|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Легитимность политической власти и ее эффективность. Типы легитимности по М. ВеберуЛегитимность(от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Кроме того, легитимность — политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности. Легитимность — это доверие и принятие власти общественным сознанием, оправдание её действий, потому она связана с моральной оценкой. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве. Соответствующая типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером. Согласно ей, три типа легитимности соответствуют трём источникам правомерности политической власти: традиция, харизма и рационально-правовая основа. Вебер подчёркивал, что речь идёт не об отнесении любого реального режима к какому-то из типов, а об абстракциях (так называемых «идеальных типах»), в конкретных политических системах сочетающихся в той или иной пропорции. В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политического нормативного порядка преобладает в обществе, принято выделять следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную. традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость; рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах. харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.
16 Понятие политической системы. Разработка теории политических систем американскими политологами Т. Парсонсом, Д. Истоном, Г. Алмондом. Политическая система обществаили политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса. Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы: политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы. политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы. социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти. политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти. политическая практика, состоящая из политической деятельности. В политологии различают неск-ко теорий полит.сист.: т. Парсонса. Суть теории состоит в том, что ее автором общество рассматр-ся как 4 взаимодейст-их м/д собой подсистем: экономическая – удовл-ет матер. потребности; политическая – определяет коллективные интересы и мобилизует ресурсы для их реализации; социальная – направлена на поддержание традиц. устоев жизни общества и передачи молодым членам общества порядка и правил, кот. становятся важнейшим факторам мотивации их дальнейшего поведения; духовная – осущ-ет интеграцию общества и способ-ет его стабилизации. Т. Истона. Рассмат-ет пол.сис. как механизм формирования и функц-ия власти общества по поводу распред-ия ресурсов и ценностей. Политика – это относ-но самостоят. сфера деят-ти, основное предназначение кот. распред-ие ресурсов и побуждение всех соц.групп и классов к признанию этого распределения самым справедливым.Т. Алмонда. Рассматривает полит.сис. с одной стороны как способность осуществлять в обществе преобразование при условии поддержки стабильности в нем, и с другой, как совокупность взаимосвязанных элементов (гос-во, полит.партии, общ.-полит. движения и т.д.), при этом каждый элемент выполняет жизненно важные функции для всех систем. Т. Дойча. (кибернетическая система) рассматривает пол.сис. как кибернетическую, в кот. политика понималась как процесс упр-ия и координирования усилий людей по достижению поставленных целей. Кач-во функционир-ия системы зависит от потока информации из внеш. среды и измен. в самой полит.сис.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |