АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественное движение в России в первой половине XIX в

Читайте также:
  1. H.H. Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в России
  2. I. Российская империя в первой половине XIX века. (Александр I, декабристы, Николай I ).
  3. I. Формирование системы военной психологии в России.
  4. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  5. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности
  6. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  7. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  8. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница
  9. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 12 страница
  10. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 13 страница
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 14 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 2 страница

Основная причина подъема общественного движения в России в первой половине XIX века заключалась в том, что все более широкие слои населения осознавали отставание России от более передовых западноевропейских стран. Идеологи различных слоев общества разрабатывали свои программы приспособления социально-политической системы России к требованиям времени: создавались теории или ломки самодержавно-крепостнического строя, или его постепенного изменения, или консервации.

Общественное движение первой половины XIX века начинается с движения декабристов, которое было вызвано прежде всего непоследовательностью политики Александра I. Формированию революционного мировоззрения у части русских дворян способствовала и международная обстановка.

В 1814 г. Н.Муравьев в Петербурге образовал “Священную артель”, цели немногочисленного кружка были аморфны и неясны. М.Орлов основал “Орден русских рыцарей”. В этих организациях проходило формирование идей и взглядов будущих декабристов. В феврале 1816 г. в Петербурге возникло тайное общество “Союз Спасения”. С февраля 1817 г. оно стало называться “Общество истинных и верных сынов Отечества”. Его основали А.Н.Муравьев, Пестель, Трубецкой, чуть позже присоединились Рылеев, Якушкин, Лунин, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Никита Муравьев. “Союз Спасения” – это первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав – “Статут”. В нем были заложены две основные идеи переустройства российского общества – ликвидация крепостного права и уничтожение самодержавия. Также говорилось о необходимости введения конституции. Некоторые члены общества высказывались за республиканскую форму правления, но большинство считало идеалом будущего политического устройства конституционную монархию. Споры по данному вопросу продолжались вплоть до 1825 г.

В 1818 г. был создан “Союз благоденствия” (200 человек), по составу он по-прежнему преимущественно оставался дворянским. Организаторами и руководителями стали братья Муравьевы и братья Муравьевы-Апостолы, а также Пестель, Якушкин, Лунин и т.д. Были избраны Коренная управа – общий руководящий орган – и Совет (Дума), обладавший исполнительной властью. Местные организации “Союза благоденствия” появились в Петербурге, Москве, Кишиневе, Тамбове, Нижнем Новгороде. Программа и устав союза назывались “Зеленая книга”. Программа делилась на две части. В первой – легальной – говорилось о распространении истинных правил нравственности и просвещения. Во второй – тайной – говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества и введении конституции и конституционной монархии. Ставился вопрос о том, что осуществлять эти требования надо насильственными средствами.

В ходе деятельности союза сложилось два основных направления:

– умеренно-либеральное, выступавшее за ликвидацию крепостничества, просвещение, конституционную монархию, против республики и военной диктатуры;

– республиканское, выступавшее за республику, за наделение крестьян землей за счет помещиков (республиканцы стали преобладать с 1820 г.)

Средством достижения цели Коренная управа считала заговор с опорой на армию. Наиболее решительно настроенные члены общества настаивали на скорейшей подготовке военного переворота.

В начале 1821 г. из-за идейных и тактических разногласий было принято решение о самороспуске “Союза благоденствия”.

В марте 1821 г на Украине было образовано Южное общество. Его создателем и руководителем стал Пестель, убежденный республиканец с диктаторскими замашками. В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его лидерами стали Никита Муравьев, Рылеев, Трубецкой, Лунин. Это были крупные политические организации с теоретически разработанными программными документами. Руководители их предполагали совместные действия.

Программным документом Южного общества стала “Русская Правда”, написанная Пестелем, она отражала взгляды радикальной части декабристов. Идеолог Северного общества Муравьев написал “Конституцию”, которая отражала взгляды умеренной части декабристов.

Н.Муравьев выступал за конституционную монархию – политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная – парламенту (Народное вече). У императора оставались также судебная функция и функция главнокомандующего. Суд объявлялся равным для всех граждан страны, вводился гласный суд присяжных, с адвокатами и с принципом состязательности. Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом и мужским полом, т.е. из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения.

П.Пестель высказался за республиканский государственный строй – парламентскую республику с президентской формой правления. Законодательной властью должен был обладать однопалатный парламент (Народное вече), а исполнительной – Державная дума, в составе 5 человек. Ежегодно один из членов этой Думы становился президентом республики. Судебная власть передавалась Верховному Собору. Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права.

При решении аграрно-крестьянского вопроса П.Пестель и Н.Муравьев единодушно признали необходимость отмены крепостного права, личного освобождения крестьян, но вопрос о наделении крестьян землей решался ими по-разному. Н.Муравьев считал помещичью собственность на землю неприкосновенной и предлагал передать во владение крестьянами приусадебный участок и по 2 десятины пахотной земли на двор. Однако этого было недостаточно для ведения рентабельного крестьянского хозяйства. По мнению Пестеля, часть помещичьей земли необходимо было конфисковать и передать в общественный фонд для наделения крестьян наделами, достаточными для их пропитания, т.е. Пестель предлагал принцип распределения земли по “трудовой норме”.

Стоит отметить, что идеи декабристов стали знаменем всего либерального движения XIX – начала XX века. Кроме того, для декабристов был характерен мотив покаяния, жалости к народу, покровительства над ним. В дальнейшем он будет взят на вооружение российским радикальным движением и проявится более всего в народничестве.

Само выступление декабристов – пример гражданского мужества, и в этом плане они оказали влияние на всё дальнейшее общественное движение. Нужно отметить, что на допросах декабристы очень откровенно говорили о своих взглядах, о своих организациях, ведь они понимали, что только то, что они скажут на следствии, дойдёт до потомков. Итогом выступления декабристов стало то, что был раздавлен цвет нации, самые высоконравственные элементы дворянской элиты оказались казнены, сосланы на каторжные работы. Кроме того, в начале XIX века была упущена возможность повернуть в сторону общецивилизационного процесса. Однако декабристы разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России.

Время Николая I стало апогеем самодержавия. В этот период сложились основные общественные движения: и революционаризм, и либерализм, и консерватизм. На это повлияло, во-первых, формирование интеллигенции. Во-вторых, французская революция показала силу просветительских идей, поэтому российская интеллигенция задумалась, нельзя ли "изобрести" такую идею, которая перестроит и Россию. Кроме того, режим Николая I сделал невозможным какую-либо практическую политическую деятельность передовых людей своего времени, и отсутствие выхода в практику привело к тому, что их энергия устремилась в умственную деятельность.

Перед Россией встали следующие вопросы: что нужно стране? кто мы? чем Россия отличается от других стран? куда идти нашей стране в будущем? Все эти вопросы одним из первых поднял Чаадаев в "Философических письмах". Его статьи стали толчком к разделению российского общества на две части – славянофилов и западников. В этот период начинается рост самосознания нового поколения, даже несмотря на то что правительство Николая I давит эту общественную мысль, используя при этом самые разные средства.

В 30 – 40-е годы XIX века среди оппозиционных правительству либералов сложилось 2 идейных направления – славянофилы и западники. Представители обоих течений хотели видеть Россию сильной передовой державой в кругу европейских стран. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими участками земли, ввести свободу слова и совести.

Идеологами славянофилов были писатели, философы, публицисты: братья Аксаковы, братья Киреевские, Хомяков и т.п. Они развивали идеи самобытности русской истории, причём главной движущей силой считали народ и общинный образ жизни.

Основные положения славянофилов заключались в следующем:

– основу русской самобытности составляют православие, община, коллективизм, соборность и национальный русский характер; русскому народу присущ особый дух коллективизма, в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм.

– в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты.

– в России духовные ценности преобладают над материальными;

– Петр 1 насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного характера развития России, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты.

Славянофилы настаивали на возвращении к тем порядкам, когда земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Крепостное право, по их мнению, необходимо было ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни. Речь шла о духовном укладе. Славянофилы не выступали против железных дорог и промышленности. Они отрицали революцию и радикальные реформы, признавали только постепенные преобразования, проводимые сверху.

Представителями западников были историки, юристы, литераторы: Грановский, Кавелин, Анненков, Чичерин, С.Соловьев, Белинский. В советской историографии западничество рассматривалось как идеология нарождающейся буржуазии; в современной отечественной литературе западничество рассматривается как течение российской интеллигенции, выступающее за свободу, права личности, конституционный порядок.

Основные идеи западников заключались в следующем:

– все страны Европы развиваются по универсальным законам истории, и в этом плане Россия отстает от Запада, но сохраняет ряд национальных особенностей;

– важно сохранить национальную идентичность, но при этом ликвидировать историческое отставание, для чего важно использовать достижения и духовные ценности Запада;

– в России надо утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданского общества, установить конституционную монархию и просветить народ;

– важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, торговлю, принять законы, которые защищают частную собственность;

– необходимо отменить крепостное право, землю передать крестьянам за выкуп;

– обновление России должно было проходить через реформы “сверху”.

Западники резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада. Они отрицали особую роль крестьянской общины, считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов.

Несмотря на то что между славянофилами и западниками было много различий, у них можно найти немало общего:

– неприятие крепостничества;

– отрицательная оценка авторитарного, бюрократического устройства, имперской системы;

– оппозиционность к власти;

– активное выступление с идеей освобождения крестьян, разработка проектов отмены крепостного права.

Идеи западников и славянофилов в дальнейшем оказали влияние на другие движения, в том числе и на либерализм, и на консерватизм.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)