|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Список пап и антипап
Св. Петр, (33)-64(67) Св. Лин, 67–76(78) Св. Клет(Анаклет), 76(78)–88(90) Св. Климент I, 88(90)–97(99) Св. Эварист, 97(99)–105(107) Св. Александр I, 105(107)–115(116) Св. Сикст I, 115(116)–125 Св. Телесфор, 125–136 Св. Гигин, 136–140 Св. Пий I, 140–(154)155 Св. Аникет, (154) – (165)166 Св. Сотер, (165)166–(174)175 Св. Элевтерий, (174)175–189 Св. Виктор I, 189–199 Св. Зефирин, 199–217 Наталис (антипапа) (199–[?]) Св. Каликст I, 217–222 Ипполит (антипапа), (217–235) Св. Урбан I, 222–230 Св. Понтиан, 230.VII.21–235.IX.28 Св. Антер, 235.XI.21–236.1.3 Св. Фабиан, 236.1.10–250.1.20 Св. Корнелий, 251.III–253.VI Новациан (антипапа), (251–268) Св. Луций I, 253.VI.25–254.III.5 Св. Стефан I, 254.V.12–257.VIII.2 Св. Сикст II, 257.VIII.30–258.VIII.6 Св. Дионисий, 259.VII.22–269.XII.26 Св. Феликс I, 269.1.5–274.XII.30 Св. Евтихий, 275.1.4–283.XII.7 Св. Гай, 283.XII. 17–296.1V.22 Св. Марцеллин, 296.VI.30–304.Х.25 Св. Марцелл I, 308.V.27–309.1.16 Св. Евсевий, 309(310)1V. 18–309(310)VIII. 17 Св. Мильтиад (Мельхиад), 311.VII.2–314.1.11 Св. Сильвестр I, 314.1.31–335.XII.31 Св. Марк, 336.1.18–336.Х.7 Св. Юлий I, 337.II.6–352.IV. 12 Либерий, 352.V.17–366.IX.24 Феликс II (антипапа), (355–358; 365.XI.22) Св. Дамас I, 366.Х.1–384.XII.11 Урсин (антипапа), (366–367) Св. Сириций, (384.XII.15–399.XI.26) Св. Анастасий I, 399.XI.27–401.XII. 19 Св. Иннокентий I, 401.XII.22–417.111.12 Св. Зосима, 417.111.18–418.XII.26 Св. Бонифаций I, 418.XII.29-422.IX.4 Евлалий (антипапа), (418.XII.29–419) Св. Целестин I, 422.IX. 10-432.VII.27 Св. Сикст III, 432.VII.31-440.VIII. 19 Св. Лев I (Великий), 440.1Х.29^61.Х1.10 Св. Иларий, 461.XI.19–468.11.29 Св. Симплиций, 468.III.3–483.111.10 Св. Феликс II, 483.111.13–492.III.1 Св. Геласий I, 492.III.1-496.XI.21 Св. Анастасий И, 496.XI.24–498.XI. 19 Св. Симмах, 498.XI.22–514.VII.19 Лаврентий (антипапа), (498,501–505) Св. Гормизд, 514.VII.20–523.VIII.6 Св. Иоанн I, 523.VIII.13–526.V. 18 Св. Феликс III, 526.VII.12–530.IX.22 Бонифаций II, 530.IX.22–532.Х. 17 Диоскур (антипапа), (530.IX.22–530.Х.14) Иоанн II, 533.1.2–535.V.8 Св. Агапет I, 535.V.13–536.IV.22 Св. Сильверий, 536.VL8–537.111.11 Вигилий, 537.111.29–555.VI.7 Пелагий I, 556.IV. 16–561.III.4 Иоанн III, 561.VII.17–574.VII.13 Бенедикт I, 575.VI.2–579.VII.30 Пелагий II, 579.XI.26–590.II.7 Св. Григорий I (Великий), 590.IX.3–604.111.12 Сабиниан, 604.IX. 13–606.11.22 Бонифаций III, 607.11.19–607.XI. 12 Св. Бонифаций IV, 608.VIII.25–615.V.8 Св. Адеодат I (Деусдедит), 615.Х.19–618.XI.8 Бонифаций V, 619.XII.23–625.Х.25 Гонорий I, 625.Х.27–638.Х. 12 Северин, 640.V.28–640.VIII.2 Иоанн IV, 640.XII.24–642.Х.12 Теодор I, 642.XI.24–649.V. 14 Св. Мартин I, 649.VII–653.VI. 17 Св. Евгений I, 654.VIII.10–657.VI.2 Св. Виталиан, 657.VII.30–672.1.27 Адеодат II, 672.IV.11–676.VI. 17 Домн, 676.XI.2-678.IV.И Св. Агафон, 678.VI.27–681.1.10 Св. Лев II, 682.VIII.17–683.VII.3 Св. Бенедикт II, 684.VI.26–685.V.8 Иоанн V, 685.VII.23–686.VIII.2 Конон, 686.Х.21–687.IX.21 Теодор (антипапа), (687) Пасхалий (антипапа), (687–692) Св. Сергий I, 687.XII.15–701.IX.8 Иоанн VI, 701.Х.30–705.1.11 Иоанн VII, 705.III.1–707.Х. 18 Сизинний, 708.1.15–708.II.4 Константин, 708.111.25–715.IV.9 Св. Григорий II, 715.V. 19–731.11.11 Св. Григорий III, 731.III. 18–741.XII.10 Св. Захарий, 741.XII.10–752.111.22 Стефан II (антипапа), (752.111.23–752.111.25) Стефан И, 752.111.26–757.IV.26 Св. Павел I, 757.V.29–767.VI.28 Стефан III, 768.VIII.7–772.II.3 Константин II (антипапа), (767.IV.28–769) Филипп (антипапа), (768) Адриан I, 772.II.9–795.XII.25 Св. Лев III, 795.XII.27–816.VI. 12 Стефан IV, 816.VI.22–817.1.24 Св. Пасхалий I, 817.1.25–824.11.11 Евгений II, 824.V.2–827.VIII Валентин, 827.VIII–827.IX Григорий IV, 827.Х–844.1 Иоанн (антипапа), 844 Сергий И, 844.1–847.1.27 Св. Лев IV, 847.IV. 10–855.VII. 17 Бенедикт III, 855.IX.29–858.IV.17 Анастасий (антипапа), (855.VIII–855.IX) Св. Николай I (Великий), 858.IV.24–867.XI.13 Адриан II, 867.XII.14–872.XII.14 Иоанн VIII, 872.XII.14–882.XII.16 Марин I, 882.XII.16–884.V. 15 Св. Адриан III, 884.V.17–885.IX.15 Стефан V, 885.IX–891.IX. 14 Формоз, 891.Х.6–896.IV.4 Бонифаций VI, 896.IV–896.IV Стефан VI, 896.V–897.VIII Роман, 897.VIII–897.XI Теодор II, 897.XII–897.XII Иоанн IX, 898.1–900.1 Бенедикт IV, 900.I-903.VII Лев V, 903.VII–903.IX Христофор, 903.IX–904.1 Сергий III, 904.1.29–911.IV.14 Анастасий III, 911.IV–913.VI Ландон, 913.VII–914.11 Иоанн X, 914.III–928.V Лев VI, 928.V–928.XII Стефан VII, 928.XII–931.11 Иоанн XI (граф Тускулумский), 931.11–935.XII Лев VII, 936.1.3–939.VII. 13 Стефан VIII, 939.VII.14–942.Х Марин II, 942.Х.30–946.V Агапет II, 946.V.10–955.XII Иоанн XII (Оттавиано, граф Тускулумский), 955.XII.16–963. XII.4 Лев VIII, 963.XII.6–965.III.1 Бенедикт V, 964.V.22–964.XII.23 Иоанн XIII, 965.Х.1–972.IX.6 Бенедикт VI, 973.1.19–974.VI Бонифаций VII (антипапа) (в первый раз), (974.VI–974.VIII) Бенедикт VII (граф Тускулумский), 974.Х–983.VII.10 Иоанн XIV (Пьетро ди Павиа), 983.XII.10–984.VIII.20 Бонифаций VII (антипапа) (во второй раз), (984.VIII–985.VII) Иоанн XV, 985.VIII–996.III Григорий V (Бруно, герцог Каринтский), 996.V.3–999.11.18 Иоанн XVI (Джованни Филагато) (антипапа), (997.IV–998.11) Сильвестр II (Герберт д'Ориллак), 999.IV.2–1003.V.12 Иоанн XVII (Секко), 1003.VI–1003.XII Иоанн XVIII (Фазано), 1004.1–1009.VII Сергий IV (Пьетро Бука порца), 1009.VII.31–1012.V.12 Бенедикт VIII (Джованни, граф Тускулумский), 1012.V.18– 1024.IV.7 Григорий VI (антипапа), (1012) Иоанн XIX (граф Тускулумский), 1024.IV–1032.XI.6 Бенедикт IX (в первый раз) (Теофилакт, граф Тускулумский), 1032–1044 Сильвестр III (Джованни), 1045.1.20–1045.111.10 Бенедикт IX (во второй раз), 1045.111.10–1045.V.1 Григорий VI (Джованни Грациано), 1045.V.5–1046.XII.20 Климент II (граф Шидгер, Морслебен и Горнбург), 1046.XII. 25–1047.Х.9 Бенедикт IX (в третий раз), 1047.XI.8–1048.VII.17 Дамас II (Поппо фон Бриксен), 1048.VII.17–1048.VIII.9 Св. Лев IX (Бруно, граф Эгисхейм-Дагсбург), 1049.11.12– 1054.IV. 19 Виктор II (Гебгард, граф Долленштейн-Гиршберг), 1055.IV. 16– 1057.VII.28 Стефан IX (X) (Фридрих, герцог Лотарингский), 1057.VIII.3– 1058.111.29 Бенедикт X (Джованни, граф Тускулумский) (антипапа), (1058.IV.5– 1059.1.24) Николай II (Жерар де Шеврон), 1059.1.24–1061.VII.27 Александр II (Ансельмо да Баджо), 1061.Х.1–1073.IV.21 Гонорий II (Пьетро Кадало) (антипапа), (1061.Х.28–1072) Св. Григорий VII (Гильдебранд), 1073.IV.22–1085.V.25 Климент III (Виберто ди Парма) (антипапа), (1080.VI.25, 1084.III[24.1100.IX.8] Виктор III (Дезидерий Эпифани), 1086.V.24–1087.IX.16 Урбан II (Эд де Шатийон), 1088.111.12–1099.VII.29 Пасхалий II (Раньеро ди Бьеда), 1099.VIII.13–1118.1.21 Теодор (Джибер) (антипапа), (1100–1102) Альберт (антипапа), (1102) Сильвестр IV (Маджинульфо) (антипапа), (1105.XI.18–1111) Геласий II (Джованни Каэтани), 1118.1.24–1119.1.28 Григорий VIII (Морис Бурден де Брага) (антипапа), (1118.III. 8–1121) Каликст II (Ги из Бургундии), 1119.II.2–1124.XII.13 Гонорий IV (Ламберто ди Фьяньяно), 1124.XJI.15–1130.11.13 Целестин II (Тибальдо Буккапек) (антипапа),(1124.ХII) Иннокентий II (Грегорио Папарески), 1130.II.14–1143.IX.24 Анаклет II (Пьетро Петри Леонис) (антипапа), (1130.II.24–1138.I.25) Виктор IV (Григорий) (антипапа), (1138.III–1138.V.29) Целестин II (Гвидо из Читта ди Кастелло), 1143.IX.26–1144.III.8 Луций II (Джерардо Каччанемичи), 1144.III.12–1145.II.15 Евгений III (Бернардо Паганелли), 1145.II.15–1154.VII.8 Анастасий IV (Коррадо), 1153.VII.12–1154.XII.3 Адриан IV (Николай Брейкспир), 1154.XII.4–1159.IX.1 Александр III (Роландо Бандинелли), 1159.IX.7–1181.VIII.30 Виктор IV (Оттавиано де Монтичелло) (антипапа), (1159.IX.7–1164.IV.20) Пасхалий III (Гвидо да Крема) (антипапа), (1164.IV.22–1168.IX.20) Калликт III (Джованни де Струми) (антипапа), (1168.IХ–1178.VIII.29) Иннокентий III (Ландо) (антипапа), (1179.IX.29–1180) Луций III (Убальдо Алючиньоли), 1181.IX.1–1185.XI.25 Урбан III (Уберто Кривелли), 1185.XI.25–1187.Х.20 Григорий VIII (Альберто де Морра), 1187.Х.21–1187.XII.17 Климент III (Паоло Сколари), 1187.XII.19–1191.III Целестин III (Джачинто Бобоне), 1195.III.30–1198.I.8 Иннокентий III (Лотарио, граф Сеньи), 1198.I.8–1216.VII.16 Гонорий III (Ченчио Савелли), 1216.VII.18–1227.III.18 Григорий IX (Уголино, граф Сеньи), 1227.III.19–1241.VIII.22 Целестин IV (Гоффредо Кастильоне), 1241.Х.25–1241.XI.10 Иннокентий IV (Синибальдо Фиески), 1243.VI.25–1254.XII.7 Александр IV (Ренальдо, граф Сеньи), 1254.XII.12–1261.V.25 Урбан IV (Жак Панталеон), 1261.VIII.29–1264.Х.2 Климент IV (Ги Фулькоди), 1265.II.5–1268.XI.29 Св. Григорий X (Тебальдо Висконти), 1271.IX.1–1276.I.10 Иннокентий V (Пьетро ди Тарантасиа), 1276.I.21–1276.VI.22 Адриан V (Оттобоно Фиески), 1276.VII.11–1276.VIII.18 Иоанн XXI (Пьетро Юлиани), 1276.IX.8–1277.V.20 Николай III (Джованни Гаэтано Орсини), 1277.XI.25–1280.VIII.22 Мартин IV (Симон де Брион), 1281.II.22–1285.III.28 Гонорий IV (Джакомо Савелли), 1285.IV.2–1287.IV.III Николай IV (Джироламо Маши), 1288.II.22–1292.IV.4 Св. Целестин V (Пьетро дель Мурроне), 1294.VII.5–1294.XII.13 Бонифаций VIII (Бенедетто Каэтани), 1294.XII.24–1303.Х.11 Бенедикт XI (Никколо Боккасини), 1303.Х.22–1304.VII.7 Климент V (Бертран де Го), 1305.VI.5–1314.IV.20 Иоанн XXII (Жак Дюэз), 1316.VIII.7–1334.XII.4 Николай V (Пьетро Райналлуччи) (антипапа), (1328.V.12–1330.VIII.25) Бенедикт XII (Жак Фурнье), 1334.XII.20–1342.IV.25 Климент VI (Пьер Роже), 1342.V.7–1352.XI1.6 Иннокентий VI (Этьен Обер), 1352.XII.18–1362.IX.12 Урбан V (Гильом де Гримор), 1362.IX.28–1370.XII.19 Григорий XI (Пьер Роже де Бофор), 1370.XII.30–1378.III.27 Урбан VI (Бартоломео Приньяно), 1378.IV.8–1389.Х.15 Климент VII (Роберт, граф Женевский) (антипапа), (1378.IX.20–1394.IX.16) Бонифаций IX (Пьетро Томачелли), 1389.XI.2–1404.Х.1 Бенедикт XIII (Педро де Луна) (антипапа), (1394.IX.28–1417.VII.26) Иннокентий VII (Козимо Мильорати), 1404.Х.17–1406.XI.6 Григорий XII (Анджело Коррер), 1406.XI.30–1415.VII.4 Александр V (Петр Филарго) (антипапа), (1409.VI.26–1410.V.3) Иоанн XXIII (Балтазар Косса) (антипапа), (1410.V.17–1415.V.29) Мартин V (Одцо Колонна), 1417.XI.11–1431.II.20 Климент VIII (Гил Санчес Муньос) (антипапа), (1423.VI.10–1429.VII.26) Бенедикт XIV (антипапа), (1425–1430 [?]) Евгений IV (Габриэле Кондульмер), 1431.III.3–1447.II.23 Феликс V (Амадей, герцог Савойский) (антипапа), (1439.XI.5–1449.IV.25) Николай V (Томмазо Парентучелли), 1447.III.6–1455.III.24 Каликст III (Алонсо де Борха) (Борджа), 1455.IV.8–1458.VIII.6 Пий II (Энеа Сильвио Пикколомини), 1458.VIII.19–1464.VIII.15 Павел II (Пьетро Барбо), 1464.VIII.30–1471.VII.26 Сикст IV (Франческо делла Ровере), 1471.VIII.9–1484.VIII.12 Иннокентий VIII (Джамбаттиста Чибо), 1484.VIII.29–1492.VII.25 Александр VI (Родриго де Борджа), 1492.VIII.11–1503.VIII.18 Пий III (Франческо Тодескини-Пикколомини), 1503.IX.22–1503.Х.18 Юлий II (Джулиано делла Ровере), 1503.Х.31–1513.II.21 Лев X (Джованни Медичи), 1513.III.11–1521.ХII.1 Адриан VI (Адриан Флоренс), 1522.I.9–1523.IX.14 Климент VII (Джулио Медичи), 1523.XI.19 – 1534.IX.25 Павел III (Алессандро Фарнезе), 1534.Х.13–1549.XI.10 Юлий III (Джованни Мария Чокки дель Монте), 1550.II.7–1555.III.23 Марцелл II (Марчелло Червини), 1555.IV.9–1555.IV.30 Павел IV (Джанпьетро Караффа), 1555.V.23–1559.VIII.18 Пий IV (Джованни Анджело Медичи), 1559.XII.25–1565.XII.9 Св. Пий V (Антонио Микеле Гислиери), 1566.I.7–1572.V.1 Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи), 1572.V.13–1585.IV.1 Cикст V (Феличе Перетти), 1585.IV.24–1590.VIII.27 Урбан VII (Джамбаттиста Кастанья), 1590.IX.15–1590.IX.27 Григорий XIV (Никколо Сфондрати), 1590.XII.5–1591.Х.16 Иннокентий IX (Джованни Антонио Факкинетти), 1591.Х.29–1591.XII.30 Климент VIII (Ипполито Альдобрандини), 1592.I.30–1605.III.5 Лев XI (Алессандро Медичи), 1605.IV.1–1605.IV.27 Павел V (Камилло Боргезе), 1605.V.16–1621.I.28 Григорий XV (Алессандро Людовизи), 1621.II.9–1623.VII.8 Урбан VIII (Маффео Барберини), 1623.VII.6–1644.VII.29 Иннокентий X (Джамбаттиста Памфили), 1644.IX.15–1655.I.7 Александр VII (Фабио Киджи), 1655.IV.7–1667.V.22 Климент IX (Джулио Роспильози), 1667.VI.20–1669.XII.9 Климент X (Эмилио Альтьери), 1670.IV.29–1676.VII.22 Иннокентий XI (Бенедетто Одескальки), 1676.IX.21–1689.VIII.12 Александр VIII (Пьетро Оттобони), 1689.Х.6–1691.II.1 Иннокентий XII (Антонио Пиньятелли), 1691.VII.12–1700.IX.27 Климент XI (Джованни Франческо Альбани), 1700.XI.23–1721.III.19 Иннокентий XIII (Микеланджело деи Конти), 1721.V.8–1724.III.7 Бенедикт XIII (Пьетро Франческо, герцог Орсини), 1724.V.29–1730.II.21 Климент XII (Лоренцо Корсини), 1730.VII.12–1740.II.6 Бенедикт XIV (Просперо Ламбертини), 1740.VIII.17–1758.V.3 Климент XIII (Карло Реццонико), 1758.VII.6–1769.II.2 Климент XIV (Джованни Винченцо Лоренцр Ганганелли), 1769.V.19–1774.IX.22 Пий VI (Джованни Анджело, граф Браски), 1775.II.15–1799.VIII.29 Пий VII (Барнаба Луиджи, граф Кьярамонти), 1800.III.14–1823.VIII.20 Лев XII (Аннибале, граф делла Дженга), 1823.IX.28–1829.II.10 Пий VIII (Франческо Саверио Кастильони), 1829.III.31–1830.XI.30 Григорий XVI (Бартоломео Альберто Каппеллари), 1831.II.2–1846.VI.1 Пий IX (Джованни Мария, граф Мастаи-Ферретти), 1846.VI.16–1878.II.7 Лев XIII (Джиоаккино, граф Печчи), 1878.II.20–1903.VII.2 Cв. Пий X (Джузеппе Сарто), 1903.VIII.4–1914.VIII.20 Бенедикт XV (Джакомо делла Кьеза), 1914.IX.3–1922.I.22 Пий XI (Акилле Ратти), 1922.II.6–1939.II.10 Пий XII (Эудженио Пачелли), 1939.III.2–1958.Х.9 Иоанн XXIII (Анжело Джузеппе Ронкалли), 1958.Х.28–1963.VI.3 Павел VI (Джованни Баттиста Монтини), 1963.VI.21–1978.VIII.6 Иоанн Павел I (Альбино Лучани), 1978.VIII.26–1978.IX.29 Иоанн Павел II (Кароль Войтыла), 1978.Х.16–
[1] В связи со значительным обновлением католической теологии II Ватиканский собор (1962–1965) указал на необходимость пересмотра «Codex Juris Canonici». Подписанный Иоанном Павлом II в 1983 г. новый кодекс сохраняет основное содержание прежнего при значительном сокращении количества статей (с 2412 до 1752) и причин для отлучения от церкви (с 37 до 7). — Примеч. ред.
[2] Так называются периодически созываемые папами официальные собрания католических епископов и других представителей церкви для решения важных церковных проблем. Начали созываться после разделения христианской церкви на западную и восточную в 1054 г. До настоящего времени состоялся 21 Вселенский собор католической церкви. — Примеч. ред.
[3] «Tu es Petrus» (лат.): «Ты — Петр» — начальные слова известной цитаты из Евангелия от Матфея (16:18), приведенной в русском переводе ниже.
[4] Этот символ веры был принят I Вселенским собором, проходившим в 325 г. в городе Никея (отсюда название). — Примеч. ред.
[5] Петр (Petrus) означает камень.
[6] Это первая фраза из процитированного выше отрывка из Нового завета по-латыни.
[7] Гече Г. История христианства. Будапешт, 1977. С. 32.
[8] Quo vadis? (лат.) — Куда идешь?
[9] Via Appia (лат.) — Аппиева дорога.
[10] Domine (лат.) — господин, здесь — Господь.
[11] Манихейство — религиозно-философское учение, возникшее в III веке в Персии. Названо по имени своего основателя Мани (216 — между 274 и 277). Согласно этому учению мир состоит из двух известных противостоящих друг другу начал: света и тьмы (материи), Добра и Зла. Зло (материя) вторгается в царство света и частично захватывает его. Благой отец, владыка света, создает первочеловека, который вступает в борьбу с сынами мрака, терпит поражение и попадает в плен. Для его спасения Благой отец порождает духа живого и тот, победив сынов мрака, создает космос для очищения поглощенного ими света. После этого наступает время окончательного торжества Добра над Злом. Человек в манихействе — порождение тьмы, дьявола, заключившего душу (искру света) в оковы плоти. Для спасения человеческой души Благой отец послал своего сына Иисуса, обладавшего лишь видимостью человека и даровавшего спасение посредством «знания» («гносиса»), которым является учение манихейства. Евангельский Спаситель был лже-Христом, вторгшимся в дело подлинного Христа, который не воплощался и не сочетал в себе божественную и человеческую сущности. После Христа был послан Мани — параклет (утешитель) — главный из посланцев царства света. В Европе манихейство, сблизившись с христианством, распространилось в III–XI вв., оказав влияние на формирование дуалистических ересей павликиан, богомилов, катаров и альбигойцев. — Примеч. ред.
[12] Primus inter pares (лат.) — первый среди равных.
[13] Настоящее имя Пелагия — Морган; он был церковным деятелем из Британии. — Примеч. ред.
[14] Ad absurdum (лат.) — до абсурда.
[15] Causa finita est (лат.) — дело закончено (завершено).
[16] Rex et pontifex (лат.) — король и высший священнослужитель.
[17] Пентаполем (пятиградьем) с раннего средневековья назывался район, в который входили 5 восточно-италийских прибрежных городов: Аримин, Пизавр, Фанум, Сена Галлика и Анкона. Со второй половины VI века они принадлежали к сохранившейся части византийских владений в этом районе Италии. — Примеч. ред.
[18] Паллий — надеваемая на плечи белая шерстяная лента с вышитыми на ней черными крестами, знак архиепископского достоинства. — Примеч. ред.
[19] Victoria domini nostri (лат.) — Победа господина нашего.
[20] Septem artes liberates (лат.) — совокупность наук, составлявшая основу светского образования в раннем средневековье и включавшая грамматику, диалектику, риторику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку. — Примеч. ред.
[21] In nomine Domini» (лат.) — «Во имя Господа».
[22] Casus belli (лат.) — формальный повод к объявлению войны.
[23] В русскоязычной исторической литературе чаще называется Тевтонским орденом. — Примеч. ред.
[24] Богомилы — приверженцы богомильства — ереси, возникшей в Болгарии в X веке и получившей свое название от имени священника Богомила. В XI веке распространилась в Сербии, Хорватии и некоторых других странах. Богомилы отвергали церковные таинства и обряды, считая их действиями, лишенными мистического смысла, выступали против почитания креста, икон и мощей, но сохранили молитву. Богомильство отражало настроения крепостных крестьян и городской бедноты; повлияло на западноевропейские ереси. — Примеч. ред.
[25] Камальдулы — монашеский орден со строгим аскетическим уставом, основанный ок. 1012 г. в селении Камальдояи близ г. Ареццо (Италия) аббатом-визионером Ромуальдом. — Примеч. ред.
[26] То есть католический догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. — Примеч. ред.
[27] Непотизм происходит от латинского слова nepos племянник. Первое значение nepos — внук, а второе — потомок. Племянник — значение, принятое в латыни нового времени. Под непотизмом понимается чрезмерная любовь пап к своим родственникам, большие поблажки, выгоды, которые предоставляли им папы. — Примеч. ред.
[28] XIV век — период интенсивного развития гуманизма в итальянской культуре. — Примеч. ред.
[29] В русскоязычной религиоведческой литературе этот налог принято называть «грошем Святого Петра». — Примеч. ред.
[30] Фратичелли — представители францисканского ордена (минориты). — Примеч. ред.
[31] Екатерина Сиенская — монахиня ордена терциариев-доминиканцев — пыталась противодействовать Великому расколу. Ее «Трактат о божественном провидении» и письма передают не только мистическое настроение автора, но и ее тревогу за состояние тогдашнего общества. В 1376 г. Екатерина приехала в Авиньон, чтобы уговорить папу Григория XI вернуться в Рим. — Примеч. ред.
[32] Никколо Макиавелли можно считать одним из основоположников политологии Нового времени. Главной причиной бедствий Италии он считал раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Ради упрочения государства он допускал любые средства, в том числе и пренебрегающие нормами морали. — Примеч. ред.
[33] Вульгата (Vulgata — лат.) — латинский перевод Библии, признанный католической церковью подлинным. — Примеч. ред.
[34] Аннаты — единовременные сборы в пользу папской казны с лиц, получавших вакантные церковные должности и связанные с ними статьи доходов. — Примеч. ред.
[35] Речь идет о знаменитой Сикстинской капелле, в росписи которой позднее принял участие и Микеланджело (потолок, люнеты, распалубки и алтарная стена). Сейчас капелла превращена в музей, но в ней до сих пор проводятся конклавы. — Примеч. ред.
[36] Фуггеры — банкирский дом, снабжавший деньгами папскую курию. — Примеч. ред.
[37] Сапиенца — название Римского университета (Sapientia (лат.) — мудрость).
[38] Sacco di Roma (лат.) — разграбление Рима.
[39] Мохач — небольшой город на юге Венгрии. В 1526 году в битве под Мохачом венгерские войска потерпели сокрушительное поражение от турок. — Примеч. ред.
[40] Cuius regio, eius religio (лат.) — чье государство (регион), того и религия (тот и определяет религию).
[41] Потир — литургический сосуд для освящения вина — Примеч. ред.
[42] Надьсомбат — венгерское название города Суботица.
[43] Нунциатура — постоянное представительство Ватикана в странах, с которыми он поддерживает дипломатические отношения. Возглавляет нунциатуру — нунций (от лат. nuntius — вестник), посол, который кроме дипломатических функций осуществляет также наблюдение за деятельностью католической церкви в стране пребывания. В ряде стран нунций является дуайеном (старшиной дипломатического корпуса). — Примеч. ред.
[44] Папский Григорианский университет (Pontificia Universita gregoriana) был создан в 1552 г. Игнатием Лойолой с одобрения папы Юлия III. Григорий XIII окружил университет заботливой опекой, выделил ему в 1582 г. из папской казны крупную дотацию и отдал ряд зданий. Задачей «Григорианума» является подготовка квалифицированных кадров для центральных и периферийных церковных учреждений. — Примеч. ред.
[45] Гугенотами назывались во Франции последователи кальвинизма, среди которых преобладали представители провинциальной буржуазии и ремесленников, но к ним примкнула и часть дворянства Юга и Юго-Запада Франции, недовольная централизаторской политикой королевской власти. Преследования гугенотов со стороны государственной власти прекратились лишь после Великой французской революции. — Примеч. ред.
[46] Перевод заключительной части (Победил Лев племя Иудино), может быть, и не точен.
[47] Куруцы — участники антигабсбургской освободительной борьбы в Венгрии.
[48] Под термином «пиисты» автор подразумевает пап Пия VI и Пия VII и их приверженцев. — Примеч. ред.
[49] Рисорджименто — движение за объединение Италии.
[50] В 1858 г. 14-летней жительнице Лурда Бернадетте Субиру 18 раз «являлась» в гроте Массамбьель Богородица, представляясь как «Непорочное Зачатие». — Примеч. ред.
[51] После I Ватиканского собора группа немецких католиков, руководимая теологом И. Дёллингером, отвергла ряд важных решений этого собора и в 1889 г. присоединилась к так называемой Утрехтской церкви, которая возникла в начале XVIII в. в результате борьбы янсенистов против иезуитов и папства. Их стали называть старокатоликами. Они сами посвящают в сан епископов и не признают верховной власти папы над церковью, догмата о папской непогрешимости и о непорочном зачатии Девы Марии. Основу их вероучения составляют решения первых восьми вселенских соборов христианской церкви и догматы церкви, принятые до раскола христианства в 1054 г. на восточное и западное. Старокатолики, которых сейчас насчитывается около 450 тыс., проживают в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах и США. — Примеч. ред.
[52] В XVI в. Вульгата, т. е. перевод Библии на латинский язык, выполненный Иеренимом в 384–405 гг., была принята католической церковью в качестве официального текста Библии. Однако это не помешало Пию X принять решение о его пересмотре. — Примеч. ред.
[53] Национальная героиня Франции Жанна д'Арк (1412–1431) была обвинена в ереси и колдовстве и сожжена на костре по приговору инквизиции в Руане в 1431 г. При папе Каликсте III (1455–1458) Жанна д'Арк была реабилитирована. — Примеч. ред.
[54] Первые сведения о почитании Сердца Иисуса относятся к XI–XII вв. В XVII во Франции возникают культ и братства Сердца Иисуса, а в 1765 г. папа Климент XIII утверждает праздник Сердца Иисуса. В 1873 г. Сердцу Иисуса была посвящена Франция, а в 1875-м — вся вселенная. В католицизме Сердце Иисуса является символом надежды на спасение. — Примеч. ред.
[55] Имеется в виду очень чтимый католиками церковный праздник в память установления Иисусом Христом таинства евхаристии (причащения), введенный папой Урбаном VI в 1264 г. — Примеч. ред.
[56] Буквально — одинаковое поведение, т. е. приобщение к единой господствующей фашистской идеологии (нем.) — Примеч. пер.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.038 сек.) |