АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА № 2 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ КАЗАХСКИХ ХАНСТВ

Читайте также:
  1. I. Внутреннее государственное устройство само по себе
  2. II. Конец Золотой Орды и история образования казакского ханства
  3. Августовский путч и конец «перестройки»
  4. Автоматические средства пожаротушения. Устройство спринклерных и дренчерных систем пожаротушения.
  5. Автонастройка режима
  6. Аграрный строй и положение крестьянства
  7. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
  8. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.
  9. Административное и государственное устройство
  10. Административное устройство и родоплеменной состав.
  11. Американский взгляд на мироустройство (три версии)
  12. Амнестические расстройства.

(15- НАЧ. 18 ВВ.). ОБЫЧНОЕ ПРАВО КАЗАХОВ.

 

Ключевые слова: хан Абулхаир, казахи, ханство, Герей, Жанибек, торе, қожа, адат, Жеті-Жарғы.

 

Основные вопросы: 1.1 ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА. 1.2 КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В XV-XVI ВВ. 1.3 ОБЫЧНОЕ ПРАВО КАЗАХОВ XV - XVIII ВВ.

 

1.1 ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА.

Кризис политической системы государства Абулхаира приводит в 50-х годах XV века к росту оппозиционных настроений, как среди знати, так и среди широких масс населения.

Поражение в войне с калмыками в 1457 году показало неспособ­ность хана выполнять одну из своих основных функций - организо­вать эффективную защиту страны от внешней агрессии. Одним из следствий этого поражения стал мятеж султанов Керея и Жанибека, потомков Орыс-хана и их откочевка на территорию Северо-Западно­го Могулистана в район рек Шу и Козыбасы.

Вообще, откочевка или отказ подчиняться власти хана с уходом в подданство соседних суверенов была достаточно распространен­ной формой протеста против непопулярных правителей. Однако именно откочевка 1459 - 60 гг. стала предвестницей гибели государ­ства Абулхаира - последнего обломка Улуг Улуса в восточной части Дешт-и-Кыпчака. За подданными Жанибека и Керея закрепилось прозвище казак, означавшее беглецы, вольница, люди отделив­шиеся от своего улуса.

Смерть хана Абулхаира в конце 1468 года привела к обострению политического кризиса в государстве. Одни источники называют преемником его сына Шейх-Хайдара (Шахбодак-хана), другие - Йадгар-хана. Скорее всего, началась ожесточенная борьба за власть, в которую вскоре вмешались мангытские бии Муса и Жамбырши, шейбанид Ибрагим, улус, которого находился в Притоболье и, конеч­но же, султаны Жанибек и Керей. Источники сообщают, что «множество народа откочевало к Гирей-хану, так что число собравшихся около них людей возросло вскоре до двухсот тысяч; звать их стали узбек-казахами». В конце 1469 - начале 1470 годов сторонники Шейх-Хайдара были разгромлены, сам хан убит, а его владения разделены на три части.

Западное Семиречье, Центральный Казахстан, среднее течение Сырдарьи оказались в руках Жанибека и Керея. Это образование получило название Казахского ханства. В Западном Казахстане закрепились мангытские бии, государство, возглавленное ими, стало известно как Мангытский Йурт или Ногайский Улус. Северный Казахстан и Западная Сибирь вошли в состав владений шейбанида Ибрагима - Сибирского ханства.

Причины образования Казахского ханства. Появление на поли­тической карте мира нового государства вызвано одновременным действием целого комплекса причин - политических, экономических и этнических.

К политическим причинам относится, прежде всего, неспособ­ность политико-правовой системы, основанной на имперских тради­циях Улуг Улуса нормально осуществлять регулятивные функции в обществе. На протяжении второй половины XTV - первой половины XV веков практически все политические группировки, приходившие к власти, пытались воссоздать более или менее централизованное бюрократическое государство с сильной ханской властью, хотя экономический базис этому уже давно не соответствовал. Именно поэтому население ханства Абулхаира, проявляя недовольство политикой своего правителя, оказывает активную поддержку его оппонентам, выдвигавшим свои проекты переустройства страны. Потомки Едите, представленные в середине XV века биями Мусой и Жамбырши, склонялись к ликвидации ханов и сословия торе - чингизидов, предлагая заменить их едигеидами. Потомки Орыс-хана, Жанибек и Керей, выступали за сохранение ханской власти, но ограничение ее съездом представителей общин - маслихатом. Рас­пад государства Абулхаира и последовавшая за этим борьба между мангытскими биями, казахскими ханами и наследниками Абулхаира были, прежде всего, борьбой за будущее политическое устройство Казахстана. В итоге длительной борьбы победили казахские ханы, объединившие страну под своей властью в конце XVI - начале XVII веков.

Экономические причины заключались, прежде всего, в падении значения Нижнего Поволжья как экономического центра Евразии. Постепенный рост увлажненности степной зоны в XIV - XV вв. при­водит к медленному, но неуклонному оттоку кочевого населения из западных районов Улуг Улуса в восточные, на территорию современ­ного Казахстана. Одновременно падает роль международной тран­зитной торговли. Во-первых, бурно развивающиеся европейские страны начинают осваивать морские торговые пути в Индию и Ки­тай, в обход территории Улуг Улуса. Во-вторых, расцвет Османской империи приводит к падению политической и экономической роли Генуэзской республики - основного экономического партнера Улуг Улуса и посредника при торговле с Европой. Победившие турки закрывают черноморские проливы и превращают Черное море в свое внутреннее море, лишив Улуг Улус выхода на мировые рынки. Последовавший за этим кризис торговых городских центров Улуса был усугублен политическим кризисом и завершен разгромом и опустошением войсками эмира Тимура в 1395 году. В результате большая часть городов Поволжья и Северного Кавказа перестала существовать. Экономическое значение Поволжья начинает возрож­даться лишь во второй половине XVI века, но окном из Европы служит уже не Крым, а Россия, поэтому среднее и нижнее Поволжье попадает вскоре под власть московских царей.

Одновременно вырастает значение присырдарьинских городов, т. к. международная торговля по древним маршрутам Великого Шел­кового пути начинает перемещаться из торгово-земледельческого Поволжья в скотоводческо-земледельческий Казахстан и оформление на этой территории особого государственного образования стало лишь вопросом времени.

Особое место в комплексе причин, приведших к образованию казахского ханства, занимают этнические процессы. В XIV - XV веках кыпчакский этнос переживает период кризиса и ломки этнической структуры, образования новых, активных субэтнических групп. В конце 50-60-х гг. XIV века на Сырдарье формируется субэтнос ногайлы, основной этнической доминантой которых было сохранение древних кочевых традиций в противовес городской культуре и исламской цивилизации. Постепенно термин ногой начинает вытеснять древний этноним кыпчак и заменять его. Тогда же появляется такой субэтнос, как алаш - население слабо исла-мизированного левого крыла Улуг Улуса. Продолжение этнического кризиса, сопровождавшегося передвижкой кочевого населения, приводит к образованию субэтноса с названием казак или казах, существовавшим тогда наряду с собирательным названием для всего кочевого населения бывшего Улуг Улуса - узбеки. Ибн Рузбехан писал в XVI веке: «Три племени относят к узбеку, как суть славнейшие во владениях Чингизхана. Ныне одно (из них) - шейбаниды. Второе племя - казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью и третье - мангыты, а из них - цари астраханские». Если сторонников потомков Абулхаира называли в начале XVI века узбеками Мавераннахра, то казахов - узбеками казахского происхождения или узбек - казахами.

