|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Абрамовы — Рубцовы — Кудрявцевы — Смирновы
Как уже говорилось во второй главе, история поведских семей насчитывает около пятисот лет. Самый ранний источник свидетельствует о поведчанах с 1626 года, которые были записаны в Писцовой книге. К сожалению, не удалось протянуть цепочку, связующую те далёкие годы с настоящим временем. Самым протяжённым и оттого наиболее ценным результатом генеалогического исследования в рамках села Поведь стало составление родословной Абрамовых – Рубцовых – Кудрявцевых – Смирновых. Знаменательно, что продолжают жить на земле своих прапрапредков двоюродные братья Александр Петрович Абрамов (№330) и Владимир Алексеевич Абрамов (№303). Начиная с середины 17 века, данная семья прирастала в Поведи различными родственными ветвями. Учитывая четыре века столь долгого взаимодействия, накопилось множество разнообразных семейных зигзагов, после чего наличие пяти фамилий к началу 20 века уже не удивляет. Автору удалось распутать замысловатые клубки их человеческих отношений и формализовать в виде доступной и понятной схемы. Фамилия Абрамовых впервые указывается в 1916 году у Александры Александровны (№232) 1897 г.р. Фамилия Рубцовых упоминается в первый раз у Сергея Ивановича (№288), 1866 г.р.-уп.1895; в 1895 году. Кудрявцевы зафиксированы в 1904 году, когда Иван Егорович (№270), 1854 г.р., попал в «Донесение начальника Тверского жандармского управления». Фамилия Смирновых записана в 1907 году у Ивана Сергеевича (№262) при рождении сына Петра. Первый поведчанин из данной семьи упомянут в Переписной книге Новоторжского уезда от 1678 года, где идёт речь о «Климке» Ивановиче (№2) – церковном бобыле. В предыдущих известных документах от 1626 и 1646 годов о нём или его отце не говорится ни слова. Абсолютно достоверно можно сказать, что данный человек является подтверждённым прародителем Абрамовых – Рубцовых – Кудрявцевых – Смирновых в Поведи. Будучи церковным бобылём, тот далёкий предок вместе с другими поведчанами был беден и потому освобождён по тогдашним законам от части налогов. Он был приписан к Покровской церкви и не имел права самовольно выбирать себе иное место жительства. Климка не относился к крепостным или причту, но принадлежал Церкви по прописке (в современном смысле), что ограничивало его свободное передвижение, но не обременяло помещиком или иным владельцем. Общественная жизнь определялась общиной, но каждый работал на своей личной земле. Такая она была поведская свобода. На руководящих должностях в данной семье первым отметился «Кандратий» Климентьевич (№3), 1663 г.р., который в 1720 году значился старостой в погосте Поведь, управляя местной общиной. В начале 19 века церковным старостой был один из Гаврил Трофимовичей (№23), 1759 г.р. Он и скончался в этой должности в 1821 году («умре волею Божию»), исполняя роль посредника между причтом и общиной погоста Поведь. В 1777 году сельским старостой выбирался «Яфим» Евстигнеевич (№52), 1747 г.р. В 1903-04 волостным старшиной являлся Иван Егорович Кудрявцев(№270), 1854 г.р. Волостной старшина избирался волостным сходом, на срок не более трех лет. Среди разных его общественных дел выделим следующие: задерживать бродяг и беглых; распоряжаться в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, повальные болезни); наблюдать за исправным содержанием дорог, мостов и гатей; наблюдать за исправным отправлением общинами всех повинностей. Волостной старшина руководил волостным правлением, состоявшим из всех сельских старост. В Торжокском краеведческом музее (ВИЭМ) сохранилась любопытнейшая фотокопия«Донесения начальника Тверского жандармского управления от 03.01.1904 №27 о донесении сельского старосты села Поведь Новоторжского уезда о распространении волостным старшиной Иваном Егоровичем Кудрявцевым (№270) запрещённой литературы». Политические страсти начала 20 века не обошли стороной и новоторжскую глубинку. В предыдущих главах говорилось о широком переселении поведчан в начале 19 века. Сия участь не миновала и детей Фоки Самуиловича (№35), 1737 г.р., которые дружно «выбыли» в неизвестном направлении в 1811 году. Сам Фока скончался в 1795 году. Аггей Фирсович (№49),1747 г.р., был «переселён в 1803 году в Вышневолоцкий уезд». Отходничество было распространено повсеместно в России в 19 веке. Крестьяне в большинстве уезжали в города на заработки. Подтверждение этому находим в «Подворном списке домохозяев». В 1852 году Лазарь Евстигнеевич (№120), 1817 г.р., три месяца промышлял бурлаком с доходом в 50 рублей. О нём можно ещё сказать, что он имел 12 детей, возглавляя список самых плодовитых поведчан. В том же 1852 году Абрам («Авраамий») Артемьевич (№127),1828 г.р., также работал бурлаком, получив за 4,5 месяца 70 рублей выручки. Ещё упоминается бурлаком Иван Федотович (№129), 1810 г.р. «Особняком стоит» Егор Гаврилович (№185), 1823 г.р., по шесть месяцев трудившийся каменотёсом с оплатой до 210 рублей. Очень внушительные деньги для того времени! Каменотёсы в Петербурге с таким заработком обычно являлись руководителями артелей, объединявшими других крестьян в городе. Обычно это были землячества. Можно предположить, что Егор руководил группой крестьян из Поведской волости. По данным 1884 года каменотёсов из Поведской волости числилось 609 человек! Сумму в 210 рублей для середины 19 века можно оценить по расходам артельщиков на питание в день: 25-30 копеек на человека в день. Служба в армии всегда на Руси являлась самым опасным спутником для мужчин. Сколько было войн и пролитой крови простых крестьян на полях сражений! Рекрутство дамокловым мечом угрожало в деревнях молодым парням за их неуживчивость или независимость в общине. И поныне, всеобщая воинская обязанность тяготит своей несвободой и опасностью службы в наше неспокойное время. Для рекрута в 18-19 веках русская армия означала роковую перемену в жизни, когда человек вырывался из-под сохи на 25 лет. Со временем этот срок сократился, но обычно приносил немало горестей. Среди данной семьи находим немало солдат. С 1844 года записан в рекруты Павел-1 Гаврилович (№198), 1823 г.р. В итоге он дослужился до звания унтер-офицера (аналог современного сержанта) и бывал в Поведи во «временном отпуске». Данная запись означала, что Павел после основного срока службы не увольнялся окончательно, а находился в «долгосрочном отпуске», что согласуется с записью в Метрической книге от1860 года о нём: «Проживал по билету». Иван Иванович (№218), 1843 г.р., известен как «отставной солдат», находясь в своеобразном «отпуске». Никанор Сергеевич (№275), 1860 г.р., упоминается как ефрейтор 89 пехотного Беломорского полка. В 1865 году Беломорскому полку было пожаловано Георгиевское знамя, с надписями под орлом: «1733—1833 гг.» и «За взятие приступом Варшавы 25 и 26 августа 1831 г.», при особом Высочайшем рескрипте, устанавливавшем связь 1-го батальона Беломорского полка с морскими полками, учрежденными императрицей Анной Иоанновной в 1733 г. Проще выражаясь, Никанор служил морским пехотинцем, отношение к которым во все времена было более чем уважительным за их силу и выносливость. Как ни странно, но были среди поведчан и вольнонаёмные рекруты. Пётр Федотович (№129) 1825 г.р., в 1849 упоминается рекрутом по «найму». Еремей Федотович (№132), 1816 г.р., в 1834 году также записан как рекрут «наймом». Особую роль в жизни деревни выполняли кузнецы. Их мастерство являлось не просто полезным в жизни крестьян, но и воспринималось как особый дар и мастерство, граничащие с магией. Среди тысячи поведчан, упоминаемых в данной книге, только об одном сохранилась память как кузнечном мастере. Кузнец Василий Николаевич (№222), 1819 г.р., женился на Елизавете Пахомовне (№221), 1827 г.р. и с 1845 года переехал в Поведь. Василий примечателен ещё тем, что был «причислен к вольноотпущенным по Указу Палаты государственных имуществ». До женитьбы он состоял дворовым в местном сельце Глухово. Василий подрабатывал «работником на дорогах», получив на руки 105 рублей в 1852 году. Что конкретно выполнял кузнец на этом промысле неизвестно. Доход служил неплохим подспорьем для бюджета его семьи. Советское время принесло с собой новые реформы, насаждаемые свыше. Крестьяне никогда не отличались наличием широких прав. Напротив, простого русского мужичка непременно надо было обложить множеством налогов и обязанностей. В 30-е годы началась волна коллективизации и раскулачивания, чтобы создать единый иллюзорный и подконтрольный класс бедняков на селе. Колхозы тогда росли как грибы после дождя, повинуясь жёсткой административной воле. Алексей Александрович (№233), 1901 г.р., стал одним из первых председателей колхоза. В 1932 году он возглавил общину новой формации под названием «Красный курган». Так языческие символы послужили делу революции. Алексей со своей женой Евдокией (№234) причислялся по данным Загса к «середнякам» в 1933 году. Дети Василия Ивановича Кудрявцева (№312), 1890 г.р., Георгий и Евгений погибли в 1941 году на страшной войне, о чём свидетельствует «Книга Памяти Тверской области». Виталий Алексеевич Абрамов (№303), 1925-2003 в личной беседе много рассказывал мне о былом времени. Рассказывал как «гремела раньше Поведь». Вспоминал о весёлом разговении на Пасху. На Красную неделю уезжали с песнями и плясками по гостям в Княщины и Яконово. Добрым словом поминал Василия Васильевича Синёва, который 50 лет верой и правдой служил в Покровской церкви священником до своей кончины в 1934 году. В доме Виталия Алексеевича теперь живёт Владимир Алексеевич Абрамов – коренной поведчанин. С ним всегда можно поговорить, перекинуться шуткой-прибауткой. Он ещё помнит «старые добрые времена», когда яблони в Поведи цвели незабываемым цветом, а отношения между людьми были искренними. По моим данным в доме Абрамовых в 1901 году размещалась изба-читальня. Одно время тут располагался Поведской сельсовет, пока не переехал на второй этаж примечательного дома Головиных. То трёхэтажное здание, где также раньше находились библиотека и сберкасса, сгорело в 80-х годах прошлого века. В моей книге нет некоторых данных по прошлому столетию. Я и не стремился докопаться до всех имён и цифр, концентрируясь на истории семей до начала 20 века. Главное, что Владимир Абрамов и Александр Абрамов (живущий в доме у дороги на Осташково) идут по пути своих далёких предков, связывая свою жизнь с Поведью. Дай Бог долголетия им и их родным!
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |