|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Периода ВозрожденияАрхитектура и изобразительное искусство, музыкальная культура Украины периода Возрождения. Архитектура XIV - XVI в. базировалась преимущественно на традициях древнерусской эпохи, одновременно используя достижения западноевропейских стилей: романского, готического и ренессансного. Заметного развития достигла украинская архитектура на галицких и волынских землях, поскольку после монголо - татарского нашествия монументальное строительство в Приднепровской Украина на некоторое время приостановился. Памятники того периода можно разделить на две группы: оборонительные сооружения и культовые. Оборонное строительство в условиях постоянной военной опасности стало насущной жизненной потребностью. За XIV - XV вв. росло число городов и крепостей. замки строились в тяжелом крепостном стиле, с грубыми стенами, бойницами и высокими наблюдательными башнями. Замки -крепости были сооружены в Каменце- Подольском, Львове, Луцке, Остроге, Хотине, Белгород - Днестровском и других городах. Далее на восток, где населения городов было значительно меньше и не было больших залежей камня, укрепления городов были в основном деревянными, усиленными земляными насыпями, валами и рвами (Житомир, Умань, Черкассы, Канев, Чернигов, Путивль и др.). Оборонительную роль выполняли также многочисленные храмы: монастыри, церкви, костелы, синагоги. Крупные монастыри имели вид крепостей, защищенных крепкими стенами с башнями - бастионами: Троицкий монастырь в Междуречье под Острогом, Дерманский монастырь на Волыни, Успенский Почаевский монастырь. В церковном строительстве основным архитектурным типом были деревянные так называемые срубные храмы, построенные без гвоздей. До нашего времени сохранилось очень мало таких сооружений. к древнейших деревянных памятников принадлежит церковь Святого Духа в с. Потеличе на Львовщине (1555 г.) и церковь Святого Николая в Черновцах (1607). Характерной особенностью застройки городов становится стилевое разнообразие, обусловлена наличием различных религиях конфессий, а затем воздействием на украинский архитектуру восточной и западной культуры. В панораме города соседствуют православные церкви и готические католические соборы. Наиболее выразительные сооружения готического стиля того времени - кафедральный собор во Львове XIV - XV вв. и костел в Дрогобыче ХV ст. Однако готический стиль мало характерен для украинской архитектуры, поскольку в период интенсивной застройки городов (XV в.) готика в европейских странах уже стала историей. Развитие украинской архитектуры второй половины XVI - начала XVII века. неразрывно связан с развитием городов. Развертыванию строительства способствовало предоставление городам пункты (Магдебург - немецкий город, где впервые в средневековье были закреплены права и свободы граждан). В городах, получивших его, разрешалось ставить ратуши для выборных органов власти. Вокруг ратуши и торговой площади возводились храмы, общественные и жилые строения. Церковное и светское строительство в настоящее время претерпело сильных воздействий ренессансного стиля. Сооружениям, выполненным в этом стиле, присущи утонченность и уравновешенность композиции, декоративная отделка, большие окна, наличие скульптур т.д.. Ренессансный стиль был очень распространен во Львове, который может служить образцом архитектурного искусства того времени. Расцвет Ренессанса во Львове приходится на 70 - 90 -е гг. XVI в. К старейших зданий «золотого века» львовского Ренессанса принадлежат дома на площади Рынок: «Черный каменный», дом Бандинелли - флорентийского резчика. Достижением украинского Ренессанса во Львове церковные сооружения, в частности Успенская церковь, составной частью ансамбля которой является часовня Трех Святителей и ценная достопримечательность украинской Ренессанса - Башня Корнякта. Высокого уровня развития в Украине XIV - XVI в. достиг как религиозный (иконы, фрески), так и светский (портреты) живопись. Доминирующим видом живописи остается иконопись. Известными иконами конца ХИИИ - начале XIV в. является икона «Волынской Божьей матери», образ которой поражает своей эмоциональной наполненностью и духовностью; Красивская Богоматерь Одигитрия . Иконопись сохранил традиционные черты предыдущего периода (монументальность, величавость, изящный колорит, профессиональная мастерство), но начинают развиваться и реалистические черты, чувствуется вера в человека, стремление красочности, жизнерадостности, религиозные образы теряют былую недвижимость, приобретают человеческие черты. Святые на иконах все больше напоминают простых людей, а не аскетов -мучеников, приобретают индивидуальные черты. В религиозных сюжетах воспроизводились сцены окружающей жизни. Отражение народных вкусов ощущается и в подборе святых - Св. Георгий - воин и охранник, Св. Николай - покровитель плотников и путешественников, Богоматерь с ребенком - покровительница обездоленных. Среди фресковой живописи распространены циклы страстей Христовых, сюжеты о Богородицу, изображения Победоносца и «Страшного суда». На многих из них изображены римские папы, короли, господа, блудницы с остриженными головами. К лучшим образцам тогдашнего фресковой живописи относятся сюжеты - композиции «Рождества Христова» и «Успение Богородицы» стенописи Кирилловской церкви в Киеве (XIV в.), Росписи Онуфриевской церкви в с. Лавровые на Львовщине (ХV в..), Армянской церковь во Львове (XIV - ХV вв..). В конце XVI в., Наряду с традиционным иконописью, появляются светские жанры живописи: портрет, историческая живопись, растет интерес к пейзажу. Самым популярным был портрет светского назначения, сначала погрудные, впоследствии - в полный рост. под влиянием гуманистических идей художники того времени обращают внимание на лицо человека, стремятся передать характер, силу воли, чувство собственного достоинства. Именно такие черты характера отражают портреты писателя Яна Гербурта, польского короля Стефана Батория, львовского купца Константина Корнякта и др... Эстетические представления, вкусы, ощущения гармонии и красоты украинского народа нашли свое отражение и в декоративно - прикладном искусстве - гончарстве, вышивке, ковроделии, резьбе по дереву и камни, обработке металла. В эпоху Возрождения на первый план выходят познавательные и эстетические функции музыки, ее способность не только влиять на поведение человека, но и отражать внутренний мир. В музыке выделяется индивидуальное начало. Расцвета приобретает инструментальная музыка, частности игра на бандуре. Продолжают развиваться народно - песенное творчество и исполнительство. особое место принадлежит эпическом жанра - думам и историческим песням, содержание которых связано с освободительной борьбой против Татр и турок и польского порабощения («Дума о Марусе Богуславку», «Дума о Самуила Кошку», «Хмельницкий и Барабаш», «Дума о трех братьях азовских». Носителями этого искусства были кобзари, которые славились хорошими голосами, даром импровизации, совершенным владением инструмента. Украинская профессиональная музыка берет начало еще с первой половины XV в. от профессиональных братств и братских школ. Обязательным в них было обучение церковного пения и музыкальной грамоте. Наибольшее значение сыграла деятельность Острожского, а затем Киевского коллегиумов. Обязательными дисциплинами были здесь церковное пение по нотам и музыкальная грамота. Преподавание этих дисциплин поручалось братчикам - регентам хоров и музыкантам. Развитие украинской профессиональной музыки был тесно связан с так называемыми музыкальными цехами, существовали вроде ремесленных. Известно, что музыкальные цеха, которые должны свои уставы, существовали в Киеве еще с начала XVI в. Это были крепкие организации, защищавших права профессионалов. Они обслуживали городское и окружающую сельское население. С конца XV в. в православных церквях существовал многоголосый хоровое пение, который впоследствии назвали партесным (пение за отдельными партиями нот). Распространился спрос на своеобразные формы светского музыкального быта в городах. одним из самых ранних профессиональных песенных жанров в Украине был кант на три голоса - песня без инструментального сопровождения. Особенно популярными были канты любовные и шутливо - сатирические. Существовали также панегирические (хвалебные), бытовые, философско -назидательные и антирелигиозные канты. Кант возник на рубеже XVI -XVII вв., Именно тогда, когда в Западной Европе родилась опера.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |