|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Памятники романского стиля на территории УкраиныАрхитектура периода (30-80-е годы XII века) ярко выражает черты феодального времени - толстые стены, узкие окна, напоминающие бойницы, грузные формы. Все это также было присуще романскому стилю. Более того, в художественных приемах ряда архитектурных школ мы видим непосредственные черты романского искусства, проявившиеся в приемах строительной техники, декоре фасадов, росписях интерьеров. Так, романская аркатура на фасадах заменяет традиционный византийский меандровый орнамент; близкой к романскому искусству становится белокаменная резьба. Об участии в строительстве Древней Руси романских мастеров данных нет, если не считать упоминания о зодчих, которых Фридрих Барбаросса прислал святому князю Андрею Боголюбскому. Напротив, не вызывает сомнения, что в Киеве и Смоленске, Чернигове и Владимире, Новгороде и Пскове работали русские мастера, хорошо знакомые с приемами романской архитектуры. Как пишет Б. А. Рыбаков, "в культуре русских княжеств было много общих черт, отличавших ее от византийской и от культуры западного католического мира. Вместе с тем русская средневековая культура развивалась не в изоляции, а в хорошем творческом общении с культурой других стран. Русь XII века была как бы соавтором в создании многообразия форм романского стиля Европы и Кавказа". Черты данного стилевого направления проявились в архитектуре церкви в честь Богородицы Пирогощи в Киеве (1131-1135 годы), восстановленной в 1997-1998 годах. Характерным памятником этого стиля является Кирилловская церковь (около 1150 года), хорошо сохранившая первоначальные формы под позднейшими наслоениями. Внутреннее пространство храма во всем напоминает Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Башни отсутствуют, вместо них на хоры ведет лестница в толще северной стены. Ко входам примыкают небольшие притворы - тамбуры. Пропорции здания несколько тяжеловаты. В архитектуре этого времени превалирует графичность, сменившая живописный принцип предшествующего периода, - черта, характерная для данного стилевого направления. Очень близки по архитектуре к Кирилловской церкви памятники Владимира-Волынского и Чернигова (Борисоглебский) и Успенский соборы Елецкого монастыря), хотя черниговская школа существенно отличается от киевской и волынской. При общей для всего Приднепровья и Волыни кирпичной технике строительства, в Чернигове в декоре фасадов применялся резной камень (капители, угловые камни, части порталов и прочее). В семантике резьбы наравне с общими для романского искусства чертами использовались мотивы славянской орнаментики, древнерусского фольклора и геральдики. Кирпичные стены фасадов черниговских храмов обмазывали снаружи известковым (с примесью цемянки) раствором и разграфляли "под квадры", что имитировало каменную кладку, распространенную в романском зодчестве. Несколько отличалась храмовая архитектура Галицкой земли: соборы возводились из светло-серого местного известняка. Из многочисленных построек древнего Галича сохранилась до наших дней лишь одна церковь в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Остальные известны только по раскопкам фундаментов. Для Галицкой архитектурной школы характерно разнообразие типов: это и однонефные, и трехнефные, и ротондональные, и октогонные в плане здания.
3.1 Церковь Успения Богородицы, или "Пирогоща" в Киеве Из всех храмов киевского Подола самым “черниговским", пожалуй, является церковь Успения Богородицы, или "Пирогоща”.Каменный храм в честь Богородицы был заложен сыном Владимира Мономаха, киевским князем Мстиславом Великим в 1131 г., а закончен в 1135 г. уже после смерти князя. Он стоял в самом центре Подола, на знаменитом торговище. Необычное название церкви происходит от византийской иконы "Пирготиссы", что значит - "башенная", так как в Византии подобные иконы устанавливали на крепостных башнях в качестве оберегов. И действительно, церковь благодаря особой толщине стен и общей монументальности напоминает оборонную башню. К тому же фундаменты Пирогощи - самые мощные среди всех памятников древнерусской архитектуры. Их подошва залегает на глубине 4 м от уровня стен! Однако и это не спасло храм от уничтожения в годы воинствующего атеизма. В декабре 1935 г. церковь была снесена. Безбожники, судя по всему, специально хотели успеть до нового года, приурочив разрушение храма к его 800-летнему юбилею. И только в последние годы прошлого века Пирогоща была отстроена заново - сейчас это вновь действующий храм. Пирогоща - шестистолпный трехнефный однокупольный храм, стены которого были украшены пилястрами с мощными полуколоннами, перспективными порталами и арочными поясками - деталями, восходящими к ломбардской школе романского стиля. В Киевской Руси детали романской архитектуры впервые были применены в конце XI - нач. XII века именно в Чернигове, в таких памятниках как Борисоглебский и Успенский соборы, Ильинская церковь. С этими постройками Пирогощу сближает также равнослойная кирпичная кладка, которую впервые применили также черниговские мастера. До этого на Руси использовалась только "смешанная" кладка, состоящая из кирпича - плинфы, раствора и крупных камней. Наиболее близка Богородицкая церковь черниговскому Борисоглебскому собору. Помимо романских деталей и равнослойной кирпичной кладки, их сближает также наличие внутристенного хода на хоры в толще западной стены, пол из больших шиферных плит, почти одинаковый внешний вид. Кстати, после реставрации Борисоглебскому собору, как и Пирогоще, тоже вернули лишь предполагаемый первоначальный внешний вид, поэтому сейчас оба памятника больше напоминают огромные макеты древнерусских храмов. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |