|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Из записной книжки. Снял "Макаровых", а теперь, в продолжение, снимаю "Младшего брата"
...Снял "Макаровых", а теперь, в продолжение, снимаю "Младшего брата". Как мне кажется, по закону спектакля документов. Иногда меня спрашивают, почему я, сугубо городской житель, пристрастился так к деревенской теме. А очень просто... Потому что это болевая точка времени, перекресток всех противоречий. Потому что здесь я могу наиболее полно высказаться по тем проблемам, которые волнуют меня как человека (фильм — "нравственный поступок"!). Ведь Крестьянство — не только "производительная сила". Деревня — это особый культурный пласт. Древнее основание России. Наша Волга начинается с малого болотца, скрытого глухими лесами (сам видел!). И только потом, собрав по капле ручейки и речки Отчизны, становится главной рекою. Не так ли и нам надо работать, обратившись к истоку национального искусства? Тогда понятнее становится земля, на которой живешь и пытаешься что-то сделать... Да и кроме того, конечно, деревня дает самый выигрышный материал для художественной документальной картины. Характеры! Типы! Язык! В городе чаще наталкиваешься на людей, которые говорят как бы через внутреннего переводчика. Даже свои мысли, свои переживания они облекают в какие-то расхожие формулы. Как будто пьешь дистиллированную воду... А в деревне мне везет на встречи с людьми, сохранившими оригинальное, сочное просторечие. Они легко и естественно вступают в "игру", свободнее проявляют чувства, если испытывают к тебе расположение. Я не слышал большей похвалы в деревне, чем "он человек самостоятельный". Вот эта "самостоятельность" как раз и необходима для документального спектакля. "Младший брат" делается иначе, чем "Макаровы", хотя и герои родственны (даже в прямом смысле), и действие происходит, по существу, в такой же владимирской деревне. В "Макаровых" — композиция, в "Младшем брате" — сюжет. Там основная нагрузка на монологи, полученные в результате прямых интервью, здесь вся картина строится как "сцены народной жизни". Фабулу фильма можно рассказать в двух словах (по-моему, неплохой признак!). Молодой человек, Володя Макаров, против воли матери соглашается быть председателем колхоза. В семье он "третий председатель". В короткий срок ему удается поднять хозяйство и обогнать своих старших братьев. Но он замечает, что рост материального благосостояния расходится с духовным ростом односельчан. Благополучие разъединяет людей. И Макаров свои недюжинные силы бросает теперь на укрепление "единого человеческого общежития", на преодоление инертности, равнодушия. Вот, собственно, и вся история. Такой сюжет вполне могли бы разыграть актеры. Но он происходит в реальной жизни, на наших глазах, и мы его можем снять документально. Конечно, нам повезло с главным героем. Настоящий русский молодец! Люди вокруг зажигаются макаровским темпераментом. И "проблемы" превращаются в "роли". Володя — яркая, неукротимо активная личность, сплошное действие. Монологи ему не даются совсем, зато в действенных диалогах он чрезвычайно органичен. На нашу камеру вовсе не обращает внимания. Да и его односельчан уже не тревожит наша техника: вокруг Макарова закипают такие страсти, что не до нас. Работаем открытой камерой. "Сцены из жизни". Мне не нравится это слово — "сцены". Но лучшего на ум не приходит. Я опробовал этот прием еще на съемках "Путешествия в будни". В Тарко-Сале ребята, сидя в накомарниках за столом, мечтали, как проведут отпуск, когда задавят фонтан. Говорили не на камеру, не со мной, а между собой. Но по моей просьбе. Правда, и тогда, и теперь ортодоксы документального кино не признают таких "сцен", считая их чуть ли не инсценировками. Ну и пусть их! А по-моему, этим способом можно добыть больше правды человеческих отношений, чем в интервью. И в "Макаровых" тоже есть "сцены", когда отдаленная деревня просится к старшему Макарову в колхоз или когда мать узнает, что младшего сына прочат на должность председателя... Но там были отдельные "сцены", а здесь — целый спектакль из них. Это разница! "Сцены" дают возможность показать деревню не со стороны, а как бы изнутри. Вот что важно! Ключевой эпизод всей картины, по-моему, тот, где Макаров спорит в поле с колхозницами. Женщины боялись запоздать с заготовкой сена для личного скота, а председатель требовал, чтобы сначала управились с колхозным урожаем. Два дня мы не пускали его в ту бригаду, а потом поехали вместе. Микрофон, камера — наготове. Вышли из машины первыми, после Макаров... И что тут началось! Бедного Володечку чуть было не растерзали. На нас никто и внимания не обратил... И все-таки, мне кажется, настоящего эпизода бы не вышло, если бы не слово, как бы невзначай подброшенное нами во время этого скандала: "А Макаров-то до сих пор холостой!.." Тут же настроение женщин резко переменилось. Только что шла драма — и вдруг началась комедия. Как посветлели сразу лица!.. Сколько юмора, доброты в людях... Как озорно принялись все уговаривать молодого председателя жениться!.. Оператор Ефим Яковлев и звукооператор Женя Васильев снимали и сами хохотали. Выходит, надо добиваться драматических поворотов внутри сцены, в момент съемок. Тогда возникнет живой спектакль. Неужели нужно было потратить больше двадцати лет, чтобы добраться до таких простых истин?! Вот оно, оказывается, какое, мое "кратчайшее расстояние"... Документальный фильм может быть сформирован по законам искусства. Тогда это спектакль документов, создающий художественный образ мира. Трудно найти лучший способ раскрытия живой действительности, чем документальный фильм. Трудно найти большего маскировщика, подменяющего картину реальности полуправдой или совсем неправдой, чем документальный фильм. Дело в совести автора. Документалист — не только профессия, но и позиция. Это позиция исследователя, которому во что бы то ни стало необходимо докопаться до истины. Во имя самой истины. Живописание человеческого духа — в этом я вижу высший смысл документального фильма сегодня. Не обособиться хочу как документалист, а соединиться с театром, литературой, музыкой. Нельзя рассматривать документальный фильм лишь в системе информации. Там он всегда будет нужен. Но кроме того, документалистика — часть национальной художественной культуры. Документальный фильм может и должен содействовать росту гражданского самосознания. И помогать развитию личности. И крепить единство народа. И строить человеческое будущее.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |