|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные идеи эволюционизма1. Как естественные, так и общественные явления подвержены постоянным и регулярным изменениям 2. В ходе этих изменений общество отходит от первоначального примитивного состояния или от стадии зарождения и приобретает более сложный и дифференцированный (разделенный по каким-либо свойствам) характер. По содержанию эволюция означает рост рационального начала в обществе, то есть его разумности, усложнение, упорядочиванием, а соответственно устранением хаоса предрассудков и слепой веры. 3. Стадии эволюции можно выстроить в шкалу от дикости и варварства до высшей ступени цивилизации. Эту высшую ступень воплощает в себе новейший запад. 4. В ходе эволюции постоянно совершенствуются все стороны жизни общества. В том числе искусство, мораль, верования, культы, хотя это может происходить разными темпами и один вид искусства может отставать от другого. 5. Те или иные элементы более раннего состояния могут до поры до времени сохраняться в качестве пережитков 6. Источниками эволюции являются различные безличные силы, которые сами по себе не меняются и действуют постоянно – · это принцип естественного отбора, который не регулируется ничем (выживание наиболее приспособленных), · классовая борьба и её вечное преодоление, · столкновение противоречий, · процесс накопления знаний 7. основное направление эволюции общества и его народов на ранних этапах – это адаптация к внешним условиям, а позднее овладение этими условиями и их подчинение, таким образом переход на более высокий уровень существования. В период нарастания эволюционного подхода как влиятельного научного направления, начинает возникать его резкая критика. Религиозные мыслители осуждали его за содержащиеся в нем отказ от конечной цели и смысла не только в природе, но и в обществе. Кроме того критики указывают на то, что не все явления в обществе и культуре претерпевают эволюцию. Это создание и существование вечных ценностей, и что характерно, что в какой-либо период переустройства они остаются неизменными. В силу тех причин, приведенных ранее для поздней социологии характерно отторжение понятия эволюции. Все они связаны с ценностным отношением к тому или иному явлению или процессу. Особенно это можно отнести к концепции прогресса как целостного развития, осуществляющегося в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Эта концепция питается постоянно просветительскими воззрениями, в которых продвижение рассматривалось как подтверждение или предпосылка общего развития. В 19 веке обращение общественной мысли к реальности показало всю противоречивость социальной и культурной динамики. Одним из наиболее влиятельных выражений такой противоречивости стало распространение социалистических концепций. С одной стороны подвергались суровой критике противоречия и неравномерность развития различных сфер общественной жизни, а с другой – обосновывалась возможность ускорения общественного развития и гарантированного прогресса, но эти концепции приводили к утопизации общественной мысли. На протяжении 19-20 веков продолжалось противостояние эволюционистских или прогрессивных концепций-подходов. Второй подход породил теорию цивилизаций, в рамках которого были созданы труды Данилевского, Шпенглера, Тойнби. Критика не опровергла существенных постулатов эволюционизма(основные идеи). На более позднем этапе сторонники эволюционизма, отрекаясь от понимания развития формулируют положение о необходимости рассмотрения различных факторов. 2. Структурно-функциональный метод. Синтез 2 подходов, структурный метод ориентирован на исследовании структуры культурной системы взаимосвязи между элементами системы, то есть между наукой и религией. Функциональный метод нацелен на исследование функций данной принадлежности этноса. По мнению многих исследователей каждая культура должна рассматриваться не в соотношении с другими, а как внутренне самодостаточная и целостная система, состоящая из набора элементов, связанных между собой функциональными отношениями. При функциональном подходе основное внимание уделяется способам удовлетворения потребностей и интересов людей при этом каждый элемент выполняет особую функцию. Структурно-функциональный метод формируется в начале 20 века в ходе расширяющегося взаимодействия западных обществ с культурами различных стран и народов. Сторонники структурно-функционального подхода отказались от принципов историзма и эволюционизма в объяснении общественных явлений. Они рассматривали культуру как подсистему целостной социально-культурной структуры, каждый элемент которой выполняет служебную роль в общей системе регуляций. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |