АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Третий вопрос

Читайте также:
  1. Болгарский вопрос. Соборы на Западе на Востоке. Окончательное разделение 1054 года
  2. Внутренняя политика Екатерины 2. Жалованные грамоты дворянству и городам. Крестьянский вопрос.
  3. Вопрос.
  4. Вопрос.
  5. Вопрос.
  6. Вопрос.
  7. Вопрос.
  8. вопрос.
  9. Вопрос. Z – преобразование.
  10. Вопрос. Быстрое преобразование Фурье.
  11. Вопрос. Восстановление сигнала по отсчету
  12. Вопрос. Дискретная свертка

Развитие военного искусства в ходе белорусской наступательной операции. Уроки для современного военного строительства.

В ходе белорусской операции советское военное искусство получило дальнейшее развитие.

Прежде всего, в отличие от зимней кампании 1943 -1944гг., когда Западный, Белорусский фронты проводили разрозненные фронтовые операции, летом 1944 года Ставкой ВГК была организована и проведена единая стратегическая операция, замыслом которой были объединены усилия и согласованно действовали войска 4-х фронтов.

В рамках Белорусской операции было проведено несколько операций по окружению и уничтожению противника (Витебская, Бобруйская, Минская). Причем в Минской операции впервые крупная группировка противника была окружена не в исходном положении, как это было под Сталинградом, а в ходе развития наступления в оперативной глубине. Если под Сталинградом 6-ю германскую армию сначала окружили, а затем 2,5 месяца занимались ее уничтожением, то окружение, расчленение и уничтожение группировки противника под Минском осуществлялось одновременно как единый оперативный процесс.

Для операции «Багратион» характерно также более смелое и решительное массирование сил и средств на направлениях главных ударов. На этих направлениях, составлявших треть всей протяженности фронта, сосредотачивались до 50% личного состава, 60-65% артиллерии и танков, основная часть авиации. Более мощными стали артиллерийская и авиационная подготовка наступления.

В армиях, корпусах, дивизиях и полках, действовавших на главных направлениях, осуществлялось двухэшелонное построение боевых порядков или выделялись сильные резервы.

Для управления войсками в оперативном и тактическом звене было характерно максимальное приближение его к впереди действующим войскам. Если в операциях 1941 -1942 годов командные пункты фронтов располагались в 60-80 км от переднего края Западного фронта (в 1943г. – в 100км), армейские командные пункты - в 40-80км, то в белорусской операции командные пункты фронтов располагались на удалении 25-40км, армий - в 8-15 км от переднего края.

В ходе Белорусской операции основные силы группы армий «Центр» были разгромлены, германские войска потеряли 409,4 тыс. солдат и офицеров, в том числе 255,4 тыс. - безвозвратно, 200 тыс. немецких военнослужащих были взяты в плен.

Войска наступавших фронтов разгромили одну из наиболее сильных вражеских группировок – группу армии «Центр», ее 17 дивизий и 3 бригады были уничтожены, а 50 дивизий потеряли более половины своего состава.

Тяжелыми были и наши потери - 765 813 человек убитыми, ранеными, пропавшими без вести и убывшими по болезни, из них безвозвратные потери составили 178 507 человек. С 23 июня по 29 августа войска четырех фронтов потеряли 2 957 танков и САУ, 2 447 орудий и минометов, 822 боевых самолета.

Сравнительно большие потери наших войск в белорусской операции, кроме общих причин, характерных и для других операций, объяснялись прежде всего тем, что в составе группы армий «Центр» находились отборные германские соединения и части,, которые на протяжении почти двух лет успешно оборонялись на территории смоленской области, в Белоруссии и создали сильно укрепленную оборону.

Кроме того, в отличие от фронтов южного направления, которые за истекшие годы провели целый ряд крупных наступательных операций, войскам Западного направления приходилось в основном обороняться или вести ограниченные по масштабам наступления. И они не имели опыта ведения крупных наступательных операций. На втором этапе Белорусской наступательной операции стрелковые соединения доукомплектовывались в основном за счет местного населения освобожденных районов, которые включались в состав боевых подразделений без предварительной боевой подготовки.

Белорусская операция, закончившаяся 29 августа 1944 года, - одна из самых крупных операций Второй мировой войны. Она охватила огромную территорию – до 1000 км по фронту и 600 км в глубину. С обеих сторон в ней участвовало свыше 4 млн. человек, 62 тыс. орудий и минометов, более 8 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, более 9 тыс. самолетов.

Советская Родина высоко оценила массовый героизм воинов Красной Армии и народа в боях за освобождение Белоруссии. Свыше 402 тыс. воинов и 140 тыс. партизан и подпольщиков награждены орденами и медалями, 700 воинов Советской Армии и 87 партизан удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Ленинский комсомол Белоруссии награжден орденом Красного Знамени. Многие соединения и части получили почетные наименования «Витебских», «Оршанских», «Могилевских», «Бобруйских», «Борисовских», «Минских», «Брестских» и других городов и рек Белоруссии.

Успешное завершение Белорусской операции имело исключительно важное военно-политическое значение. В результате разгрома немецкой группы армий «Центр» советские войска полностью освободили Белоруссию, большую часть Литвы, часть Латвии и значительную часть польских земель к востоку от Вислы. Советские войска форсировали реки Неман, Нарев и подошли к границам Восточной Пруссии.

Эта операция воплотила в себе лучшие черты советского военного искусства. По своим военно-политическим результатам и по размаху она была одной из самых крупных стратегических наступательных операций Великой Отечественной войны.

Значение победы Красной Армии в Белоруссии было высоко оценено нашими союзниками, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания политических и государственных руководителей союзнических стран того времени, их военных специалистов, а также работы историков - исследователей. Прежде всего, это: У. Черчилль - в 1944 году премьер-министр и министр обороны Великобритании, президент США Ф. Рузвельт, командующий союзными войсками в Европе и будущий президент США генерал Д. Эйзенхауэр и др.

Так, Черчиль, говоря об операции «Багратион», применяет такие слова: колоссальное впечатление, великолепное наступление, славная победа…

Президент США Ф.Рузвельт в послании советскому Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину 21 июля 1944 года писал: «Стремительность наступления Ваших войск изумительна».

Высоко оценивали операцию «Багратион» и наши противники. Об этом лучше всего судить по имеющимся высказываниям политической верхушки фашистской Германии и мемуарам немецких генералов и офицеров - современников и участников тех событий, т.е. людей, чьи симпатии не были и не могли быть на стороне Красной Армии.

Разгром группы армий «Центр», по признанию самих немецких военачальников, означал катастрофу большую, чем на берегах Волги, а немецкий генерал Ф. Меллентин писал, что операция в Белоруссии «значительно превосходила по своим масштабам вторжение союзников в Нормандию. С 1 июня по 31 августа 1944 года немецкие армии на Западе потеряли 293 802 человека. За этот же самый период наши потери в России составили 916 860 человек».

Генерал – полковник танковых войск Г. Гудериан так характеризует действия советских войск в Белоруссии: «… они добились полного успеха… Наступление неудержимым потоком хлынуло дальше и казалось будет продолжаться безостановочно… В результате этого удара группа армий «Центр» была уничтожена. Мы понесли громадные потери - около двадцати пяти дивизий…».

Превосходство советского военного искусства признавали и такие гитлеровские генералы, как Паулюс, Гальдер. На Нюрнбергском процессе над военными преступниками в ответ на ехидную реплику защитника Геринга о том, что, находясь в плену, фельдмаршал Ф. Паулюс читал лекции по стратегии в советской высшей военной академии, последовал ответ Паулюса: «Советская стратегия оказалась настолько выше нашей, что я вряд ли мог понадобиться русским, хотя бы для того, чтобы преподавать в школе унтер-офицеров. Лучшее тому доказательство – исход битвы, а также и то, что все эти господа сидят вот здесь на скамье подсудимых».

Немецко-фашистские вооруженные силы потерпели на советско-германском фронте еще одно тяжелое поражение на главном стратегическом направлении. Из 97 дивизий и 13 бригад, разновременно участвовавших в боях, 17 дивизий и 3 бригады были полностью уничтожены, а 50 дивизий потеряли более 50% своего состава. Было уничтожено около 2 тыс. самолетов.

Следствием огромного влияния операции «Багратион» на внутреннее положение Германии стало покушение на А. Гитлера 20 июля 1944 года.

Одним из условий успешного проведения Белорусской операции была всесторонняя и тщательная подготовка войск, своевременное материально-техническое обеспечение, четкое и тесное взаимодействие всех родов войск на поле боя.

Разгромнемецко-фашистских захватчиков – это летопись беспримерного массового подвига советских воинов, их мужества, непоколебимой верности нашей Родине.

Итоги Белорусской операции имели крупное военно-политическое значение. «Пятый сталинский удар», так называли операцию «Багратион» 70 лет назад, наголову разбил немецкие войска под Витебском, Бобруйском, Могилевом и завершился окружением 30 немецких дивизий под Минском. В результате наши войска полностью освободили территорию Белоруссии, значительную часть Польши, большую часть Литвы, форсировали Неман, подошли к границам Германии. Политические и стратегические цели были достигнуты полностью. Была разгромлена самая многочисленная группа армий «Центр», насчитывавшая в своем составе свыше миллиона человек.

Союзники Гитлера поняли, что разгром Германии не за горами: из войны в августе 1944 года вышла Румыния, в сентябре - Болгария, в октябре - Финляндия и Венгрия. Это тоже результат Белорусской стратегической наступательной операции.

Можно много говорить о значении Белорусской операции. Она, в частности, явилась классическим образцом одновременного прорыва фронта противника на нескольких далеко отстоящих один от другого участках, значительно обогатила теорию и практику окружения оперативных группировок противника, показала возможность блестящего использования материально-технических возможностей советской страны для создания значительного перевеса над противником.

Белорусская операция выделялась своим гигантским размахом. В ней были достигнуты тесное взаимодействие всех родов войск на основе их массированного применения и организация согласованных действий с партизанами.

Белорусская операция способствовала войскам союзников успешно начать боевые действия в Нормандии – наконец-то в июне 1944 года был открыт т.н. второй фронт. Однако и после этого главным фронтом Второй мировой войны оставался советско-германский.

Бойцы и командиры наших соединений и частей в боях по освобождению Белоруссии увенчали себя неувядаемой славой. Многие из них были отмечены высокими наградами Родины. В сражениях на белорусской земле с новой силой раскрылся талант командующих фронтами И.Х. Баграмяна и Г.Ф. Захарова, командующих армиями А.П. Белобородова и П.И. Батова, А.А. Лучинского и П.Л. Романенко. В белорусском небе совершенствовали свое оперативное искусство командующие воздушными армиями С.И. Руденко и М.М. Громов, Т.Т. Хрюкин и Н.Ф. Папивин. Поля нашей республики стали свидетелями возросшего мастерства в руководстве войсками командиров танковых корпусов А.С. Бурдейного, М.Ф. Панова и Б.С. Бахарова. Каждый из них внес свой вклад в освобождение Белоруссии.

Подвиг наших воинов был интернационален, носил массовый характер. Исполняя свой воинский долг, они забывали о жизни, не думали о том, кто из них какой национальности. Все воевали за Родину.

К сожалению, отношение в отдельных бывших советских республиках после обретения ими независимости резко изменился в негативную сторону. Особенно это касается Прибалтийских республик (Литвы, Латвии, Эстонии): сносились и переносились памятники советским солдатам, установленных в прибалтийских городах, против бывших партизан и подпольщиков возбуждались уголовные дела и проводились судебные процессы, возведены памятники т.н. «лесным братьям», воевавшим на стороне гитлеровской Германии, руководство этих государств принимает личное участие в торжествах по чествованию ветеранов Второй войны, проходивших службу в годы войны в дивизиях СС.

На Украине сносятся памятники и мемориалы советским солдатам, освобождавшим украинский народ от немецко-фашистских захватчиков (в западных областях), ветераны националистических организаций, открыто боровшихся в годы войны с Красной Армией (по простому говоря, «бандеровцев» и «оуновцев»), проводят шествия по улицам городов и населенных пунктов, им устанавливаются памятники. А ведь на руках этих т.н. «ветеранов» кровь их же земляков, женщин и детей…

20 января 2010 года тогдашний Президент Украины Виктор Ющенко своим Указом присвоил посмертно звание Герой Украины главному командиру Украинской повстанческой армии (УПА) в 1942-1959 годы Роману Шухевичу «за выдающийся личный вклад в национально-освободительную борьбу за освобождение и независимость Украины и по случаю 100-летия со дня рождения и 65-й годовщины образования УПА», а 22 января того же 2010 года он же своим Указом присвоил такое же звание «Герой Украины» посмертно лидеру украинского националистического движения и руководителю Организации украинских националистов (ОУН) Степану Бандере. С 2005 года власти Украины считают С. Бандеру национальным героем. Как говорится – комментарии излишни. Чего только стоят организуемые акции в украинских городах накануне 9 мая, на которых избиваются ветераны Великой Отечественной войны.

Сегодня около Минска возвышается величественный памятник доблестным воинам 4-х фронтов, освободивших белорусскую землю от немецко –фашистских захватчиков – Курган Славы. Четыре монументальных штыка, венчающих вершину Кургана, напоминают о ратном подвиге четырех фронтов – 1-го Прибалтийского и трех Белорусских.

Более 6 тысяч памятников, установленных в Белоруссии, увековечили мужество, отвагу и патриотизм защитников в Родины и служат напоминанием ныне живущим о том, какой дорогой ценой досталась Победа.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)