АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средства психологического изображения в повестях Н.М. Карамзина

Читайте также:
  1. I. О памятниках креста и изображениях его, заимствованных из киевской старины
  2. I. Об изображениях креста в древнейших старописных книгах
  3. II. Об изображениях креста в старопечатных книгах
  4. II.3 Языковые средства французской рекламы
  5. III. О древнейших изображениях креста, заимствованных из «Собрания государственных грамот и договоров»
  6. X. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ИНОЕ ИМУЩЕСТВО КПРФ
  7. XIV. Средства Товарищества
  8. Авиационные управляемые средства поражения
  9. АВТОКОСМЕТИКА, СРЕДСТВА ДЛЯ УХОДА ЗА АВТОМОБИЛЕМ
  10. Активные изображения
  11. Активные изображения
  12. Анализ обеспеченности оборотными средствами

"Наталья, боярская дочь". Как отмечали многие исследователи творчества Карамзина, эта повесть явилась первым опытом художественного воспроизведения русского исторического прошлого [ Виноградов 1966; Войнова 1966; Герасимова 1969]. По мнению Резанова, "карамзинское течение" характеризуется "тенденцией обрабатывать взятый из той же русской старины сюжет гораздо менее затейливо, просто и с возможным для того времени соблюдением верности или хоть вероятности исторической" [ Горшков 1982: 76].

Как известно, исторический сюжет привлекал внимание Карамзина на протяжении всей его жизни, но подлинным историком писатель проявил себя в "Истории государства российского", в художественных же произведениях исторические события интересовали Карамзина прежде всего как фон, на котором наиболее отчетливо проявляется человек, его поступки, чувства. И в повести "Наталья, боярская дочь" центральное место занимает любовь героев, их внутренний мир, поэтому нас, в первую очередь, интересовало раскрытие писателем "сердечного мира" [ Грассгоф 1971] действующих лиц. Мы попытались понять, как удалось Карамзину в повести, написанной более двухсот лет назад, воссоздать картины зримые, осязаемые, объемные, изобразить зарождение чувства, его динамику – это именно то, что отличало Карамзина от романистов-предшественников, "изображавших динамику лишь внешнего характера" [ Федоров 1955: 119].

Для того, чтобы наилучшим образом представить тот мир, в котором происходят события повести, и понять человека, являющегося центром этого мира, мы выделили категории, в которых, на наш взгляд, полнее всего выразился эстетический идеал Карамзина:

1. Человек, его чувства, отношения между людьми.
2. Движение, динамика чувств и поступков.
3. Время.
4. Пространство.

В данной работе мы постараемся рассмотреть только первую из названных категорий.

Безусловно, основной акцент делается Карамзиным на изображении главных героев, Натальи и Алексея Любославского, из которых ведущая роль принадлежит дочери московского боярина, Наталье.

Выделяя слова, выражающие отношение между людьми, отношение человека к окружающему миру (группа 2), можно обозначить лексико-семантическую группу слов, которые имеют достаточно устойчивый характер и характерны для писателей-сентименталистов: сердце, душа, чувство, радость, печаль, восторги, тоска, слезы, смерть. Как правило, эти существительные входят в словосочетания, обязательным компонентом которых являются прилагательные или причастия, что позволяет писателю (при определенном постоянстве одних и тех же элементов) выразить состояние, чувства, свойственные только его героям. Так, душа прелестная, чувствительная, родная; сердце нежное, любовию кипящее, а также "два сердца, друг для друга созданные" и др.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)