|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. Агностицизм – философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективнойАгностицизм – философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Антропный принцип – фундаментальное положение, требующее рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек. Архетип – прообраз, первоначальный образ, идея. Бытие – категория онтологии, с помощью которой определяется нечто, что есть сущее как таковое вне и независимо от человека и его сознания. Верификация – доказательство, подтверждение, процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки, то есть с помощью наблюдения, измерения и эксперимента. Волюнтаризм – признание превосходства воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление. Время – всеобщая форма бытия, выражающая длительность и последовательность событий мира. Свойства времени определяются характером и уровнем материального движения. Генезис – происхождение, возникновение, зарождение. Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию. Дедукция – процесс восхождения процесса познания от общего к единичному, выведение частного из общего. Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем никакого участия. Детерминизм – система философских взглядов об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира. Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом универсальный метод мышления и действия. Диалектический материализм – философское направление, основными особенностями которого являются материалистическое понимание истории; нацеленность не только на объяснение, но и на изменение действительности; четкая социально-классовая ориентация; совпадение материализма, диалектики, логики и теории познания; Дуализм – учение, считающее, что материальное и идеальное являются двумя равноправными началами. Идеализм – философское учение об идеальном, духовном основании мира. Индукция – метод исследования, связанный с движением мысли от единичного к общему, от опыты к обобщению в выводах. Интуиция – процесс постижения истины в интеллектуальном, эмоциональном или мистическом смысле, характеризующийся ее непосредственным усмотрением. Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Материализм – учение об объективном бытии мира (его независимости от воли, духа, сознания). Метафизика – 1) философия как учение о всеобщем и начале всего существующего; 2) особая философская дисциплина – онтология; 3) философский способ познания, противостоящий диалектическому. Механицизм – методологический подход, сторонники которого стремятся объяснить все процессы действительности опираясь исключительно на законы механики. Мировоззрение – комплекс представлений человека о себе и о мире, единство знания и оценки. Миф – особый способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях и процессах. Монизм – учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в основном в своем качестве однообразна. Онтология – философское учение о бытии как таковом в его наиболее общих характеристиках. Пространство – всеобщая форма бытия материального мира, характеризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и образований. Схоластика – отвлеченно-догматический способ мышления, опирающийся не на реалии жизни, а на авторитет канонизированных текстов и на формально-логическую правильность словесных рассуждений. Телеология – учение о цели и целесообразности, исходящее из наличия целевой причинности или "конечной причины". Теология – теоретический уровень религиозного сознания, образующийся за счет формально-рационалистического толкования Священного писания. Философская антропология – учение о природе и сущности человека. Эмпиризм – гносеологическая позиция, сторонники которой сводят научное знание как целое к эмпирическому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание.
ЛИТЕРАТУРА 1. Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1992. 2. Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969-1975. 3. Аристотель. // Соч.: В 4 т. – М., 1975. – Т. 1. 4. Аристотель. Метафизика. // Соч.: В 4 т. – М., 1975. – Т. 3. 5. Артемов в. Социальное время. – М., 1990. 6. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976. 7. Барашенков В.С. Кварки, протоны, Вселенная. – М., 1987. 8. Бергсон А. Творческая эволюция // Собр.соч.: М.-СПб, 1914. – Т. 1. 9. Бергсон А. Введение в метафизику // Собр.соч.: – М.-СПб, 1914. – Т. 5. 10. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993. 11. Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом // Соч.: М., 1978. 12. Библия. Книга Священных текстов. 13. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985 14. Богомолов А.С. Диалектический логос. – М., 1982. 15. Буянов В.С. Научное мировоззрение. – М., 1987. 16. Вико Дж. Основания новой науки о природе вещей. – Л., 1940. 17. Гегель Г.В.Ф. Введение к лекциям по истории философии // Соч.: В 2 т. – М., 1994. 18. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. – Наука логики. 19. Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990. 20. Гейзенберг в. Шаги за горизонт. – М., 1987. 21. Геродот. История в девяти книгах. – М., 1993. 22. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1997. 23. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. – М.,1995. 24. Губанов Н.И. Чувственное познание. – М., 1986 25. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М., 1994. 26. Гуревич П.С. Социальная мифология. – М., 1983. 27. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995. 28. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. 29. Дарвин Ч. Происхождение видов // Собр.соч.: – М.,1953. 30. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986. 31. Декарт Р. – Соч.: 2 т. – М., 1989. 32. Древнегреческие мифы и легенды. – М., 1985. 33. Евразийство. Опыт систематического изложения. – Париж, 1926. 34. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М., 1984. 35. История философии. – Огиз-Госполитиздат, 1941. – Т. 1. 36. Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980. 37. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. – М., 1964. – Т. 3. 38. Кант И. Критика практического разума //Соч.: В 6 т. – М., 1964. – Т. 4. 39. Карсавин Л.П. Государство и кризис демократии // Новый мир. – 1991. – № 1. 40. Карсавин Л.П. Основы политики // Евразийский временник. – Париж, 1927. – Т.5. 41. Кедров Б.М. Классификация наук. – М., 1989. 42. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М., 1972. 43. Клайн М. Математика. Поиск истины. – М., 1998. 44. Козенко А.А. Философия науки Эддингтона // Вопр. философии. – 1997. – № 9. 45. Комарова В.Я. Становление материализма в Древней Греции. – М., 1975. 46. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. – М., 1936. 47. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М., 1989. 48. Конт О. Курс положительной философии. – Спб, 1899. – Т. 1. 49. Концепции современного естествознания. – М., 1997. 50. Кормер В.Ф. Человек плюс машина //Вопр.философии. – № 8. – 1997. 51. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1930. 52. Лекторский В.А. Субъект, объект познания. – М., 1980. 53. Лейбниц г. Новые опыты о человеческом разумении. // Соч. – В 4 т. -М., 1983. – Т. 2. 54. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов. // Полн.собр.соч. – Т. 1. 55. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. – Т. 18. 56. Ленин В.И. // Полн. собр. соч. – Т. 31. 57. Ленин В.И. // Полн. собр. соч. – Т. 35. 58. Локк Дж. Опыт человеческого разумения //Соч.: В 3 т. – М., 1985. – Т. 1. 59. Лосев А.Ф. История античной диалектики. – М., 1989. 60. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991. 61. Лукреций Карр. О природе вещей. – М., 1945. 62. Манифест евразийства. – София, 1927. 63. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.:2-е изд. – Т. 1. 64. Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. – Т. 4. 65. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. – Т. 8. 66. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.:2-е изд. – Т. 46. 67. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. – Т. 3 68. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. – Т. 4. 69. Морозов И.М. Природа интуиции. – Минск, 1990. 70. Ойзерман Т.И. Главные философские направления. – М., 1984. 71. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. – М., 1991. 72. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. – М., 1957. 73. Полани М. Личностное знание. – М., 1986. 74. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопр. философии. – 1995. – № 5. 75. Ригведа. Избранные гимны. – М., 1992. 76. Розин В.М. Философия техники и культурно-исторического развития техники // Вопр. философии. – № 3. – 1996. 77. Савицкий П.Н. Евразийство // Евразийский временник. – Берлин, 1925. – Т.4. 78. Савицкий П.Н. Два мира // Утверждение евразийцев. – Москва – Берлин, 1922. – Т. 2. 79. Современная буржуазная философия. – МГУ, 1972. 80. Сорокин П. Человек. Цивилизация, Общество. – М., 1992. 81. Спенсер Г. Научные, политические и философские опыты // Собр. соч. В 7 т. – Т. 1. 82. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А.. Философия науки и техники. – М., 1995. 83. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. 84. Тахо-Годи А.А. Древнегреческая мифология. – М., 1989. 85. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1991. 86. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1986. 87. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990. 88. Трубецкой Н.С. Мы и другие народы //Евразийский временник. – Берлин, 1925. – Т.4. 89. Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм // Свободная мысль – 1992. – № 7. 90. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М., 1987. 91. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. – М., 1991. 92. Федосеев П.Н. Философия и научное мировоззрение. – М., 1984. 93. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 т. – М., 1995. 94. Философия /отв.ред. Кохановский В.П. – М.,1995. 95. Флоровский Г.В. Евразийский соблазн // Новый мир – 1991. – № 1. 96. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А. и др. В преддверии философии. – М., 1984. 97. Фукуяма Фр. Конец истории? // Вопр.философии. – 1990. – № 3. 98. Холличер в. Природа в научной картине мира. – М., 1986. 99. Чаадаев П.Я. Философические письма // Соч. – М., 1988. 100. Чаадаев П.Я. Апология сумашедшего // Соч. – М., 1988. 101. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. – Л., 1971. 102. Шпенглер О. Закат Европы. – М.-П., 1923. 103. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1966. 104. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч.: Изд. 2-е – Т. 20. 105. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч.: Изд. 2-е – Т. 20. 106. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. – М.,1987. 107. Юркевич А.В., Цапенко И.П. Функциональный кризис науки // Вопр. философии. – № 1. – 1998. 108. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |