|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛАВА 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
“Политическая наука – это наука о функционировании и жизнедеятельности политических систем”. Д. Истон
§ 1. Понятие политической системы общества В современной политологии важное место занимает системный анализ политики. Речь идет о том, чтобы представить политическую жизнь общества в качестве некоей целостной системы, со свойственными ей законами и особенностями развития. Познание этих законов дает возможность глубокого понимания политики, создает необходимую теоретическую основу для совершенствования управления обществом, прогнозирования его развития. В чем сущность и важность системного подхода к политике? Во-первых, он позволяет сформировать понимание политики как некоей целостности, системы, поля, открывает возможность анализа различных способов ее взаимодействий с окружающей средой. Во-вторых, он дает возможность представить политику, именно как систему поведения и деятельности людей, обусловленную властно-институциональными и социокультурными факторами, что представляется особенно важным при комплексном анализе политической системы общества. Институционально-властной основой политической жизнедеятельности общества, ее организующим и направляющим началом выступает политическая система. Эта категория позволяет свести воедино основные понятия, характеризующие его политическую жизнь. Политическая система представляет собой конкретную историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические отношения между ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы политическую деятельность. Политическая система представляет собой сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, особую сферу, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством осуществления власти или борьбы за ее завоевание и использование. [c.201] Политическая система общества – это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институализацию, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер участия в политике, неинституциональных политических отношений. Политическая система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет государство. Она взаимосвязывает политические институты (государство, политические партии, организации и движения) через систему законов, традиций и политической коммуникации с классами, социальными группами, национально-этническими и другими образованиями, контролирует основные направления политической деятельности людей, развитие политических процессов.
В некоторых политологических и юридических изданиях понятия “политическая система общества” и “политическая организация общества” рассматриваются как сходные. Но между ними есть и различия. Политическая организация общества – это совокупность политических институтов и политико-правовым норм. Категория “политическая система” шире понятия “политическая организация”, которая выступает в качестве ведущей, властно-организующей, но не единственной структуры в рамках политической системы общества, которая включает также и феномены политического сознания, культуры, коммуникации, участия в политике.
Политическая система общества – это особым образом организованная его политическая жизнедеятельность. Она представляет собой конкретно-историческую форму, в которой осуществляется политическая деятельность. Содержание политической деятельности не исчерпывается лишь властной деятельностью государства. Она включает разнообразные формы политического участия субъектов, преследующих совпадающие либо расходящиеся и противоречивые цели; политическую деятельность, которую составляют процессы целенаправленного политического властвования и политического участия, различные виды действий людей, направленные на обеспечение, преобразование и защиту системы осуществления власти в обществе или противодействующие ей. [c.202] Известный западный политолог Д. Истон обращал внимание на то, что политика представляет собой систему взаимодействий в любом обществе, посредством которой осуществляется и закрепляется авторитетное или связывающее распределение ценностей в обществе. Политика – это “жизнедеятельность политических систем”.
Политическая система общества как форма политической деятельности выступает организацией ее содержания, возникающей в результате взаимодействия субъектов политики. Данный результат, обусловленный соотношением социально-политических сил в поворотные моменты политической истории (революции, реформы), юридически фиксируется и конституируется в основополагающих структурах этой организации.
Категория “политическая система общества” выступает в качестве центрального, узлового понятия современной политической науки. Российский политолог М.Г. Анохин писал, что “категории: политическая система, ее модернизация, трансформация, адаптация, изменения стали одними из распространенных в политической теории и практике”1.
Политическая система представляет собой целостную, динамическую, интегрированную совокупность политических субъектов, структур и отношений, выражающих интересы широкого спектра социальных общностей и сил, посредством которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества, осуществляется его политическое руководство; являет ту конкретно-историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические отношения между ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы их деятельность. Она обеспечивает интеграцию обществам эффективность его деятельности по реализации общих целей, представляет собой систему ценностей и публичных институтов, которые организуют использование публичной власти и связи граждан в государстве.
Политическая система – это, с одной стороны, сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, а с другой – та институциональная форма, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством осуществления власти или борьбы за ее завоевание и использование. [c.203]
Категория “политическая система” находится в Центре концептуального фокуса политической науки; она шире, чем понятие “государство”, существенно дополняет понятие “политическое управление”. Представление о системе предполагает плодотворные теоретические подходы, ибо им акцентируется взаимосвязанность различных частей политического процесса и соотнесенность политической системы с иными подсистемами общества.
Политическая система характеризуется рядом специфических особенностей.
1. Верховенством политической системы по отношению к другим общественным сферам. Именно с ее помощью осуществляется политическая власть в обществе. Принимаемые в ее рамках решения обязательны для всего общества и каждой его подсистемы. Основная функция политической системы – мобилизация ресурсов для достижения целей, которые выдвигают перед обществом его руководящие социально-классовые силы.
2. Обусловленностью или зависимостью от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества.
3. Относительной самостоятельностью. Она также в определенной степени формализована, так как отношения в ее рамках обычно регулируются правовыми и политическими нормами.
Российские (М.Г.Анохин, Ф.М. Бурлацкий, Р.А. Матвеев) и зарубежные (Г. Алмонд, Д. Истон, Т. Цурутани) исследователи используют разные подходы к изучению политической системы общества.
При структурно-функциональном подходе внимание акцентируется на раскрытии основных функций политических систем, анализируется взаимодействие их элементов и подсистем. При институциональном – политическая система рассматривается прежде всего как совокупность политических институтов и учреждений, организующих политические процессы, учитывается ее социодинамика. При “элитарном” подходе обращается внимание на роли элит, концентрирующих власть над экономическими ресурсами, управлением и правовой системой. Наиболее плодотворен к исследованию политической системы общества системный Подход, предполагающий всесторонний анализ этого феномена.
Политическая система общества состоит из ряда структурных элементов или, точнее, основных подсистем: институциональной, нормативно-регулятивнои, коммуникативной, идеологической (политическое сознание), политико-культурной, подсистемы политического участия.
Структура политической системы общества:
1. Политические институты образуют материальную основу, каркас всего здания политической системы, ее властно-управляющих структур;
2. Политические нормы регулируют политические отношения в рамках существующей политической системы; [c.204]
3. Политические отношения представляют собой структурную основу вертикальных и горизонтальных связей между элементами политической системы;
4. Политическое сознание опосредует процесс создания и воспроизводства всех остальных частей политической системы;
5. Политическая культура обусловливает ценностно-стилевые доминанты развития и требования к системе;
6. Политическая коммуникация структурирует распространение соответствующей информации;
7. Политическое участие выражает соответствующую степень поддержки политической системы или оппозиции к ней со стороны граждан.
При рассмотрении политической системы в ином срезе можно выделить властно-управляющую подсистему и подсистему политического участия. Властно-управляющая подсистема осуществляет политическое руководство и управление политической системой, всем обществом, а подсистема политического участия организует субъектов политики, не являющихся носителями власти, на политические действия. Подсистема политического участия, в свою очередь, включает политическую деятельность по поддержке системы, а также деятельность политической оппозиции.
Изучение структуры и функций политической системы, ее компонентов требует выявления ее общих особенностей и характеристик как системы. В этой связи необходимо отметить, что систему можно определять как “совокупность элементов, находящихся во взаимодействии”. Любая система обладает рядом свойств. Она состоит из элементов, объединенных отношениями взаимозависимости, целостность, образуемая совокупностью элементов, не может быть сведена к их сумме, отношения взаимозависимости между элементами и образуемая ими целостность подчиняются законам, которые могут быть описаны в терминах логики, система реагирует как единое целое на внешние раздражители и на изменение своих внутренних элементов.
Политическая система общества – это целостная, сложная, вероятностная и открытая система. Для нее характерно следующее: 1. Адаптация. Она направлена на установление отношений между системой действия и ее окружением. Суть ее заключается в получении от окружения, из внешних систем, необходимых для нее ресурсов, их усвоении, изменении в соответствии потребностям, в отдаче в обмен своих собственных продуктов. Система адаптируется к своему окружению и приспосабливает его к своим потребностям. 2. Преследование целей, состоящее в определении целей системы, а также путей и средств их достижения. [c.205] 3. Интеграция, которая состоит в координации элементов системы, в обеспечении их согласованности, в защите системы от внезапных изменений и разрушения. 4. Латентность, призванная обеспечивать мотивацию субъектов системы, вдохновлять их на действия в соответствии со своими нормами и ценностями. Сущность политической системы наиболее полно понимается и раскрывается при исследовании всех составляющих ее компонентов и особенностей их функционирования.
§ 2. Функции политических систем Политическая система выступает как целостное образование, в единстве всех своих компонентов и элементов. Несмотря на наличие узлов противоречий, она характеризуется центросиловыми связями в процессе своего функционирования. Функции политической системы выступают в виде форм и реакции на изменения ее внутреннего состояния и внешней среды, на внутренние импульсы и внешние воздействия. Они представляют собой способы выявления и разрешения возникающих противоречий как между политическими системами, так и внутри самой политической системы. Политическая система решает следующие задачи: властно-политического опосредования социальных интересов и взаимодействий; выражения, определения и согласования интересов индивидов и их общностей, призванная выявлять противоречивые интересы, предупреждать посредством институтов власти и политического участия конфликтную форму их разрешения, угрожающую целостности политической системы; политического руководства, осуществляемая на основе более или менее оптимального и справедливого сопоставления интересов, путем выработки целей и программ разбития общества; интегративная, нацеленная на объединение в целостную систему политических сил, представляющих различные интересы, на основе противодействия факторам среды, которые угрожают сохранности и целостности данного общества; социально-преобразующая, направленная на включение людей в целенаправленную деятельность и ориентирующая их на господствующие идеалы. Основные функции политической системы общества: • определяет Цели и задачи общества, вырабатывает программы его жизнедеятельности; • мобилизует ресурсы общества на достижение поставленных целей; [c.206] • интегририрует все элементы общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей господствующей идеологии и политической культуры; • управляет политико-коммуникационными процессами; • распределяет ценности в обществе в соответствии с интересами сохранения данной системы собственности и власти, осуществляет политическое развитие в соответствии с ее интересами и его основными политико-культурными доминантами; • контролирует выполнение законов и правил, пресекает действия, нарушающие политические нормы. Политическая система общества – это целостная, сложная, вероятностная и открытая система, характеризующаяся самоорганизацией, саморегуляцией, компетентностью и адаптивностью. Она обладает рядом свойств и возможностей. Экстракционная возможность политической системы – это ее способность извлекать из общества и среды природные и человеческие ресурсы. Сюда относят вовлечение людей в политику в качестве избирателей, государственных служащих, партийных и общественных активистов, различные акции общественно-политического характера. Политическая система существует постольку, поскольку общество предоставляет ей необходимые ресурсы. Регулирующая возможность политической системы – это ее способность управлять, регулировать, координировать поведение и деятельность индивидов, групп и политических институтов, воздействовать на гражданское общество. Осуществляется это не только мерами прямого принуждения, но и через косвенные механизмы воздействия: учет традиций, общественного мнения, социокультурных доминант. Дистрибутивная возможность политической системы – это ее способность перераспределять произведенный национальный продукт и обеспечивать предоставление системой индивидам и социальным группам различных социальных благ на определенных условиях, патронировать социальные и инновационные программы развития общества и т.п. Реагирующая возможность политической системы – это ее реактивная способность, благодаря которой система “отвечает” на воздействие окружения, прежде всего на требования, выдвигаемые индивидами и группами. В современной политической науке анализ функционирования политической системы осуществляется на основе аналитической модели. В соответствии с ней, у политической системы имеются: “вход” (то, что питает данную систему), механизмы и функции ее адаптации и сохранения, а также “выход” (то, что она производит и как развивается). Деятельность политической системы выглядит следующим образом: [c.207] Модель деятельности политической системы общества К функциям “входа” можно отнести: выражение интересов (или артикуляция интересов, посредством чего индивиды и социальные группы формулируют свои требования к тем, кто принимает решения); агрегация интересов (суммирование и систематизация, расположение в иерархическом порядке). Функции адаптации и сохранения системы включают: политическое рекрутирование – процесс, посредством которого избирается и готовится персонал, выполняющий главные политические роли; политическую социализацию – усвоение индивидом социокультурных элементов среды; интериоризация культурных моделей; освоение, включение во внутренний мир личности социальных и политических норм и стандартов. К функциям “выхода” относятся: разработка норм; принятие правил; применение норм в судебном и ином порядке; политическая коммуникация (передача политической информации между управляющими и управляемыми, как между различными элементами системы).
Синтезируя все вышеуказанные функции политической системы, можно выделить общий круг задач, которые она должна решать в обществе. Во-первых, это задачи политического руководства обществом. Именно на политическом уровне вырабатываются и определяются цели и программы развития общества, осуществляется более или менее оптимальное согласование интересов различных социальных сил. Решение этой задачи (как в случае принятия программ на основе демократических процедур, так и в случае авторитарно-административного подхода) призвано обеспечить политическую стабильность и развитие общества посредством выявления, формулирования и защиты доминирующих представлений о равенстве, справедливости и свободе. И через осуществление функций принятия и применения правил (норм) политическая система устанавливает принципы распределения ценностей (общественных богатств), определяя направленность их движения путем нормативной фиксации господствующих представлений о справедливости. Во-вторых, осуществляя решение задач политического руководства обществом, политическая система должна решать также задачи выражения, определения и согласования интересов индивидов и групп, предупреждения (путем выявления и согласования) с помощью институтов власти и политического участия конфликтных ситуаций и конфликтных форм их разрешения, угрожающих целостности социальной системы. [c.208] Это, естественно, требует редукции, т.е. приведения требований в соответствие с возможностями системы, учета и адекватного выражения социальных интересов в политических решениях. В решении этого комплекса задач важная роль принадлежит интегративной функции, направленной на объединение в целостную систему социально-политических сил, представляющих различные социальные интересы, на основе противодействия окружению (факторам среды), которые угрожают сохранности и целостности данной системы. При этом интеграция может происходить как на основе принуждения (административное принуждение, политическое давление и т.п.), так и на основе согласия (консенсус, компромисс, поддержка и др.). В-третьих, вовлекая людей в социально-политическую деятельность и ориентируя их на господствующие идеалы и ценности, политическая система служит средством преобразования общественных отношений, выполняет социально-преобразующие задачи Именно с помощью институтов власти и политического участия устраняются рутинные, устаревшие формы и отношения и создаются благоприятные условия для прогресса общества. В-четвертых, любая политическая система выполняет огромный объем информационно-коммуникативных задач. Она воспринимает и организует потоки внешней информации, позволяющие ей осуществить целенаправленное взаимодействие с окружением, своевременно адекватно реагировать на происходящие в нем изменения. Изучение структуры и функций политической системы, ее компонентов требует выявления ее особенностей и характеристик как системы, существующей в соответствующей социокультурной и цивилизационной среде. При этом важно учитывать, что любая система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, находящихся во взаимодействии.
Политическая система отличается от других систем общества следующими характеристиками: она является универсальной по охвату данного общества своим воздействием, распространяющимся на всех его членов; она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения; ее право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного; ее решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и существенную вероятность того, что им подчинятся. [c.209]
§ 3. Типология и социодинамика политических систем Типы политических систем определяются сущностными способами их организации и функционирования, во многом зависят от характера политической власти и политического режима общества. Типология политических систем общества может производиться на основе использования различных критериев. Так, если взять за основу формационный, классовый (марксистский) подход, то можно выделить рабовладельческую, феодальную, “азиатскую” (деспотическое государство и общинная собственность), буржуазную и государственно-социалистическую политические системы. С точки зрения эволюции целесообразно выделять традиционную и модернизированную системы. С учетом исторических особенностей развития политики и партий – англо-американскую, европейско-континентальную, развивающихся стран. Наиболее распространена типология политических систем по характеру власти и принципам организации политической жизни общества. По этим критериям можно выделить три основных типа политических систем: демократическую, авторитарную и тоталитарную, а также переходные между ними. Демократический тип политической системы характеризуется: • широким вовлечением в политику граждан, обеспечением их прав и свобод, высоким уровнем жизни, важной ролью развитого среднего класса; • участием в осуществлении власти широкого круга лиц и институтов власти; состязательной формой политического участия и многопартийной формой руководства; • парламентским способом выражения воли народа, выборностью и подотчетностью законодательных органов власти снизу доверху. • демократической политической культурой. Механизм формирования и функционирования институтов политической системы демократического типа уменьшает формальные возможности монополии одних и ущемления прав других социальных групп, политических организаций на власть. Закон устанавливает равные права для всех. Авторитарный тип политической системы характеризуется: • концентрацией всей политической власти в едином центре принятия политических решений; • максимальным расширением компетенции исполнительной власти; • ограниченным политическим участием неправительственных партий и движений, а также урезанными властными полномочиями нижестоящих органов; [c.210] • неконтролируемым применением власти и жестким контролем за поведением всех слоев населения; • жесткой реализацией номенклатурного принципа, т.е. расстановкой и перемещением руководящих кадров всех уровней по воле высших властей и неподотчетности их “низам”. Централизация власти, исключение выборности представительных органов, ограничение деятельности оппозиционных партий и организаций, ограничение прав и свобод граждан и т.д. являются неизбежными атрибутами авторитарной политической системы. Авторитарный характер политической культуры – сущностная духовная характеристика и особенность данного типа политической системы. Тоталитарный тип политической системы характеризуется жесткой регламентацией всей жизнедеятельности общества в целом, вплоть до образа жизни, поведения и мышления каждого человека. Тоталитарный тип политической системы характеризует: • сверхцентрализация власти и установление тоталитарного авторитарного правления одного лидера или узкого круга лиц (хунта); • механизм властных структур на однопартийной основе во главе с единоличным лидером, жесткой иерархической субординацией и суровой дисциплиной; • подчинение всех политических институтов и властных структур правящей партии и ее лидеру; • тоталитарное регулирование из единого центра всей экономической жизни, ликвидация всех форм плюрализма, оппозиции и какой-либо автономии в системе власти, вмешательство в личную жизнь граждан; • навязывание обществу одной-единственной официальной идеологии, подавление каких-либо проявлений инакомыслия и критики руководства, тотальный партийно-политический контроль и жесточайшая цензура в средствах массовой информации;
• социально-политическая демагогия, стремление к духовному оболваниванию населения, убеждение его в единстве режима и общества, правящей элиты и масс, партии и народа. Тоталитарная политическая система общества невозможна без господства в нем тоталитарной политической культуры. Типология политических систем не исчерпывается указанными тремя типами. Существует широкий спектр вариаций внутри этих типов: например, демократический тип политической системы может быть представлен элитарно-демократической, революционно-демократической и другими ее формами; авторитарный тип может выступать в популистской или президентской формах; тоталитарные политические системы могут быть как левоэгалитарного (например, сталинистского, маоистского), так и право-олигархического (профашистского) толка. [c.211] В развивающихся странах наблюдается существование различных переходных типов политических систем. Так, в политических системах целого ряда стран Азии и Африки, национально-демократические нормы и структуры сочетаются с сильными элементами авторитаризма. Авторитарные режимы в отдельных развивающихся странах нередко используют демократические процедуры. В некоторых развивающихся государствах функционируют монархические политические системы. Политическую систему в России одни политологи определяют как переходную – от авторитаризма к демократии, другие – как авторитарную политическую систему с некоторыми элементами демократии. Формирование, функционирование и эволюция политических систем разных типов, переход от одного типа к другому, их взаимодействие с окружением (или со средой) предстает как политический процесс. И особенности этого процесса требуют конкретного анализа состояния реальных политических систем, политических режимов, форм политического руководства и политического участия. Политическая система движется через смену различных форм ее бытия и социальных условий, во взаимодействие с которыми она включается. Ход этого взаимодействия детерминирует “цепь” ее состояний, каждое из которых характеризуется определенной доминантой политической жизни. Под доминантой политической жизни в данном случае понимается главенствующая тенденция, которая формируется в результате взаимодействия субъектов политики по поводу, например, выработки политической линии государства, необходимой модели развития общества и организации политической системы, реформы ее структуры власти, отношения к социально значимым Событиям и проблемам Внутренней и внешней политики и т.д. В роли доминанты могут выступать в определенных условиях очаги напряженности, вызванные кризисом политического руководства и власти в целом, кризисом господствующей идеологии и официальной модели политической культуры, обострением этнонациональных и религиозных проблем и т.д. Всякое состояние политической системы ограничено временными рамками, момент же перехода от одного состояния к другому может рассматриваться как особое состояние, где новая доминанта выражена еще не четко.
§ 4. Сущность и функции политического режима Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen – управление). В самом общем виде эта категория охватывает совокупность приемов и методов осуществления политической власти, степень реализуй демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни. [c.212] Понятие политического режима, получив распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX–XX вв., в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. Широко известна его травка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику – верховенству политической воли индивидуально определенного физического лица, “элитарной” социальной группы или большинства населения. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной “Политикой” Аристотеля, однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления. В действительности же далеко не всегда монархия является символом сохранения автократических или тоталитарных традиций, а провозглашение республики – обязательным условием демократических преобразований. Политический режим нередко рассматривается в качестве еще одной – после формы правления и формы государственного устройства – характеристикой государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти. С позиций политологии подобный подход следует признать ограниченным, поскольку он оставляет без внимания динамику взаимодействия государства с другими компонентами политической системы и гражданским обществом, которая определяет меру и механизмы реализации демократических прав и свобод. Функционирование политической системы, наряду с деятельностью институтов государственной власти, охватывает также и множество других социальных процессов, отражающих реальную роль и интересы всех социальных слоев, групп, политических партий и иных объединений в плане формирования властно-управленческих структур. Целесообразно различать понятия “государственный режим” и “политический режим”, которые хотя и являются однопорядковыми, но не равнозначны. Если первое в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то второе раскрывает характер власти и условий политической жизни общества. Политический режим – совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившим отношении государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношёний, состояния политической культуры и сознания. [c.213] Политический режим - это сложная, многоплановая категория, охватывающая целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным критериям. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу – “западный” и “восточный”; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы. Общепринятой является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов. Однако всякий реально существующий политический режим представляет определенное сочетание двух противоположных принципов организации социальных отношений – авторитарности и демократизма. Авторитарные тенденции выражаются в стремлении государственных институтов к односторонней властности, к установлению жесткой дисциплины и ответственности граждан, их безоговорочному подчинению законам и распоряжениям властных структур. Демократизм, напротив, предполагает равноправие сторон, их соглашение, свободу выбора и политический плюрализм в общественной жизни. Как свидетельствует практика, мера соотношения этих тенденций не остается постоянной и тем более не всегда соответствует какой-либо “пропорции”, установленной некоторой теоретической схемой. Научный подход к анализу любой разновидности политического режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую характеристику. Достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, назвав: • социально-политические группы, интересы которых выражает данный режим; • методы осуществления политической власти, избираемые правящими кругами; • характер участия граждан страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции; • соблюдение принципа законности и защиты прав личности: • идеологическое оформление властных отношений. Руководствуясь схемой, можно дать характеристику основных типов политических режимов. При этом следует учитывать, что полученные таким образом “идеальные” модели содержат лишь наиболее существенные моменты отражаемой действительности. [c.214] В отличие от эмоциональных оценок, присущих публицистике, современная политология использует понятия “авторитаризм” и “тоталитаризм” применительно к аналитическим конструкциям, каждой из которых соответствует различная степень доминирования авторитарных принципов организации властно-политических отношений. Так, абсолютное преобладание этих тенденций, когда государство фактически полностью “поглощает” общество, неограниченно вмешиваясь не только в области социальной действительности, но и в частную жизнь граждан” является отличительной чертой тоталитарного режима2. При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации или военной хунте. Главой государства и правительства – как правило, пожизненно -- становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции, Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права, в гитлеровской Германии, например, часть депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные “избирались” нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше “эмиссарами” либо утрачивают самостоятельность. С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур – армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения. [c.215] Для “идеального” тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система или же существование под жестким контролем нескольких партий и “официальных” профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору – в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур. Характерная особенность тоталитарного режима – отмена или приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или армейские директивы приобретают силу закона. Демократические права и свободы граждан существенно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными “высшим” интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины. Авторитарные режимы, в отличие от тоталитарных, нередко используют ограниченный политический плюрализм, который выражается в том, что авторитарно настроенные власти, будучи не в состоянии лишить большие массы граждан права голоса, прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов. Не допуская сильной оппозиционной политической деятельности, авторитарные режимы сохраняют известную автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитаризме, например, может отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством, образованием, культурой; Вмешательство в экономику обычно носит ограниченный характер, направляется на поддержку национального капитала, способствует экономическому развитию. Особую разновидность авторитаризма представляют политические режимы в некоторых государствах арабского Востока, где и сегодня сохраняется традиционная форма правления – абсолютная или дуалистическая монархия. Для таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по своему усмотрению назначает и освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны практически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением. [c.216] Воздействие авторитаризма на ход социального развития далеко неоднозначно и обнаруживает немало достоинств, наиболее ощутимых в экстремальных ситуациях. Несомненно, авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечить общественный порядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решении таких назревших проблем, как, например, осуществление ускоренной экономической модернизации. Однако отсутствие в подобных условиях у граждан возможностей для политического выражения своих разнообразных интересов и становится наиболее уязвимой стороной авторитарных режимов. Именно об этом свидетельствует опыт Южной Кореи, Тайваня и других “новых индустриальных стран”, где после двух-трех десятилетий стремительного экономического развития “конструктивный потенциал” авторитаризма исчерпывается и, по-видимому, наступает пора демократических реформ. Резкий взлет в образовании и культуре, рост численности среднего класса и его политического сознания, растущий поток информации и новых идей, усиление контактов с развитыми демократиями -– все это стимулирует демократические преобразования и в развивающемся мире. Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах, с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой. Характерные черты демократических режимов: • признание народа в качестве источника власти; • выборность основных органов власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям; • подконтрольность и ответственность государственных Органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями; • провозглашение основных демократических прав и свобод; равенство всех граждан перед законом; • легальное существование плюрализма в обществе, наличие развитой двух- или многопартийности; • государственное, устройство по принципу “разделения властей”; • создание необходимых условий для развития “среднего класса”, выступающего социальной основой демократического режима. В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней, в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп. [c.217] Современные демократические режимы далеки от идеала. Они не исключают возможности использования в той или иной “экстремальной” ситуации авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, который может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Однако в условиях развитой демократии подобные действия властей достаточно редки. Обычно взаимоотношения государственных институтов с гражданским обществом основывается на понимании того факта, что судьба “народных избранников” в конечном счете зависит от воли избирателей, и для того, чтобы получить или сохранить уже имеющиеся властные полномочия, необходимо заручиться поддержкой большинства населения, продемонстрировав преимущества не только своей программы, но и личных качеств по сравнению с оппонентами. На первый план выдвигается тактика политического маневрирования, успех которого во многом зависит от умения властей сыграть на общественном мнении, найти соответствующие способы снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки в поисках достижения того или иного компромисса, контролировать экономическую и политическую ситуацию в стране. Политический и идеологический плюрализм, который при демократическом режиме реализуется через легальную, закрепленную в законодательном порядке многопартийную систему, способствует тому, что правящая партия или коалиция постоянно находится в поле конструктивной критики сторонниками альтернативных подходов и мировоззрений, и в случае соответствующего волеизъявления народа по итогам голосования на очередных выборах властные полномочия “мягко” перейдут к готовым для их исполнения оппозиционным силам. Важнейшим принципом политического режима является конституционное и иное законодательное закрепление основных общечеловеческих, политических и социально-экономических прав и свобод граждан, к числу которых в первую очередь относятся право на жизнь, право на собственность, право на участие в политической деятельности путем голосования или занятия выборной должности, право на труд и образование, свобода слова, печати, собраний, а также свобода совести, подразумевающая право каждого исповедовать любую религию или придерживаться атеистических убеждений. Вместе с тем законом предусмотрены и ограничения, призванные предотвратить превращение демократических свобод во вседозволенность. Очевидно, что не может быть полной свобода печати: существует ответственность за разглашение в прессе и других средствах массовой информации сведений, содержащих государственную или военную тайну, публикацию заведомо ложных материалов, порочащих честь и достоинство граждан и организаций. В целях защиты нравственного здоровья общества во многих странах действуют жесткие правила, запрещающие распространение порнографических изданий за пределами специально установленных мест и продажу этой печатной продукции несовершеннолетним. [c.218] В современных демократических государствах законодательство закрепляет наличие у граждан та или иных прав и свобод, но не всегда определяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы, а для того, чтобы воспользоваться свободой слова или печати, необходимо располагать определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени или публикации объявления в прессе, не говоря уже об издании собственной газеты. Средства массовой информации могут не только содействовать реализации права на свободу слова, но и выступать в качестве одного из инструментов воздействия на общество в интересах наиболее могущественных социальных сил. Мерилом действенности демократического режима является обеспечение политической стабильности общества, его прогресса и процветания. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Рассматривая динамику их развития можно отметить, что в целом в современную эпоху действует определенная тенденция к увеличению числа демократических режимов. Ряд режимов являются переходными: от авторитарных к демократическим. Для ряда стран СНГ характерны авторитарные режимы с элементами формальной демократии. Для самостоятельной работы 1. В чем особенности и преимущества системного анализа в политике? 2. Из каких компонентов состоит политическая система общества? 3. По каким основаниям и признакам можно типологизировать политические системы общества? 4. В чем особенности политической системы российского общества? [c.219] Примечания 1 Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996. С. 38. 2 Понятие “тоталитаризм” (от лат. totalis – весь, целый, полный) было впервые использовано в 1920-е гг. итальянскими исследователями Дж. Амендолой и П. Габетти для характеристики диктатуры Б. Муссолини. Позднее эта категория была рассмотрена в работах Ф. Хайека “Путь к рабству” (1944), X. Арендт “Происхождение тоталитаризма” (1951), К. Фридриха и З. Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия” (1956).
ГЛАВА 8 ГОСУДАРСТВО – ПРАВО – ОБЩЕСТВО “По мере того как мысль о Государстве постепенно, утрачивая способность к чрезмерным иллюзиям, трансформировалась из общих принципов в отражение реальности, на основаниях античного учения о государстве, христианской этики, рыцарской этики и правоведческой теории в лоне международного права сложилась новая система воззрений. Освобожденная от веры как таковой, она трактовала государства мира как сообщество, члены которого обязаны уважать друг друга и вести себя в отношении других таким образом, как того требует право и от людей, живущих сообществом”.
Й. Хейзинга
§ 1. Происхождение и природа государства Понятие “государство” введено в политико-правовой обиход сравнительно недавно. Вплоть до эпохи Возрождения для обозначения государства пользовались более конкретными понятиями: княжество, королевство, тирания, республика. Платон известной работой “Государство” не опровергает сказанного, ибо более точный перевод ее названия на русский язык соответствует понятию “Конституция” или “Город-государство”. Специальный обобщающий термин “государство” (от итал. – stato), применимый к любой его конкретной форме, ввел Н. Макиавелли. Из итальянского это слово перешло во все европейские языки: (англ. stаtе, нем. к stааt, фр. etat, исп. estadо). Позже мыслители (Руссо и другие) в рамках общества стали различать “гражданское общество”, а Гегель окончательно разграничил понятия общества, гражданского общества и государства. Гражданское общество и государство не всегда были правовыми, хотя последнее всегда принимало законы, системы правовых норм для регулирования отношений своих граждан. Римская империя ни в коей мере не была правовым государством, хотя в ней действовала знаменитая система “римского права”, которую называли тогда “писаным разумом” и которая оказала огромное влияние на последующее развитие западной культуры в целом1. [c.220] Понадобились немалые усилия философов, политических мыслителей, юристов по упорядочению, гуманизации отношений государства и общества. Решающую роль в этом процессе сыграло право, но уже в новом его понимании. Почему возникло государство. Как известно, первобытное общество людей обходилось без государства. Власти старейшины рода, сельской общины, племенного вождя было вполне достаточно, чтобы общество худо-бедно жило без государства. Попытки объяснить этот феномен какой-либо одной или “главной” причиной малопродуктивны. Так, согласно психологической теории возникновение государства связывается с гениальной идеей, озарившей вдруг разум какого-то одного человека. Близка к исходным позициям такого объяснения известная теория “общественного договора”, смысл которой заключается в следующем: люди, принадлежавшие к разным общинам, постоянно враждовали между собой, совершали набеги, захватывали и убивали чужаков. И когда они, наконец, осознали опасность этого, то договорились учредить государство как некий надобщинный орган власти и управления, передав ему часть своих “естественных прав” в обмен на защиту общих и индивидуальных интересов. В таком объяснении есть рациональное зерно, однако не ясно по крайней мере одно: почему люди не могли договориться об этом много раньше?
Немало сторонников было и есть у классовой теории возникновения государства, разработанной марксизмом: “Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку возникают классы с противоположными, непримиримыми интересами” (В.И. Ленин). И для того чтобы эти классы не “пожрали” друг друга и общество в бесплодной борьбе, возникает государство – как сила, стоящая над обществом, если не примиряющая классовые противоречия, то во всяком случае умеряющая их, т.е. ставящая их в границы определенного порядка (Ф. Энгельс). Следует сказать, что эта теория исходит в основном из опыта Древней Греции и ею можно объяснить возникновение греческих городов-государств. Однако в ряде случаев эта логическая связь не прослеживается: сначала возникает государство, в силу определенных неклассовых причин, а потом уже возникают классы с их противоположными интересами. Весьма распространен вариант “параллельного” формирования классов и государства. [c.221] Так, например, тот факт, что “родиной государства” явился Древний Египет во многом объясняется специфическими условиями географической среды и, следовательно, жизнедеятельности, жизнеобеспечения местного населения. Одно дело, когда сельская община может брать у природы готовые продукты питания (плоды), когда достаточно бросить в благодатную почву зерно и без особого труда получить хороший урожай, – тогда с образованием государства можно подождать. В Египте же на сотни километров простираются безводные песчаные и каменистые пустыни. Чтобы земля плодоносила, требовались огромные трудовые усилия людей. Земли для посева в долине Нила приходилось отвоевывать у песков, болот и зарослей. Главным занятием египтян было земледелие, и они рыли каналы, строили дамбы и другие ирригационные сооружения. Для поддержания этих сооружений сил рода или даже сельской общины было недостаточно. Требовалась власть, могущая сказать и приказать всем земледельцам, что, как и когда делать. Со временем эта власть оформилась как государство, а люди, связанные с организаторско-управленческой деятельностью, обособились в господствующую социальную группу. В качестве стимула образования государства могут выступать не только внутренние, но и внешние факторы, в особенности угроза нашествия. Со стороны других племен и народов, покорение одних другими. Так, в Китае возникновение государства в XVIII в. до н.э. связывается с покорением племени ся племенем шан. Формула “возникают классы – возникает государство” не вполне применима и к истории возникновения государства у “варваров”, против которых столетиями боролся могучий Рим и которые, в свою очередь, боролись против него и, наконец, в 476 году н.э. покорили. У варваров государства не было, хотя рабы, в частности, у германцев в небольшом количестве, использовались. Были у германцев свои короли и военачальники, но они обладали догосударственной, родоплеменной властью. Королей германцы выбирали по знатности, а военачальников по доблести. При этом у королей не было неограниченной или произвольной власти, а вожди главенствовали скорее потому, что являлись примером. Казнить, заключать в оковы и подвергать телесному наказанию не позволялось никому, кроме жрецов, да и то не в виде наказания и по приказу вождя, а как бы по велению богов. В последние столетия существования Римской империи многие варвары, особенно из числа германцев, находились на военной государственной службе у Рима, перенимая римские нравы, украшая себя различными римскими титулами. Как подчеркивает французский историк Жак Ле Гофф, эти варвары “выступали не в роли врагов, а в роли поклонников римского политического устройства. Их скорее можно было принять за узурпаторов римской власти”2. [c.222] Другими словами, варвары, помимо богатых трофеев, заимствовали у римлян многие принципы организации государства. Не случайно позднее германские монархи именовали свое политическое устройство “Священной Римской империей германской нации”. Как видно, причин возникновения государства было немало и у разных народов они были разными. Было ли раннее государство рабовладельческим? Постановка этого вопроса вызвана тем, что в учебной юридической литературе до сих пор в качестве некоей аксиомы принимается положение о том, что ранние государства в древнем мире были “рабовладельческими”. Так, в книге “Всеобщая история государства и права” древнее царство в Египте (2700–2400 до н.э.) характеризуется как “рабовладельческое государство”, хотя приводимые аргументы в пользу этого утверждения неубедительны. В частности, говорится, что тогда рабов “было еще мало” и использовались они, “как правило, для работы в домашнем хозяйстве”; что основной рабочей силой в государстве были крестьяне-общинники, т.е. в принципе свободные люди, которые объединялись в “рабочие отряды” и использовались для работ не только в сельском хозяйстве, но и на строительстве различных сооружений, прокладке дорог, рытье каналов3. То же самое говорится о Древней Индии: “Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое”, но “рабский труд в решающих отраслях экономики значительной роли не играл”. Но если так, если рабов было мало (а рабовладельцев, разумеется, еще меньше), если основной производительной силой выступали крестьяне-общинники, подчиненные воле верховного владыки (фараона, царя и др.), то такое государство стоило бы назвать как-то иначе, но не рабовладельческим. В Древнем Египте государство становится рабовладельческим лишь в эпоху Среднего царства (конец третьего тысячелетия – 1600 гг. до н.э.). При характеристике рабства как главного института рабовладельческого государства в указанной книге делается не совсем оправданное обобщение. В частности, обращается внимание на то, что существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей рабов без родителей. В отличие от Греции и Рима, индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. [c.223] Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Действительно, все это разительно отличается от положения раба в Греции и особенно в Риме, где он был “говорящим орудием”, не более. Однако в книге мы читаем: “несмотря на особенности рабства в Древней Индии по своим основным признакам, оно было похоже на рабство в Греции и Риме”4. Государство – чудовище или чудо? Государство – многоликая, многофункциональная структура и сущность его каким-либо одним образным сравнением или определением выразить невозможно. С одной стороны, любое государство несет в себе принуждение, насилие. С другой, – оно как-то упорядочивает, стабилизирует жизнь людей. Отсюда его разные оценки: “Государство? Что это такое?...Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: “Я, государство, составляю народ”. Если где еще существует народ – не понимает он государства и ненавидит его, как дурной глаз и нарушение обычаев и прав”5 – так говорил древнеиранский пророк Заратустра, если следовать изложению Ф. Ницше. “Левиафаном”, т.е. библейским чудовищем, принижающим человека, называл государство Т. Гоббс в Новое время. Для Платона и Аристотеля главным в государстве было не “чудовищное” начало, связанное с принуждением и насилием, а начало, делающее возможным совместную жизнь людей для достижения счастья. Гегель же вообще обожествлял государство, называя его “образом и действительностью разума”, “нравственной идеей”. Поэтому на вопрос: что такое государство – чудовище или чудо? – может быть только один ответ: государство есть и чудовище, и чудо. Эти два образа заслуживают не разделительного союза “или”, а соединительного “и”. Известный русский юрист П.И. Новгородцев (1866–1924) писал, что “государство не есть только классовое господство, это прежде всего публично-правовое регулирование частной и общественной жизни”6. Можно сказать и так: государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Вместе с государством появляются города, торговля, письменность, первые научные знания, философские, политические и правовые идеи и учения – при всем том, что оно предполагает господство одного класса или социальной группы над другими. [c.224]
Политическая характеристика государства. На языке политической науки государстве можно определить как особый тип социальных связей и явлении, который (тип) характеризуется следующими существенными чертами: а) отношением власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением7. В этом определении, данном латиноамериканским политологом Л.С. Санистебаном, “схвачен” принципиально важный момент: государство предполагает определенный тип социального поведения людей, юридически регулируемого теми, кто владеет властью, поддерживает нормативный порядок в обществе и имеет возможность при необходимости использовать для этого принуждение. Французский социолог П. Бурдье, корректируя известную формулу М. Вебера (“Государство есть организация, обладающая монополией на легитимное использование физического насилия на определенной территории”), пишет: “Государство есть Икс (подлежащий определению), обладающий монополией на легитимное использование физического и символического насилия на определенной территории и в отношении соответствующего населения”8. Это значит, что государство существует и объективно – как совокупность институтов и механизмов, – и субъективно – как комплекс структур и категорий мышления и восприятия. Образование государства сопровождается образованием поля власти, т.е. пространства, в котором различные политические силы борются между собой за власть в государстве. В обществе в качестве самостоятельной выделилась сфера политики, политических отношений. § 2. Правовое и социальное государство Среди самых значительных политических идей, призванных преодолеть отчуждение большинства населения от власти и управления, перевести права и свободы личности из области деклараций в область жизненных реалий, первое место принадлежит идеям правового и социального государства и гражданского общества. [c.225] Движение к правовому и социальному государству, к гражданскому обществу подобно движению познания к абсолютной истине, к которой люди, понимая, что вряд ли наступит время, когда они скажут “мы знаем все”, тем не менее стремятся. Развитие западной цивилизации, приведшее к установлению либерально-демократического политического и социального порядка, во многом определяется стремлением к созданию правового и социального государства и гражданского общества. Предварим дальнейшее изложение несколькими замечаниями о праве вообще и его роли в жизни общества и государства. Право как регулятор поведения людей. “Право”, согласно строго юридической характеристике, есть критерий “юридической правомерности”, своего рода социальный знак того, что человек вправе или не вправе делать, как он вправе или не вправе поступать. Жизнь общества и государства была бы попросту невозможна, если бы люди не могли отличать дозволенное от недозволенного. Право при самом широком его понимании состоит в том, что оно дает признаваемую в данном обществе и государстве, их практической жизни обоснованность, оправданность определенного поведения людей свободы (возможности) такого поведения. Причем обоснованность, оправданность, которые так или иначе даны, должны быть признаны в обществе и государстве9. Что и кто устанавливает определенные нормы, правила поведения людей, руководствуясь которыми они, люди, знают: это делать можно, а этого делать нельзя, не положено? Не положено чем и кем? Еще в древнегреческих мифах о деяниях и взаимоотношениях верховного бога Зевса, его жены Фемиды, богини права и законного порядка, их дочерей была вполне отчетливо сформулирована идея о том, что есть право по природе, т.е. естественное право, и право по человеческому установлению, т.е. “позитивное”, или “положительное”, право10.
Были здесь на самом деле задействованы древнегреческие боги или нет, не так уж важно. Важно другое: появилось два направления в понимании и обосновании права, которые послужили импульсами в развитии правовой теории и юридической практики. Естественное право – это совокупность правил, принципов, прав и ценностей, обусловленных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве. То, что идет от природы человека, идет от природы вообще и потому приобретает такую же силу и обязательность, как, скажем, земное притяжение. [c.226] Позитивное право – это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому “позитивный”) нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся (судами, другими государственными учреждениями) юридически обязательные, императивно-властные решения. Если естественное право является достоянием человечества с момента его рождения, то позитивное право складывается и развивается в условиях цивилизации, одним из главных признаков которой является государственно-политическое существование людей как народов и наций. Естественного право обеспечивается самой природой человека. Позитивное право, гарантированность действия его норм и установлений обеспечивается государственной властью, ее организующей по характеру и большей частью принудительной по методам силой. Из сказанного вытекает еще одно важное отличие естественного права от позитивного. Естественное право неизменно, как неизменна природа. Позитивное право, как право по человеческому установлению, изменяется. Причем эти изменения касаются не только отдельных определений и норм, но и главного – самого содержания и понимания права. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.04 сек.) |