АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблематика и жанрово-стилевые особенности од А.Н. Радищева

Читайте также:
  1. I. Особенности организации когнитивного опыта
  2. II. Особенности организации метакогнитивного опыта
  3. II.1.2 Экспрессивный характер и особенности олицетворения
  4. III. Особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригад
  5. IV. Профсоюзы Франции: возникновение и особенности развития (XIX-начало XX вв.)
  6. V. Особенности режима рабочего времени работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями
  7. VIII. Особенности перевозок отдельных категорий граждан, багажа и грузобагажа
  8. А.Н. Радищева.
  9. Абсолютизм. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания. Ключевые архитекторы.
  10. Административная юстиция. Особенности судебного разбирательства. Обеспечение состязательности сторон в судебном рассмотрении.
  11. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.
  12. Акционерные общества и особенности их функционирования

(“Вольность”, “Осьмнадцатое столетие”).

Радищев - одна из тех фигур, о которых писать чрезвычайно сложно. При советской власти он почитался в качестве первого русского революционера, и поэтому его главная книга «Путешествие из Петербурга в Москву», создававшаяся с 1785 по 1789 год, вошла в школьную программу по литературе.

Автора, пишущего столь тяжелым слогом, немудрено возненавидеть, тем более что учебник предлагал свести содержание его произведения к двум-трем тощим идейным формулам. Многие неприязнь к прозе Радищева переносили на всю литературу XVIII века: казалось, что тогда «все так писали». Это неверно: так из серьезных литераторов не писал больше никто, Радищев доводил стилистические принципы своего времени до немыслимой крайности. Тем он и оригинален, да и по другим причинам заслуживает внимания как писатель.

Стихов Радищев писал немного, но поэтическим талантом, несомненно, обладал. Дух экспериментаторства в его поэзии проявился даже сильнее, чем в прозе. В одной из глав "Путешествия" он сожалеет о засилье ямбов в русской поэзии и советует вспомнить древний гекзаметр, осмеянный после неуспеха «Телемахиды» Тредиаковского. Ода «Вольность», правда, написана ямбами, но ямбами нарочито «шершавыми»; здесь, как и в прозе, Радищев полагал, что его мысль будет выражена ярче, сильнее. Не без гордости его герой-стихотворец замечает, что затрудненное произношение стиха «во свет рабства тьму претвори» соответствует трудности самого действия.

Ода А. Н. Радищева «Осьмнадцатое столетие» (1801), давно признанная одним из итоговых произведений русской литературы XVIII в., привлекала исследователей всегда. К настоящему времени хорошо изучены особенности стиховой формы произведения и его жанровое своеобразие (1); определена историко-философская концепция, развиваемая в стихотворении (хотя в оценке его пафоса единство мнений не достигнуто); включена ода и в контекст творческой эволюции Радищева-писателя (2) и современной ему литературной ситуации (3). Однако до сих пор не получил всестороннего освещения вопрос о специфике художественного мышления автора «Осьмнадцатого столетия» и об отражении ее в содержании и поэтике оды. Хотя новое качество поэзии А. Радищева сомнений у большинства исследователей не вызывает, определяется оно по-разному. Чаще всего речь идет о предромантических идейно-художественных интенциях поэта. Разделяя в целом данную точку зрения, мы хотели бы рассмотреть обозначенную выше проблему с позиций исторической поэтики и предложенного в ее рамках понятия «тип художественного сознания». Применительно к рубежу XVIII–XIX вв. отечественные ученые говорят о формировании исторического сознания (или историзма на ранней стадии его развития), идущего на смену нормативному («традиционному») мышлению эпохи Классицизма/Сентиментализма (4). Несмотря на то что проблема историзма русской литературы конца XVIII века до настоящего времени остается открытой (5), тезис об историзации национального общекультурного сознания в конце XVIII – начале XIX в. давно вошел в научный обиход на правах аксиомы, не требующей, к сожалению, доказательств. Что касается А.Н. Радищева, то об историзме его мышления писали многие исследователи, начиная с Г.А. Гуковского (6). Радищев, наряду с Н.М. Карамзиным, остается здесь наиболее презентативной фигурой, на что указывает, например, В.И. Федоров (7).

 

42. Жанр и композиция “Путешествия из Петербурга в Москву”


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)