Как мы видим, единый этнос, носивший название кыпчак (XIII-XIV вв.), ногай (XIV-XV вв.) и узбек (XIV-XV вв.) уже существовал и в XVI веке происходит лишь закрепление за ним общего этнонима казах, а за страной им населенной - названия Казахстан.

Таким образом, говоря об образовании Казахского ханства необ­ходимо подчеркнуть следующее:

Годом образования Казахского ханства являются 1465-66 годы, когда было провозглашено небольшое ханство Керея и Жанибека в долине реки Чу, или 1469-70 годы, когда Керей и Жанибек вторично стали ханами, но уже на территории Сары -Арки и в присырдарьин-ском регионе. Нам кажется, что более предпочтительна вторая дата;

Казахское ханство стало наследником Улуг Улуса, возникнув на базе одного из его улусов и объединив в XV - XVI веках большую часть его кочевых подданных. Фактически, территория Улуса была разделена в XVI - начале XVII веков между Казахским ханством и Россией;

Население Казахского ханства ни этнически, ни культурно, ни антропологически не изменилось в XV-XVI веках и представляет собой прямых наследников кыпчаков Улуг Улуса XIII-XIV вв.;

Политическая организация Казахстана в XV - начале XVIII веков явилась результатом длительного процесса эволюции государ­ственных и потестарных институтов и отношений, исходной базой для которой послужила модель государственности Монгольской им­перии и Улуг Улуса. Далее мы подробно рассмотрим ход этой эво­люции.

 

1.2 КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В XV-XVI ВВ.

Молодое Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех казахских племен и присоединение присырдарьинских городов. После смерти Керея в 1474 году ханом стал его сын Мурындык (1474-1511 гг.). К концу XV века казахам удалось овладеть большей частью Южного Казахстана и вытеснить потомков Абулхаира в Мавераннарх. Опираясь на городские центры, Мурындык-хан объединил кочевые рода Семиречья, Центрального и Запад­ного Казахстана, однако уже в начале XVI века вся полнота власти в государстве находилась в руках султана Касыма, сына Жанибека. Между Мурындыком и Касымом шла острая борьба за власть, завер­шившаяся к началу второго десятилетия XVI века победой послед­него. Время правления хана Касыма (1511-1518 гг.) было временем наивысшего могущества Казахского ханства. Казахам удалось за­крепить за собой часть присырдарьинских городов, Семиречье и Притяныианье. Расширились территориальные владения на западе Казахстана. Мангытский Йурт переживал тяжелое время, после смерти Муса-мырзы обострилась борьба за власть между потомками Едиге. В этих условиях верхушка Йурта идет на союз с казахским ханом, а Сарайшик превращается в резиденцию Касым-хана.

Однако усиление государства было временным. Политическая система казахского общества XV-XVI веков переняла много элемен­тов системы Улуг Улуса, многие противоречия, вызвавшие распад империи не были сняты. Харизматический характер власти первых казахских ханов был способен консолидировать общество, однако как только на политическую арену вышли ханы, не обладавшие достаточным авторитетом, стабильность системы была нарушена. После смерти Касым-хана казахско-мангытский союз распадается. Борьба за власть между преемниками Касыма привела к образованию нескольких конкурирующих ханств. Под властью казахов остались лишь Семиречье и часть долины Сырдарьи, остальные земли оказа­лись под властью мангытских биев и среднеазиатских правителей.

Лишь в середине 50-х гг. XVI века при правлении хана Хак-Назара (1538-1580 гг.) Казахское ханство выходит из затяжного кризиса, что было следствием значительного изменения политической системы.

Органы управления. Высшей законодательной властью в Казах­ском ханстве обладал маслихат или курултай - съезд султанов и представителей общин. Маслихат собирался один раз в год, обычно осенью, и решал наиболее важные государственные вопросы - заклю­чение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, опреде­ление маршрутов кочевания.

Кроме того, маслихат избирал и смещал ханов исходя из принципа - меритократии - выбора наиболее достойного. Обязательным условием для участия в работе маслихата было наличие оружия -полноправным членом этого органа были только взрослые лично свободные мужчины. Работа съезда проходила при большом стече­нии народа, поэтому в источниках маслихат именуется народным собранием, что не совсем верно.

Вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана. Хан избирался маслихатом из потомков Чингисхана, точнее из динас­тии Орыс-хана, и выполнял свои функции пожизненно. Известны случаи, когда ханы смещались и изгонялись. Так, в 1511 году престол потерял Мурындык-хан, вынужденный уехать в Самарканд. В 1526 году хану Тахиру пришлось оставить Казахское ханство и уйти в Кыргызстан. Выборы хана сопровождались острой политической борьбой, приводившей нередко к вооруженным столкновениям. Иногда на маслихате происходил раскол, и тогда появлялись два или более ханов, один из которых, тем не менее, считался старшим. Из­бранного хана специально провозглашали верховным правителем и проводили обряд конфирмации, заключавшийся в троекратном под­нятии на белой кошме.

Хан выполнял следующие функции:

организация вооруженной охраны государства от внешних врагов;

определение внешнеполитического курса государства;

функции высшей судебной власти;

охрана существующего порядка и общественного устройства.

В XV-XVI веках казахские ханы обладали широкими полно­мочиями, вытекающими из выполняемых ими функций. Так, хан был верховным главнокомандующим казахской армией, и его полководческие таланты не в малой мере влияли на избрание на престол. В его обязанности входила организация войск, проведение мобилизации, руководство армией во время военных действий.

Выполняя внешнеполитические функции, хан имел право объяв­лять войну, заключать мир, отправлять и принимать послов, заклю­чать международные договоры.

Хан являлся судьей высшей власти. В его прерогативы входило рассмотрение апелляций на решение суда биев, споры между пред­ставителями различных улусов, дела, где одной из сторон были пред­ставители сословия торе - чингизиды. При решении судебных дел хан руководствовался нормами обычного права и за осуществление правосудия получал ханлык - вознаграждение в размере 10% от суммы иска.

В целях охраны существующего порядка и общественного уст­ройства хан мог издавать законы и распоряжения, обязательные для всего населения ханства, устанавливал виды и сумму налогов, фор­мировал административные единицы ханства и назначал их руко­водителей.

Султаны или представители ханского рода обладали в XV-XVI веках огромными полномочиями. Ближайшие родственники хана назначались обычно правителями уделов, выполняли диплома­тические функции, командовали войсками своих административных единиц во время войны. Конечно же, не все представители сословия торе были правителями улусов, часть султанов, нося это название, не обладала какими-либо полномочиями. Султан-правитель улуса осуществлял в своих владениях судебную, гражданскую и военную власть и подчинялся непосредственно хану.

Совет биев собирался ханом для решения наиболее важных политических и юридических вопросов и имел совещательные функции. В XV-XVI вв. значение этого органа было невелико. В него входили наиболее авторитетные бии и представители ассоциа­ций общин. Один из биев был фактически советником хана. Русские источники называют его ордынским бием.

Кроме того, для ведения делопроизводства при хане была канце­лярия - дуан. Весь центральный аппарат ханства в XV-XVI вв. не имел постоянного места размещения и кочевал вместе с ханом и его аулом. Только Мурындык и Касым на короткое время обосновались в г. Сарайшык в низовьях Урала, постоянной же столицы государство не имело.

Административное устройство. Территория и население хан­ства делилось на уделы во главе с султанами - родственниками хана. В составе каждого удела было 50-60 тысяч семей. В начале XVI века ханство делилось на 3-4 крупных удела, один из которых управлялся непосредственно ханом. Каждый удел в свою очередь делился на улусы по 10 тысяч семей. Во главе улусов также стояли султаны, назначаемые ханом. Каждый улус обладал своей территорией со строго разграниченными пастбищами, особенно зимними. Ополче­ние улуса во время войны было самостоятельным подразделением. Таким образом, фактически ханство делилось на военно-админи­стративные единицы.

В состав улусов входили ассоциации общин во главе с биями и старшинами. Каждая ассоциация представляла собой объединение общин, кочующих на одной территории. Для регулирования от­ношений между общинами в ассоциации существовала вымышлен­ная генеалогия, определяющая статус общины в зависимости от поло­жения в генеалогии ее вымышленного предка. Главы ассоциаций и общин - бии и старшины осуществляли административную, военную и судебную власть в рамках данного коллектива, их влияние осно­вывалось целиком наличном авторитете.

Налоги. Для содержания аппарата и ханской дружины в XV-XVI вв. ханы собирали налоги с подвластного населения. Известны также виды налоговых платежей как бадж - пошлины и харадж -поземельный налог с оседлого населения. Кочевники платили в казну ушур в размере 5% от поголовья скота. Сбор налогов поручался местным властям, зачастую сумма и регулярность определялась самими биями и старшинами добровольно. Известно о чеканке монет казах­скими ханами в присырдарьинских городах.

Таким образом, в XV-XVI вв. Казахское ханство представляло собой ханскую республику, где господствовала элита закрытого типа - mope-чингизиды. По государственному устройству Казахское ханство было унитарным, хотя в кризисные периоды, в 20-30-е гг. XVI века, проявлялись тенденции к превращению единого ханства в федерацию ханств.

 

КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В КОНЦЕ XVI- НАЧАЛЕ ХУШ ВЕКОВ.

В 50-х годах XVI в. начинается усиление Казахского ханства, связанное с деятельностью хана Хак-Назара (1538-1580 гг.). Ему удалось объединить распавшееся после смерти Касыма государство, к концу его правления границы государства на западе проходили по Уралу, на севере - по Ишиму и Нуре, на востоке - по Чингистаускому хребту, Балхашу и Чу. На юге владения казахов вплотную подходили к Ташкенту. Кроме того, собственно Хак-Назару подчинялись часть башкир и кыргызов.

После короткого кризиса, вызванного смертью Хак-Назара и вынужденного подчинения хана Сыгая (1580 -1582 гг.) бухарскому хану, Казахское ханство вновь укрепляется. В конце XVI в. хану Тауекелю (1586-1598 гг.) удалось разгромить Бухару и овладеть Таш­кентом и городами Ферганской долины. Таким образом, практически все течение Сырдарьи оказалось в руках казахов.

Реформы XVII века. Включение в состав одного государства районов с различным политическим устройством, с разными тради­циями политической культуры при общей слабости межрегиональ­ных экономических связей неизбежно вели к росту сепаратистских настроений. В конце XVI века казахским ханам пришлось вести долгую борьбу с биями - едигеидами и султанами - чингизидами за верховную власть. В результате внутриполитической борьбы одер­жал победу хан Тауекель, однако, ему пришлось пойти на целый ряд серьезных уступок общиной знати. Преемнику Тауекеля Есим-хану (1598-1628 гг.) пришлось выдержать еще более напряженную внутри­политическую борьбу, итогом которой стало коренное реформирова­ние политической системы Казахского государства. Суть ее заключа­лась в том, что главенство закрытой элиты - торе сменялось на главенство элиты открытого типа - биев и старшин. Произошла своего рода бийскаяреволюция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их правителей.

Органы управления. По-прежнему, высшую законодательную власть продолжал осуществлять маслихат. В состав его входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Полномочия хана в результате реформ были существенно урезаны. Он продолжал оставаться верховным главнокомандующим и верховным судьей, однако лишился ряда прав и полномочий. Так, заключать мир, объявлять войну и направлять посольства он мог только с разрешения маслихата. Также хан был лишен права вы­носить смертный приговор, это право сохранилось лишь за судом биев. В связи с изменением административного устройства хан потерял право распоряжения всей территорией ханства, которое перешло к биям.

Ослабление роли хана в политической системе привело к измене­нию системы выбора хана. Хотя формально принцип меритократии оставался в силе, фактически казахи перешли к наследованию хан­ского звания вплоть до начала XVIII века. В XVII веке была опреде­лена и постоянная столица Казахского ханства - г. Туркестан, где хан находился в зимнее время.

Значительно большую роль, чем раньше стал играть Совет биев, ограничивавший власть хана. В него входили наиболее влия­тельные бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин, совмещавшие административную и судебную власть.

Политико-потестарная система. Политико-потестарная сис­тема казахов состояла из нескольких уровней. Первый регулировал отношения внутри общин, власть держалась только на авторитете правителя общины. Следующий уровень представлял собой сложную иерархию общин, объединявшихся в ассоциации. Несколько ассо­циаций, занимающих одну территорию, объединялось в военно-потестарные группы - уруг или/ту, обозначающихся в литературе термином «род». Несколько «родов» составляли военно-потес-тарные объединения - ель или аймак. В русских источниках их именуют племенами. Эта структура, выраженная в категориях родства, привела к осознанию всех общественных связей через родственные отношения и тем самым способствовала зарождению целостного этнического самосознания. Самый верхний уровень политической системы казахов представлял собой собственно го­сударство.

Таким образом, в XVII - началеXVIII вв. основным субъектом политико-потестарных отношений в Казахском государстве была община. Ее влияние на принятие политических решений определялось положением в иерархии, основанной на вымышленной генеало­гии - шежфе. Положение общины в иерархии учитывалось в случае:

определения места в боевом порядке;

при разделе боевой добычи;

вхождения в дом и размещения гостей по местам;

при открытии торжества;

при представлении качества предлагаемого на празднестве кушанья.

Общинные ассоциации имели характерные черты, связанные с правами и обязанностями своих членов:

каждый общинник должен был знать свою родословную до седьмого колена;

каждая община занимала общие кочевья и двигалась по общим кочевым путям. При этом в зависимости от сезона община могла быть расширенной (до сотни и более хозяйств летом) или делиться на ряд малых общин (до 10-15 хозяйств зимой);

каждый общинник был обязан защищать члена своей общины всеми доступными средствами, включая и кровную месть, в случаях, предусмотренных законом;

общинники обязаны были оказывать друг другу в случае необ­ходимости материальную помощь, компенсируя траты, связанные с потерей скота, выплатой штрафов, калыма и т. п;

5. каждая община имела «священное» место для погребения.
Кроме того, военно-потестарные группы и объединения имели свои отличительные знаки - пищба и боевые кличи - уран. Каждая единица этой иерархии во время войны выставляла отдельное под­разделение во главе со своими батырами - профессиональными военными.

Как мы видим, Казахское ханство образовалось во второй половине XV века в результате целого комплекса политичес­ких, экономических и этнокультурных причин на базе левого крыла Улуг Улуса. Пройдя сложный путь развития политической органи­зации общества, Казахское ханство к началу XVII века превратилось в достаточно устойчивое государство.

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА В 15-18 ВВ.

Социально-экономические отношения, существовавшие в коче­вых обществах, были своеобразными. Их нельзя сравнивать с перво­бытным эгалитаризмом, в то же время ряд причин тормозили форми­рование классов. Крупные и мелкие группы в представлениях самих казахов являлись результатом сегментации одной первоначальной семьи. В низших ячейках социальной организации действительно соблюдались кровнородственные принципы. Такие семейно-родст-венные группы обычно называют в литературе патронимиями. Патронимии представляют собой коллективы близких родст­венников, связанных общностью хозяйственных интересов.

Объединение разнородных групп приводило к составлению ис­кусственной генеалогии, потому в действительности большинство объединений были сложносоставными образованиями, формировав­шимися исторически. Можно предположить, что основной причиной возникновения союзов различных уровней являются хозяйственные интересы, что дает основания отождествлять «генеалогические свя­зи» с соседско-общинными.

Казахская община.

Сам по себе процесс скотоводческого производства - это одомаш­нивание скота и выпас его на пастбищах, а также последующая об­работка получаемых продуктов хозяйства. Скот и земля в равной мере участвуют в производстве, как основные средства. Кочевник одинаково проявляет заботу о животных и о земле, поскольку только земля, в конечном счете, гарантирует благосостояние скотовода.

В то же время, само многообразие фактов не дает никакого намека на существование у казахов феодальной собственности на землю. В среде кочевников ни в древние времена, ни в новое время не было такого явления, как монопольная собственность одной какой-то социальной группы на землю и даже на скот. Вплоть до разложения кочевничества отсутствие частной собственности на пастбища опре­делялось спецификой производственных отношений и характером производства.

Кочевничество могло существовать лишь до тех пор, пока боль­шая часть народа имела возможность беспрепятственно вести экстен­сивное кочевое хозяйство, было способно кочевать. В основе своеоб­разных социальных отношений кочевников лежит противоречие между такими явлениями, как частная собственность на скот и кол­лективная, т. е. общинная собственность на землю.

Основной хозяйственной ячейкой казахского общества была кочевая община. Однако посезонный характер кочевого производства привел к формированию двух сосуществовавших типов общин - минимальной и расширенной. Минимальная община существовала в зимний, ранневесенний и осенний периоды и включала в себя в среднем 5-10 хозяйств. Размеры минимальной общины могли быть больше или меньше и зависели от количества скота, способного прокормиться на прилегающих к зимовке пастбищах. Таким образом, именно продуктивность пастбищных угодий, выделенных на зимний период, определяла размер минимальной общины.

Чаще всего в составе минимальной общины объединялись бли­жайшие родственники, хотя могли быть и исключения. Несмотря на это в основе объединения лежат не кровнородственные, а эконо­мические отношения, т. к. само существование общины было вызвано именно необходимостью трудовой кооперации скотоводов для осуществления всех звеньев производственного процесса, кото­рый предполагал объединение усилий большого числа людей. В рамках минимальной общины совершались такие производственные операции, как выпас скота, обеспечение водопоя, расчистка пастбищ от снега, случка, окот и т. п. Ранней весной минимальные общины начинали перекочевку на весенние пастбища, располагавшиеся на территориях, раньше освободившихся от снега. При прибытии на летние пастбища несколько минимальных общин объединялись и составляли расширенную общину. Расширенные общины существовали в теплое время года и в их рамках решались все задачи, возникающие в производственном процессе именно в этом сезоне, в пер­вую очередь, проблемы обеспечения скота водой. Размеры этого типа общин варьировали в зависимости от наличия, качества и типов источников водоснабжения. В регионах, где естественные источники отсутствовали, кочевники создавали искусственные колодцы и т. п. Здесь в состав расширенной общины входили 2-3 минимальные. Небольшим был размер летней общины в горных районах, что было связано с особенностями выпаса скота и обеспечения водопоя на высокогорных альпийских лугах. Более крупные расширенные общины существовали в регионах с наличием крупных естественных источников водоснабжения рек и пресных озер в Центральном, Северном и Северо-Восточном Казахстане.

Если в собственности минимальной общины были зимние пастбища, то расширенная община характеризовалась собственность на искусственные водоисточники, а через право первозахвата, о котором мы будем говорить ниже, и на естественные источники воды. Кроме того, в опосредованной форме собственность общины рас­пространялась на пастбища, расположенные вокруг водных источ­ников.

Таким образом, община представляла собой объединение коче­вых хозяйств, характеризующееся общностью трудовых усилий непосредственных производителей, коллективной организацией процесса производства и общей собственностью на зимние паст­бища и водные источники.

В социальной организации казахов существовало также объеди­нение более высокого уровня, регулировавшее взаимоотношения общин по поводу системы землепользования, распределения пастбищных угодий, водных источников и кочевых маршрутов. Эту общность можно назвать ассоциацией общин или ассоциативной группой. Ассоциации объединяли от 20 до 100 общин, размер их зависел в первую очередь от кормовой емкости пастбищ и наличия водных источников, причем в собственности ассоциации находилась вся территория кочевания составляющих ее общин, независимо от продуктивности пастбищ.

Важной функцией ассоциативной группы было регулирование внеэкономических отношений между общинами, в т. ч. арбитраж и контроль за выполнением норм обычного права. Именно на членов данной ассоциации распространялись обязательства родовой взаимопомощи, уплата штрафов, калыма и т.п. Кроме того, ассо­циативная группа представляла интересы общин перед другими ассоциациями.

Иерархия общин, ассоциативных групп и военно-потестарных объединений находила идеологическое обоснование в системе генеа­логического родства. Реальный статус индивида, общины или со­циальной группы любого уровня находил свое отражение в положе­нии их предка, нередко вымышленного, в генеалогическом древе. Таким образом, более высокий социальный статус группы объяс­нялся ее старшинством по отношению к другим. Это генеало­гическое родство было реально только на низших ступенях социаль­ной организации, до 7-10 поколений, дальше же родство было вы­мышленным, т. е. имела место т. н. вторичная генеалогия. В соот­ветствии с принципами генеалогического родства осуществлялось регулирование как экономических, так и социальных отношений между отдельными людьми, общинами, ассоциативными группами и объединениями более высокого уровня. Именно наличие традиций генеалогического родства позволило как восточным, так и евро­пейским авторам применять к ассоциациям термины: юрт или поко­ление.

Социальные группы.

Отсутствие классового деления не означало социальной однород­ности общества. Казахское общество было строго иерархизировано и делилось на ряд сословий, различающихся по происхождению и правовому статусу. Выделяются три основных сословия - белая кость, черная кость и рабы. Самым высоким статусом в казахской степи обладали представители ак-суйек (белая кость), в которую входили торе и кожа. Торе - потомки Чингисхана, по праву рождения приоб­ретали звание султана и право занимать ханский престол. Кожа считались потомками первых проповедников ислама и пользовались огромным авторитетом среди казахов, хотя их права не были так широки, как у торе.

Сословие ак-суйек представляло собой закрытую привилеги­рованную группу, внутри которой преобладала эндогамия, т. е. пре­имущественное заключение браков внутри группы. Это тем более интересно в связи с господством у казахов экзогамии, заключав­шейся в запрете на браки между родственниками до 7 колена. Так, ребенок, родившийся от брака султана и женщины черной кости, не считался полноправным султаном. Именно поэтому ак-суйек пред­почитали брать в жены калмычек, башкирок и т. п., не связанных патронимическими связями ни с одной из групп черной кости.

Права султанов, приобретаемые ими с рождения, были достаточ­но обширны. Как потомки Чингисхана они обладали преимущест­венным правом на осуществление управленческих функций в казах­ском обществе. Это выражалось в праве избираться на должность хана и праве получить в управление улус. Последнее в конце XVI -начале XVII веков значительно сужается в связи с фактической лик­видацией улусной системы. Тем не менее, султаны не занимались непосредственно производственной деятельностью, участвуя только в регулировании общественных отношений и военном деле. Основой их экономического благосостояния были общины толенгутов - за­висимой социальной группы, о которой мы будем говорить ниже.

Сословная группа кожа сосредотачивала в своих руках функцию регулирования духовной жизни общества, причем, в отличие от тра­диционного мусульманского духовенства, выполнение этих функций зависело не от образования, а от происхождения.

Основное сословие казахского общества составляли кара-суйек (черная кость) - семьи, ведущие самостоятельное хозяйство. Они были основной силой объединений всех уровней, отстаивали их независимость и свободу, обеспечивали весь цикл производственной деятельности. Потребность сохранения военно-политической орга­низации и нормального функционирования экономики, основанной на общинной структуре, вела к ограничению эксплуатации основной массы элитой.

Самую низшую сословную группу составляли кулы (рабы). В рабство попадали в основном военнопленные из других народов. В условиях господства общинных отношений и развитой системы взаимопомощи обратить в рабство казахов было практически невозможно. Дети рабов также становились рабами, однако, в зависимости от притока новых военнопленных, число поколений, на которое рас­пространялось состояние рабства, могло сокращаться. Проведении удачных внешних войн и большом количестве пленных, прежние рабы могли получить свободу. В этом случае они включались в состав общины на правах неравноправных членов.

Рабы считались полной собственностью своих хозяев, занима­лись самой тяжелой, малоквалифицированной и не престижной рабо­той. Их можно было продать, купить, обменять, включить в состав штрафа, калыма и т. п. Не обладая никакими правами, рабы не могли самостоятельно обращаться в суд, их интересы представляли хозяева. В XV-XVIII веках численность рабов была достаточно большой.

В то же время рабы не играли большой роли в системе материаль­ного производства казахского общества.

К непривилегированным социальным группам относились толенгуты - военные слуги султанов. Это была категория лично зависи­мых людей, добровольно отдавших себя под патронаж того или иного чингизида. Любой индивид, в силу разных обстоятельств лишив­шийся покровительства ассоциации общин, мог обратиться к султану и стать его толенгутом. В этом случае он отказывался от своегорода, тамбы, урана, был обязан служить султану в качестве дружинника, а его семья обеспечивала султана продуктами материального произ­водства. Вокруг каждого султана образовывалась толенгугская общи­на, некоторые влиятельные султаны и ханы создавали целые толен-гутские ассоциации. Именно толенгуты составляли основную воен­ную силу сословия ак-суйек.

Особое место в социальной структуре казахского общества игра­ли группы биев и батыров. Бии осуществляли функции судебной власти и в силу особой общественной значимости правового регули­рования обладали огромным авторитетом у казахов. Бием мог стать любой представитель черной кости, знающий нормы обычного права, обладающий красноречием и достаточным авторитетом. Очень часто в степи возникали целые династии биев, однако это звание ни в коем случае не было наследственным. В XVII - начале XVIII веков ряд влиятельных биев осуществляли также властные функции, входя в состав совета биев и возглавляя жузы и отдельные военно-потестар-ные объединения.

Батыры составляли в казахском обществе группу профессио­нальных военных, возглавляя ополчения своих объединений в случае войны. Это звание не было наследственным, а приобреталось только благодаря личным качествам - храбрости, знанию военного дела, таланту военачальника. При сборе ополчения батыры составляли его командный состав, в мирное время выполняли различные функ­ции - могли быть руководителями общин и объединений разных уровней, вести хозяйство как рядовые общинники и т. п. Многие батыры обеспечивали себя необходимыми продуктами, занимаясь охотой. Как мы видим, биев и батыров нельзя считать сословной группой, тем более, что звание батыра могли получать как предста­вители черной кости, так и чингизиды. Это, скорее всего функцио­нальные или профессиональные группы.

Огромное значение в жизни казахского общества играли стар­шины - руководители общин и других объединений разного уровня, т. н. родоправитеш. Это были люди, обладающие знаниями в орга­низации производства, авторитетом, навыками административной деятельности. Старшинами часто становились бии и батыры, однако многие старшины не носили этих званий. Старшинство также не передавалось по наследству, однако, в силу экономической мощи семей старшин, их дети часто также становились руководителями данной общины.

Внутри общины, вследствие специфики кочевого хозяйства в про­цессе производства, также происходило выделение профессиональ­ных групп, приобретавших кастовый характер. Наиболее престиж­ной была группа жылгышы - коневодов. Это было связано с особой значимостью лошадей в хозяйстве казахов и особенностями выпаса этого вида скота. Наименее престижный была работа койшы или шопа» - чабана, овцевода. Очень часто эту обязанность выполняли дети или рабы. К непрестижным группам относились так же жата-ки - земледельцы. Это были общинники, лишившиеся скота и не имеющие возможности кочевать. Они оставались на зимовках и в течение лета занимались обработкой земли, ремонтом землянок и загонов для скота, заготовкой топлива. При первой возможности жатаки старались приобрести скот и вновь начать кочевать. Очень часто правители казахов и отдельные богатые скотоводы использовали в качестве земледельцев своих толенгутов и рабов. Особенно большие группы жатаков возникали в местностях, наиболее благоприятных для поливного земледелия - в поймах крупных рек, на берегах озер и т. п.

В целом, социальная структура казахского общества характеризовалась крайне низким влиянием внеэкономических рычагов формирования социальных отношений. Вся иерархия общества была обусловлена, прежде всего, необходимостью нор­мального функционирования системы материального производства и только по мере необходимости - социального, правового и поли­тического регулирования. Господство двух типов элит - закрытой, в лице султанов и кожа и открытой, в лице биев, батыров и старшин при слабой имущественной дифференциации и господстве потес-тарных отношений и системы родовой взаимопомощи обусловили относительную стабильность казахского общества и отсутствие каких-нибудь значительных социальных конфликтов в XV-XVII веках.

1.3 ОБЫЧНОЕ ПРАВО КАЗАХОВ XV - XVIII ВВ.

На протяжении столетий на территории Казахстана господствова­ло обычное право - совокупность юридических обычаев, санкциони­рованных и гарантированных государственной властью, соблюдаю­щихся в принудительном порядке в целях сохранения существующих общественных отношений. Обычное право казахов обозначалось термином ә дет или заң. Сложившись на протяжении длительного времени, оно было тесно переплетено со всей социально-экономи­ческой и политической жизнью кочевого общества и характеризо­валось следующими чертами:

отсутствие разграничения уголовных преступлений и граждан­ских исков, отсутствие понятия государственного преступления;

относительная гуманность системы наказаний;

нормативная разработанность и детальное регулирование от­ношений имущественной ответственности и семейно-брачных отно­шений;

незначительное влияние писаного законодательства;

наличие системы внутриобщинных и межобщинных обяза­тельств, имеющих характер норм права.

1. Источники обычного права казахов.

Источниками обычного права казахов XV-XVIII вв. являются: 1. правовой обычай {әдет, заң);

судебный прецедент (бидің 6ілігі);

положения съездов биев {ереже).

Несмотря на то, что казахи признавали себя мусульманами, ша­риат не играл большой роли в правовой системе. Этому способст­вовала принадлежность степняков к ханифитскому толку суннизма, признающему самостоятельное значение обычного права там, где экономические и социальные отношения не соответствовали нормам шариата.

Правовой обычай. Обычай, как регулятор общественных отно­шений людей, является самым древним комплексом нормативов поведения. Будучи продуктом этих отношений, сформировавшись и развиваясь внутри самого общества обычаи наиболее полно соответ­ствовали экономическому базису кочевого хозяйства.

Обычаи, санкционированные государственной властью, превра­щались в правовой обычай, носивший у казахов название эдет или зац. Кроме того, использовались термины жора, жаргы, жол. Пе­риодически правители казахского ханства предпринимали попытки кодификации обычного права. Наиболее ранняя из таких попыток относится к началу XVI века, ко времени правления Касым-хана. Кодекс известен как «Қасым ханның қасқа жолы» (Истинные уста­новления Касым-хана). К сожалению записи изложений этого законо­дательного акта до нас недошли, однако, некоторые ученые считают, что он состоял из пяти разделов:

нормы, регулирующие права собственности;

нормы уголовного права;

нормы права, связанные с военным делом (повинности, прин­ципы формирования военных формирований, раздел военной до­бычи);

нормы международного права и посольский этикет;

нормы внутриобщинных и межобщинных обязательственных отношений.

В начале XVII века, во время правления хана Есима, был раз­работан новый кодекс, известный как «Есім ханның ескі жолы» (древние установления Есим-хана). Принятие его происходило одно­временно с серьезным реформированием политической системы Казахского ханства, поэтому можно предположить, что в законах Есим-хана нашли отражение изменения, произошедшие в казахском обществе в этот период.

Более известна попытка кодификации обычного права, принятая при правлении хана Тауке в конце XVII века. Кодекс, разработанный известными биями при Тауке-хане, получил название Жеті Жарғы (семь установлений). До наших дней дошли только некоторые фрагменты этого кодекса, записанные в первой половине ХГХ века Г.Спасским и А.Левшиным. Тем не менее, анализ правовых норм, существовавших в казахском обществе в XVIII-XIX веках позволил некоторым исследователям считать, что ЖепйЖаргы состояло из семи разделов:

нормы, регламентирующие права собственности на пастбища и водоемы (жер дауы);

нормы, регламентирующие имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников {жасыр дауы);

нормы семейно-брачного права;

нормы, регулирующие судебный процесс;

нормы права, связанные с военным делом и управлением государством;

нормы уголовного права, предусматривающие выплату штрафа

- айып;

7. нормы уголовного права, предусматривающие выплату штрафа

- кун.

Судебный прецедент. Правовые обычаи постоянно дополнялись и изменялись практикой суда биев {бидін билігі), также бывшей од­ним из источников казахского обычного права. Решения известных биев по сложным делам, или делам, не регламентированным право­вым обычаем, служили образцом для разрешения подобных дел в будущем, приобретая характер прецедента. Наиболее оригинальные и интересные приговоры сохранялись и передавались изустно в фор­ме изречений - билер сөзі известны по фольклорным источникам.

Положения съездов биев. Некоторые сложные, затрагивающие интересы разных объединений дела рассматривались не одним бием, а коллективом судей. Коллегиальный суд, состоящий из пяти - шести биев, назывался жугуніс, а съезд десяти - двадцати биев - кенес. Пре­жде, чем приступить к рассмотрению дел, бии договаривались об об­щих нормах права, которыми они будут руководствоваться. Эти поло­жения назывались ереже и в большинстве случаев не записывались.

 

СУД И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

В казахском обществе XV-XVIII вв. основной судебной властью обладал суд биев. Юридически выполнять функции бия мог любой свободный общинник, обладающий достаточным авторитетом, зна­нием норм обычного права и красноречием. Кроме того, высшей судебной властью обладал хан, имевший право пересматривать реше­ния суда биев.

В казахском обычном праве дело не могло возбуждаться по факту преступления, процесс начинался только по инициативе потерпев­шего. Истец именовался даулаушы или талапкер, а ответчик - жауап беруииі, жауапкер. Кроме того в процессе участвовали представители истца и ответчика, свидетели - айгақ и присягатели - жан беруші Суд по казахскому обычному праву был гласным, со­стязательным, все дела, как уголовные, так и гражданские имели исковый характер.

Бии выбирались по взаимному соглашению сторон, причем бию мог быть дан отвод, но только до начала процесса. Рассмотрение дела начиналось с обряда бросания перед судьей плетей истцом и ответчиком. Это символизировало согласие обеих сторон с составом суда и, согласие с будущим решением бия.

Попытка отвода бия после бросания плетей или препятствование судопроизводству наказывалось, виновного могли избить его же плетью.

Прежде чем начать процесс, бий предлагал сторонам примирение и в случае отказа начинал слушанье. Обычно это происходило при большом стечении народа, причем не только заинтересованных лю­дей, но и всех желающих.

Суть дела излагалась в устной форме истцом или его представите­лем, ответчик также мог изложить свою версию сам или через пред­ставителей. В их роли выступали чаще всего красноречивые и знакомые с нормами обычного права одноаульцы. Бий мог вызвать свидетелей, явка которых обеспечивалась заинтересованной сто­роной.

Казахское обычное право предусматривало различный подход к свидетелям в зависимости от их социального статуса. Не прини­мались свидетельства женщин, ближайших родственников истца и ответчика, несовершеннолетних, лиц, подвергавшихся телесным наказаниям, а также лиц, признанных сумасшедшими. Свидетельства рядовых общинников имели доказательную силу только после того, как честность свидетелей подтверждалась присягой. Свидетельства же султанов, биев и других влиятельных лиц принимались без при­сяги. Жеті Жарғы определяли, что «для удостоверения в преступ­лении требуется не менее двух, а иногда трех свидетелей».

Институт присяги. Одним из важнейших институтов судебного процесса в казахском обычном праве был институт присяги - жан беру. К нему прибегали в случае невозможности другими путями выяснить истину. Интересно, что присягали не сам истец и ответчик, а их родственники по выбору противной стороны. При этом пред­почтение отдавалось известным, уважаемым людям, желательно незнакомым с обстоятельствами дела. Различалось два вида присяги - доказательная и очистительная. Доказательная присяга требова­лась от свидетеля истца. Очистительная присяга приносилась сторо­ной ответчика. Присягатель должен был в торжественной обстановке поклясться в невиновности обвиняемого. Обычно при малейшем со­мнении присягатель отказывался от присяги, т. к. если впоследствии выяснялась его ошибка, он нес ответственность как лжесвидетель, объявлялся вне закона, его имущество и скот могли быть безна­казанно разграблены. Отказ присягателя от очистительной присяги автоматически вел к вынесению обвинительного приговора.

Приговор бия выносился устно, после его объявления проводился обряд алажт - разрезание пестрой веревки, символизирующий за­вершение судебного процесса. Бий получал вознаграждение бийлик -10% от суммы иска и все штрафы, назначенные нарушителям про­цессуальных норм во время суда.

Исполнение судебного решения. Исполнение решения суда биев возлагалось на ответчика, однако, при отказе истца выполнять при­говор, прибегали к институту барымты - насильственного угона скота. Барымта была законной процессуальной нормой, если она соответствовала следующим требованиям:

совершалась с ведома бия, вынесшего приговор и правителя общины истца;

истец открыто заявлял противной стороне о намерении силой добиться исполнения приговора;

3. количество угнанного скота примерно соответствовало сумме иска.

Барымта часто сопровождалась нанесением телесных поврежде­ний представителям той или иной стороны и даже убийствами. В случае травмирования или гибели кого-либо из инициаторов барымты виновные несли уголовную ответственность, если же погибали или получали ранение защищающиеся от барымты, это не влекло за собой ответственности.

При многократных взаимных угонах скота и невозможности определения правомерности барымты, суд биев прибегал к при­мирению сторон - салават.

Обжалование решений суда. Проигравшая в суде биев сторона имела право на обжалование приговора в ханском суде. Если хан подтверждал решения бия, то жалобщик обвинялся в попытке опоро­чить судью и подвергался телесным наказаниям. Если же хан сомне­вался в справедливости приговора, вынесенного бием, то он предла­гал пересмотреть дело.

Гласность судебного процесса и зависимость авторитета бия от справедливости вынесенных им решений, вели к невозможности злоупотреблений со стороны биев и стремлению выносить при­говоры, максимально удовлетворяющие обе стороны. Таким образом, целью суда был не столько поиск истины, сколько примирение сторон и прекращение конфликта.

 

---------- УГОЛОВНОЕ ПРАВО.

В казахском праве не было специального термина для обозначе­ния понятия преступление. Вместо него использовались понятия жаман қылық (дурной поступок), кунә (грех) или жа за (вина). Преступлением считалось любое нанесение морального и материального ущерба. Соответственно любой поступок, если по­терпевшая сторона не заявляла в суд или забирала иск, не считался преступлением.

Казахское обычное право выделяло преступления без умысла -қателік(ошибка) и преступления, совершенные недееспособными лицами -уақиға (происшествия), ответственность за которые несли родственники преступника. Наличие злого умысла - жаман ой или қ астық, усиливало ответственность, если же преступление было совершено в состоянии аффекта, то ответственность смягчалась.

Казахское обычное право не различало степеней соучастия в пре­ступлении. Главный виновник - күнекер, подстрекатель - азғырушы и пособник – көмекші несли равную ответственность.

Наказания. В XV-XVIII вв. в обычном праве различались сле­дующие виды наказаний - жаза:

смертная казнь;

телесные и позорящие наказания;

кун;

аиып;

выдача виновного стороне потерпевшего;

изгнание из общины.

Смертная казнь применялась достаточно редко. К ней пригова­ривались виновные в убийстве и изнасиловании замужней женщины или просватанной девушки. При согласии потерпевшей стороны смертная казнь могла быть заменена куном.

Телесные и позорящие наказания применялись за преступления против религии (богохульство, нарушение клятвы и т. п.) и отдельные преступления против личности. Так, например, к телесным наказани­ям могли приговорить детей, оказавших непочтение родителям.

Күн являлся одним из основных видов наказания, применяв­шихся в случае убийства и нанесения тяжких телесных повреждений. Он представлял собой выкуп, величина которого зависела от социаль­ного статуса потерпевшего и тяжести преступления. Убийство рядо­вого общинника наказьшалось выплатой 1000 баранов, 200 лошадей или 100 верблюдов. За убийство рядового султана, бия, батыра пола­галась выплата полуторного или двойного куна. В случае убийства влиятельного султана - правителя назначался семикратный кун.

Цена жизни женщины равнялась половине цены жизни мужчины. Тяжкие телесные повреждения, повлекшие полную нетрудоспособ­ность, наказывались полным куном, повреждения глаз и языка -половиной, правой руки или ноги - четвертью, а левой руки или ноги - одной восьмой куна.

Половина куна могла взыскиваться шестью хорошими вещами - алты жақсы- рабами, оружием, охотничьим беркутом, отборным скотом. Кун выплачивался не самим виновным, а всей его общиной.

А иып назначался за большую часть имущественных преступ­лений и ряд преступлений против личности. Аиып представлял собой штраф, выплачиваемый тогызами - девятью головами скота или ценными вещами. Различались следующие виды штрафов:

Бас-тоғыз включал в себя верблюда и восемь голов скота других видов;

Орта тоғыз, начинающийся с лошади;

Аяқ, тоғыз, начинающийся с быка;

Тоқал тғгыз, включающий в себя только баранов;

Аиып ат-шапан - лошадь и дорогой халат.

Скот мог заменяться равноценными вещами или рабами. Обычно кража скота наказывалась выплатой аиыпа в три тоғыза сверх воз­вращения украденного или его стоимости, однако сумма штрафа могла варьировать в зависимости от тяжести преступления.

Выдача виновного стороне потерпевшего применялась в случае нежелания родственников виновного выплачивать кун или аиып. В этом случае осужденного могли заставить отрабатывать стоимость штрафа или выкупа, либо наказать по своему усмотрению вплоть до смертной казни.

Изгнание из общины, сопровождающееся конфискацией имуще­ства, применялось в случае принятия чужой веры или рецидивах противоправного поведения. В этом случае виновному отрезали полы одежды и изгоняли из общины, объявляя его вне закона. Любое действие против изгнанного вплоть до убийства не преследовалось по закону.

Как мы видим, уголовное обычное право казахов отличалось гуманностью и основными видами наказаний были имущественные компенсации как за преступления против личности, так и за иму­щественные правонарушения.

 

--------------- СЕМЕЙНО-БРАЧНОЕ ПРАВО.

В XV-XVIII вв. у казахов господствовала малая индивидуальная семья, состоявшая, как правило, из супругов, престарелых родителей и не вступивших в брак детей. Существование большой патриар­хальной семьи противоречило особенностям кочевого скотоводчес­кого хозяйства, требовавшего дисперсного размещения хозяйства, особенно в зимнее время.

Главой семьи считался муж, обладавший правом распоряжения всей собственностью, однако, не в ущерб интересам других членов семьи. Жена распоряжалась собственностью наряду с мужем. Вдова получала права главы семьи до совершеннолетия сыновей при усло­вии проживания среди родственников мужа.

Правовое положение детей. Обычное право строго регламен­тировало правовое положение детей. Достигшие совершеннолетия и женившиеся сыновья имели право выделиться и создать новую семью, получив часть имущества и скота отца - енші.

Размер надела зависел от состоятельности отца. Младший сын кенже являлся основным наследником и не выделялся. После смерти отца, выделенные сыновья уже не могли претендовать на часть на­следства. Лишить права енші отец не мог, сыновья, имеющие право на выделение, могли обращаться в суд с его требованием.

Права дочерей были значительно уже. Отец обязан был выдать их замуж с приданым, после чего дочери не имели права на наслед­ство. Незамужние дочери имели право на половину надела сыновей.

Наследование по завещанию у казахов отсутствовало, перво­очередными наследниками были сыновья, жены, братья и близкие родственники по отцовской линии. Только треть имущества можно было завещать по своему усмотрению.

Правовое положение женщин. Кочевой образ жизни, требовав­ший активного участия женщин в производственной деятельности, обусловил большую свободу казашек в семье и общественной жизни. Вместе с тем казахское обычное право предусматривало полигамию. Адат не ограничивал, подобно исламу, количество жен, большая часть семей была парными, и лишь состоятельные казахи могли себе позволить двух жен. Большее количество жен было редкостью. Старшая жена - байбише пользовалась более широкими правами по сравнению с младшей - тоқал, но каждая жена в обязательном порядке выделялась в отдельное хозяйство.

Обычное право оговаривало обособленность имущества жены. Она была собственницей своего приданого и скота, полученного от мужа при выделении в самостоятельное хозяйство. Муж не имел права распоряжаться приданым жены, при разводе приданое остава­лось за ней.

Формы брака. Адат запрещал брак между родственниками по отцовской линии до 7-го колена. Исключение составляли лишь сул­таны и кожа. Обычное право знало следующие основные формы брака, тесно связанные друг с другом:

калымный брак

безкалымный брак

колыбельный сговор

обменный брак

брак с похищением;

брак с отработкой;

левиратный брак;

сороратный брак (балдыз алу).

Основной и господствующей формой брака был калымный брак, т. е. женитьба путем сватовства и выкупа невесты за калым. Пе­реговоры родителей жениха и невесты о будущем браке, размере калыма, приданом, расходах на свадьбу и т. п. завершались заклю­чением договора, құ да тұсер, скреплявшегося употреблением особого ритуального блюда күйрықбауыр. После этого сватовство юридически считалось свершившимся. Сватовство и ответное посе­щение дома отца жениха сопровождалось подарками обеих сторон - кит. Полная уплата калыма юридически означала оформление брака, после чего устраивалась свадьба в аулах невесты и жениха.

Безкалымный брак практиковался в довольно редких случаях, когда двое мужчин заключали договор побратимства - тамырлық. При этом они заранее договаривались поженить своих будущих детей без уплаты калыма. К колыбельному сговору прибегали семьи сред­него достатка. При нем размеры калыма были значительно меньше, чем при обычном калымном браке. При обменном браке общины заключали два перекрестных брака, при этом калым не выплачивал­ся. Все же остальные обряды и обычаи, характерные для обычного брака при безкалымном, обменном браке и колыбельном сговоре сохранялись.

Обычное право знало несколько вариантов брака с похищением, причем отношение адата к ним было различным. Похищение жени­хом засватанной невесты при нарушении ее отцом условий сватовст­ва не считался тяжким преступлением, особенно при уплаченном калыме. В этом случае сторона жениха ограничивалась выплатой небольшого штрафа и примирением со стороной невесты.

Похищение засватанной чужой невесты считалось тяжким пре­ступлением. Если девушка оставалась у похитителя, он обязан был уплатить штраф в размере двойного калыма, а в случае ее возврата прежнему жениху штраф равнялся сумме калыма. Если родственники невесты были причастны к похищению, то они полностью возвраща­ли калым жениху и платили штраф.

Похищение не засватанной девушки с ее согласия сопровождался обращением к ее родителям с просьбой о прощении и уплатой штра­фа. В этом случае начиналась обычная процедура сватовства и же­нитьбы, но родители невесты могли отказаться от выделения придан­ного. Похищение без ее согласия считалось тяжелым преступлением, виновные подвергались большому штрафу.

Не имеющие родственников мужчины нередко прибегали к браку с отработкой за калым. В этом случае жених работал в семье отца невесты до тех пор, пока не вносил весь выкуп и после женитьбы оставался в ауле тестя. Такого приемного зятя называли куш қүйеү (рабочий зять). Отсюда произошло и их насмешливое прозвище кушік-күйеү (зять-щенок).

Одной из древних форм брака, бытовавшей с древних времен был левиратный брак ә мангерлк.. Согласно обычному праву в случае смерти мужа вдова должна была выйти замуж за его братьев или других близких родственников - ә мангерлік. Целью данной формы брака было желание сохранить хозяйство от дробления и оставить детей в общине отца. Предпочтение отдавалось брату-близнецу, затем другим братьям, а при их отсутствии - двоюродным братьям. Вдова имела право выбора, в этом случае имеющие право на аменгерский брак братья получали от избранника подарки. Если вдова имела детей, она могла отказаться от вторичного замужества, оставаясь главой семьи до совершеннолетия сыновей. Обычное право пред­усматривало возможность брака вдовы с мужчиной другого рода, в таком случае он должен был уплатить общине бывшего мужа калым и, кроме того кун за взрослого мужчину. Аменгерство распространя­лось не только на жену, но и на невесту, за которую уплачен калым.

В случае смерти жены муж имел право жениться на не засва­танной младшей сестре жены. Однако ее отец имел право отказать в женитьбе, т. к. сороратное право не было таким же обязательным, как и левиратное. В случае согласия отца выплачивался уменьшен­ный балдыз калын и половинное приданое.

Кроме основных форм брака у казахов в XV-XVIII веках практи­ковались браки на пленницах, захваченных в войнах. В этом случае процедура брака была упрощенной, калым и приданое отсутствова­ли, часто пленницы были на правах наложниц, становясь законными женами только после рождения детей.

Калым и приданое. Размеры и состав калыма - выкупа за невесту, различались в зависимости от региона и состоятельности брачующихся сторон. В Западном Казахстане калым выплачивался жиырма, т. е. двадцатью кобылицами. Самый высокий выкуп равнялся шести жиырма, каждый из которых мог заменяться на 60 овец или 4 верблюдов. В Среднем и Старшем жузах размеры калыма равнялись 7,17,27,37 или 47 головам скота. Самым распространенным был калым кыръщжепй-А1 голов, в составе которых были две приплаты - басы жақсы (хорошее начало) и аяғы жақсы (хорошее окончание), составлявшее в сумме до 9 верблюдов. Каждый верблюд равнялся пяти лошадям, поэтому калым доходил до 77 кобылиц. Семьи средне­го достатка платили калым в 27-37 лошадей, а бедняки – домалақ қалын- символический подарок. В состав калыма могли входить также рабы и рабыни, оружие, ценные вещи, виды скота могли за­меняться другими. Так, вместо одной кобылицы можно было дать 4-5 овец, а вместо верблюда - 20 овец. Кроме того, калым можно было уплатить деньгами или драгоценностями. В состав приданого - жасау, входило все движимое и недвижимое имущество, отдавае­мое отцом невесты молодой семье при выдаче ее замуж. Состав при­даного не определялся так же строго, как состав калыма, однако в него входили свадебная юрта - отау, комплекты одежды, постельные принадлежности, утварь, домашний скот, головной убор невесты – сәукеле, часто украшавшийся драгоценностями и стоивший очень дорого. Обычно приданое примерно соответствовало размеру ка­лыма.

Таким образом, семейно-брачное обычное право казахов было полностью приспособлено к полукочевому скотоводческому хозяйст­ву и соответствовало социально-экономическим отношениям, гос­подствовавшим в обществе.

 

-------------- ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ.

В казахском обычном праве отсутствовала частная собст­венность на пастбища. Земля была только в собственности кочевых коллективов, причем наиболее строго разграничивались зимние пастбища, находившиеся в собственности минимальной общины. В собственности расширенных общин находились водные источники и прилегающие к ним пастбища. Земли, не используемые в хозяйст­венной деятельности, находились в собственности ассоциации об­щин.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.049 сек.)