|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ю. М. ОРЛОВ, зав. отделом экономики НИИ культурыУДК 65.01 ПОДГОТОВКА НОВОГО СПЕКТАКЛЯ Ю. М. ОРЛОВ, зав. отделом экономики НИИ культуры Создание спектакля в драматическом театре — процесс коллективный, в котором органически сливаются художественное творчество, техника, технология, экономика и организация. Естественно, определяющим фактором в этом единстве является художественное творчество; остальные компоненты должны обеспечить творческому процессу наиболее благоприятные условия. И здесь на первое место выступают обоснованное планирование и рациональная организация работ. Процесс создания спектакля можно разделить на три периода: подготовительный, досценических репетиций и репетиций на сцене, включающий генеральные репетиции и премьеру (последний период чаще называют выпускным). Обычно основное внимание руководства сосредоточивается на втором и третьем этапах выпуска спектакля, так как с точки зрения управления важность этих двух этапов очевидна: в работу включаются почти все подразделения театра, требуется координация большого количества операций и контроль за их выполнением. Однако основа спектакля закладывается значительно раньше, и от того, насколько своевременно и правильно она заложена, зависит качество будущего зрелища. Предлагаемая ниже методика планирования предрепетиционного этапа работы над спектаклем поможет дирекции и руководителям участков своевременно планировать предрепетиционный период новых постановок. Модель подготовительного периода представим в виде сетевого графика[1] (см. рис.). Сетевая модель, во-первых, дает наилучшую обозримость всех взаимосвязей работ описываемого процесса, а во-вторых, позволяет применить для расчетов методы сетевого планирования (методы СПУ)[2]. Используется лишь первое преимущество сетевого графика, так как определение длительности тех или иных работ и всего комплекса операций, составляющих подготовительный период, в задачу статьи не входит. Будем считать, что подготовительный период — это период со дня опубликования приказа о принятии пьесы к постановке до издания приказа о распределении ролей, который предшествует началу репетиций (событие 0 на графике). В этом документе указываются: драматург, название пьесы, режиссер-постановщик, дата созыва художественного совета, на котором будет обсуждена режиссер- ская экспликация спектакля, и дата совещания по планированию выпуска постановки (содержание его работы мы рассмотрим подробно). Нужно иметь в виду, что событие 0 не обязательно соответствует дате начала работы над пьесой. Режиссер может вынашивать замысел постановки в течение длительного времени, обратившись к пьесе задолго до издания приказа (если, конечно, в театре существует перспективный репертуарный план, обеспеченный конкретными пьесами, и определены режиссеры будущих спектаклей). Но чтобы правильно спланировать все работы но спектаклю и, следовательно, обеспечить наилучшие из возможных условия для последующей творческой работы— режиссерско-актерской, работы художника, композитора и т. д.), — необходима некоторая «точка отсчета», каковой и служит дата опубликования названного документа. С этого дня (событие 0) отсчитывается срок, за который режиссер должен закончить разработку экспликации постановки. В рассматриваемый период (работа 0, 3) режиссер самостоятельно работает с драматургическим материалом, а также с художником и композитором (если предполагается сочинение оригинальной музыки) или заведующим музыкальной частью (в случае подбора музыкального оформления). Возможны и другие соавторы постановки, например, хореограф. Композитор или художник могут определяться самим режиссером (по согласованию с дирекцией), а затем уже официально утверждаться. Художественный совет (событие 3) обсуждает и утверждает режиссерскую экспликацию спектакля. Важно отметить, что чем точнее режиссер разработает план постановки, учтет творческие возможности исполнителей, потенциальные возможности и ограничения сценической техники, театральной технологии и экономики, тем меньше вынужденных изменений будет в процессе репетиций, особенно сценических. «Когда я говорю, что нужно иметь железный план, то мне часто делают такое возражение: «Вы хотите иметь такой железный план, чтобы моменту экспликации уже предшествовала работа и с музыкантом, и с художником?» Я говорю: «Да, и да», — и буду считать дилетантом всякого, который скажет, что это придет, что надо проделать застольный период с актерами, что надо узнать, чего они хотят»[3] — писал В. Мейерхольд. Известно, как скрупулезно детализировали замысел спектакля задолго до начала репетиций К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко. На таких же позициях находятся ведущие советские режиссеры и сегодня. Ю. Мильтинис, например, считает, что «Фитишизация интуиции — пустая отговорка, за которой скрываются лень и примитивизм»[4]. Г. А. 'Товстоногов, отмечая чрезмерную робость, с которой современная техника, научные экономико-организационные методы проникают в театр, пишет: «...многие важнейшие принципиальные открытия в чисто творческой сфере так тесно связаны с реформами в области техники сцены, в экономике и организации театра»[5]. Итак, разработка экспликации и предрепетнционная конкретизация ее определяют успех будущей работы. Сразу же после утверждения экспликации на художественном совете необходимо готовить совещание по планированию выпуска спектакля (работа 3, 4). Подготовку осуществляет плановик[6] совместно с членами постановочной бригады. Под руководством плановика режиссер, художник и композитор разрабатывают ориентировочные планы работы. На это достаточно, вероятно, двух-трех дней, ведь речь идет об оформлении в виде предварительных плановых сроков осуществления творческих замыслов, которые создавались задолго до рассматриваемого периода. Желательно до совещания заключить договоры с теми членами постановочной бригады, которые не являются штатными работниками театра. На совещании по планированию (событие 4) присутствуют главный режиссер, режиссер-постановщик, художник-постановщик, композитор, заведующий художественно-постановочной частью, заведующий музыкальной частью, заместитель директора и плановик. Содержание работы совещания сводится к уточнению и согласованию сроков представления: режиссером — режиссерского плана по предлагаемой ниже форме, предварительного распределения ролей; художником — эскизов декораций, макета, эскизов костюмов, бутафории и реквизита; композитором — клавира (в случае подбора музыкального оформления заведующий музыкальной частью представляет перечень музыкальных произведений, предлагаемых к использованию в спектакле). Утвержденные сроки фиксируются в протоколе. По результатам совещания издается приказ о постановочной бригаде (событие 4), в котором указываются: 1) режиссер-постановщик, художник-постановщик, помощник режиссера, композитор, балетмейстер, педагог по сценическому движению, хормейстер и т. д. — в зависимости от особенностей конкретной постановки; 2) сроки окончания работ режиссером, художником, композитором (или зав. музыкальной частью), выработанные на совещании по планированию. Не осуществив перечисленных мероприятий (события 0, 3, 4), трудно избежать авральности, организационных неувязок и организационно-творческих срывов. Далее работа над постановкой ведется по трем направлениям: режиссер конкретизирует замысел постановки и составляет репетиционный план (работа 4,7), художник работает над эскизами декораций и костюмов (работы 4,5 и 4,6), композитор работает над клавиром (работа 4,8). Репетиционный план (табл. 1) состоит из десяти граф. Режиссер заполняет графы 1, 2, 4 и 10, остальные графы впоследствии заполняются плановиком (графа 9 заполняется по мере выполнения
работ). В графе 2 — «Содержание работ» — режиссер записывает этапы работы над спектаклем, на которые ему удобно расчленить творческий процесс. Это могут быть виды репетиций: застольные, в репетиционном помещении, на сцене в выгородках, на сцене в основных декорациях и т. д.; картины, акты или названия отдельных кусков, на которые режиссер разбивает драматургический материал. В графе 4 — «Количество репетиционных точек»— режиссер указывает предполагаемое количество репетиций по каждому виду постановочной работы. Эти цифры, переведенные затем плановиком в конкретные календарные сроки, являются основой для планирования работ большинства подразделений театра. Продолжительность работ, указанная режиссером, не должна подвергаться изменению (здесь опосредованно отражено собственно художественное творчество, и ускорение или искусственное затягивание любого репетиционного этапа может привести к непоправимому художественному урону). Деятельность художественно-постановочной, музыкальной и других частей театра планируется и организуется так, чтобы своевременно обеспечить выполнение работ, перечисленных в репетиционном плане. Поэтому особенно важно, чтобы режиссер со всей ответственностью отнесся к процедуре составления этого документа. В графе 10 — «Музыкальное и шумовое оформление спектакля» — режиссер указывает, какое музыкальное и шумовое оформление необходимо на том или ином этапе репетиционного процесса. Эти сведения помогут плановику скоординировать репетиционную работу режиссера и работу музыкальной части при составлении сводного графика спектакля. По форме (см. табл. 2) составляется перечень всех подразделений театра: музыкальной части, изготовления декораций и т. д. Предлагаемая форма, как и форма репетиционного плана, учитывает возможность применения сетевых методов планирования и управления процессом подготовки спектакля. В графе 4 (табл. 2) записывается минимальное время выполнения работы в днях — Т мин. (дн.); в графе 5 — максимальное время выполнения той же работы в днях— Т макс. (дн.); в графе 6 — средняя продолжительность работы — Т ср. (дн.). Последний параметр вычисляется по формуле:
Тср = (3Тмин. + 2 Тмакс.)/5
Планируя дату сдачи эскизов декораций (событие 5) и костюмов (событие 6), следует иметь в виду, что эскизы костюмов должны быть готовы к моменту завершения работы над макетом (событие 9). Обсуждение и приемка макета (событие 9) происходят на художественном и техническом советах. Причем надо добиваться, чтобы на художественном совете утверждалось все оформление всего спектакля — декорации, костюмы, реквизит, световое оформление, иначе может быть нарушено единство образного решения постановки. Чтобы решения советов были максимально обоснованы, полезно предварительно организовать выгородку на сцене по макету. Непосредственно после обсуждения и утверждения вещественного оформления выполняется ряд операций в художественно-постановочной части. Художник-постановщик и заведующий художественно-постановочной частью составляют монтировочную опись вещественного оформления (работа 9,15). В форме монтировочной описи (табл. 3) предусмотрена графа 7 — «Последовательность изготовления», где режиссер указывает желательную для него последовательность изготовления элементов оформления. В графе 7 проставляются номера работ, на которые он расчленил репетиционный процесс, разрабатывая репетиционный план (см. табл. 1, графа 1). Составляя монтировочную опись, заведующий художественно-постановочной частью и художник должны определить те детали оформления, которые можно использовать из подбора — как для репетиций, так и в спектакле (работа 9,12). Эти сведения фиксируются в графе 8 описи — «Примечания». При этом указывается инвентарный помер изделия по каталогу и место хранения изделия. Затем составляется смета затрат на изготовление вещественного оформления (работа 15,16) и приобретаются материалы (работа 16,18).: Если нет возможности получить сразу все материалы, приобретаются необходимые для начала работ в мастерских (первая партия материалов). Параллельно составляются заказы-наряды на изготовление оформления (работа 9,18). Разумеется, сроки изготовления изделий могут быть проставлены только после утверждения сводного графика работ по спектаклю. Сразу после утверждения макета можно начинать изготовление чертежей — габаритных, рабочих, сборочных (работа 9,13). Одновременно с перечисленными операциями, заведующий художественно-постановочной частью составляет перечень работ по изготовлению оформления (работа 9, 14) — см. табл. 2. Он разрабатывается на основе монтировочной описи и отражает степень детализации процессов, которая необходима для эффективного контроля и координации на уровне заведующего художественно-постановочной I частью. Кроме того, детализация должна следовать технологическому принципу. Например, если в монтировочной описи есть изделие «дверная коробка с дверью», то процесс изготовления в перечне работ следует разбить на «столярные работы по изготовлению двери», «слесарные работы по изготовлению двери», «бутафорские работы по изготовлению двери» и т. д. Очевидно, что перечень работ художественно-постановочной части должен включать не только работы производственных мастерских, но и работы по изготовлению оформления, осуществляемые сценическими участками. Плановик собирает все планы — репетиционный, перечни работ художественно-постановочной и музыкальной частей — и приступает к составлению сводного плана-графика работ по спектаклю (работа 14,17). Составляя график, плановик координирует сроки и определяет даты начала и окончания предполагаемых работ — от запуска постановки в производство до премьеры. Эти даты увязываются со сроками выполнения соответствующих работ но другим спектаклям. В расчет принимается и выполнение иных работ, например, изготовление в мастерских изделий, необходимых каким-либо подразделениям театра независимо от работ по новым постановкам. Сводный план-график спектакля, объединяющий и взаимоувязывающий режиссерско-актсрскую работу с деятельностью художественно-постановочной и музыкальной частей, поступает в дирекцию на рассмотрение и утверждение (событие 17). Утверждение графика — необходимое условие начала работы по изготовлению вещественного оформления новой постановки. Откорректированные плановые сроки выполнения работ по спектаклю режиссером, художественно-постановочной и музыкальной частями поступают к исполнителям в форме планов-графиков соответствующих подразделений. Только после утверждения сводного графика можно издавать приказ о распределении ролей (событие 19), в котором указываются: дата начала репетиций и дата выпуска спектакля, состав постановочной бригады, действующие лица пьесы и их исполнители. Режиссер начинает репетиции сразу после издания приказа о распределении ролей, или позднее — в соответствии с утвержденным планом. Далее следует этап оперативного планирования и перепланирования сводного графика в процессе управления выпуском спектакля. Применение типовой модели позволит обоснованно использовать имеющиеся ресурсы, рационально организовать деятельность основных частей и служб театра, и прежде всего — наладить ритмичную работу художественно-постановочной части в четком соответствии с процессом режиссерско-актерского творчества, что, несомненно, благотворно скажется на качестве художественного оформления и в конечном счете — на идейно-художественном уровне спектаклей.
УДК 658: 792 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |