|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Идейные течения и общественное движение в 1830-1850-е.ггНачиная с 40-х годов XIX в. в русской общественной жизни оформляются новые направления — славянофильство и западничество. Зарождение славянофильства относится к зиме 1838-39 гг., когда в литературных салонах Москвы произошел обмен посланиями между А.С.Хомяковым («О старом и новом») и И.В.Киреевским («В ответ А.С.Хомякову»). В статье Хомякова были впервые изложены не только историко-философские, но и основополагающие социально-политические воззрения славянофилов, а именно: вера в особый путь русского исторического развития. К 1843-1844 гг. в Москве сложился славянофильский кружок, где ведущую роль играли А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Д.А.Валуев, П.В.Киреевский, К.С.Аксаков. Возникновение кружка было крупным событием русской общественной жизни. Славянофильству идейно противостояло так называемое западничество. Так же как и славянофильство, в русском литературном языке термин «западничество» имел двоякое значение: в широком смысле им обозначалось особое мировоззрение, основанное на признании общности России и Западной Европы как нераздельных частей одного культурно-исторического целого. Родоначальником русского западничества считается П.Я.Чаадаев, фигура трагическая в истории отечественной общественной мысли. Случайно оказавшийся не замешанным в деле декабристов, друг А.С.Пушкина и многих из тех, кто 14 декабря 1825 г. оказался на Сенатской площади, Чаадаев мучительно раздумывал о судьбе Родины и в цикле «Философических писем» (начало 30-х годов) подробно изложил свои идеи. Он резко отрицательно относился к историческому прошлому и к современному состоянию России, а в качестве идеала видел историю и культуру западноевропейских народов, западную цивилизацию, включая и католицизм. 2. Культура России в первой половине 19 века. Начало XIX в. — время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию, что в значительной степени определило прогресс и достижения отечественной культуры и науки. Характерной чертой этого периода является демократизация культуры, увеличение числа ее деятелей из непривилегированных сословий. Культурному подъему способствовала также политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Александром I. При Александре I окончательно сложилась система начального, среднего и высшего образования. В 1803 г. была проведена реформа образования: начальную ступень составляли церковно-приходские школы и двухклассные училища (для представителей всех сословий); среднюю ступень — гимназии (формально принимались все, за исключением детей крепостных); высшую ступень — университеты и технические учебные заведения. В середине XIX в. в России было 43 гимназии (в Сибири — 3). Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. В Московском университете училось около тысячи студентов. Было создано 5 новых университетов: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Киевский, Петербургский. Для подготовки большого числа учителей открыты педагогические институты в Москве и Петербурге. При Николае I были созданы технические вузы. В период правления Николая I школы стали сословно-обособленными. Приходские училища (1 год обучения) предназначались для «низов», в них обучали Закону Божьему, грамоте, арифметике. В уездные училища (3 класса) принимали детей купцов, ремесленников, мещан, в них изучались русский язык, арифметика, геометрия, история, география. В гимназиях (7 классов) учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. Здесь основными предметами были языки, словесность, история. 50% горожан были грамотными, среди государственных крестьян удельный вес грамотных составлял 5—7%, среди помещичьих крестьян — 1%. Большое влияние на развитие русской литературы оказала Отечественная война 1812 г., вызвавшая национально-патриотический подъем как в народных массах, так и в кругах прогрессивной дворянской и разночинной интеллигенции. Патриотические настроения и тема войны нашли отражения в ряде басен И.А.Крылова,в стихах и прозе Д.В.Давыдова, Ф.Н.Глинки и других авторов. Как и в литературе, в театре в 20—30-е годы классицизм и сентиментализм были оттеснены романтизмом. Литературные журналы. В 40-х годах большую популярность приобрели разнообразные литературные журналы. Выдающуюся роль в общественном движении и в развитии русской литературы сыграли журналы Отечественные записки и Современник, объединявшие представителей демократического движения и писателей-реалистов. Большая заслуга в развитии демократического направления в русской публицистике принадлежит В.Г.Белинскому и А.И.Герцену. Для русской музыки этого периода характерно обращение к народной мелодии и национальной тематике. Большую популярность имели произведения композиторов А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, особенно их романсы. А. Н. Верстовский создал талантливую оперу «Аскольдова могила». Пушкинский сюжет лег в основу оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». Но истинно национальную музыку создал великий М. И. Глинка, который написал много романсов, песен, симфоническую пьесу «Камаринская». Подлинными шедеврами стали его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Русская архитектура первой половины XIX в. является неотъемлемой составной частью общеевропейской архитектуры. В ее развитии проявились общие закономерности архитектурных процессов этого периода, переосмысленные в соответствии с традициями национального зодчества и особенностями переживаемого Россией исторического момента. Ампир. Как и во всех европейских странах, в России первой трети XIX в. господствовал архитектурный стиль ампир, завершивший развитие архитектуры классицизма. Ампир опирался на художественное наследие Древней Греции и императорского Рима, его отличали монументальные формы, обилие декоративных украшений и военной эмблематики (воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т.п.). В России ампир стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился как при создании крупных архитектурных ансамблей, так и при возведении отдельных зданий. Крупнейшими мастерами ампира в России были А.Н.Воронихин (Казанский собор и Горный институт в Петербурге), А.Д.Захаров (здание Адмиралтейства), К.И.Росси (Дворцовая и Сенатская площадь, Михайловский дворец), О.И.Бове и Д.И.Жилярди. Развитие производства, начавшийся в стране промышленный переворот, расширение внешних и внутренних экономических связей и преобладание рациоаналистического мировоззрения способствовали активизации научной мысли. Значительных успехов достигла медицина. Н.И.Пирогов заложил основы военно-полевой хирургии. Он первый применил при операциях эфирный наркоз и антисептические средства, ввел неподвижную гипсовую повязку, мировую известность получил его атлас Топографическая анатомия. А.М.Филомафитский разработал теорию переливания крови. Изобразительное искусство XIX в. отличается динамизмом, разнообразием художественный стилей, школ и направлений, ростом широкого общественного интереса ко всем видам искусства. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |