АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Я шкала. хЭта шкала — шкала тревожности— относится к показателям гипо-

Читайте также:
  1. Временная шкала
  2. Интерпретация данных по шкалам жизненных ценностей
  3. Критерії та шкала оцінювання знань і умінь студентів
  4. Миссис Смит мгновенье помешкала.
  5. Новые подходы к анализу данных, измеренных по порядковым и номинальным шкалам
  6. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ШКАЛА РАСЦЕНОК ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ БОРЗЫХ ПО ВОЛЬНОМУ ЗВЕРЮ
  7. Оценочная шкала прогрессивной релаксации
  8. Оціночна шкала
  9. Субшкала «Редукция личных достижений».
  10. Та рейтингова шкала оцінювання
  11. ФИ-эллипсы на постоянных шкалах для Индекса DAX30
  12. ЧТО ЕСЛИ БЫ ШКАЛА ТОНОВ НЕ БЫЛА ЛИНЕЙНОЙ?

х Эта шкала — шкала тревожности — относится к показателям гипо-! стенического, тормозимого круга. Повышение профиля по 7-й шка­ле при нормативном разбросе выявляет преобладание пассивно-страдательной позиции, неуверенность в себе и в стабильности 1 ситуации, высокую чувствительность и подвластноеть средовым I воздействиям, повышенную чуткость к опасности. х Превалируют мотивация избегания неуспеха, сенситивность, уста- 1 новка на конгруэнтные отношения с окружающими, зависимость от мнения большинства.

х Ведущие потребности — избавление от страхов и неуверенности, уход от конфронтации. Таким людям необходим душевный кон­сонанс (созвучность) с другими людьми.

х Характерологически люди данного типа отличаются развитым чув­ством ответственности,совестливостью, обязательностью,скром- j ностью, повышенной тревожностью в отношении мелких житей­ских проблем, тревогой за судьбу близких. Им свойственны эмпа-тийность, т. е. чувство сострадания и сопереживания, повышенная нюансированность чувств, выраженная зависимость от объекта привязанности и любой сильной личности.

х Мышление — персеверативное (с тенденцией к повторам, к застре­ванию). Неустойчивое, аутохтонио колеблющееся внимание ком- пёнсируется склонностью к перепроверке сделанного, повышен­ным чувством долга. Недостаточная четкость стиля восприятия корригируется привычкой к повторным (уточняющим) действи-! ям. Наблюдаются выраженная чуткость, склонность к сомнени­ям, рефлексивность, избыточная самокритичность, заниженная самооценка, контрастирующая с завышенным идеальным «Я». х Снижен порог толерантности к стрессу. В ситуации стресса — бло­кировка или ведомая активность вслед за большинством или ли­дирующей личностью.

х Защитный механизм — ограничительное поведение и ритуальные (навязчивые) действия, трансформирующиеся в повседневной жизни в суеверие, истовую религиозность, приверженность инте­ресам клана (семьи, референтной группы).

х При выборе профессии — ориентация на сферу гуманистических интересов: литература, медицина, биология, история, а также на исполнительский стиль работы вне обширных контактов и при достаточно устойчивом стереотипе деятельности, где удовлетво­ряется потребность в избегании стрессов. Монотония переносит­ся достаточно легко. Поощрение и меры, направленные на повы­шение самооценки индивида, — лучший способ интенсификации их деятельности со стороны руководства и воспитателей, а также при разработке психотерапевтического подхода в случае дезадап­тации.

7-я шкала выявляет повышенную тревожность, а при показателях выше 70Т определяется уже не черта характера, а состояние, т. е. та степень выраженности тревоги, которая еще не трансформировалась под влиянием защитных механизмов в более конкретное состояние, а так и осталась первичной, свободноплавающей. При высоких показа­телях 7-й шкалы тревожность бывает, как правило, связана с длитель­ной предшествующей невротизацией. Исключение составляют случаи врожденной, конституциональной психастении или органически обу­словленной психастенической симптоматики в виде различных фо­бий (страха высоты, замкнутого пространства, огня, воды, острых предметов, езды в общественных видах транспорта и др.). Относитель­ное повышение 7-й шкалы при стрессе (не превышающее 70Т, ниве­лирующееся в повторных обследованиях) тесно связано с повышен­ной тревожностью как устойчивой чертой в структуре личностных особенностей индивида.

Наиболее частый вариант личности, при котором в профиле от­мечается значительное повышение 7-й шкалы, — психастенический, в терминологии других авторов — тревожно-мнительный. Лица этого круга отличаются неуверенностью в себе, нерешительностью, тен­денцией к тщательной перепроверке своих поступков и проделанной работы; весьма обязательные и ответственные, они отличаются зави­симой позицией, ориентацией на мнение группы, высокоразвитым чувством долга и приверженностью к общепринятым нормам, склон­ностью к альтруистическим проявлениям, конформностью, тенден­цией реагировать повышенным чувством вины и самобичеванием за малейшие неудачи и ошибки. Любой ценой стремясь избежать кон­фликта, который ими переживается чрезвычайно болезненно, психа­стеники действуют на предельном уровне своих возможностей, чтобы

заслужить одобрение окружающих, а главное — что еще труднее — собственное одобрение. При избыточно самокритичном отношении к себе таким лицам свойствен большой разрыв между реальным и иде­альным «Я», т. е. отмечается устремленность к недостижимому идеалу. В связи с этим они постоянно находятся в состоянии напряжения и неудовлетворенности, проявляющемся в навязчивостях, избыточных действиях ограничительного характера, ритуалах, необходимых для самоуспокоения (профиль 72"80/). Эта группа личностей часто встре­чается среди здоровых людей. В связи с выраженной гиперсоциально­стью установок и конформностью поведения они не представляют особых трудностей в общении, разве что раздражают своей нереши­тельностью. Они гораздо труднее для самих себя, чем для других. Акцентуация, проявляющаяся на профиле повышением 7-й шка­лы до 70Т и выше, обнаруживает заострение тревожно-мнительных, ананкастных и сенситивных черт личности.

Двойной пик 78 выше 75Т характерен для состояния хронической социальной дезадаптации и является признаком выраженного ком­плекса неполноценности или ощущения своей «инакости» в окружаю­щей среде.

Профиль психастенического типа характеризуется сочетанием завышенных 2-й и 7-й шкал с сопутствующим повышением 8-й и 0-й при относительно низкой 9-й: профиль типа 27 '80-/ или 278'-/9. Состояние дезадаптации, отражающееся в профиле повышением 7-й шкалы, характеризуется нарушениями сна, навязчивыми страха- j ми, чувством растерянности, беспокойства, ощущением надвигаю­щейся беды. Сочетание высоких показателей по 7-й и 3-й шкалам характерно для фиксированных страхов (страх езды в транспорте, страх отдаления от дома, страх заболеть неизлечимой болезнью, страх публичных выступлений и др.). Профиль 2178"-/ характерен для кли­нической картины тревожно-депрессивного состояния с ипохонд- | рическими включениями. Сочетание высоких показателей по 7-й и 6-й шкалам может свидетельствовать о дисморфобических пережива­ниях, то есть о болезненной фиксированности на своей некрасиво­сти, каких-либо внешних дефектах — реальных или мнимых. Профи­ли типа 86*7-Д(ередко встречаются у пациенток косметических кли-! ник, доставляющих немало хлопот хирургам-косметологам, так как они не способны удовлетвориться никакими результатами проведен­ных операций и крайне болезненно реагируют на изменения своего лица, хотя до операции настойчиво добивались именно этого.

В структуре невротической симптоматики высокий пик по 7-й шка­ле (80Т и выше) выявляет свободноплавающую тревогу. В связи с тем, что 7-я шкала выявляет тревожность и как константное свойство лич­ности, и как ситуативно обусловленное состояние тревоги, сопутст-

вующие повышения других шкал профиля указывают на механизмы зашиты, т. е. на те тенденции, которые защищают личность от этого состояния, самого неопределенного и поэтому мучительного, и спо­собствуют трансформации тревоги в иную, качественно более опре­деленную эмоцию.

Каждая базовая шкала СМИЛ выявляет тот или иной механизм трансформации тревоги, тот или иной вариант защитного механизма. Повышение профиля по 1-й шкале выявляет усиление невротиче­ского самоконтроля и соматизацию тревоги, т. е. биологический спо­соб защиты.

2-я шкала отражает степень осознания психологических проблем и отказ от реализации своих намерений, что сопровождается сниже­нием настроения.

Низкая 2-я при повышенных 1-й и 3-й шкалах отражает проблему вытесненной тревоги и биологический способ защиты с конверсией (переводом) психологического конфликта в физиологические нару­шения, условно связанные с травмирующей ситуацией.

4-я шкала выявляет склонность к повышению поведенческой ак­тивности в ситуации стресса, а механизм вытеснения тревоги здесь не несет на себе отпечатка явной связи психосоматических расстройств с психогенным фактором. Вместо конверсионных симптомов у лич­ностей этого круга ответной реакцией на фрустрацию является отреа-гирование вовне или сшибка мотивов, проявляющаяся спазматиче­скими явлениями (коронароспазмом, ишемической болезнью мио­карда), т. е. сердечно-сосудистыми расстройствами.

5-я шкала отражает тенденцию к сублимации сексуальной потреб­ности в тот вид деятельности, который является замещающим, заме­няющим по отношению к прямой реализации этой потребности. Этот неосознаваемый защитный механизм реализуется тогда, когда сексу­альная активность фрустрирована, то есть не может быть реализована в силу существующего социального запрета, интериоризированного в виде внутриличностноготабу.

Повышение 6-й шкалы свидетельствует о тенденции к рационали­зации психологического конфликта, вызвавшего тревогу, и о наличии внешнеобвиняющей реакции, снимающей с личности ответствен­ность за сложившуюся конфликтную ситуацию (механизм проекции). О том, что эти механизмы защиты личности от избыточной тревоги являются достаточно эффективными, свидетельствует тенденция про­филей с ведущей 6-й шкалой к относительно низким показателям тре­вожности.

Сочетание 78" выявляет механизм интеллектуальной переработ­ки и ограничительного поведения, направленного на избегание не-Успеха и проявляющегося явлениями навязчивости (навязчивые

действия, мысли, ритуалы, страхи). При этом выявляется пробле­ма заниженной самооценки, чувство собственного несовершенства, повышенное чувство вины, самоуничижение, комплекс неполно­ценности.

Повышенная 8-я шкала выявляет иррациональный тип реакции с уходом в ирреальный мир фантазий и мечты.

9-я шкала соответствует защитному механизму отрицания про­блем. Это проявляется как «слепота» к реально существующим нега­тивным аспектам своего поведения и сложившейся ситуации, упор­ное отстаивание собственной завышенной самооценки и оптимисти­ческого настроя.

Повышение 0-й шкалы характерно для пассивного ухода от кон­фликта, так называемого эскапизма, т. е. бегства от проблем, отхода от социальной активности.

Обсуждая шкалу тревожности, уместно попытаться ответить на извечный вопрос: состояние тревоги или конституциональную тре­вожность измеряет в данной методике 7-я шкала? Первый существен­ный принцип разграничения — количественные показатели, отде­ляющие разброс коридора нормы (45-70Т) от показателей, отражаю­щих состояние дезадаптации (выше 70Т). Другой аспект — природа тревоги. Если речь идет о личности конституционально тревожной, то даже обычные житейские трудности могут вызвать ту или иную сте­пень невротической дезадаптации, и тогда мы вправе говорить о нев­ротической предиспозиции, о постоянно присутствующем внутрен­нем конфликте, который служит почвой для невротизации под влия­нием минимальных средовых воздействий. Таким образом, психогения лишь усиливает, заостряет устойчивую индивидуально-личностную тенденцию, личностное свойство тревожности, которое под влияни­ем неблагоприятных средовых условий легко трансформируется в со­стояние тревоги. Под влиянием объективно тяжелой психотравмы состояние тревоги с сопутствующими защитными реакциями может вылиться в невротическую симптоматику клинического регистра. I Обратимые невротические расстройства, проявляющиеся подъемом лишь 2-й шкалы, свойственны достаточно гармоничным личностям, I склонным к компенсации за счет контроля самосознания.

Длительно протекающие неврозы и невротические развития, по на- | шим наблюдениям, — удел личности с высокой степенью готовности > к развитию невротических нарушений, т. е. личности с невротической предиспозицией, одним из основных компонентов которой является I повышенная тревожность. Сочетание высоких показателей по 7-й и 4-й шкалам отражает проблему внутренне противоречивого, смешан­ного типа реагирования, в котором сталкиваются разнонаправленные I тенденции: мотивация достижения успеха — с мотивацией избегания |

неуспеха, склонность к активности и решительным действиям — со склонностью к блокировке активности в ситуации стресса, повышен­ное чувство достоинства и стремление к доминированию — с неуве­ренностью в себе и избыточной самокритичностью, стеничный ре­гистр эмоций гнева, восхищения, гордости и презрения — с эмоциями астенического регистра: страхом, чувством вины, тревожностью. Все это, с одной стороны, способствует взаимной компенсации одних черт другими, с другой — нагнетает напряженность, так как и невротиче­ский и поведенческий путь и отреагирования оказываются блокиро­ванными. Внешне поведение личности данного типа может выглядеть как сбалансированное, но внутренний конфликт канализируется по психосоматическому варианту или проявляется неврастенической симптоматикой, богатой соматическими жалобами.

Профильс высокими (выше 90Т) пиками по 2-й и 7-й шкалам (ча­ше всего с сопутствующим повышением 8-й шкалы) при низких 1, 3, 9-й шкалах и повышенной 0-й характерен для эндогенной (психоти­ческой) тревожной депрессии. Реактивная (ситуативно спровоциро­ванная) депрессия в профиле СМИЛ проявляется более умеренными (70Т—85Т) пиками по 2-й и 7-й шкалам при сопутствующих повыше­ниях 1,3 и 4-й шкал, когда 9-я шкала не ниже 40Т, а 0-я — не выше 65Т (если при этом нет установки на аггравацию, т. е. подчеркивание имеющихся проблем или симуляцию).

Низкие показатели 7-й шкалы (ниже 45Т в линейном профиле, а в профиле типа 48 "9-/ — при показателях 7-й шкалы как одной из са­мых низких точек профиля) указывают на отсутствие осторожности в поступках и щепетильности в вопросах морали, на довольно обнажен­ный эгоцентризм, сниженную способность к сопереживанию, некон­формность установок, грубоватую и жесткую манеру поведения, ци­ничный взгляд на жизненные явления.

Судьбоопределяющая тенденция в структуре личности типа «7» — это страх перед силой Зла, беспомощность перед лицом грубой жес­токости. Если тип «2» можно отнести к людям «огорченной мысли», то тип «7» — это «человек потрясенной совести» (так говорил Г. Успен­ский о писателе Гаршине). Не уповая на свои силы и людскую доброту, они больше других — не столько умом, сколько сердцем — тяготеют к религии, находя в ней опору и утешение. Вместе с тем они вовсе не так слабы: в силу мягкости характера и высокой чувствительности не только к своей, но и к чужой боли, лица этого типа обладают большой душевной силой, умением терпеть (страстотерпцы). Это выражается ь их ответственности, в заботе о других, в умении понять и пожалеть тех, кто попал в беду. Сонди о таком личностном варианте говорит, что и______________________________________________________________

это — люди с «больной совестью». В силу собственной безоружное™ перед прагматичной напористостью гипертимных личностей (типы «4», «6», «9»), они проявляют уступчивость и не претендуют на лидирующую позицию. Памятуя, что личность может быть гармоничной лишь при наличии позитивной самооценки, легко объяснить постоянно повышен­ную тревожность лиц этого типа с неустойчивой и заниженной само­оценкой. Однако у любого человека найдется повод оценить себя как личность в положительных характеристиках. Самоутверждение лиц ти­па «7» реализуется через приверженность морально-нравственным традициям и конформность установок. Индивидуальность таких лично­стей проявляется ярче в ситуации принятия и поддержки окружением. Несмотря на кажущиеся жертвенность и покорность, лица, избыточно фиксированные на своих терзаниях, проявляют таким образом свой эгоцентризм, что может раздражать более стеничных и уравновешен­ных окружающих. Это накладывает отпечаток на отношения как на ра­боте, так и в семье (беспокойный и неуверенный сотрудник, тревожная жена, сверхопекающая мать). Социальная роль типа «7» в основном сводится к конформизму, позитивные аспекты которого — защита на­копленных обществом культурно-нравственных ценностей и общепри­нятых форм поведения, законопослушность и пассивное противодей­ствие агрессивным тенденциям окружения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)