АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовой психологии

Читайте также:
  1. H.H. Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в России
  2. I. Формирование системы военной психологии в России.
  3. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  4. IV. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  5. VI. Практикум на знание нормативно-правовой базы
  6. XIV. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ
  7. Автоматизированная система обработки данных правовой статистики
  8. Административно-правовой статус благотворительных организаций
  9. Административно-правовой статус государственной службы в Российской Федерации
  10. Административно-правовой статус граждан
  11. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  12. Административно-правовой статус некоммерческих организаций

Правовая психология – это раздел (подотрасль) юридической психологии, которая изучает психологические закономерности и ме­ханизмы реализации правопонимания и правотворчества, формирование индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правоисполнительного поведе­ния.

Усвоение людьми законов, правовых знаний и требований, опре­деляющих меру возможного и должного поведения, осознание своих прав и социально-приемлемых способов их реализации, а также по­нимание сложных правовых взаимоотношений между различными людьми, их группами и социальными институтами происходит в процессе пра­вовой социализации. Он происходит при развитии человека в социу­ме, где создаются условия, чтобы, во-первых, дать индивиду представления о правовых ценностях, нормах, санкциях и ролевых предписаниях, а во-вторых, обеспечить их перевод во внутренний план и превратить в личное поведенческие регуляторы.

Первое знакомство с существующей в обществе правовой культу­рой осуществляется человеком еще в детстве: из сказок возникают первые юридические представления, из детских ролевых игр приобре­таются понятия о функциях права и его представителях, из средств массовой информации, бесед со взрослыми и чтения книг возникают знания о правовых ценностях, стандартах нормативно - оценочного поведения. Возникшая в детстве индивидуальная правовая картина мира в последующем с возрастом значительно обогащается и уточня­ется, при усложнении форм деятельности (учеба, труд), расширением круга общения человека, реализации им попыток самоактуализации и самореализации.

Итогом правовой социализации личности является возникновение индивидуального правосознания - системы знаний, оценок и предс­тавлений о правопорядке данного общества, а также установок пра­воисполнительного поведения. Содержание правосознания конкретного человека (его правовая информированность, оценка правовой дейс­твительности, мотивация правомерного поведения) зависит от уровня личностно-гражданской зрелости. Последний определяется характером и объемом полученного правового опыта, т.е. зависит от степе­ни освоения доминирующей правовой культуры общества и субкультур его конкретных социальных групп, в которые включен человек.

В развитой правовой культуре следует выделять три взаимосвя­занных звена: 1) правовая осведомленность (компетентность); 2) позитивное психологическое отношение к праву, согласие с ним; 3) интерноризация права, т.е. включение в его систему собственных ценностных ориентаций, в потребностно-мотивационную подсистему личности, которая и выражается в правомерном поведении. Как происходит формирование и развитие у человека в онтогенезе право­вой культуры рассмотрим более подробно.

При взрослении человека важнейшими агентами формирования правосознания (их порой еще криминологи называют институтами социализации) выступают семья, школа, референтные группы сверстни­ков, трудовые коллективы, средства массовой информации. При этом основными механизмами формирования правосознания выступают: иден­тификация, внушение, заражение, подражание, убеждение.

Психологический механизм идентификации рассматривается как отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого ли­ца.

Психологический механизм внушения представляет собой особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, но неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей.

Заражение есть бессознательная (невольная) подверженность индивида определенным психологическим состояниям, при которых происходит некритическое принятие какой-либо информации и чувств.

Подражание является способом воздействия людей друг на дру­га, в результате которого происходит неосознанное воспроизводство личностных черт и поведенческих паттернов.

Убеждение – это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирова­ния определенных взглядов и в целом мировоззрения.

В процессе социализации освоение правовых ценностей и норм (или иначе, их интерноризация - перевод во внутрь) вначале преи­мущественно происходит на бессознательном уровне. Так, для детей наиболее значительными фигурами идентификации выступают их роди­тели, а также учителя. Именно от них они узнают, как подобает се­бя вести в различных ситуациях, копируют с них модели социального поведения. При этом глубина усвоения ребенком образцов поведения, степень принятия им социальных ценностей и норм (в том числе пра­вовых) во многом зависит от эмоционального отношения к конкретным лицам. При позитивном отношении к ним ребенком усваиваются не только внешние поведенческие проявления взрослых, но и ценностно-­мировоззренческое отношение к правовой реальности. При негативном же отношении ребенка к родителям, и учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственных и правовых ценностей, но­сителями которых они являются. В последующем может происходить и полная переориентация на других людей, с иной, часто противопо­ложной системой ценностей, т.е. иного восприятия добра, зла, справедливости, вины и других основных нравственных и правовых императивов.

В случае наличия благоприятных условий правовой социализации личности (развитие в семье правопослушных граждан, целенаправлен­ное правовое обучение и воспитание в школе, общение в подростко­вом и юношеском возрасте в просоциальных группах сверстников и т.п.) происходит достижение высокого уровня индивидуального пра­восознания. При этом в достаточной мере развитым оказываются все структурные компоненты (стороны) правосознания: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (мо­тивационно-волевой). Познавательный компонент правосознания характеризуется суммой правовых представлений, знаний и умений.

Эмоциональный-оценочными суждениями и отношениями к нормам права (положительное, безразличное, негативное). Поведенческий ком­понент предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычек к безоговорочному исполнению норм различных видов законодательств и негативному отношению к их нарушителям.

В научных исследованиях выявлено, что дефекты в правовой социализации личности могут возникать из-за следующих негативных моментов: конфликтов с родителями, воспитания в социально небла­гополучных семьях (криминогенных, аморальных, проблемных, непол­ных, псевдоблагополучных), трудностей саморегуляции в школе, сближения с неформальными асоциальными группами сверстников и т.д. Следствием последних может быть как совершение незначитель­ных правонарушений, так и серьезных преступлений. О том, в какой мере конкретные условия и определенные факторы ведут к противоп­равному поведению, речь будет вестись в разделе, посвященном проблемам криминальной психологии. Далее же хотелось особо отме­тить факт, что в качестве важной предпосылки к противоправным де­яниям в последние годы часто указывается влияние особой менталь­ности, сложившейся в российском обществе советского периода. Она часто приводила и приводит до сих пор к недооценке ценности права (правовой негативизм), или к легкомысленному, безответственному отношению к требованиям закона (правовой инфантилизм) или к ак­тивному неприятию норм права (правовой нигилизм).

Длительное существование в нашей стране тоталитарного режима привело к специфической деформации правосознания. В правосознании большинства социальных групп и общества в целом доминирующим представлением стала карательная функция закона, а сами законы и другие нормативные акты воспринимались преимущественно как обя­занность личности перед государством, а не как права. Игнорирова­ние в законотворчестве личности в качестве главной правовой еди­ницы отразилось на дисгармоничном противопоставлении норм и мер правового воздействия, зафиксировавших приоритетность отношений к государству и его институтам, по сравнению с правами конкретного человека. Одновременно низкая правовая культура должностных лиц, усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступления от права, ярче всего проявлялась в неуважении права и пренебре­жении им. Права человека - категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечить их незыб­лемость.

Негативное влияние на советских людей оказало выхолощение из-за заидеологизированности частноправовой сущности гражданского права. Вследствие последнего у людей была практически подавлена частная инициатива, а также заблокирован ведущий механизм твор­ческого развития - чувство собственного достоинства.

В целом в условиях тоталитарного государства правовое пове­дение большинства советских людей строилось не в силу развитых внутренних правовых убеждений, а лишь на конформно-исполнитель­ском (из-за наличия социотипической черты личности конформности) или на вынужденно - законопослушном уровне (подчинение закону в силу боязни наказания).

Взятый в постсоветский период в России курс на восстановле­ние общечеловеческих ценностей, что, прежде всего, зафиксировано в статьях Конституции РФ, и одновременно активная разработка раз­личных правовых кодексов вселяет определенный оптимизм. Об этом очень много пишут сами разработчики законодательства. Однако психологи на основе исследований отмечают, что тенденция к резко­му разгосударствлению заключает в себе и существенные противоре­чия.

Учитывая, что правовые представления, интерпретация права принадлежат к самым сложным психосоциальным явлениям, имеющим комплекс исторических, государственно-иституциональных, мировозз­ренческих, личностных детерминант и одновременно множество харак­теристик или измерений, то в качестве основных групп условий, ко­торые могут обеспечить эффективность функционирования правовых норм, выступают следующие:

1) макросоциальные условия (реальные социально-экономические возможности общества, правовая система, социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права и т.д.);

2) микросоциальные условия (субкультуральные правовые ори­ентации в различных формальных и неформальных социальных группах, трудовых и иных коллективах);

3) личностные условия (субъектная правовая активность в пра­вотворчестве и правоисполнительном поведении).

На основе современных достижений и тенденций развития правовой психологии остановимся на научно-психологических предпосылках для реализации каждой из указанных групп условий.

Учет макросоциальных условий имеет целью гармонизовать объ­ективные потребности общества, строящего правовое государство, и интересы его граждан. Последнее будет достигнуто, если при разра­ботке законов, в непосредственной работе государственных и об­щественных институтов будут реализовываться следующие моменты:

во-первых, учитываться общественное мнение и уровень развитости правовой культуры населения в целом;

во-вторых, предприниматься целенаправленные меры по научному обоснованию и повышению прести­жа права в обществе;

в-третьих, наряду с политической и социально-экономической стабилизацией будет вестись активная борьба с правонарушителями, и осуществляться разноплановая профилактическая деятельность среди различных слоев и групп населения.

Отмечая важность реализации всех указанных моментов, в то же время следует особо отметить имеющую место недостаточную востребованность российскими законодателями достижений и рекомендаций психологической науки. Среди негативных причин последнего часто выступают, с одной стороны, иллюзии отечественных разработчиков законодательства, что они в состоянии самостоятельно выделять и решать проблемы, фактически требующие использования психологичес­ких знаний на профессиональном уровне, а с другой - отсутствие в современной юридической психологии концепции использования ее знаний в разработке законодательства и формирования практики его применения.

Учет микросоциальных условий, обеспечивающих эффективность норм права, предполагает реализацию социально-психологического мониторинга тенденций в развитии правовых субкультур, свойствен­ных тем или иным социальным слоям и группам. Ведь последние всег­да различаются практикой исполнения права, своеобразным понимани­ем его. Например, в среде бизнесменов, где оборот товаров и денег проходит быстро, соблюдение определенных правовых формальностей может замедлить скорость и наращивание обьемов торгово-финансовых операций. Поэтому здесь в определенной мере легализована практика отступления от оперативного заключения юридических актов при продлении или заключении контрактов деловыми партнерами, т.к. сделки даже связанные с большим риском могут заключаться под уст­ное “честное слово”, на основе телефонных договоренностей и т.п.

Учет личностных условий субъекта, реализующего право, требу­ет прежде всего, изучения соотношений внешней и внутренней право­вой мотивации у конкретных типов людей. Мотивы правомерного пове­дения личности могут отличаться большим разнообразием:

1) убежденность в общественной пользе поступка;

2) долг перед обществом;

3) профессиональное чувство ответственности;

4) практическая полезность поступка для другого;

5) стереотип, привычное поведение;

6) конформизм, подчинение большинству;

7) боязнь юридической или моральной ответственности;

8) личная польза от совершения поступка;

9) эгоистические интересы;

10) негативные мотивы (месть, ревность и др.), реализуемые правомерными средствами.

Из приведенного перечня видно, что здесь представлены как мотивы общественные и сугубо личные, так и множество переходных и смешанных форм мотивации.

Существует необходимость создания условий для проявления личностью позитивной социально-правовой активности - добровольно­го, инициативного совершения действий, способствующих укреплению законности и правопорядка. Чтобы такая активность реально имела место, у человека должен быть интерес и уважение к праву, призна­ние высокого престижа деятельности правовых учреждений, поиск наи­более эффективных путей использования своих правомочий и реализа­ции своих гражданских обязанностей, долга в правовой сфере. Одна­ко, хотя позитивная социально-правовая активность в полной мере соответствует духу правового государства и демократическому об­щественному строю, она еще не свойственна широким кругам российс­кого населения. В индивидуальном правосознании россиян содержатся консервативные элементы (социальные привычки, установки), ко­торые унаследованы от ранее полученной в советский период право­вой деформации личности. На личностном уровне правосознания могут существовать два рода противоречий: одно связано с прямым, до сих пор имеющим место собственно правовым насилием и унижением достоинства личности со стороны государства, общества, его институ­тов; второе же - с неурегулированностью отношений личность - “другой” (“другие”).

Противоречия в сфере отношений личность - “другие” в России усугубляется из-за того, что здесь, во-первых, до сих пор преоб­ладают не правовые, а морально-этические регуляторы поведения (например доверие - недоверие, совесть и пр.), а во-вторых, вместо взаимности в интерпретации прав и обязанностей партнеров по отношению друг к другу действует преимущественно механизм пси­хологического обмена, реализуемый по формуле “ты - мне, я - те­бе”.

Единственно действенным путем построения у нас правового об­щества является путь “снизу”, т.е. становления сознания личности и ее способности и умения оценивать и защищать свои права. При этом начальным моментом должно стать развитие у личности способ­ности регулировать взаимоотношения с другим человеком без того, чтобы игнорировать чужие и жертвовать своими интересами.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)