|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РОДИНА КОПЕРНИКАЖизнь и деятельность великого реформатора астрономии, стоявшего у самых истоков естественнонаучной революции Нового времени, Николая Коперника была теснейшим образом связана с судьбами его родины, и в частности с борьбой за укрепление польской государственности. Поэтому получить сколько-нибудь дельное представление о личности этого ученого, о значении его общественной деятельности, особенностях его научного творчества невозможно без предварительного, хотя бы краткого, ознакомления с особенностями становления и развития Польского государства в период перехода от феодализма к капитализму. Предшествовавшие деятельности Коперника два столетия средневековья (XIV и XV вв.) были как раз тем временем, когда в Европе начали возникать и расширяться национальные государства. Этому процессу способствовали такие факторы, как расширение экономических связей между отдельными областями, рост городов, развитие ремесленного производства, усиление роли товарно-денежных отношений. Важную роль играла и необходимость объединения сил в борьбе против внешних врагов. Так, после победы над англичанами в Столетней войне (1337-1453) был в основном завершен процесс территориального объединения Французского государства, на Пиренейском полуострове в ходе Реконкисты [7] сложились такие государства, как Кастилия, Арагон и Португалия. Во второй половине ХШ в. возникли централизованные государства на севере Европы - на Скандинавском полуострове. На востоке Европы формированию и укреплению крупных национальных и многонациональных государств способствовала борьба против татаро-монгольского нашествия с востока и немецкой агрессии с запада; в войнах против этих врагов объединилась Московская Русь, а также Литва и Польша. После отражения нашествия татаро-монголов в ожесточенных войнах с венграми и немцами образовалось и окрепло обширное Чешское государство. * * * Феодальная раздробленность польских земель в XII-XIII вв. принесла польскому народу неисчислимые бедствия. Разрываемая на части усобицами между удельными князьями и крупными магнатами, так называемыми можновладцами, страна не в силах была устоять перед опустошительными набегами татаро-монгольских орд, трижды - в 1241, 1259 и 1287 г.- разорявших польские земли. Еще большую опасность в условиях политической децентрализации представлял немецкий «Drang nach Osten». Германская экспансия осуществлялась различными методами и средствами. Польские города усиленно колонизировались немецкими купцами и ремесленниками, быстро богатевшими за счет эксплуатации местного населения. Образовавшийся в значительной мере за счет пришельцев городской патрициат постепенно прибирал к своим рукам городское управление, так было, в частности, в Кракове, Вроцлаве, Познани, Торуни. Колонизация польских городов немцами осуществлялась при покровительстве польских феодалов, которые видели в этом процессе лишь новые источники денежных доходов. Другие земли покорялись немецкими феодалами путем прямой военной агрессии. Возникшее на захваченных славянских землях немецкое маркграфство (позже курфюрство) Бранденбург во второй половине XIII в. быстро увеличивало свою территорию за счет новых захватов польских земель. В 1181 г. признал себя вассалом «Священной Римской империи германской нации» князь польского Западного Поморья (Щецинского). Но особую опасность для Польши представляло собой государство Тевтонского ордена. Образовавшийся в конце XII в. в Палестине Орден рыцарей черного креста девы Марии после упадка Иерусалимского королевства оказался пе у дел и переселился в Европу, найдя себе первоначальный приют в Венгрии. Однако венгры довольно быстро осознали опасность, проистекавшую от деятельности на их территории тевтонских рыцарей-монахов, и в 1224-1225 гг. изгнали их из страны. Новым покровителем крестоносцев оказался владетельный князь польского княжества Мазовии - Конрад, рассчитывавший с их помощью подчинить себе земли соседнего родственного литовцам племени пруссов. В качестве компенсации за услугу Конрад в 1228 г. уступил Ордену Хелминские земли. Обосновавшись на польской территории, крестоносцы под предлогом' обращения язычников-пруссов в христианство вторглись на их земли и огнем и мечом истребили большую часть коренных обитателей, оказывавших захватчикам упорное сопротивление. Однако не для мазовецкого князя старались тевтонские монахи. Согласно установившимся в тогдашнем христианском мире порядкам, населенные язычниками земли считались ничейными - на право распоряжаться ими претендовали римский папа и германский император. Без большого труда Тевтонскому ордену удалось добиться от обоих «распорядителей» закрепления за ним завоеванных территорий. Так возникло Орденское государство. В 1237 г. Тевтонский орден соединился с Орденом меченосцев, закрепившимся в Ливонии. Тем самым создался мощный форпост для нового наступления на славянские земли. Правда, уже в 1242 г. поражение, нанесенное агрессорам па льду Чудского озера Александром Невским, отбило у них охоту поживиться за счет русских земель, по попытки присвоить западную часть литовских земель - Жмудь (Жемайтию) - не прекращались. Кроме того, Орден продолжал «обращать в христианство» пруссов - и уже к 1283 г. его владения простирались широкой полосой по побережью Балтийского моря - от Немана до Вислы, а вскоре крестоносцы захватили и польское Восточное (Гданьское) Поморье, тем самым отрезав Польше выход к морю. Начавшаяся в конце XIII в. борьба за объединение польских земель в единое государство и продолжалась в течение довольно длительного времени протекала в сложных условиях. С одной стороны, этому процессу способствовали экономические условия эпохи позднего феодализма и угроза иноземной агрессии, в том числе со стороны Бранденбурга и Орденского государства, с другой - ему препятствовали позиции, занятые крупными польскими феодалами-можновладцами и немецким патрициатом крупных польских городов, связанным с транзитной торговлей. Именно в этом обстоятельстве причина того, что в объединении Польши города не сыграли той роли, которая принадлежала им во многих других странах Европы. Мешала также борьба за верховную власть между удельными князьями Великой и Малой Польши [8]. В конце XIII в. борьбу за объединение Польши возглавил представитель великопольских феодалов князь Пшемыслав II, распространивший свою власть на всю Великую Польшу, часть Малой (Краковскую землю) и на Восточное Поморье. В 1295 г. он был коронован польским королем, но уже в следующем, 1296, году был предательски убит наемниками, подосланными из Бранденбурга. После смерти Пшемыслава его дело продолжил брестско-куявский князь Владислав Локоток (Локетек), один из последних представителей старинной польской княжеской и королевской династии Пястов. Однако польские можновладцы, опасаясь слишком сильной централизации власти, признали польским королем короля Чехии Вацлава ІІ. В течение нескольких лет скорее формально, чем фактически, Чехия и Польша составляли одно государство. Уния прекратилась со смертью Вацлава II в 1305 г., что дало возможность Владиславу возобновить свою объединительную миссию. Но уже в самом начале его постигла неудача - он не сумел отстоять Восточное Поморье. На этот «лакомый кусок» давно зарился немецкий Бранденбург, войска которого в 1308 г. напали на Гданьск. «Помощь» пришла со стороны Тевтонского ордена, силы которого оттеснили бранденбуржцев и присвоили поморские земли. В результате Польша потеряла нижнее течение Вислы и выход к морю. Тем не менее Владиславу удалось отразить дальнейшее продвижение Ордена по польским землям, сломить сопротивление крупных польских феодалов л установить власть над большей частью польских территорий - над Великой и Малой Польшей: в 1320 г. он стал королем единого Польского государства. Заключив союз с великим князем литовским, Владислав выступил против Ордена. В 1331 г. п битве под Пловцами польские войска нанесли жестокое поражение орденской армии, что имело огромное моральное значение для польского народа. Однако, хотя Владиславу, а позже его сыну и преемнику Казимиру III и удалось вернуть Куявскую и Добжинскую земли, Хелминская и Михаловская земли, а также Поморье остались за Орденом. Пришлось отказаться в пользу чешского короля и от прав па прародину Коперников Силезию. При Казимире III были предприняты дальнейшие шаги, направленные на укрепление Польского государства. Был усилен административный аппарат, началась чеканка единой монеты - краковских грошей, были приняты строгие меры против грабежей и разбоев (за попытки несколько облегчить тяжелое положение порабощенного крестьянства феодалы презрительно называли Казимира хлопским крулем - мужицким королем). Для повышения обороноспособности страны во многих местах Польши были воздвигнуты укрепленные замки, которые управлялись королевскими чиновниками - каштелянами. Королевская власть опиралась на ополчение польских шляхтичей - посполитое рушение, организованное по территориальному признаку в отряды, называвшиеся хоругвями. Около 1347 г. были приняты основные законы для Малой (Вислицкий статут) и Великой (Петроковскпй статут) Польши. Для развития польской культуры огромное значение имело открытие в 1364 г. Краковского университета, в котором позже учился Коперник. Существование Тевтонского ордена создавало угрозу не только Польскому государству, оно представляло огромную опасность и для соседней Литвы. Только с 1347 по 1377 г. крестоносцы совершили 100 опустошительных набегов на литовские земли - до восьми в иной год. Это обстоятельство способствовало заключению тесного союза между обоими государствами для организации успешного отпора грозному и жестокому врагу. Благоприятный момент для заключения такого союза возник после смерти в 1382 г. польского (и одновременно венгерского) короля Людовика и возведения на престол его дочери Ядвиги. Польско-литовская уния была заключена в 1385 г. и скреплена браком Ядвиги с великим князем литовским Ягайлой (Ягелло), принявшим при крещении имя Владислава и ставшего в 1386 г. польским королем Владиславом II. Создавшиеся в результате заключения унии между Литвой и Польшей благоприятные условия для. успешной борьбы против Ордена были использованы далеко не сразу: препятствовало стремление малопольских феодалов поживиться на восточных границах за счет ослабленных татарским нашествием западнорусских и западноукраинских княжеств. Лишь после захвата Орденом в начале XV в. одной из жизненно важных литовских областей Жмуди и нового нападения на польские земли уния стала принимать более решительные меры: 15 июля 1410 г. в знаменитой битве под Грюнвальдом объединенные польско-литовско-русские войска под командованием Владислава нанесли тевтонским рыцарям решительное поражение. Значительная часть орденского войска вместе с руководителями Ордена и самим великим магистром была перебита на поле сражения. После Грюнвальдской битвы Ордену никогда уже не удавалось восстановить былое могущество, хотя блестящая победа не привела ни к ликвидации Орденского государства, ни к возвращению Польше захваченного крестоносцами Гданьского Поморья и Хелминщины. По Торуньскому «вечному миру» 1411 г. Польша вернула себе лишь Добжинскую землю, Литве была возвращена Жмудь (Жемайтия), Орден обязался выплатить громадную по тем временам контрибуцию в 6 млн. пражских грошей [9]. Победа при Грюнвальде способствовала росту международного авторитета Польши, уверенности польского народа в возможности достижения полной победы над коварным врагом, подготовила почву к борьбе за выход Польши к морю. В то же время поражение Ордена обострило противоречия внутри Орденского государства, началась борьба населявшего прусские земли дворянства и прусских городов против поработителей-крестоносцев, вылившаяся уже в 1416 г. в большое восстание против Ордена в Гданьске. Однако оставалось еще полвека до воссоединения этих земель с Польшей. В середине XV в. польские войска приняли активное участие в борьбе против нового врага народов Центральной и Юго-Восточной Европы - турок-османов. Перед лицом турецкой опасности в 1440 г. была заключена польско-венгерская уния: польский король Владислав III, сын Владислава II Ягайло, стал одновременно и королем Венгрии. В составе объединенных сил польские войска участвовали в ряде успешных сражений с турками. Однако в конце 1444 г. в неудачном сражении под Варной польские войска потерпели тяжелое поражение, а сам Владислав III (прозванный за это Варненчиком) был убит. Последствия этого поражения были воистину роковыми - туркам был открыт путь для завоевания Балкан и захвата Константинополя. Со смертью Владислава III польско-венгерская уния прекратилась, на польский престол был избран брат Владислава III, великий князь литовский Казимир Ягеллончик (Казимир IV). Этим самым была восстановлена польско-литовская уния, прервавшаяся при его предшественнике. Вскоре развернулись события, последствия которых в будущем сыграли чрезвычайно важную роль в жизни и деятельности родителей Николая Коперника и его самого. После Грюнвальдской битвы Орденское государство переживало глубокий внутренний кризис. Все слои населения захваченного крестоносцами польского Восточного Поморья - Орденской Померелии, Хелмишцины, прусских земель - все более открыто выражали свое недовольство установленными монахами-рыцарями порядками: высокими налогами, незаконными поборами, бессудными казнями, всяческими притеснениями местного населения. Следует отметить, что недовольство охватило не только проживавших здесь поляков и потомков покоренных пруссов, его не скрывало и немецкое население этих территорий. Руководство недовольными возглавили два тайных союза: Прусский союз, выражавший интересы рядового прусского рыцарства и прусского городского мещанства, и Союз ящерицы, требовавший присоединения прусских земель к Польше. Конфликт между орденскими властями и оппозицией в начале 1454 г. перерос в восстание населения Пруссии против крестоносцев. В течение февраля 1454 г. восставшие освободили от власти Ордена 56 городов и замков, в том числе Гданьск, Торунь, Эльблонг, Крулевец (Кёнигсберг), и обратились к польскому королю с просьбой включить орденские земли в состав Польского королевства. 6 марта 1454 г. Казимир IV Ягеллончик провозгласил акт инкорпорации (присоединения) Пруссии к Польше. Так началась новая война Польши с Орденом, длившаяся 13 лет! Первые успехи восставших и поспешившей им на помощь польской армии сменились неудачами. Лишь в 1462 г., когда польским войскам удалось добиться решительной победы над крестоносцами в сражении под Жарповцом, паступил перелом, и в течение 1465-1466 гг. Орден терпел одно поражение за другим. Великий магистр Ордена Людвиг фон Эрлихсгаузен в рубище нищего явился в ставку Казимира в Торуни с просьбой о пощаде. Наступил момент, когда можно было покончить с Орденом навсегда. Однако в дело вмешался папский легат, призывая короля явить христианское милосердие к побежденному - и Казимир поддался внушению: по Второму торуньскому договору 1466 г. в состав Польши возвратилось наконец Восточное Поморье, Хелминские земли, а также западная часть Пруссии с Мальборком и Вармией, но Восточная Пруссия была отдана в ленное владение Ордену, признавшему себя вассалом польского короля. В этом была роковая ошибка Казимира, последствия которой обернулись для польского народа неисчислимыми бедствиями. Вошедшие в состав Польского королевства земли, получившие название Королевской (или Польской) Пруссии в отличие от оставшейся за крестоносцами Орденской Пруссии, были в Польше на особом положении. Верховную власть в стране осуществлял генерал-староста, Королевская Пруссия имела собственный генеральный сейм, собиравшийся в Грудзёндзе или в Мальборке, причем этот сейм не зависел от общего коронного сейма и не посылал на него своих представителей. Дворянству п городской верхушке воссоединенных земель были дарованы особые льготы и привилегии. В административном отношении новый край делился на три воеводства - Хелминское, состоявшее из прежних Хелминских, Мнхаловской и Куявских земель с центром в Хелмно (Кульме), Поморское с центром в Гданьске, Мальборкское с центром в Мальборке - и епископское княжество Вармию. Особое положение Вармии заключалось в том, что вармийский епископ одновременно с духовной властью осуществлял в своей епархии и светскую власть, причем по духовной части он подчинялся непосредственно папе римскому, а по светской - польскому королю. На этих присоединенных землях Коперник родился, провел свое детство и часть юности, а его общественная, государственная и научная деятельность была теснейшим образом связана с Вармией. *** Создание единого польского государства, укрепление политических, экономических и культурных связей между польскими землями не могло не отразиться на развитии польской культуры. Этот положительный процесс особенно усилился, когда после окончания Тринадцатилетней войны в Польше наступил период мира и относительного благополучии. Это время совпало с появлением и развитием книгопечатания, распространением в связи с этим трудов древних философов и писателей (заметим, что книгопечатание в Польше начало развиваться с 1473 г.- года рождения Коперника). Изучение античных авторов, развитие торговли и ремесла, успехи мореплавания и связанные с этим географические открытия, оживление международных связей - все это пробуждало во все более широких слоях тогдашнего общества сознание необходимости пересмотреть средневековые концепции искаженного церковью аристотелевского учения, освободиться от тормозящих развитие общества церковных и феодальных авторитетов. Как раз наступала эпоха расцвета гуманизма в Европе, особенно в Италии, с которой Польша поддерживала тесные культурные и научные связи,- многие поляки получали образование в итальянских университетах, иногда (довольно часто) и сами преподавали в них; в свою очередь итальянские ученые преподавали в Краковском университете, принимали участие в общественной и литературной жизни Польши. Пионером польского гуманизма считается Гжегож из Санока, решительно выступавший против средневековой схоластики, призывавший к изучению естественных наук и высоко ценивший идеи древнегреческого философа-материалиста Эпикура. Другой польский гуманист Ян Остророг в публицистическом произведении «Мемориал об устройстве Речи Посполитой» проповедовал идеи создания сильного централизованного польского государства и укрепления королевской власти, независимой от католической церкви. В литературе все большее место занимали светские жанры, появились полемическо-публицистические труды, поэтические произведения, песни, в которых явственно звучали патриотические мотивы. Все более усиливал свои позиции в литературе и общественной жизни польский язык, хотя преобладал все еще латинский. В это время бурно развиваются исторические пауки, география, точные науки. Широко известен обширный труд Яна Длугоша «История Польши» - ценнейшее описание событий польской истории, и в частности Грюнвальдской битвы. Длугошу принадлежит и первый очерк по географии Польши. В конце XV в. в Польше были начаты систематические наблюдения за атмосферными и климатическими колебаниями, первые метеорологические исследования были выполнены профессором Краковского университета Марцином Бемом. В этом же университете Ян из Глогова положил начало исследованиям в области антропологии. Большие заслуги в укреплении гуманистических тенденций в Польше принадлежат итальянцу Филиппо Буонаккорси (Каллимаху). На родине, в Риме, Каллимах был членом общества ученых и гуманистов, называвшегося по имени его председателя Академией Помпонио Лето. Члены этой академии называли себя sacerdos - жрецами-священниками, а председателя - pontifex maximus - верховным жрецом, а это было одним из титулов папы римского. Последнее обстоятельство, расцененное, очевидно, как насмешка над католической церковью, а также некоторые атеистические и антиклерикальные проявления в деятельности этого общества привели к тому, что по приказу папы Павла II в 1468 г. 20 ученых академии были арестованы и посажены в тюрьму, куда вскоре попал и сам Помпоний, пытавшийся спастись в Венеции, но схваченный там местными властями и выданный папе. Каллимах же бежал в Польшу, где и прожил с 1470 г. до своей смерти. Одно время он жил во Влоцлавеке, где образовал кружок гуманистов, затем долго жил в Кракове. Каллимах проповедовал учение, которое, несмотря на присущие ему идеализм и спиритуализм, было проникнуто стремлением укрепить связи философии с действительностью и способствовало ниспровержению средневековых форм жизни и мышления. Среди многочисленных сторонников Каллимаха следует отметить выдающегося немецкого гуманиста Конрада Цельтиса. Цельтис посетил Краковский университет как раз перед поступлением туда Коперника, в 1489-1491 гг., а до этого он учился в Кольце и Гейдельберге, а затем в Италии. В 28 лет oн был увенчан лавровым воином за своп лирические стихотворения, написанные по-латыни. В Кракове Цельтис слушал лекции по математике и астрономии у знаменитого Вонцеха Брудзевского и вместе с ним основал научное литературное общество, известпое под названием Sodalitas Vistulana - Надвислянское общество, в которое входили молодые профессора, доценты и магистры университета, образованные горожане, общественные деятели и т. д. Как и в кружке Каллпмаха, здесь устраивались дискуссии, посвященные античной литературе, поэзпи и философии, истории, географии и некоторым другим научным вопросам. Среди лиц, группировавшихся вокруг Каллимаха, а потом вокруг Цельтиса, были многие, с которыми впоследствии Николая Конерника связывали дружеские отношения, например Иоанн (Ян) Эстикампиан-старший (Зоммерфсльд) и Лаврентий (Вавжпнец) Корвин (Раабс). К сказанному следует добавить, что в течение почти всего XV в. Краковский университет по постановке преподавания наук естественно-математического цикла был одним из ведущих в Европе. Уже около 1410 г. здесь была организована кафедра математики н астрономии - едва ли не первая в Европе. Ко времени поступления туда Коперника эти предметы в Кракове преподавались 15 профессорами и преподавателями, что было также своеобразным рекордом. Таким образом, во времена, предшествовавшие появлению на научной арене Николая Коперника, в Польше сложилась благоприятная для духовного развития обстановка, которая могла способствовать зарождению и развитию революционных научных идей. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |