|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МЕТОДИКЕ ЛЮШЕРАВ последнее время тест М. Люшера с использованием цветового ряда приобрел широкую популярность как инструмент для выявления эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния. Тест Люшера применяется при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при осуществлении психологической диагностики в педагогических и медицинских учреждениях. Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. Основные преимущества этой методики: • быстрота тестирования; • простота поставленной перед испытуемым задачи; • полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой; • возможность многократного повторного тестирования того же испытуемого; • результат теста не зависит от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний. Следует отметить, однако, что ни Люшером, ни авторами последующих руководств по использованию цветового теста не были корректно проведены процедуры валидизации и проверки надежности его работы. Поэтому не рекомендуется основываться в своем суждении об испытуемом только на интерпретации проведенного цветового теста, особенно если имеются расхождения его результатов с результатами других психодиагностических методик. Использование этого теста в батарее методик повышает надежность полученных результатов. Полный тест Люшера состоит из трех субтестов. В первом из них испытуемый определяет свое отношение к оттенкам серого цвета, во втором — к четырем основным и четырем дополнительным цветам и в третьем — к четырем основным, а также их оттенкам. В психодиагностической практике чаще всего используется второй субтест, в котором оптимальным образом сочетаются простота и быстрота процедуры тестирования и степень информативности получаемых результатов. В связи с этим именно второй субтест методики Люшера и представлен в настоящем «Руководстве». Люшер предлагал различать две точки зрения на цвет: первая — объективное значение цвета (под которым он понимал физические характеристики цвета и его символическое значение, общее для всех людей, независимо от пола, возраста, социального статуса и индивидуальных предпочтений) и вторая — субъективное отношение конкретного испытуемого к этому цвету. Цвет и его объективное значение называются структурой. Субъективное отношение к цвету (например, симпатия, безразличие, антипатия) называется функцией. Структура как объективное значение цвета, подобно внешнему виду цвета, является для каждого человека постоянной. Происхождение структуры цвета Люшер объяснял следующим образом. Человек всегда жил в окружении цвета, однако в течение нескольких тысячелетий своей истории он не был способен контролировать окружающие его цвета. Цвет для человека был внешним фактором, на который следовало реагировать определенным образом. Темно-синий цвет ночного неба сигнализировал о наступлении ночи — времени отдыха, покоя и безопасности. Ярко-желтый цвет восходящего солнца — время пробуждения — интерес к новому дню, надежда. Красный цвет крови — необходимость мобилизовать силы для нападения или защиты... Формировались ассоциации между цветами как элементами определенных жизненных ситуаций и психофизиологическими состояниями, которые порождались этими ситуациями. Существование таких ассоциаций определило восприятие цвета как сигнала нервной системе о необходимости определенной психофизиологической перестройки, подготавливающей организм к столкновению с этой ситуацией. Проведенные психофизиологами эксперименты подтвердили, что ряд физиологических показателей состояния испытуемого закономерным образом изменяется в зависимости от того, на какой цвет он смотрит. Функция, т. е. субъективное отношение к какому-либо цвету, у каждого человека индивидуальна. Один находит цвет симпатичным, другому он безразличен, третий отклоняет его как скучный, а четвертый считает его просто безобразным. Функция цвета формируется при жизни человека и сильно зависит от того, с чем связывается данный цвет. Так один и тот же цвет может высоко оцениваться как цвет машины и плохо — как цвет кожи и пр. Люшер предположил, что если испытуемому предлагают оценивать цвет как таковой, не ассоциируя его с какими-либо вещами, то он будет ориентироваться на объективную структуру цвета, и если сигнальное значение определенного цвета совпадет с возможностями и ведущей установкой его организма, то именно этот цвет будет оценен как наиболее приятный. На этих двух предположениях и основан тест цветовых предпочтений. Цветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов. Каждый цвет имеет свой порядковый номер. Примечание: В качестве стимульного материала должны использоваться только цвета, предложенные Люшером. Следует иметь в виду, что названия «синий», «серый» и пр. весьма условны, но интерпретация цветовых предпочтений осмысленна только при использовании оригинальных стимулов. Нельзя использовать карточки, изготовленные в домашних условиях. В нашей стране стандартом принято считать стимульный материал, изготовленный фирмой «Иматон». Продукция МП «Центр прикладной психологии» полностью соответствует этому стандарту. 2. ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА И ИХ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ №1 — синий цвет. Символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность. №2 — зеленый цвет. Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение. №3 — красный цвет. Символизирует силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность. №4 — желтый цвет. Символизирует активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие. Так как четыре основных цвета символизируют основные психологические потребности (потребность в удовлетворенности и привязанности, потребность в самоутверждении, потребность действовать и добиваться успеха и потребность смотреть вперед и надеяться), они имеют особое значение. И если тест выполняет здоровый, уравновешенный человек, который свободен от конфликтов и подавленности, то 4 основных цвета должны занимать первые пять позиций. 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА И ИХ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ № 5 — фиолетовый; № 6 — коричневый; № 7 — черный; № 0 — серый Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение. Строго говоря, черный и серый вообще нельзя назвать цветами: черный — это отрицание цвета, а серый совершенно нейтрален и бесцветен. Фиолетовый — это сочетание синего и красного, а коричневый — сочетание оранжево-красного и черного, что дает в результате темноватый и довольно безжизненный цвет. Ни коричневый, ни фиолетовый цвета не являются психологическими первоэлементами, и они были включены в тест после большого числа проб и ошибок. Эти цвета в норме должны стоять в индифферентной зоне или отвергаться. Но на практике часто выделяются и перемещаются к началу ряда за счет одного или нескольких основных цветов. Еще одна причина, по которой дополнительные цвета были включены в тест,— увеличение общей полезности теста. При добавлении дополнительных цветов расширяется сфера действия основных цветов. Это позволяет точнее определить значение, которое придается помещению цвета в ту или иную позицию ряда. 4. ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ Перемешайте цветные карточки и разложите окрашенной поверхностью вверх примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. После этого дайте испытуемому следующую инструкцию: «Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится. При этом ориентируйтесь на цвет как таковой, постарайтесь не связывать его с какими-либо вещами— цветом машины, одежды, которая Вам к лицу, косметики и прочим...» После того, как будет выбрана нужная карточка, она убирается в сторону и кладется окрашенной стороной вниз. Далее вы просите испытуемого выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся семи. Выбранную карточку надо положить цветной стороной вниз справа от первой, и так далее. Затем перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через две-три минуты опять перемешайте карточки и повторите процедуру обследования. При этом надо объяснить испытуемому, что исследование не направлено на изучение памяти и он должен выбирать цвета так, как будто он их видит первый раз. Следует отметить, что не обязательно проводить второе тестирование. Можно интерпретировать данные и на основании однократного выбора, однако надежность интерпретации будет несколько ниже. При обследовании могут возникнуть различные затруднения. Например, испытуемый не может предпочесть одну из оставшихся двух или трех карточек. В этом случае ему нужно помочь. Попросите его выбрать наиболее неприятный цвет и положите его на последнее место. Бывают также ситуации, когда испытуемый не может выбрать приятные цвета, объясняя это тем, что все цвета ему неприятны. В этом случае процедуру обследования можно начать с конца, т. е. с выбора самого несимпатичного цвета. Результаты в этом случае записываются справа налево. 5. ОСНОВНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Цветовые карточки по возможности следует показывать при дневном свете, но не при ярком свете солнца. Также необходимо соблюдать следующие четыре правила: 1. Обследуемый должен придерживаться только данных, опробованных в течение многих лет цветовых оттенков и не имеет права представлять себе, например, более светлый, более «красивый» цвет. 2. Каждый цвет должен выбираться отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как красивую цветовую композицию. 3. Испытуемый должен решать совершенно свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен. При этом его не следует торопить с ответом или помогать ему наводящими вопросами. 4. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят для одежды, гардин и т. д. 6. ОГОВОРКИ Необходимо знать, что начиная со школьного возраста каждый человек может сказать, что один цвет ему более симпатичен, чем другой. Исключение составляют люди (они встречаются довольно редко), которые страдают абсолютным расстройством цветоощущения, и неспособные к контактам душевнобольные. Несмотря на это, иногда приходится сталкиваться со следующими оговорками: «Все цвета мне одинаково симпатичны (или одинаково несимпатичны)»; «Необходимо знать, для какой цели следует выбрать цвет: для цветка я бы предпочел один цвет, для автомобиля другой»; «Все зависит от настроения, с которым выбирают»; «Цвета предпочитают или отвергают только потому, что они напоминают о чем-то определенном (например: черный — траур)»; «Для каждого человека цвет имеет разное значение» и т.д. Такие оговорки встречаются обычно у тревожных испытуемых, полагающих, что есть некоторое «правильное» решение предложенного задания, которое они боятся не найти. Еще одна категория испытуемых, использующая подобные оговорки — люди с замедленной реакцией на новые, нетипичные задания. В этом случае оговорки помогают испытуемому «потянуть время» и освоиться с заданием. Если принятие решения у испытуемого связано с подобными трудностями, то лучше спросить: «Однако Вы наверняка можете сказать, какой цвет Вам нравится меньше всего». Если решение в конце концов принято, то дальше дело пойдет без затруднений. Следует также подчеркнуть, что важен индивидуальный выбор, личное мнение и не существует «правильного решения». Лиц, склонных к колебаниям в принятии решения, можно подтолкнуть к выбору вопросом: «Для Вас все цвета одинаково хороши?» 7. ОБРАБОТКА ДАННЫХ Если вы провели два тестирования с одним испытуемым, то принято считать, что первый выбор характеризует желаемое состояние, а второй - действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования. Однако для получения более полной информации лучше сравнить два выбора и при группировке ориентироваться на устойчивые пары. В результате тестирования выделяем следующие позиции: оба самых симпатичных цвета получают знак "+" (плюс), вторая пара - приятные цвета - имеет знак "х" (умножение), третья пара - безразличные цвета - обозначается знаком "=" (равно) и четвертая пара - несимпатичные цвета - получает знак - "-" (минус). Пример. У Вас имеется такой выбор: 3 1 5 4 0 6 2 7 + + х х = = - - Надо смотреть в таблице следующие значения. Для +3+1 раскрывают реестровую таблицу на значениях +3 и читают значения для сочетания +3+1. Затем для значения х5х4 раскрывают таблицу значений на х5 и считывают значение для х5х4 и т. д. Таким образом обрабатываются данные при однократном выборе или при совпадении значений обоих выборов. Бывают ситуации, когда два выбора незначительно отличаются друг от друга, т. е. определенные цифры остаются рядом, даже если их места поменялись. Эти пары цифр обводятся кружком и считаются группой. 1 выбор 3 (1 5) (4 0) (6) (2 7) 2 выбор 3 (5 1) (4 0) (6) (7 2) + x x = = = - - Правила для определения знаков Для определения знаков существует следующее правило:первая группа или отдельная цифра имеет знак +; вторая группа или отдельная цифра имеет знак х; вся середина имеет знак =; последняя группа или отдельная цифра имеет знак -. Иногда результаты выбора во втором тестировании настолько отличаются от первого, что даже выделение групп оказывается невозможным. В таких случаях рекомендуется использовать для интерпретации результаты второго теста, выбор цветов в котором считается более непосредственным и непринужденным. Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или в конец ряда при сравнении результатов первого и второго тестов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к потребности, символизируемой этим цветом. Понятие аутогенной нормы Понятие аутогенной нормы цветовых предпочтений опирается на исследование Вальнеффера. Он обследовал с помощью цветового теста Люшера пациентов при поступлении на психотерапевтический курс и по окончании лечения. Выяснилось, что при поступлении на лечение цветовые предпочтения пациентов исключительно разнообразны, но в случае успешной терапии к моменту окончания лечения выборы оказываются значительно более единообразными и приближаются к цветовой последовательности 3 4 2 5 1 6 0 7. Эта последовательность была принята Люшером в качестве нормы цветовых предпочтений и является эталоном нервно-психического благополучия. Показатели тревоги и компенсации Итак, считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные- на последних. Если они расположены иначе, это служит указанием на наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия, являющихся источником тревоги. Часто источник этой тревоги вытесняется из сознания настолько, что человек ощущает лишь смутное беспокойство, не догадываясь о его причинах. Но независимо от степени его осознанности наличие постоянного источника стресса вызывает поведение компенсирующего типа. Поскольку по своей природе такая деятельность является "замещающей", она редко приводит к подлинной удовлетворенности, истощая ресурсы организма. Отсюда следуют следующие выводы: 1. Если хотя бы один из основных цветов стоит на последних трех местах, то он и последующие цвета говорят о состоянии тревоги. Способ компенсации тревоги определяется характеристикой цвета, стоящего на первой позиции. 2. Если при наличии тревоги на первом месте находится один из основных цветов,.то компенсация считается более успешной, чем в случае с дополнительным цветом, который указывает на неадекватность, безуспешность компенсаторного поведения. 3. Присутствие серого, коричневого или черного в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни. Если один из этих цветов стоит на втором или третьем месте, то он сам и все цвета левее его рассматриваются как компенсации. 4. Если серый, коричневый или черный занимают одну из трех первых позиций и в то же время ни в одной из последних трех позиций нет основных цветов, то какой бы цвет ни занимал последнюю позицию, его следует рассматривать как указатель на источник тревоги. Для оценки интенсивности состояний тревоги и компенсаторных тенденций предлагаются следующие обозначения: ! - если основной цвет стоит на шестом месте (дополнительный на 3 месте); !! - если основной цвет стоит на 7 месте (дополнительный на 2 месте); !!!- если основной цвет стоит на 8 месте (дополнительный на 1 месте). Если имеется такой выбор: 3 1 5 4 0 6 2 7, то 2 (зеленый цвет) обозначается -!!. Все имеющиеся восклицательные знаки (наличие компенсаций и тревог) складываются. Сумма условных баллов (!) может находиться в диапазоне от 1 до 12. Считается, что, чем больше "с!", тем прогноз неблагоприятнее. При наличии хотя бы одного "!" надо дополнительно определять группу цветов "+-". Это первый и последний цвета ряда, а также (в нашем случае) +3-2; +1-2. Группы "+-" отражают центральные внутренние конфликты личности испытуемого. Значение позиций В восьми позициях ранговой последовательности различают следующее отношение: 1-е место: самый симпатичный цвет получает знак "устремления" "+". Оно показывает средства, в которых нуждается испытуемый и к которым он прибегает, чтобы достичь цели (например, при синем цвете: необходимое средство "покой"). 2-е место: оно также имеет знак "устремления" "+" и показывает, что является целью (например, при синем цвете: цель, к которой стремятся,- "покой").
3,4-е место: оба имеют знак "симпатии" "х" как условное обозначение собственного состояния. Собственное состояние - это самочувствие человека, его мнение о своем здоровье, его расположение (например, при синем цвете испытуемый находится в спокойном состоянии). 5,6-е место: оно имеет знак "индифферентности" "=". Индифферентность показывает, что этот цвет и свойство не подтверждаются и не отвергаются, они безразличны. Для испытуемого этот цвет и свойство временно утрачены, упразднены, они как бы "парят в воздухе". Индифферентный цвет - это неактуальное, воспринимаемое в данный момент как безразличное, нереализуемое свойство, которое, однако, при необходимости может быть актуализировано. Например, если синий цвет занимает место со знаком индифферентности, то покой в настоящее время неактуален, но внезапно может наступить беспокойная раздражительность. 7,8-е место: оба цвета имеют знак "-" как показатель "неприятия". Цвета, которые испытуемый отклоняет как несимпатичные, выражают ту потребность, которая ввиду целесообразности тормозится, т. к. самопроизвольное удовлетворение этой потребности имеет отрицательные последствия. Например, если синий цвет стоит на восьмом месте, то потребность в "покое" существует, но не может быть удовлетворена в сложившейся ситуации, так как испытуемый полагает, что успокоиться - значит усугубить неблагоприятное положение вещей. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |