АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В.Н.Э)

Ключевые слова: государство, право, потестарные объединения, род, племя, протогосударство, мононормы, саки, кочевая империя, хунну, кангюи, кангары, кыпчаки, Кодекс куманикус, Тюркский каганат, тюзюлбек, сенгир, каган, торе, Караханиды, шариат, Сатук Богра хан, Чингиз-хан, Яса, улус, Улуг-улус.

 

Основные вопросы: 1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПОТЕСТАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1.2 ПРОТОГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА 1.3 ИМПЕРИЯ ХУННУ 1.4 ГОСУДАРСТВА У СУ НЕЙ И КАНГАРОВ. 1.5 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ИМПЕРИИ. 1.6 РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ СИСТЕМ В САРЫ-АРКЕ И ПРИСЫРДАРЬИНСКОМ РЕГИОНЕ. 1.7 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ.

1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПОТЕСТАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Традиционно считается, что скотоводство и земледелие возни­кают в эпоху неолита – новокаменного века, однако особенность исто­рического процесса в Казахстане была в том, что, изобретя ткачество и гончарное дело, человек, тем не менее, продолжал заниматься пре­имущественно охотой.

Основой социальной организации продолжала оставаться родовая община – коллектив кровных родственников с коллективной соб­ственностью на землю (охотничьи угодья) и отсутствием социально­го неравенства. Конечно, община делилась на определенные группы, но это было скорее половозрастное деление на мужчин-воинов, жен­щин и детей. Переход из детской во взрослую группу сопровождался особым ритуалом – инициацией. Все важные дела общины решались на собрании взрослых мужчин. Среди общинников выделялись жре­цы – знатоки обычаев и ритуалов и вожди – руководители воинов во время столкновений с соседними общинами. Все отношения внутри общины регулировались обычаями и системой табу-запретов.

Изменения в экономическом базисе общества Казахстана нача­ли происходить в эпоху энеолита – меднокаменного века, в IV-III тысячелетиях до н.э. В это время на севере Казахстана сложилась ботайская археологическая культура, носители которой занимались оседлым коневодством. Переход к скотоводству привел к такому рос­ту производительных сил, что впервые появилась возможность пос­тоянного накопления избыточного продукта. Усложнение производ­ственного цикла потребовало выделения особой группы населения – организаторов производства.

Войны, как средство обогащения через насильственное присвое­ние избыточного продукта, становятся обычным делом, поэтому из среды общинников выделяются профессиональные воины. Таким образом, появились группы населения, не занятые в производстве непосредственно. Община распадается на слои – страты. Такие об­щества принято в науке называть стратифицированными. Перво­начально выделяются три слоя – общинники-скотоводы, воины и жрецы. Регулирование отношений только посредством обычаев ста­новится невозможным, и постепенно складываются условия для за­рождения правовой системы. Родовая община распадается и сме­няется соседской. В большинстве случаев она состоит из тех же кров­ных родственников, но отношения между ними строятся уже не на родственных, а на экономических основах. При сохранении коллек­тивной собственности на землю появляется частная собственность на скот. Очевидно, в это время появляется различие между правом собственности на основные средства производства и правами рас­поряжения и пользования ими. Для регулирования экономических отношений между соседскими общинами и совместной обороны от врагов складывается своеобразный союз общин – племя со своими органами управления, жрецами, военными вождями. Возникает пуб­личная власть, т.е. особый слой людей, основным занятием которых является выполнение управленческих, властных функций. Именно отношения, возникающие при осуществлении публичной власти, до появления государства, принято называть потестарными. С этой точки зрения племя является потестарным объединением, т.е. объединением на основе осуществления публичной власти.

Ярким свидетельством существования достаточно сильной влас­ти являются протогорода, появившиеся в начале II тысячелетия до н.э. в северо-западных регионах Казахстана и прилегающих районах России. Наиболее известен из них Аркаим, но кроме него уже сейчас выявлено около двух десятков подобных пунктов, каждый из которых был центром сельскохозяйственной округи и ремесленного производства. Протогорода имели правильную пла­нировку и мощные оборонительные укрепления, культовые сооруже­ния.

Основой для появления протогородов было скотоводческое хо­зяйство ботайских племен, однако, изобретение в начале II тысяче­летия до н.э. бронзы – сплава меди с оловом, произвело мощный толчок в развитии экономических и социальных отношений в Казах­стане. Человек получил прочные орудия труда для обработки степных почв, в результате чего оседлое скотоводческое хозяйство превраща­ется в комплексное скотоводческо-земледельческое. В то же время бронза послужила материалом для изготовления оружия, что привело к развитию военного дела. Основой войск становятся колесничие, вооруженные луками, бронзовыми топорами и ножами. Постепенно складывались условия для образования государства, однако начав­шаяся развиваться цивилизация в середине XV века до н.э. пришла в упадок.

Упадок протогородов был связан с изменением климата. Начав­шееся усыхание степной и лесостепной зоны Казахстана в XV веке до н.э. привело к кризису крупных поселений, протогорода были заброшены, а население сосредоточилось в небольших неукреплен­ных поселках. Социальные и потестарные отношения были закон­сервированы на долгое время и процесс возникновения государства затормозился. Цивилизация, основанная на оседлом скотоводческо-земледельческом хозяйстве в условиях засушливых степей Казах­стана оказалась исторически бесперспективной.

Тем не менее, эволюция зарождавшихся государственно-право­вых систем, пусть медленно, но все же шла. Знать, воины-колес­ничие и жрецы сосредотачивали в своих руках власть и контроль за избыточным продуктом, что приводит к возникновению имуществен­ного неравенства. Уже в эпоху поздней бронзы, в XI-IX вв. до н.э. в Центральном и Южном Казахстане появляются грандиозные мавзо­леи, где были погребены вожди племен. Начинает зарождаться пись­менность.

Согласно письменным источникам, племена, населявшие Ка­захстан в эпоху бронзы носили общее самоназвание – арья. Архео­ени называют культуру эпохи бронзы Казахстана андроновской, по названию села Андроново в Южной Сибири, где впервые были обна­ружены остатки этой культуры. В то же время известны названия племен и племенных объединений туров, даха, сайрамов и др.

В XII –X вв. до н.э. этническая ситуация в Казахстане значительно изменяется. С востока в Центральный Казахстан перемещаются пле­мена-носители карасукской культуры, здесь на базе местного и приш­лого населения формируется бегазы-дандыбаевская культура, влия­ние которой распространяется до низовьев Сырдарьи. В то же время андроновцы – арийцы мигрируют в южном и юго-восточном направ­ени и проникают в Среднюю Азию, а через нее в Иран и Северную Индию. Постепенно изменяется хозяйство населения Казахстана, все большую роль начинает играть скотоводство, причем от придомного содержания скота люди переходят к яйлажному, когда большую часть скота на лето отгоняли на сезонные пастбища. В стаде сокраща­ется доля крупного рогатого скота и увеличивается доля лошадей, верблюдов и овец. Фактически совершается переход от оседлого ско­товодства к полуоседлому. Эти процессы отразились и на обществен­ном устройстве. Вновь набирает темпы социальное расслоение об­щины, племенные вожди получают контроль над значительным богатством, что отражается на погребальном обряде. Для вождей сооружаются величественные мавзолеи из камня или сырцового кир­пича с массивными стенами, обходными коридорами, погребальной камерой. Появились особые знаки власти – каменные булавы, найден­ные археологами в этих захоронениях. В целом, общество Казахстана в эпоху бронзы уже стояло на пороге возникновения государства.

 

1.2 ПРОТОГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА.

В начале I тысячелетия до н.э. на территории Казахстана проис­ходит новое изменение климата, связанное с повышенной увлажнен­ностью. Пойменные луга, на которых располагались пашни населе­ния эпохи бронзы, оказались залиты, что подорвало экономическую базу комплексного скотоводческо-земледельческого хозяйства. В то же время увлажнение степей расширило пастбищную базу ското­водства. Все это создало благоприятные условия для перехода насе­ления Казахстана к кочевому скотоводству, точнее к полукочевому скотоводческо-земледельческому хозяйству, когда большая часть населения периодически кочует со скотом на сезонных пастби­щах, часть занимается земледелием на зимних стоянках. Кочевое скотоводство привело к большому подъему производительных сил, росту избыточного продукта, благосостояния населения.

Изменения в хозяйстве населения Казахстана привели к двум серьезным последствиям. Во-первых, переход к кочевничеству по­требовал распределения пастбищ и водопоев между общинами, за­крепления их, определения оптимальных маршрутов кочевания, ибо любая неопределенность в этом отношении приводила к угрозе поте­ри скота от бескормицы. Во-вторых, рост прибавочного продукта привел к росту имущественного неравенства, формированию бога­тых скотовладельцев с одной стороны, и обедневших общинников с другой и отношения между различными социальными группами тоже требовали регулирования. Это было тем более актуально, что вместе с кочевничеством в начале I тысячелетия до н.э. человек осваивает выплавку железа и верховую езду, и это в свою очередь привело к мощному подъему военного дела. Немногочисленных воинов-колес­ничих сменила массовая конница, по сути, каждый общинник стал воином. Прежняя социальная структура из трех сословий (общин­ники – воины – жрецы) была разрушена и начала складываться новая, характерная для кочевого хозяйства.

Таким образом, необходимость регулирования отношений между общинами и социальными группами приводит к образова­нию государства, как единой политической организации общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управ­ления, издает обязательные для всех распоряжения и обладает суве­ренитетом.

Признаками государства являются, во-первых, наличие выделен­ного из общества аппарата власти и управления; во-вторых, наличие определенной территории и населения, разделенных на администра­тивные единицы; в-третьих, обладание суверенитетом, т.е. независимостью, как во внутренних делах, так и на международной арене; в четвертых, наличие налоговой системы для содержания государст­венного аппарата. У ранних государственных образований Казах­стана, возникших в I тысячелетии до н.э., эти признаки были слабо выражены, поэтому мы их называем протогосударствами (от гре­ческого «прото», т.е. первый).

Территорию Казахстана в I тысячелетии до н.э. населяли потомки андроновских и бегазы-дандыбаевских племен, известные по гречес­ким источникам как «скифы», а по персидским как «саки». Скифо-сакские племена делились на ряд объединений – протогосударств: массагетов, саков-тиграхауда, саков-хаомоварга, саков-парадарайя, исседонов и др. Ниже мы рассмотрим основные признаки, по кото­рым эти объединения можно считать ранними государствами.

Аппарат власти и управления. В I тысячелетии до н.э. на тер­ритории Казахстана впервые появляется институт царской власти. Наличие его хорошо прослеживается как по археологическим, так и по письменным источникам. Царская власть передавалась по на­следству, причем часто это место занимали женщины. Так, нам из­вестны имена царя хаомаварга Аморга, царя тиграхауда Скунха, ца­рицы массагетов Томирис, царицы савроматов Зарины. Характерной особенностью сакской политической системы была сакрализация, т.е. обожествление царской власти. Саки считали своих царей носите­лями особой божественной благодати и отождествляли с богом –солнцем. Символами царской власти были: золотые одежда, плеть, стрелы с золотым наконечником. Особой прерогативой царей было сооружение после их смерти грандиозных погребальных сооруже­ний. Так, над прахом царицы Зарины была сооружена огромная трех­гранная пирамида, наиболее крупные курганы Семиречья достигают 100 метров в диаметре и 20 метров в высоту, а для сооружения их требовалось более 60 тысяч человеко-дней.

К сожалению, нам почти неизвестна структура органов управ­ления сакских объединений, однако в источниках упоминаются «са­трапы», т.е. наместники, назначаемые царем в административные единицы. Большую роль играл совет приближенных, так называемых «первых» людей, а также народное собрание. Наличие последнего позволило ученым говорить о «военной демократии» у кочевников Казахстана, однако, подобные собрания, конечно же не могли объеди­нять всех взрослых мужчин – общинников. Скорее всего, на народном собрании присутствовали только главы общин. Таким образом, уже в I тысячелетии до н.э. на территории Казахстана появляются эле­менты представительной власти.

Основу армии сакских объединений составляло конное ополче­ние свободных общинников. Кроме того, в распоряжении царя были тяжеловооруженные конники из представителей знати. Из бедноты и земледельцев формировалось пешее войско. Кроме того, источники говорят о наличии сакской «вольницы», маргинальных слоев населе­ния, промышлявших разбоем и набегами на оседлые районы. Для дальних походов саки и скифы формировали подвижные конные от­ряды - «гиммирии». К сожалению, структура и организация этих войск нам неизвестна.

Те рритория и административное ус т ройство. Каждое сако-скифское объединение имело определенную территорию, на которую распространялась власть царя и народного собрания. Так, границы земель, подвластных скифам простирались на востоке до реки Дон, за которой располагались земли савроматской конфедерации, зани­мавшей территории Северного Кавказа, Поволжья, Южного Приуралья и прилегающих северо-западных районов Казахстана. Цент­ральный и Северный Казахстан занимало объединение исседонов, западные владения, которых простирались до Мугоджарских гор. Районы к северо-востоку, северу и северо-западу от Аральского моря занимали массагеты, под властью которых находилось также нижнее и среднее течение Сырдарьи и полуостров Мангыстау. Именно в ниж­нем течении Сырдарьи находились укрепленные города саков – Чи-рик-Рабад, Бабиш-Мулла и другие. От среднего течения Сырдарьи на западе до Алтайских гор на северо-востоке простирались земли саков-тиграхауда. Саки-хаомаварга занимали Ферганскую долину и. земли к югу от Сырдарьи.

Каждое объединение-протогосударство делилось на ряд админи­стративных единиц - «племен», обладавших значительной автономи­ей, что позволяет назвать протогосударства кочевников Казахстана «племенными союзами». Племя же, в свою очередь, представляло собой объединение общин, кочующих на определенной территории. Таким образом, административная структура представляла собой иерархию потестарных единиц. Вполне вероятно, что каждое подоб­ное объединение обладало своими органами власти – народным собранием, советом знати, военным и гражданским правителем - «вождем». Был ли вождь выборным, назначаемым царем, или эта власть передавалась по наследству, сказать трудно.

Суверенитет. Сако-скифские объединения, судя по письменным источникам, обладали суверенитетом, т.е. способностью независимо от других государств формировать и проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. На внешнеполитической арене саки и скифы достаточно рано стали играть самостоятельную роль. Известны воен­но-политические союзы, заключенные между причерноморскими скифами и Урарту в первой четверти VII века до н.э. против Фригии, между скифами и Ассирией против Мидии в середине VII до н.э., между саками и Персией против Лидии в VI веке до н.э. Есть также данные об обмене посольствами массагетов с Персией.

В то же время Персия и другие страны пытались частично или полностью ограничить суверенитет сакских протогосударств и вклю­чить их в число своих провинций-сатрапий. Так, в середине VI века до н.э. попытку покорить массагетов предпринял основатель Персид­ской державы Кир Великий. Его поход закончился неудачей, а сам царь был смертельно ранен в бою.

В 519-518 гг. поход против массагетов предпринял Дарий I. Этот поход также завершился поражением и массагеты сохранили независимость. Поход же Дария против тиграхауда привел к установ­лению персидской власти на части территории Южного Казахстана, где на царский трон был возведен персидский ставленник. Вассалами Персии также стали обитавшие в Средней Азии саки-хаомоварга. Однако зависимость эта продолжалась недолго, так как во время греко-персидских войн в начале V века до н.э. саки участвовали на стороне персов в качестве союзников, а не вассалов.

В 30-е годы IV века до н.э. попытку завоевать саков сделал Алек­сандр Македонский. Хотя ему и удалось подчинить Среднюю Азию, массагеты к северу от Сырдарьи сохранили независимость. Позже, одно из массагетских потестарных объединений – апарны захватили территории к юго-востоку от Каспийского моря и основали в III веке до н.э. Парфянскую империю, долгое время игравшую ведущую роль в международной политике в Азии.

Как мы видим, сакские протогосударственные образования I тысячелетия до н.э. в достаточно полной мере обладали сувере­нитетом и играли самостоятельную роль в международной политике древности.

Налоги и повинности. К сожалению, достоверных известий о наличии или отсутствии каких-либо налогов с населения в сакских объединениях мы не имеем. Скорее всего, система налогообложения как таковая отсутствовала или сбор налогов носил нерегулярный характер. Чаще саки облагали податью население зависимых или завоеванных стран, однако, порядок и сумма сборов зависела от кон­кретных условий. Большую роль в пополнении государственной каз­ны играла военная добыча. Слово «казна» здесь употреблено услов­но, так как денежного обращения как такового у саков не было и «казна» пополнялась ценностями, скотом, имуществом.

С большой долей вероятности можно говорить о существовании повинностей, одной из которых было сооружение погребальных кур­ганов и ирригационных систем в низовьях Сырдарьи.

Заключение. В целом признаки государства сакских объединений I тысячелетия до н.э. хотя и просматриваются, но были еще слабо выражены, соответствующие институты были в зачаточном сос­тоянии, однако эти протогосударственные образования динамично развивались, о чем свидетельствует появление в V-IV веках до нашей эры в Семиречье собственной письменности. И хотя многие аспекты этого процесса нам не известны, особенно проблемы зарождения правовых норм, мы не можем отрицать того факта, что государство в Казахстане зародилось и развивалось самостоятельно и уже в последние века I тысячелетия до н.э. приняло достаточно совершен­ные для своей экономической базы формы.

--------В III веке до н.э. развитие общества кочевников привело к образо­ванию достаточно сложных государственно-правовых систем импер­ского типа. Образование протогосударственных объединений и обус­ловленный им рост производительных сил привел к демографическо­му росту в степи и постепенному увеличению нагрузки на пастбища. Угроза экологического и экономического кризиса в условиях экс­тенсивного скотоводства потребовала качественно нового уровня регулирования отношений между элитой и массами, между община­ми и между соседними кочевыми государствами. Поэтому появление такого своеобразного явления, как «кочевая империя» было вполне закономерно.

Отличительными особенностями империи были:

наличие централизованной власти, с хорошо организованным аппаратом управления и армией;

наличие отношений власти и подчинения между центром и периферией государства;

наличие особой государственной идеологии;

объединение частей империи осуществляется путем различных форм принуждения (экономического, политического, военного).

1.3 ИМПЕРИЯ ХУННУ.

Первой империей, образованной кочевниками, была империя хунну, образовавшаяся в Ш в. до н.э. с центром на территории совре­менной Монголии. Хотя хунну были известны с IX в до н.э., их объединение носило протогосударственный характер, возглавлялось выборным правителем с титулом «сенгир» - «высочайший» и пред­ставляло собой конфедерацию военно-потестарных образований. Однако пришедший к власти в результате переворота в 209 г до н.э. сенгир Моде провел ряд реформ, превративших объединение хунну в централизованную державу и начал активную деятельность по со­зданию империи.

Были разгромлены и включены в состав государства хунну его восточные соседи дунху, западные - юечжи и усуни, южные - байян и лауфань. Война между хунну и Китаем закончилась в 188 г. до н.э. поражением последнего и обязательством выплаты дани. В 90 г. до н.э. Китай вновь потерпел поражение. В 47 г. до н.э. империя хунну распалась на северное и южное владения, последнее было включено в состав Китайской империи. В 93 г. н.э. государство хунну перестало существовать.

Система уп равления. Во главе хунской державы стоял монарх, носивший сложный титул «рожденный небом и землей, постав­ленный солнцем и луной, хунекий великий сенгир». Кроме того, сенгиры носили титул «танир-кут», т.е. «обладающий небесной (бо­жественной) благодатью». Кроме функций светского правителя, хун-ский сенгир выполнял функции первосвященника. Главной формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась по наследству от отца к сыну. Нередки были случаи узурпации власти и выборов сенгира знатью. Полномочия у сенгира были достаточно широкие, кроме политического и духовного руководства, он являлся верховным главнокомандующим и выполнял дипломатические функции.

Сенгир обязательно должен был принадлежать к роду Си. Кроме того, существовали еще три знатных рода - Хуянь, Сюйбу, Лань, из которых сенгир мог брать жену. Высшие чины в государстве занима­ли также представители этих родов.

Иерархия чиновников в государстве хунну была очень громоздкой и сложной. Пять высших классов чиновников занимались исключи­тельно родственниками сенгира. Это «мудрые князья», «лули-КНЯЗЬЯ», «великие полководцы», «главноуправляющие», «великие начальники». Следующие по рангу чины занимали члены знатных родов. Все чины делились на левых и правых, что означало также «старший» и «младший». Кроме родовой аристократии существовала также группа неродовитых чиновников - «кутлуг», которые были «помощниками» сенгира и вельмож и выполняли всю работу по управлению империей. Всего в хунском государственном аппарате было 24 высших чиновника, каждый из которых имел свою дружину (от 10 до 2 тыс. воинов) и на время исполнения своих обязанностей получал от сенгира в управление уделы.

С течением времени род сенгира увеличился и для того, чтобы обеспечить своих родственников должностями, правители расширя­ли чиновничий аппарат. Так появились новые чины - великий изюй-кюй и жичжо - князь.

В государстве южных хунну система управления несколько изме­нилась, первые два класса чинов оставались без изменений и объеди­нялись в «четыре рога». Эти должности принадлежали родствен­никам сенгира. Далее следовали «шесть рогов» - левый и правый жичжо, выньюйди и чжаньгянди, из знатных родов. Следующими по значению были кутлуг и жичжо-кутлуг и после них стояли «на­чальники», «управляющие» и узюкюй. Кроме того, у южных хунну появилась новая система престолонаследия. Она называлась лествичной системой, когда престол занимали поочередно братья, затем их дети, причем самому младшему из дядьев наследовал самый стар­ший из племянников.

Каждый из 24 высших чиновников «для исправления дел» наз­начал в своих уделах темников, сотников и десятников, совмещавших административные и военные функции. Большое значение в системе управления хунну играл Совет чиновников, собиравшийся дважды в год для проведения религиозных ритуалов и решения государст­венных дел. Совместное участие в проведении ритуалов имело боль­шое значение, так как символизировало единство и легитимность власти через подтверждение божественной благодати, своеобразного мандата на управление народом. Каждую осень собирался съезд чиновников и правителей уделов и отдельных кочевых общин, на котором проводилась своеобразная «перепись населения» и «реви­зия» скота.

Те рритория и население. В состав империи входили кроме хун­ну почти все кочевые народы центральноазиатского региона, а также отдельные оседлые регионы. Территория государства была четко определена и охранялась караульными постами. О значении территориальной целостности в политической системе хунну говорит тот факт, что сенгир Моде приказал казнить чиновников, советовавших уступить соседям участок неудобной, неиспользованной земли, что­бы избежать войны. При этом Моде «в чрезвычайном гневе сказал: земля есть основание государства, как можно ее отдавать?» Таким образом, у хунну уже существовало понятие территории как мате­риальной базы государства, естественного условия его существова­ния.

Империя территориально делилась на два крыла - западное и восточное, возглавляемые «великими начальниками». Каждое крыло в свою очередь делилось на военно-потестарные объединения, возглавляемые чиновниками и темниками. На завоеванных терри­ториях назначались «воеводы покоренных земель», в обязанность которых входил сбор налогов и управление. Кроме того, источники упоминают о хуннских наместниках в некоторых вассальных странах. Население покоренных стран включалось в число подданных хунского сенгира, «составляли один Дом (государство-авт.)».

Налоги. О существовании налоговой системы у хунну известно мало. При приемниках Моде в державе хунну были заведены «книги, чтобы по числу обложить податью народ, скот и имущество». Извест­но о сборе ежегодных податей с покоренного и оседлого населения. Так, ухуньцы, населявшие восточные районы империи хунну, плати­ли подати воловьими и лошадиными кожами и овчинами, скотом и холстами. За неуплату подати в срок отбирали жену и детей. Одной из форм повинности было переселение населения оседлых регионов в центр империи и превращение его в податное сословие. Из источни­ков известно о ежегодной уплате дани Китаем, заключающейся в «определенном количестве шелковой ткани, хлопка, вина, риса и разных съестных запасов». Сбором податей занимались чиновники, «воеводы» и «наместники». Судя по постоянному стремлению хунну контролировать основные торговые пути, они получали определен­ные пошлины с торговых караванов.

Суверенитет и международная правосу бъектность. С момен­та основания в 209 г. до н.э. до 47 г. до н.э. держава хунну обладала полным суверенитетом на своей территории и распространяла его наряд соседних территорий. Согласно государственной идеологии хунну сенгир является представителем Неба, и именно им он постав­лен «царствовать над народами», причем это объединение осущест­влялось насильственным путем. «Сражаться на коне есть наше гос­подство: и потому мы страшны пред всеми народами», - говорили хуннские вельможи сенгиру.

Известно о заключении договоров между хунну и соседними го­сударствами, в том числе Китаем. Так, по договору 199 г. до н.э. ки­тайцы выдавали за сенгира свою принцессу и ежегодно выплачивали дань - контрибуцию. Такой договор именовался договором мира и родства. Процедура договора была сложной: «Чан, Мын (китайские представители), сенгир и его старейшины (чиновники - авт.) взошли на хуннскую гору... и закололи белую лошадь. Сенгир взял дорожный (парадный - авт.) меч и конец его омочил в вино; это клятвенное ви­но пили из головного черепа юейчжийского государя, убитого Лао-шан-сенгиром».

Дипломатические миссии осуществлялись специальными пос­лами. Известно о приеме при хуннском дворе послов дунху, юечжи и Китая и направлении посланников к китайскому императору.

В 47 г. до н.э. южные хунну вступили под протекторат Китая, со­хранив внутреннюю структуру управления, северные же сохранили независимость. Часть северных хунну заключила союз с кангарами и перенесла центр владений в Южный Казахстан, на реку Талас. В 93 году н.э. остатки империи хунну были захвачены их бывшими подданными, правителями монголоязычного народа сяньби. Не­большие владения хунну, сохранявшие лишь ограниченный сувере­нитет, просуществовали до V века.

Правовая система. Создание сложной государственной системы привело к возникновению правового регулирования отношений в обществе. Основным источником права у хунну был обычай. Ки­тайские источники отмечали, что законы хунну «легки и удобо­исполнимы». Суд протекал не более чем в 10 дней, число содер­жащихся под стражей одновременно не превышало десяти человек. За наиболее серьезные преступления полагалась смертная казнь, за воровство - конфискация имущества, за легкие проступки делались порезы на лице.

В то же время у кочевников начинается кодификация обычного права. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины, уклонение от воинской службы и т.п. В праве собственности мы видим черты, характерные для большинства кочевых обществ. Различалась частная семейная собст­венность, собственность общины, военно-потестарного объединения и собственность государства.

1.4 ГОСУДАРСТВА У СУ НЕЙ И КАНГАРОВ.

Образование хуннской державы стимулировало появление раз­витых государственно-правовых систем на территории Казахстана, прежде всего, в регионах, находившихся под властью хунну. Это государства усуней и кангаров. Усуни, обитавшие первоначально в районе реки Данхэ в III веке до н.э. были разгромлены хуннами и вошли в состав их империи. Правителю усуней был поручен «надзор за караулами при Западной стене (границе - авт.)». С помощью сен­гира усуни разгромили юэчжей и заняли Семиречье. Здесь в 177 го­ду до н.э. было основано государство, находившееся под протек­торатом хунну. Большую часть населения составили потомки сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине II века до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну. В 53 году до н.э. государство усуней распалось на две части.

О государстве кангаров (в китайской передаче- Кангюй) известно очень мало. Центр этого государства находился в среднем течении Сырдарьи. Согласно китайским сведениям, возникло оно в III веке до н.э. в результате объединения местных дахо-массагетских и исседонских племен пришлыми восточно-сакскими правителями.

Система управления. Во главе государства усуней стоял прави­тель, носивший титул куньбек - «великий правитель», передававший престол по наследству. Кроме того, куньбеки прибавляли к своему имени титул «би» - «князь». С 53 года до н.э., когда государство раз­делилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Кроме верховного правителя существовало еще несколько категорий чиновников. Помощник куньбека носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. В некоторых китайских источниках говорит­ся о трех чиновниках, носивших этот титул - сян-дуглу, цзо-дуглу и ю-дуглу. Ниже находились два «великих полководца» и три правителя уделов. Кроме них, источники упоминают чиновников с титулами дагянь, дуюй, дали, шечжун-дали, кипонь. Они выполняли функции помощников военноначальников, ведали делами куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т.п.

Во главе кангарского государства стоял род Уын, происходящий из восточно-сакского народа юэчжи. Им управлял царь, носивший титул «би» или «ябгу». Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель» царя и три советника. Во главе подчиненных кангарам владений стояли назначенные царем наместники.

Территория и население. Территория государства усуней дели­лась на три части - левое крыло, центр и правое крыло, а в 53 году до н.э. она была разделена на владения великого и малого куньбека, на границе принадлежащих им земель были поставлены межи. Таким образом, усуни уже четко обозначали границы на местности. Под властью усуней находились также соседние народы хюсюнь, поань-ду, юйту и др., где куньбек назначал наместников.

Достаточно сильным и обширным было государство кангаров. В конце II - начале I веков до н.э. ему подчинялись пять «малых» владений в Средней Азии -Юени, Су се, Фуму, Ги, Юегань и алано-сарматские объединения Арало-Каспия - Яньцай и Янь. В момент наивысшего расцвета государство кангаров занимало территории среднего и нижнего течения Сырдарьи до долины Таласа на востоке, Центральный и Западный Казахстан, Хорезм и большую часть междуречья Амударьи и Сырдарьи.

Китайские источники приводят достаточно точные сведения о количестве населения государств Центральной Азии. Так, население государства усуней насчитывало 630 тыс.человек или 120 тыс. семей, а кангаров - 600 тыс.человек или 120 тыс.семей. Трудно сказать, насколько эти цифры точны, но определенный учет количества под­данных в этих государствах велся.

Суверенитет и международная правосубъектность. Оба госу­дарства, усуньское и кангарское, первоначально входили в состав хуннской империи, причем кангары на юге подчинялись также и юэчжам. Уже в середине II века до н.э. усуни становятся незави­симыми и выступают в качестве полноправных субъектов меж­дународного права.

С хунну и Китаем были заключены договора, сопровождавшиеся династийными браками. Впоследствии влияние Китайской империи усилилось, что привело к распаду государства. Великие куньбеки продолжали придерживаться прокитайской ориентации, тогда как малые куньбеки стали союзниками хунну. В источниках говорится о постоянном обмене посольствами между усунями и соседними государствами.

Государство кангаров, усилившись в II -1 веках до н.э. стало проводить независимую внешнюю политику, направленную на противостояние попыткам Китая проникнуть в Южный Казахстан. В I веке до н.э. в Центральной Азии складываются два военно-политических союза, оспаривающих друг у друга караванные дороги формирующегося Великого Шелкового пути. С одной стороны образуется коалиция Китая, усуньского владения Великого куньбека и ряда мелких княжеств Восточного Туркестана, с другой - союз северных хунну, кангаров и государств Средней Азии. Так, известно об активном участии кангаров и хунну в противостоянии китайской агрессии против Суле (Кашгария) и Давани (Фергана).

ВIII-V вв. усуньское и кангарское государства распадаются на ряд полунезависимых владений, быстро потерявших суверенитет. Усуни попадают под власть вначале хунну-юэбань, затем Гаопоя и жужаней, а кангары подчиняются эфталитам.

Правовая система. Государства Казахстана III в. до н.э. - III в. н.э. обладали всеми присущими для государства функциями, в том числе нормативно-правовым регулированием отношений в общест­ве. Немалую роль в этом сыграло распространение письменности. На сегодняшний день известно несколько памятников руноподобного письма, предположительно оставленных усунями. О государстве кан­гаров китайские источники сообщают, что там «находится... уложе­ние, хранимое в храме. При определении наказания берут сие уложе­ние и решают дело». Хотя это сообщение относится к более позднему времени, есть все основания предполагать, что в государствах усуней и кангаров существовали кодексы законов.

Развитие социально-экономических отношений приводит к дальнейшей эволюции права собственности. У усуней появляется поня­тие частной собственности на скот, появляются специальные знаки-тамги для обозначения этой собственности. Среди археологических
находок нередки печати с вырезанными штампами.

В государстве кангаров в начале нашей эры появляется своя денежная система, начинает чеканиться собственная монета с тамгой правителя, что говорит о достаточно развитом государственно-право­вом регулировании социально-экономических отношений.

 

-----В VI веке в Центральной Азии вновь начинается процесс кон­солидации тюркоязычных кочевых объединений, завершившийся созданием второй крупной империи, базирующейся на полукочевом скотоводческом хозяйстве. Этот процесс был вполне закономерен, так как степень политической децентрализации в IV-V веках дос­тигла своего максимума, что стало угрожать нормальному функцио­нированию экономической системы кочевников. Кроме того, в это время появляется ряд технических новшеств, изменивших как воен­ное дело, так и хозяйственную жизнь номадов.

Изобретение стремян и кривой сабли вместе с высоким мобили­зационным потенциалом сделали кочевников наиболее значительной военно-политической силой Евразии. В связи с этим вновь возникает необходимость в создании новых норм, регулирующих отношения в обществе и сильного централизованного государства, способного эти нормы установить и обеспечить их выполнение.

Следствием данных процессов стало возникновение е VI веке кочевой империи, возглавленной тюркским родом Ашина.

 

1.5 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ИМПЕРИИ.

В V веке одно из позднехуннских объединений, подчиненных Китаю - Ашина, перекочевали на территорию Алтая и вошли в состав жужаней. Именно это объединение носило название «тюрк». В 551году тюрки сделали попытку освободиться от власти жужаней, для чего заключили союз с Китаем. В 552 году правитель тюрков Бумын принял титул Иль-хан, что знаменовало собой юридическое провоз­глашение образования новой империи - тюркской. Уже в 60-70-е го­ды VI века тюркам подчинились все кочевые и полукочевые объеди­нения степной Евразии от Черного моря до Тихого океана. Таким образом, тюрки создали первую евразийскую империю. С 555 года она делилась на две полу автономные части - восточную и западную. Последняя включала в себя территорию современного Казахстана, Средней Азии, части Восточного Туркестана.

Структура государственного управления. Главой государства считался каган из рода Ашина. Он правил как всем каганатом, так и восточной его частью. Западная часть находилась под властью прави­теля с титулом ябгу-каган, подчиненного кагану.

Источником власти кагана считалась божественная небесная сила Тенгри, наделяющая его своей благодатью, харизмой - кут. Отраже­нием этих представлений была титулатура кагана, которого называли «подобный Тенгри, происходящий от Тенгри», в нее входили такие эпитеты, как «кутлуг» - «обладающий благодатью», «бильге» - «мудрый», «ышбара» - «могучий» и т.п. Наследование престола шло по так называемой лествичной системе, заимствованной у южных хунну и дополненной удельной системой. По новому порядку престо­лонаследия наследовал не сын отцу, а младший брат старшему, и старший из племянников младшему дяде. В ожидании очереди на престол все претенденты получали в управление уделы, величина и богатство которых зависели от близости принца к трону. При воцаре­нии нового кагана вся очередь сдвигалась, и принцы получали новые уделы, соответствовавшие их новому статусу.

Система управления в восточной и западной части империи от­личались. В восточной части к числу высших чиновников относились шады, эльтеберы и тутуки. Все родственники кагана носили титул тегин. Высших чиновников тюрки называли тархан, а низших, делившихся на 24 класса - буюрук, т.е. «приказные». В западной части империи существовали такие должностные лица, как пра­вители уделов - иркины и чоры. Позже в каждое военно-админист­ративное объединение были назначены представители ябгу-кагана - шады. Все чиновники обозначались термином бег - князь. В подчиненных тюркам среднеазиатских княжествах сохранились преж­ние правители, преимущественно из кангюйской династии, под­чинявшиеся кагану. В VIII веке в каждое княжество были назначены наместники кагана - тудуны.

В 603 году западная часть каганата стала самостоятельным го­сударством, известным как Западно-Тюркский каганат. Возглавлялся он каганом из рода Ашина. Вторым лицом в государстве был кутлуг. Все остальные категории чиновников повторяли структуру управле­ния Тюркского каганата. Практически без изменений осталась си­стема управления и при тюргешской династии (699-759 гг.), сменив­шей династию Ашина на каганском троне.

Более простая схема управления была у карлуков, осуществ­лявших гегемонию в Семиречье и Южном Казахстане в VIII-IX веках. Первоначально они подчинялись Уйгурскому каганату, а правитель карлуков носил титул правого (западного) ябгу или джабгу. Уже в 746 году джабгу карлуков стал самостоятельным правите­лем, в 759 году сместил тюргешского кагана. Правители отдельных объединений, входивших в состав державы карлуков, обладали значительной самостоятельностью и носили титулы хан, тегин, инал-тегин, ялан-шах и др.

Территория и административное деле не. Как уже говорилось выше, Тюркский каганат делился на две части - восточную и за­падную. Если все государство носило название Тюркский Эль, запад­ная часть, а позже и Западно-тюркский каганат носили название «Он ок эли», т.е. «Держава десяти стрел». Такое название возникло из-за особенностей административно-территориального деления страны на десять округов - ок (стрела). Пять округов к западу от Суяба были объединены в правое крыло - он шадпыт, а пять округов к востоку - туглуг. Границей между ними стала река Или. Города Семиречья и Средней Азии, подчиненные тюркам сохраняли прежнюю систему управления.

Два крыла Западно-тюркского каганата стали основой для двух китайских наместничеств после поражения 656 года. После китайс­кой оккупации тюргеши возродили империю, но административная система изменилась. Каган Ушлик в начале VIII века разделил страну на 20 округов - тутук по 7 тысяч хозяйств в каждом. Эти округа ни в коем случае нельзя называть племенами, так как их объединяло не

происхождение или особенности культуры. Другими словами, это были не этнические образования, а именно политические. Так, ок Западно-тюркского каганата выставлял во время войны один ту мен, т.е. 10 тысяч воинов и возглавлялся назначенным каганом чинов­ником. При этом племенные образования дотюркской эпохи были частично раздроблены, частично объединены в составе округов -оков. Так он шадпыты состояли из одного округа барсхан, двух азгыр и двух касо. Кроме объединений - ок, в состав тюркской империи входили объединения огуз, включавшие в себя зависимое кочевое население и среднеазиатские согдийские княжества. С ослаблением центральной власти в VIII веке административное деление тюркской державы значительно изменилось. Округа стали обособляться и пре­вращаться в полунезависимые владения - городские округа и кочевые объединения - племена. Широко развилась система уделов, центрами которых были крупные города. Проникновение ислама в X веке привнесло новые элементы в административную структуру тюркско­го государства.

Суверенитет и международная правосубъектность. Сами тюрки тесно увязывают возникновение своего государства с призна­нием его как субъекта международного права. Когда в 545 году в орду-ставку Бумына, еще вассала жужаней, прибыл посол китайской империи Западное Бэй,«...в орде все начали поздравлять друг друга, говоря: ныне к нам прибыл посланник великой державы, скоро и наше государство возвысится». Превращение тюркского государства в империю отразилось в официальном названии государства - «Тюрк Эли», т.е. тюркский эль. Термин эль обозначал особую форму государственного устройства, предусматривающую наличие привилегированного центра и зависимых окраин, т.е. синонимом этого термина можно считать латинское «империум» и русское «дер­жава». Действительно, каганский титул в этот период считался рав­ным императорским титулам Китая и Византии и принять этот титул мог лишь правитель, под властью которого находился не только соб­ственный народ, но и другие этносы государства. Так на территории Казахстана этот титул принадлежал поочередно правителям ди­настий ашина, тюргешей, карлуков, причем последние до середины IX века не могли называться каганами, т. к. сами были зависимы от Уйгурского каганата, т. е. не обладали суверенитетом и междуна­родной правосубъектностью.

И в Тюркском и Западно-Тюркском каганатах уделялось большое внимание дипломатической деятельности. Постоянный обмен по­сольствами и дипломатическими письмами осуществлялся с китайскими государствами Бэй-Чжоу, Бэй-Ци, Суй, государством Тогон, с Ираном и Византийской империей. Нам известны имена послов тюрков в Византию - Маниаха, в Китай - Мохо-шада и многих других. В свою очередь в тюркской державе побывали византийские послы Валентин и Земарх, оставившие интересные сведения о при­дворном церемониале каганского двора.

Активно участвуя в международной политике, Тюркская держава входила в систему военно-политических союзов и блоков. Так в 20-х годах VII века сложились две коалиции, Западно-Тюркский каганат, Китай и Византия с одной стороны, Восточно-Тюркский каганат, Иран и Аварский каганат с другой стороны, между которыми разразилась война за контроль над Великим Шелковым путем. Ослабление тюркского государства в период правления тюргешской и карлукской династий привел к сокращению дипломатической активности и географии дипломатических связей тюрков. Периоди­чески западные тюрки теряли суверенитет, но в итоге он был восста­новлен карлуками, и независимость государства была сохранена.

Налоговая и финансовая система. Неизвестно, были ли какие-либо постоянные и фиксированные сборы с собственно тюркского населения каганата, но жители зависимых областей были обложены тяжелыми податями. Так в Агванию, завоеванную в 629 году, запад­но-тюркский джабгу-каган «отправил смотрителей за разного рода ремесленниками, имеющими познания в золотопромывании, добы­вании серебра, железа и выплавке меди. Он требовал также пошлины с товаров и ловцов на рыбных промыслах..., вместе с тем и дидрахму по обыкновенной переписи царства персидского». Податным населе­нием каганата были также таты - согдийское население Семиречья и Средней Азии. Основным источником пополнения бюджета была государственная монополия на торговлю шелком, который каганы получали в Китае в качестве податей, дани и контрибуции.

В VII-VIII веках в Западно-Тюркском и Тюргешском каганатах начинается чеканка собственной монеты с тамгой - гербом кагана. Таким образом, у кочевых государств появляется еще одна функция обеспечения бюджетно-финансового регулирования экономики страны через создание денежной системы. При этом государство строго следило за курсом, весом и реальной стоимостью своей монеты и карало за попытки каким-либо образом нарушить государственную монополию на чеканку денег.

Право. Основным источником права. у древних тюрков был обы­чай, кодифицированный и охраняемый силой государства. Обычное право называлось Торе, а судей в источниках обозначают термином тюзель или тюзюлбек. Известно, что самыми серьезными преступ­лениями считались государственная измена, прелюбодеяние и убийство, которые наказывались смертной казнью. За кражу предусматри­вался штраф, в девять раз превышающий сумму украденного пред­мета. За ряд преступлений против личности предусматривались нака­зания по принципу имущественной компенсации.

Таким образом, в VI веке в Центральной Азии возникает новая кочевая империя, возглавленная тюркским аристократическим родом ашина. Изменения в VIII - X вв. правящей династии не привели к серьезным изменениям в этнической и политической системе об­щества и государственные образования тюрков, тюргешей и карлуков сохраняли определенную преемственность.

 

1.6 РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ СИСТЕМ В САРЫ-АРКЕ И ПРИСЫРДАРЬИНСКОМ РЕГИОНЕ.

VI-XII века - время нового расцвета кочевой культуры Сары-Ар­ки, продолжившей традиции кангаров начала тысячелетия. Если в 6 – 7 веках этот регион входил в состав Западно-Тюркского кагана­та, то уже в IX веке здесь появляется ряд независимых государств, в государственной системе которых тесно сплелись как центрально-азиатские, так и местные традиции. Это Кимакский каганат, госу­дарство огузов, Западно-кангарский союз, Кыпчакское ханство.

Структура государственного управления. Из всех тюркских государств Северного, Центрального и Западного Казахстана ста­тусом империи обладала лишь держава кимаков. С 840 года она воз­главлялась правителем, носившим титул байгу (искаженное ябгу -авт.). В начале X века в связи с ростом кимакского государства и вхождением в его состав других тюркских народов правитель прини­мает каганский титул. О структуре органов власти у кимаков мало что известно. Источники говорят лишь о существовании 12 правите­лей уделов, являвшихся одновременно военноначальниками, обла­давшими значительной самостоятельностью в решении политичес­ких вопросов. Кроме того, арабские источники говорят о существова­нии у кимаков таких чиновников, как хаджиб (министр двора) и везиры.

Несколько иной была система управления государства огузов, центр которого располагался в долине Сырдарьи. Главой государства был правитель, носивший титул джабгу. Правители имели соправи­теля и советника, - коль эркин. Наследники престола назывались инал, для их воспитания в детстве назначались специальные опекуны - атабеки, пользующиеся значительным авторитетом при дворе. Важное место занимали также военноначальники. Главнокомандую­щий войсками - сюбаши опирался на военный совет и активно вме­шивался в политическую жизнь. Власть джабгу ограничивалась еже­годным съездом представителей кочевых общин и советом знати - Канкаш.

Крайней степенью децентрализации характеризовалось государ­ство западных кангаров или печенегов, занимавшее территорию За­падного Казахстана, Нижнего Поволжья, Подонья и Северного При­черноморья. Печенежская конфедерация состояла из восьми объеди­нений, каждое из которых возглавлялось ханом. Ханская власть пере­давалась по удельно-лествичной системе. Политические решения, касающиеся всей конфедерации, принимались на съездах знати.

Очень мало сведений о государственном аппарате кыпчаков. Из­вестно, что кыпчакским объединением правил верховный хан или улуг-хан, передававший власть по наследству. Аппарат управления сосредотачивался в ханской ставке - орде. Его главными функциями были управление ханским (т.е. государственным) имуществом и ар­мией. Кроме верховного хана существовали ханы отдельных кыпчакских объединений и крупные чиновники-аристократы - тарханы, югуры, баскаки и беки. Есть сведения о существовании делопроиз­водства в орде кыпчакских ханов.

Те рритория и административное деление. Источники дают нам достаточно полную картину административно-территориального деления государств Сары-Арки и присырдарьинского региона. Так, Кимакский каганат делился на четыре области и 12 уделов. Эти об­ласти перечисляются в персидских письменных источниках:

1. Йагсун-Йасу - в междуречье Ишима и Иртыша, Барабинской степи к западу от Оби. Здесь был центр каганата и две его столицы - старая и новая;

Кыркырхан - в Восточном и Центральном Казахстане от Ир­тыша до оз. Балхаш и Алаколь, включая Каркаралинские, Чингиз-тауские и Тарбагатайские горы;

область внутренних кыпчаков - в Центральном Казахстане до низовий Чу и Таласа на юге;

область внешних кыпчаков - Торгайские степи и предгорья Южного Урала.

В Кипчакском ханстве, пришедшем на смену Кимакскому ка­ганату, административное деление было несколько иным, и построе­но на традиционной системе военно-административных единиц - «крыльев». В XI-XH вв. кипчакское объединение делилось на два практически независимых друг от друга союза, з ападно го (к западу от Волги) и восточного (на территории Казахстана). Последнее дели­лось на два крыла. Центр ханства находился в Торгайасих степях. Правое крыло занимало западные регионы Казахстана, и центр его находился в низовьях Урала. Левое крыло занимало территорию до­лины Сьгодарьи, Центрального и Восточного Казахстана. Ставка пра­вителя левого крыла была в г. Сьппаке в среднем течении Сырдарьи. Основной единицей административного деления были военно-потес-тарные объединения - «племена». В западно-кипчакском союзе их было несколько - токсоба, йетиоба, буржоглы, ельборили, кангароглы, андж-оглы, дурут, кулабаоглы, шортан, караборикли, котан. В восточно-кипчакское ханство входило 16 военно-потестарных объединений - ельбори, токсоба, йетиоба, дурут, альарыс, манкуроглы, имек, бурдж-оглы, таг, башкурт, куманлу, бажанак, баджна, караборикли, уз, шор­тан.

Похожим было административное деление огузского государства. Военно-потестарные объединения носили здесь название «иль» - «держава» или «страна», состоявшие из более мелких подразделений - «аймаков». Последние делились на кочевые общины - «уруги», «оба», «кок» и т.п.

Конфедерация кангаров - печенегов делилась на восемь объе­динений, каждое из которых состояло из пяти «округов» - военно-потестарных союзов.

Суверенитет и международная правосубъектность. Тюрк­ские государства Сары-Арки и Присырдарьинского региона были одними из наиболее крупных государств Центральной Азии и оказы­вали значительное влияние на международную политику. Так персид­ские источники сообщали, что «царь кимаков один из великих царей и один из славных своим достоинством... Тюркские цари опасаются власти хакана кимаков, боятся его мести, остерегаются его силы, берегутся его набегов...»

Активной внешнеполитической деятельностью характеризова­лась политика огузских джабгу. В X веке был заключен русско-огузский союз, направленный против Хазарии и Волжской Булгарии. В 1041 году огузы захватывают Хорезм, но уже в середине XI века огузское государство перестает существовать, а его земли включают­ся в состав Кипчакского ханства.

Западно-кангарская конфедерация также была тесно связана с русскими княжествами и Византией. Известно о военно-политичес­ком союзе кангарских ханов с князем Святославом и совместных походах на Византию и Хазарский каганат. Позже этот союз распался и кангары, уже в союзе с византийцами, вели войну против киевского князя. В XI веке это государство также было включено в состав Кыпчакского_хансгва.

Особый интерес представляют кыпчакские государственные объединения, занимавшие почти всю территорию Казахстана на про­тяжении DC - ХП веков. Хотя кыпчаки никогда не составляли единого централизованного государства, они представляли собой достаточно значительную военно-политическую силу в Евразии. Кыпчакские ханы имели тесные связи с русскими княжествами, Византией, Гру­зией, Хорезмом и государствами Караханидов и каракитаев. Одной из распространенных форм дипломатических контактов было заклю­чение династийных браков, символизировавших заключение долго­временного военно-политического и экономического союза. Такие союзы существовали между западными кыпчаками и русскими кня­жествами, восточными кыпчаками и Хорезмом. В конце XII века левое крыло восточно-кыпчакского союза теряет суверенитет и попа­дает под власть государства Хорезмшахов.

Налоговая система и право. О налоговой системе в государствах Казахстана этого периода известно очень мало, однако даже сущест­вующие сведения позволяют нам говорить о наличии у них фиксиро­ванных сборов с населения для пополнения государственной казны. Так, кимакский каган собирал «обязательную долю» золота, добывае­мого с стране. В конце X века функционирует система регулярных сборов и налогов у огузов. Сборщики налогов, получающие полно­мочия от самого джабгу, имели подкомандой крупные военные отря­ды и жестоко карали за отказ от уплаты налога.

Одной из важнейших функций государства является создание правовых норм. Эта функция в полной мере была представлена и в тюркских государствах Сары-Арки и присырдарьинского региона. Так, известно о существовании у огузов и кипчаков норм обычного права - торе. Суд и судебное решение у кипчаков носили названия йаргуши жаргу. Согласно нормам обычного права разбирались зе­мельные и имущественные споры, уголовные преступления и другие правонарушения.

В целом, на территории Сары-Арки и присырдарьинского реги­она в раннем средневековье существует целый ряд государственных образований, обладающих собственной территорией, населением, суверенитетом, международной правосубъектностью - государства кимаков, огузов, кангаров и кипчаков.

 

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЖЕТЫСУ В Х-ХП ВЕКАХ.

В X веке на карте Евразии появляется новое государственное образование, в политической и правовой системе которого тесно переплелись как тюркские, так и новые, мусульманские элементы. Это государство возникло на базе карлукского объединения Жетысу 8-12 bb. и по титулу правителя называется современными учены­ми государством Караханидов. Основателем этой династии считается карлукский джабгу Бильге-Кюль Кадыр-хан, принявший в 840 году титул кагана. Его внук Сатук Богра-хан принял в 940 году ислам и, заняв трон, объявил его государственной религией, положив начало существованию новой государственно-правовой системы.

Структура государственного управления. Главой государства был каган, носивший титулы Тамгач-хан, Арслан Карахан или Богра Карахан. Следующую ступень государственного аппарата предс­тавляли правители отдельных уделов - Арслан-илек-хан, Богра-илек-хан, Арслан-тегин и Богра-тегин.

Следующая ступень, как две предыдущие, занимались исклю­чительно представителями правящей династии. Это был улуг-хад-жиб, главный советник кагана и посредник между верховными и удельными ханами, сипахсалар - командующий войсками, халиф -духовный лидер мусульман, козий - главный судья, ябгу, капуг-башы, торгуя, чагир, инанчбек, сагун, йиркан, йуга - высшие чиновники и министры.

На следующей ступени государственного аппарата стояли югу-руши, туркисины, хаджибы, ялавачи, казы-аскеры. Пятая катего­рия чиновников включала в себя субаши, пардачи-баши, битукчи, казначи, казибека имухтасиба. Общим названием всех чиновников был термин тапукчи.

Нововведением в государственном аппарате Караханидов стала система канцелярий - диванов, ведавших различными отраслями государственной системы. Всего было 10 диванов:

диван визира;

диван казначея;

диван мустауфи (начальника налогового ведомства);

диван по иностранным делам;

диван начальников гвардии;

диван наблюдателей за доходами и расходами казны, другими финансовыми делами, государственными владениями;

диван надзирателя за рынками, качеством ремесленной продук­ции, соблюдением обычаев и традиций религии;

диван судьи и чиновников ведомства для управления имущест­вом религиозных учреждений;

диван начальника почты;

10. диван тайного наблюдения за местными правителями.
Местная власть осуществлялась в степных районах ильчи башалш, т.е. главами иля - военно-потестарнрго объединения коче­вых общин. В оседлых регионах власть была в руках сельских и городских глав - мехтаров и хакимов и старост - раисов.

В первой половине XII века территория Жетису перешла под управление кара-китаев, народа монгольского происхождения, одна­ко больших изменений в системе государственного управления не произошло. Глава кара-китаев носил титул гурхан. Илекханы, тегины и большинство местных правителей сохранили свою власть.

Те рритория и административное деление. Административная система государства Караханидов характеризовалась господством удельной системы, доставшейся в наследство от карлуков. Держава делилась на два владения. Восточное занимало территорию Жетису и Восточного Туркестана, центр его находился в Орду (Куз-Орду, Кара-Орду) близ Баласагуна. Западное владение занимало тер­риторию междуречья Сырдарьи и Амударьи, центром его вначале был Узгенд, а позднее - Самарканд. Затяжные междоусобицы привели в 1040 году к распаду государства и образованию независимых ка­ганатов: восточного и западного.

Государство делилось на ряд крупных и мелких уделов во главе с представителями правящей династии. Наиболее крупными в Восточном каганате были уделы с центрами в Баласагуне, где правил сам карахан, Таразе и Испиджабе, где правили илек-ханы. Эти уделы в свою очередь делились на более мелкие владения. Правители уде­лов были почти независимы в проведении внутренней и даже внеш­ней политики. Илек-ханы имели аппарат управления, дублировавший центральные органы власти, свои войска, чеканили монеты от своего имени. Достаточно широкие полномочия были также у ильчи-баши, беков и хакимов. Частыми были случаи неповиновения вышестоя­щим властям, междоусобиц и даже внутренних вооруженных столк­новений.

Как мы видим, государственная система Караханидов харак­теризовалась сочетанием развитого бюрократического аппара­та, контролировавшего все важные для властей области жизни, и крайней степенью децентрализации и автономизации админи­стративных единиц. Именно это противоречие привело к ослабле­нию и развалу государства в XII веке.

При кара-китайских гурханах административная система в Жети­су почти не изменилась. Правители кара-китаев не давали своим приближенным в управление уделов, оставив на месте почти всех прежних правителей. По сути, орда-ставка гурхана стояла вне государственной системы Жетису, не интегрируясь с нею. Связующим звеном между правителями кара-китаев и местными удельными ханами были наместники, назначенные в каждый крупный город и удел, функции, которых ограничивались обеспечением сбора налогов и их доставки в орду.

Суверенитет и международная правосубъектность. Приня­тие Бильге-Кюль Кадыр-ханом титула каган символизировало неза­висимый статус государства семиреченских тюрков. Принятие же ислама включило караханидов в систему международного права, ос­нованного на шариате. Тесные связи установились между государ­ством Караханидов и державами Саманидов, Газневидов, сельджу­ков. В то же время одним из важнейших приоритетов внешней поли­тики Восточного владения было ведение «священной» войны против немусульманских народов Восточного Туркестана и Центральной Азии.

Налоговая система. В государстве Караханидов существовала четкая и отлаженная система сбора налогов и других фиксированных сборов. В центральном аппарате и ордах илек-ханов были специаль­ные чиновники - мустауфи, отвечавшие за сбор налогов. С оседлого населения взимался харадж, достигавший одной десятой урожая. Ремесленники и купцы обязаны были выплачивать пошлины и сборы за право торговать.

Особенностью налоговой системы государства Караханидов был институт икта. Так назывались/миюиы, право сбора налогов, с кото­рых государство передавало частным лицам, именовавшимся ик-тадарами или мукта. При этом иктадарам не разрешалось увеличи­вать сумму налогов или каким-либо образом притеснять население икты. Эти условные пожалования давались членам правящей динас­тии, чиновникам, военноначальникам. Наиболее распространенной формой икты была иктат-и-хашам - военная икта, дававшаяся иктадарам на условиях несения военной службы.

Кара-китаи упразднили институт «икта», но усилили налоговый гнет. Все население Жетису было обложено новым налогом - по одно­му динару с дома. Сбором налогов занимались наместники гурхана. В середине XII века налоговая политика еще более ужесточилась, кара-китаи перешли к фактическому грабежу подвластного населе­ния, кочевые общины насильно переводились на оседлость, чтобы увеличить сбор поземельного налога «харадж». Эта политика вызва­ла недовольство местного населения, что послужило основной при­чиной ослабления и упадка государства кара-китаев.

Право. В развитии права Казахстана Xвек стал особой, рубежной датой. С принятием ислама в Жетису и Южный Казахстан проникает и утверждается новая правовая система - мусульманская или шариат. Шариат - это совокупность юридических норм, нравственных принципов и правил поведения. Основными источниками права яв­лялись Коран и Сунна - священное предание, изложенное в хадисах - рассказах о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. Кроме того, к числу источников мусульманского права - фикх относятся иджма - согласованное заключение правоведов по толкованию норм права и кияс - суждение в области права по аналогии.

Шариат предусматривал четыре типа прав:

права бога, которые должен уважать каждый;

права личности;

права окружающих людей;


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.036 сек.)