|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПЛОЩАДЬ СВОБОДЫ
Эта площадь хранит в своей памяти историю на протяжении пятисот лет. Отсюда пошел Минск каменный. Здесь поднял он к небу свои башни и купола. К сожалению, многое на этой площади утрачено. Однако площадь выжила и возрождается. В центре площади, как и прежде, возвышается здание ратуши… Восстановлен костел Пресвятой Девы Марии… Отстраивается Гостиный двор… За ним сохранившийся собор Святого Духа, костелы бывших монастырей… Новый центр города в ХVI веке закладывается на ровном плато, которое значительно возвышалось над существующей застройкой. Здесь формируется новая торговая площадь. Она была распланирована по новым принципам градостроительства. Большой прямоугольной площади суждено было стать административным, торговым и культурным центром города. С этого времени началось переустройство этой части Минска, но интенсивное строительство велось здесь только с начала ХVII века. Быстрое развитие город получает, когда становится административным центром самого крупного белорусского воеводства – Минского. Растет его территория, ширится торговля, возникают новые административные учреждения. Формируется архитектурный ансамбль площади. По периметру площади размещаются монументальные здания монастырей, строятся дворцы феодальной знати, дома купцов, богатых ремесленников. Только к концу ХVIII века окончательно сформировался и архитектурный ансамбль площади Верхнего рынка. По своим очертаниям площадь приближалась к квадрату со стороной около 200 метров. В ансамбле площади сочеталась архитектура ренессанса, барокко, классицизма. Ее композиция распадалась на отдельные группы, которые и сейчас образуют интересное сочетание объемов и силуэтов. Огромные для своего времени монументальные строения, расположенные здесь, своими башнями поднимались над городом и придавали Минску выразительный архитектурный облик, определяли его вертикали и силуэт. В начале ХVII века Минск в новых своих границах был обнесен земляным валом с бастионами. Сегодня архитектурный ансамбль площади Свободы – это фрагмент нашей исторической памяти, архитектурного наследия нашего народа. Это исторически сложившаяся художественная общность сооружений и зданий. Какие из этих зданий сохранились?.. Какие исчезли?... На углу Интернациональной и Энгельса не сохранился комплекс доминиканского монастыря. В перестроенном виде дошли до настоящего времени базилианские монастыри – это здание областного Дома профсоюзов и ряд зданий за ним. И на этой же стороне – мужской и женский бернардинские монастыри. Там мы будем в конце экскурсии по площади. С правой стороны площади находился костел и другие сооружения иезуитского коллегиума. Сохранился частично. Не сохранились здания с двух других сторон площади. Центральное место на площади занимала ратуша, недавно восстановленная (2004 г.) по старым чертежам. Монастыри вместе с ратушей сформировали интересный образ этой части города. Путешественники и ученые разных стран, посещавшие Минск в ХVIII – ХIХ вв., отмечали красоту и своеобразие его главной площади. Экономическому развитию города, перестройке всей его жизни по западно-европейскому образцу содействовало получение городом самоуправления. В 1499 году Минску было дано так называемое Магдебургское право (называлось по немецкому городу, где оно впервые появилось; принималось во внимание экономическое положение города). Из белорусских городов раньше Минска его получили Брест (1390 г.), Слуцк (1441 г.), Гродно (1496 г.), Полоцк (1498 г.). В то время это была самая совершенная система городского самоуправления. Власть в городе разделилась между избираемым магистратом и войтом, назначавшимся великим князем. В это время земли Беларуси входили в состав Великого княжества Литовского. С ХIV в. в него входили все земли в границах современной Беларуси. В названии государства не отражалась его суть. Это была Белорусско-Литовская держава, государственным канцелярским языком которой был белорусский. Этот старобелорусский язык по традиции называли русским. Язык же жителей Московского княжества – тогда говорили «Московии» – «московским»; самих же жителей – «москалями», «московитами». На белорусском языке была написана и грамота о даровании городу магдебургского права и о разрешении строительства ратуши. Центром многих европейских городов была рыночная площадь с ратушей. Здание ратуши возвышается в центре площади. Ратуша – символ городского самоуправления. В переводе с немецкого означает «дом собраний». Минская ратуша перестраивалась несколько раз. Сначала была деревянной, но перестраивалась и каменная. В конце ХVIII века зданию ратуши придаются черты классицизма. Это было прямоугольное сооружение, украшенное башней со шпилем. Его фасады имели скромную обработку, только торцы зданий были оформлены портиками и колоннами. Восстановленное здание увенчала В ХVII – ХVIII веке площадь Верхнего рынка стала основным торговым и культурным центром Минска. Тут устраивались шумные ярмарки, на которых можно было не только купить нужные товары и заключить выгодные сделки, но и увидеть выступления бродячих скоморохов, посмеяться над забавными проделками дрессированных медведей, посмотреть батлейку. На площади и в зданиях, расположенных на ней, проводились гражданские и религиозные праздники, устраивались мистерии, шествия, театральные представления. Наиболее значительными были праздники, которые проводились торговыми и ремесленными цехами у ратуши. Каждый цех имел свой штандарт и бубны, поэтому праздничные шествия членов цеха, одетых в яркие жупаны и куртки, с оружием, знаменами и музыкальными инструментами выглядели ярко и торжественно. В начале Х1Х века эти традиции постепенно угасли. В конце ХVIII – начале ХIХ в. в здании ратуши находились суд, магистрат, гауптвахта, музыкальная школа и театр. По праздничным дням на открытой галерее второго этажа ратуши часто играл городской оркестр. В 1851 году городские власти приняли решение о сносе ратуши, и в 1857 году она была снесена. Формальным поводом для сноса ратуши послужило то, что она, «занимая собой часть главной площади, стесняет ее и закрывает вид соборной церкви и вновь строящихся присутственных мест». По воспоминаниям же современников, ратуша была уничтожена потому, что «напоминала жителям о старинных обычаях, о магдебургском праве». На решении о сносе ратуши стоит собственноручная резолюция Николая I. Ни один минчанин не пожелал участвовать в разборе ратуши даже за деньг. К ее сносу привлекли солдат и заключенных Пищаловского замка. С северной стороны к ратуше примыкал гостиный двор – один из интересных памятников архитектуры Минска – сейчас реставрируется.
Здание гостиного двора несколько раз перестраивалось, но первые этажи его, по традиции, до ХХ века отводились под торговые помещения. Само понятие «двор» означало как участок у дома, так и всякое крупное общественное здание. Название «гостиный двор» получилось от «гостьбы», т.е. «места торговли». Существующий ныне каменный комплекс гостиного двора был сооружен в ХVIII веке и, возможно, включил в себя часть более ранних построек. Вначале это было массивное двухэтажное сооружение. Постепенно корпус гостиного двора расширяется, к его стенам пристраиваются другие дома и лавки. Последняя, самая крупная реконструкция этого сооружения проводилась в начале ХХ века. Тогда был достроен третий этаж, центральная часть была выделена фронтоном с растительным орнаментом. После реконструкции в помещении бывшего гостиного двора разместились: отделение Азово-Донского коммерческого банка, купеческий клуб, крупные магазины. В годы первой мировой войны тут находился госпиталь и камерный театр. Это здание непосредственно связано с революционными событиями и становлением Советской власти в Беларуси и в Минске. Об этом сообщает мемориальная доска. Вторая мемориальная доска говорит о том, что в годы Великой Отечественной войны в этом здании был приговорен к смерти (1944 г.) немецкий антифашист Фриц Шменкель, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза (1964 г.). Окончательное завершение архитектурный ансамбль площади получил после возведения здесь комплекса иезуитского коллегиума – опорного пункта католического ордена иезуитов.
Иезуитский коллегиум – так называли свои монастыри иезуиты – занимал западную сторону площади и состоял из двухбашенного костела с великолепным по пластике главным фасадом и прилегавших к нему монастырских зданий. Резиденция иезуитов здесь стала формироваться в середине ХVII века (1654 г.) с подаренной ордену небольшой усадьбы, которая находилась на углу улицы Революционной (бывшей Койдановской) и площади. В Беларуси иезуиты появились значительно раньше – в 1564 году. Члены общества «Иисуса», как назывался этот католический монашеский орден, - это отряд верных и беспредельно преданных католицизму людей. В это время земли Беларуси уже входили в объединенное государство – Речь Посполитую (после Люблинской унии 1569 г.). Великое княжество Литовское, опасаясь новой войны с Московским княжеством, вынуждено было пойти на государственный союз с Польшей – тогда говорили «Короной». И через несколько десятков лет (с 1696 г.) государственным канцелярским языком будет объявлен польский. Прежние документы, написанные на белорусском языке, сохранят свою силу и значение. Постепенно иезуиты расширяли свои владения. Получив поддержку местной магнатской верхушки, иезуиты начинают перестраивать свою резиденцию. Была построена новая школа (1699 г.) – ныне здание музыкальной гимназии-колледжа при Академии музыки. Иезуиты всегда уделяли много внимания школе – и в постановке школьного дела они превзошли другие конфессии. Образование они давали хорошее. Рядом с школой было начато строительство костела Иисуса, Марии и Св. Барбары (1700 г.). В планировочной структуре всего ансамбля иезуитского коллегиума центральное место занимает костел Иисуса, Марии и Святой Барбары, переименованный позже (1820г.) в Мариинский. После недавней реконструкции теперь здесь кафедральный костел Пречистой Девы Марии. Бушевавшая в Европе Северная война и частые захваты Минска воюющими сторонами – то шведами, то русскими - не помешали освятить новый костел (1710 г.). Дальнейшая его отделка и достройка продолжалась еще довольно долго, а башни были закончены только к 1730 году. Последним этапом формирования ансамбля стало сооружение здания самого коллегиума (окончательно завершено к 1750 г.). Костел отодвинут в глубину квартала. На главном фасаде две пятиярусные башни. В глубоких нишах второго яруса башен размещались деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла. А фронтон на уровне третьего яруса украшала фигура Богоматери с младенцем. На третьем и четвертом ярусах были установлены колокола. Храм представляет собой прямоугольное в плане здание. Интерьер храма был украшен орнаментальной и фресковой росписью, деревянными скульптурами местных мастеров, большим количеством полотен, среди которых были работы академика Петербургской Академии художеств И. Олешкевича (1777 – 1830). Он наш земляк - родился в Радошковичах. Иезуитский коллегиум был в свое время одним из самых значительных сооружений на площади. Есть сведения, что во время Северной войны в 1806 году, когда в Минске стояли союзные войска, здесь останавливался Петр I. Когда город заняли шведы, у иезуитов останавливался Карл ХП, а через В здании слева от костела, где ныне музыкальный лицей, а раньше была школа иезуитов, в конце ХVIII века размещалась резиденция губернатора, которая находилась здесь до 1917 года. Центром губернии Минск стал в 1796 году, через три года после второго раздела Речи Посполитой, когда земли центральной Беларуси были присоединены к Российской империи. Название города перекочевало с польских карт и стало общеупотребительным как Минск. В доме Минского губернатора в 1821 – 1822 годах часто бывал и работал в его библиотеке декабрист Никита Муравьев. В эти годы он начал писать первый вариант своей конституции, который вошел в историю как «Минский вариант». На здании большая мемориальная доска с бронзовым барельефом Н. Муравьева. Раскрытая книга символизирует его главный труд – конституцию. На доске надпись: «В 1821 – 1822 гг. это здание посещал руководитель Северного общества декабристов Н.М. Муравьев». В бывшем доме губернатора работало первое правительство советской Беларуси, образование которой было провозглашено в Смоленске (1 января 1919 года). Мемориальная доска увековечивает первое место работы правительства БССР. После Октябрьской революции 1917 года и образования БССР бывший коллегиум стал местом расположения первых правительственных органов республики вплоть до окончания строительства Дома правительства (1934 г.). Площадь еще с 1917 года стала называться площадью Свободы – тогда говорили «Пляц Волі». Названию города вернули историческую форму – Менск (до 1939 г.), но только в белорусском языке. На этой стороне площади в доме – он последний перед высотным зданием, что на углу площади и Немиги – некоторое время (1922 – 1925 гг.) размещался Институт белорусской культуры – предшественник Национальной Академии Наук. В угловой части дома установлен памятник репрессированному писателю Максиму Горецкому (1899 – 1939), автору первой «Истории белоруской литературы» (1920 г.) – одному из основателей белорусской прозы. Площадь Свободы всегда была неразрывно связана как с политической, так и культурной жизнью города, в частности с театральной. На ней были сосредоточены почти все театральные здания. Первый театральный спектакль в Минске состоялся более 300 лет назад – в 1689 году – в здании школы иезуитов. Представления шли в некоторых других зданиях на площади и в специально отреставрированном под театр доме (1825 г.) С этим зданием городского театра связано одно из знаменательных событий в музыкальной культуре Беларуси.
Здание городского театра располагалось справа от нынешнего здания Академии музыки [показ фотографии]. Рис. 3. Вывшее здание городского театра. Фото 3. Позняка. 1969 г.
Вот так выглядело это историческое здание. Здесь в 1852 году была поставлена первая белорусская национальная опера «Сялянка», либретто для которой написал В. Дунин-Марцинкевич (1807 – 1884), а музыку С. Монюшко (1819 – 1872) и Е. Кржижановский. Монюшко в будущем станет гордостью польской национальной музыки, а Дунин-Марцинкевич – одним из зачинателей новой белорусской литературы, первым профессиональным белорусским писателем. Это историческое здание было снесено в 70-е годы прошлого столетия [убрать фотографию дома]. Сейчас часть места, где стоял театр, займет гостиница «Европа», хотя прежде она стояла справа от театра, занимая и часть нынешней улицы Ленина с бульваром. Гостиница будет восстановлена, но не в таком виде, как прежде. Прежней будет только оболочка здания [показ фото]. Рис. 4. Гостиница «Европа». Фото Евзерихина. 1930 г.
Прежде она выглядела так… Довольно внушительный и представительский вид. Как будет выглядеть – в скором времени увидим [ убрать фото]. Восстановление гостиницы на месте бывшего театра снимет и возможность восстановления здания театра в будущем. Жаль… Была бы хорошая, почти соседская связь: дом, где исполнялось одно из музыкальных творений С. Монюшко, и домами, где он учился и жил.
[Группу поставить так, чтобы был виден «дом Монюшко»] На улице Энгельса, в угловом доме, в 30-е годы ХIХ века в квартире на втором этаже жил С. Монюшко. Сюда он переехал со своей семьей из имения Убель под Смиловичами. Там он родился, там прошло его детство, там, у матери, получил начальное музыкальное образование, затем продолжил обучение в Минске. На здании установлена мемориальная доска. Гимназия, которую он посещал, находилась рядом – в здании, где сейчас располагается областной Дом профсоюзов. Правда, здание тогда выглядело иначе. [Группа становится лицом к Облсовпрофу]
Это здание – памятник архитектуры ХVII – ХIХ веков, одно из немногих, дошедших до нашего времени административно-общественных сооружений Беларуси. Все его фасады имеют декоративную обработку в стиле классицизма. Чтобы избегнуть монотонности, пластически выделена его средняя часть. Такой вид постройка приобрела во второй половине ХIХ века (1852 г.). Здесь разместились различные губернские учреждения, или, как тогда говорили «присутственные места». С залом суда на втором этаже связан первый судебный процесс над представителями белорусской демократической интеллигенции. В числе подсудимых был Якуб Колас – в те годы молодой учитель Константин Михайлович Мицкевич. Этот судебный процесс впоследствии он описал в трилогии «На росстанях». До перестройки здания в начале ХIХ века здесь находилась гимназия – первое в городе «классическое учебное заведение». Ее предшественницей была школа, основанная иезуитами в ХVII веке и преобразованная в ХVIII веке в светскую. Позже (1799 г.) школа, переименованная в дворянское училище, была переведена в это здание. В 1803 г. училище стало гимназией. Мемориальная доска на здании называет имена некоторых выпускников. В Минской гимназии получили образование выдающиеся деятели науки и культуры: композитор Станислав Монюшко (1819 – 1872), археолог, этнограф Евстафий Тышкевич (1814 – 1973), поэт и основатель «Общества филоматов», друг Адама Мицкевича – Томаш Зан (1796 – 1855), востоковед, писатель, редактор самого популярного в то время в России журнала «Библиотека для чтения» Осип Сеньковский (1800 – 1838) и многие другие. После пожара 1835года для гимназии было построено специальное здание. Оно находилось в конце бульвара по нынешней ул. Ленина, почти рядом с ул. Карла Маркса. Вот несколько имен из тех, которые учились в новом здании гимназии: участник восстания 1863 года, исследователь Сибири и Байкала Бенедикт Дыбовский (1833 – 1930), его брат, ученый с мировым именем Владислав Дыбовский (1838 – 1910); исследователь Перу и Гвианы Константин Ельский (1837 – 1896), белорусские поэты Янка Лучина (1851 – 1897) и Ядвигин Ш. (1868 – 1922), художник Фердинанд Рущиц (1870 – 1936) и др. Интересна история создания этого памятника архитектуры. Основой его послужил корпус мужского базилианского монастыря. Он был частью комплекса униатских монастырей.
Весь комплекс состоял из церкви – она не сохранилась – и двух монастырских корпусов: справа, в котором была гимназия – мужской, а за ним, слева, двухэтажный – женский. Ансамбль монастырей был заложен в начале ХVII века. Корпус мужского монастыря столько раз менял хозяев и, следовательно, внешний облик, что в нем сегодня трудно узнать бывшую обитель. Он построен в виде замкнутого четырехугольника с внутренним двором – такая конструкция, напоминающая замковую, позволяла использовать монастырь в оборонных целях. Часть корпусов до сих пор сохранила внутреннюю планировку ХVII века с галереями, переходами, сводчатыми потолками. Униатские храмы и монастыри начали создавать в Беларуси после Брестской унии 1596 года, по которой православная церковь на землях Речи Посполитой вовлекалась в сферу деятельности Папы Римского. Возникновение униатской церкви связано с попыткой Ватикана иметь возможность своего влияния на востоке. Униаты сохраняли обряды православной церкви и богослужение на церковнославянском, белорусском (на Украине – украинском) языках. Уния не оправдала надежд Ватикана, хотя (к концу ХVIII века) по количеству церквей в Беларуси заняла первое место. Эти монастыри принадлежали униатскому ордену василиан, или базилиан. При монастыре существовала школа, где изучались греческий, старославянский, белорусский и польский языки, работала типография. В монастырской библиотеке было собрано множество книг, документов, редких рукописей, в том числе белорусско-литовская летопись – «Никифоровская». Униатская церковь стала преградой для полонизации белорусов в ХVIII веке, так как белорусский язык был одновременно языком народа и церкви. После подавления восстания 1830 года униатство было запрещено (1839 г.) как основная преграда русификации края. Униаты хорошо знали, что они не поляки и не русские. Уже через год (1840) Беларусь получает унизительное название – Северо-Западный край. Униатские храмы и монастыри передали православному духовенству. Многие из них были перестроены. Такая же судьба постигла и униатскую церковь Святого Духа – уникальный памятник эпохи Возрождения в Беларуси.
[Группу поставить лицом к месту, где стояла церковь]
Церковь Святого Духа стояла на углу, рядом с мужским монастырем, слева от него, и являлась доминирующим элементом всего комплекса. Главным фасадом она выходила на площадь к ратуше. С женским монастырем соединялась переходом [показ рисунка худ. В. Стащенюка]. Здесь поместить сканированный рисунок На этом рисунке церковь в комплексе с монастырями: справа от нее – мужской, за ней – женский. С женским монастырем церковь была связана крытой галереей. В архитектуре церкви были использованы элементы готики, но главный западный фасад представлял собой легкую ярусную композицию, заполненную фресками с изображениями святых. Аналогичный прием синтеза архитектуры и монументально-декоративной живописи практически не встречается в культовой архитектуре Европы и является спецификой зодчества Беларуси в эпоху Ренессанса. Переход из церкви в здание женского монастыря проходил над улицей – длинной узкой галереей крепостного типа, под которой располагались арки для проезда. Маленькие окна галереи были похожи на бойницы. Это говорит, что монастырский комплекс использовался еще и был как военная крепость [убрать рисунок]. Монастырский комплекс занимал выгодное для обороны положение, он находился в наиболее высокой части города. Рядом с униатскими монастырями, но десятилетием ранее был заложен доминиканский монастырь, ныне не сохранившийся. Он располагался на левой стороне современной улицы Энгельса, а костел выходил главным фасадом на площадь Верхнего рынка. Комплекс доминиканского монастыря играл роль одного из оборонных форпостов города. Проезжавшие через Минск путешественники отмечали великолепие и богатство доминиканского костела, бывшего в ХVII веке главным католическим храмом городского центра и восхищавшего всех своим органом. В ХIХ веке была снесена галерея и перестроена до неузнаваемости церковь Святого Духа. Перестроенное в псевдорусском стиле здание стало православным Кафедральным Петро-Павловским собором. От этого собора в 60-х годах ХIХ века площадь Верхнего рынка получает название – Соборная (впервые это название появляется в документах, начиная с 1866 г.). Здесь на Соборной площади у парадного входа в храм по приговору революционной подпольной организации (27 января 1906 года) было совершено покушение на губернатора Минска Курлова, отдавшего приказ расстрелять митинг на Привокзальной площади. Эту акцию подготовил и пытался осуществить революционер И. Пулихов. Снесен собор в 1935 г. Ныне нет уже на площади многих монастырей, храмов, домов. Но главное в облике площади сохранилось в неприкосновенности. Многое из утраченного, как мы уже знаем, пытаются восстановить. В том числе и находящиеся здесь торговые ряды.
[Повернуть группу в сторону торговых рядов] С начала Х1Х века торговые ряды огибали полукольцом одну из сторон костела. Ряды образуются многократно повторяющимися, одинаковыми по размеру ячейками. Каждая из них образовывала отдельную лавку. Минчане называли их «виленчуками», так как здесь торговали виленские купцы. На месте торговых рядов когда-то была стена, которая отделяла от площади бернардинские монастыри. Согласно городской легенде, где-то под торговыми рядами проходит один из нескольких подземных переходов, соединяющих монастыри.
[Перейти к точке одновременного обзора двух костелов] Комплекс состоял из двух монастырей: справа – мужского, впереди – женского. Они имели в своих ансамблях изящные костелы, которые выходили на площадь своими боковыми фасадами.Вокруг костелов располагались монастырские корпуса, хозяйственные постройки. Они создавали замкнутые композиции с внутренними двориками – это соответствовало типичной схеме католических монастырей того времени. Комплекс бывших бернардинских монастырей является памятником архитектуры ХVII в.
[Подойти к главному фасаду костела Св. Иосифа] Костел Св. Иосифа выходил своим главным фасадом на бывшую Бернардинскую улицу. На его отделку было обращено все внимание создателей. Его венчал фигурный фронтон, отделенный от стены массивным карнизом, как это обычно делали в безбашенных храмах. Такой тип безбашенного храма был очень распространен в Западной Европе. Первый в Беларуси безбашенный храм был построен в Несвиже. Однако постепенно в Беларуси выработался свой отличительный тип барочного храма, и сложилось местное направление, известное как «виленское барокко». Примером такого храма является костел бывшего женского бернардинского монастыря.
[Группу повернуть к костелу бывшего женского монастыря] Костел был построен (1642 г.) на одной из самых высоких точек города. Его башни до настоящего времени занимают важное место в городском силуэте. Белорусские барочные храмы двухбашенные. Фигурный фронтон, непременная деталь барокко, уже не доминирует в композиции фасада, а располагается между двумя многоярусными башнями, на которых и сосредоточено все богатство внешней отделки. Красота этих построек главным образом в стройности высотной композиции. Для белорусского барокко характерна высотность, вертикальность композиции, вытянутость линий. Волнообразные покрытия, сложный силуэт и сквозные проемы верхних ярусов придают башням ажурность и легкость. Декоративная обработка яруса увеличивается кверху вместе с уменьшением масштаба пластики, т.е. чем дальше вверх, тем больше барочных форм. Сейчас здесь размещается православный Святодуховский кафедральный собор. Бернардинские монастыри были закрыты после подавления национально-освободительного восстания 1863 – 1864 гг. В их корпусах содержались многие его участники. В стенах бывшего женского монастыря работала следственная комиссия, несколько лет содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь классика белорусской литературы В.Дунина-Марцинкевича – Камилла. После Октябрьской революции монастырь был закрыт. Богослужения возобновились в 1943 году. В 1986 году на башнях были установлены колокола, фронтон украсила мозаика. На фронтоне дано изображение Богоматери. Во времена сооружений барочных храмов на их фронтонах живопись не предполагалась. Сравним фасадные части обоих бывших костелов… У костела Св. Иосифа фронтон доминирует в композиции фасада – здесь располагается между двумя многоярусными башнями.
[Группа переходит к фасадной части храма]
В иконостасе собора есть целый ряд замечательных икон московской академической школы. Но самая ценная реликвия – чудотворная икона Богоматери, именуемая Минской. По преданию, этот образ был написан самим евангелистом Лукой. Киевский князь Владимир, креститель Руси, привез список с этой иконы из Византии в 989 году и установил в киевской церкви. В ХV веке на Киев напали крымские татары, образ бросили в Днепр. Вопреки всем законам физики, чудесным образом икона поплыла не вниз по течению, а вверх, и 26 августа 1500 года минчане увидели на Свислочи необыкновенное сияние и обнаружили у берега икону. С тех пор 26 августа отмечается как праздник иконы Минской Богоматери. Она считается покровительницей города. Недаром изображение Богоматери появилось на гербе Минска. Чудотворная икона установлена в торце левого нефа кафедрального собора. В соборе в специальной раке хранятся мощи блаженной Софии Слуцкой, защитницы православия на белорусских землях. Над ракой находится ее образ. Праведная София была последней представительницей славного рода князей Слуцких, потомков великого князя Ольгерда. София вышла замуж за католика Януша Радзивилла, но осталась в православии и стала защитницей слуцких православных святынь. Именно благодаря ей Слуцк остался православным городом. Умерла София Слуцкая в возрасте 26 лет. Ее муж – князь Януш Радзивилл – впоследствии издавал грамоты в поддержку православия, глубоко уважая завещанные благочестивой Софией традиции. София Слуцкая была причислена православной церковью к лику Святых. До середины ХХ века кафедральный собор Святого Духа, бывший костел бернардинок, со всех сторон окружали старинные кварталы. Реконструкции послевоенных десятилетий оголили холм перед храмом. Недавно он был благоустроен, здесь появились смотровые площадки и фонари напротив собора. К сожалению, фонари изготовлены в стиле классицизма, в то время как собор представляет пример архитектуры барокко. На этом наше знакомство с площадью Свободы закончилось. Она показала, что нам есть на что смотреть, есть чем гордиться и как много ещё можно о ней узнать. С возрождением исторической площади увеличилось её эмоциональное воздействие – и теперь минчане ведут гостей сюда, когда хотят показать Минск. Площадь поведала нам о своей истории и, значит, пяти веках истории Минска, о зданиях и о людях города, знакомство с которым мы продолжим. На этот раз – с современной застройкой этого района.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |