АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Славяне и летописная предыстория Руси

Читайте также:
  1. IX. ВИЗАНТИЯ И ЮЖНЫЕ СЛАВЯНЕ В XII—-XV вв.
  2. Борьба Запада против Турции и Руси.
  3. В-2. Восточные славяне:
  4. Влияние внедрения христианства и развитие культуры Киевской Руси.
  5. Влияние христианства на развитие образований и педагогической мысли Древней Руси.
  6. Восточные славяне
  7. Восточные славяне в дофеодальный период: проблема этногенеза, мат. культура, общ. быт и вер.
  8. Восточные славяне в древности
  9. Восточные славяне на пути к государственности
  10. Г) Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства
  11. Германцы и славяне
  12. Зарождение и развитие философской мысли на Беларуси. С .Будный.

Известный историк Седов отмечает что сами славяне никогда не называли себя венетами. Так их называли латинские авторы, германцы и прибалтийские финны. Вместе с тем трудно говорить о месте в этнической истории славян, однако, существенны константы общеславянской культуры было представление о Дунае как границе не только между славней и Византией, но и между своим и чужим миром. Эта граница была зафиксирована первыми известиями о славянах. Существенно, что с точки зрения греков и франков собственно славяне – склавины, склавы обретаются именно на Дунае. Этому внешнему взгляду соответствовал взгляд изнутри из исторической и географической глубины славянского мира. В начальной Русской летописи («Повесть временных лет») сказано о начале славянской истории, в которой сказано о том, что на Дунае издревле селились славяне. Сами славяне сели на этой границе накануне начала своей истории. Дунай был для славянства и Руси не только границей, но и центром, местом начала и завершения самых существенных событий. Возникает вопрос: Откуда пришли славяне?

Две основные современные концепции доистории славянства:

1. славянская общность зародилась прямо на Дунае в эпицентре формирования индоевропейский языков в бронзовом веке. В процессе миграции носителей индоевропейских языков праславяне переселились к северу от Дуная, а в эпоху великого переселения народов возвратились на Дунайскую прародину, о которой славяне сохраняли память на протяжении всей своей истории.

2. Праславянский язык и праславяне выделились из балто-славянского мира относительно поздно в железном веке и окончательным этапом разделения Балтов и праславян был выход последних на Дунай.

Сторонники той и другой концепции стремятся при отсутствии исторических данных о славянах до 6 века нашей эры опереться на данные археологии. Риск заключается в том, что лингвисты и археологи ищут совпадение, которое при желании не трудно отыскать, так как для центрально и восточноевропейских археологический памятников позднего бронзового и раннего железного века характерна определенная общность культурных черт. Эти памятники объединяются общим названием «Культуры полей погребения». Это при том, что с начала нашей эры на традиции этих культур некое влияние оказывало и Римская цивилизация. Так или иначе в конгломерате культур предшествующих появлению славян на Дунае не удается определенно выявить ни праславянской, ни балтской культурной общности. Многие исследователи особое значение придают противостоянию славян и Византийских традиций у праславян на Дунае. Археологические исследования демонстрируют культурно-историческую общность группы памятников, связанных общими хозяйственными признаками, но и культурными, прежде всего к погребальным обрядам, поэтому эти связи можно признать этническими.

Первое достоверное славянско-праславянская культура – это культура Прага-Корчак. Эта культура объединяет те регионы славянского мира, которые с распадом праславянской общности стали самостоятельными славянскими этнолингвистическими группами: Южных Славян, Западных Славян и Славян Восточных. Памятники Пражской культуры достигают Балкан и Среднего Поднепровья будущей Русской земли.

Вопрос начальной летописи Славян:

«Откуда есть пошла Русская земля?»

Точка зрения носителей древней славянской культуры. Эту точку зрения мы находим в начальной летописи, не смотря на то, что этот труд создан несколькими составителями, но та цель, которая была поставлена ими объединила летопись в некую композицию и придала целостность. И эта летопись была основой русского самосознания во всяком случае на протяжении средневековья. Из дошедших до нас приданий само имя «Русь» имеет варяжское (скандинавское) происхождение и «изначальная» Русь была призван вместе с варяжскими князьями в Новгород, но язык, на котором составлялась летопись, и на котором говорили в тот момент люди был славянским, и на который перевели священные книги. Первые славянские учителя – Кирилл и Мефодий. Таким образом в этой летописи Русь была причислена по языку к славянской общности народов, населяющих Европу от Дуная до Варяжского моря и Новгородчины, но историческим центром славянской общности для летописца оставался Дунай, так как там учили Кирилл и Мефодий. И там, в Иллирии (от Иерусалима до города Иллирика согласно христианской традиции учил ещё апостол Павел, он является основным учителем русского языка).

Главным источником для построения картины мира оставалась библия с её приданием о расселении потомков сыновей Ноя. Ситуация с Русью была сложнее. Русь обитала в той сати «полуночных стран» (северо-восточные, чуждые страны), которая была описана самим русским летописцем, поэтому летописец помещает её среди прочих неславянских народов Восточной Европы. Не случайно Русь оказывается рядом с чудью, так назывались в Древнерусской традиции все неславянские, чужие народы. К ним относились народы Северо-Восточной Европы. И согласно летописи Русь имеет варяжское происхождение.

В этой же летописи вместе с варягами летописец Русь упоминает ещё раз:

· Варязи

· Свей

· Урмане

· Готе

· Русь

· Англяне

· Галичане

· Волхъва

· Римляне

· Немци

· Корлязи

· Вендици

· Фрягове

И прочие. Это все западноевропейские народы, которые известны летописцу, работавшему над летописью. Это обощенное название всех скандинавских племен. К ним относятся Варязи, Свей, Урмане, Готе, Русь

К ним не относятся Англяне, однако при признании летописец включает англов в число варягов.

Обычно видят Галов, уэльсцев или испанских Галесийцев. Эти народы так же упоминаются в Иосипоне (еврейская повесть врем лет). Так или иначе галичане или название оказывается пограничным между 2 группами современных летописцу народов, потеснивших Галлов. Области: Галиция в Центральной Европе Галисия в Испании, эти области показывают расселение галлов и кельдов, а так же праславян: словенцев, словак на Дунае, словене Новгородские, на крайнем севере области древнего расселения славян.

Волохи поработили славян, осевших над Дунаем, но были изгнаны Уграми (венграми)
В изложении летописцев насилие Волохов и привело к расселению славян на Вислу и Днепр и далее вплоть до Ильменя. Там словене и прозвались и прозвались своим именем, В отличие от ляхов, днепровских полян, древлян и прочих. Таким образом, выясняем, что в перечне упоминания народов в летописи мы можем найти структуру.

Возникновение Руси.

Сторонники славянского происхождения имени Русь используют слова о том, что поляне ныне, то есть во времена летописца в начале 12 века зовутся Русью в качестве «рефрена» для построения гипотезы о древних полянах Руси. Летописец включает Русь в круг славянских народов, которые приняли славянскую письменность. Он делает обобщения потому, что для летописца его главным взысканием является языковое единство, а не конкретная племенная принадлежность. В своей летописи летописец пользовался переводом дошедшего до него раннего средневекового сочинения, в котором упоминаются славяне и Русь.

В 50-х годах 20 века, исследователь, этнограф, историк, культуролог Мещерский обратил внимание на чужеземный источник легенды об Александре Македонском в Ипатиевском списке повести временных лет и таким источником был еврейский хронограф середины 10 века, книга «Иосиппон», составленная в Южной Италии, в её основу положен созданный в 4 веке латинский перевод Иудейских древностей. Это произведение в средневековом мире было очень популярно (Иосиппон). В 11 веке сделан арабский перевод этой книги. Так же есть мнение, что легеда об истории Александра Македонском существует не только в иппатиевском списке повести временных лет, но в ранней редакции эта история отсутствует, поэтому источником является не сам «Иосиппон», а литовская летопись 15 века. Исследователи предполагают влияние еврейской средневековой литературы, её переводов на древнерусскую письменность.

1978-1980 годах вышло критическое издание книги «Иосиппон». Это издание подготовил Флюссер. Издатель отмечает размещение Руси среди германцев и тоже связывает это размещение со скандинавским происхождением имени Русь. Вместе с тем нельзя абстрагироваться от привязки Руси к северным германцам в «Иосиппоне», тем более, что к саксам там добавлены англы и это заставляет вновь вернуться к контексту повести временных лет, где Русь оказывается рядом с англами.

 

Вопросы на семинар:

1. Расскажите о существующих концепциях истории возникновения славян (географический, лингвистический аспекты).

2. Расскажите об источниках начального русского летописания.

3. Славяне и их история в «повести временных лет».

4. Славяне и Русь в «Иосиппоне».

 

Контрольная точка!!!

Структурный функционализм и интеракционизм!

 

 

«Три центра древней Руси»


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)