АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема первоначала в философии досократиков. Атомизм Демокрита

Читайте также:
  1. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  2. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  3. II. Принципы средневековой философии.
  4. II. Проблема источника и метода познания.
  5. II.12. Панорама философии ХХ века
  6. III. Материалистическое направление в русской философии
  7. III. Предмет, метод и функции философии.
  8. III. Проблема субстанции.
  9. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  10. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  11. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  12. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.

Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.

Учения досократиков о первоначале обычно рассматривают как «наивный материализм»: подразумевается, что под водой, огнем и воздухом понимаются вещества, из которых происходит все существующее – т.е. являются первоосновой (первоначалом) из которой состоит мир, или архэ. Но, в то же время, досократики говорят о всеохватывающей душе, о том, что весь мир полон богов, что не согласуется с их «материалистическими» взглядами.

Что же является первоначалом всего (архэ)?

Фалес говорит о том, что все есть вода. Анаксимен избирает первоначалом воздух, Гераклит – огонь, Ксенофан – землю. Насколько противоречат друг другу эти учения? Конечно, в качестве первоначала каждый раз выступают разные элементы, однако, если отвлечься от их «вещественности», окажется, что они не слишком спорят между собой. Под водой, огнем, воздухом и землей здесь понимаются не вещества, а стихии, первоэлементы. Этот взгляд вполне обоснован, так как досократики появляются в конце периода, когда преобладающим видом мышления было мифологическое мышление, более того, они открывают период, когда появляется рациональное мышление. Для людей этого времени вполне естественным был язык символов.

В мифологии вода тесно связана с моментом сотворения мира. Это и первоначальный хаос, и «влажное небо» Уран, который, вступая в брак с землей, Герой, порождает все сущее. Воздух в греческой традиции связан с душой, так как именно присутствие воздуха в живых существах делает их живыми. В момент смерти воздух, как и душа, покидает тела животных и людей. Огонь передает идею постоянного движения, постоянных количественных и качественных изменений.

Концепция атомизма Левкиппа и Демокрита.

Первоосновой всего сущего в концепции атомизма Левкиппа и Демокрита считается атом. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых и разнообразных частичек — атомов, движущихся в пустоте.

Атомы неделимы и не поддаются никакому воздействию вследствие своей абсолютной твёрдости. Из атомов состоит как всё материальное, так и нематериальное, например, душа.

Демокрит признает вечность Вселенной во времени и бесконечность её в пространстве. Также можно сказать о бесчисленной количестве миров во Вселенной и что они не вечны: «…и они имеют начало и конец во времени».

Демокрит видел природу разнородной, находящейся в непрерывном движении. Признавая пустоту он говорит о прерывности материи, о том что материя не является чем-то однородным.

Демокрит создал целостную теорию природы благодаря тому, что все без исключения явления трактовал как материальные, именно поэтому он был назван "отцом материализма".

Роль атомистов в философии, прежде всего, состояла в том, что:

1) была создана рационально-эмпирическая программа исключительно в рамках теории причинности;

2) создана теория атомов, простая, объясняющая огромное количество явлений и имеющая неоспоримые преимущества перед другими теориями материи;

3) сформулирована теория субъективности чувственных качеств;

4) создана наиболее полная во всей античности система материалистической философии.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)