|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Функциональный типографский дизайнИсследования показывают, что среднестатистический читатель тратит примерно одинаковое количество времени на чтение любого выпуска любой газеты. Типографский дизайн должен быть таким, чтобы ограниченное время читателя, так же как и его энергия и внимание были направлены на получение информации. Любой оформительский прием, отвлекающий читателя или нарушающий нормальный ритм чтения, приводит к потере времени и энергии. Решение (по крайней мере, частичное) этой проблемы – в функциональном типографском дизайне. Здесь потребуются определения. В данном контексте типографский дизайн – это основа использования типографских элементов. Макетирование, т.е. расположение текста и иллюстраций на странице, – это применение набора определенных правил для каждой конкретной ситуации – на странице рекламных объявлений, на информационной полосе, внутри раздела и в издании в целом. Основное требование функционального типографского дизайна: каждый используемый элемент должен эффективно работать. Степень их важности можно проверить, ответив на два вопроса. “Выполняет ли этот элемент необходимо-полезную работу?” Если ответ положительный – элемент функционален. Второй вопрос: “Можно ли выполнить ту же работу быстрее, легче или с меньшими затратами?” Здесь дизайнеру следует рассмотреть все возможные варианты выбора. Часто решение таково, что используемые элементы достаточно хороши. Если элементы не выполняют необходимо-полезной работы – они не функциональны. Самое плохое – это дисфункциональность. Элемент, который не может привлечь читательского внимания, попусту отвлекает его, он лишний, и от него лучше избавиться. Как определить, функционален элемент или нет? Сначала нужно проанализировать, как воспринимает его читатель. Здесь работает первый принцип передачи информации: “Передача информации – это двусторонний процесс, и он возникает только тогда, когда сказанное услышано, напечатанное прочитано и оба поняты”. Мы не можем заставить потребителя информации слушать или читать. На любой напечатанной странице область, с которой начинается чтение, находится в верхнем левом углу. Это начальная оптическая зона (НОЗ). Натренированный глаз начинает читать страницу именно с этого места и должен быть привлечен чем-либо ярким, захватывающим внимание. В правом нижнем углу глаз заканчивает чтение страницы, и там находится конечная зона (КЗ). Такая последовательность чтения обусловлена линейным расположением букв латинского алфавита. Для семитских алфавитов (иврит, арабский) НОЗ находится в верхнем правом, а КЗ – в нижнем левом углах страницы. Диагональ чтения НОЗ – КЗ часто называют линией силы тяжести чтения. Сила тяжести чтения так же сильна и постоянна, как физическая сила тяжести. Глаз читателя не должен следовать вдоль линии силы тяжести как бы прогуливаясь – его необходимо отвлекать в сторону от этой линии различными оптическими “магнитами”, продуманно расположенными на странице, чтобы привлечь внимание читателя к каждому ее участку. Незадействованные правый верхний и левый нижний углы страницы особо нуждаются в “приманках”. Глаз неохотно движется против направления диагонали чтения, поэтому не следует привлекать внимание читателя, как только он переворачивает страницу, чем-то интересным в ее центре – ему будет трудно возвращаться “против течения” к пропущенным в начале страницы элементам, и они, скорее всего, останутся непрочитанными. Когда глаз дочитывает строку, ему приходится двигаться против направления силы тяжести к левому краю страницы, где начинается следующая строка. Глазу необходима постоянная ось ориентации (ОО) при этом обратном “пустом” пробеге. Глаз всегда возвращается к ОО, вне зависимости от того, где начинается следующая строка. Обычно глаз возвращается к тому месту, где начиналась первая строка. Если строки расположены ступенчато, то есть начало каждой последующей строки сдвинуто вправо, глаз возвращается к началу предыдущей, ищет последующую и только потом читает ее. Это не отнимает много времени и усилий, но тем не менее утомляет читателя. Если начало следующей строки расположено левее оси ориентации, это тоже утомляет читателя. Поэтому аксиома дизайнера гласит: “Все строки должны быть выровнены слева”. Типичный читатель читает не так, как мы. Мы – профессиональные читатели. Поэтому редактор газеты – не лучший подопытный кролик для проверки на нем типографских приемов. Чтение включает в себя два быстро чередующихся процесса. Процесс “сканирования” – основное движение глаз, когда они “обшаривают” общий вид страницы, решая, стоит ли читать напечатанные на ней материалы. В самом процессе чтения глаз двигается вперед-назад, бегая по строчкам и направляясь вниз, к концу очередной колонки. Как бы ни старался дизайнер, он не может гарантировать стопроцентное прочтение материалов. Не в состоянии он и загубить материал, сделав его полностью непригодным для чтения. Поэтому редактору стоит сыграть на определенных разумных соотношениях, помня о том, что любые погрешности могут повлиять на читаемость -при малозаметном дизайне читатель пропустит большую часть материалов, при чересчур броском – будет утомлен. Потеря читательского внимания неизбежна. Мы теряем читателей в промежутке между заголовком и первым абзацем. Мы теряем читателей в конце каждого абзаца, каждого материала, каждой колонки, каждой страницы. Имея такие большие потери, неподвластные нашему контролю, не стоит умножать их еще и неэффективным типографским дизайном. Функциональность – это нечто большее, нежели просто отсутствие дисфункциональности. Она заключается еще и в непрерывном совершенствовании всего функционального в типографском дизайне.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |