|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Композиторы: М. Равель, К. Дебюсси. Писатели: К. Гамсун, И. АнненскийОднако, импрессионизм не получил серьезного теоретического обоснования, хотя многие его художественные открытия стали достоянием мировой культуры. 30. На смене веков пришли в действие созревавшие в России всю вторую половину 19 в. духовные силы, а философские, художественные, социальные идеи обрели определённость. Произошло взаимное оплодотворение социальных потоков: социально-критического, прагматического, нравственно-религиозного, филосфско-отвле-ченного мышления. Сложился интерес к новой проблематике - сплетению духа и реальности, жизни человека и истории в культуре. Одним из самых ярких явлений этой эпохи является деятельность группы новаторов искусства, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства», который выходил в течение шести лет (1899-1904) под редакцией С.П. Дягилева. Создавая новые формы художественной жизни, участники этой группы вносили в русскую культуру новые идеи, эстетику и творческие принципы. Оригинальность объединения «Мир искусства» в попытке создания целостной концепции культуры, синтеза философии, религии, изобразительного искусства, художественной критики. Рассмотрим деятельность объединения с эсте-тических позиций в контексте философии культуры данного исторического периода. Русское изобразительное искусство в то время остро нуждалось в новых организационных формах художественно-просветительской и выставочной деятельности. Осуществление этой задачи и выпало на долю объединения «Мир искусства». Группа, где зародилось это культурно-эстетическое течение, возникла в Петербурге в нач. 1890-х г. Её ядром стал кружок студентов, объединившийся с целью самообразования. Главную роль играли: А.Н. Бенуа, впоследствии художник, историк искусства, критик, музейный деятель; К.А. Сомов, ученик Академии художеств, будущий график, живописец; Д.В. Философов, ставший литератором и публицистом; С.П. Дягилев, музыкант, впоследствии критик и талантливый организатор; В.Ф. Нувель, музыкальный критик. К этой группе присоединились художники Л.С. Бакст и Е.Е. Лансере. Позже примкнули художники, сыгравшие в этом объединении важную роль: И.Э. Грабарь (в 1901 г. критик, историк и теоретик в журнале), В.П. Серов (в 1898 г. вошел в состав неофициального редакционного совета, который направлял художественную политику журнала), Н.К. Рерих (в 1902г, а с 1910 г. он был председателем возобновлённого общества «Мир искусства»). В объединение «Мир искусства» вошли художники: А.Я. Гловин (1899 г), И.Я. Билибин (1900 г), А.П. Остроумова (1900 г), М.В. Добужинский (1903 г). Временными попутчиками были московские живописцы К.А. Коровин, А.М. Васнецов, М.В. Нестеров и др. В развитии общественной активности кружка особенно значительна роль Сергея Павловича Дягилева (1872 -1929). Основная идея, руководившая Дягилевым, вырастала из его глубокой убежденности в мировом значении русского искусства. Он поставил себе целью объединить лучших русских художников, помочь им войти в европейскую художественную жизнь и «возвеличить русское искусство на Западе». Этой задаче Дягилев посвятил всю свою деятельность, и цель была достигнута. Начало положила устроенная Дягилевым «Выставка русских и финляндских художников» в Петербурге в 1898 г, на которой впервые выступил объединенный фронт молодой русской живописи, направленный против академической рутины и эпигонства отживших течений. Группа Дягилева (Сомов, Бакст, Бенуа, Лансере), заключила союз с Врубелем, Левитаном, Серовым, Коровиным, Нестеровым и др. московскими художниками. На базе этого объединения Дягилев создал художественный журнал, ставший идейным центром русского искусства в первые годы 20 в. Руководители журнала ежегодно устраивали художественные выставки под названием «Мир искусства». Ядром этих выставок были работы дягилевской группы. В их среде сформировалось художественное течение «Мир искусства». Но ни просветительская работа журнала, ни выставочная деятельность не ограничивали себя рамками тех или иных творческих течений. И «Мир искусства» не может быть понят вне широкого круга явлений русской художественной культуры начала 20 века. История «Мира искусства» имеет два аспекта: с одной стороны, это история творческого направления, сложившегося в петербургской группе художников, возглавляемой Бенуа и Сомовым; с другой – это история сложного культурно-эстетического движения, которое вовлекло крупных русских мастеров, чьё творчество развивалось независимо от петербургской группы, и было далеко от неё по идей-ному содержанию и изобразительному языку. Это движение захватило не только живопись и графику, но и оказало влияние на русскую архитектуру, скульптуру, поэзию, балетный и оперный театр, художественную критику и науку об искусстве. Таким образом, объединение художников и критиков «Мир искусства» добилось целей в необыкновенно короткий срок и имело далеко идущие последствия. Выставки «Мира искусства» совершили глубокий переворот в эстетических воззрениях значительной части русской интеллигенции, содействовали повышению её культуры, внушили ей новые вкусы и новые представления об искусстве. Эти результаты едва ли могли быть достигнуты без помощи журнала «Мир искусства». Художественную политику журнала определял Дягилев, А. Бенуа – идеолог и теоретик «Мира искусства», критик Грабарь и др. Литературным отделом журнала руководил публицист Д.В. Философов, который в рамках религиозно- идеалистической проблематики привлек к сотрудничеству таких выдающихся мыслителей, философов, публицистов и поэтов того времени, как В.Соловьев, Л. Мережковский, Л.Шестов, В.Розанов, А.Белый, В.Брюсов, Бальмонт, З.Гиппиус и др. Финансировали журнал московский фабрикант Савва Морозов и княгиня М.Л. Тенишева. Эстетическая программа «Мира искусства» включала: признание классики; отрицание декаданса (упадка) и всего болезненного, вычурного, нарочитого в искусстве; ориентация на идею художественной промышленности Уильяма Морриса с её принципами «спокойной целесообразности – истинной красоты». Дягилев в статье «Сложные вопросы» в первом номере журнала ставит целью «разбор всех идей в области эстетики», исходя из стремления привести в порядок эстетические понятия и принципы, которые оказались расшатанными и разошедшимися с художественной практикой. Дягилев отвергает утилитаристский взгляд на искусство и эстетику революционных демократов (Чернышевский, Писарев, Добролюбов) и Л.Н. Толстого, которые подчинили искусство морали, ставили этику над эстетикой. Это приводило к морализаторству и забвению собственных целей искусства. В противоположность утилитаристским теориям, Дягилев стремится доказать, что искусство самоценно и имеет цель только в себе самом, именно в этом заключается его свобода. При этом он не отвергает идейности в искусстве. Но идеи в искусстве должны сами вытекать из зачатков истинного искусства, а не навязываться ему. Принципу утилитаризма в отношении к искусству Дягилев противопоставил принцип эстетизма, как признания красоты в качестве высшей и самостоятельной ценности. Красота стала высшим критерием в сфере художественных оценок. Так, была выдвинута новая эстетическая программа, включившая систему художественных и эстетических оценок, и провозглашен эстетизм, которому противники «Мир искусства» припечатали ложное клеймо декадентства. Но именно с этого «декадентского» эстетства «Мира искусства» начался названный Н.А. Бердяевым «Русский духовный Ренессанс 20 в». Как показала история, мнимый декаданс «Мира искусства» оказался на деле художественным ренессансом, возрождением русского национального искусства и его «шествием на Запад», о котором мечтал С. Дягилев. Отдельно надо сказать о литовском музыканте и художнике начала 20 в. Миколосе Чюрлёнисе, который не относился к направлению "Мир искусств", но символизмом и своей "музыкальной живописью" был близок этому направлению. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Он сделал попытку слить воедино искусства живописи и музыки. Искусство Чюрлёниса - это романтический полет в мир светлой и чистой сказки. Новаторское творчество гениального мастера предстает своеобразной живописной симфонией.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |