АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепция и обоснование

Читайте также:
  1. II. Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта.
  2. X. Обоснование клинического диагноза
  3. Анализ результатов и обоснование принятого решения
  4. Анализ техпроцессов механической обработки заданных деталей с экономическим обоснованием по их усовершенствованию.
  5. Будущее СНГ. Концепция дальнейшего развития СНГ 2007 г.: приоритетные направления деятельности СНГ.
  6. Вера, являющаяся обоснованием факта Бога
  7. Викинги: Миф и эпоха. Средневековая концепция эпохи викингов
  8. Вопрос 1. Предмет и задачи специальной психологии. Теоретическое обоснование науки. (Сорокин стр. 13-21, Усанова стр. 13-18)
  9. Вопрос 32 Процедуры познавательной деятельности: обоснование, доказательство, объяснение, понимание
  10. Вопрос 39.Обоснование выпуска продукции произв. мощностью.
  11. Выбор и обоснование оборудования очистного забоя
  12. Выбор и обоснование скоростных режимов

Пояснительная записка

 

 

Курс «Живое слово» является составной частью проекта регионального компонента наравне с курсами истории, литературы, МХК, технологии. В соответствии с разработанной и утвержденной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования и Национальной доктриной российского образования была утверждена в Калининградской области концепция регионального компонента, суть которой заключается в углубленном изучении российской национальной культурно-исторической традиции.

Это обусловлено целым рядом факторов социального, культурного, духовно-нравственного характера.

Исторические перемены российской жизни в 20 в., связанные с трагическими событиями русской революции и идеологией «нового человека», «нового мира» и т.д., приведшей к «вымыванию» (если не сказать насильственному искоренению) национальной культурной доминанты; сложные, противоречивые и часто деструктивные явления в современном культурном и образовательном процессе постперестроечного периода; общие глобализационные процессы, идущие в мире, когда вместо международной интеграции навязывается концепция подчинения мировых природных, человеческих и культурных ресурсов одной общепланетарной системе глобального управления, – ставят перед образованием задачу восстановления, сохранения исторической памяти, духовно-нравственных традиционных ценностей, которые всегда являлись почвой, объединяющей народы и питающей народную жизнь и культуру.

В последнее время становится очевидной все нарастающая разочарованность в американизированной масскультуре, неспособной удовлетворить духовные потребности народов с исторически сложившимися традициями высокой культуры, к которым бесспорно относится и русская с ее тысячелетней историей. В этой ситуации вновь возникает тяга к национальным истокам, к своей культурно-исторической специфике.

Современный мир переживает сложнейший период кризисов и бурь, касающихся самих основ национальной жизни народов. Авторы современного фундаментального научного исследования «История культур славянских народов» убеждены: «История дает много примеров тому, что в условиях бурь и потрясений выживали народы, которым удавалось сохранить свои духовные ценности и внутреннюю свободу, свою культурную самобытность и национальное самосознание».

Особенно остро проблема национальной идентификации стоит перед населением Калининградской области, территориально не связанной с Россией. Будучи россиянами (русские, белорусы, украинцы составили костяк населения области – более 90 % всего населения, при этом ныне население пополняется и переселенцами, принадлежащими к различным культурам, национальностям, вероисповеданиям), жители области в современных условиях не имеют возможности поддерживать тесные контакты с «материковой Россией». Подрастающее поколение гораздо чаще выезжает вПольшу, Германию, Прибалтику. Отсюда бóльшая для калининградской молодежи, по сравнению с российскими подростками и юношеством, опасность ориентации на ценности прозападной культуры. Думается, в этих условиях проблема сохранения русской традиционной культуры оказывается особенно актуальной. Решить ее может лишь система мер, направленных на создание единого пространства с русской национальной доминантой, предпринимаемых как на уровне государства и общества, так и на уровне отдельной семьи, школы, человека.

Этому призвана служить и программа курса «Живое слово», основной задачей которого является изучение национальной традиции, явившей себя в лучших произведениях отечественной словесности, в русской классической литературе.

Общие положения концепции курса.

Любая культура существует в первую очередь благодаря традиции, преемственности основных духовно-нравственных ценностей, а, следовательно, является историчной и не может быть познана вне истории народа и его духовного выбора. Существуют общие законы формирования любой национальной культуры: в ее основании всегда находятся религиозные представления народа о жизни и смерти, о духовно-нравственных ценностях человеческого бытия, которые реализуются в истории, формах жизни и творчестве народа. Именно поэтому главным в построении курса русской словесности «Живое слово» является принцип историзма, позволяющий рассматривать произведения в историко-культурном контексте каждого периода с учетом всех его составляющих: веры, уклада жизни, системы духовно-нравственных ценностей, особенностей национального мироощущения, выразившегося в особом характере поэтики произведений. Это ни в коей мере не означает замкнутости культур, напротив, дает основание для диалога и взаимовлияния. Изучение родной литературы не исключает обращения и к литературе зарубежной, тем более что западноевропейская традиция (тоже в основе своей христианская) дала много образцов высокой литературы, повлиявшей на развитие русской словесности и, в свою очередь, испытавшей на себе ее влияние.

Исходным положением в исследовании и познании культуры любого народа является изучение ее национальной неповторимости, своеобразия, тех свойств, которые выражают «лицо» нации. «Культура воплощает в себя душу нации, - пишет известный филолог-пушкинист В.С. Непомнящий. - Каждая нация и существует как таковая, в своей индивидуальности, в своей неповторимой ценности до тех пор, пока существует, живет, развивается, возобновляет свою традицию культура. Достижения культуры могут пережить нацию, как пережили, например, шедевры египтян, древних греков и римлян. А вот пережить свою культуру нация не может: с упадком или мутацией культурного развития нация погибает, вырождается».

Таким образом, несомненным является положение о том, что тип любой национальной культуры определяется в первую очередь содержанием той религии, которая лежит в ее основании. Для русской истории и культуры такой первоосновой стала восточная ветвь христианства, или «греческое» вероисповедание, или Slavia Ortodoxa, т.е. православие. Истоком и основой нашего национально-исторического и культурного развития стало крещение Руси в 988 году Великим равноапостольным князем Владимиром, принятое народом осознанно и свободно. Конечно, оно не было случайным, а было подготовлено более чем столетним внутренним процессом познания христианства, благодаря просветительской деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку и переведших Священное Писание и богослужебные тексты на славянский язык. Замечательный русский философ Владимир Соловьев говорил о Крещении Руси князем Владимиром, как о национальном самоотречении, имея в виду отказ от язычества. Об этом же пишет известный философ и богослов Георгий Флоровский: «История русской культуры начинается с Крещения Руси… Русь приняла крещение от Византии. И это сразу определило ее историческую судьбу, ее культурно-исторический путь… Крещение было пробуждением русского духа… Языческое время остается за порогом истории. Это совсем не значит, - пишет дальше исследователь, - будто не было языческого прошлого. Оно было, и побледневшие, а иногда и очень яркие следы его и воспоминания надолго сохраняются и в памяти на­родной, и в быту, и в самом народном складе». Как всегда просто и точно выразил эту же мысль А.С. Пушкин сказав: «Греческое Вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особый национальный характер», и «мы обязаны монахам нашей историею, следственно, и просвещением» (1822 г.).

Еще одно важнейшее значение этого факта – крещения – отмечают все исследователи истории русской культуры, говоря о том, что через христианство древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром. Проф. М.Н. Громов утверждает: «Христианизация явилась прорывом в качественно иное состояние общества и сознания. Киевская Русь вошла в круг цивилизованных народов Европы…. Культура Древней Руси постепенно вышла на мировой уровень развития, преодолев патриархальную местную ограниченность языческого прошлого».

Таким образом, методологически верно изучать историю русской культуры и национальной литературы, учитывая их глубокую внутреннюю связь с православием. Обратим внимание, что именно этот принцип лежит в основе общепринятого отделения литературы древнерусской (или русского средневековья ХI – ХVII веков) от русской литературы Нового времени (ХVIII– ХХ веков), т.к. период конца ХVII – начала ХVIII в. отмечен активным процессом секуляризации (или расцерковления), отделения светской литературы от церковной. Но и после так называемого «обмирщения» литературы, она не отделилась от христианства, которое становится внутренней, ценностной основой творчества русских писателей и пронизывает всю ткань их произведений, проявляясь на всех его уровнях.

В духовной жизни нашего народа, в нашем образовании родная словесность всегда играла особую роль, ибо она была одновременно историей формирования национального самосознания, национальных идеалов, средоточием наших духовных святынь. В работе педагога-словесника воспитание является неотъемлемой частью учебного процесса. Поэтому для учителя очень важно видеть нравственный, воспитательный потенциал произведения, который всегда основан на духовных ценностях.

По мысли русского классика И.А. Гончарова, основная задача искусства и литературы, — «довершать воспитание и совершенствовать человека». И это понимали наши великие соотечественники, ставя заботу о душе на первое место. Еще Ярослав Мудрый говорил: «Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей». Так и в русской классике трудно найти героя, замыкающего ценности мира на себе. Абсолютно для всех героев отечественной литературы духовная сфера жизни – наиважнейшая. Великие русские писатели-классики ставили вопросы о цели и смысле жизни, об истинных и ложных идеалах, о любви к своему отечеству, о добре и зле… Вот почему автор школьных учебников по литературе, доктор филологических наук проф. Ю.В. Лебедев утверждает: «Приобщение к высокой литературе – не забава, а напряженный труд… Любовь к великой литературе даром никому не дается: ее нужно заслужить через духовный и трудный путь приобщения к тем ценностям и святыням, которые в ней заложены и которые она утверждает. Эти ценности никак не зависят от наших мнений о них и от нашего к ним отношения. Они абсолютны, как земля, небо и солнце». «Духовный труд» приобщения к классике есть приобщение к ее «ценностям и святыням»… Именно поэтому восстановление духовных основ нации становится сегодня миссией уроков литературы.

Вера, душа, духовность, смысл жизни, честь, любовь, совесть, милосердие, память, Отчизна, семья – это основные концептуальные понятия всей русской литературы. Возможности уроков литературы в превращении этих аксиологических понятий в личностные ценностные ориентиры ученика очень широки: нужно помогают подростку увидеть в произведениях художественной литературы их общий человеческий смысл, вечные проблемы, закономерности самой жизни, постичь нравственные, философские идеи.

К сожалению, в современных программах просматривается тенденция сокращения часов русской литературы, умаляется состав произведений русской классики, недостаточно представлена древнерусская литература, современные проза и поэзия, отражающие духовно-нравственный поиск, фольклорные произведения, хранящие представления народа о жизни, мироустройстве, добре и зле, изучаются бессистемно. Именно поэтому введение регионального компонента по литературе своевременно и актуально.

«Живое слово» представляет собой базовый ориентирующий материал по курсу русской литературы в 5 – 8 классах, могущий служить учителю-словеснику основой для работы над произведениями русской литературы, транслирующими безусловные национальные культурно-исторические и духовно-нравственные ценности.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)