|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КАПЛИЦА
Мы у разрушенного памятника архитектуры 2-ой половины ХVIII в. (1787 г.) Расположена каплица на высоком месте. Культовые постройки старинных усадеб, по своей стилевой трактовке, подчинялись архитектуре господского дома и играли роль акцентов на главной планировочной оси ансамбля. Кроме своего прямого назначения эти постройки выполняли функцию промежуточных доминант между господским двором и расположенным поблизости селением, объединяя их в единое целое. Представление о каплице дает одна из фотографий [показ]. Это было красивое каменное сооружение, центричное, восьмигранное в плане, с шатровой крышей, завершающейся шлемообразным куполом на глухом барабане. Фасады с фронтонами криволинейной конфигурации, украшены пилястрами, профилированным карнизом с сухариками. Строили её в стиле позднего белорусского, так называемого виленского барокко, которому была присуща «необычайная художественность и пластичность форм, многоплановая пространственная структура фасадов, богатство свето-тени, крутизна и легкость, придававшие строениям утончённые пропорции; замысловатые, сквозные проемы, извилистые очертания башен и фронтонов». На земле белорусской, становление художественных особенностей этого стиля связано с творческой деятельностью известного виленского архитектора Иоганна Кристофора Глаубица (1700 – 1767 гг.), в числе обновленных и перестроенных храмов которого, особое место занимает Полоцкий Софийский собор. Отличительная черта зального интерьера Лошицкой каплицы состояла в наличии органа и двух богато декорированных, украшенных уникальной резьбой, алтарей – Святой Девы Марии и Святого Николая. Вообще-то наличие в костёле нескольких дополнительных алтарей, кроме главного, расположенного в алтарной части, - явление распространенное, но то, что это подчеркнуто в названии самого католического храма – факт очень нетрадиционный. Скорее всего, здесь прослеживается внутренняя политика Николая I. После присоединения белорусских земель к Российской империи, по нашему краю, как цунами пронеслись восстания. Для уничтожения «духа края», принижался статус костёлов: их закрывали или давали дополнительное, новое имя, в честь небесного покровителя Николая I – Святого Николая. Печальна судьба этого культового сооружения, многие годы бывшего местом захоронения владельцев имения. После революции, в связи с организацией здесь машинно-тракторной станции (20-е годы ХХ в.), из родовой усыпальницы вывезли все гробы, содержащие свинец, т.к. этот металл понадобился для аккумуляторов. И аккумуляторы не отремонтировали, и покойников потревожили…, их останки были разбросаны по парку. Позднее, преданные земле местными жителями. Где…? – К сожалению, мы не знаем и сегодня. В те изуверские времена под покровом ночи, динамитом, каплица была частично взорвана. Частично, потому что не хватило начальной массы заряда, чтобы сразу разрушить толстенные стены, а людям сказали, что Красная Армия, проводя спецучения, случайно взорвала не тот объект. Можно сказать, что первую попытку вандализма здание выдержало, лишившись купола. Его оставили в покое и приспособили под склад сельскохозяйственного инвентаря. Окончательная гибель каплицы пришла с войной. В годы оккупации фашисты хранили здесь боеприпасы. При отступлении, не успели их вывезти, и взорвали вместе с каплицей. («По свидетельству бывшей сотрудницы БелНИИП Е.В. Семашко, храм был разрушен немцами в 1944 г., накануне освобождения Минска» Новикова Н.М.) Миновали годы, затянулись раны ушедшего лихого века…, но остается надежда на восстановление и возрождение памятников белорусской культуры и архитектуры, подтверждением этого являются работы в Лошицкой усадьбе.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |