АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Творчество Феофана Прокоповича

Читайте также:
  1. Александрийская поэзия, ее особенности и жанры. Творчество Каллимаха, буколики Феокрита. Эпос Аполлония Родосского.
  2. В67. Политическая деятельность и литературное творчество Ксенофонта, особенности исторического изложения, метода и стиля Ксенофонта.
  3. Вопрос. Методика знакомства дошкольников с творчеством поэтов и писателей.
  4. Гармония и творчество
  5. Дети и творчество - запад
  6. Древнегреческая сатира: творчество Лукиана.
  7. Если плоды вашего творчества не пользуются спросом, то это никакое не творчество
  8. Жизнь и творчество Горация
  9. Жизнь и творчество Софокла. Тематика пьес, новаторство драматурга. Мастерство сюжетосложения в трагедии рока «Царь Эдип».
  10. ЗДЕСЬ: Жизнь и Творчество Катулла. И Любовные элегии (о Лесбии самой популярной и еще паре известных)
  11. Золотой век» римской поэзии: жизнь и творчество Овидия, его любовная поэзия: традиции и новаторство.
  12. К какому направлению можно отнести творчество Рубенса?

Феофан Прокопович (1681-1736) - крупнейший общественный и политический деятель первой трети XVIII столетия, талантливейший проповедник - оратор, публицист, писатель, страстный защитник петровских преобразований.

1706 год оказался заметной вехой в его жизненной судьбе. Феофан произнес приветственную проповедь в честь приехавшего в Киев Петра. В 1709 г., вскоре после Полтавской битвы, Феофан вновь выступает с речью, в присутствии Петра. То был «Панегирикос» или «Слово похвальное о преславной над войсками шведскими победе»

В своих многочисленных проповедях и приветственных словах царю Феофан поддерживает все его начинания. Он доказывает текстами священного писания важность просвещения, необходимость укрепления военной мощи России, в частности, её морского флота. Феофан пишет предисловие к морскому уставу. Это предисловие было развернуто в великолепное «Слово похвальное о флоте Российском». Своим словом о флоте Феофан окончательно покорил Петра.

В 1720 г. Феофаном был составлен «Духовный регламент», который и был положен в основу церковного устройства. Патриаршество было ликвидировано. Церковь получила коллегиальное управление под главенством самого царя. Это вызвало ненависть к Феофану со стороны значительной части духовенства. Он был одним из образованнейших людей своей эпохи. Им была собрана уникальная по тем временам библиотека, содержащая труды по самым различным отраслям знания. Феофан один из первых в России, кто стал вести научные наблюдения. В своих занятиях он пользовался микроскопом и телескопом. В пору преподавательской деятельности вел целый ряд курсов (физику, математику, богословие, риторику и другие). Он был горячим сторонником научного миросозерцания, базирующегося на точном знании. Особенно восторженно Феофан в своих речах-проповедях славил все наиболее выдающиеся события петровского времени. В его «похвальных и поздравительных» словах и речах громко и торжественно звучала тема Петра, строителя Петербурга, героя Полтавской победы

«О всемирного удивления! как незапно да вельми знатно в войне сей стала в славу, в пользу возрастати Россия! Растет человек, растет древо, ведаем, да никакима очима не можем усмотрети растительного движения; а мир весь ясно видел, как народ Российский, когда весьма ему исчезнути многии провещали, возрастал высоко и аки бы подымался от гнушения в похвалу, от презрения в страх, от немощи в силу» («Слово о состоявшемся между Империю Российскою и короною шведскою мире 1821 г.»). В течение всей своей жизни он писал стихотворные произведения. Так в библиографии трудов Феофана, приложенной к собранию его сочинений 1760 г., указано 22 стихотворения на русском языке. Известно также, что он писал стихи на латинском и польском языках

В течение всей своей жизни он писал стихотворные произведения. Так в библиографии трудов Феофана, приложенной к собранию его сочинений 1760 г., указано 22 стихотворения на русском языке. Известно также, что он писал стихи на латинском и польском языках. Любопытно, что в своих стихах, равно как и в речах и проповедях, Феофан откликается на самые разнообразные политические события своего времени. Он пишет «Епиникион» - торжественную оду на Полтавскую победу. Описывает в стихах боевые действия с турками и т. д. Известно его стихотворное произведение «Запорожец кающийся», в котором от лица запорожского казака ведется раскаяние в участии в восстании Кондратия Булавина и в измене Мазепы. Писал Феофан стихи философского и духовного характера. Некоторые его стихотворные произведения были положены на музыку и исполнялись хорами.

Самым значительным литературным произведением Феофана Прокоповича считается трагедо-комедия «Владимир». В основу сюжета её положены события эпохи крещения Руси.

Одной из знаменитых проповедей Феофана Прокоповича признается его «Слово о власти и чести царской», произнесенной в 1718 году в связи с делом царевича Алексея Петровича.

Феофан был страстным обличителем-публицистом. Георгий Валентинович Плеханов заслуженно называл Ф. Прокоповича «самым плодовитым и самым талантливым публицистом эпохи преобразования...».

Широчайшую популярность Феофану Прокоповичу снискала речь «Слово на погребение Петра Великого», которая была произнесена 8 марта 1825 года в Петропавловском соборе в Петербурге. Вся Россия погрузилась в скорбь, и Феофан, в сущности, стал главным глашатаем этой неизбывной скорби. В день похорон ему, первому златоусту России, было доверено сказать последнее слово над усопшим в ещё недостроенном Петропавловском соборе, словно символизирующим незавершенное великое дело Петра.

Иной по тону и по содержанию была другая проповедь - «На похвалу Петра Великого». Если «Слово на погребение Петра Великого» было как бы криком боли, то следующая проповедь являлась итоговой характеристикой Петра, всей его деятельности.

Феофан Прокопович был не только выдающимся оратором-практиком. Он явился одним из первых крупных теоретиков ораторского искусства. В своих трудах он изложил целую систему своих взглядов на искусство проповеди, на ораторское искусство.

Он излагает свои взгляды и в трудах по пиитике, риторике, в трактатах по богословию и философии.

В 1720 г. Феофаном Прокоповичем была завершена работа над «Духовным регламентом». Регламент был положен в основу церковного устройства. Патриаршество низводилось, и церковь получила коллегиальное управление при главенствующей роли самого царя.

В продолжение своего ораторского, поприща от 1706 до 1736 г. - в три десятилетия - Феофан воздвиг бессмертный памятник русского витийства, русского языка, русского слога.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)