|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В ТЕАТРЕЮ. О. КОГАН, ст. преподаватель Киевского ин-та театрального искусства им. Карпенко-Карого
Перечни функций сотрудников театра имеются в соответствующих театральных справочниках и положениях, однако они далеко не точны и не отражают полностью специфики работы того или иного театрально-зрелищного предприятия. Поэтому, опираясь на типовые функции, лаборатория научной организации творческих процессов при Киевском театре оперы и балета им. Шевченко попыталась разработать методику полного описания функций с учетом особенностей конкретных театрально-зрелищных организаций. Так как предлагаемая работа выполнена на основе анализа структуры и организации творческих процессов Киевского театра, примеры, приводимые ниже, касаются оперно-балетного театра, однако принцип создания перечня функций может быть распространен и на театры других жанров. Для составления исчерпывающего перечня должностных характеристик сотрудников театра необходимо описать, во-первых, структуру театра, и, во-вторых, различного рода процессы, происходящие в театре (творческие, организационные, хозяйственные, производственные, технические и т. д.). Только после этого, соединив «людей» (элементы структуры) и «операции» (элементы процессов), можно полностью описать исследуемую систему, определить круг обязанностей каждого сотрудника театра, степень его ответственности за тот или иной участок работы, исключить ненужное дублирование функций, найти «беспризорные» операции, за выполнение которых иногда никто не отвечает, и, наконец, навести порядок в структуре подчинения в театре. Анализ структурной схемы любого объекта является по существу процессом «предпланирования» и преследует две цели: а) получить возможно более полное представление об изучаемом объекте (в данном случае театре) и б) расчленить объект исследования на подсистемы с тем, чтобы каждой подсистеме соответствовал элементарный объем работ, за которым можно было бы закрепить ответственного исполнителя. Членение системы должно быть доведено до такой степени, чтобы за каждым конечным элементом (элементом нижнего уровня подчинения) можно было закрепить только одного ответственного исполнителя. Ответственными исполнителями могут быть руководители структурных подразделений (в театре — цехов, творческих, постановочных и других) или входящих в эти подразделения участков, а также исполнители работ. Ответственные исполнители должны участвовать в составлении программ работ, уметь оценивать состояние дел на своем участке, давать информацию об этом руководителям высшего уровня. Степень сложности театральной системы позволяет использовать при анализе структуры графические методы, наглядные и доступные для непосредственного осмысливания. Построение схем структурной организации театра служит средством формирования структуры управления. В театре очень трудно описать все взаимоотношения сотрудничества, но это не значит, что нельзя точно определить отношения подчинения. Основная сложность проблемы такого описания состоит в разграничении административного и творческого подчинения. Это вызывает необходимость создания двух видов схем структурной организации театра. К числу основных принципов, обеспечивающих рациональную организацию управления[7], относятся: 1) разработка ряда правил, установок, что должно делаться, как, когда, где и кем (ряд правил, фактически являющихся уставом функциони-
рования предприятия, иногда они называются правилами внутреннего распорядка); 2) установление подчиненности, координации различных отделов, служб и отдельных исполнителей; 3) необходимость определения функций подразделений; 4) необходимость определения обязанностей и ответственности отдельных сотрудников; 5) единство подчинения и управления; 6) ограничение числа подчиненных у одного руководителя; 7) реализация принципа исключительности: принцип этот касается прав начальника принимать решения, связанные с оперативным управлением, и передавать на более высокий уровень системы управления решение вопросов, имеющих принципиальное значение; 8) организация системы информации как средства координации. Таким образом, основными элементами организационной структуры являются отделы и службы предприятия, их субординация, субординация отдельных сотрудников, их функции и задачи управления, реализуемые в структуре управления. Проблема наглядного толкования организационной структуры театра тесно связана с созданием органиграммы, под которой иногда понимают просто схему структуры управления, а иногда подробное описание всех органов, отделов, служб и т. д. и связей, существующих между ними. Органиграмма, понимаемая в самом широком смысле, содержит одновременно и схему структуры управления, и перечень функций. Полезность ее не вызывает сомнений, так как благодаря органиграмме можно анализировать фактор порядка, определяющий обстановку в театре, и эффективность его деятельности; иметь четкое представление о театре и области деятельности каждого его сотрудника; устранить ослабление ответственности, создающее многие трудности организационного порядка, избежать конфликтов между, с одной стороны, знаниями, умением, опытом и, с другой стороны, полномочиями. Органиграмма театральной организации строится путем разукрупнения схем подчинения до «конечного» элемента — человека. Для более правильного понимания функционирования системы необходимо ее описание на «детализированном» уровне, что и реализуется при переходе от органиграммы служб к органиграммам персонала. Административная органиграмма показывает четыре крупных подразделения театра: творческое, постановочное, техническое и административно-хозяйственное (рис. 1). Творческая часть состоит из «исполнительских» цехов: оркестров (большого и сценического), солистов оперы, хора, миманса, балета и их творческих руководителей. Структура постановочной части (также творческого подразделения театра, но отделяемого от него, чтобы добиться большей ясности при делении системы) складывается из эксплуатационных (монтировочных) и производственных цехов. Столярный, бутафорский, живописио-декораторский, обувной и пошивочный цехи являются «чисто» производственными (изготовительными); машинно-декорационный, мебельно-реквизиторский и костюмерный — «чисто» эксплуатационными (обслуживающими спектакли текущего репертуара); гримерный и осветительный выполняют обе функции — эксплуатационную и производственную. Техническая часть театра, основная функция которой сводится, к обслуживанию театрального здания, находится в ведении главного инженера и состоит из четырех цехов: механического, радио и промышленного телевидения, электроцеха и кондиционера. Административно-хозяйственные службы в театре включают: административные — планово-финансовый отдел, бухгалтерию, канцелярию, отдел кадров, службу главного администратора; хозяйственные — отдел снабжения, АХО, гараж. Организационная структура театра охватывает все взаимосвязи между различными службами, должностными лицами, уровнями управления. Опыт исследования систем различного типа показывает, что для улучшения делопроизводства, передачи более правильной информации, освоения лучших взаимосвязей следует стремиться к образованию максимального числа коммуникаций. Творческая организация с точки зрения числа коммуникаций по отношению к числу элементов значительно сложнее других организаций (производственных, строительных и т. п.). По качественным признакам связи (коммуникации) делятся на иерархические (связи подчинения), консультационные (совещательные), функциональные, кооперационные и отношения сотрудничества. Если бы органиграмма театральной организации ограничивалась отображением связей подчинения, она действительно была бы очень простой. Однако органиграмма существенно усложняется при отображении в ней консультационных, функциональных и кооперационных связей. К первым в театре оперы и балета можно отнести совещательную власть главного дирижера по отношению к другим «главным»: режиссеру, хормейстеру, балетмейстеру и художнику (специфика театра оперы и балета) и консультации-рекомендации «главных» дирижерам, режиссерам и т. д. Функциональные связи в театре, находящиеся, как и в других системах вне иерархической линии, отражают функции планирования, управления, организации. Органиграмма функциональных связей в творческой части театра (рис. 2) является исходным материалом для создания схемы информационных потоков при планировании и управлении творческой деятельностью театра. Наконец, кооперационные связи и отношения сотрудничества отличаются такой большой сложностью и изменчивостью, что их очень трудно отразить на органиграмме. И сложность эта особенно проявляется в творческой организации. Кооперационные связи устанавливаются между работниками одного и того же уровня подчинения, но относятся к различным иерархическим линиям. Они как бы образуют «мостики» между одними и теми же службами или людьми различных линий подчинения. С их помощью устанавливаются прямые связи, обеспечивается большая оперативность и более широкая кооперация между службами и людьми. Отношения сотрудничества отражают еще более широкий круг связей, для которых характерны отношения между различными уровнями подчинения разных линий подчинения, а также «внутри» линий. Например, отношениями сотрудничества связаны артисты хора, которых более 80. Что касается, например, артистов оперы — солистов или артистов балета, то их отношения сотрудничества зависят от составов исполнителей тех или иных спектаклей. За пределами взаимоотношений, определяемых структурой управления, во всякой организации существуют отношения неформального характера, необходимые для осуществления деятельности организации. В театральной системе личные и групповые отношения, основанные на общих заботах, взаимных симпатиях и антипатиях или на других соображениях, не предусмотренных рамками формальной структуры, например, на авторитете знаний и «умений», образуют неформальную структуру, вносящую определенную гибкость в жесткую модель формальной организации. Неформальные связи влияют на формальные иерархические, функциональные, консультационные, кооперационные связи и отношения сотрудничества, т. е. на творческую атмосферу и, следовательно, на эффективность деятельности предприятия. Анализ деятельности исследуемой системы, рассмотрение ее функционального механизма — второй аспект описания существующей театральной организации. Творческая деятельность оперно-балетного театра сводится к выполнению двух основных функций: 1) выпуску нового спектакля и 2) эксплуатации текущего репертуара и концертной деятельности. Это главные функции, представляющие собой основные виды творческой деятельности театра, направленные на непосредственное достижение его конечных целей. Функции по каждому конкретному спектаклю осуществляются независимо друг от друга последовательно: когда «кончается» первая, «начинается» вторая. Функция выпуска новой постановки состоит из ряда процессов, тесно между собою связанных. В отличие от первой вторая функция — эксплуатация текущего репертуара и концертная деятельность — складывается из процессов, мало между собою связанных. Поэтому, если первая функция может быть изображена в виде одной сети, то вторая характеризуется отдельными графическими программами действий. Совокупность таких графических программ действий, процессов вместе с типовой сетью выпуска новой постановки составит графическую модель функциональной организации творческой части театра. Анализ процесса выпуска спектакля осуществляется путем последовательных шагов дифференциации творческого и производственного процессов. В результате разукрупнения процессов функции выпуска новой постановки изображаются в виде сетевого графика[8]. Подробный анализ организационно-творческих процессов в театре в совокупности с тщательным исследованием его структурной организации позволяет синтезировать «процесс» и «структуру» с целью выяснения функциональных связей в работе и создания перечня должностных характеристик в театре.
Рис. 3. Схема функциональных связей в театре.
Если, как это показано на рис. 3, соединить кружок или овал (операцию) с прямоугольником (человеком), мы получим одну функцию того или иного сотрудника театра. Совокупность соединений множества кружков или овалов (операций) с одним прямоугольником дает перечень функций одного человека (должностную характеристику). Совокупность соединений множества овалов со множеством прямоугольников дает перечень функций всех сотрудников исследуемой организации (список должностных характеристик). Для каждого сотрудника театра необходимо установить конкретные задачи, ответственность, границы компетенции, характер отношений с другими сотрудниками. Разделение ответственности и границы функций должны быть очень четкими, однако нежелателен разрыв между ответственностью за выполнение функции и полномочием принимать решения, необходимые для ее выполнения. Каждый сотрудник должен знать, кому он подчиняется, и кто подчиняется ему. От того, насколько правильно распределены обязанности работников, зависит качество выполнения порученных им задач. По вышеописанной методике в Киевском театре оперы и балета было создано 35 должностных характеристик: 1) с разделением функций на административные и творческие, а также с разделением па функции в процессе выпуска спектакля, в ходе спектакля и в процессе эксплуатации текущего репертуара; 2) укрупненные должностные характеристики без разделения на административные, творческие функции и по процессам. Надеемся, что читатель отнесется к предлагаемому проекту не как к законченной работе, а расценит его, как приглашение к разговору на страницах сборника.
[1] Для тех, кто незнаком с методами сетевого планирования, заметим, что стрелками на графике изображаются работы, кружками — события, которыми начинается или заканчивается выполнение этих работ. Номера событий указываются в кружках. Пунктирной стрелкой обозначается логическая связь между работами (событиями). В тексте работу обозначают номером начального и конечного событий.
[2] О методах построения и расчета сетевого графика подготовки спектакля см. Клинский А. И. Система сетевого планирования и управления в театре — «Сценическая техника и технология», вып. 3, 1968, с. 12—18; Ю. Орлов, Л. Сундстрем. Сетевое планирование в театре. Л., «Искусство», 1972. [3] В. Э. Мейерхольд. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 2. М,. «Искусство», 1968, с. 60. [4] В. Забараускус. Студия Мильтиниса. — «Театр». № 7, 1971. с. 24—26. [5] Г. Товстоногов. Творчество — организация — техника.— В сб.: Экономика и организация театра. Вып. I. Л„ «Искусство», 1971, с. 27. [6] Пока не установлено, кто в театре должен координировать работы по планированию, поэтому назовем лицо, ответственное за составление и корректировку графиков, плановиком. Эти функции может выполнять экономист, имеющий соответствующее образование, заведующий художественно-постановочной частью, заместитель директора или другие работники театра В театре "одной постановки" (т.е. не репертуарном) эти функции лучше осуществлять самому продюсеру (или менеджеру). [7] См. Дж. Обэр-Крие. Управление предприятием. М., «Прогресс», 1973, S. Vance. Industrial Administration. N. Y., Megrew-Hill Book Company, 1959. [8] Подробнее об этом см. Ю. Орлов, Л..Сундстрем. Сетевое планирование В театре. Л., «Искусство», 1972 и нашу работу в сборнике 1973, вып. 2. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |