АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Автор-составитель: Т.А. Федорцова

Читайте также:
  1. Автор-составитель: Т.В. Биндель

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

«МИНСК – СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Настоящая документация не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения УП «Национальное агентство по туризму»

Минск


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

«Согласовано» Заместитель Министра спорта и туризма Республики Беларусь Ч.К.Шульга «_____»_________________________2006 г. «Утверждаю» Директор УП «Национальное агентство по туризму» Ю.А.Ходько «_____»______________________2006 г.

 

«Минск – столица Республики Беларусь»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

 

Тип экскурсии: обзорная (многоплановая)

Вид экскурсии: автобусно-пешеходная

Продолжительность: 4 часа академических, или 3 часа астрономических

Состав группы: для массовой аудитории

Протяженность маршрута: 60 км

Автор-составитель: Т.А. Федорцова

 

Минск

Содержание экскурсии:

· обзорная экскурсия «Минск – столица Беларуси» показывает город как столицу страны, как ее главный хозяйственный, политический и культурный центр; знакомит с достопримечательными местами города, его архитектурным обликом, основными памятниками прошлого и настоящего, а также его историческим центром; дает представление о некоторых этапах исторического развития Минска и страны и современной жизни города.

 

Цель экскурсии:

· содействовать расширению кругозора и формированию определенных гражданских позиций;

· вызывать чувство гордости за нашу столицу, за ее историческое прошлое и за достижения настоящего;

· способствовать воспитанию любви к родному городу, своему народу и уважения к другим народам;

· воспитывать национальное самосознание, уважение к белорусской культуре и истории;

· привлечь внимание к истории родной страны и вызвать интерес к ее изучению, формировать видение связи между прошлым и настоящим, воспитывать позитивное отношение к сохранению наследия.

 

Задачи экскурсии:

· познакомить с достопримечательными местами города, его архитектурным обликом, наиболее значительными проспектами, площадями, улицами, а также зданиями и памятниками прошлого и настоящего;

· на примере исторических, архитектурных памятников, литературных, природоведческих и других объектов дать представление о некоторых этапах истории города и Беларуси;

· с помощью конкретных объектов показать Минск как столицу страны и раскрыть его роль как главного хозяйственного, политического и культурного центра республики;

· при проведении экскурсии с учащимися на конкретных объектах расширить и закрепить их знания по курсу истории Беларуси.

 

Общие методические указания:

· экскурсовод обязан быть в курсе сегодняшней жизни города и страны, следить за печатью и литературой по теме экскурсии;

· объем материала давать с учетом состава группы, ее подготовленности и уровня знаний, умело подбирать соответствующие приемы показа и рассказа;

· не следует злоупотреблять большим количеством дат, цифр и незначительных фактов;

· следить за чередованием остановок и выходов, больших и малых переездов (переходов), длинных и коротких рассказов;

· иметь при себе портфель экскурсовода с необходимыми репродукциями и цитатами;

· четко указывать время и место сбора группы (если дается свободное время);

· при проведении экскурсии со школьниками не соглашаться на просьбы учителя (воспитателя) на посещение объектов без его присутствия; при возвращении к месту приема группы напомнить не забывать вещи в автобусе и проследить за этим.

 

Маршрут экскурсии:

· место встречи с группой – Привокзальная площадь – ул. Бобруйская – пл. Независимости (остановка) – пр. Независимости – налево на ул. Ленина – пл. Свободы (выход на площадь и к Замчищу) – пр. Победителей – пр. Машерова – ул. Старовиленская – ул. Янки Купалы (выход в Троицкое предместье) – Коммунальный переулок – направо на ул. М. Богдановича – налево на ул. Янки Купалы – ул. Интернациональная (выход в парк Янки Купалы) – налево на ул. Энгельса – пл. Октябрьская – пр. Независимости – пл. Победы (выход к памятнику-монументу) – пр. Независимости – пл. Якуба Коласа – пр. Независимости – пл. Калинина – пр. Независимости – ул. Калиновского – налево на ул. Кедышко – налево на ул. Филимонова – пр. Независимости – место окончания экскурсии.

 

Вступление к экскурсии:

· вступление давать после посадки группы в автобус до начала движения – 2-3 мин.;

в организационной части после знакомства с группой назвать свою фамилию, имя, отчество и представить водителя (если это водитель, прибывший с экскурсоводом); оговорить все организационные вопросы; напомнить, если это школьники, основные правила в автобусе, на остановках, при входе в автобус, выходе из него и о правилах безопасности в пути;

в информационной части дать краткое сообщение о теме экскурсии, упомянуть 2-3 наиболее интересных объекта, не давая их подробную характеристику; не превращать эту часть вступления в краткий конспект экскурсии; назвать место начала экскурсии;

· время, указанное в графе «4», включает как время показа объектов и рассказа о них, логического перехода, так и время переезда автобуса (или перехода группы) к следующему объекту;

· подробная расшифровка содержания информации в графе «5» и методических приемов в графе «7» вызвано самостоятельной работой будущих экскурсоводов в виду отсутствия в данное время школы (курсов) подготовки новых экскурсоводов.

Маршрут экскурсии Места остановок Объекты показа Время (мин) Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов Организационные указания Методические указания
От места встречи с группой – площадь Независимости   Проездом     Площадь, здание ж\д вокзала, башни-близнецы   Введение к теме экскурсии: Беларусь и ее столица.   Привокзальная площадь – ворота города. Формирование площади. Главные здания. Обязательно окончить при подъезде к первому объекту     Если Привокзальная площадь является местом приема группы, показ объектов и рассказ о них давать на остановке Установить эмоционально-психологический контакт с группой. Ярким, образным вступлением помочь настроиться на экскурсию. Вводное слово должно быть динамичным и кратким, не утомлять экскурсантов.   После предварительного осмотра площади и здания вокзала дать краткую справку о формировании площади и зданиях на ней. После показа 11-этажных зданий дать о них справку, обращая внимание на некоторые детали оформления.
  На площади Независимости   Площадь Независимости, Дом правительства, памятник В.И. Ленину герб, флаг     Главный корпус БГУ, корпус пед. университета   Здание управления метрополитена, башня, флюгер, часы.   Здание костела, скульптура Архангела Михаила, «Колокол Нагасаки», памятный знак о В. Омельянюке, дома, площадь     Площадь Независимости – административный центр города, место работы государственных органов. Дом правительства – место работы парламента и Совета Министров. Особенности архитектуры здания. Памятник В.И. Ленину – произведение монументального искусства. Белорусский государственного университет - старейший вуз страны, флагман высшего образования. Минский метрополитен в решении транспортных проблем Горисполком – место работы органа по управлению хозяйственной и культурной жизнью Минска   Костел Св. Симеона и Елены – памятник монументальной архитектуры начала ХХ в. Оформление его территории скульптурой, памятными знаками. Ансамбль из здания костела и соседних домов – пример удачного сочетания старой и новой архитектуры.   Автобус поставить так, чтобы просматривалась вся площадь и объекты на ней.   Показ площади начать с предварительного осмотра, а затем – для ориентировки в пространстве дополнить общим обзором находящихся на ней зданий. Дать справку о реконструкции площади. Показ сложившегося на площади архитектурного ансамбля начать с центрального объекта на ней – Дома правительства, обратить внимание на особенности архитектуры здания в сочетании с памятником В.И. Ленину; в рассказе о государственном устройстве использовать прием объяснения. Все последующие объекты связывать между собой не сложными логическими переходами, а конструктивными: показом формирования площади или нацеливанием на следующий объект. После показа здания БГУ дать ему характеристику как ведущему вузу национальной системы образования. Дать справку о педагогическом университете им. М. Танка.   Жестом направить внимание экскурсантов на здание и сориентировать на башню и ее детали. Дать краткую справку о развитии метрополитена в городе. Объяснить сложности его строительства.   Показать здание как замыкающее сторону послевоенной застройки площади. О деятельности горисполкома дать краткую справку. Логический переход: «Архитектурный ансамбль площади складывался десятилетиями. В ее современную застройку гармонично вписываются и сохранившиеся дореволюционные здания…» После предварительного осмотра здания дать справку о его судьбе, о нынешней святыне костела. Затем объяснить историю его создания, дополнив краткой характеристикой личности Э. Войниловича. Дать краткий анализ архитектуры здания, сочетая с показом мотивов романской архитектуры и деталей готики. Показ скульптуры дать с ее кратким описанием. После показа композиции «Колокол Нагасаки» дать образную справку об истории ее создания. Сориентировать на место памятного знака подпольщикам («справа от костела, за оградой, внизу на углу»), дать краткую справку и описание. С открытием пешеходной зоны на площади, по желанию экскурсовода, можно подойти к мемориальному знаку и с помощью образного рассказа показать деятельность Минского подполья в годы Великой Отечественной войны. Логический переход сделать сразу к двум подтемам (после справки о сменах городского центра): «В момент объявления Минска столицей центр города находился на пл. Свободы. С этой площадью, ее архитектурным обликом и историей мы вскоре познакомимся. Выезжать мы будем по главной магистрали столицы – проспекту Независимости».
Пл. Независимости – пр. Независимости – ул. Ленина – пл. Свободы   Проездом Проспект, здания гостиницы «Минск» и Главпочтамта, жилые дома, административные здания, ГУМ, банк, скульптурные памятники, жилые дома по ул. Ленина.   Проспект Независимости – главная магистраль города. Центральный участок проспекта – памятник архитектуры 50-х годов ХХ в. Своеобразие его застройки.   Начало рассказа о проспекте дать еще на стоянке. Предупредить водителя: о низкой скорости движения по проспекту; о левом повороте на ул. Ленина (у ГУМа), выходе группы на пл. Свободы. Автобус с ул. Ленина поворачивает направо на ул. Интернациональную, у здания Академии музыки – налево и останавливается на площадке за гостиным двором; после выхода из автобуса группа проходит к смотровой площадке. До начала движения указательным жестом показать направление проспекта, дать характеристику его застройке. При показе зданий на проспекте своевременно на них указывать. При проезде по ул. Ленина показать жилые дома, их особенности. Дать справку об улице как главной в дореволюционном Минске, которая вела к центру города – ныне пл. Свободы.
  На смотровой площадке напротив Замчища. Замчище, Троицкое и Раковское предместья, ул. Немига   Замчище – историческая первооснова г. Минска Месторасположение укрепленной части города. Природная защита. Искусственные укрепления – основа мощи Минского замка. Первое упоминание о Минске в летописях. Битва на Немиге. Название города. Минск – город Полоцкой земли, затем Великого княжества Литовского. Городская застройка за пределами замка. Необходимость переноса центра города.   На смотровой площадке выбрать точку осмотра так, чтобы хорошо просматривалось не только Замчище, но и Троицкое и Раковское предместья, ул. Немига. После окончания рассказа группа проходит вдоль гостиного двора к точке осмотра ратуши.   После предварительного осмотра дать общий обзор частей исторического центра, используя как указательный жест, так и словесные указания, куда и на какой объект смотреть. Локализовать местонахождение замка с помощью показа рек Свислочи и Немиги, реконструировать его почти островное расположение. Реконструкцию крепости подтвердить показом рисунка «Минский град ХII в.» (худ. В. Стащенюк). Прокомментировать рисунок. Обратить внимание на въезд, показать второй рисунок «Минская брама». Объяснить понятие «брама», ее объемы, местонахождение. Использовать прием реконструкции исторических событий 1067 г., цитируя отрывки из летописи и «Слова о походе Игоря». При помощи приема объяснения дать представление о происхождении названия Минска. Дать историческую справку о Минске как городе Полоцкой земли и Великого княжества Литовского. Избегать лекционности в рассказе у этого объекта. Логический переход: «На протяжении столетий город формировался вокруг замка. В ХУ1 веке расширение города исчерпало свои возможности и было принято решение о переносе центра на новое место.С этого времени новая площадь и стала определять архитектурный облик города».
  На площади Свободы напротив ратуши   Напротив Гостиного двора   Напротивкостела Пресвятой Девы Марии     Перед местом, где стоял дом с театральным залом     Перед зданием Облсовпрофа, мемориальная доска     Перед зданием Облсовпрофа и домов по ул. Энгельса     Перед комплексом б. костелов     Перед главным фасадом костела Св. Иосифа   У бокового фасада и алтарной части б.костела     Перед главным фасадом храма Площадь Свободы, ратуша, сохрнившиеся здания     Ратуша, башня со шпилем, часы,герб, фасады     Гостиный двор, мемориальные доски     Костел, здания рядом, мемориальные доски на них     Место театра, площадь, Академия музыки, «дом Монюшко»     Здание Облсовпрофа   Здание Облсовпрофа, дома по ул. Энгельса, торговые ряды     Костелы б. бернардинских монастырей     Костел, главный фасад, фронтон, карниз.     Б.костел, башни, фасады, ярусы, грани башен, ротонда, проемы верхних ярусов, фронтон   Главный фасад, башни, фронтон, изображение Богоматери на фронтоне   Площадь Свободы – старейшая площадь города, свидетель многих исторических событий, памятник истории и культуры. Площадь Высокого рынка – новый центр города. Формирование архитектурного ансамбля.   Ратуша – символ самоуправления. Получение Магдебургского права – поворотный момент в развитии Минска, перестройка жизни по европейскому образцу. Ратуша - место работы магистрата. Минск – один из городов ВКЛ. Площадь – административный, торговый и культурный центр Минска. Снос ратуши, причина и повод. Восстановление ратуши.   Гостиный двор – памятник архитектуры и истории ХУШ-ХХ вв. Исторические события, связанные с гостиным двором.   Комплекс коллегиума иезуитов – опорный пункт католического ордена иезуитов, памятник архитектуры, истории, культуры. Возведение коллегиума – завершение архитектурного ансамбля площади. Иезуиты в Беларуси. Земли Беларуси в объединенном государстве Речь Посполитая. Костел Пресвятой Девы Марии – центральная часть ансамбля. Коллегиум иезуитов – памятник архитектуры ХУП-ХУШ вв. и памятник истории. Минск – центр губернии. Здания коллегиума и площадь – воплощение памяти истории Минска и Беларуси. Здание театра – место постановки оперы «Сялянка», знаменательного события в музыкальной культуре Беларуси. С.Монюшко – великий польский композитор и наш земляк.   Здание Облсовпрофа – памятник архитектуры ХVII – ХIХ вв. Характеристика здания. «Присутственные места» во П половине ХIХ в., мужская классическая гимназия в 1 половине ХIХ в. Выпускники гимназии.   Комплекс униатских монастырей, его структура. Цель создания униатской церкви. Ее роль в противостоянии полонизации и русификации. Церковь Св. Духа – доминирующий элемент комплекса, уникальный пример синтеза архитектуры и живописи. Монастыри в системе оборонных укреплений города.   Комплекс б. бернардинских монастырей – памятник архитектуры ХУП в. Костелы – памятник барокко.   1. Здание б. костела Св. Иосифа – тип безбашенного барочного храма.   2. Костел б. женского бернардинского монастыря – памятник архитектуры ХVII в. в стиле барокко. Храм – пример местного направления стиля барокко. Судьба монастырей в ХIХ в.   Главный фасад кафедрального Святодухова собора. Композиция храма. Судьба храма в ХХ в. Главные святыни. Благоустройство территории. Группа стоит в точке лучшего осмотра ратуши и всей площади.     Группа стоит лицом к ратуше в точке лучшего осмотра     В конце рассказа сменить точку осмотра, повернуть группу к Гостиному двору.   Группа стоит лицом к гостиному двору в точке видимости главного и бокового фасадов.     Повернуть группу лицом комплексу зданий бывшего коллегиума.   В конце рассказа у объектов коллегиума группа поворачивается, подходит ближе к ул. Ленина и останавливается у места, где стоял дом с театральным залом. Повернуть группу лицом к ул. Ленина. В процессе рассказа группу поставить так, чтобы был виден «дом Монюшко»     Группу повернуть лицом к зданию Облсовпрофа.     В конце рассказа пройти к месту, откуда просматривается комплекс монастырей.   Группу стоит лицом к зданию Облсовпрофа, домам по ул. Энгельса.     В процессе рассказа менять точки осмотра: к месту, где стояла церковь; потом – к ул. Энгельса и торговым рядам.   В конце рассказа группа проходит к точке одновременного обзора двух бывших костелов.   Группу расположить в точке одновременного обзора Святодуховского собора и б. костела Св.Иосифа. Затем группа переходит к главному фасаду костела Св. Иосифа. Группа для лучшего осмотра стоит на некотором расстоянии от главного фасада. В конце рассказа группа перемещается ближе к костелу Св. Иосифа, поворачивается лицом к зданию бывшего костела женского бернардинского монастыря.     Группа стоит лицом к башням б. костела, спиной ближе к б. костелу Св. Иосифа. В конце рассказа переходит к фасадной части храма.   Группа стоит наискосок от главного фасада, ближе к смотровым площадкам, чтобы не мешать окружающим. В процессе рассказа повернуться к смотровым площадкам. В конце рассказа группа возвращается в автобус. Автобус направляется к путепроводу на проспект Победителей. Использовать панорамный показ площади. С помощью жеста и словесных указаний дать предварительный обзор сохранившихся на ней зданий. Объяснить принципы формирования и особенности застройки площади.     Показ ратуши начать с предварительного осмотра. Объяснить сущность слова «ратуша». Используя прием объяснения, рассказать о сущности Магдебургского права, о вхождении Беларуси в состав ВКЛ. Дать реконструкцию некоторых моментов жизни площади (торговые сделки, праздники, шествия и пр.).   Показ гостиного двора начать с предварительного осмотра. Затем объяснить назначение здания и само понятие «гостиный двор». Затем дать справку о событиях 1917 г. и Фрице Шменкеле. Все объекты на площади связывать конструктивными переходами: показом формирования площади или нацеливанием на следующий объект. Пример одного из вариантов конструктивного перехода: «В поле нашего внимания костел Пресвятой Девы Марии…Недавно отреставрированный и возвращенный верующим он является частью комплекса бывшего коллегиума иезуитов».   После предварительного осмотра объяснить структуру комплекса. Показ сочетать с объяснением появления здесь ордена, причин образования Речи Посполитой, жизни города и страны в новом государстве. Основная особенность экскурсионного рассказа этого объекта – максимальное сочетание с объектами, показ истории штрихами (у конкретных объектов) – справкой, объяснением, описанием. При этом максимально использовать прием локализации места и событий. Завершить показ этой стороны площади справкой о памятнике М.Горецкому (с помощью указательного жеста и конкретной адресности). Один из вариантов логической привязки к следующему объекту: «Площадь Свободы всегда была связана как с политической, так и культурной жизнью города, в частности, с театральной…» Начать с локализации места, где находился городской театр, затем показать фотографию театра из «портфеля экскурсовода», комментируя ее образной справкой о постановке оперы и ее создателях. Справку о местонахождении гостиницы «Европа» дополнить показом ее фотографии (по желанию экскурсовода).   После показа здания как памятника архитектуры дать справку о его перестройке и назначении. Использовать прием локализации судебного процесса, где в числе подсудимых был Якуб Колас. Дать справку о гимназии и ее выпускниках. Вариант логической связки со следующим объектом: «Основой создания этого памятника архитектуры послужил корпус мужского базилианского монастыря. Он был частью комплекса униатских монастырей…» С помощью сохранившихся зданий дать реконструкцию всего комплекса. Потом объяснить возникновение униатской церкви и ее роль в сохранении национальной культуры. После небольшой смены точки осмотра – к месту, где стояла церковь – показать ее расположение в системе как комплекса, так и площади. Подтвердить это показом рисунка (худ. В. Стащенюк). Комментированием рисунка объяснить архитектуру церкви, ее особенности и значимость. На рисунке показать особенности галереи, объяснить перестройку этой части площади и изменение ее названия. Прием локализации места покушения на губернатора Курлова сочетать со справкой о причинах акции (это давать для минских групп, так как одна из улиц носит имя Пулихова). Вариантом логической привязки к следующему объекту может стать показ торговых рядов и справка о них с объяснением их сооружения.на месте стены, отделявшей от площади мужской бернардинский монастырь. Торговые ряды сейчас удачно дополняют архитектурный облик бывшего костела этого монастыря.   Показ объектов начать с приема предварительного осмотра. После уточнения адресности монастырей объяснить структуру композиций.   После предварительного осмотра обратить внимание на главный фасад: фигурный фронтон, карниз - и объяснить тип храма, его распространенность в Западной Европе, появление в Беларуси (в конце ХУ1 в. в Несвиже) Вариант логического мостика к следующему объекту: «Постепенно в Беларуси выработался свой тип барочного храма и сложилось местное направление. Пример такого храма – костел бывшего женского бернардинского монастыря – ныне православный Кафедральный Святодуховский собо»р. После предварительного осмотра показать черты барокко в архитектуре храма. Архитектурными терминами не злоупотреблять, все используемые специальные термины сразу объяснять.   Начать с предварительного осмотра. Затем сравнить главные фасадные части обоих костелов - разное расположение фронтонов. Объяснить изображение на фронтоне. Справки о главных святынях собора дополнить образным пересказом церковного предания об иконе Минской Богоматери и рассказом о деятельности Софии Слуцкой. После предварительного осмотра территории у храма показать детали благоустройства. После заключения о площади как живой и зримой истории города и Беларуси сделать логический переход. Вариант логического перехода: «Площадь поведала нам о пяти веках истории Минска, о зданиях и о людях города, Но знакомство с городом продолжается – на этот раз с современной застройкой этой части района. Автобус направляется на проспект Победителей – одну из главных магистралей Минска».
Площадь Свободы – пр. Победителей – пр. Машерова – ул. Старовиленская – Троицкое предместье   Проездом Панорама проспекта Победителей; дома, скульптурные группы гостиницы, кинотеатр, Дворец спорта   Парк Победы, обелиск «Минск – город-герой»   Парк, Комсомольское озеро, павильон «Белэкспо», парк развлечений   Футбольный манеж, футбольные поля, лыжероллерная трасса, церковь жилой район «Олимпийский», здание университета физкультуры, жилой район «Веснянка», Дворец тенниса, корпуса ПО «Атлант   Проспект Победителей – одна из современных улиц города, центр спортивной жизни Минска и Беларуси. Особенности застройки. Пешеходная зона со скульптурными группами. Дворец спорта – универсальное спортивно-зрелищное сооружение. Памятник-обелиск «Минск – город-герой – увековечение Великой Победы народа и Славы города-героя. Символика памятника. Минск в годы Великой Отечественной войны. Минское подполье, его организаторы и активисты. Герои Советского Союза – подпольщики Минска. Проспект Победителей – одна из городских зон отдыха и развлечений минчан. Минск- город большого спорта. Проспект – средоточие спортивных сооружений. Характеристика спортивных сооружений. Забота государства о здоровье нации. Белорусский Государственный университет физической культуры, спорта и туризма - кузница спортивных кадров. Достижения белорусских теннисистов. Предупредить водителя о замедленном движении по проспекту. Перед подъездом к Дворцу спорта заранее предупредить водителя об очень медленном движении, у обелиска и после него.     Во время рассказа о микрорайоне «Олимпийский» и университете физической культуры предупредить водителя о развороте около поворота троллейбусов налево на ул. Нарочанскую, и продолжении движения по проспекту Победителей в обратном направлении.   Автобус покидает проспект и сворачивает налево, на пр. Машерова, затем на-право на ул. Старовиленскую, по которой направляется к Троицкому предместью. На панораме проспекта показать особенности композиции его застройки. Дать краткую справку о Петро-Павловском соборе. Показом левой стороны проспекта дать характеристику (описание) пешеходной зоны. Показывать здания на проспекте только указанием адресности. О Дворце спорта дать справку.   Заранее сориентировать внимание экскурсантов на обелиск. С помощью показа отдельных элементов раскрыть символику памятника, объяснить присвоение Минску почетного звания города-Героя. Дать образную характеристику деятельности Минского подполья, создав зрительный образ сражающегося города.     Начать с панорамного показа парка Победы и Комсомольского озера. Объяснить их создание. Обратить внимание на здание Национального выставочного центра, своеобразие его архитектуры. При необходимости, дать характеристику (описание) аттракционов парка развлечений и его будущего.   После показа футбольного манежа дать его краткую характеристику, затем справку о футбольном клубе «Смена-Минск». Для смены темы информации переключить внимание экскурсантов на церковь Покрова Пресвятой Богородицы и приходский комплекс. Объяснить историю сооружения образным пересказом церковного предания. Обратить внимание на открывающуюся впереди слева панораму комплекса университета физической культуры, дать его описание. Затем справки о жилом районе «Олимпийский» и микрорайоне «Веснянка». Дворец тенниса показать как одно из первых спортивных сооружений для данного вида спорта и место проведения крупных соревнований. При проезде мимо завода холодильников дать справку о его продукции. Логический переход построить на сопоставлении современной магистрали проспекта Победителей со старым районом города, расположенным на противоположном берегу Свислочи, и отреставрированным кварталом Троицкого предместья
Пр. Машерова – ул. Старовиленская – ул. Янки Купалы – Троицкое предместье     От входа к середине моста   От середины моста к закладному камню   От валуна на дорожку к памятнику   Проездом     На ул. Янки Купалы (выход из автобуса)   На середине мос-та   Перед камнем валуном с иконой     Перед памятником-часовней   У ворот, затем внутри   Перед помнальным столом и валунами с названиями афганских провинций.   Перед скульптурой Ангела-хранителя Панорама района, церковь Св. Марии Магдалины, застройка пр. Победителей, р. Свислочь, «Дом над Свислочью», квартал Троицкого предместья, памятник воинам-интернационалистам.     Панорама Троицкого предместья, панорама комплекса.     валун, икона   памятник-часовня, основной объем, скульптурные группы     Ворота, алтари, иконы, списки с именами погибших, роспись стен и купола     Поминальный стол, валуны с названиями афганских провинций.     скульптура Ангела-хранителя   Панорама комплекса   Сторожевка – один из старых районов города. Переспа – второе название города, место расположения легендарной мельницы Менеска.     Памятник воинам-интернационалистам – мемориальный комплекс сынам и дочерям Беларуси, павшим в разные века на чужой земле. Характеристика памятника, его символика. Закладной камень-валун – начало памятника. История создания мемориала. Его авторы.   Памятник-часовня – композиционный центр мемориала. Символика памятника   Внутреннее оформление памятника-часовни. Алтари, иконы, росписи стен.   Валуны с названиями афганских провинций и поминальный стол как память об афганской войне.     Скульптура Ангела-хранителя – своеобразный памятник всем воинам-«афганцам», умершим от ран после войны.   Памятник воинам-интернационалистам – боль народа и протест против войн Автобус проезжает по ул. Старовиленской и останавливается на пересечении ее с ул. Янки Купалы.   После выхода из автобуса группа собирается на площадке перед мостом.     Группа стоит на середине моста по линии храмов –церкви Св. Марии Магдалины и костела Св. Симеона и Елены. Группу расположить ближе к перилам моста, чтобы не мешать прохожим.   Группа стоит перед валуном с иконой. После окончания рассказа группу провестивдоль памятника ипоставить у поворота к нему. Группа стоит у поворота дорожки в точке наилучшего осмотра. После окончания рассказа подойти к воротам часовни. Если ворота закрыты подойти к правым. Если ворота открыты, группа проходит вовнутрь; экскурсовод стоит между алтарями с иконами «Маці святая Беларусь» и «Евфросини Полоцкой», затем между двумя другими алтарями.     Группу подвести к валунам с названиями афганских провинций и символическому поминальному столу.   Группа стоит у скульптуры Ангела-хранителя.   Дать время на самостоятельный осмотр, предупредить о времени и месте сбора (на площадке за мостом). На панорамном показе района объяснить его название, Дать справку о проезде здесь В. Кюхельбекера. Для активизации внимания привести легенду о Менеске. Обратить внимание на открывающуюся панораму р. Свислочь, современную застройку пр. Победителей и квартал Троицкого предместья. При показе предместья дать о нем только краткую справку как квартале бывшего Троицкого предместья и месте, рядом с которым на небольшом острове посреди реки открыт памятник воинам-интернационалистам.   Панорамный показ мемориала начать с приема предварительного осмотр. В наблюдаемой панораме выделить композиционный центр, а затем остальные объекты.   При показе валуна с иконой использовать прием описания. Объяснить историю создания памятника. Логическая связь со следующим объектом: «Такова история необычного как по замыслу, так и по архитектурно-художественному воплощению памятника-часовни». Начать с приема предварительного осмотра. Объяснить очертание памятника. Дать описание скульптурной композиции памятника. Объяснить его символику. При показе памятника использовать методический прием движения. Местоположение группы у подножья холма дает возможность образного описания стройной композиции памятника от основного объема к его завершению. Объяснить очертания памятника. Показать значимость Евфросинии Полоцкой – святой как для православных, так и для католиков. Дать описание скульптурной композиции памятника. Объяснить его символику. Обратить внимание на списки погибших, на центр храма (капсула с землей) фонарь, струны с колоколами.   Показ каждого объекта начинать с предварительного осмотра, затем переходить к его характеристике. Объяснение афганской войне давать с учетом состава группы После показа памятника объяснить смысл изображенного художником в скульптуре. Вариант логического перехода: «Памятник расположенный между новой и старой застройкой, как бы утверждает, что жизнь продолжается… И город живет и молодеет, сохраняя историческую память не только в памятниках, но и в старых кварталах»
В квартале «Троицкое предместье» Перед застройкой ул. Старовиленской     Перед домом с мансардой   Перед корчмой   Напротив здания с вывеской «Славутыя майстры» и магазина «Вянок»     Перед памятником Я. Дроздовичу.   Во дворике музея М. Богдановича     Во дворе перед зданиями «цырульні» и аптеки Застройка, долина р. Свислочь   Застройка, группы домов, главные фасады, сплошная линия застройки, крыши, слуховые окна, мансарда, фонари, металлические детали     Корчма «Старовиленская»     Дома, вывески     Памятник (фигура Дроздовича, дуб-символ с элементами образов его произведений)   Квартал, улица, музей   «цырульня», аптека.     Троицкое предместье – отражение идей регулярного градостроения 1 пол. ХIХв. Отличительные особенности квартала. Связь архитектуры с ландшафтом. Река Свислочь – элемент пейзажа и комплексной архитектуры квартала.   Улица Сторовиленская – образец ансамблевой застройки начала ХIХ в. Классическая система планировки города. Соединение принципов архитектуры классицизма с народными традициями. Композиционные средства формирования архитектурного ансамбля.     Квартал Троицкого предместья – первый объект Минска полной регенерации архитектурно-градостроительного комплекса Корчма «Старовиленская» - характерная постройка ХIХ в. Корчма – обязательный элемент старых белорусских поселений. Типы корчмы, ее функции. Декоративные украшения Дома на набережной – первые восстановленные здания квартала. Работа архитекторов-реставрато-ров. Книжная крама «Вянок» - стилизация книжной лавки («кнiгарнi») ХIХ в. Название «Вянок» - дань памяти Максиму Богдановичу.     Памятник Язэпу Дроздовичу – увековечение личности талантливого живописца и графика, мастера декоративно-прикладного искусств, этнографа, фольклориста.   Троицкое предместье – место рождения М. Богдановичу. М.Богданович – классик белорусской литературы.   «Цырульня» и аптека – элементы многих старых городских поселений. Их работа в прошлые времена. Группа стоит на площадке у горбатого моста.     Пройти к дому с мансардой   Группа стоит на площадке у дома с мансардой в точки видимости домов.     Группу подвести к входу в корчму. Группа стоит перед воротами справа или слева от входа, чтобы не мешать посетителям   Группа стоит лицом к зданиям. При желании группы посетить галерею «Славутыя майстры» или магазин «Вянок» указать точное время на посещение и место сбора группы после возвращения   Группа стоит лицом к памятнику, ближе к лестнице, чтобы не мешать прохожим. В конце рассказа пройти налево на ул. М. Богдановича до первой арки, войти во дворик музея М. Богдановича   Группа стоит во дворике музея. В конце рассказа подняться по лестнице и пройти по двору мимо Дома природы, здания ЗАГСа, музея истории белорусской литературы и остановиться во дворе зданий аптеки и «цырульні». Группа стоит во внутреннем дворе перед «цырульней» и аптекой. Из-за узкого тротуара и большого шума на проезжей части рассказ об объектах давать во дворе. При желании группы дать время на посещение аптеки. Напомнить номер автобуса, место его стоянки и время отправления. После возвращения группы в автобус проверить, все экскурсанты на месте На панораме застройки Старовиленской улицы дать справку о поселении на Троицкой горе, его названии и о квартале, как объекте, где проводилось первое комплексное восстановление. Затем привлечь внимание своеобразием застройки. Дать ее описание, обращая внимание на сплошную застройку, фасады, композиции объектов, крыши и т.д., а также на сочетание застройки с природным окружением После предварительного осмотра, обратить внимание на застройку улицы как образца ансамблевой жилой застройки нач. ХIХ в. Объяснить регулярный тип планировки. При проведении анализа застройки обращать внимание на отдельные объекты и их детали. Объяснить сооружение высоких крыш домов, слуховых окон, расположение и высоту зданий. Дать справку о мансарде. Показ особенностей архитектурного стиля зданий сочетать с их описанием.   После показа здания корчмы обратить внимание на детали, воссоздающие характер застройки ХIХ в. Объяснить понятия «корчма», дать характеристику ее типов, показав важнейшие функции   Показ здания начать сразу со справкой о его особенностях: «Это трехэтажное здание отступает от красной линии застройки…». Объяснять работу реставраторов, не вдаваясь в технические детали восстановления. После показа магазина «Вянок» объяснить специфику его внутреннего оформления и дать справку о его названии. Логической связкой со следующим объектом может стать информация о деятелях культуры, связанных с Троицким предместьем, где первым называется М.Богданович (в связи с магазином «Вянок»), затем другие, а последним – Язэп Дроздович. После предварительного осмотра описать памятник «вечному страннику». Затем дать образный рассказ о его жизни, деятельности, построив на зрительном ряде символов памятника. После вернуться к образному описанию фигуры «вечного странника». Чуть отойдя от памятника, после небольшой паузы дать справку об ул. Богдановича.   После показа здания музея, справки о нем продолжить рассказ с приема локализации: «С Троицким предместьем связано начало жизни М. Богдановича – здесь он родился…», – и, показав фотографию, дать образную характеристику личности и творчества поэта, цитируя отрывки из его произведений. Справки о зданиях по маршруту давать по мере передвижения группы. При показе здания «цырульні» для активизации внимания рассказать о работе цирюльников в прошлые века. Дать справку о первых аптеках в Минске. Чтобы не мешать работе аптеки, здесь же дать описание ее интерьера, указав детали, на которые следует обратить внимание при самостоятельном осмотре. Вариант логического перехода: «С Троицким предместьем связаны имена многих деятелей культуры и литературы, в том числе и Янки Купалы. Здесь он бывал во время первых приездов с отцом в Минск, здесь некоторое время он жил, в частности, и на этой улице, которая носит имя поэта. Его имя носит и один из красивейших парков города».
Ул. Купалы – Коммунальный переулок направо на ул. Богдановича – налево на ул. Купалы – ул. Интернациональная Проездом Театр оперы и балета, памятник М. Богдановичу, здание «БелЭкспо», парки Марата Казея, Купалы   Театр оперы и балета –один из центров театральной культуры Минска. Памятник М. Богдановичу – увековечение классика белорусской литературы С ул. Купалы автобус сворачивает на ул. Интернациональную. Группа выходит из автобуса, проходит по ул. Я. Купалы до пешеходного перехода, переходит улицу и останавливается после входа в парк После показа здания театра дать о нем справку. Показ памятника М. Богдановича связать с его описанием. Об остальных объектах по маршруту давать справки по мере передвижения.
      У входа в парк Янки Купалы     Перед памятником   У подножья памятника У фонтана «Венок»     У здания музея Янки Купалы       Парк, памятник Янке Купале.   Памятник   Родник, «цветок папоротника» Фонтан, скульптуры девушек, венки     Музей Янки Купалы   Купаловский мемориально-архитектурно-скульптурный комплекс – увековечение памяти народного поэта Беларуси, классика белорусской литературы. Памятник Янке Купале – дань любви и уважения Народному песняру. Приход в литературу. Поэзия Купалы – летопись жизни народа. Символика памятника. Происхождение литературного псевдонима поэта. Фонтан «Венок» - отражениеодного из обрядов древнего языческого праздника «Купалье». Купала в музыке.     Литературный музей Янки Купалы – выставка и хранилище документов о его жизни и творчестве. Создание музея. Предвоенный и военный периоды творчества Янки Купалы. Последний год жизни. Поэтическое наследие Янки Купалы Группа стоит в точке видимости основных частей комплекса.   Группа стоит в 12 – 15 м от памятника     Группа стоит у подножья памятника   Экскурсанты стоят по кругу у бортов фонтана.   Группу по дорожке подвести к литературному музею. Группу расположить справа или слева от входа в здание. После окончания рассказа экскурсовод с группой переходит улицу, следит за безопасностью перехода.   Начать с предварительного осмотра парка, дать справку о Купаловском мемориале, затем о самом парке. Рассказ экскурсовода в парке должен отличаться от остальных частей экскурсии: лексикой, богатым словарным запасом, образностью, словесной эмоциональностью Показ памятника Янке Купале начать с предварительного осмотра, затем дать образное описание памятника, его композиции. При анализе творчества поэта использовать прием цитирования от рывков из его произведений. Показ «цветка» связать с объяснением происхождения псевдонима.   Показ начать с предварительного осмотра. Обратить внимание на композицию памятника. При характеристике праздника Купалье и его обрядов следить за образностью и яркостью изложения материала. Легенды, преданья, связанные с праздником – по выбору экскурсовода. Образный рассказ о музыкальности стихов Купалы связывать их цитированием («Явар з калінай», «Спадчына» или других) – по выбору экскурсовода.   Дать справку о реконструкции парка. Показ музея и рассказ о его создании, о роли В.Ф. Луцевич – локализировать место дома, где жил поэт, а также дать реконструкцию некоторых моментов его жизни.В рассказе о творчестве Янки Купалы в военный период использовать цитирование отрывков из наиболее ярких произведений этого периода (по выбору экскурсовода). Логической связи со следующей подтемой и объектами в парке лучше не искать – это может снять эмоциональность настроения, созданного рассказом о поэте.
Ул. Интернациональная – налево на ул. Энгельса – налево на пр.Независимости – пл. Октябрьская Проездом Площадь Октябрьская, Дворец Республики, Дворец культуры профсоюзов, Музей истории Великой Отечественной войны, сквер, знак «Начало дорог Беларуси»     Проспект Независимости – главная магистраль столицы (продолжение подтемы). Октябрьская площадь – центральная площадь города, один из культурных центров Минска. Дворец Республики – доминанта площади, крупнейший концертный зал страны. Музей истории Великой Отечественной войны – наиболее полное хранилище реликвий и документов периода 1941 – 1945 гг. Знак «Начало дорог Беларуси» - отсчет расстояний до городов Беларуси и столиц соседних государств. Заранее предупредить водителя о замедленном движении по площади, чтобы успеть показать все основные объекты на площади. Начать с панорамного показа площади, после предварительного осмотра перейти к приему предварительного обзора, затем краткой характеристике каждого объекта.
Пл. Октябрьская – пр. Независимости – пл. Победы Проездом Дом офицеров, Дом искусств, здание цирка, детский парк, здание министерства обороны, Дом-музей 1 съезда РСДРП   Наиболее интересных в архитектурном, культурном и историческом отношении зданиях по маршруту экскурсии.   Показ объектов на проспекте начать с Дома офицеров и Дома искусств. Показывать эти и последующие объекты по мере появления и с указанием их адресности. Например: «Справа, сразу за Домом офицеров, на небольшом откосе – желтое здание в псевдорусском стиле…»
Пл. Победы Проездом     На площади Победы     В зале Героев     На площади перед монументом Победы, затем у горельефов   У Вечного огня. Площадь Победы, Обелиск, постамент, орден Победы     Площадь, монумент   Зал Героев, венок Славы, мемориальные плиты с именами Героев   Монумент Победы, бронзовые венки, плиты со звездами, горельефы,     Вечный огонь.     Монумент Победы - памятник в честь бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны. Площадь Победы – одна из самых торжественных и величественных площадей столицы.   Мемориальный зал Героев – память о воинах-освободителях и защитниках, подпольщиках и партизанах.   Монумент Победы. Горельефы: «В бой за Родину!», «Всенародная скорбь», «Партизаны Беларуси», «Победа». Вечный огонь – память подвига народа в годы минувшей войны.   Группа быстро выходит из автобуса на площади. Автобус отправляется на стоянку рядом со сквером. Группа проходит к точке, с которой хорошо просматривается панорама площади (недалеко от подземного перехода). В конце рассказа группа спускается в подземный переход станции метро, проходит в зал Героев.   Группа стоит лицом к Венку Славы. В конце рассказа группа поднимается на площадь к Монументу Победы Группа стоит в точке видимости объектов вокруг монумента. Затем проходит к горельефам. После знакомства с памятником подвести группу к Вечному огню. Дать несколько минут свободного времени и пригласить группу в автобус. В случае необходимости показать место ближайшего туалета. Предварительный осмотр памятника осуществить еще во время проезда по проспекту и сразу же дать его краткое описание.     Дать панорамный показ площади, выделить ее композиционный центр и описать ее архитектурный ансамбль. Затем рассказать о ее названиях, реконструкции. После предварительного осмотра, использовать прием объяснения в показе символики зала. При показе мемориальных плит с именами Героев Советского Союза обратить внимание на то, что это люди разных национальностей. Прочитать слова на стене зала Героев.   После панорамного показа площади объяснить ее композицию, затем перейти к показу горельефов памятника, использовав методический прием движения. Показ памятника и рассказ о нем закончить минутой молчания у Вечного огня.Ввиду эмоциональной законченности рассказа у Вечного огня логический переход сделать в автобусе в начале движения. Вариант логического перехода: «После Великой Отечественной войны, жители Беларуси и Минска совершили подвиг восстановив город.. Вы уже знаете, как сильно был разрушен Минск.Город легче было построить на новом месте, чем восстанавливать руины и пепелища.. Но все же город был восстанавлен там, где он стоял веками».
Пр. Независимости – пл. Якуба Коласа –пр.Независимости – пл. Калинина Проездом Проспект площадь Коласа памятник, корпуса предприятий, Здании филармонии, Нац.Олимп. комитета   Проспект Независимости – главная магистраль города(продолжение подтемы). Особенности застройки второй очереди проспекта. Архитектурно-скуль-птурный ансамбль площади Якуба Коласа – увековечение памяти народного поэта Беларуси. Промышленные корпуса в архитектурном ансамбле города. Предупредить водителя о минимальной скорости движения по площади Якуба Коласа. Так как показ ведется во время движения, стараться заранее ориентировать экскурсантов на восприятие объектов, выделяя их отличительные особенности. Направить внимание экскурсантов на открывающуюся панораму площади Якуба Коласа и до въезда на площадь дать о ней общий материал. Показ конкретных объектов (памятника, скульптурной группы, предприятий и филармонии и др.) и справку о них дать на самой площади.
Пл. Калинина – пр. Независимости     Пл. Калинина, Ботанический сад, парк Челюскинцев, корпуса час. завода, здание БАТУ, вокзал детской ж.д., обсерватория, автовокзал     Жилой район «Восток», здание Нац. библиотеки   Жилой район «Восток», застройка, мозаичные панно, Дом милосердия.       Проспект Независимости – главная магистраль города(продолжение подтемы). Пл. Калинина – начало третьей очереди проспекта. Ботанический сад НАН – крупный научно-ботанический центр страны, уникальный природно-растительный комплекс. Ботанический сад и парк Челюскинцев – любимые места отдыха минчан. Особенности застройки третьей очереди проспекта. Киностудия «Беларусь-фильм» и ее лучшие работы. Национальная библиотека – самое большое книгохранилище страны. Строящееся здание библиотеки – шедевр инженерного решения. Архитектурно-художественный облик района «Восток-1». Пластика объемов зданий, использование цвета. Мозаичные панно на торцах зданий. Архитектурный ансамбль зданий на проспекте – главный фасад района «Восток -1». Дом Милосердия. Его назначение.   Показ проспекта сопровождать характеристикой третьей очереди застройки. Дать справки о названных объектах. О киностудии «Беларусьфильм» в зависимости от состава группы дать образную развернутую характеристику.     При показе здания библиотеки объяснить архитектурные и инженерные особенности сооружения.     При панорамном показе жилого района обратить внимание на архитектурные особенности застройки. После показа мозаичных панно на торцах зданий, объяснить их сюжеты. Показ Дома милосердия сочетать со справкой о его работе. Логический переход: «Архитектурный облик района дополняют декоративные возможности природы, сочетание архитектуры и ландшафта. Художественную выразительность району придают водопады и каналы Слепянской водной системы».
Пр. Независимости – ул. Калиновско – ул. Кедышко – ул. Филимонова – пр. Независимости – место приема группы Проездом Ул. Калиновского, спортивный комплекс, лес, водоем, церковь, гостиница, канал, водопад     Сочетание ландшафта и архитектуры в застройке района «Восток». Спортивные сооружения в городской и природной среде. Слепянская водная система в создании ландшафта района. Водно-парковое кольцо города.   Автобус проезжает по ул. Калиновского. На перекрестке повернуть на ул. Кедышко, затем налево на ул. Филимонова. Направить внимание экскурсантов на открывающуюся панораму леса, водоема, сооружений. Показав здание центра олимпийской подготовки по легкой атлетике, дать о нем справку и обратить внимание на удачное сочетание спортивного сооружения и природных элементов – леса, водоема. Показ церкви сочетать со справкой о ней. О гостинице «Агат» дать справку. Объяснить создание Слепянской системы, как части Вилейско-Минской водной системы и дать характеристику водно-парковому кольцу в городской застройке.
        Заключение. Облик города, его характер, судьба.    

 

Автор-составитель: Т.А. Федорцова


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)