АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТРОИЦКОЕ ПРЕДМЕСТЬЕ

Читайте также:
  1. II. ВЛАДЕНИЯ
  2. III. Кровавая статистика. 3 страница
  3. IV. С ОСТРОВА НА ОСТРОВ 1 страница
  4. VIII. ЛЮДИ
  5. XVIII век
  6. Автор-составитель: Т.А. Федорцова
  7. ближе к заливу.
  8. Боевики
  9. Брак и служба в Азии
  10. БЫЛЬ С НЕМЫСЛИМЫМ СЮЖЕТОМ
  11. в народном стиле «Семен - Летопроводец»
  12. В поисках утраченного времени

 

Отсюда открывается широкая панорама квартала Троицкого предместья и пластичного по форме 12-этажного здания большой протяженности, имя которого – «Дом над Свислочью». Он зрительно продолжает застройку квартала Троицкого предместья. Река Свислочь стала природной оправой этого квартала. Она объединяет современный ансамбль проспекта Машерова и историческую застройку на противоположном берегу.

Что привлекает наше внимание? И яркая окраска зданий, их различные силуэты… и крыши, без которых раньше не было домов. Приятно очутиться в старом городе, пройтись по тихим, мощенным брусчаткой улочкам, посидеть на скамейке в маленьком дворике… Жители крупных городов любят уйти от магистральных улиц со светофорами и людским потоком в уют тихих старых улочек, по которым можно идти, не спеша, отдыхая, где глаз замечает многое.

В этом вы убедитесь сами, когда познакомитесь с этим старым кварталом бывшего Троицкого предместья, увидите его продленную реставраторами жизнь и, возможно, почувствуете живой облик города XIX века. Здесь снимают фильмы, фотографируются, часто можно встретить художника с мольбертом.

 

[Автобус останавливается на ул. Янки Купалы, после выхода из автобуса группа собирается на площадке перед мостом]

 

Расположено Троицкое предместье в излучине реки Свислочь, на её левом берегу. В этом районе Минска сохранился один квартал XIX в. Его реконструкция уже закончена.

Рядом с Троицким предместьем на небольшом острове посреди реки открыт памятник-каплица, т.е. часовня. Его официальное название «Памятник воинам-интернационалистам».

 

[Группа проходит на середину моста]

 

В мемориальный комплекс входят: памятник с чертами церковного сооружения, у основания холма валун с иконой. Слева – скульптура Ангела-хранителя. Чуть дальше – поминальный стол и валуны с названиями афганских провинций.

Справа – административное здание, где находятся директор и охрана. Там же доска с планом комплекса, а за углом у входа еще одна доска с именами всех авторов сооружения. [Авторы памятника – скульптор Ю.П. Павлов и его семья: скульпторы Галина и Олег Павлович (жена и сын), ландшафтный архитектор Д. Хомяков, конструктор В. Канцевич. Основные строительные работы проводили железнодорожные войска РБ. Комплекс построен на средства от пожертвований граждан, государственного бюджета и ПКП «Волат»].

Задуманный как памятник воинам, погибшим в Афганистане, он стал по существу памятником сынам и дочерям Беларуси, павшим в разные века, на чужой земле, под чужими флагами, в чужих войнах. И вместе с погибшими солдатами мы обращаемся к Богу со словами, написанными на памятнике: «Госпадзе, мы дзеці твае». Обращаемся независимо от национальности и религии.

И, может, не случайно памятник находится на линии, соединяющей церковь Святой Марии Магдалины и костел Святых Симеона и Елены.

Тему скорби и памяти подчеркивает и ландшафт острова. Поверхность его неровная, с валунами, которых так много на белорусской земле. А некоторым они напоминают об афганских горах. Настроение создают и склонившиеся над водой плакучие ивы. И вокруг вода… Ее постоянно не хватало в Афганистане. Там, на чужой земле, жили воспоминаниями о родных белорусских криничках, речушках, озерах…

Первым элементом мемориального комплекса является валун с иконой.

[Группа переходит к валуну с иконой]

Этот валун был установлен как закладной камень (в 1988 г.; строительство комплекса началось в 1991 г., открыт 3 августа 1996 г.). На нем бронзовая икона Божьей матери. Под ней надпись: «Сынам, загінуўшым у Афганістане, узведзены гэты храм-помнік па даручэнню беларускіх маці, якія не жадаюць, каб зло панавала ні на сваёй, ні на чужой зямлі».

Памятник имеет свою историю. Группа белорусских женщин-матерей погибших в Афганистане ребят (во главе с председателем тогда еще Всесоюзного комитета афганских матерей минчанкой Инессой Сергеевной Головневой) приехала в г. Днепропетровск (1990), где был открыт один из первых в Советском Союзе памятников воинам-«афганцам». Этот памятник настолько тронул их, что они пригласили его автора участвовать в конкурсе на создание подобного памятника в Минске.

Афганская тема в творчестве украинского скульптора Юрия Павловича Павлова появилась неслучайно. Он провожал в армию своего сына (осенью 1985 г. еще шли военные действия в Афганистане.) и стал свидетелем, как страшно кричали матери, будто заранее провожали сыновей на смерть. Сын Ю.П. Павлова в Афганистан не попал. Но страх за него, сочувствие чужому горю, воспоминание о жутком крике матерей остались в памяти навсегда.

На конкурсе создания памятника в Минске проект Ю.П. Павлова был признан лучшим. Он предложил памятник необычный как по замыслу, так и по архитектурно-художественному воплощению.

[Отойти ближе к дорожке, ведущей к памятнику]

На насыпном холме высокой свечой возвышается памятник-часовня. Он стоит на сваях, укрепленных валунами. Стройная и строгая композиция устремлена вверх. Взгляд идет от основного объема к вытянутому барабану и кресту.

В основу очертания памятника положен первоначальный облик храма Евфросинии Полоцкой, такой, каким он был в ХII в. (храм построен в 1161 г.). Евфросиния Полоцкая является святой и для католиков, и для православных. Ее имя подчеркивает незыблемость идей, традиций, истории культуры белорусского народа, мысль о том, что люди, принадлежащие к разным конфессиям, имеют в жизни одну цену, равны перед вечностью. Образ памятника напоминает о хрупкости человеческого бытия на фоне политики, рождающей войны и насилие. Возвышенный над водой, отдалённый от обыденности и суеты, он словно плывет в вечности.

Основу памятника составляют фигуры скорбящих женщин-матерей. Скульптурная композиция храма выполнена в едином материале. Она состоит из четырех групп женских фигур, перерастающих в часовню. Их будто собрала здесь общая беда и общая ответственность за будущее. Лица матерей обращены во все стороны света, туда, куда Беларусь посылала своих сыновей. Во все времена оплакивали матери не вернувшихся с войны детей. Одни держат в руках иконы, другие – портреты сыновей. Матери, стоящие впереди, держат в руках светильники, которые символизируют тепло и свет домашнего очага. Возможно, они еще надеются на возвращение сыновей к домашнему огню. Стоящие сзади уже потеряли надежду. Они застыли, окаменели от горя.

Входы в часовню закрыты коваными воротами.

[Подойти к открытым воротам, если закрыты – к правому]

 

На кованых воротах, ведущих внутрь памятника – изображение гербов крупнейших белорусских городов и городов, сыгравших особую роль в развитии белорусской культуры: Минск, Могилев, Полоцк, Несвиж, Гомель, Витебск, Брест, Гродно.

Внутри – четыре алтаря.

[Если ворота открыты, группа проходит вовнутрь; экскурсовод стоит между алтарями с иконами «Маці святая Беларусь» и «Евфросиния Полоцкая»]

В каждом из четырех алтарей храма-памятника находятся изображения икон и бронзовые подсвечники под ними.

Главная икона – «Маці святая Беларусь». Наша многострадальная Беларусь представлена на ней в образе матери всех времен, которой пришли поклониться ее сыновья – и древние воины в латах, и солдаты Великой Отечественной, и воины-«афганцы».

Перекликается с ней по теме икона «Евфросиния Полоцкая – заступница белорусского народа». Святая Евфросиния стоит на коленях. Руки ее распростерты как крылья птицы. Она пытается закрыть, уберечь свой народ от врагов, среди которых и тевтонские рыцари, и фашисты с собаками... Нижний край иконы неровный – это символ того, что враги из века в век “отхватывали” часть белорусских земель.

 

«Экскурсовод переходит направо и становится между двумя другими алтарями»

 

В центре следующей иконы «Не рыдай мне, мацi» солдат, рядом с которым женский образ, символизирующий его мать, сестру, невесту. Крест с распятым Христом подразумевает, что «афганцев» в земной жизни предали, как по библейской легенде предали некогда Христа.

И, наконец, икона «Молитва четырнадцати святых за Беларусь». Это четырнадцать святых, канонизированных православной и католической церквами. На их изображение наложен бронзовый текст молитвы, основной смысл которой заключен во фразе «Убереги нас, Господи, от братской незгоды». Изображен также крест Евфросинии Полоцкой как призыв к согласию и примирению.

Внутри каждого алтаря на стенах высечены имена погибших воинов-«афганцев». Возле каждой фамилии лампада. Родные и близкие погибших при посещении мемориала могут установить в ней зажженную свечу.

Здесь представлена вся Беларусь. Около тридцати тысяч белорусов и уроженцев республики прошли через Афганистан. Из них 771 там погибли, а более 800 (837) вернулись инвалидами.

Среди имен, высеченных внутри памятника, две фамилии Героев Советского Союза [четверо белорусов за Афганистан удостоены звания Героев Советского Союза: А. Мельников (Могилев, 1988 г., посмертно), Н. Чепик (Пуховичский р-н, 1980 г., посмертно), В. Щербаков (род. в. г. Борисове, 1980 г.), В. Пименов (род. в Витебске, 1980 г.]. Имя одного из них – Николая Чепика (он подорвал себя гранатой, чтобы перекрыть дорогу душманам) – было в свое время широко известно. На его родину в д. Блужа Пуховичского района был проложен даже экскурсионный маршрут для школьников.

В центре храма заложена омытая кровью белорусских ребят афганская земля, а также земля, привезенная матерями с могил своих сыновей.

Специальный фонарь, установленный под полом, освещает снизу крест, возвышающийся над куполом. В центре креста – рубин (шлифованное стекло).

Туго натянутые струны (из биометалла, покрытого медью) прикреплены к пяти колоколам. При порывах ветра гудят. Этот гул вместе со звоном колоколов, как голоса павших, поднимаются к куполу храма и далее к высокому небу.

Внутренняя поверхность стен и его купол расписаны библейскими сюжетами – «Благовещение», «Божья Матерь», «Святое семейство», «Снятие с креста». Здесь же изображены архангел Михаил и Гавриил, считавшиеся покровителями белорусского воинства еще со времен Грюнвальда. (Иконы и внутренняя роспись выполнены в технике энкоустики, т. е. восковой живописи: несмывающиеся восковые краски известны со времен древнего Египта).

В композиции росписей среди фигур погибших воинов-«афганцев» встречаются изображения воинов прежних времен. За последнее тысячелетие сыны Беларуси вместе с другими народами принимали участие в 80-ти войнах (общей продолжительностью 215 лет) и почти в 3000 походов и вооруженных конфликтов. В период 1950-х, 1980-х годов по воле политиков им пришлось сражаться и на чужой территории [в ходе корейско-американской войны (1950—1953), в событиях в Венгрии (1956), в ходе вьетнамо-американской войны (1964—1973), арабо-израильских войн (1968—1983), в Чехословакии (1968), в столкновениях советских и китайских войск на дальневосточных и среднеазиатских границах (1969—1973), в Анголе (1976—1986), в боевых действиях в Афганистане (1979—1989)]. Иконы, молитва и подкупольная роспись объединяют всех, кто погиб в Корее, Венгрии, Вьетнаме, Чехословакии, Анголе, Афганистане…

Из всех перечисленных самый страшный след оставил Афганистан. И следующий элемент комплекса увековечивает места, где проливали кровь в Афганистане наши ребята.

 

[Перейти к валунам и столу]

 

В этой части острова символический поминальный стол и валуны с названиями афганских провинций, где дислоцировались и вели боевые действия советские войска. Плита символического поминального стола когда-то находилась на поле аэродрома в Кабуле.

Просьба правительства Афганистана о вводе советских войск в Афганистан была связана с политическим кризисом после революции 1978 г. В СССР было объявлено, что это вызвано стремлением укрепить безопасность СССР. В результате так называемый «ограниченный контингент» оказался вовлеченным в военные действия почти на десять лет. [Историки называют этот период третьей афганской войной. Первый конфликт между Афганистаном и Российской империей произошел в ХIХ веке (1884—1885) из-за притязаний афганского правительства на южные туркменские земли. Второй русско-афганской войной историки называют борьбу с басмачеством в Средней Азии (1919—1932)].

Какими бы ни были политические цели этой войны, всем сегодня очевидно, что ввод войск в Афганистан нанес урон авторитету государства, ухудшил взаимоотношения СССР с западными странами и еще больше обострил ситуацию в самом Афганистане. К сожалению, признание ошибки о вводе войск в Афганистан не принесло облегчения семьям, потерявшим там родных и близких, не вернуло здоровье тем, кто остался инвалидом. А в Афганистане и сегодня обстановка остается напряженной.

Здесь, за поминальным столом, в памятные дни собираются родные, близкие, друзья погибших. Общими для всех датами стали день ввода советских войск в Афганистан 27 декабря и день вывода войск – 15 февраля. В эти дни у памятника проходят траурные митинги, возложение венков.

Афганистан оставил трагический след в душах и в жизнях наших людей. И поныне воинам афганской войны, живущим в разных уголках Беларуси, снятся по ночам политый кровью перевал Салан и Пянджерское ущелье, огненные дороги Герата, Джелалабада, Кандагара, Кундуза, Баглама и другие места.

Следующий элемент мемориального комплекса – фигура Ангела-хранителя.

 

[Группа переходит к скульптуре Ангела-хранителя]

Это своеобразный памятник тем воинам-«афганцам», которые погибли от физических и душевных ран уже после возвращения на родину. Ангелы бесплотны, но авторы мемориала, вероятно, хотели сказать, что война – это участь мужчин. Ангел плачет, потому что не смог выполнить свою святую миссию – уберечь воина от смерти.

После открытия памятника иногда можно было видеть, как подъезжали к острову свадебные кортежи. Молодая пара подходит к фигуре Ангела – и невеста прикасается к нему. Говорят, что это прикосновение – залог того, что будущие дети не погибнут в войне.

Трагическая страница нашей истории, связанная с войной в Афганистане, удаляется во времени. Но время не снижает боль и тревогу тех, кто прошел через нее, и тех, кто потерял своих родных и близких. Памятник воинам-интернационалистам создан не только в память о тех, кто прошел через Афганистан, и для их близких. Он создан для всех ныне живущих, как наша общая боль, наша общая память, как крик души против войны. Митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси Филарет перед освящением памятника молитвенно произнес: «Господе, упокой души усопших рабов твоих. Вождей и воинов, на войне афганистанской души свои положивших. И сотвори им вечную память».

Здесь, на острове посреди Свислочи, памятник поднялся словно из самой матери-земли [памятник над Свислочью пополнил список «афганских» памятников в Бресте, Борисове, Барановичах, Орше; в Витебске (с 1995 г.) работает государственный музей воинов-интернационалистов]. Расположенный между новой и старой застройкой, он как бы утверждает, что жизнь продолжается и жить надо…

 

[Пройти к мосту; предложить подойти к входу в административное здание, ознакомиться с текстом на доске; после осмотра собраться на мосту]

Итак, продолжим нашу экскурсию по Троицкому предместью. Поселение здесь существовало уже в ХII в. С центром города оно было связано мостом через р. Свислочь. Деревянная застройка этой части города развивалась хаотично.

В конце ХVIII – ХIХ вв. в Минске, как и во всей Российской империи, начались массовые градостроительные работы. В планировке провинциальных городов использовался опыт Петербурга. Средневековую путаницу узких и грязных улиц Минск сменил на четкие линии регулярного плана. Улицы пересекались под прямым углом, образуя квадратные или прямоугольные кварталы, часто одной величины. Город застраивался по типовым, тогда говорили «образцовым», проектам, составленным для губернских городов.

В разработке проектов принимали участие и губернские архитекторы, которые лучше учитывали местные условия. В предместье многие дома сооружались с учетом особенностей местной архитектуры: высокие крыши домов определяются климатическими условиями (обилием осадков) и местными бытовыми традициями (использованием чердаков для хозяйственных нужд).

Архитектурное решение ансамбля жилых домов по ул. Старовиленской типично для классицизма. Четкие грани домов подчеркивали регулярность улицы. Здания высотой в 2—3 этажа тесно прижаты друг к другу. Как сплошная уличная стена стоят по одной, так называемой, красной линии застройки, создавая, как тогда говорили, «единую сплошную фасаду». Строгие по рисунку наличники, карнизы, пояски и другие элементы зрительно усиливали значение стены.

Дома разнообразны по масштабу, цвету и силуэту. В архитектуре этих зданий плоскостные фасады, ассиметричное расположение главного входа, ступенчатость разновысотных зданий, высокие двухскатные крыши с так называемыми слуховыми окнами самых разных конфигураций – полуциркульными, прямоугольными, треугольными.

 

[Пройти к дому с мансардой ]

Дома с мансардами появились в эпоху классицизма. Мансарда – это получердачное помещение, в котором можно разместить и мастерскую художника, и жилую комнату. Свое название мансарда получила по имени ее создателя – Франсуа Мансара – французского архитектора (1598—1666). Он первым из архитекторов использовал получердачное помещение под мастерскую художника.

Нарядность и праздничность зданий, обращенных к реке, подчеркивается ярким цветом стен. Такие насыщенные тона создают плоский цветной ковер, краски которого радуют глаз и в пасмурную погоду. С давних пор городские дома красили в яркие цвета. Это было не только красиво, но, главное, удобно. Нумерации домов еще не было и в письмах приходилось указывать: «второй желтый дом от аптеки», «третий зеленый дом от булочной», а о месте жительства обычно говорили так: «на земле Ваньковича между Комаровкой и Переспой», «по дороге к лютеранскому кладбищу», «около артиллерийских казарм» и т.д. В Минске только в конце ХIХ века появились дощечки с названиями улиц в центре города.

Отреставрированный и возвращенный к жизни комплекс является естественным музеем, который сохраняет стиль и образцы городской каменной постройки ХIХ века. Органично разместились в старых постройках всевозможные лавки, аптека, музеи, кафе.

 

[Переход к корчме за углом]

 

Эти два дома составляют единую композицию. Они соединены воротами с брамкой. За ними дворик, куда выходят двери обоих зданий. В настоящее время здесь разместилась корчма «Старовиленская» с баром и кофейней.

Корчма была обязательным элементом старых белорусских поселений. Строили их около дорог, на пересечении важных торговых шляхов, при выезде из города, на рыночных площадях, на границах владений. В корчме путешественник мог найти ночлег и еду, нередко местные жители проводили собрания, здесь устраивала танцы молодежь.

Корчмы на Беларуси строились двух типов: корчма с ночлегом и конюшней, или просто «заезд», и корчма «без заезда», где продавались только еда и напитки, т.е. как эта. Проходили десятилетия, даже века, а вид корчмы почти не изменялся. Позже, в ХIХ веке, появились каменные корчмы – «аустерии». С течением времени некоторые функции корчмы взяли на себя заезжие дворы, станционные и почтовые гостиницы.

Здание обычно выделялось среди застройки: вход освещали фонари, массивные ворота украшали кованные завесы, ручки, клямки. Вывески у ворот зазывали войти вовнутрь. Многие детали этой корчмы воссоздают характер постройки ХIХ века. Это – дверные и оконные столярные изделия, черепичные покрытия крыш, наружная лестница, лепной декор, а также благоустройство и так называемые малые архитектурные формы. Оформление интерьеров всех помещений выполнено в стиле ретро с учетом традиций ХIХ века.

 

[Переход к соседнему зданию]

 

Это трехэтажное здание отступает внутрь от красной линии застройки. В нем располагается Белорусский фонд культуры. На первом этаже находится галерея декоративного прикладного искусства Беларуси «Славутыя майстры».

В Минске сохранившаяся застройка Троицкого предместья стала первым объектом города, где проводилась полная регенерация, т.е. восстановление всего архитектурно-строительного комплекса (арх. Л. Левин, Ю. Градов, С. Багласов). Этот квартал дошел до нас в искаженном виде с многочисленными перестройками. По архивным материалам, аналогам, старым фотографиям был восстановлен первоначальный облик квартала отдельных зданий и интерьеров. Реставраторы уловили стиль, сохранили ритм, дух времени, что-то и придумали. Здания порой излишне декоративны, но это для того, чтобы привлечь внимание. И квартал, где люди жили безо всяких удобств и о сносе его уже было принято решение, ожил. Всего в Троицком предместье 12 жилых домов и более 60 квартир.

В здании справа – магазин «Вянок». Главный фасад этого двухэтажного дома также обращен к реке. Здесь же входная дверь и балкон. Оконные проемы первого этажа имеют ставни. Внутреннее и внешнее оформление книгарни «Вянок» выдержано в старинном национальном стиле. Стилизованная под ХIХ век книгарня «Вянок» - своеобразная дань памяти поэту-романтику, классику белорусской литературы Максиму Богдановичу (1891 – 1917). Это название единственного сборника его стихов, изданного при жизни поэта.

С районом Троицкого предместья связаны имена некоторых деятелей культуры и литературы. Здесь родился Максим Богданович, некоторое время жила белорусская поэтесса начала ХХ века Алоиза Пашкевич (1876—1916) – Цётка, в духовной семинарии учился основатель белорусского языкознания, первый из белорусов академик – Е.Ф. Карский (1860—1931) (Звание академика получил в 1916 г. за работу «Белорусы»). На Троицкой горе в высшей женской школе преподавал рисование художник Язэп Дроздович (1888—1954), памятник которому был открыт в Троицком предместье.

 

[Группа переходит к памятнику Язепу Дроздовичу ]

 

Язэп Дроздович – талантливый живописец и график, мастер декоративно-прикладного искусства, этнограф и фольклорист.

Монумент представляет нам Язэпа Дроздовича в полный рост около могучего дуба. В кроне дуба-символа фантазия авторов вместила образы из его произведений.

Язэп Дроздович по способу жизни был странником. Странствовать пришлось с раннего детства… Путешествия воспитывали у будущего художника наблюдательность и любовь к родной земле. В конце 1920-х годов, во время путешествий по Западной Беларуси, художник создает уникальные графические альбомы – сотни рисунков, посвященных памятникам древнего зодчества Новогрудка, Вильни, Крева, Глубокого и других мест. За исключением семи лет в российской армии, жизненные пути Дроздовича не выходили за пределы родной земли и соединили ее исторические места: Вильню, Новогрудок, Менск, Белосток.

Язэп Дроздович первым в белорусском изобразительном искусстве открывает тему иных планет, космоса. Она не стала главной в его творчестве – он не мог оторваться от земных проблем и забот, но интерес к Вселенной проходит через всю его жизнь.

Уже в зрелые годы художник увлёкся рисованием настенных ковров для крестьянских хат. Этой малооплачиваемой работе, по его собственным словам, он посвятил массу времени – для развития эстетического вкуса у крестьян той страны, где родился и вырос. Но за всю жизнь он не имел собственного дома. Нужда была такая, что иной раз не хватало денег на краски и полотно. На дороге в лютую стужу нашли его крестьяне и отвезли в больницу. Потом похоронили на свои средства. И было это при советской власти, уже после смерти Сталина – в 1954 г.

При той власти Дроздович не получил заслуженного признания. Возможно, потому, что не создал ничего, что могло бы импонировать партийным идеологам культуры. Его полотна по содержанию и тематике не укладывались в рамки официального искусства.

Сегодня память Язэпа Дроздовича увековечена. В Германовичах (Витебская обл.), на родине художника, открыт небольшой музей. В Минске, через который тоже проходил «шлях вандраванняў” Дроздовича, установлена скульптурная композиция с символическим названием «Вечны вандроўнік” (1993, автор – Игорь Голубев).

...Мастер смотрит куда-то вдаль... Что видит он там?.. Может, душою художник чувствует будущее Беларуси?.. А может, находится где-то в мечтах, откуда скоро вернется и подарит нам картину?.. Каждый, наверное, увидит в памятнике что-то личное... как то: мудрость и наивность, реализм и мистику, научность и фантазию.

Большая часть творческого наследия Дроздовича, возможно, бесследно исчезла. Но и то, что осталось, заставляет склонить голову перед памятью Великого подвижника...

 

[Повернуть группу лицом к улице]

На противоположной стороне улицы, где Вторая клиническая больница, располагался Вознесенский монастырь. Он и стал ядром предместья. После упразднения монастыря (1839) корпуса его приспособили под городской лазарет.

Улица несколько раз меняла свое название. Первое – Троицкая, в XIX в. – Александровская, с 1936 г. – М. Горького, с 1991 г. центральная улица Троицкого предместья носит имя Максима Богдановича. В Троицком предместье многое напоминает о поэте. Рассказ об этом мы продолжим у здания литературного музея М. Богдановича – он находится здесь же, внутри квартала.

 

[Пройти по ул. М. Богдановича до первой арки и войти во дворик музея]

Музей Максима Богдановича был открыт в Троицком предместье, потому что он родился в одном из деревянных домов по бывшей улице Троицкой, на месте которого теперь стоит современное здание с мемориальной доской на фасаде. А на бывшей Троицкой горе, перед зданием Театра оперы и балета, открыт к 90-летию Максима Богдановича памятник. Отец поэта, Адам Егорович Богданович (1862—1940), народный учитель, исследователь белорусской этнографии и фольклора, по семейным обстоятельствам покидает Минск, а затем и пределы Беларуси. Как поэт, Максим Богданович формировался вдали от родины. Ему было только 16 лет, когда вслед за Янкой Купалой и Якубом Коласом он вступил в белорусскую литературу. Он прожил 25 лет, но сделал так много для своей родины, для будущего своего народа, его культуры, поэзии!.. Экспозиция музея, который был открыт к 100-летию со дня рождения поэта, рассказывает об этом замечательном человеке и поэте.

С пяти лет после смерти матери он живет в России – в Нижнем Новгороде, а затем в Ярославле. И вот там он словно почувствовал зов родной земли. По книгам и словарям он выучил язык своей матери. И на этом языке создал шедевры лирики. До Богдановича белорусская поэзия не знала таких стихов:

 

Ціха па мяккай траве

Сінявокая ноч прахадзіла...

Богданович тонко чувствовал художественную выразительность, музыкальность, мелодичность родного языка:

 

Маладыя гады,

Маладыя жаданні!

Ні жуды, ні нуды,

Толькі шчасце кахання.

Помніш толькі красу,

Мілы тварык дзявочы,

Залатую касу,

Сіняватыя вочы.

 

Будзь жа, век малады,

Поўны светлымі днямі!

Пралятайце, гады,

Залатымі агнямі!..

 

Лучшие стихи поэта можно отнести к шедеврам мировой лирики. Уже один только романс «Зорка Венера» навеки обессмертил его имя.

 

Зорка Венера ўзышла над зямлёю,

Светлыя згадкі з сабой прывяла...

Помніш, калі я спаткаўся з табою,

Зорка Венера узыйшла.

 

Он остался юным навсегда, уйдя из жизни в 25 лет 5 месяцев 16 дней. Даже в его предсмертных стихах нет отчаяния:

 

У краіне светлай, дзе я ўміраю,

У белым доме ля сіняй бухты,

Я не самотны, я кнігу маю

З друкарні пана Марціна Кухты...

 

Эти стихи говорят нам о том, как дорога ему была его книга – «Вянок». Все его творческое наследие – поэзия, проза, публицистика, история и теория литературы, переводы, письма – вмещается в два книжных тома. Но это поистине золотые тома!..

Рядом с музеем Максима Богдановича уже несколько лет работает Дом природы – где часто проходят выставки зоолого-экзотического плана. Здесь же внутри квартала здание, где разместились службы Республиканского правления общества охраны памятников истории и культуры и Белорусское отделение фонда мира. В трех зданиях, выходящих на улицу М. Богдановича - музей истории белорусской литературы. Внутри квартала ряд зданий, в которых разместились кафе, рестораны, открыт отдел ЗАГСа Центрального района, аптека, парикмахерская.

 

[Переход к арке]

На углу улиц М. Богдановича и Янки Купалы расположена «Цырульня». Об этом нам сообщает надпись над массивной деревянной дверью со стороны улицы. От старого здания остались только не поддавшиеся времени стены старой кладки. Все остальное в них новенькое, сверкающее, хотя и выполнено в стиле ретро. Залы украшают керамические барельефы с изображением женских головок с причудливыми прическами. В прошлом цирюльни были сродни аптекам и немецкое слово «фельдшер» означает в переводе «полевой цирюльник». Цирюльники не только брили бороды и стригли волосы, но и оказывали лечебную и даже хирургическую помощь: срезали мозоли, пускали кровь, лечили раны, нарывы, переломы, ставили пиявки, накладывали повязки…

Рядом с цирюльней – аптека. В этой аптеке, к сожалению, нет музея аптекарского дела, хотя бы отдаленно похожего на те, что во Львове, Петергофе. В Гродно сейчас открыт (1996) единственный в Беларуси музей фармацевтики. Но и здесь выставлены некоторые виды провизорской аптечной посуды, старые фармацевтические книги. В оформлении интерьера использована керамическая плитка с изображением растений и животных. Среди них привлекает внимание крокодил, чучело которого в аптеках часто подвешивали к самому потолку – с незапамятных времен оно призвано символизировать незаурядное здоровье и долголетие.

Открытие первых аптек на Беларуси относится к ХVI веку, в Минске же она открылась в середине ХVII века, но просуществовала недолго. И только в ХVІІІ веке (1748) была открыта заново, как сказано в грамоте “для поратования здоровья людей духовного, светского стану в том городе живущих, так и для всего воеводства Минского”. Прообразом аптек были лавки, где торговали лекарственными травами. С открытием аптек минским лавочникам запрещалось продавать в своих лавках медикаменты. Вторая аптека в Минске появилась лишь через тридцать четыре года (1782).

В ХIХ веке была открыта аптека и на Троицкой горе. В здешней аптеке, как правило, неплохой выбор лекарственных трав. Желающие могут зайти, познакомиться с интерьером здания и приобрести для себя что-либо из имеющегося в наличии. Наш автобус (напомнить номер!) стоит на этой же улице.

 

[Дать свободное время для посещения аптеки]

[Автобус движется по ул. Янки Купалы – Коммунальному переулку – направо на ул. Богдановича – налево на ул. Купалы, - ул. Интернациональную]

Сейчас мы будем пересекать ул. Максима Богдановича. Она является транспортным дублером проспекта Независимости. На ней очень шумно – поэтому обратите внимание направо – на нее выходят фасадами дома нежилые – магазины, кафе. В свободное время можно заглянуть в сувенирный, антикварный, комиссионный, цветочный магазины, магазин «Фарфор, стекло», зайти в бар, маленькие кафе. И всюду интерьеры их выполнены под старину с учетом национальных традиций.

Квартал Троицкого предместья как бы соединяет век нынешний с веком минувшим. Слева в сквере на бывшей Троицкой горе располагается здание (1937, арх. И. Лангбард), в котором работают Национальные академические театры – театр оперы и театр балета. Театром балета руководит один из лучших балетмейстеров мира – так считают специалисты – В. Елизарьев. Его приглашают для постановок балета многие театры.

Под сводами театра звучит музыка как классических опер, так и национальных. Например, «Рогнеда», «Князь Витовт», «Дзікае паляванне караля Стаха» и др. Несколько раньше была поставлена опера, посвященная М. Богдановичу – «Зорка Венера» (комп. Ю. Семеняко). В ее основу легли стихи поэта. Возможно, со временем театр будет носить его имя. Здесь и памятник М. Богдановичу (1981, скульпт. С. Вакар).

Поэт остановился на аллее, ведущей к широкой лестнице перед входами в здание театра: то ли прислушивается к звукам музыки, то ли в его голове рождаются новые стихи… В правой руке – букетик васильков, цветов, которые он называл «цвятком радзімы».

Стоит поэт недалеко от своего собрата по поэтическому творчеству и гражданским позициям, но более старшему по возрасту – Янки Купалы. Их разделяют лишь деревья парков и река Свислочь.

Улица, которая носит имя Купалы, приведет нас к парку его имени. После выхода из автобуса мы познакомимся с Купаловским мемориальным архитектурно-скульптурным комплексом.

Слева парк, в центре которого памятник юному партизану Герою Совестского Союза Марату Казею (1959, скульпт. С. Селиханов). Справа – здание из стекла и стали – Национальный выставочный центр «Белэкспо» (1969, арх. С. Ботковский).

 

[Группа выходит из автобуса и проходит к главному входу в парк; автобус идет на стоянку]

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.023 сек.)