|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Национальное государство как форма существования массового общества
По мнению Ортеги, наблюдающийся упадок духа массового человека, как это ни странно, происходит не от недостатка сил и способностей, а как раз наоборот - от ощущения избыточной силы, которая натыкается на роковую, ограничивающую эту силу стену. Роковые стены - это политические границы современных государств. Подлинные трудности коренятся не в той или другой, внезапно возникшей экономической или социальной проблеме, а в том, что форма общественной жизни стала тесной для заключенных в ней экономических возможностей. Суть дела в несоответствии между размахом сегодняшних возможностей и размерами политического устройства, внутри которого они вынуждены существовать, национальными границами, которые до сих пор разграничивают Европу. Национальная принадлежность воспринимается как бремя. Все разом стало большим, а отжившие структуры прошлого остались карликовыми и мешают росту. Впервые упершись в национальные границы, европеец ощущает, насколько его экономические, политические, интеллектуальные запросы, его жизненный размах, несоизмеримы с этими границами.
Ортега предлагает новую концепцию государства, отличную от расхожих в то время. Он пишет: <Государство начинается с того, что принуждает сосуществовать группы, природно-разобщенные. И принуждение это не голос насилия, но побудительный призыв, общее дело, предложенное разобщенным. Государство, прежде всего, - план работ и программа сотрудничества. Оно собирает людей для совместного дела. Государство - не общность языка или крови, территории или уклада жизни. В нем нет ничего материального, инертного, предварительного и предельного. Это чистый динамизм - воля к совместному делу - и потому у государственной идеи нет никаких природных ограничений>[9]. Государство демократично по самой своей природе, более глубокой и значительной, чем внешние формы правления. Государство призвано преодолеть различия языка, крови или территории. Государство вообще крайне редко совпадало с изначальной общностью крови и языка, в отличие от того, что, например, утверждают нацистские или фашистские режимы, олицетворяющие для Ортеги массовое общество и массового человека.
Необходимо отбросить идеологии радикально-националистического толка и отважиться видеть разгадку национального государства в том, что ему присуще как национальному государству, в самой его политике, а не в посторонних началах биологического или географического свойства. Государство, каким бы оно ни было - первобытным, средневековым или современным, - это всегда приглашение определенной группой людей других людских сообществ к совместному осуществлению какого-то замысла. Замысел всегда заключается в организации нового типа общественной жизни. Государство и программа жизни, программа человеческой деятельности и поведения, - понятия неразделимые.
По мнению Ортеги, наступает пора, когда <Европа> может стать национальной идеей. В строительстве Европы как великого национального государства видит он единственное, что может противостоять национализму, коммунизму, нацизму, фашизму - явлениям, в которые <отливается> массовое общество.
Теория массового общества у Х. Ортеги-и-Гассета очевидным образом предстает как развернутый диагноз совершенно определенного этапа в развитии европейской цивилизации. Этот этап является результатом социальных трансформаций, осуществлявшихся в Европе в XIX в. - становления либеральной демократии, а также того развития науки и техники, которое определило облик обществ XX в.
Ортегианская теория массового общества, общий диагноз эпохи, концепция социального характера массового человека и концепции кризиса национального государства как формы организации социальной и экономической жизни строится в первую очередь на основе наблюдения за различного рода европейскими экстремистскими политическими идеологиями, движениями и режимами - фашизмом, коммунизмом, различными вариантами национализма. Именно эти идеологии и движения, вобравшие в себя массового человека, адекватные ему, его сознанию, его жизне-проявлениям, стали, по мнению Ортеги, самым очевидным проявлением кризиса национального государства и западной цивилизации в целом.
Созданная Ортегой-и-Гассетом концепция массового общества, столь четко поставившая во взаимную связь эти явления, так или иначе легла в основание всех последующих социологических исследований тоталитарных режимов. Все теории тоталитарного общества - Х. Арендт, К. Мангейма и других - создавались во многом на основе теоретической схемы массового общества, как она представлена у Х. Ортеги-и-Гассета.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |