|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 8. Теория АХС на мировом уровне1. Культура и цивилизация 2. Цивилизованные и нецивилизованные страны 3. Нарушение функционирования хоз систем на мировом уровне 4. Цивилизации рынка и цивилизации плана 5. Объективные причины упадка и гибели цивилизации
1. Культура и цивилизация Нас интересует эк культура. Когда она возникла?
Экономика разделяется: 1) Эпоха до разделения труда 3 стадии: a) Единичный продукт – почвы для возникновения эк культуры нет. Эк культура – это устойчивая адаптация к потреблению продукта. Здесь эксперименты. b) Особенный – характеризуется тем, что первобытный чел начал производство и потребление след продукта. Произвели один продукт, потребили, начали производство следующего. На что наткнутся, то производят. Эта изменчивость не позволяет возникнуть эк культуре. c) Всеобщий – первобытные люди научились производить и потреблять каждый день один и тот же продукт. Появляется почва для возникновения эк культуры. 2) Эпоха разделения труда 3) Эпоха после разделения труда
Эк культура – хорошо, так как тренировка, эк эффективность растет. Но если без культуры, то с менее развитой эк культурой легче перестроиться на новое (с мамонтов на зайчиков). То есть культура явление противоречивое: высокоэффективность – инертность. Сменить продукт – труднее.
Все культуры были в эпоху до разделения труда. В эпоху разделения труда – люди разделили труд, и вступили в отношения друг с другом. Часть первобытных людей были культурные, а часть нет. А в эпохе разделения труда – вопрос о «культурный?» не имеет смысла, так как все являются носителями какой-то культуры. Уместный вопрос: «кто культурнее?». Выясняем кто культурнее. И тогда все раскалываются: цивилизованные сообщества, нецивилиз и цивилизации.
Китай – бывшая цивилизация. Раньше она осуществляла инновации. Возможно, в будущем будет. Цивилизация несамодостаточна. Ей нужны ресурсы, т.е. ресурсная периферия:
2. Цивилизованные и нецивилизованные страны Кто поставляет ресурсы в цивилизации? Есть невидимая линия, которая делит на страны цивилизованные и нецивилизованные. Начнем с производства: Слева производят самые базовые, справа – пионерные. Четкой границы нет. Между розовой и черной – базовые, но ближе к пионерному. До цивилизованности не дотягиваем. Чем выше уровень пионерности, тем ближе к статусу цивилизованности.
Теперь с т зр потребления: Что периферийная страна может получать в обмен на ресурсы, уходящие в цивилизацию? Чем периферийнее страна, тем больше базовые продукты цивилизации кажутся пионерными. Мы можем покупать базовые продукты у цивилизации и быть счастливы. До запретного потолка. Т.е. самые запретные пионерные продукты не купить. От этого зависит статус цивилизованности.
3. Нарушение функционирования хоз систем на мировом уровне 1) производство избыточного базового продукта 2) Избыточные базовые продукты перераспределяем в пользу цивилизации 3) цивилизация полученные ресурсы должна использовать на цели развития инноваций. 4) инновации действительно должны возникнуть 5) возникшие инновации используются на нужды самой цивилизации и они поступают на мировую периферию 6) полученные новые технологии, знания и продукты периферия использует на нужды улучшения производства базовых продуктов. 7) продуктивность в мировом базовом секторе в итоге возрастает, уровень жизни также. Цивилизация в след цикле кругооборота получает возросшую массу ресурсов. Так работает мировая экономика. Вопрос: это правильное устройство? +
Нарушения: 1) Периферия не произвела избыточного базового продукта. Если они сами не производят пионерные продукты, то они должны в м/унар разделении труда выполнять функцию – производить ресурсы для пионерного сектора. Если они не хотят производить избыт базовые ресурсы, то используем обучение, или вводим экономические санкции, или … 2) В ненормальном случае – нет перераспределения. Пускают на свое собственное развитие. Не факт, что собственные эксперименты получатся. Растратят ресурсы. Если все же не хотят отдавать, то «освобождение от тиранов»???. 3) Цивилизация не вкладывает в инновации. 4) Вложенные деньги не дали отдачи, не получили инноваций. 5) Не поступают на периферию. Цивилизация не хочет поставлять их, цены, запреты на развитие. Хотят держать страны периферии неразвитыми. 6) Не используют на цели повышения производительности.
4. Цивилизации рынка и цивилизации плана Пионерные продукты можно производить: В первом случае – рынок, во тором – план. Первые цивилизации – были плановые – др Китай, Индия, Вавилония. Особенно Египет.
Где и когда возникла цивилизация рыночного типа – Др Греция. В чем причина? Сравним др Грецию и Египет. Др Египет – жизнь вертелась вокруг Нила, его разлива – «великий конвейер». Это централизация, там не могло возникнуть либеральной экономики. Централизация. Еще одна причина в централизации эк жизни – мало населения – удерживать раб силу можно было только силой. Это все структурные вещи.
В Др Греции: полуостров, изрезанный горами – бухты. Не возможно было физически соединить их. Это были автономные комплексы. Реализация – внутри себя, и по морю. Плыли на кораблях на страх и риск хоть куда. А на Ниле нельзя было. Полиса изолированы и торговля по морю хоть куда – частное дело. Это предопределило рыночные институты.
Появляется разделение труда, обмен и постепенно развивается рынок. Так ли это было? Это евроцентринчный взгляд. А если посмотреть объективнее: Господство Европы только 18-19 в. А до этого была борьба рыночного и планового. Например 11 век. Доминируют арабы и Китай. Европа не доминирует. В 20 веке – российская цивилизация в форме СССР противостоит Западу. СССР борьбы не выдержала. А теперь? Мир развивается рыночным путем? Теперь глобализация. Сколько может существовать цивилизация сейчас? Сколько сегодня цивилизаций? Ресурсы настолько истощены, а проекты ресурсоемки, что возможно существование только одной цивилизации. Моноцентричность. Что это будет за цивилизация? Сегодня это Америка и она рыночного типа (при всей ее смешанности). Но экологическая угроза может привести к тому, что мировая бюрократия будет доминировать над???. Второй сценарий – если неамериканская сообщество будет доминировать. Китай может превратить сегодняшнюю цивилизацию США в свой ресурсный придаток. Допустим, Китаю это удалось. В этих условиях – предпосылок для планового устройства больше? Да. Поэтому вопрос о пути развития – открытый.
Что важнее – сами пионерные продукты или способ производства? Для нас важнее пионерные продукты, а не то социальное эк устройство. Важнее пионерные продукты, потому что если будем дожидаться когда сложатся условия для развития пионерных продуктов, то мы рискуем: 1) риск если медленно развиваемся то мы рискуем уничтожить себя как биологический вид. 2) экологическая проблема.
5. Объективные причины упадка и гибели цивилизации Цивилизации – явление временное. Почему они возникают расцветают и гибнут?
Почему гибнут? Причины и в базовом и в пионерном секторах (рассматриваем отдельно). 1) В базовом – он истощается и не может поддерживать пионерный. Причины истощения: климатические изменения. Конфигурация торговых путей. Цивилизация сама может переэксплуатировать базовый сектор. 2) В пионерном – более сложные. Это лицо цивилизации. Допустим в цивилизации – лучшие производители пионерных продуктов. Но состав пионерного сектора меняется. Например производили цемент, сталь и т.п. Но если состав пионерного сектора меняется: компьютеры. Смогут ли жители этого сектора перестроиться от производства стали к производству компьютеров? Противоречие культуры. Цивилизация – носители наивысшей культуры. противоречие культуры – проявляется в центре (между эффективностью и инертностью). Т.е. очень трудно перестроиться, вся система работает на производство стали. Допустим не стали производить компьютеры, начинается искушения к «праздному образу жизни».
В оставшейся части – нецивилизованные и более цивилизованные страны. Они сами начинают производить пионерные продукты. Нужны ресурсы, накопить и уничтожить тех, кто ведет «праздный образ жизни». И так отдельные народы превращаются в цивилизацию. Или план.
Если рыночных в варианте больше, значит –рынок исходный. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |