясно для теологии, создало логические трудности для философии. Одни ее представители, признавая Бога-отца, отводили ему роль прабытия, которое творит мир, а носителем бытия выступает Бог-сын (Иисус Христос как бого-человек). Другие, пытаясь выйти из религии в науку (Фома Аквинский и представители томизма) вводят понятия сущности и существования как характеристик бытия. Только в Боге сущность и существование совпадают. Человек же состоит из двух бытийных субстанций, начал: сущности и существования. Душа дает существование телу, но сама получает существование от Бога. Старания современных неотомистов направлены на то, чтобы "увязать" свое учение о сущности мира с современным естествознанием: тело "физически состоит из частиц, имеющих атомную и энергетическую структуру; метафизически оно состоит из первой материи и субстанциональной формы. Это две структуры, которые не исключают, а дополняют друг друга" (Р. Мази). Представители субъективного идеализма высказывают весьма противоречивые суждения в понимании материи. Одни "разрешают" вопрос о сущности мира путем отождествления предметов (и мира в целом) с ощущениями или мыслями об этих предметах. Так, согласно идеям Дж. Беркли, "существовать – значит быть воспринимаемым", "...что же такое эти вышеупомянутые объекты, как не вещи, которые мы воспринимаем посредством чувств?..., а что же мы воспринимаем, как не свои собственные идеи или ощущения? Для меня совершенно непонятно, как можно говорить об абсолютном существовании вещей без их отношения к тому, что их кто-то воспринимал?" Во взглядах Беркли ярко выражено отношение субъективного идеализма к понятию материя. Поскольку понимание материи как совокупности объективно, реально существующих чувственных объектов было в ХVIII в. широко распространено, Беркли ополчился против самого этого понятия. Он отвергал это понятие под тем предлогом, что не надо "удваивать мир": вещи существуют лишь постольку, поскольку их воспринимает сознание. Соответственно времени и достижениям науки, в начале ХХ в. концепцию Беркли продолжил австрийский физик Э. Мах, заявив, что мир состоит из элементов. Он понимал под "элементами" не химические свойства вещей и предметов, а, например, красное, зеленое, теплое, холодное и т.п., то есть ни что иное, как ощущения; мир оказывался состоящим из комплексов ощущений. В ХХ в. сходные воззрения на сущность и основу мира оформляются иным образом: различаются такие свойства тел, относительно которых восприятия дают прямые свидетельства, и такие, которые непосредственно чувствами восприняты быть не могут. Так рассуждал Б. Рассел. Первые он отождествлял с восприятиями и называл психическими: "то, что я знаю без вывода, когда имею переживание, называемое "видением солнца", есть не солнце, а психическое событие во мне". Но как быть с научным представлением о Солнце? Для Рассела Солнце есть одновременно и физический объект, и научное знание о нем. Различие между психическим и физическим в том, что первое есть "непосредственно данное" явление, а физическое явление либо вообще нам неизвестно, либо познается через выводы. В конце концов различие между духом и материей оказывается несущественным. Эволюция понятия материи в естественнонаучном Длительным и сложным был путь формирования материалистического взгляда на мир, его первооснову, а следовательно, и понятие материи прошло длительную историю. С течением времени оно развивалось, углублялось, уточнялось, отражая в каждую историческую эпоху общий уровень знаний о мире, достигнутый на данном этапе движения человеческой мысли. Чем выше был этот уровень, тем содержательнее было и само понятие материи, хотя оно и не всегда формулировалось посредством более или менее развернутого определения. Не всегда оно имело соответствующую терминологию. Тем не менее, если речь шла об основах мироздания, о его фундаменте, по сути дела, имелось в виду именно то, что позднее получило название "материя". При этом необходимо учесть что понятие "материя" развивалось подобно всякому подлинно научному понятию. Эволюцию понятия "материя" в философии нельзя рассматривать вне эволюции этого понятия в естествознании и обществознании. Можно выделить несколько этапов, характеризующих становление данного понятия в естествознании и материалистической философии. Первый этап. Античная философия. Вопрос о первооснове мироздания решался древнегреческой философией. Здесь то, чему соответствовало понятие материи, выступало в форме конкретного, единичного тела или природной стихии: у Фалеса это была вода, у Анаксимена – воздух, у Анаксимандра – некое неопределенно-материальное начало апейрон; Гераклит был убежден и практически показывал, что "мир, единый из всего не создан никем из богов и некем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно (мерами) угасающим". Несмотря на всю наивность представления о сущности мира и его единой основе, оно, пройдя средние века и Новое время, сохранилось до настоящего времени. В частности, идеи Фалеса о воде как о мировом первоначале легли в основу газовой теории английского физика ХVII в. Р. Бойля. В начале ХIХ в., развивая идею первоначала английский врач У. Праут, выдвинул гипотезу, согласно которой, все химические элементы образованы путем "конденсации" из водорода. В продолжение данной гипотезы в ХХ веке ядро водорода было названо протоном и основой всех химических элементов. То же произошло с идеей Анаксимена о воздухе как первоначале мира (ХVIII в. – кислородная теория французского химика А.Л. Лавуазье; ХIХ в. – закон "идеального газа" Р. Бойля-Э. Мариотта; ХХ в. – молекулярная физика и физическая химия). В этот же период возникла идея о существовании особой группы первоначал: вода, воздух, огонь и земля. Эта идея была обобщена в учении о четырех "корнях" мироздания, а немного позже – в идее Аристотеля о четырех способных к взаимным превращениям стихий. С возникновением органической химии в ХIХ в. произошла перекличка с данными идеями, так как выяснилось, что практически безграничное число органических веществ возникает в результате различных сочетаний четырех химических элементов: углерода, водорода, кислорода и азота. Таким образом, и до настоящего времени развиваются идеи древних, у которых понятие материи не выходило за рамки единичного, чего-то конкретно ощущаемого. Кульминацией древних идей является атомистическая теория Левкиппа, Демокрита и Эпикура – о бескачественных атомах, различающихся лишь по величине, форме, положению, весу. Это уже была попытка найти нечто всеобщее в вещах, независимо от их единичных и особенных признаков, то есть это была попытка составить представление о материальном мире в абстрактной, натурфилософской форме. Этим был как бы в зародыше намечен весь последующий ход развития понятия материи в естествознании и в материалистической философии, начиная с ХVII в. и вплоть до наших дней. Второй этап. Новое время (ХVII-ХVIII вв.) На общем фоне распада философии как единой науки, все ускоряющегося процесса дифференциации наук и развернувшейся в ХVII-ХVIII вв. борьбы между материализмом и идеализмом формировалось понятие материи как философское понятие. При этом оно вобрало аналитические признаки, установленные естествознанием, механикой и химией. Демокритовская теория дополнилась научными данными, согласно которым материя понималась в Новое время как то, что имеет массу покоя, а в целом материя отождествлялась с веществом (Г. Галилей, И. Ньютон). Особое механическое свойство тел (масса) становится определяющим признаком материи. Соответственно этому в ХVIII в. количественно выраженный закон сохранения материи формулируется как закон сохранения массы тел. В атомистике этого периода материя трактовалась как совокупность атомов (неделимых, непроницаемых, инертных, в силу постоянства массы) и материальных образований. В том числе, в химии различные виды атомов соответствовали различным химическим элементам, а поэтому и здесь понятие вещества эквивалентно понятию материя. Д.И. Менделеев писал: "Вещество или материя есть то, что, наполняя пространство, имеет вес, то есть представляет массы..., то – из чего состоят тела природы и с чем совершаются движения и явления природы". Не подвергается сомнению и утверждение Б.Спинозы о том, что природа – причина самой себя. Таким образом, и на первом, и на втором этапе материя понималась, во-первых, как какое-то особое начало в виде материала, из которого образуются все тела; во-вторых, это особое начало может существовать отдельно от конкретных вещей, тел (подобно груде кирпичей, из которых может быть выстроено нечто конкретное, то есть здание). Это представление естествоиспытателей о материи целиком было воспринято философией. Материалисты ХVII – первой половины ХIХ вв., явные сторонники механицизма, отождествляли ее с веществом, а следовательно, в теоретико-познавательном плане оставляли понятие материи на уровне того особенного, что было присуще материальным объектам как определенным данностям и не поднимались до обнаружения всеобщего, универсального признака в них. Логика: от единичного через особенное к всеобщему еще не "работала". В духе классических механистических рассуждений немецкий материалист ХIХ в. Л. Фейербах, решая вопрос о материи, по сути дела, свел к противопоставлению материю и дух, физическое и психическое. Это было не менее серьезной ошибкой, чем попытка отождествить сознание (духовное) и материю, так как противоположность материального и духовного имеет абсолютное значение только в пределах решения вопроса о том, что признать первичным и что вторичным, производным. За этими пределами относительность данного противопоставления несомненна. Возникновение в середине ХIХ в. диалектического материализма можно считать и особым этапом в становлении понятия "материя", в учении о материальном единстве мира. Ф. Энгельс подвел под понятие "материя" общий фундамент в виде материалистического решения основного вопроса философии, которое состоит, во-первых, в признании того, что материя, природа – первичное, а сознание, дух – вторичное, и, во-вторых, – в утвердительном ответе на вторую сторону этого вопроса. Отсюда вытекает и самое понятие материи, существенными признаками которого и являются те, что содержатся в обоих этих ответах. Далее. Энгельс решительно отвергал сведение материи к совокупности якобы "последних", "мельчайших" ее частиц, то есть к атомам, абсолютно тождественным между собой. При этом он высказал предположение, что вряд ли атомы являются простым, "конечным" материалом мироздания. И, наконец, Энгельс выдвинул философское положение о том, что люди имеют дело только с реально существующими вещами и формами движения, обладающими определенными качественными особенностями. Материя же есть всеобщее, "есть не что иное, как совокупность веществ, из которой абстрагировано это понятие... Такие слова, как "материя", "движение", суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам множество различных чувственно воспринимаемых вещей. Поэтому материю и движение можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения". Это была своеобразная, несомненно на порядок выше предшествующих концепция. Но она не была в этот период господствующей ни в естествознании, ни в философии. Ей активно противостоял идеализм и метафизический материализм, базировавшийся на механике. Третий этап. В конце ХIХ в. в естествознании произошли крупнейшие открытия, вошедшие в историю науки под общим названием "новейшая революция в естествознании". Непосредственно она выросла на открытиях Менделеева и Столетова, Герца и Попова. 1895 г. – открытие лучей Рентгена, лучей огромной проникающей силы. Этим открытием было опровергнуто свойство непроницаемости, считавшееся абсолютным свойством материи. 1896 г. – открытие естественной радиоактивности (Х-лучи) А. Беккерелем. Стало ясно, что свойство неделимости, считавшееся также абсолютным свойством материи, является относительным. Исследуя явление радиоактивности и структуру "Х-лучей", английский физик Дж. Томсон в 1897 г. открыл электрон – мельчайшую частицу отрицательного электричества с массой в 1840 раз меньше массы атома водорода. Электрон – особый вид материи. При этом математически было рассчитано, что с увеличением скорости масса его увеличивается. Таким образом, механика Ньютона теряла свой абсолютный смысл. Она подрывалась не только ранее названными открытиями и обнаружением новых физических свойств материи. Механицизм в понимании материи подрывался и с другой стороны: осуществленные опыты искусственной радиоактивности (1898 г.) французскими физиками Марией и Пьером Кюри позволили путем сравнения электронных явлений и световых процессов обнаружить факты, работающие на гипотезу о материальной природе света. Последовавшие затем открытия П. Лебедева (давление света, 1899 г.), М.Планка (1900 г.), А. Эйнштейна (1905 г.) доказали, что свет лишь проявление одной и той же материи, одна из ее форм. Таким образом, был переброшен мост между веществом и светом и положено начало ликвидации разрыва между двумя видами материи в неорганической природе – веществом и полем. Новейшая революция в естествознании состояла прежде всего в крутой ломке старых механистических представлений о материи, ее видах, свойствах, строении, формах движения. Но успехи науки не были переосмыслены многими естествоиспытателями и философами того времени. Смешение философского понятия материи с физическими представлениями о ее строении и свойствах и господствовавшее в среде физиков того времени отождествление неуничтожимости материи с неразрушимостью атомов привело к истолкованию делимости атома как исчезновению материи. Создавшаяся в науке ситуация привела, с одной стороны, к кризису в самой науке и особенно в физике, с другой, к появлению новой разновидности идеализма, вошедшего в историю философии как "физический" идеализм. Представители диалектического материализма дали довольно глубокий теоретический анализ сущности кризиса в естествознании и причин идеализма. История науки знает немало ситуаций, когда идеализм рождался или возрождался самим прогрессом науки. Так произошло и в конце ХIХ в. Крупный успех естествознания, приближение к таким однородным и простым элементам материи, законы движения которых не могут быть проверены экспериментально, а требуют абстрактно-логической, в том числе математической обработки, порождает забвение материи теоретиками, математиками. "Материя исчезает", остаются одни уравнения. Так, на новой стадии возрождается старая идея: "разум предписывает законы природе". Таким образом, математизация физики и идеализация математики – основная причина "физического" идеализма, приведшая к релятивизму (то есть утверждению, что все знания только относительны). Выводы из сущности и причин кризиса, если выстроить их логически, можно трактовать и как пути выхода из него. К каким же выводам приходят философы, стоящие на позициях диалектического материализма? Во-первых, нельзя смешивать, как это сделали идеалисты и представители метафизического материализма, философское понятие материи с учениями о физическом строении материи и ее основных свойствах (например, с представлениями об атомах или о механической массе как абсолютном свойстве материи). Во-вторых, смешение не допустимо, потому что любые физические представления о строении и свойствах материи учитывают лишь то единичное или особенное, что есть в предметах и явлениях материального мира. Представления касаются не всей предметной действительности, а лишь отдельных ее сторон и частных проявлений, в то время как философское понятие материи, охватывающее собой всю предметную действительность, обладает всеобщим признаком и обозначает всю объективную реальность, без всяких ограничений. В-третьих, философское понятие материи, отразив всеобщий признак материального мира, в принципе не может устареть (поскольку материя не перестанет быть объективной реальностью), напротив, физические представления о ней будут постоянно изменяться, дополняться, устаревать. В-четвертых, из вышесказанного вытекает однозначный вывод о том, что в действительности исчезает не материя, а "вчерашний" предел нашего знания о ее строении и свойствах. Эти выводы позволили представить философское понятие материи более широко. "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" [55. С. 131]. Несомненно, что это понятие материи – высшая степень абстракции, оно предельно широкое. И подобно другим широким абстракциям, возможным в рамках любой науки, оно раскрывает свое содержание только через взаимное соотношение с себе противоположным. Таковыми в философии являются материя и сознание, природа и дух, бытие и мышление, физическое и психическое, объект и субъект. Будучи предельно широкими философскими понятиями, они могут быть определены только через раскрытие их соотношения между собой и прежде всего через указание на то, что является здесь исходным, детерминирующим, а что производным, детерминируемым, и почему. Данное определение материи является логическим завершением материализма, теоретической основой его положений о материальном единстве мира, о первичности материи и ее объективной реальности, о том, что материя – единственный источник знания человека. В этом определении подчеркиваются следующие признаки: материя есть а) объективная реальность, б) существующая вне (вне человеческой головы) и независимо (не нуждается в сознании для своего существования, развивается по своим законам) от человеческого сознания, в) данная нам в ощущениях, г) отражаемая, копируемая нашими ощущениями, данное определение материи является логическим завершением материализма, теоретической основой его положений о материальном единстве мира, о первичности материи и ее объективной реальности, о том, что материя – единственный источник знания человека. Это понятие, таким образом, играет важнейшую роль и в становлении, развитии диалектико-материалистической теории познания. Утверждение материалистического монизма на фоне идеалистических и метафизических воззрений на сущность мира также базируется на этом определении материи. Эта философская категория играет основополагающую роль в развитии естествознания и других областей науки: она выражает как материальное единство мира, так и методологическое значение философии для других наук. Определение материи, базирующееся на диалектико-материалистическом восприятии мира, сформировавшееся в период, когда естествознание переживало кризис, показывает, что и открытия, сделанные наукой тогда, и дальнейшие ее достижения никогда не смогут стать отрицанием материализма. Философский материализм подчеркивает, что основным свойством материи является свойство быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от нашего сознания. Естествознание всегда изучает объективно реальные вещи, конкретные уровни организации материи, конкретные ее виды и формы движения. На этом стоял практически весь материализм Античности, эмпиризм и рационализм Нового времени. Каким бы невероятным на первый взгляд, с точки зрения известных и принятых наукой положений не было бы новое открытие в естествознании, оно подтверждает и конкретизирует материализм. Прежде всего именно неожиданность, "диковинность" (С.И. Вавилов) раскрывающейся системы мира есть один из серьезных аргументов, подтверждающих объективность этого мира. Диалектический материализм не ограничивается современными ему достижениями, знаниями тех или иных свойств и сторон материи и простым их обобщением для доказательства правильности своих выводов. Он направляет науку на все более точное отражение объективной реальности. Путь дальнейшего развития науки – это бесконечное углубление познания в строение материи, в ее структуры и свойства. Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою "власть" над ней, но это не значит, что природа может быть порождением нашего ума. Сегодня можно говорить о новом, особом этапе развития понятия материи в философии и естествознании. Современный этап все четче обнаруживает отмеченные на предыдущем этапе соотношения между философским понятием материи и быстро меняющимися физическими представлениями о ее строении и свойствах, а высказанная идея о неисчерпаемости материи стала одной из основных, ведущих идей современного естествознания. Неисчерпаемость состояний и форм проявления материи не означает того, что в природе существует хаос и беспорядок и что материя может принимать любые абстрактно допустимые состояния. Ее строение и изменение всегда подчиняются строгим закономерностям, которые сами представляют собой внутреннюю форму организации материальных систем, выражающую упорядоченность их структуры. Как физическая реальность материя известна в двух видах: вещество и поле. Оба вида различаются и по содержанию (по массе) и по форме бытия и проявления. Так, вещество существует в пяти основных состояниях: сверхплотном (концентрация ядер), твердом, жидком, газообразном, плазменном. В окружающем нас мире можно выделить три основных типа материальных систем: система неживой природы (материи), живой и социальной. Из биологических и социальных систем нам известны только те, которые существуют на земле. В неживой материи современной наукой исследуются материальные системы в масштабе 10-16-1028 см. Как объект современной физики мир сегодня являет собой мегамир, линейные измерения которого 1023-1028 см; макромир – 10-8-1022 см (от молекулы до объектов нашей Галактики); микромир – 10-9-10-16 см. Наиболее изучен макромир, его объекты подчинены действию законов классической механики. Изучается, но остается "загадочным и странным" микромир, мир элементарных частиц. Элементарная частица – объект, который может преобразовываться в другие объекты, но не может состоять из каких-либо элементов. Открывает счет им электрон. Сегодня их сотни. В результате обобщения было установлено, что частицы можно разбить на группы – мультиплеты, где составляющие каждого мультиплета рассматриваются как различные состояния одной частицы. Эта концепция ставит вопрос о создании единой естественно-научной теории, с позиций которой можно было бы теоретически объяснить и обосновать жизнь микромира. Создание такой теории, подобно периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, дало бы возможность предвидеть дальнейшее развитие естествознания, уточняя и расширяя объекты его изучения. Таким образом, в естествознании экспериментальным путем, путем и "плодоносных", и "светоносных" опытов (Ф. Бэкон) получен огромный материал, дающий возможность поставить вопрос о создании единой естественно-научной теории микромира, подтверждающий диалектико-материалистическое мировоззрение. Изучение строения материи не ограничивается микромиром. Во всех областях науки ныне происходят настоящие революции. Подлинная революция, осуществляемая физикой и астрономией, происходит в исследовании мегамира. Современные астрофизические приборы дают возможность получить научную информацию об окружающем нас мире на расстоянии 13 млрд. световых лет (один световой год равен расстоянию, которое проходит свет за год со скоростью 300 тыс. км/сек) и установили, что наша Галактика одна из составных ста миллиардов Галактик. Галактики разных типов образуют скопления – системы галактик, которые представляют собой особые объекты, обладающие свойствами целостности. Наконец, кроме скопления галактик есть еще более высокий уровень организации материи – Метагалактика, представляющая собой систему взаимодействующих скоплений Галактик. При этом взаимодействуют они так, что удаляются друг от друга с очень большими скоростями. И чем дальше отстоят они друг от друга, тем больше скорость их взаимного "разбегания" – процесс расширения Метагалактики как особое свойство этой системы, определяющее условие ее бытия. Этот процесс начался с момента возникновения Метагалактики, примерно 20 млрд. лет назад в результате Большого Взрыва. За последние годы наука не только приумножила наши знания о происхождении Метагалактики, о действующих в ней законах по типу теории относительности, но и дала много новых знаний о ее структуре, в том числе: открыто реликтовое излучение; нейтронные звезды ("пульсары"), в каждом кубическом сантиметре которых вмещается около 100 млн. тонн вещества; расширяющиеся звездные скопления или звездные ассоциации; взрывающиеся Галактики; квазары и т.д. Эволюционная теория звезд так же пополнилась новыми открытиями, в том числе познание заключительного этапа в жизни звезд подтверждает фундаментальный закон естествознания о несотворимости и неуничтожимости материи. Установлено, что на заключительном этапе жизни звезд, когда в их недрах выгорает ядерное топливо, резко падает давление и температура в центральной части звезды, она под действием собственного притяжения начинает сжиматься. При этом, если масса звезды меньше массы Солнца, то в результате такого сжатия она превратится в "белого карлика" – небольшую звезду с плотностью около 1000 тонн вещества в одном кубическом сантиметре, лишенную источника энергии и постепенно остывающую. Если же масса сжимающейся звезды превосходит массу Солнца в 2-3 раза, сжатие принимает катастрофический характер: возникает гравитационный коллапс. В результате сжатия напряженность поля тяготения на поверхности коллапса растет и наступает момент, когда освобождающая скорость становится равной скорости света. В этом процессе ни одна частица, ни один луч света не смогут преодолеть огромного притяжения и вырваться изнутри подобного образования. Пространство сколлапсированного объекта "захлопывается", и для внешнего наблюдателя он перестает существовать. Это – "черная дыра", звезда, которая как бы исчезает из нашего мира, а в действительности продолжает взаимодействовать с окружающим миром своим полем тяготения. Только в нашей Галактике таких "черных дыр" может быть до 30 % от всех звезд, то есть более миллиарда. Земля наша может стать "черной дырой", если она сожмется до размера мужских часов (сейчас ее радиус равен 6400 км), а Солнце – до 3 км в радиусе. Знание "черных дыр" дает нам очень многое для миропонимания, его устройства, в том числе для понимания диалектической взаимосвязи движущейся материи, пространства и времени как форм ее существования. Это знание позволяет гипотетически определить будущее Вселенной: либо она сожмется в "точку", либо будет продолжаться расширение Метагалактики, что приведет к понижению температуры, близкой к абсолютному нулю, и исчезновению жизни в том виде, в каком она существует на земле. Этот вывод не противоречит ни материалистический концепции, ни реальной эволюции материи, а наоборот, подтверждает идеи многих философов в том, что касается неизбежности возникновения и исчезновения жизни на земле. Таковы наиболее общие структурные уровни неживой материи, такова их философская трактовка. На определенном этапе развития Метагалактики, в рамках некоторых планетных систем, создаются условия для формирования материальных носителей Жизни. Как и неживая природа, жизнь имеет ряд уровней своей материальной организации, в том числе: системы доклеточного уровня (белковый и молекулярный); клеточный уровень (одноклеточные организмы); микроорганизмы; организмы; виды; биогеоценоз; биосфера, как глобальная система жизни. В этой целостной системе различные биоценозы (взаимосвязанные между собой и с окружающей средой популяции) взаимодействуют не только между собой, но и с космическим пространством. При нарушении этих взаимодействий меняется вся жизнь на Земле. Для того, чтобы поддерживалось ее динамическое равновесие, необходимо не только воспроизводство определенных условий обитания различных организмов, популяций, биоценозов, но и некоторый уровень их разнообразия. При уменьшении этого разнообразия ниже определенного уровня вся биосфера начинает вырождаться. Люди являются частью сферы жизни на Земле. Благодаря постоянно увеличивающемуся производственно-техническому воздействию на окружающую среду они могут внести и, чем дальше, тем больше вносят возмущения в динамику биосферы. На современном этапе эти возмущения становятся настолько существенными, что начинают грозить необратимым вырождением биосферы. Знание законов биосферы, понимание своего места в ее динамике является ныне одним из условий самого человеческого существования и поэтому обретает огромную мировоззренческую ценность. В рамках биосферы на определенном этапе начинает развиваться особый тип материальной системы – человеческое общество. Здесь тоже возникают особые подструктуры – индивид, семья, социальные группы типа класс, народность, нация и др., причем многие из этих структур исторически изменчивы, преходящи, существуют только на определенных этапах человеческой истории и преобразуются в новые подструктуры усложняющегося разнообразия человеческой общественной жизни. Как особый уровень организации материи, человеческое общество существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного условия его функционирования и развития их духовную жизнь. Взаимодействие с окружающей средой, природой, осуществляемое человеком в его практике, представляет собой не просто потребление вещества природы, которое преобразуется человеческой деятельностью. Само это преобразование опирается на законы развития мира и может быть представлено как реализация маловероятных для естественной природной среды линий ее развития. Большинство предметов и процессов созданной человеком "второй природы" не могут самопроизвольно возникать в Метагалактике. Природа не создала ни колеса, ни ЭВМ. Хотя какие-то, иногда отдаленные, их аналоги можно обнаружить в природе. И все-таки, эволюция создаваемой человеком искусственной материальной среды, которую К. Маркс очень точно и образно назвал "неорганическим телом человека", есть особая линия развития материи, возможная только в рамках человеческого общества. При этом линия эволюции материи реализуется и в формах развивающейся материальной предметной среды, то есть производства, и в форме развития самого человека, который развертывает свои природные возможности, строит новые разнообразные формы общения и социальных отношений и в этом процессе меняет самого себя. Понимание истории человечества как особого этапа грандиозного развития материи ставит интереснейшие мировоззренческие проблемы возможности существования иных цивилизаций, путей их развития, космического будущего человечества. Эти проблемы – объект осмысления социальной философии. ТЕМА 6. СПОСОБЫ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |