АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнение 3. Шаг 1. Садитесь или ложитесь поудобнее

Читайте также:
  1. Групповое упражнение.
  2. Дидактическое упражнение «Найди причину»
  3. Духовное упражнение
  4. Духовное упражнение
  5. Духовное упражнение
  6. Духовное упражнение
  7. Духовное упражнение
  8. Духовное упражнение
  9. Духовное упражнение
  10. Духовное упражнение «Единство с Живой»
  11. Единственное начальное упрощенное упражнение
  12. Исцеление с помощью глаз - упражнение «Глаз Световида»

Шаг 1. Садитесь или ложитесь поудобнее.

Шаг 2. Начните наблюдение за вашим умом, осознавая, как через него протекают мысли, чувства, образы, внутренние диалоги.

Шаг 3. Растождествитесь с содержанием вашего ума и просто наблюдайте приход и уход мыслей, чувств, образов и внутренних диалогов.

Шаг 4. Начните помечать каждую мысль и образ в терминах трансовых состояний.

Шаг 5. Осознанно и намеренно создавайте трансовые состояния, которые уже происходят. Если вы слышите внутренний голос: «Жизнь тяжела» – назовите его пост-гипнотическим внушением, а затем намеренно создайте голос, произносящий «Жизнь тяжела» несколько раз подряд. Затем отпустите его. Если в вашем уме возникает картинка из прошлого (возрастная регрессия) намеренно создайте несколько копий этой картинки, посмотрите на них и отпустите. Если ваше тело цепенеет (сенсорное искажение) – намеренно создайте оцепенение несколько раз. Если вы уходите в грезы – создайте эти грезы несколько раз.

В результате этого упражнения:

1) Вы научитесь отслеживать ваши трансы.

2) Вы научитесь отслеживать трансы других людей.

3) Вы начнете осознавать, что вы – наблюдатель прихода и уход ваших трансов.

4) Вы начнете осознавать, что высами создаете ваши трансы, значит, находитесь за их пределами.

Окончательный вывод из этих упражнений: вы не есть ваш транс;

вы создали ваши трансы для защиты и сделали их автоматическими; и, наконец, – осознанно создавая глубокий транс в настоящее время, вы обретаете контроль над ним и позволяете ему исчезнуть, оставив вас наедине с Самостью. Когда трансы исчезнут, останетесь только вы – наблюдатель и творец собственного опыта.

Приложение 4.
Бракосочетание Востока и Запада

Состояние, которое я называю «отсутствием транса», Эриксон называет «терапевтическим трансом», а восточная традиция – «медитацией».

Так как на Западе не всегда понимают, что такое медитация, то ее связь с гипнотерапией также часто неясна. Давайте кратко сравним их между собой.

Медитацию часто разделяют на три ступени: дхарана – практика сосредоточения на одной точке; дхьяна – сосредоточение внимания на свободном потоке мыслей и образов, и самадхи, при котором совершенно исчезает различие между субъектом и объектом. Самадхи достигается, когда исчезают границы между медитирующим и объектом медитации; тогда человек обретает полный покой и больше не отождествляется с содержанием своего ума.

Это напоминает терапевтический транс: человек позволяет потоку ассоциаций свободно протекать без каких-либо привязанностей, суждений, оценок и отождествления. В медитации подобное состояние достигается, когда медитирующий наблюдает за содержанием своего ума, не привязываясь к нему.

Описывая терапевтические техники Милтона Эриксона на языке восточной духовной традиции, можно сказать, что Эриксон вводит пациента в состояние дхараны, сужая его фокус внимания, чтобы затем ввести его в «терапевтический транс», или дхьяну. Терапевтический транс отличается от медитации тем, что в терапевтическом трансе терапевт работает с содержанием ума пациента – производит его рефрейминг, использует его, переосмысливает, диссоциирует и т.д. В медитации же происходит простое наблюдение без какого бы то ни было вмешательства. В терапевтическом трансе проводится целенаправленное изменение проблемного состояния. В медитации единственной проблемой считается привязанность к содержанию ума.

Таким образом, как естественное состояние (отсутствие транса), так и терапевтический транс представляют собой «место, которое есть, и которого нет». Эриксон рассказывает о том, как он испытал это состояние. В интервью Эрнесту Росси он называет его «центром пустоты»:

«Прошлым летом я сидел во дворе, размышляя о том, какой новый опыт я бы хотел испытать. Пока я строил догадки на эту тему, я внезапно обнаружил, что оказался в самом центре пустоты... Я был просто предметом в пространстве. Я не видел ни одного здания; я не видел стула, на котором сидел, и не ощущал его... Я остался совсем один в абсолютной пустоте. Исчезли все дома, земля, солнце, звезды... Это было совершенно потрясающее чувство. Как его назвать? Величайшее блаженство... Я пребывал внутри звезд, планет, океанских берегов. Я был их душой, их сутью... Я не ощущал собственного веса».

В состоянии, которое я называю «отсутствием транса», человек чувствует непривязанность, текучесть, целостность и полноту бытия; его восприятие свободно от суждений и оценок. Эриксон назвал его «центром пустоты». В состоянии транса, напротив, мы привязываемся к содержанию своего ума и отождествляемся с ним, теряя связь с собственной душой и целостностью.

Один мой пациент описывает это таким образом:

«Мне знакомо это чувство потока. Я чувствую, как предметы и события протекают сквозь меня, и я способен воспринимать их целостно. Нет ничего твердого и застывшего, ничто не прерывает этого процесса. Я нахожусь в огромном, великолепном, свободном пространстве. Это мое лучшее состояние – особенно если я ногу сохранить его на работе, когда мне приходится иметь дело с огромным потоком информации – встречи, переговоры, совещания и т.д.

Я чувствую беспокойство и тревогу, когда события застывают и становятся жесткими – наверное, это происходит, когда я впадаю в транс. Я чувствую, словно поток внутри меня отвердевает. Мне становится хуже; я становлюсь узким и зажатым в ограниченном пространстве. Затем приходит беспомощность и растерянность, и я начинаю «отлетать». Я не могу позволить событиям происходить, я не чувствую их течения. Все застывает и останавливается. Тогда я ухожу в пустую комнату и на некоторое время отключаюсь.

Я снова вхожу в состояние безграничного пространства и сразу чувствую себя лучше. Я опять могу вернуться к жизни».

Трансовые состояния мы обычно называем чувствами («Я чувствую себя хорошо (плохо)», «Я чувствую себя отвергнутым»). Мы отождествляемся с ними, привязываемся к ним, ограничиваем себя ими. Именно эти трансы являются симптомами. Именно их пациенты приносят нам.

Эриксоновское понимание терапевтического транса похоже на восточное понимание медитации и самадхи. Оно вовсе не является трансом в том значении, в котором мы употребляем этот термин в данной работе; наоборот – в этом состоянии человек оказывается за пределами ограничивающих его трансов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)