|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕДХАРМА ДХАРМАТА ВИБХАНГА
Введение
Теперь текст, тибетское сокращённое название Чё Ньи Нам, развернутое название Чё Данг Ньи Чё Ньи Нампар Джепа, на тибетском языке, то есть Текст Различения Дхармы и Дхарматы, явлений и сущности явлений. В этом тексте подробно рассматривается неконцептуальная изначальная мудрость Будды, рассматривается природа явлений, что такое явления, здесь подразумевается самсара, и также природа нирваны. Под природой нирваны подразумевается Чё Ньи (Дхармата), то есть, истинная реальность.
На санскрите: «Дхарма дхармата вибханга карика» На тибетском: «Чё дан Чёньи нам пар джепа циг леур джепа»
Защитнику Майтрее Кланяюсь.
Ещё раз, текст на санскрите называется Дхарма Дхармата Вибханга Карика, на тибетском – Чё Данг Чё Ни Нам Нампар Джепа Тег Сульен Джепа, на русском языке это будет звучать: Стихи или Поэма о различении явлений и реальности, истинной сущности.
Основная часть текста
Теперь начинается собственно изложение содержания трактата. Сейчас мы следуем просто структуре текстов, которая есть и в Гью Ламе, и в остальных текстах. Сначала всегда даются названия текстов, объяснение названия текста, поклонение переводчика, потом говорится, зачем этот текст составлен, то есть цель составления этого текста, и после этого переходят уже выяснению непосредственного предмета рассмотения. Вводную часть мы уже сделали, просмотрели название и переходим к цели составления текста.
По знанию, что же полагается полностью отбросить? И другое, что именно следует непосредственно воспринять? Ради этого, отличительные характеристики того и другого Желая произвести, этот трактат и был написан.
Зачем этот текст даётся? Зачем он был написан? Для того, чтобы можно было понять, что надо отбросить и что надо принять. Отбросить надо самсару и принять нирвану. И для того, чтобы понять состояние того, что надо отбросить и состояние того, что надо принять, этот текст и был написан, для различения этих двух вещей. Кроме самсары и нирваны, кроме понимания того, что надо отбросить и что надо принять, ни о чём другом текстов, собственно говоря и не составлялось, и не писалось. В комментарии к коренному тексту сначала даются некоторые структуры, в оглавлении: сначала говорится вкратце, о чём этот текст, потом уже в развёрнутом виде он излагается. В конце опять даётся некое краткое заключение проиллюстрированное примерами.
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Если все это сформулировать кратко, Следует знать их два аспекта: Явления [дхармы] и соответствующую им сущность [дхармату], Поскольку только ими все охватывается.
Теперь, отделив категорию дхармы, – Это самсара, а Дхармата, Выделенная в отдельную категорию – это Нирвана трех колесниц.
То есть, все тексты, все святые и Будда в Сутрах, все говорили только об этом. Они говорили о самсаре, о том, что является природой самсары, и они же говорили о том, что является природой нирваны, то, что следует принять. Ничего помимо этого не было сказано. И этот текст представляет это в таком сжатом виде и предназначен для того, чтобы существа могли понять на примере этого текста разницу между самсарой и нирваной. 1. Теперь переходим к определениям того, что такое явления, и что такое сущность этих явлений, сперва определяющие характеристики дхарм:
Тогда, определяющая характеристика дхармы – Это проявление двойственности с таким же словесным выражением – Неистинное всецело концептуальное сознание, Поскольку видится несуществующее. А поэтому то и неистинное.
Опять же, поскольку все [явления] суть несуществующие объекты, Но всего лишь концепции, они являются всецело концептуальным сознанием.
Что такое двойственное восприятие? Это – из-за того, что у нас есть название и представление об объекте, мы прикладываем название к объекту и считаем, что он вот такой и есть. Мы связываем представление с названием, т.е. приписываем его объекту, делая его таким как назвали, и считаем этот объект отдельным от представления о нем. В то время как сам объект оказывается полностью выдуманным, ограниченным тем, что мы о нем думаем. Дав ему название, мы уже отделяем объект от себя. Эти объекты становятся внешними, фактически, из-за нашего отношения к ним, как к внешним, за счёт нашего двойственного восприятия. Примером является – волоски, которые видит человек, больной катарактой. Он видит эти волоски перед собой, причём сами эти волоски не существуют как внешний объект, они просто проявляются у нас в уме. А за счёт нашего отношения к ним, за счёт приписывания названия этим волоскам, объект становится независимым, как бы внешним, кажется внешним, проявляется как нечто внешнее, на самом деле не будучи таковым. Другой пример – различные сновидения, которые опять-таки представляются, как что-то, происходящее внешне, а тот, кто смотрит, как что-то внутреннее, то есть, опять возникает отношение двойственности. Здесь надо понимать ещё, что существуют две истины: относительная и абсолютная истины, и относительная истина – где есть обыкновенное восприятие, поведение, не анализирующее своё отношение к вещам, для них вещи существуют. Наше отношение такое, что есть вещи и что есть мы. На относительном уровне есть закон причины и следствия. Дальше, уже проанализировав этот уровень при помощи логики, можно понять, что внешние вещи – в действительности не существуют, что их нет, и это уже относится к абсолютному уровню. Для практики Дхармы и для жизни важно понимать, что эти две истины – разные. Для того, чтобы практиковать Дхарму, чтобы использовать закон причины и следствия, так, чтобы продвигаться по пути парамит, надо понимать относительную истину, понимать, что существование вещей – это значит существование причины и следствия, того, что на основании добродетельных действий появляется один результат, а на основании других действий появляется другой результат. Но при этом надо понимать, что абсолютной истиной, абсолютным взглядом является то, что ничего этого не существует. Есть три колесницы согласно буддизму. Взгляд на существование вещей в этих колесницах различен. Ваибхашики и Саутрантики признают существование внешних вещей и ума, признают существование самой двойственности восприятия. Ум существует и существуют внешние вещи, и они как-то между собой взаимодействуют. Следующей школой является школа Читтаматры, которая существование внешних вещей опровергает и утверждает существование "Только ума". И уже после Читтаматры следует взгляд Мадхьямаки, где говорится, что и ума самого нет. И эти школы даются для чего? Они даются разным людям, соответственно – различным способностям этих разных людей. И кому-то легче принять взгляд того, что существуют внешние вещи, существует ум. Практикуя на этом пути, исследуя этот взгляд, продвигаясь дальше, они могут перейти ко взгляду Читтаматры, где поймут, что внешних вещей не существует. Продвигаясь дальше они поймут, что и ум тоже не существует. Характеристикой явлений или определением самсары является двойственность восприятия. Характеристикой нирваны или природой, так сказать, нереальности является противоположное, то есть, недвойственность восприятия. Но вообще, если исходить из взгляда Читтаматры, «Только Ума», то там рассматриваются три вида реальности, вернее, реальность описывается через три понятия: 1) Реальность может быть полностью концептуальной. 2) Реальность зависимая. 3) Абсолютная реальность. Первые два вида относятся к относительному уровню. Что такое – "полностью концептуальная"? Это когда мы говорим, что: «Вот это есть огонь». При этом, что такое огонь на самом деле? Эта мысль: «Огонь»,- является для нас реальностью. При этом, что такое огонь? Огонь – это то, что горячее и то, что жжёт, то есть, это не какое-то название, а сама реальность. Полностью концептуальной реальностью является спутывание названия с реальной вещью, названного представления вместо чего-то реального. Реальная вещь – как бы сама по себе, то есть она жжёт и обжигает, в Читтаматре таких вещей, отдельных от ума просто не бывает. Поэтому, когда мы называем что-то «огнём», то принимаем это название за огонь, для нас название "огонь" представляется какой-то реальностью. Такая реальность называется "целиком выдуманной". И что такое нирвана? Что является определением нирваны или что то же самое, изначальной мудрости? Имеется три различных подхода к этому, три разных мудрости: соответственно, пути шраваков и пратьекобудд, пути Бодхисаттв и изначальной мудрости Будды.
Напротив, определяющая характеристика Дхарматы – Это таковость без различий между Воспринятым и восприятием, Выражаемым и средствами выражения.
Что такое природа нирваны? Это – противоположное природе самсары. Природа самсары, это двойственное восприятие: восприятие себя как существующего и восприятие другого тоже как существующего. Восприятие нирваны, это отсутствие восприятия себя как существующего, это двойная бессамостность или бессущностность. То есть, имеется в виду отсутствие сущности у себя – "эго", и также отсутствие сущности у явлений. На пути шраваков и пратьекобудд достигается понимание отсутствия «я», «эго», у себя. На пути Бодхисаттв и Будды достигается понимание отсутствия сущности, самости внешних явлений. Соответственно им есть три вида мудрости. Самой истинной нирваной является нирвана только Будды. Остальные нирваны – шраваков и Бодхисаттв, не являются окончательными, истинными. В стоянии Будды достигается восприятие отсутствия "эго" и восприятие отсутствия сущности у внешних вещей, то есть там достигается все то, что должно реализоваться. При этом отбрасывается все то, что надо отбросить, то есть, самсара, поэтому это также называют нирваной. Это – состояние, которого не достигают шраваки и Бодхисаттвы. Это был краткий обзор содержания, дальше будет развёрнуто о том же самом. Сначала будет объяснена самсара – что это такое, потом будет объяснена нирвана – что это такое.
Вопросы:
В. Можно уточнить, что такое зависимая реальность? О. Все эти три вида реальности даются только в школе Читтаматры, там, где признаётся только существование ума. Там же даётся классификация восьми видов сознания. Первый вид – абсолютно концептуальное сознание или концептуальная реальность, где, как говорилось, не существует никаких объектов, где концепции принимаются за реальность. Зависимая реальность, имеется в виду – зависимое сознание, это шесть видов сознания, которые возникают в зависимости от внешних объектов. Опять-таки, это только кажущееся восприятие, с точки зрения Читтаматры. это значит, что сознание глаза, например, возникает на основе восприятия формы, сознание, воспринимающее звуки, возникает на основе каких-то звуков, и т.д. Такие виды сознания только кажутся абсолютно реальными, но они являются зависимыми. Это – классификация, которая дается в школе Читтаматры. Причём, говорится, что все эти виды сознания, то есть пять видов сознания органов чувств и шестой вид – ментальное сознание, они являются сознаниями относительного уровня, являются относительным уровнем. В. О:.В Мадхьямаке, когда говорится о просветлении, признаётся отсутствие заблуждения, признаётся существование пяти мудростей Будды. Про Будду не говорят, что у него есть сознание. Всякий раз, когда мы говорим "сознание", мы подразумеваем заблуждающееся сознание. У Будды нет заблуждающегося сознания, говорят, что у него есть Будда-мудрость. Эти восемь видов сознания, которые рассматриваются в Читтаматре, они рассматриваются только на относительном уровне. Для абсолютного уровня говорится о пяти мудростях. Для Бодхисаттвы тоже говорят о пяти мудростях, но однако, есть разница в мудростях Будды и Бодхисаттв, потому что Бодхисаттвы ещё не всё отбросили, что можно отбросить, маленькие завесы остались. Проходя по десяти уровням, Бодхисаттва постепенно отбрасывает эти различные завесы.
2. Сейчас мы переходим к тексту Чё Ньи Нам Дже, «Различение явлений и сущности". Прошлый раз мы дали краткие определения того, что такое явление, что такое сущность. Сегодня мы приступим к объяснению того, как они существуют, и почему мы рассматриваем их, с позиции некоторого общего для них базиса.
Поскольку видится то, чего нет, то это заблуждение – Причина всевозможных мешающих эмоций. Ведь проявляются-то иллюзорные слоны и т.д., а То, что существует опять не видимо.
Есть такое высказывание, которое признаётся буддизмом, что явление, это самсара. Что явления или же самсара, это заблуждение. Если бы самсара не была бы заблуждением, то есть была бы истиной, тогда не было бы необходимости в постижении нирваны.
Ничего другого кроме проявлений несуществующего Если нет, то заблуждение и не заблуждение, И соответствующие им всевозможные мешающие эмоции и Очищение, не обоснованы.
С другой стороны, получается что самсара, то что она является заблуждением, определяет то, что достигается нирвана, являющаяся истиной. Если бы самсара была истиной, не было бы нужды ни в какой нирване, в достижении истины. Если бы самсара существовала бы истинно, то невозможно было бы определить нирвану, как что-то истинное. Это показывается на следующем примере, когда мы заходим в комнату и нам кажется там змея, а на самом деле там просто пёстрая верёвка. В силу нашей запутанности, заблуждения мы думаем, что там змея. Но мы можем определить истинно, что там есть на самом деле, что там верёвка, именно благодаря тому, что там нет настоящей змеи. Если бы там была настоящая змея, мы бы там не смогли определить истинную верёвку. Таким же образом, если самсара была бы истинной, мы не смогли бы определить истинную нирвану. Точно так же как на основании верёвки у нас возникает две концепции одна а том, что это змея, другая о том, что нет змеи, а есть верёвка, т. е. на общем основании, поняв, что змея всего лишь иллюзия, мы можем понять, что там есть на самом деле, то есть верёвку, точно так же и здесь, на основании пустотности, общего базиса пустоты, у нас возникают две концепции: концепция самсары и представление о нирване. Опять же поняв, что самсара является заблуждением, избавившись от него, можно увидеть нирвану. Если бы самсара и нирвана были двумя разными вещами, то при помощи пути, который показывает Будда, мы никогда не смогли бы достичь нирваны. 3. Самсара и нирвана – ни одно и то же, ни разное:
Оба, и то и другое, не являются ни одним и тем Же ни разным, Поскольку между тем, что существует, и тем, что не существует, И нет и есть разница.
То есть, получается, что самсара и нирвана взаимосвязаны, связаны отношениями взаимозависимого происхождения. У Чандракирти, в его тексте Мадхьямака Аватара, приводится такой пример, что самсара как лестница, по которой мы забираемся на верхний этаж, где собственно. нирвана, до абсолютной истины. То есть, относительный уровень является методом, а то, что соответствует этому методу, это уже абсолютный уровень, то есть, достижение нирваны. В самсаре, то есть, на пути к просветлению мы накапливаем заслугу и достигаем уже состояния мудрости, свободной от всякого заблуждения. В самсаре мы используем методы, используя методы, развиваются тела формы Будды, и достигается просветление уже в бесформенном теле Дхармакайи. Утверждение о том, что самсара является заблуждением, иллюзией, и том, что она не существует по своей природе, истинно, если это утверждение не принимать, считать, что самсара существует, что она истинна, то, например, Чандракирти в своём тексте указывает на три абсурдных последствия из такой точки зрения. Первое: если самсара была бы истинной, если бы она существовала, можно было бы её разрушить таким способом, как например, бросить бомбу, взорвать её. Взорвав её, достигли бы просветления. Но пустота и нирвана присутствуют по природе своей, существуют по природе своей, а самсара является иллюзией, поэтому её нельзя просто таким образом взорвать. Другой такой изъян показывает, что если относительный уровень существовал бы как нечто истинное, то о нём не было бы нужды писать какие-либо вообще книги. Здесь приводится такой пример, что книги, например, Арьи Нагарджуны, были бы не нужны, потому что каждое существо непосредственно видело эту реальность. Прямое восприятие, прямое верное сознание познание было бы способно видеть то, что существует истина. А все другие книги, описывающие как-то, что-то разъясняющие, об этом говорящие, не могли бы ничего прибавить, были бы совершенно бесполезны. По поводу того, существует или не существует относительный уровень, у буддистов очень много дебатов. В Саутрантике Мадхьямаке у Шандоракшиты говорится о существовании относительного уровня. В Просангике Мадхьямаке у Чандракирти говорится о том, что никакого относительного уровня не существует. По этому поводе ведётся очень много подробных и тонких диспутов. Являются ли относительный и абсолютный уровни одной вещью или какими-то разными вещами? Если они были бы одной вещью, то невозможно было бы утверждение о том, что относительная реальность является заблуждением. Она была бы абсолютной реальностью и она существовала бы, поскольку абсолютная реальность, это именно то, что существует как бы по своей природе. По поводу того, являются ли самсара и нирвана какими-то отдельными, разными сущностями, ведётся много дебатов, но вот Будда говорил, что если они являются одной сущностью, то есть четыре изъяна в этом утверждении. До этого мы сказали немного о двух изъянах. Ещё один такой, что если бы абсолютная реальность не была бы истинной, то есть она была бы единой с самсарой, то простые существа могли бы видеть эту самую нирвану точно так же, как они видят, например, этот стол. Если они были бы разными, то есть самсара и нирвана, то невозможно было бы достичь нирваны таким образом, поскольку они разные. Все эти дебаты сейчас трудно описать, потому что их очень много, и они достаточно тонкие. Например, в тексте «Ума Ген», «Мадхьямака Аланкара», разбирается много различных позиций, и там много разных точек зрения. На этом пока закончим.
Вопросы:
В: Ты говорил, что благодаря иллюзии мы накапливаем заслугу. Я бы хотела пояснения на конкретном примере, какой именно иллюзии? О: Всё, что мы делаем в самсаре, мы делаем из заблуждения. Самсара, это и есть заблуждение. Какой пример накопления заслуги? Всё, что мы делаем, может быть примером. То, что мы практикуем, мы всё делаем из заблуждения, но благодаря тому, что мы делаем, мы можем достичь результата. В: Это может быть синонимом кармы, закона причины и следствия, этот вот процесс? Если я буду делать плохо, мне всё равно придёт заслуга? Любая ли иллюзия ведёт к заслуге, или может быть наоборот, никакой заслуги? О: Причиной накопления заслуги является практика шести парамит. То есть, практикуешь парамиты и накапливаешь заслугу. В: А благодаря иллюзии, как это? О: Мы всё делаем из-за иллюзии, вообще всё. Если бы мы не заблуждались, мы не могли бы накапливать и заслугу тоже. Самсара это заблуждение, всё, что бы мы не делали в самсаре, мы делаем из заблуждения или в заблуждении, но есть разница: когда мы практикуем Дхарму, мы накапливаем заслугу. Когда мы не практикуем Дхарму, не накапливаем заслугу. В: Если мы что-то делаем, мы действуем из неведения, А Будда почему действует? Причина его действий? О: Мы действуем благодаря каким-то мыслям, концепциям, заблуждениям. У Будды спонтанная активность, по природе своей спонтанная, непроизвольная. Она возникает благодаря тем пожеланиям, которые он делал, когда зарождал бодхичитту. В: Мы тоже иногда действуем спонтанно... О: Такое может быть, конечно...
---------------"----------разрыв фрагментов----------"---------------
Здесь рассматривалась вторая часть, часть, касающаяся природы явлений, Дхарматы. В этой части рассматривается трансформация явлений, в десяти пунктах, и вот четвёртый из десяти пунктов сейчас будет рассмотрен. Четвёртым пунктом рассматривается исключительность этой трансформации:
Объяснение обладания особенностями По сравнению [с другими] Будды и Бодхисаттвы обретя Особенное – совершенно чистую страну, А так же Тело Дхармы Тела изобилия и воплощения Обладают исключительными особенностями – Достижением Видения [мудрости], Способностью вдохновлять и владением силами.
Трансформация обладает какими-то особыми качествами, исключительными по отношению ко всем другим. Тот, кто обладает такой трансформацией, это – Будда. Почему? Потому что только он, никто кроме него не имеет эти три тела Будды, три тела, являющимися трансформацией того, что было описано раньше. Первые три – это три тела Будды, которые являются трансформацией, четвёртое, это изначально чистая мудрость Будды, и пятая – способность Будды показывать и объяснять Дхарму Великой Колесницы. В разделе Трансформации описывается окончательная, абсолютная трансформация. Здесь опять же много подразделений. В первом из них описывается неконцептуальная мудрость Будды. Что подразумевается под окончательной трансформацией? Трансформация – это такое состояние, которое ни на каком уровне, кроме уровня Будды не присутствует. Это такое состояние, где до конца и полностью понята недвойственность самсары и нирваны. Пятый пункт объясняет причины всецелой трансформации:
Объяснение необходимого для реализации – Такая особенность, как прежние молитвы-пожелания, Такая особенность, как сосредоточенность На учениях Великой Колесницы и Возможность пройти по десяти уровням [Бодхисаттвы].
Причинами такой исключительности являются такие три особенности, как молитвы и пожелания, которые делались Бодхисаттвами вплоть по десятый уровень просветления; созерцание совершенных слов Будды, показывающих путь и плод Великой Колесницы, отсечение всех неверных представлений о двух истинах; и прохождение десяти уровней Бодхисаттвы вплоть до осуществления окончательных очищения и реализации. Шестым пунктом рассматривается базис, основа для трансформации, как например, в тексте Гампопы были такие слова:"Что является основой самсары? Основой самсары является пустота."
Объяснение основы или базиса – это Объяснение неконцептуальной изначальной мудрости По шести аспектам: Поскольку объясняются Объект внимания, отбрасывание характеристик, Подлинная практика, Определяющие характеристики, Блага и полное понимание.
Здесь рассматривается, то, что является основой для трансформации? Основой для трансформации является изначальная неконцептуальная мудрость Будды. Можно и так сказать: основой для трансформации является природа Будды. Точно так же можно сказать, что базисом трансформации является Дхармата или природа явлений. Так или иначе, это – одно и то же. В этом пункте о базисе для трансформации также шесть пунктов. Первый, это Направленность или фокус концентрации. Второй, это Способ отбрасывания завес. Потом Третий – Практика или Соединение, дословно.Здесь объясняется, как проходится путь. Потом четвертый – Определяющие характеристики. Пятый Польза или Благо от наличия трансформации. Шестой Недостатки из-за её отсутствия. Всего – шесть. Первое, это объект концентрации или внимания, грубо говоря, на чём вы фокусируетесь:
Теперь, первое – объяснение объекта внимания Следует понимать в четырех аспектах: Это – учитель [и учение] Великой колесницы, Преданность ему, определенность и Полное довершение накоплений.
Объектом внимания или концентрации является Дхарма Махаяны. Услышав эту Дхарму, получив её от учителя, поразмыслив над ней, устранив все сомнения вы тем самым делаете её причиной реализации. Объект внимания в данном случае становится причиной реализации. Первые три причины: слушание, размышление и медитация над Дхармой, Учением, и четвёртое – накопление заслуги и мудрости. И это всё становится базисом, причиной для реализации. Структура здесь ступенчатая, и следить за ней сложно (но использование ее очень помогает для понимания и объединения с практикой-прим.ред.)
Вопросы:
В:При переходе с одного уровня Бодхисаттвы на другой происходит трансформация добавление качеств или полная трансформация? О: Слово Нэ Джюр переводится так: "Нэ" – состояние,"Джюр"- изменение. "Изменение состояния" дословно. В: Полностью изменяется состояние или частями? О: Трансформация происходит примерно по такому типу: Бодхисаттва на первом уровне способен в один момент увидеть десять Будд, в каждый момент встретиться с десятью Буддами.На втором уровне он способен увилеть сто Будд, на третьем – в сто раз больше, и т.д. В: Как происходит трансформация до первого уровня? О: Никакого изменения в уме там не происходит. В: Он не становится более ясным? О: Прямое постижение происходит только на первом уровне Бодхисаттвы. На пути Накопления происходит изменение тела, трансформация посредством тела. На пути соединения, у него четыре этапа, на них происходит углубление умозрительного понимания пустоты, но прямого восприятия нет. Прямое восприятие будет только на первом уровне Бодхисаттвы. В: Сиддхи может иметь обыкновенный человек или тоже только с первого уровня бодхисаттвы? О: Есть два вида сиддх: общие сиддхи и необщие сиддхи.. Первые могут возникать и у обычных существ.Необщие способности являются достижением состояния просветления, достигаются только спервого уровня Бодхисаттвы. В: О: Собственно, эта книга и является описанием этой необщей сиддхи, потому что это и есть состояние Будды. Отдельного описания общих сиддх здесь не приводится.
Продолжение: Базис (шестой пункт Трансформации) Сейчас мы рассматриваем последний пункт в разделе о Дхармате. Здесь это пункт, где рассматривается преобразование, трансформация, рассматриваемая по 10-ти пунктам, 6-м подпунктом идет базис для этих преобразований, внутри этого пункта, где рассматривается базис преобразований, также имеется шесть пунктов. 1-й мы прошлый раз рассмотрели, сейчас рассмотрим второй из них:
Второе – объяснение отбрасывания Характеристик – так же в четырех аспектах: Поскольку отбрасывается такие характеристики, как Неблагоприятное, противоядия, [Цепляние за] таковость и реализацию.
Вторым пунктом отсечение завес рассматривается то, каким образом отсекаются различные характеристики, здесь имеются ввиду характеристики мешающих эмоций и так далее. На уровне обычных существ, у которых основным препятствием, основной завесой является, завеса мешающих эмоций, то есть завесы трех ядов: привязанности, неприязни, глупости. Здесь рассматривается устранение этих завес. Средством от привязанности является медитация на безобразности, на уродстве. Средством от гнева является медитация на сострадание, средством от глупости медитация на взаимозависимое происхождение. В частности вот эти три вида мешающих эмоций, три яда, они являются характеристиками, которые отсекаются при помощи средств. При помощи различных лекарств. Всего рассматривается 4-ре вида неблагоприятных характеристик, от которых надо отказаться при достижении состояния Будды. Про первых про обычных существ мы сказали. Второй неблагоприятной характеристикой являются вот те самые средства, те самые лекарства при помощи которых избавлялись от трех ядов. Третьей такой неблагоприятной характеристикой, от которой надо отказаться является привязанность к пустоте. Четвертой неблагоприятной характеристикой, ее называют характеристикой качеств или достоинств – это привязанность к качествам и достоинствам реализации, то есть Бодхисаттва с 1-го по 10-й уровень может иметь привязанность к тем качествам и достоинствам, которые они как бы достигают, от них надо отказаться. И отсекаются неблагоприятные характеристики по мере уменьшения их грубости, крупности. Самыми крупными, самыми грубые являются завесы или неблагоприятные характеристики мешающих эмоций, которые очевидны у всех живых существ. Их грубость настолько очевидна, как например большое пятно на одежде, их сразу видно проще всего устранить. Целью вот всех этих наставлений, Кхенпо еще раз сказал, является отказаться от состояния ума, имеющего привязанность.
[Почему] такая последовательность, так этим [выражается]? [Потому, что] полностью отбрасывают [сначала] Грубые, [потом] средние, [потом] тонкие Характеристики, связанные [с потоком ума] долгое время.
Это рассматривается по трем уровням грубости вот этих неблагоприятных характеристик. (1) Мешающие эмоции и средства, при помощи которых мы избавляемся от этих мешающих эмоций, относятся к самым грубым характеристикам, которые надо удалить. (2) На среднем уровне, мы должны оставить привязанность к пустоте. (3) На третьем, самом тонком уровне – самые тонкие завесы и самые тонкие характеристики, которые надо оставить. От которых надо отказаться – те качества реализации, которые достигают Бодхисаттвы с 1-го по 10-й уровень. Таким образом был рассмотрен второй пункт, где говорилось о базисе отказа или отбрасывания неблагоприятных характеристик. Третий пункт. Собственно способ практики рассматривается, дословно это соединения или йога. И рассматривается это опять по 4-м пунктам, вернее здесь перечисляются 4-ре пункта:
Объяснение подлинной практики Так же в четырех аспектах Практика наблюдения [внешних объектов], Практика не наблюдения [внешних объектов], Практика не наблюдения наблюдения [т.е. сознания] и Практика наблюдения [того, что есть -] ненаблюдения [воспринимаемого и восприятия]
В 1-м пункте говорится об отсутствии воспринимаемого, об отсутствии внешних объектов, вот эти 4-ре пункта они перечисляются в соответствии со школой Мадхъямики, их постепенное изложение, первое что говорится – об отсутствии внешних объектов, практика идет таким образом, что сначала постигается отсутствие внешних объектов. Внешних объектов не существует. Все это является проявлениями привычных тенденций собственно ума – это второй как бы этап. То есть сначала доказывается, что внешних объектов нет, потом утверждается, что проявление этих внешних объектов возникают за счет привычных тенденций, самого ума. То есть в 1-м случае на основание такого довода, который в Умагене приводится, когда опровергается существование внешних объектов: Внешнего объекта нет, не существует истинно, поскольку он лишен природы единичности и двойственности, не может быть в этих двух возможных вариантах. Он не может быть не единичным, не множественным. Это первый этап как бы опровержения внешних объектов. Следующий этап. Проявление внешних объектов существует, они проявляются за счет привычных тенденций – 2-й этап практики. 3-м этапом является понимание не существование самого ума, необнаружение ума. Это взгляд Мадхъямики, где сам ум уже не существует истинно. Переход идет по мере оставления привязанности. Сначала когда мы считаем, что существуют внешние вещи, (1) отношение к ним как реальным, у нас есть привязанность к их существованию, существование внешних вещей опровергается, за счет, что их не существует, мы оставляем эту привязанность, (2) после этого остается один ум, который мы опять же считаем существующим, окончательно полностью существующим, все проявляения как проявления привычных тенденций этого ума. (3) Опять же следующим шагом должно быть оставление привязанности к существованию этого ума, то есть фактически вот этими тремя пунктами можно было бы, на третьем пунктом оставления привязанности к уму, понимание его не существования, можно было бы завершить это описание. (4) Вот здесь как бы 4-й пункт присутствует в практике. В 4-м пункте говорится о состоянии, где ни субъект, ни объект не существует истинно, что нет двойственности разделения на субъект и объект, фактически, что это тоже самое, что и третий пункт. Четвертым шагом перечисляется отсутствие разделения на субъект и объект. На этом заканчивается описание третьего пункта, этап практики можно так сказать. В молитве третьего Кармапы в молитве Махамудры, там перечисляется та же самая последовательность:
Рассматривая объект, видишь ум без объекта, Рассматривая ум, – пустое по сути отстутсиве ума, Рассматривая оба, привязанность к двойственности сама освобождается на месте, Пусть я осознаю ясный свет – истинную природу ума!
Здесь говорится, что наблюдая внешний объект этот внешний объект не обнаруживешь, если проанализировать, то внешний объект нельзя обнаружить. Без объекта и сам ум, если его опять же проанализировать, как там говорится, также сам не существует истинным образом. И дальше говорится, что анализируя двойственность субъекта и объекта не обнаруживаешь истинного существования ни того ни другого и такого отношения, тем самым Кармапа показывает природу ума, которая является ясным светом. Кармапа описывает тремя стадиями медитации Махамудры, где сначала постигается отсутствие внешней вещи, потом сам ум не существует истинно и не существует как бы их взаимодействие ума и объекта. То же самое говорится в этом тексте, этот текст относится к уровню сутры. Текст Кармапы относится к уровню Тантры. Кхенпо говорит, часто думаешь, что Тантра – это что-то такое превосходное, гораздо лучше любой сутры, но для практикующих, для настоящих практикующих, как Кхенпо говорит, нет никакой разницы между Сутрой и Тантрой. На этом закончился третий пункт – йоги. Четвертый пункт, где рассматриваются определяющие характеристики в большом пункте, где рассматривается базис, 4-й подпункт – определяющие характеристики, их три. а) Здесь рассматривается две вещи, то что постигается и то что постигает:
Теперь, объяснение определяющих характеристик. Надо знать в трех аспектах, Поскольку Дхармата, как единственно то, что пребывает, Пребывает полностью как не двойственная и Невыразимая сущность явлений.
Постигается сфера явлений – Дхармадхату, как ее называют. То что постигает – это два вида мудрости: мудрость, которая видит вещи как они есть и мудрость, которая видит во всем многообразии. И что здесь постигается? – Дхармадхату, а именно то, что она находится за пределами четырех крайних представлений существования, несуществования и так далее за пределами восьми всяких измышлений, за пределами восьми концепций. б) Итак было сказано о том что постигается. Что же постигает? – изначальная мудрость Будды, это следующая характеристика Дхарматы:
И она – то, что не воспринимает, Поскольку ни двойственность, Ни соответствующее словесное выражение, Ни органы чувств, ни объекты, ни воспринимающие их сознания, Ни внешнее окружение, ей не проявляются. И потому, в результате, так определяющие характеристики Неконцептуальной изначальной мудрости Выражаются соответственно сутре: «Ее невозможно анализировать, Невозможно показать, не может быть опорой [сознания] Не проявляется и не воспринимает, и Не может быть [общим мирским] основанием».
И здесь об изначальной мудрости Будды говорится как не воспринимающей. Что здесь имеется ввиду? Что она не проявляется – это значит, что она находится за пределами, любых представлений, чтобы мы не думали, чтобы мы не говорили о ней, она находится за пределами этого, за пределами всех концепций, всех проявлений. И чем же она является – она является самоосознованием Будды, самоосознающей мудростью Будды. Такой, которая не проявляется в качестве каких-то слов, мыслей и так далее. Обычные существа воспринимают объекты восприятия: форму, звук. Цвет и так далее, которые является объектом восприятия, они проявляются уму. Достигая восприятия пустоты, уже нет двойственного восприятия, и эти объекты восприятия никак не воспринимаются, они уже не проявляются уму никаким образом. Поэтому говорится о том, что мудрости Будды, ничего не видится, ничего не проявляется, она как бы не видит. Это значит что нет обычного нашего двойственного восприятия, в этом смысле говорится, что она не видящая, не воспринимающая, просто показывается ее запредельность нашему обычному восприятию. Кхенпо здесь приводит цитату из молитвы Махамудры 3-его Кармапы, все я воспроизвести не смогу, – говорит Валера. Кхенпо объясняет смысл такой: обычные существа, в силу своего восприятия, они воспринимают хорошее и плохое, они привязываются к хорошему и к плохому. Шраваки и Пратъекобудды, они также видя страдания Самсары и понимают как бы счастье и покой Нирваны. Они тоже привязываются и воспринимают, цепляются за страдания Самсары и цепляются за покой Нирваны. Мудрость Будды запредельна, мудрость Будды, постигающая Дхармадхату, свободна от любых концепций, представлений, она свободна от восприятия хорошего, плохого, страдания, покоя и любых концепций.
Желание хорошего и цепляние к ощущениям сами освобождаются здесь же, Злые мысли и запутанность чисты в естественном пространстве, Пусть я осознаю истинную не выдуманную Дхармату – Обыкновенное сознание, где не чего отбрасывать, принимать, или достигать!
Кхенпо дальше дает пояснение, у существ имеется Главный ум и ментальные факторы, события, все что происходит в уме. В состояние Будды ментальные факторы, события и главный ум прекращаются. Кармапа в своей молитве говорит, что мудрость Будды свободна от всевозможных представлений, концепций, что надо отбросить, что надо принять, что надо реализовать и что не надо реализовать, все знать. То есть запредельно всем этим концепциям тому что является обыденным, обычным сознанием человека. Что здесь имеется ввиду, как можно это объяснить: обыденное сознание и сознание Будды обладают теми же самыми качествами, обычное сознание оно как раз и находится за рамками, если рассмотреть его природу, с точки рения природы оно находится за рамками, того что надо принять того что надо отвергнуть, того то надо реализовать, того что надо отбросить. Медитации Махамудры рассматривается теперешнее состояние ума, теперешний момент ума, возникнул ли он в прошлом, пропадет ли он в будущем, рассматривается был ли он в прошлом, будет ли он в будущем, то есть как бы меди тируя над этим, обнаруживаешь момент, что не был в прошлом, не будет и в будующем. Он теперь и сейчас этот момент ума. Этот момент ума он свободен от всяческих концепций, те что перечислялись. В этот момент он ничего не воспринимает. Он покоится, естественным образом просто покоится, то есть медитация Махамудры находится в этом самом моменте. Ну это второй пункт в 4-м пункте, где рассматривалась мудрость, которая ничего не видит, в которая ничего не проявляется. в) Третьим пунктом рассматривается мудрость Будды, которой что-то проявляется, которая что-то видит:
Она же – то, что воспринимает, поскольку все явления Воспринимаются [равноценно] сродни центру неба. Поскольку все составляющие факторы видятся Подобно иллюзии и так далее.
И что же здесь видит? Это показывается на основание чего? – на основание того, что проявление и пустота нераздельны, проявления возникают на основе пустоты, проявления пустоты, можно сказать. И наоборот все проявления они пусты по природе. Поэтому говорится об этой мудрости, третьем аспекте характеристик Дхарматы – этой мудрости, которая как бы что-то там воспринимает. (1-й аспект – то, что Дхармата пребывает в собственной природе. 2-й аспект – то, что постигает – мудрость, которая как бы ничего не воспринимает, а 3-й – мудрость, которая что-то воспринимает. Говорит Валера) И что касается тех двух мудростей, которая ничего не проявляется и которая что-то проявляется – они соответствуют двум фазам медитации и после медитации. У Бодхисаттв до 8-го уровня, то есть до 7-го включительно, есть разница между медитацией и состояние после медитации. То есть в сосоянии медитации, их мудрость – та, которой ничего не проявляется, а в состоянии после медитации – мудрость, которой что-то проявляется. Разница в том, что с 1-ого по 7-й уровень, состояние медитации требует усилия, а начиная с 8-го по 10-й уровень, приложения усилия никакого не требуется, происходит естественно. Однако разница в качестве полностью между двумя фазами медитации и после медитации отсутствует только у Будды, который видит природу Самсары и Нирваны, как одно и тоже, одинаково. Вот эти два вида мудрости: мудрость, которая ничего не проявляется и которой что-то проявляется, они сооветсвует состоянию Будды, двум его видам знания вещей таковыми как они есть и знанию вещей таковым, как они проявляются. В состоянии Бодхисаттв эти мудрости не до конца развиты, они имеют различие. Состояние в медитации и состояние после медитации различаются. В состояние Будды они не различимы. В 4-м пункте рассматриваются определяющие характеристики в контекстве базиса для трансформации., почему они внутри базиса написаны, Кхенпо говорит: «Майтрея написал, я,» – говорит, – «не Майтрея...,» – почему именно такая структура, а не иная, Кхенпо не может сказать.
Вопросы:
В.: Почему раздел «характеристик» является подразделом «Базиса»? О.: Кхенпо так объясняет, в общем что такое базис, базис – это то, что постигается, то есть та самая Дхармата и относительно этого, что здесь постигается, и даются характеристики этого постигаемого, характеристики этого базиса. В.: Не является описываемый ход практики – постепенное отсечение объекта, сознания, и т.д, – описанием взгляда нигилизма? О.: Это да можно назвать крайностью нигилизма, почему? Здесь описывается путь, для достижения результата надо оставить и путь, и тем самым крайность нигилизма будет отсечена.
Итак 10 пунктов Трансформации, подпункт базис, и в нем рассматриваются Блага и Польза трансформации, как базис или основа трансформации. Пятый пункт будет рассмотрен в четырёх разделах:
Объяснение преимуществ. Достижение совершенного Тела Дхармы, Достижение непревзойденного блаженства, Достижение способности к Видению и Достижение способностей быть учителем Дхармы.
Первым Благом от окончательной, абсолютной трансформации является достижение Тела Дхармакайи Будды для себя двух тел Будды – Тела Самбхогокайи и Тела Нирманакайи для других. Вторым пунктом является Обретение не обусловленного Счастья. не зависящего от причин и условий. То есть, наше обычное счастье, как обычных существ, оно зависит от причин и условий, от тех действий, которые мы совершаем, от страдания и счастья. Счастье Будды – вне наших счастья и страданий, оно не зависит от причин и условий, и оно называется несобранным, не накопленным счастьем. Третьим Благом является Абсолютное Видение Будды. Это видение, в котором доведены до совершенства два вида мудрости, два вида знания: знание вещей таковыми, какие они есть, и знание их во всём многообразии. Четвёртым пунктом или Четвёртым Обретением, Благом от Трансформации является Способность объяснять, показывать существам Дхарму соответственно их уровню понимания. Шравакам – Дхарму, соответствующую шравакам, бодхисаттвам – Дхарму, соответствующую бодхисаттвам, обычным существам – соответственно их уровню. Здесь перечисление этих четырёх благ завершается.
---------------"----------разрыв фрагментов----------"---------------
Сейчас мы находимся в седьмом пункте Трансформации. Здесь рассматривается способ направления ума, способ практики.
Объяснение ментальной направленности: Личность, желающая добраться до изначальной Неконцептуальной мудрости – Тот, кто является Бодхисаттвой – Так размышляет, направляя свое внимание: Таковость из-за непонимания [кажется] Неистинной, но полностью исследованное «То, что обладает всеми семенами» – не существует, Являясь причиной видимости двойственности, И причиной [восприятия] чего-то отличного, [возникающего] на его основе. Поэтому они хотя и кажутся воспринятыми Как причина вместе со своим результатом, однако не существуют.
Первое, на что надо направлять внимание, это то, как действует наш ум, как работатают восемь видов сознания, которые признаются в качестве описания относительного уровня в школе Читтаматры, в которой опровергается существования внешних объектов. Тут говорится, что из базового сознания, из основы всего, которое является хранилищем всех привычных тенденций, возникает представление о внешних объектах и также все виды сознания, воспринимающие и взаимодействующие с внешними объектами. Практика здесь направлена на понимание того, что все внешние объекты и все восемь видов сознания вместе с базовым сознанием, из которого все остальные вытекают, являются всего лишь заблуждением. Что здесь важно понимать, что вот это базовое сознание, являющееся одним из восьми сознаний, является основой для самсары. Точно так же, как основой для нирваны является Природа Будды, Дхармата, основой для самсары является базовое сознание. Примером приводится такой образ: базовое сознание – как океан, из которого возникают различные проявления других сознаний и проявления восприятии внешних объектов – это волны. Сущность океана и сущность волн – одна и та же. Базой для возникновения волн является океан базового сознания. Следует помнить, что не поняв, что такое базовое сознание, его сущности, не может быть достигнуто состояние Будды, Дхармата – не проявится.
[Когда] проявляется такое, Дхармата не проявляется, а Коль скоро такое не проявляется, проявляется сущность явлений. Если [размышлять] направлять внимание таким образом, То Бодхисаттва вступает в Неконцептуальную изначальную мудрость.
До тех пор, пока остаётся базовое сознание, мы не достигаем состояния Будды, и после того, как состояние Будды достигнуто, базовое сознание уже не может проявиться в свою очередь.
Наблюдая таким образом – наблюдают лишь внешне ориентированное сознание, После этого уже не наблюдают внешних объектов. От ненаблюдения внешних объектов [переходят] к Ненаблюдению и самого внешне ориентированного сознания Из ненаблюдения этого переходят к наблюдению В котором нет разницы между обоими. Это не наблюдение каких-либо отличительных свойств между ними двумя Является неконцептуальной изначальной мудростью Без объекта и наблюдения Потому что отделяется в эту категорию за счет Ненаблюдения ни каких характеристик.
В прошлый раз мы говорили последовательность того, каким образом происходит практика: сначала устанавливается, что внешних объектов не существует; потом устанавливается, что их проявления, это проявления самого ума; потом устанавливается, что и сам ум не существует; и четвёртое – в медитации как бы постигается, отсутствие двойственности того и другого, то есть отсутствие воспринимающего и воспринимаемого. Восьмым пунктом трансформации будет рассматриваться Путь или Прохождение по пути. Здесь описывается Пять Путей:
Объяснение стадий, по мере практики. Должно пониматься в четырех аспектах: Временный этап ясного различения [интеллектуального понимания] На уровнях, где благодаря йоги полной преданности Поступают с преданностью [убежденностью]
Первый – Путь Накопления, когда мы накапливаем огромное количество заслуги, Второй – Путь Соединения, когда благодаря этой заслуге мы можем при помощи умозаключений умозрительно понять пустоту. Слушая, размышляя и медитируя, пока ещё не непосредственно, не прямо, умозрительно, мы можем при помощи только представлений, концепций понять, что же такое Пустота.
Этап прикосновения к тому самому смыслу, На первом уровне, за счет практики Полной реализации отдельности [того, что все явления индивидуальны].
Третий путь совпадает с Первым уровнем Бодхисаттвы, это – Путь Видения, когда мы непосредственно, без помощи концепций, образов, видим, воспринимаем пустоту не как общее представление, идею, а как свойство индивидуальности.
Этап последующего припоминания этого При помощи совершенной практики Привыкания [медитации] на шести нечистых И на трех чистых уровнях.
Вслед за Путём Видения, начиная со Второго уровня Бодхисаттвы и дальше до Десятого уровня, Путь называется Путём Медитации. На этом пути уже ничего нового как бы не видится, но увеличивается, расширяется сама реализация в количественном отношении, в качественном она остаётся той же самой. Это значит, например, что если на Первом уровне можно находиться, скажем, восемь часов в медитации, то начиная со следующего уровня, количество времени, проведённого в медитации, увеличивается в десять раз, и т.д. Уровни с Первого по Седьмой, называются Нечистыми Уровнями Бодхисаттвы. Уровни с Восьмого по Десятый – называются Чистыми Уровнями. Первая причина, почему даются такие названия, это то, что с Первого по Седьмой Уровни имеются две фазы: самой медитации и после медитации, и для перехода из одной в другую требуется усилие для Бодхисаттвы, чтобы начать меди тировать, и чтобы начать практику «после меди тации». Начиная с Восьмого по Десятый Уровни, для Бодхисаттвы прилагать такое усилие необязательно. Можно перескакивать мгновевенно и туда, и сюда. Это одна причина, а другая причина, почему с Первого по Седьмой Уровни называют Нечистыми, потому что по представлению некоторых учёных, например, Чанд ракирти, завесы мешающих эмоций здесь ещё не целиком устраняются. На Седьмом уровне они устраняются полностью, и начиная с Восьмого по Десятый полностью устраняются все завесы знаний.
Этап конечного достижения Сущности этого, поскольку Является не прекращаемым потоком Спонтанной активности Будды За счет приведения практики к конечному [результату].
Последний путь Пятый – Путь Не учения или Путь Не-тренировки, это – уровень Будды, такой уровень, когда всё, что надо отбросить – отброшено, качества, которые должны были проявиться, – проявлены. Это уровень, где проявляется Деятельность, Активность Будды. Девятый Пункт, Трансформации, описывает недостатки в случае, если такой Трансформации не происходит:
Объяснение, и рассмотрение недостатков. Четыре недостатка, в случае Невыполнения трансформации: недостаток в виде отсутствия основания для Невозвращения мешающих эмоций, Недостаток в виде отсутствия основания для вступления на путь, Недостаток в виде отсутствия почвы для Обозначения кого-либо Личностью, избавившейся от страдания, Недостаток в виде отсутствия почвы для обозначения Отличительных характеристик трех просветлений.
(1) Первый недостаток, это то, что без Трансфрмации отсутствует основа для того, чтобы мешающие эмоции не возникли вновь. Если нет такой почвы, они снова появятся. Без Трансформации мешающие эмоции снова проявятся, для их не возникновения основы нет. Трансформация, которая возникает в результате видения пустоты, является основой для того, чтобы мешающие эмоции снова не возникли. Все мы с безначальных времён имеем Природу Будды, то есть как бы являемся Буддой, однако же с безначальных времён заблуждаемся, имеем мешающие эмоции, находимся в самсаре. Почему? Потому что у нас нет этой основы, базиса для не возникновения мешающих эмоций. Из-за отсутствия этого базиса, этой трансформации, мешающие эмоции постоянно возникают. В отличии от Будды, который эту основу имеет, и у которого эти мешающие эмоции не возникают. (2) Второй недостаток из-за отсутствия Трансформации, это отсутствие основы для продвижения по пути, основы для пути. Каким образом происходит переход с одного уровня на другой? За счёт Трансформации. Каждый из переходов,с Первого уровня на Второй, со Второго – на Третий, и т.д, является Трансформацией. Не было бы её, не было бы и прдвижения. Например, если трансформация не происходит, то семя не становится ростком и т.д. деревом. (3) Третьим недостатком является то, что у нас тогда и не было бы основы для чего-то такого, что мы могли бы называть таким-то и таким-то путем, тем-то и тем-то уровнем, «состоянием Будды», «Просветлением», и т.п. Без Трансформации основы для этих названий никаких бы не было. Не было бы ничего, чему можно было присваивать такие обозначения, указывающие на свою основу. Мы не могли бы и практиковать, не могли бы отказаться от мешающих эмоций, и постичь состояние Будды. (4) И ещё – если бы не было Трансформации, то между тремя состояния просветления: шраваков, пратьекобудд, бодхисаттв и Будд,- не было бы никакой разницы. Отличие Превосходного, Исключительного состояния Будды существует именно благодаря этой Трансформации. Десятым Пунктом Трансформации является описание Преимуществ от её Наличия.
Объяснение благ как противоположного [недостаткам]. Следует понимать в четырех аспектах.
Это очень просто.То, что противоположно недостаткам, является её преимуществами. (1) Первое, это то, что у нас имеется Базис для отказа от мешающих эмоций,чтобы он снова не возникли,в противоположность первому недостатку. (2) Вторым является то, что благодаря Трансформации можно находиться на Путях, на уровнях бодхисаттв. (3) Третье преимущество – возможность говорить:"Это является нирваной, это является качествами", и т.п. (4) Четвёртое – благодаря Трансформации возможно говорить о Трех Колесницах.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.081 сек.) |