АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Neorickettsia sеnnetsu, Ehrlichia chaffeensis Anaplasma phagocytophilum

Читайте также:
  1. Классификация бактерий по типам питания и способам получения энергии
  2. Тейлериоз крупного и мелкого рогатого скота
  3. Условия культивирования бактерий

В группу эрлихиозов объединяют остролихорадочные, неконтагиозные инфекционные болезни человека и животных, возбудителями которых являются грамотрицательные, риккетсиоподобные, облигатные внутриклеточные микроорганизмы родов Ehrlichia, Anaplasma, Neorickettsia семейства Ehrlichiaceae.

Из 10 известных к настоящему времени самостоятельных видов эрлихий, патогенных для человека и животных наибольшее медицинское значение имеют три: N. sеnnetsu (устаревшее название вида Е. sеnnetsu), E. chaffeensis и A. phagocytophilum, (устаревшее название вида E. phagocytophila), вызывающие у людей соответственно эрлихиоз сеннетсу, моноцитарный эрлихиоз и гранулоцитарный эрлихиоз.

Морфология. Морфологически все виды эрлихий представляют небольшие плеоморфные кокковидные или овоидные микроорганизмы, приобретающие темно-голубой или пурпурный оттенок при окраске по Романовскому-Гимзе. Обычно их обнаруживают в вакуолях – фагосомах цитоплазмы инфицированных эукариотических клеток, преимущественно лейкоцитарного ряда, в виде компактных скоплений отдельных частиц паразита, внешне имеющих конфигурацию ягоды тутового дерева; последнее послужило основанием назвать такие скопления морулами. Небольшие цитоплазматические вакуоли клетки-мишени содержат обычно 1–5 эрлихий, но количество инфицированных вакуолей может достигать 400 и более на одну клетку.

При электронно-микроскопическом исследовании установлена сходная с риккетсиями ультраструктура эрлихий и идентичность способа размножения – простым бинарным делением. По распределению рибосом и фибрилл ДНК эрлихии представлены морфологически двумя типами клеток: 1) с равномерным распределением по цитоплазме – клетки ретикулярного типа; 2) с концентрацией указанных компонентов и уплотнением их в центре клетки. Предполагается, что клетки ретикулярного типа являются ранней (логарифмической) стадией развития микроорганизма, тогда как уплотненные частицы отражают стационарную фазу жизненного цикла. Наблюдаемый внутри морул фибриллярный материал скорее имеет эрлихиальное происхождение, но его функциональная роль не ясна.

Выход эрлихий осуществляется путем разрыва мембраны морулы-вакуоли и затем клеточной стенки клетки-мишени, либо путем экзоцитоза («выдавливания») эрлихий из морулы, либо морулы целиком из инфицированной клетки.

Все эрлихии, патогенные для человека, размножаются в лейкоцитах, обычно в моноцитах и макрофагах, либо в гранулоцитах (нейтрофилах) крови.

Культивирование. Для накопления эрлихий используют макрофагоподобные (ДН 82) или эпителиоподобные перевиваемые клетки человека (VERO, HeLa, и некоторые другие). Накопление эрлихий в них незначитель­но, процесс весьма трудоемок и занимает длительное время (20–39 сут.). Рост возбудителя может быть замечен по цитопатическому эффекту. Для размножения N. sennetsu, кроме того, могут быть использованы белые мыши, у которых возбудитель вызывает генерализованную инфекцию с накоплением микроорганизмов в макрофагах перитонеальной жидкости и в селезенке.

Процесс развития эрлихий в организме теплокровных животных практически не изучен.

Антигенная структура. По своей антигенной композиции эрлихий не имеют общих антигенов с риккетсиями сыпнотифозной и клещевой группы, а также с боррелиями. Внутри же группы имеются антигенные перекресты с эрлихиями, патогенными для животных, что позволило разделить все известные к настоящему времени эрлихии на три филогенетические группы: геногруппу 1 (Е. canis), геногруппу 2 (A. phagocytophilum), геногруппу 3 (N. sennetsu). Выпуск коммерческих диагностикумов для индикации эрлихий отсутствует.

Патогенность для животных. Чувствительность приматов к заражению эрлихиями, патогенными для человека и животных, открывает перспективу более детального изучения патогенеза эрлихиозов. У макак циномольгусов развивался типичный клинический синдром, свойственный лихорадке сеннетсу после внутривенной, внутрибрюшинной или подкожной (но не оральной) инокуляции возбудителя, с последующей длительной (от 6-го до 25-го дня) эрлихиемией и формирова­нием скоплений (морул) возбудителя в циркулирующих моноцитах.

Патогенез. Существование и распространение возбудителей моноцитарного и гранулоцитарного эрлихиозов человека тесно связано с иксодовыми клещами Ixodes ricinus, Ixodes scapularis, Dermacentor variabilis и их естественными прокормителями. Помимо оленей, естественными прокормителями клещей служат собаки, шакалы, лисы, койоты, мелкие дикие грызуны.

Механизм передачи – трансмиссивный, путь передачи – инокуляционный. Патогенез моноцитарного и гранулоцитарного эрлихиозов на начальной стадии обусловлен процессом внедрения возбудителя в организм теплокровного через кожу и идентичен таковому для клещевых риккетсиозов. У больных, заболевших данными эрлихиозами, каких-либо следов на месте присасывания клеща не остается.

Средний инкубационный период составляет 8–14 дней. Продолжительность лихорадочного периода не превышает двух недель для лихорадки сеннетсу, 23 дней – для больных с моноцитарным эрлихиозом и 3–11 недель – при гранулоцитарном эрлихиозе.

Возбудитель попадает в подлежащие ткани и распространяется гематогенным путем по всему организму. Инфицирование чувствительных клеток-мишеней происходит в три основные стадии: внедрение в клетку, размножение в цитоплазматической вакуоли и выход из клетки. Процесс сопровождается преимущественным поражением макрофагов селезенки, печени, лимфатических узлов, костного мозга. Возможно развитие очаговых некрозов, а также периваскулярных лимфогистиоцитарных инфильтратов во многих органах и коже. В селезенке, печени, лимфатических узлах и костном мозге развивается мегакариоцитоз и гемофагоцитоз, в ответ на это формируется миелоидная гипоплазия Полиорганная периваскуляриая инфильтрация лимфогистиоцитами, гемофагоцитоз во внутренних органах и костном мозге, нарушение проницаемости сосудов с развитием геморрагий внутренних органов и формированием геморрагических высыпаний на коже особенно выражены при тяжелом течении болезни. Фактически при фатальном исходе эрлихиоза, в частности моноцитарного, происходит тотальное поражение жизненно важных органов с необратимым нарушением их физиологической деятельности. Общим в характеристике трех эрлихиозов является то, что клинически выраженные формы возникают внезапно, сопровождаются развитием лихорадочной реакции, появлением озноба, усталости, головной боли, анорексии, миалгии, тошноты, рвоты и признаков, обычных при других риккетсиозных болезнях и некоторых инфекциях вирусной природы. При моноцитарном и гранулоцитарном эрлихиозе летальность достигает 2–3% и 5% (соответственно).

При лихорадке сеннетсу возможен другой путь передачи. Механизм передачи – алиментарный, путем передачи – пищевой, при употреблении сырой рыбы. Установлено, что перенос неориккетсий осуществляется трематодами, паразитирующими в лососевых рыбах. Кроме того, неориккетсии обнаружены в трематодах пресноводных моллюсков. Увеличение заднешейных и заднеушных лимфатических узлов на 5–7-й день болезни подкрепляет предположение о локализации входных ворот в области рта и глотки. Последующая генерализация процесса, скорее всего, происходит лимфогенно-гематогенным путем и сопровождается генерализованной лимфаденопатией, поражением костного мозга и соответственно лейкопенией с возрастанием удельного веса нейтрофилов на начальной стадии болезни. В конце лихорадочного периода и в период реконвалесценции наблюдается относительное и абсолютное возрастание лимфоци­тов с появлением атипичных форм. Имеет место, вероятно, и вовлечение в инфекционный процесс эндотелиальной выстилки капилляров, так как у некоторых больных наблюдалась сыпь эритематозного или петехеального характера. Гепатоспленомегалия у 1/3 больных сопровождалась увеличением печени и селезенки на 2–3 см, носила преходящий характер и рассматривается исследователями как компенсаторная реакция на инфекци­онный процесс.

Механизмы саногенеза изучены недостаточно.

Микробиологическая диагностика эрлихиозов основывается на данных клинико-эпидемиологического обследования и подкрепляется результатами лабораторных исследований.

Микроскопический метод. Исследование мазков крови, окрашенных по Романовскому-Гимзе, с просмотром их в световом микроскопе, может выявить либо моноциты (моноцитарный эрлихиоз), либо нейтрофилы (гранулоцитарный эрлихиоз), содержащие вакуоли, заполненные скоплениями эрлихий, но такие наблюдения, сопровождающиеся положительной находкой, крайне редки.

Серологический метод. Применяются ИФА, НРИФ. В качестве минимального диагностического значения принят титр 1:64 - 1:80 при исследовании одного образца сыворотки, взятой в лихорадочный период или в период ближайшей реконвалесценции, а также в срок, не превышающий одного года после начала болезни. Четырехкратный прирост титра антител (например, 1:8–1:16 и 1:64) при исследовании парных сывороток с антигеном Е. canis также подтверждает моноцитарный эрлихиоз или, в случае использования антигена из A. phagocytophilum – гранулоцитарный.

Значительно реже диагноз ставится по результатам ПЦР со специфическими праймерами продуктов расщепления ДНК из биоптатов ткани или крови больного.

Профилактика и лечение. Применяют антибактериальные препараты, проникающие в клетки, чаще доксициклин, тетрациклин, левомицетин.

Вакцинопрофилактика эрлихиозов в отношении человека не разработана. Экстренная специфическая профилактика может осуществляться по факту обнаружения присасывания клеща однократным приемом доксициклина. Неспецифическое предупреждение заключается в проведении противоклещевых мероприятий перед выходом на местность эндемичную по клещам, причастным к переносу эрлихий, а также информированием населения о заболеваниях риккетсиозной и эрлихиозной природы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)