АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПАРК ЯНКИ КУПАЛЫ

Читайте также:
  1. Автор-составитель: Т.А. Федорцова
  2. Агульная характарыстыка і асаблівасці пабудовы зместу літаратурнай адукацыі па ступенях навучання
  3. Адукацыя, навука, культура.
  4. БАНЯ ЛЕЧИТ
  5. Введение
  6. Введение
  7. ВВЕДЕНИЕ
  8. Верхняя Русь
  9. Віды археалагічнай дзейнасці. Археалогія у кірунках і метадах даследавання
  10. Восточнославянские боги и их имена
  11. ВСТУПЛЕНИЕ
  12. Выпрацавана схема парадку працы над лірычным творам.

 

Парк носит имя народного поэта Беларуси Янки Купалы. На берегу неторопливой Свислочи в тени стройных лип и каштанов разместился этот живописный парк. Здесь в камне и бронзе, в звонких струях фонтана живет светлая память о славном сыне белорусского народа.

До войны это место было застроено деревянными домами и было окраиной Минска. В годы войны вся жилая застройка была уничтожена пожарами и бомбежкой. На месте руин и пепелищ разрушенного фашистами города был заложен парк (1949 г.), который получил название 30-летия БССР. Тогда, в 1949 году, сюда привозили деревья и кустарники со всех уголков Беларуси. И сейчас их здесь более 1000. Тут прекрасно прижились липы и клены, березы и ясени, ели и тополя. Каждый год здесь высаживаются цветы. Этот уголок города вобрал в себя неброскую, нежную красоту белорусской природы и прекрасен в любую погоду.

Ко дню 80-летия со дня рождения Янки Купалы (1962 г.) парк был переименован и стал называться Купаловским, так как именно здесь перед войной жила семья поэта. К 90-летию песняра (1972 г.) была проведена реконструкция парка и создан мемориальный комплекс, посвященный памяти поэта. Его авторы – белорусские скульпторы: А. Аникейчик, Л. Гумилевский, А. Заспицкий; архитекторы – Ю. Градов, Л. Левин.

В парке в едином ансамбле слились воедино белорусская природа, так любимая поэтом, фонтан «Вянок», литературный музей Янки Купалы и памятник поэту.

 

[Группа подходит к памятнику]

Памятник народному поэту Беларуси Янке Купале. Первый в белоруской скульптуре обобщенный образ поэта. Он монументален и человечен.

Как живой идет он по родной белорусской земле, навстречу своему народу, служению которому он отдал все свои силы, талант и жизнь. Кажется, что будто он куда-то только что шел, но немного устав, приостановился, очарованный пейзажем, да так и остался стоять здесь навечно во всем своем величии. Ветер подхватил наброшенное на плечи пальто. В правой руке он держит палку-посох, а левую прижимает к сердцу. Эпиграфом к рассказу о жизни поэта можно поставить слова самого Янки Купалы:

 

Я адплаціў народу,

Чым моц мая магла.

Зваў з путаў на свабоду,

Зваў з цемры да святла.

 

Приход поэта в молодую белорусскую литературу совпал с приходом первой русской революции. 15 мая 1905 года в газете «Северо-западный край» было напечатано стихотворение «Мужык», под которым стояла подпись Янка Купала. Это была первая публикация стихов поэта. Янка Купала писал от его имени так:

Што я мужык, усе тут знаюць,

І, як есць гэты свет вялік,

З мяне смяюцца, пагарджаюць,

Бо я мужык, дурны мужык...

 

Але хоць колькі жыць тут буду,

Як будзе век тут мой вялік,

Ніколі, браткі, не забуду,

Што чалавек я, хоць мужык...

 

Так мог написать только человек, который изведал все горе народа. В молодую белорусскую литературу Янка Купала привел нового героя, имя которому «мужик». Этими словами долгое время унижали целый народ, оскорбляли его национальное достоинство. До Янки Купалы в белорусской литературе не было поэта, который бы лучше почувствовал под грубой серьмягой душу народа, его неизмеримые потенциальные силы. Впервые в белорусской поэзии в этом стихотворении прозвучала не просто жалоба на тяжелую мужицкую долю, но и уверенность в своей силе и человеческом достоинстве. Это стихотворение вошло в первый сборник стихов поэта «Жалейка», вышедший в 1905 году.

Служить народу, писать о народе – такое поэтическое кредо поэта на протяжении всего его творчества.

 

Я не для вас, паны, о не,

А я для бедных і загнаных,

Я з імі мучуся ўраўне,

У адных закут з імі кайданах... (1907)

 

Белорусское советское литературоведение немало потрудилось в свое время над тем, чтобы представить Купалу как выходца из так называемых «глубин народа». Хотя одного взгляда на портрет песняра достаточно, чтобы понять: его знаменитое «Я мужык-белорус...» лично к нему отнести нельзя. Купала родился в шляхетской, т.е. дворянской семье, а не в бедной семье крестьянина-арендатора, как нас убеждали раньше, хотя землю родителям Купалы приходилось арендовать. После смерти отца будущему поэту пришлось уйти в заработки.

Доля белорусского мужика, судьба всего народа и родного края – главная тема произведений поэта. Устами поэта говорила Беларусь – талантливая, но униженная, богатая духовно, но не признанная как нация. Написанное Янкой Купалой стихотворение «А хто там ідзе?» (1907) М. Горький перевел на русский язык и назвал «гимном белорусов». Это стихотворение по своей поэтической силе и одновременно художественной простоте является настоящей жемчужиной в мировой поэзии, одним из выдающихся гимнов возрождающегося человечества.

 

А хто там ідзе, а хто там ідзе

У агромністай такой грамадзе?

-Беларусы.

А што яны нясуць на худых плячах,

На руках ў крыві, на нагах у лапцях?

-Сваю крыўду.

А чаго ж, чаго захацелася ім,

Пагарджаным век, ім сляпым, глухім?

Людзьмі звацца. (1905 – 1907)

 

Тематика Купалы поражает своим богатством, разнообразием, многогранностью. Стихи Купалы неподвластны времени. Они всегда современны, причем настолько, что еще сильнее воздействуют на читателя сегодня, нежели даже тогда, когда писались. Словно Купала предвидел это время, которое сейчас переживает наша Батьковщина, народ, язык.

Чаго вам хочацца, панове?

Які вас выклікаў прымус

Забіць трывогу аб тэй мове,

Якой азваўся беларус?

Чаму вам дзіка яго мова? -

Паверце, вашай ён не ўкраў... (1907)

 

Купала задолго до смерти успел стать для своего народа борцом, пророком, вождем, национальным героем. Купала стал символом Беларуси. В далекой Америке, вблизи Нью-Йорка, в Арроу-парке рядом с памятником американскому поэту Уолту Уитмену установлены памятники выдающимся деятелям славянской литературы – это А. Пушкин, Т. Шевченко, А. Мицкевич и Янка Купала.

Автором памятника в Нью-Йорке, как и памятника в Купаловском парке, является Анатолий Аникейчик. Созданный скульптором и архитекторами Беларуси памятник был отлит рабочими Санкт-Петербурга, а гранитные плиты для памятника были доставлены из каменоломен Украины.

У подножья памятника струится родник – символ бессмертия поэта и расцветает волшебный цветок папоротника. Папоротник не цветет, но фантазия художника позволила оживить древнюю народную легенду о заколдованном цветке. Она гласит, что в дни летнего солнцестояния, когда все в природе достигает своего расцвета: зреют хлеба, цветут травы - в глухой лесной чаще, искрясь ярким огнем, расцветает сказочный цветок папоротника. И тот, кто найдет этот цветок, станет не только счастливым сам, но и принесет счастье другим людям. С цветком папоротника и связано возникновение литературного псевдонима поэта. Настоящее его имя Иван Доминикович Луцевич. Молодой белорусский поэт берет псевдоним от имени купальского праздника не только потому, что он родился на Купалье. Его увлекло поэтическое предание о цветке папоротника, как символ вековой мечты народа о счастливой жизни.

С древним народным праздником Купалье связано множество легенд, преданий, поверий, обрядов. Юноши в волшебную ночь искали счастье, отправляясь на поиски цветка папоротника, а девушки гадали о будущем замужестве. Об этом расскажет нам фонтан «Вянок».

 

[Пройти к фонтану «Венок»]

 

В скульптурной композиции «Вянок» нашел отражение обряд гадания в купальскую ночь. Над сверкающим венком-фонтаном застыли в бронзе склоненные над водой девушки, гадающие о счастье. Они пускают на воду веночки из полевых цветов. Плывут, покачиваясь на воде, венки…Девушки провожают их взглядом…

Купалье – древний языческий праздник, который под разными названиями известен у многих народов. Он приходится на период летнего солнцестояния и отмечается в ночь с 6 на 7 июля. Это праздник Бога Солнца, Бога Огня, всех могучих сил природы. Позднее церковь совместила с языческим христианский праздник Ивана Предтечи. Так и появилось название «Ивана Купала».

Во время этого праздника наши предки справляли обряды, которые должны были защитить человека от злых духов. Особенно большое значение придавалось волшебной силе воды и огня. Считалось, что в такую ночь бродит по лугам и лесам нечистая сила. Чтобы защититься от нее, люди, веря в силу огня, зажигали большой костер, молодежь в праздничных одеждах водила вокруг огня хороводы, пела обрядовые купальские песни. Парни и девушки прыгали через огонь. На высоком шесте поднимали зажженное колесо. Оно символизировало солнце. Считалось, что в эту ночь расцветает волшебный цветок папоротника, цветок счастья. На Купалье и сейчас рекомендуют собирать лечебные цветы и травы, так как в этот период они обладают особенной живительной силой.

В купальскую ночь и вода, по преданию, очищает от грехов и злых духов. Люди купались в реках и озерах, умывались росными водами, обливали друг друга водой. Возможно, от обряда купания и произошло языческое название праздника.

В такую купальскую ночь девушки гадали о замужестве. Они собирали полевые цветы, каждая плела по два веночка – один для себя, другой – для своего суженного. Веночки украшались свечами и пускались на воду. Долго был виден отблеск огня на речной глади, что делало обряд еще более таинственным. Народное предание гласило: если венки, опущенные на воду, встретятся и поплывут вместе – значит, быть свадьбе, расплывутся венки в разные стороны – жди следующего года, прибьет веночек к другому берегу – придется искать счастья на чужой стороне. Ну, а если один из венков утонет – беда: век будешь вековать одна.

Купальская ночь – ночь чудес: по преданию, ходят и переговариваются между собой деревья и даже можно понять, о чем говорят птицы и звери. Белорусский народ любит этот праздник. Отмечают его у нас и теперь.

Все, что происходило в жизни белорусского народа, находило отражение в творчестве поэта. Янка Купала любил жизнь, Родину, людей, живущих с ним рядом. Вот почему, наверно, так мелодичны, лиричны, музыкальны стихи поэта. Сегодня на стихи Купалы создано свыше 200 музыкальных произведений. Неоднократно к творчеству поэта обращались такие выдающиеся деятели белорусской культуры как Д. Аладов, А. Богатырев, В. Мулявин, И. Лученок. Эти произведения знают во всем мире. Например:

 

Песняй вясны лебядзінаю,

Скінуўшы зімнія чары,

Шэпчуцца явар з калінаю

Ў сумнай даліне над ярам.

Лісцікі зеляняй хваляцца

Небу панятлівай мовай:

Росамі мыюцца раніцай,

Песцяцца сонцам паўднёвым... (1910)

Или еще один пример:

Ад прадзедаў спакон вякоў

Мне засталася спадчына,

Паміж сваіх і чужакоў

Яна мне ласкай матчынай.

Аб ёй мне баюць казкі-сны

Вясеннія праталіны,

І лесу шэлест верасны,

І ў полі дуб апалены...

Жыве з ім дум маіх сям’я

І сніць з ім сны нязводныя...

Завецца ж спадчына мая

Ўсяго старонкай роднаю (1918)

 

Каждый год здесь, в этом парке, и на родине Янки Купалы в д. Вязынка в купальские дни проходят праздники купаловской поэзии. На них собираются поэты, певцы, композиторы, многочисленные поклонники творчества поэта.

Литературные герои и поэтические образы Янки Купалы станут главными действующими лицами обновленного столичного парка. Любимое многими минчанами место отдыха у Свислочи в ближайшее время ждет реконструкция. Специалисты скорректировали архитектурно-планировочное решение территории всего комплекса. Они запроектировали внутри парка дополнительную кольцевую аллею. На ней будут построены площадки для отдыха со скульптурными композициями: «Осень», «Жалейка», «У плетня». В партерной части, выходящей к набережной реки, весной, летом и осенью будут высаживать цветы, которые создадут иллюзию бегущей реки. Через эту «живую воду» перекинут мостик, а на нем установят скульптуру пастушка, играющего на жалейке. К Свислочи будут вести новые пешеходные дорожки. Все пешеходные пути выложат мелкоразмерной плиткой серого, желтого и голубого цветов. В перспективе планируется привести в порядок и набережную Свислочи. Парк украсят новые светильники. Реконструкция коснется и входов в парк со стороны проспекта Независимости и улицы Янки Купалы.

Все в этом парке связано с именем поэта: памятник, фонтан, а чуть в стороне от главной аллеи, стоит двухэтажное здание с барельефом поэта. Это литературный музей Янки Купалы (1959, арх. И. Володько, В. Волчек).

 

[Группа переходит к музею]

Со временем здесь, возле музея, предполагается установить на постаменте миниатюрную копию дома, в котором поэт родился.

Литературный музей Янки Купалы был открыт в 1945 году. Подготовительные работы по организации музея были начаты еще в Москве в 1942 году. Их возглавила вдова поэта Владислава Францевна Луцевич. Она стала и первым директором музея. Здание было построено на месте сожженного в первые дни войны дома, в котором с 1927 по 1941 год жил поэт. Не просто складывался этот период его жизни. В 1925 году ему присваивается звание народного поэта, его избирают действительным членом Академии наук БССР и УССР. В 1930 годы во время сталинских репрессий многие друзья поэта и его родственники были арестованы. Самому Купале стали навешивать различные ярлыки: «нацдем», «шляхтич», «подкулачник». Началась организованная травля поэта. Его часто стали посещать агенты ГПУ, уводили с собой, пытались заставить признаться, что он возглавлял «Контреволюционную организацию белорусских нацдемов». Возвращался Купала домой измученным, подавленным, молчаливым. Однажды пытался покончить с собой (ноябрь 1930 года). Каким-то чудом ему удалось избежать ареста. Но «вольнодумства» ему, титулованному поэту, признанному мастеру слова, все же не простили. Все, что писал поэт в этот период, а это стихи, славящие социалистический строй, власть, колхозы, писалось по заказу. И стихам поэта в этот период не хватало искренности, они шли не от сердца.

Война застала поэта в Каунасе. Он остановился в этом городе, возвращаясь из Риги с 1-го съезда советских писателей Латвии. 23 июня Янка Купала возвращается в Минск. Город уже бомбили, от прямого попадания бомбы сгорел дом Янки Купалы, погибли рукописи его стихотворений, огромная библиотека. Купала вынужден был расстаться с родным городом и уехать в Москву, где сразу же включился в работу. К могучей силе поэтического слова Купала присоединяет оружие публициста. Одна за другой появляются его статьи в «Правде», «Известиях», белорусских фронтовых газетах. В этих статьях звучит беспредельная ненависть к фашистским захватчикам: «Если враг сорвет яблоко, созревшее в нашем саду, оно разорвется в его руках гранатой! Если он сожнет горсть наших тяжелых колосьев, зерна вылетят и поразят его свинцовым дождем! Если он подойдет к нашим чистым, студеным колодцам, они пересохнут, чтобы не дать ему воды!» - писал поэт.

Словно могучий колокол звучали его стихи в грозную, суровую годину смертельной борьбы с врагами.

 

Партызаны, партызаны,

Беларускія сыны!

За няволю, за кайданы,

Рэжце гітлерцаў паганых,

Каб не ўскрэслі век яны!

Няхай ваша перемога

Не кідае вас нідзе

Ваша чыстая дарога

Да свабоды давядзе...

 

Так пламенное слово поэта звало к отпору врага.

В октябре 1941 года Янка Купала уезжает в Казань. Там здоровье поэта ухудшилось и в начале лета 1942 года он возвращается в Москву для лечения. Литературная общественность Москвы готовилась отметить его 60-летие, но неожиданная смерть оборвала 28 июня 1942 года его кипучую, полную неустанного горения жизнь. Трагическая смерть Янки Купалы и сегодня остается не выясненной до конца, а ее обстоятельства представляют загадку.

В 1962 году, через 20 лет, урна с прахом поэта поэта была перевезена на Родину. Все было сделано по строго установленной инструкции: нигде, никому, ничего. Поздно ночью урну на машине привезли в музей. А утром отвезли прах на кладбище. Литераторам было рекомендовано идти на кладбище поодиночке, а ведь это было время оттепели – 1960-е годы. Похоронен поэт на Военном кладбище в Минске.

Янка Купала вошел в литературу как великий народный и национальный поэт, певец и пророк белорусского национального Возрождения. Не всякому поэту дано выдержать испытание временем, но для нас Янка Купала и сегодня остается поэтом-современником, хотя его литературный дебют состоялся на заре прошлого века.

 

[Экскурсовод приглашает группу в автобус; группа переходит улицу, автобус следует по ул. Интернациональной, затем налево на ул. Энгельса и налево на пр. Независимости]

Мы продолжаем с вами знакомство с городом. Впереди, слева – панорама Октябрьской площади.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)