|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика массового обществаТеории массового общества
<Массовое общество> - понятие чрезвычайно распространенное не только в научной социологической литературе, но и в политической, публичной, информационной сферах. В силу этого обстоятельства содержание данного понятия наиболее широко и наиболее неопределенно среди всех понятий, используемых для обозначения той или иной теории общества в XX в. Вместе с тем, существуют четкие и вполне определенные теоретические образования социологического мышления, которые квалифицируются как теории массового общества. Реконструкция и экспликация таких теорий, призванная создать в конечном итоге целостную социологическую картину массового общества - цель данной главы.
Социологические теории массового общества формируются в XX в. и их основой является та реальная социально-историческая практика, которой не существовало в предшествующие столетия. Массовое общество как реальная социальная, экономическая и культурная практика формируется на основе массового производства, массового потребления, массовой культуры. Все эти явления возникают только в XX в. и поэтому вести поиск теорий массового общества среди более ранних теоретических образований, относящихся к XIX в., и тем более к XVIII в., не имеет смысла. Ни Э. Бёрк, ни Ж. де Местр, ни даже Г. Лебон, Г. Тард или А. де Токвиль, фактически осуществлявшие консервативную критику определенных черт обществ XIX в., не могут, как это нередко делается, рассматриваться в русле теорий массового общества. Консервативная реакция, представленная в их творчестве, - это реакция на широкий процесс демократизации и выход на историческую сцену демократических масс, на формирование промышленного пролетариата, на уход в прошлое сословной системы социальной стратификации, оформление новой системы классовой стратификации общества и демократической политической системы. Однако, демократическое общество и массовое общество не тождественные, хотя и пересекающиеся понятия.
Массовое общество возникает в первой трети XX века, прежде всего как результат практического воплощения фордистского социального и экономического проекта. Общество массового производства и массового потребления необходимо должно обладать совершенно определенными характеристиками. Попытаемся указать основные.
Массовое общество - это стандартизированное общество, или общество, в котором господствует стандарт. Конвейерная технология массового производства необходимо предполагает стандартизированность процесса производства, стандартизированность отдельных операций, стандартизированность продуктов. Стандартизированность производства требует стандартизированной рабочей силы - по квалификации, культурному уровню, физической подготовленности и даже по психическому габитусу. Стандартизированность становится чертой управления и контроля, типов организаций и менеджериальных стратегий. Стандарт проникает в сферу образа жизни - стандартизируется время досуга, тип отдыха, тип потребления, сами потребляемые продукты. Свидетельством этого процесса становится возникновение массовой моды, массового спорта, массовых типов развлечения и отдыха и т. п.
Следует отметить, что социальная жизнь всегда была организована в соответствии с образцами и нормами, которым подчинялось поведение людей и которые унифицировали это поведение. Стандарт, однако, отличен от образца - культурного, социального и т. д. Образец в своей основе содержит культурную или социальную норму, происхождение которой следует искать в религиозном сознании, в ценностях высокой культуры, в ценностно-нормативных системах, обслуживающих фундаментальные социальные институты.
Стандарт - технологичен. Его основа – технологическая норма. Его существование обусловлено функциональностью и теми технологическими средствами и методами, которыми он реализуется (именно это и было целью тейлоризма и фордизма).
Кроме того, образец иерархичен. Существуют различные социальные нормы и образцы для различных социальных групп, они иерархизированы так же, как иерархизированы эти группы - по культурному, социальному, этно-политическому признакам.
Стандарт - демократичен и гомогенен. Он един для всех и не допускает сколько-нибудь серьезной социальной дифференциации. Мода, отдых, развлечения, потребление в широком смысле слова и образ жизни - все это, несмотря на различия в экономических возможностях, составляет общую социально-культурную среду. Все носят одинаковую по стилю одежду (хотя она различается по цене); все используют автомобильный транспорт (хотя и различный по своему качеству); все летают самолетами - причем в однотипных, хотя и разным классом. Стандарт унифицирует всё и отменяет все различия за исключением одного - экономического различия по уровню дохода.
Демократизм стандарта проявляется также и в том, что распространение культурных, потребительских, стилевых стандартов, моды осуществляется не сверху вниз, от социальных верхов к социальным низам, а наоборот, снизу - вверх. Социальные верхи начинают разделять стандарты масс - в этом специфика массового общества. Оно существует как общество, в котором иерархическое социальное деление не усиливается символической иерархией в потреблении, досуге, стиле жизни, а наоборот - усредняется.
Механизмом всеобщей стандартизации в сфере потребления, в сфере моды, досуга и т. д. выступает реклама - механизм социального контроля и формирования солидаристского, унифицированного, стандартизированного общества. Этот механизм возник вместе со становлением массового производства и массового потребления, но его расцвет связан с возникновением современных средств массовой информации и коммуникации.
Результатом этого процесса всеобщей стандартизации жизни, укорененного в системе массового производства и потребления, является оформление нового типа культуры – массовой культуры. Массовая культура отлична как от высокой культуры элит, так и от народной культуры. Она не является формой деградации высокой культуры, так же как и социальные массы не тождественны толпе или социальным низам.
Массовая культура - это культура, существующая в массовом обществе. Она обладает своими специфическими качествами. Во-первых, она жестко увязана с техническими средствами своего продуцирования и распространения - средствами массовой информации и коммуникации. Общедоступность газет, радио, театров, библиотек, а затем и телевидения, делает общедоступной и распространяемую по ним информацию, содержание и образцы культуры, создает массовую аудиторию в виде всего общества. Общедоступность и массовость аудитории и позволяет говорить об этой культуре как о массовой.
Во-вторых, массовая культура - это культура стандартизированная. Стандартизированность массовой культуры также является следствием ее технологической составляющей. Цвет, образ, звук, мысль - все должно приобрести форму и размер, диктуемые техническими стандартами и СМИ - газетами, радио, телевидением и т. д. Стандартизированность массовой культуры и стандартизированность культурных продуктов, которые транслируются в массовую аудиторию - это самая существенная характеристика этой культуры, порождающая очень значимые процессы в обществе.
Стандарт, стандартизированная массовая культура создает тотальный социальный универсум в национально-государственном масштабе. В рамках массовой культуры формируются основные ценностные ориентации, коллективные чувства, стандарты поведения, стили, мода. Они транслируются посредством СМИ на все общество в целом, без учета социальных различий, географического места жительства, семейной и религиозной принадлежности и даже безотносительно к возрасту. Абсолютно все оказываются в сфере воздействия СМИ и содержаний массовой культуры. Возникает совершенно новое состояние тотальной культурной недифференцированности, которая со временем только усиливается. Культурная гомогенизация общества (элиты разделяют ценности и стандарты масс, массы оказываются причастными высокой культуре) - это уже совершенно новое социальное состояние.
Массовая культура сегрегирует любое классовое и групповое сознание, любую специфицированную культуру и занимает доминирующее положение в обществе. Массовая культура оформляет массовое общество как общество, в котором, безусловно, наличествует социальная дифференциация, но эта дифференциация не подкрепляется дифференциацией символической. Общество гомогенизируется в сфере потребления и стиля жизни в широком смысле слова. Культура становится капиталом, ею можно владеть, обменивать, ею можно манипулировать как деньгами, она становится разменной монетой в социальном взаимодействии. Она становится средством - таким же средством взаимодействия, как и деньги.
Массовая культура, жестко увязанная со СМИ, досугом, модой и рекламой, столь же жестко оказывается увязанной с принципами экономической рентабельности и в силу этого становится той самой культур-индустрией, о которой будут столь критически писать М. Хоркхаймер и Т. Адорно. Ее коммерческая составляющая делает массовую культуру бизнесом, но бизнесом зависимым от других сфер экономики и предпринимательства. Она превращается в зависимую сферу, осуществляющую манипуляцию общественным сознанием, внедряющую <заказанные> ей ценности, стандарты, стили.
В результате этих процессов массовая культура приобретает четкую социальную функциональность. Именно она, а не какая-то другая <высокая культура> становится институтом, который осуществляет контроль за ценностно-нормативной сферой, формирует процесс социализации подрастающих поколений и процесс адаптации к постоянно изменяющимся стандартам, стилям и т. д. всего остального населения. Ее функцией становится поддержание социальной стабильности и единства общества.
Помимо указанных черт и функций массовая культура обладает еще одним чрезвычайно важным качеством - она составляет основу современного общественного дискурса. Именно в рамках современных СМИ происходит обсуждение социальных, политических, этических и других самых различных проблем. На это обратил особое внимание уже Ю. Хабермас[1], указав, что будущее современной культуры и общества связано с широкой дискуссией <критической> общественности, которая должна развернуться по вопросам <совещательной демократии>. По его мнению, именно в рамках такой дискуссии должны определяться основные общественные цели, организации и институты, призванные эти цели реализовывать. Подобная <совещательная демократия> является формой <самоконтролируемого процесса обучения> населения, его участия в управлении обществом, созидании новых политических форм. Возможно все это только на базе современных СМИ и ценностей массовой культуры.
Массовая культура, являющаяся неотъемлемой составной частью массового общества, столь же значима, как и массовое производство и массовое потребление. Эти три компонента и образуют три базисные характеристики массового общества. Итак, массовое общество - это общество массового производства, массового потребления и массовой культуры.
Теории массового общества, которые создавались в сфере социологической мысли XX в., представляют собою множество различных концептуализаций описанных выше процессов, осуществленных с различных теоретических, методологических и идеологических позиций. При этом они очень редко имеют целостный характер и создают законченную и исчерпывающую картину общества. Все теории массового общества можно разделить на две большие группы: социально критические теории массового общества, возникшие преимущественно в рамках европейской социологической мысли; ценностно-нейтральные теории массового общества, сформулированные преимущественно в американской социологии.
Экспликации основных положений этих теорий и выявлению их специфики и оригинальности и будет посвящено дальнейшее изложение.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |